Научная статья на тему 'ПРАВО КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВА'

ПРАВО КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
70
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Право / общество / социальный регулятор / нормативное регулирование / инфраструктура социального регулирования / цифровые технологии / цифровизация / онлайн индустрия / интернет / Law / society / social regulator / regulatory regulation / infrastructure of social regulation / digital technologies / digitalization / online industry / Internet

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ивлиев Павел Валентинович, Кондрашов Сергей Вячеславович

В данной статье затрагивается роль права для в развитии общества. Именно права как социальный институт и регулятор обеспечивает общество такими имманентными качествами как организованность, упорядоченность, образующих социальную жизнь общественных отношений, что в свою очередь обуславливает необходимость их социального регулирования. Социал ьное регулирование в свою очередь характеризуется определенными особенностями и закономерностями развития, обусловленные качествами социальной системы. Затрагиваются особая значимость права в современной цифровой эпохе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAW AS AN ESSENTIAL INSTITUTION OF SOCIETY

This article touches on the role of law in the development of society. It is rights as a social institution and regulator that provide society with such immanent qualities as organization and orderliness that form the social life of social relations, which in turn determines the need for their social regulation. Social regulation, in turn, is characterized by certain features and patterns of development, determined by the qualities of the social system. The special importance of law in the modern digital era is touched upon.

Текст научной работы на тему «ПРАВО КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВА»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_9_30

ПРАВО КАК НЕОТЪЕМЛЕМЫЙ ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВА LAW AS AN ESSENTIAL INSTITUTION OF SOCIETY

ИВЛИЕВ Павел Валентинович,

кандидат юридических наук, доцент института по кафедре гражданского права и процесса

Академии ФСИН России.

390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1.

E-mail: ivliev_pv@mail.ru;

КОНДРАШОВ Сергей Вячеславович,

кандидат юридических наук, старший преподаватель института по кафедре кафедры гражданского права и процесса ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний». 390000, Россия, г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: svinin-pavel@mail.ru;

IVLIEV Pavel Valentinovich,

PhD in Law, Associate Professor of the Institute for the Department of Civil Law and Process of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan, st. Sennaya, 1. E-mail: ivliev_pv@mail.ru;

KONDRASHOV Sergey Vyacheslavovich,

PhD in Law, Senior Lecturer at the Department of Local Law and Process of the Federal State Educational Institution of Higher Education "Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service". 390000, Russia, Ryazan, st. Sennaya, 1. E-mail: svinin-pavel@mail.ru

Краткая аннотация: В данной статье затрагивается роль права для в развитии общества. Именно права как социальный институт и регулятор обеспечивает общество такими имманентными качествами как организованность, упорядоченность, образующих социальную жизнь общественных отношений, что в свою очередь обуславливает необходимость их социального регулирования. Социальное регулирование в свою очередь характеризуется определенными особенностями и закономерностями развития, обусловленные качествами социальной системы. Затрагиваются особая значимость права в современной цифровой эпохе.

Abstract: This article touches on the role of law in the development of society. It is rights as a social institution and regulator that provide society with such immanent qualities as organization and orderliness that form the social life of social relations, which in turn determines the need for their social regulation. Social regulation, in turn, is characterized by certain features and patterns of development, determined by the qualities of the social system. The special importance of law in the modern digital era is touched upon.

Ключевые слова: Право, общество, социальный регулятор, нормативное регулирование, инфраструктура социального регулирования, цифровые технологии, цифровизация, онлайн индустрия, интернет.

Keywords: Law, society, social regulator, regulatory regulation, infrastructure of social regulation, digital technologies, digitalization, online industry, Internet.

Для цитирования: Ивлиев П.В., Кондрашов С.В. Право как неотъемлемый институт общества // Аграрное и земельное право. 2023. № 9(225). С. 30-32. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_9_30.

For citation: Ivliev P.V., Kondrashov S.V. Law as an integral institution of society // Agrarian and Land Law. 2023. No. 9(225). pp. 30-32. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_9_30.

Статья поступила в редакцию: 01.07.2023

Введение. Общество представляет собой сложный социальный организм, из чего следует, что общественные отношения, возникающие в нем, требуют регулирования. Каждая структура общества требует регулирования, обусловленного общественной системой. Из этого следует, что жизнь общества подвергается воздействиям разных социальных регуляторов - права, морали и других аспектов. В числе этих регуляторов ведущее место принадлежит праву. Но одним только правом социальное регулирование не исчерпывается, а это означает, что перед наукой возникает задача определить место права в системе социальных регуляторов общественных отношений, а также выявить закономерности их развития. Следует отметить, что с понятием «социального регулирования» связано понятие «социальное управление», но между ними нельзя ставить знак равенства. Объем первого понятия больше объема второго. С точки зрения формальной логики эти понятия находятся в отношении подчинения. Социальное управление представляет собой социальное регулирование, осуществляемое субъектами права на началах власти-подчинения, в то время как социальное регулирования включает в себя организацию социальной жизни посредством равнозначного волеизъявления юридически равноправных субъектов.

Цель исследования. Целью настоящего исследования является необходимость раскрытия механизма социального регулирования общественных отношений, путем изучения составляющих этот механизм регуляторов, в котором центральное место принадлежит праву, которое в свою очередь подвергается влиянию со стороны других регуляторов.

Методы исследования. В настоящем исследовании применяется метод анализа и исторический метод. Посредством анализа исследуются имеющиеся в обществе социальные регуляторы. Посредством исторического метода исследуется формирование права, проникновение в право интеллектуальных аспектов.

Для более детального понимания темы настоящего исследования необходимо сформулировать общее определение права. Так вот под правом большинство правоведов понимают систему норм, которые регулируют поведение людей в обществе. Оно является неотъемлемым институтом общества, так как без него не может быть существовать никакого упорядоченного общества.

Теоретико-исторические правовые науки

Основная функция права - защита прав и свобод человека. Это означает, что право устанавливает правила, которые необходимы для того, чтобы люди могли жить вместе в мире и безопасности. Кроме того, право регулирует отношения между людьми и государством, а также между различными группами людей в обществе.

Одним из основных принципов права является равенство перед законом. Это означает, что все люди должны быть равны перед законом, независимо от своего положения в обществе. Никто не должен быть привилегирован или дискриминирован на основе своих личных характеристик.

Право также играет важную роль в установлении порядка в обществе. Оно определяет, какие действия являются противозаконными, и устанавливает санкции для тех, кто нарушает закон. Это помогает обеспечить безопасность и защиту прав граждан.

Кроме того, право является инструментом для решения конфликтов между людьми и группами в обществе. Оно предоставляет людям возможность защитить свои права и интересы, а также получить компенсацию за причиненный ущерб.

Однако право не может существовать без соответствующих институтов и органов, которые обеспечивают его соблюдение. Эти институты включают в себя правительство, полицию, судебную систему и другие организации, которые работают в интересах общества.

Право не является статичным институтом и постоянно развивается и изменяется в соответствии с изменением общественных отношений и потребностей. Например, в последние годы наблюдается усиление роли интернета и цифровых технологий в жизни людей, что приводит к возникновению новых правовых проблем и вызывает необходимость изменения существующих законов.

Кроме того, право является неотъемлемой частью глобализации и международных отношений. Международное право регулирует отношения между государствами, а также между государствами и международными организациями. Оно также охватывает вопросы международной безопасности, прав человека, окружающей среды и торговли.

Необходимо отметить, что право является неотъемлемым институтом общества, который играет важную роль в установлении порядка, защите прав и свобод человека, а также решении конфликтов. Оно помогает обеспечить безопасность и стабильность в обществе, а также создает условия для развития экономики и культуры.

В социальном регулировании можно выделить несколько существенных моментов.

Во-первых, при регулировании важно выбрать объективно обусловленную меру воздействия на общественные отношения, в противном случае наступят отрицательные последствия для социальной системы - неорганизованность либо излишняя регламентация. Это две крайности могут негативно сказаться на социальном прогрессе. Рассуждая о сплоченности в обществе, великий философ XX века Бертран Рассел отметил: «Каждое общество подвержено двум противоположным опасностям: с одной стороны, опасности окостенения из -за слишком большой дисциплины и почтения традиции, а с другой стороны, опасности разложения или подчинения иностранному завоеванию вследствие роста, индивидуализма и личной независимости, которые делают невозможным сотрудничество» [1].

Во-вторых, по мере развития общества изменяется и качество регулирования, усложняются и совершенствуются регулятивные механизмы. Этот процесс можно заметить на примере усложнения регулирования трудовых, гражданско-правовых отношений. С момента принятия Трудового или Гражданского кодекса количество статей и их сложность многократно возросла.

В-третьих, следствием этого является обслуживание социальным регулированием более возвышенных интересов общества. В демократическом обществе высшей ценностью является человек, его права и свободы. Эта основа закреплена в статье 2 Конституции РФ.

В-четвертых, закономерностью развития регулирования является институциализация общественной жизни, усложнение этих институтов, а также обособление и отчуждение от человека.

Все вышеперечисленное требует не просто структуры развитого социального регулирования, подразделяющееся на виды, звенья, а объективно обусловленной системы, реализующейся в устойчивой модели нормативно-организационных форм регулирования, элементы которой опираются на устойчивые организационные формы. Иными словами, требуется инфраструктура социального регулирования. При этом, следует различать идеальную и фактическую стороны этой инфраструктуры. Идеальная сторона представляет собой модель основных организационно-нормативных форм социальных регуляторов, объективно обусловленная экономическим базисом и социальной надстройкой, модель, оптимально обусловленная для обеспечения общественной системы в соответствии с ее объективными законами. Фактическая сторона инфраструктуры представляет собой конкретные нормативно-организационные формы социальных регуляторов.

Эти две стороны инфраструктуры социального регулирования проявляются в социальной жизни в двух видах: индивидуального и нормативного регулирования. Индивидуальным регулированием является определение поведения людей с помощью персонального регулирующего воздействия. Нормативное регулирование основано на упорядочении поведении людей при помощи моделей образцов, эталонов поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и всех субъектов, попавших в нормативно-регламентированную ситуацию. Примером того и другого вида регулирования может послужить не только регулирование публичной властью, но и корпоративное регулирование. Неверно считать, при этом, что индивидуальное регулирование это простейшее регулирование, ведь оно может порождать серьезные последствия в экономике и политике.

Необходимо отметить, что роль права в XXI веке возрастает. Это связано с тем, что в общество появляются все новые и новые сферы общественной жизни, которых не было ранее. Речь идет о все большей и большей цифровизации общества. Появляется онлайн индустрия, интернет и многое другое. Это формирует плодородную почву для появления все новых и новых правовых норм. Изменяется восприятие действительности, появляются новые интересы, претерпевает изменение личностная ориентация, появляются новые потребности и возможности, а

также методы и формы их реализации[4]. Цифровые технологии меняют мир, и право должно развиваться и изменяться в соответствии с этими изменениями. Законы и стандарты должны обеспечивать защиту личных данных, интеллектуальной собственности, прав потребителей и бизнесменов, а также гарантировать свободу и безопасность в интернете.

Нормативное регулирование имеет очевидные преимущества. При помощи него можно создать воспроизводящуюся систему правопорядка в общественных отношениях. Оно обеспечивает главный принцип правового государства - верховенство права как защиту от произвола.

Тут важно отметить и воспитательный момент в нормативном регулировании. Оно формирует общественное сознание, систему ценностей в нем. Если рассмотреть формирование нормативного регулирования с точки зрения этнографии и истории, то можно сделать вывод о последовательном процессе проникновения интеллектуальных компонентов в систему мононорм первобытного общества и придания им общего характера, а не путем выработки принципов регулирования. Для последнего требуется развитое абстрактное правовое мышление, в то время как в первобытном обществе нормы социального регулирования были всегда казуистичны. Эти нормы оснащались идеологическим обоснованием виде преданий и верований [2]. Эта тенденция социального регулирования, воспроизводилась впоследствии с появлением государства и возникновением рабовладельческого строя. Иными словами, при оценке нормативного регулирования важно учитывать и исторический контекст. Игнорирование этого методологического требования приводит некоторых исследователей к неправильным выводам в том случае, когда они пытаются применить современные представления о нормативном регулировании к древним цивилизациям. Так, специалисты Академии ФСИН России высказывают соображения о том, что «...с течением времени, развитием всех сфер общественных отношений, жизнь людей начала меняться и усложняться, соответственно тех норм, которые регулировали общественные отношения раньше, стало недостаточно. Так стали появляться первые законы, а процесс, посредством которого они появлялись, называли законодательным» [3]. На примере древнеримского частного права можно показать, что к источникам права, согласно Институциям Гая относились не только законы, но также сенатконсульты, конституции императоров, эдикты магистратов, ответы юристов, а также обычным правом. Привычные в настоящее время названия «закон», «конституция» имели совершенно иное значение. Так, законом в Древнем Риме являлось решение комиций того или иного вида. Законы имели строго определенную сферу действия и к концу I в. н. э. народные собрания (комиции) перестали их принимать, так что их роль в регулировании частно-правовых отношениях была сведена на нет. Правильнее было бы говорить о правотворчестве, как завершающей стадии формировании права.

Заключение. Главное в этом вопросе - это то, что в развитии социального регулирования возникает право, а возникнув, занимает в нем центральное место. И тогда возникает вопрос, а для чего нужно право? А поскольку право есть явление общественное, то возникает вопрос, а для чего существует общество? Самым простым ответом на данный вопрос является истинным - общество существует для себя. Не для отдельных его частей, как бы важны они ни были. В таком случае на первый план выходят правовые средства, из которых складывается нормативное регулирование - запреты, позитивные обязывания и дозволения. Общество может развиваться, т.е. иметь потенциал развития, если оно ставит во главу угла права человека. Об обществе можно судить по той нормативно-гарантированной социальной свободы и автономии личности, при сохранении баланса с другими регулятивными средствами - запретами и обязываниями. Нехватка какого-либо средства вызовет перекос, деформацию в правовом регулировании общественных отношений.

Библиография:

1. Рассел Б. История западной философии. - Ростов н/Д.: «Феникс», 2002. стр. 17.

2. История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины / отв. ред. Ю.В. Бромлей - М.: Наука, 1986. стр.223.

3. Ананьева Е.О. Курбатова Г.В. Евразийский юридический журнал. № 5 (168), 2021 г., стр. 174-176.

4. Ивлиев П.В. «Роль СМИ в развитии человека», Теория государства и права // № 1 (13), 2019 г. С. 52-56

References:

1. Russell B. History of Western Philosophy. - Rostov n/d.: "Phoenix", 2002. p. 17.

2. History of primitive society. The era of the primitive tribal community / resp. ed. Yu.V. Bromley - M.: Nauka, 1986. p.223.

3. Ananyeva E.O. Kurbatova G.V. Eurasian legal journal. №. 5 (168), 2021, pp. 174-176.

4. 4. Ivliev P.V. "The role of the media in human development", Theory of State and Law // No. 1 (13), 2019 pp. 52-56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.