DOI 10.47643/1815-1329_2023_9_23
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОЙ АКСИОЛОГИИ ON THE QUESTION OF LEGAL AXIOLOGY
ИВЛИЕВ Павел Валентинович,
кандидат юридических наук, доцент института по кафедре гражданского права и процесса
Академии ФСИН России.
390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1.
E-mail: ivliev_pv@mail.ru;
КОНДРАШОВ Сергей Вячеславович,
кандидат юридических наук, старший преподаватель института по кафедре кафедры гражданского права и процесса ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний». 390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: svinin-pavel@mail.ru;
IVLIEV Pavel Valentinovich,
PhD in Law, Associate Professor of the Institute for the Department of Civil Law and Process of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan, st.Sennaya, 1. E-mail: ivliev_pv@mail.ru;
KONDRASHOV Sergey Vyacheslavovich,
PhD in Law, Senior Lecturer at the Department of Local Law and Process of the Federal State Educational Institution of Higher Education "Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service". 390000, Russia, Ryazan, st.Sennaya, 1. E-mail: svinin-pavel@mail.ru
Краткая аннотация: Правовая аксиология представляет собой сложное многоаспектное явление, проявляющееся в комплексе нормативных значений, имеющих ценности в отношении права. Институциализируясь, право воплощает в себе совокупность ценностей, оказывающих важное правовое воздействие на правосознание. Право является социальной ценностью, обладает объективными свойствами, выступает в качестве существенного общественного блага, отвечающего коренным потребностям цивилизации. В настоящем исследовании анализируются компоненты, обуславливающие ценность права.
Abstract: Legal axiology is a complex multidimensional phenomenon, manifested in a complex of normative meanings that have values in relation to law. Being institutionalized, law embodies a set of values that have an important legal impact on legal consciousness. Law is a social value, has objective properties, and acts as an essential public good that meets the fundamental needs of civilization. This study analyzes the components that determine the value of law.
Ключевые слова: право, ценность права, правосознание, правовая идеология, правовая культура.
Keywords: law, value of law, legal consciousness, legal ideology, legal culture.
Для цитирования: Ивлиев П.В., Кондрашов С.В. К вопросу о правовой аксиологии // Аграрное и земельное право. 2023. № 9(225). С. 23-25. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_9_23.
For citation: Ivliev P.V., Kondrashov S.V. On the question of legal axiology // Agrarian and Land Law. 2023. No. 9(225). pp. 23-25. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_9_23.
Статья поступила в редакцию: 20.08.2023
Введение. Ценность права заключается в его функциях, в эффекте, которое оказывает целенаправленное использование свойств права. Можно указать на три момента права, в котором обнаруживается его ценность. Первое. Это нормативность права. Особенно это имеет значение для стран с федеративным устройством, где принципиально важно добиться одинакового юридического порядка, одного правового режима, постоянно действующего и непрерывного во времени. Второй момент, это возможность или способность на такие абстракции, которые способны единым правилом охватывать множество случаем, к которым может быть применено одинаковое правовое регулирование. Третий момент заключается в возможности способов правового регулирования, которые могут обеспечить ожидаемый, запрограммированный правовой эффект.
Цель исследования. Целью настоящего исследования является выяснение роли права не только как инструмент регулирования, но и как ценность для цивилизации и культуры общества, как институт, умеряющий произвол государства, обеспечивающий упорядоченную свободу и справедливость, воплощающий в жизнь принцип верховенства права.
Методы. В данном исследовании применяется описательный и перспективные методы. Посредством описательного метода анализируются объективные свойства права как ценности для цивилизации и культуры. А с помощью перспективного метода рассматриваются преимущества, которые дает понимание права с точки зрения правовой аксиологии для правосознания общества.
Для боле полного понимания темы настоящего исследования необходимо сформулировать определения правовой аксиологии. Так вот под правовой аксиологией можно смело понимать науку, которая изучает ценности и идеалы, лежащие в основе права. Она помогает понять, какие ценности общества отражаются в правовых нормах и как они влияют на развитие правовой системы.
Право - это система общеобязательных, формально - определенных правил поведения, установленных или санкционированных государством, регулирующих общественные отношения между субъектами, наделенными субъективными правами и юридическими обязанностя-ми[2].
В современном обществе право играет огромную роль. Оно регулирует все сферы жизни - от экономики до культуры и образования.
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 9(225)
При этом, чтобы право было эффективным, оно должно соответствовать ценностям общества. Именно поэтому правовая аксиология является важной дисциплиной.
Одной из главных ценностей, которые отражаются в праве, является справедливость. Справедливость - это принцип, согласно которому каждый человек должен получить то, что ему положено. В праве справедливость проявляется через принципы равенства перед законом и равенства возможностей.
Еще одной важной ценностью, которая отражается в праве, является свобода. Свобода - это принцип, согласно которому каждый человек имеет право на свободу мысли, слова, совести и действий. В праве свобода проявляется через гарантии прав граждан на свободу выражения мнения, свободу передвижения и свободу выбора профессии.
Также необходимо отметить, ценность обычного права. Обычное право построено на паритете, равенстве нравственного и правового начал, на соответствии внутреннего нравственного императива внешней правовой обязанности [1].
Еще одной важной ценностью, которая отражается в праве, является ответственность. Ответственность - это принцип, согласно которому каждый человек несет ответственность за свои действия. В праве ответственность проявляется через установление наказания за нарушение закона.
Однако, помимо этих ценностей, существует еще множество других, которые отражаются в праве. Например, это могут быть ценности традиций и культуры, ценности экологии и здоровья, ценности семьи и детей и т.д. Каждая из этих ценностей влияет на формирование правовой системы и на то, как она будет регулировать жизнь общества.
При изучении правовой аксиологии надо учитывать, что ценность права не ограничивается, заложенными в него свойствами. Право представляет собой опорный элемент цивилизации и культуры. Право не только формирует цивилизованное общество, но и вбирает в себя ценности цивилизации и культуры.
С прагматической стороны право, как социальный регулятор имеет инструментальную ценность. В этом смысле право представляет собой нормативное институционное образование, имеет такие свойства как нормативность, формальная определенность, высокую государственную обеспеченность.
Будучи порождением государства, право получило относительную самостоятельность и противостоит государству, в этом смысле оно возвышается над государством, воплощая принцип верховенства права. При этом, право постоянно формируется государством. С прагматической точки зрения право является опосредующим звеном при реализации других ценностей товарно-денежных институтов, управления, демократии, морали, культуры и проч. Благодаря этой функции право позволяет ввести в социальную жизнь всеобщую, стабильную, строго определенную систему масштабов поведения, функционирующее постоянно и непрерывно во времени. Право, таким образом, образует, прежде всего ценность, как инструментальную ценность, обеспечивающего функционирование других социальных институтов.
Ценность права можно рассматривать в более высоком, так сказать, в эминентном смысле, как масштаб социальной свободы и активности людей. В этом смысле право также выступает как регулятор, но регулятор, имеющий ценность в смысле упорядочения социальной свободы и справедливости. Учитывая характеристики права как меры свободы, право противостоит политической власти, также как естественное право противостоит позитивному праву или частное право противостоит праву публичному.
Таким образом, право как ценность объединяет другие общественные ценности, которые противоположны друг другу и в то же время не могут существовать одно без другого.
Даже в авторитарных и тоталитарных государствах право представляет собой упорядочение государственного произвола, каким этатистским он бы не был. Главное в этом вопросе - это связь субъективных прав и свобод с позитивным правом. Сдерживаемая в тоталитарных или авторитарных государствах тенденция к движению в сторону увеличения объема прав и свобод является перманентной. Напротив, в демократических обществах свобода может обернуться индивидуальным произволом. В обоих случаях право обусловлено потребностью внести в социальную жизнь организованность и порядок, при обеспечении социальной свободы, активности и ответственности.
Таким образом, ценность права в прагматическом и эминентном смыслах взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Ценность права выражается также в процессе выработки и формализации правовых начал или правовых аксиом. Как правило, такие аксиомы фиксируются в категориях законности, презумпции невиновности и т.д. Однако дело не в том, чтобы составить перечень этих аксиом. Поскольку право это общественное явление, то важно, чтобы они «впечатались» в общественное сознание, образуя развитое правосознание. По своей сути правосознание есть представление людей о праве, субъективное отношение к самому праву, его ценностям. Оно может быть индивидуальным или массовым. Однако поскольку теория права изучает право как общественное явление, то индивидуальное регулирование становится объектом изучения как часть массового. Правосознание является объединяющей формой для ценности права прагматическом и эминент-ном смыслах, являясь, по сути, правовой идеологией.
В качестве критерия ценности право можно назвать различные показатели, например, состояние законности в обществе, уровень свободы, гуманизм и прочее. Но в наиболее общем смысле в качестве такого критерия можно назвать правовой прогресс. Право есть выражение социального прогресса, его реализация и гарант. Воплощаясь в социальном прогрессе в праве проявляется его собственный правовой прогресс. Но право не просто связано с прогрессом общества, с его поступательным движением, а является инструментом. Прогресс права можно рассматривать с разных сторон: с социально-политической и со специально-юридической. В первом случае прогресс права состоит в развитии права в мировой истории, при котором с его помощью утверждаются общечеловеческие ценности, формируется гражданское общество. Со специаль-
но-юридической стороны в праве накапливаются элементы правовой культуры, проявляющееся главным образом в движении от запретов и обязываний к дозволениям. При таком положении дел общество приобретает характер самоорганизующейся системы, в котором повышается удельный вес субъективных прав. Механизмы правого регулирования в таком обществе построены на доминирующем значении юридических дозволений, выражающих степень гарантированности свободы поведения личности, упрочения ценности права. Развиваясь в направлении специально-юридического содержания в данном случае также можно рассмотреть право с прагматической и эминентной стороны. С точки зрения правовой прагматики ценность права проявляется в усовершенствовании правовых ценностей - юридического инструментария, всего комплекса регулятивных и охранительных средств. Следует отметить, что изучение права в генезисе позволяет сделать вывод о типичном развитии права почти во всех цивилизациях. Так, правовые памятники древних цивилизаций правовые памятники (законы Ману, Законы XII таблиц, хеттские законы), средневековья (Салическая Правда, Русская Правда) по технико-юридическим характеристикам очень схожи. Все они представляют собой компиляции, состоящие из трех элементов: 1) решение конкретных дел; 2) обычаев; 3) обобщенные правотворческие постановления. С течением времени, с развитием цивилизаций тот или иной элемент приобретал доминирующее значение, что становилось основой для формирования правовых систем. Этот исторических экскурс показывает, что изучая правовую систему конкретной страны, можно сделать выводы о ценности права в отношении однотипных правовых систем. Западные правовые ценности фундаментально отличаются от правовых ценностей, присущих другим цивилизациям[3].
Заключение. Таким образом, было установлено, что существуют две ценности права, объединяемые в правосознании. Но правосознание становится дифференцированным внутри самого себя и принимает форму правовой идеологии - правосознании, не проявляющееся в практической деятельности. О правовой идеологии можно сделать вывод только по правовой доктрине, действующей в государстве. А правовая идеология в практической деятельности - это правовая культура, проявляющая в деятельности от принятия закона до применения права.
Библиография:
1. Халтурина А.Н. «Ценности обычного права» // Социальные ценности и выбор времени, статья в сборнике трудов конференции. 2011 г., С. 121 -122.
2. Чулова Ю.С. «Проблема ценности права в современной философии права» // Апробация, № 1 (40), 2016 г., С. 206-207.
3. Романовская В.Б. ««Восточные» ценности и права личности» // Мониторинг правоприменения, № 2 (43), 2022 г., С. 80-85.
References:
1. Khalturina A.N. "Values of customary laW' // Social values and choice of time, article in the collection of conference proceedings. 2011, pp. 121-122.
2. Chulova Yu.S. "The problem of the value of law in modern philosophy of law" // Approbation, No. 1 (40), 2016, pp. 206-207.
3. Romanovskaya V.B. "Eastern values and individual rights" // Law Enforcement Monitoring, No. 2 (43), 2022, pp. 80-85.