Научная статья на тему 'ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И КОРРУПЦИЯ: РОЛЬ И ПРОБЛЕМЫ'

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И КОРРУПЦИЯ: РОЛЬ И ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
466
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ДЕМОКРАТИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ / ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / ИНОСТРАННЫЕ АГЕНТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баринов Сергей Александрович, Ивлиев Павел Валентинович

В данной статье автор рассматривает роль гражданского общества в противодействии коррупции, а также факторы, способные негативным образом сказаться на эффективности гражданского общества в области противодействия коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Баринов Сергей Александрович, Ивлиев Павел Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL SOCIETY AND CORRUPTION: ROLE AND PROBLEMS

In this article, the author considers the role of civil society in combating corruption, as well as factors that can negatively affect the effectiveness of civil society in the field of combating corruption.

Текст научной работы на тему «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И КОРРУПЦИЯ: РОЛЬ И ПРОБЛЕМЫ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_3_167

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И КОРРУПЦИЯ: РОЛЬ И ПРОБЛЕМЫ CIVIL SOCIETY AND CORRUPTION: ROLE AND PROBLEMS

БАРИНОВ Сергей Александрович,

студент, Академия ФСИН России.

390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: barinoff.sergey@gmail.com;

ИВЛИЕВ Павел Валентинович,

кандидат юридических наук,

доцент института по кафедре гражданского права и процесса, Академия ФСИН России. 390000, Россия, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Сенная, 1. E-mail: ivliev_pv@mail.ru;

BARINOV Sergey Alexandrovich,

3rd year academy student of The Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia 390000, Russia, Ryazan, st.Sennaya, 1. E-mai l: bari noffsergei@gmail. com;

IVLIEV Pavel Valentinovich,

PhD in Law, Associate Professor of the Institute for the Department of Civil Law and Process of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan, st.Sennaya, 1. E-mail: ivliev_pv@mail.ru

Краткая аннотация: в данной статье автор рассматривает роль гражданского общества в противодействии коррупции, а также факторы, способные негативным образом сказаться на эффективности гражданского общества в области противодействия коррупции.

Abstract: In this article, the author considers the role of civil society in combating corruption, as well as factors that can negatively affect the effectiveness of civil society in the field of combating corruption.

Ключевые слова: коррупция, борьба с коррупцией, противодействие коррупции, гражданское общество, институты гражданского общества, средства массовой информации, неправительственные организации, демократия, политический режим, проблемы гражданского общества, иностранные агенты.

Keywords: corruption, fight against corruption, anti-corruption, civil society, civil society institutions, mass media, non-governmental organizations, democracy, political regime, problems of civil society, foreign agents.

Для цитирования: Баринов С.А., Ивлиев П.В. Гражданское общество и коррупция: роль и проблемы // Аграрное и земельное право. 2023. № 3(219). С. 167-170. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_3_167.

For citation: Barinov S.A., Ivliev P. V. Civil society and corruption: role and problems // Agrarian and Land Law. 2023. No. 3(219). pp. 167-170. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_3_167.

Статья поступила в редакцию: 27.02.2023

Введение. Роль гражданского общества в противодействии коррупции трудно переоценить. Недаром в преамбуле Конвенции ООН против коррупции отмечается, что эффективное противодействие коррупции возможно только при взаимодействии государства и гражданского общества, и как показывает практика, это действительно так. Однако государство не всегда настроено на сотрудничество с гражданским обществом, что негативным образом отражается на уровне коррупции.

Цель исследования. В рамках настоящего исследования авторы проанализировали роль гражданского общества в противодействии коррупции в зависимости от политического контекста.

Методы исследования. Авторами были использованы описательный, сравнительный и формально-юридический методы познания. С помощью описательного метода излагался механизм воздействия институтов гражданского общества на коррупцию. Метод сравнения позволил продемонстрировать влияние политических режимов на эффективность гражданского общества в противодействии коррупции. Посредством формально-юридического метода анализировалось влияние правового статуса институтов российского гражданского общества на их эффективность в противодействии коррупции.

Наивно полагать, что государство, будучи главным «рассадником» коррупции, способно эффективно противодействовать коррупции в одиночку. Достаточно вспомнить осужденного за коррупцию «главного борца в коррупцией» в МВД полковника-миллиардера Захарченко. Именно поэтому так важно взаимодействие гражданского общества и государства в области противодействия коррупции.

Что такое «гражданское общество»? Существует множество трактовок и подходов к пониманию гражданского общества, однако в наиболее общем виде гражданское общество можно представить как совокупность независимых от государства самоуправляемых объединений граждан, осуществляющих общественно значимую деятельность. К институтам гражданского относятся негосударственные средства массовой информации, неправительственные организации, общественные движения и прочие формы объединения граждан, действующие как на национальном, так и на международном уровне. Причем международные неправительственные организации формируют глобальное гражданское общество, возможности которого в борьбе с коррупцией гораздо шире. Так, 3 октября 2021 года журналисты Международного консорциума журналистов-расследователей опубликовали так называемый «Архив Пандоры» - почти двенадцать миллионов документов о работе офшорных компаний, которые использовались чиновниками и политиками разных стран для уклонения от уплаты налогов и сокрытия коррупционных доходов.

Каким образом гражданское общество противодействуют коррупции? Начнем с того, что гражданское общество осуществляет обще-

ственный контроль за деятельностью государства в лице его органов и должностных лиц. Общественный контроль может выражаться в форме общественных слушаний, общественных проверок, антикоррупционного мониторинга и иных формах.

Огромную, возможно даже ведущую роль в противодействии коррупции играет такой институт гражданского общества, как средства массовой информации (СМИ).Поскольку СМИ транслируют информацию на широкую аудиторию, их эффективность в противодействии коррупции крайне высока. Так, через СМИ может проводиться антикоррупционное просвещение и пропаганда, формироваться нетерпимость к коррупционным проявлениям. Антикоррупционное просвещение и пропаганда может выражаться, например, в форме информирования граждан о состоянии коррупции в стране, проведении публичных лекций о вреде коррупции, обсуждения коррупционной проблематики с экспертами в теле- и радио эфирах, причем в первом случае это лучше делать в утреннее время, когда большинство людей слушают радио в автомобиле по дороге на работу, а во втором - в вечернее, когда большинство граждан находятся дома.

Говоря о роли СМИ в противодействии коррупции, нельзя не сказать несколько слов про антикоррупционные журналистские расследования. Коррупция, как впрочем и любая другая теневая деятельность, «любит тишину», а журналистские расследования способны эту «тишину» нарушить, вызвать общественный резонанс, который, в свою очередь, заставляет правоохранительные органы активизировать деятельность по борьбе с коррупционными злоупотреблениями.

Антикоррупционные журналистские расследования могут помочь правоохранительным органам в возврате коррупционных активов. Журналисты регулярно находят у чиновников и депутатов зарубежные офшорные компании и активы сомнительного происхождения.

Кроме того, журналистские расследования способны радикально повлиять на государственную антикоррупционную политику. Так, публикация журналистами-расследователями упомянутого ранее «Архива Пандоры» послужило толчком для принятия первой в истории США стратегии по противодействию коррупции (U.S.Strategyon Countering Corruption). Влияют журналистские расследования и на российскую антикоррупционную политику, правда, в обратную сторону, но об этом чуть позже.

Немаловажную роль в противодействии коррупции играют неправительственные организации. Неправительственные организации осуществляют независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, проводят исследования коррупции, осуществляют антикоррупционный мониторинг, организовывают форумы и конференции для обсуждения коррупционной проблематики и пр.

Хрестоматийным примером является некоммерческая организация Transparency International, занимающуюся исследованиями в области противодействия коррупции, антикоррупционным образованием и просвещением.Один из самых известных проектов организации - индекс восприятия коррупции (CorruptionPerceptionsIndex, CPI) - интегральный индекс, составляемый на основе данных опросов, проводимых среди экспертов и в деловых кругах, позволяющий ранжировать страны по уровню совокупной коррупции по шкале от 0 до 100, где 0 - самый высокий уровень восприятия коррупции, а 100 - самый низкий.

Еще одним направлением деятельности неправительственных организаций является независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативно правовых актов - деятельность, направленная на выявление и предупреждение коррупцио-генных факторов, содержащихся в нормативных правовых актах. Коррупциогенные факторы- это факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациями тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Также неправительственные организации могут осуществлять иные мероприятия, направленные на противодействие коррупции.

Эффективность воздействия гражданского общества на общественно-политические процессы, в том числе и на коррупционные отношения, напрямую связана с уровнем его развития, который в свою очередь связан с условиями, в которых гражданское общество существует. Как отмечалось выше, главным атрибутом гражданского общества является независимость от государства, вернее, не столько от государства, сколько от существующего в государстве политического режима («гражданское общество не может ходить строем»). Независимость институтов гражданского общества может обеспечиваться только в условиях демократии, политического плюрализма и свободы слова, являющихся для них жизненно необходимыми.

В условиях отсутствия демократии, институты гражданского общества заменяются «суррогатами», которые могут обладать формальными признаками «настоящих» институтов гражданского общества, но не являться таковыми по сути, будучи полностью подконтрольными власти и выполняющими ее волю. В свою очередь, «настоящие» институты гражданского общества загоняются в такие рамки, в которых они не могут выполнять свои функции, в том числе и функцию противодействия коррупции, и в конечном итоге ликвидируются. Г. А. Сатаров называет это «стратегией войны» [1, с. 363]- войны государства с гражданским обществом, когда последнее вытесняется из антикоррупционной деятельности, а государство начинает заниматься не борьбой с коррупцией, а ее имитацией.

Демократия является смертельным врагом коррупции, а диктатура - лучшим другом. В этом можно легко убедиться, сопоставив данные исследований в области демократии и свободы слова с данными исследований, посвященных коррупционной проблематике. В качестве примера возьмем индексные карты, подготовленные двумя неправительственными организациями: Transparency International и Freedom House.

Из приведенных выше данных следует, что уровень коррупции прямо коррелирует с типом политического режима, от которого, в свою очередь, зависит состояние гражданского общества.

В демократических странах уровень коррупции находится на достаточно низком уровне, что объясняется целым рядом причин: наличием системы сдержек и противовесов, независимой судебной системой, регулярной сменяемостью власти, а также развитостью гражданского общества, являющегося реальной силой, способной оказывать огромное влияние на все сферы общественно-политической жизни, в том числе и

на коррупцию. Не случайно, например, средства массовой информации считаются «четвертой властью», что говорит об их влиянии в социуме.

В тоталитарные и квази демократических политических режимах все это отсутствует, а гражданское общество всегда подавляется, поскольку сильное гражданское общество способно бросить им вызов. Давление на гражданское общество может осуществляться путем репрессий, цензуры, законодательных запретов и ограничений, дискредитацией институтов гражданского общества в общественном пространстве через подконтрольные государству СМИ, запретом проведения массовых мероприятий и т. д.

Стоит отметить, что в авторитарных режимах коррупция может являться одним из его столпов, исходя из принципа «коррупция в обмен на лояльность»: автократ позволяет чиновникам и силовикам, особенно из высшего звена, коррумпироваться, а те, будучи заинтересованными в сохранении статуса-кво, поддерживают режим автократа «на плаву». «Manusmanumlavat» («рука руку моет»), как говорили древние римляне. Поэтому автократы не заинтересованы в борьбе с коррупцией, тем более, что сами являются не меньшими коррупционерами. Гражданское общество рассматривается ими, как угроза для своей власти. Мы знаем, как деятельность антикоррупционных активистов способна вывести людей на улицы.

Что касается российского гражданского общества, то оно также подвергается серьезному давлению со стороны государства. Так, одним из инструментов давления на институты гражданского общества в России является печально известный закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» [4], более известного, как «Закон об иностранных агентах», который, по мнению большинства юристов и правозащитников, направлен на подавление гражданской активности в стране, является дискриминационным и дискредитацион-ным. По подсчету DeutscheWelle [2], за период с 2013 года по февраль 2021 года иностранными агентами признаны 200 организаций, из которых 45 уже не выполняют функции «иноагента», 56 «добровольно» распустились, 16 ликвидированы судом, еще 8 исключены из ЕГРЮЛ. В числе «иностранных агентов» и «Трансперенси Интернешнл - Россия» - ведущая российская некоммерческая организация, занимающаяся исследованием и противодействием коррупции. Иностранным агентом признан также и генеральный директор организации Илья Шуманов.

«Иноагенты» не могут заниматься просветительской деятельностью, а ведь антикоррупционное просвещение играет существенную роль в формировании у граждан антикоррупционного поведения. Например, «Трансперенси Интернешнл» активно занималась антикоррупционным просвещением в школах, выпускала пособие «Азбука антикоррупционера» школьников и брошюру «Честная игра» для учителей.

«Иноагентами» также были признаны ряд СМИ, широко освещавших коррупцию в России и занимавшихся антикоррупционными журналистскими расследованиями. Даже если вынести юридическое значение закона об иностранных агентах за скобки, сам статус «иноагента» в нашей стране, с учетом исторических реалий, воспринимается как статус «врага народа», а деятельность «иноагентов» - как клевета на нашу великую Родину, что конечно же не так. Статусом «иноагента» «награждают» тех, кто говорит вслух вещи, о которых говорить не принято: о высоком уровне коррупции, о нарушениях прав человека, о неэффективности государственного управления и т. д.

Еще одним примером ограничения роли гражданского общества в противодействии коррупции является внесение изменений в действующее законодательство, согласно которым, сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов, сенаторов и отдельных категорий государственных служащих, а также их родственников размещаются «в обобщенном виде», без указания персональных данных. Нельзя не упомянуть изменения в законе «О персональных данных», засекречивающие данные о владельцах недвижимости. Совершенно очевидно, что данные законодательные изменения резко ограничивают возможности антикоррупционных активистов и журналистов-расследователей в противодействии коррупции, а кроме того, выводят чиновников и депутатов из-под общественного контроля. Прозрачность - один из ключевых факторов, влияющих на уровень коррупции в стране.

Это лишь некоторые примеры того, как государство может оказывать давление на гражданское общество.

Заключение. Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что взаимодействие гражданского общества и государства существенно повышает эффективность антикоррупционной политики, однако по тем или иным причинам государство не всегда заинтересовано в таком взаимодействии. К сожалению, авторы вынуждены констатировать, что нынешнее состояние российского гражданского общества не позволяет ему быть той силой, которая могла бы существенно повлиять на коррупционную обстановку в нашей стране. И виновато в этом не гражданское общество, а государство.

Библиогра фия:

1. Антикоррупционная политика: учебник для вузов / Г. А. Сатаров [и др.]; под ред. Г.А. Сатарова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2022. -396 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-11757-8. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/493407

2. В России Лаборатория социальных наук признана "иноагентом". DeutscheWelle [сайт]. Режим доступа: https://www.dw.com/ru/v-rossii-laboratorija-socialnyh-nauk-priznana-inoagentom/a-58009984

3. Трансперенси Интернешнл - Россия [сайт]. Режим доступа: https://transparency.org.ru/

4. Федеральный закон "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" от 14.07.2022 N 255-ФЗ // Справочная правовая система "Консультант плюс". Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421788/

5. FreedomHouse [сайт]. Режим доступа: https://freedomhouse.org/

References:

1. Anti-corruption policy: a textbook for universities / G. A. Satarov [and others]; edited by G. A. Satarov. - 2nd ed., revised. and additional - Moscow: Yurayt Publishing House, 2022. - 396 p. - (Higher education). — ISBN 978-5-534-11757-8. — Text: electronic // Educational platform Urayt [website]. Access mode: https://urait.ru/bcode/493407

2. In Russia, the Social Sciences Laboratory is recognized as a "foreign agent". DeutscheWelle [website]. Access mode: https://www.dw.com/ru/v-rossii-laboratorija-socialnyh-nauk-priznana-inoagentom/a-58009984

3. Transparency International - Russia [website]. Access mode: https://transparency.org.ru/

4. Federal Law "On Control over the Activities of Persons Under Foreign Influence" dated July 14, 2022 N 255-FZ // Reference Legal System "Consultant Plus". Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_421788/

5. FreedomHouse [website]. Access mode: https://freedomhouse.org/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.