Научная статья на тему 'Правовое регулирование взаимодействия государств – участников СНГ в противодействии организованной преступности'

Правовое регулирование взаимодействия государств – участников СНГ в противодействии организованной преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
491
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
государство / государства – члены СНГ / конвенция / договор / соглашение / организованная преступность / международные правоохранительные меры и органы / state / CIS member states / convention / treaty / agreement / organized crime / international law enforcement measures and agencies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Владимир Иванович Забавка

В статье проведен правовой анализ взаимодействия государств – членов СНГ в противодействии организованной преступности, представляющего собой целенаправленную деятельность субъектов международных отношений, которые объединяют усилия и ресурсы в целях эффективной защиты от международной и национальной преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Владимир Иванович Забавка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of interaction of the CIS member states in countering international crime

The article provides a legal analysis of the interaction of the CIS member states in countering organized crime, which is a purposeful activity of subjects of international relations that combine efforts and resources in order to effectively protect against international and national crime.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование взаимодействия государств – участников СНГ в противодействии организованной преступности»

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-4-89-95 NIION: 2015-0066-4/22-404 MOSURED: 77/27-011-2022-04-603

Правовое регулирование взаимодействия государств - участников СНГ в противодействии организованной преступности

Владимир Иванович Забавка

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, zabavkavladimir@mail.ru

Аннотация. В статье проведен правовой анализ взаимодействия государств - членов СНГ в противодействии организованной преступности, представляющего собой целенаправленную деятельность субъектов международных отношений, которые объединяют усилия и ресурсы в целях эффективной защиты от международной и национальной преступности.

Ключевые слова: государство, государства - члены СНГ, конвенция, договор, соглашение, организованная преступность, международные правоохранительные меры и органы

Для цитирования: Забавка В. И. Правовое регулирование взаимодействия государств - участников СНГ в противодействии организованной преступности // Вестник экономической безопасности. 2022. № 4. С. 89-95. https://doi. org/10.24412/2414-3995-2022-4-89-95.

Original article

Legal regulation of interaction of the CIS member states in countering international crime

Vladimir I. Zabavka

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia, zabavkavladimir@mail.ru

Abstract. The article provides a legal analysis of the interaction of the CIS member states in countering organized crime, which is a purposeful activity of subjects of international relations that combine efforts and resources in order to effectively protect against international and national crime.

Keywords: state, CIS member states, convention, treaty, agreement, organized crime, international law enforcement measures and agencies

For citation: Zabavka V. I. Legal regulation of interaction of the CIS member states in countering international crime. Bulletin of economic security. 2022;(4):89-95. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-4-89-95.

Сотрудничество государств - участников СНГ в борьбе с организованной преступностью осуществляется по различным направлениям, в следующих формах и видах:

- заключение между государствами договоров и соглашений;

- выработка международных стандартов в области предупреждения преступности, уголовного преследования и отбывания наказания за совершение международных преступлений и преступлений международного характера;

- разработка рекомендаций для борьбы национальных правоохранительных органов с общеуголовными преступлениями, информационная и консультативная помощь государствам.

© Забавка В. И., 2022

В зависимости от круга вопросов международного сотрудничества в борьбе с преступностью целесообразно выделить следующие его виды:

- договорно-правовую, затрагивающую интересы всего мирового сообщества или нескольких государств;

- организационную и правоприменительную деятельность компетентных международных организаций и соответствующих внутригосударственных органов в борьбе с такими преступлениями;

- информационное обеспечение этой деятельности;

- материально-техническую помощь нуждающимся государствам для обеспечения эффективной борьбы с преступностью.

С учетом характера преступности такие направления можно классифицировать следующим образом: 1) сотрудничество в борьбе с международными преступлениями и 2) с общеуголовной преступностью.

В зависимости от опасности того или иного преступления (группы преступлений) необходимо выделить направления международного сотрудничества в борьбе со следующими преступными деяниями, представляющими наибольшую опасность:

- международный и внутригосударственный терроризм;

- пиратство;

- захват заложников;

- незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ;

- незаконный оборот химических и ядерных материалов;

- незаконная торговля оружием и боеприпасами;

- незаконные операции в сфере информационных технологий или киберпреступность;

- международная и национальная коррупция;

- незаконные операции в банковской сфере и фальшивомонетничество;

- незаконное перемещение людей через границу;

- незаконной миграцией и др.

Приоритет того или иного направления международного сотрудничества определяется международным сообществом или отдельными государствами, отражается в международно-правовом и внутригосударственном законодательстве и соответствующих организационных структурах конкретных государств с учетом общественной опасности, характера и распространенности рассматриваемых преступлений, а также иных обстоятельств. Постоянно расширяется перечень преступных деяний, представляющих международную опасность (например, указанные выше: терроризм, киберпреступность, незаконный оборот наркотиков, культурных ценностей, оружия, торговле людьми и т. д.).

Международное сотрудничество между государствами в сфере борьбы с преступностью развивается на следующих трех уровнях:

1) двустороннее сотрудничество между государствами;

2) региональный;

3) универсальный (общемировой).

Формы международного сотрудничества в данной сфере деятельности чрезвычайно разнообразны, но все они сводятся к таким видам, как:

- заключение международных соглашений;

- создание соответствующих международных организаций (ООН, Международная организация уголовной полиции (Интерпол), Совет Европы, СНГ, ОБСЕ, ОДКБ, ШОС и др.);

- оказание взаимной правовой помощи по уголовным делам;

- выдача лиц, совершивших преступления, для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора;

- передача осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания в государства их гражданства или постоянного места жительства;

- обмен оперативной, криминалистической, правовой и иной информацией;

- выполнение поручений по международному розыску;

- обеспечение прав и свобод граждан данного государства при осуществлении уголовного правосудия в другой стране;

- подготовка кадров, обмен опытом работы правоохранительных органов различных государств в борьбе с международной преступностью;

- предоставление экспертных и консультативных услуг, специальных научно-технических средств и оказание иной материально-технической помощи;

- экстрадиция лиц для привлечения их к уголовной ответственности или для исполнения приговоров;

- совместное изучение проблем преступности и борьбы с ней, прогнозирование и программирование этой деятельности;

- участие в официальных мероприятиях (конгрессах, совещаниях) и научно-практических конференциях (семинарах, симпозиумах), где обсуждаются проблемы международного сотрудничества в предупреждении преступности, борьбе с ней, обращении с правонарушителями и др.

Международно-правовой компонент участия России в межгосударственном сотрудничестве в борьбе с преступностью и обеспечением общественной безопасности включает в себя более 700 международных конвенций, двусторонних и многосторонних договоров различного уровня.

Органы внутренних дел Российской Федерации участвуют в выполнении обязательств России по всем основным направлениям международного сотрудничества в борьбе с преступностью и обеспечением общественной безопасности. Их деятельность на этом направлении осуществляется в тесном взаимодействии с другими правоохранительными органами (Прокуратурой, ФСБ, СК, Минюстом, ФТС и др.), с МИД России и другими заинтересованными министерствами и ведомствами.

В. В. Путин, выступая на расширенном заседании коллегии МВД России 3 марта 2021 г., отметил, что органы внутренних дел успешно решают поставленные задачи. При этом констатировал, что необходимо более наступательно бороться с криминальной угрозой и в первую очередь с преступлениями в сфере 1Т-технологий (кибер- и другими видами преступлений), борьбой с экстремизмом, противодействием коррупции, с незаконным выводом капитала за рубеж, незаконной миграцией. Усилить борьбу с пропагандой наркотиков и их распространением через интернет и другими преступлениями [1].

В пределах своей компетенции МВД России заключило ряд межведомственных соглашений. В числе наи-

более приоритетных направлений определено развитие отношений с партнерами из государств - участников СНГ (соглашение о создание СНГ подписано 8 декабря 1991 года главами 12 государств бывшего СССР [2]. В настоящее время Республика Украина приостановила членство с 2014 г., Грузия вышла из соглашения в 2008 г., Туркмения - член-наблюдатель (не ратифицировала протокол к соглашению от 21 декабря 1991 г.).

На территориях государств участников СНГ продолжается рост масштабов угрозы, исходящей от организованной транснациональной преступности, которая нередко связана с терроризмом в смысле участников террористических актов и применяемых способов, а также является одним из источников финансирования террористов. Активно действуют организованные преступные группировки, стремящиеся контролировать финансовые потоки отдельных предприятий и отраслей в целом. Существует тенденция к усилению влияния криминальных групп на различные виды бизнеса не только внутри стран, но и за рубежом.

На основании Решения Совета глав правительств СНГ 24 сентября 1993 года создано Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ (БКБОП) [3], а также Совет министров внутренних дел государств - участников СНГ (СМВД) [4]. Кроме того, создана объединенная коллегия МВД государств -участников Союза Белоруссии и России [5].

БКБОП является постоянно действующим органом, предназначенным для обеспечения эффективного взаимодействия министерств внутренних дел и госорганов государств - участников СНГ в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ и иными опасными видами преступлений.

Работой БКБОП руководит Совет министров внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств.

БКБОП в целях выполнения задач взаимодействует с Исполнительным комитетом СНГ, рабочими органами уставных и отраслевых органов СНГ, специализированными отраслевыми органами сотрудничества СНГ, правоохранительными и иными государственными органами государств - участников СНГ. При необходимости, по поручению СМВД может устанавливать и поддерживать рабочие контакты с международными полицейскими организациями.

БКБОП в своей деятельности руководствуется основополагающими документами СНГ, решениями Совета глав государств СНГ, Совета глав правительств СНГ, СМВД, учитывает международные обязательства и национальное законодательство государств - участников СНГ. Деятельность БКБОП осуществляется на основе принципов законности, уважения прав и свобод человека, суверенитета государств, невмешательства в разрешение вопросов политического, военного, расового или религиозного характера.

БКБОП является депозитарием документов, принятых СМВД. Место нахождения БКБОП - Российская Федерация, город Москва.

Положение о БКБОП утверждено 25 ноября 2005 года Решением Совета глав правительств СНГ по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений [6].

Основными задачами и функциями БКБОП являются:

1. Координация взаимодействия министерств внутренних дел государств - участников СНГ в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и иными опасными видами преступлений, включающая:

- содействие в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий и комплексных операций, затрагивающих интересы нескольких государств - участников СНГ;

- содействие в осуществлении межгосударственного розыска и выдачи лиц, скрывшихся от уголовного преследования или исполнения приговора;

- содействие следственно-оперативным и оперативно-розыскным группам, сотрудникам министерств внутренних дел и госорганов государств - участников СНГ в раскрытии и расследовании преступлений, в выполнении других служебных задач.

2. Формирование специализированного банка данных о лидерах преступной среды, организаторах и активных участниках международных преступных сообществ и их преступных связях. Предоставление по запросам или в инициативном порядке соответствующей информации в заинтересованные министерства внутренних дел государств - участников СНГ.

3. Обеспечение обмена информацией (в том числе оперативно-розыскной) между министерствами внутренних дел, а также между министерствами внутренних дел и другими правоохранительными органами государств - участников СНГ по вопросам борьбы с организованной преступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и иными опасными видами преступлений.

4. Участие в подготовке и реализации решений Совета глав государств СНГ, Совета глав правительств СНГ и СМВД в сфере борьбы с организованной преступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и иными опасными видами преступлений.

5. Сбор и анализ информации о состоянии взаимодействия министерств внутренних дел государств - участников СНГ в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и иными опасными видами преступлений, результатах реализации соответствующих программных документов. Выработка предложений по повышению эффективности сотрудничества.

6. Подготовка по поручению СМВД и в инициативном порядке информационно-аналитических материалов и других документов для рассмотрения на его заседаниях.

7. Участие в разработке проектов международных договоров и других документов международного характера о борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и иными опасными видами преступлений.

8. Участие в проведении конференций и семинаров по проблемам борьбы с организованной преступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и иными опасными видами преступлений.

Решение задач, стоящих перед странами Содружества в борьбе с современными вызовами и угрозами безопасности, осложняется различиями в подходах правоприменительной практики государств. Отсюда очевидна актуальность гармонизации законодательств по проблемам борьбы с преступностью, прежде всего организованной.

В рамках СНГ в противодействии преступности приняты ряд правовых актов. Некоторые из них:

1. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года (подписана 28 марта 1997 года, Москва) [7].

2. Соглашение о сотрудничестве государств -участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией (1998 г.) [8].

3. Конвенция о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения (1997 г.) [9].

4. Соглашение о сотрудничестве государств -участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью (1998 г.) [10].

5. Межгосударственная программа совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств - участников СНГ (1996 г.) [11].

6. Соглашение об обмене информацией в рамках Содружества Независимых Государств в сфере борьбы с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, а также их финансированием (2017 г.) [12].

7. Соглашение о порядке создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп на территориях государств - участников СНГ (2015 г.) [13].

8. Протокол о порядке передачи наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам (2017 г.) [14].

9. Решение о Регламенте компетентных органов по осуществлению межгосударственного розыска лиц (2015 г.) [15] и др.

Взаимодействия государств - участников СНГ по борьбе и противодействию международной (транснациональной) преступности также осуществляется в рамках принятых международными организациями нормативных правовых актов (конвенций, соглашений, договоров).

Одной из основных международных организаций в борьбе с международной преступностью является Международная организация уголовной полиции (Интерпол), задачей которой является предупреждение уголовных преступлений международного характера и борьба с преступностью путем широкого сотрудничества уголовной полиции разных стран. Она была создана в 1923 г. Действующий Устав Интерпола вступил в силу с 13 июня 1956 г. [16].

Основными направлениями деятельности Интерпола являются: уголовная регистрация; международный розыск преступников и лиц, пропавших без вести; поиск похищенных ценностей; оказание технической помощи странам-участникам; статистика и научно-исследовательская деятельность. Непременным условием успешности международного сотрудничества в предупреждении преступности выступает взаимная заинтересованность государств-участников.

Механизмы международного сотрудничества в предупреждении преступности основываются на положениях уголовно-процессуального законодательства государств - участников СНГ, которые предусматривают:

1) досудебное сотрудничество, включающее производство определенных оперативно-розыскных и следственных действий;

2) судебное взаимодействие с иностранными государствами:

- исполнение запросов о правовой помощи;

- производство отдельных процессуальных действий на территории иностранного государства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- исполнение решений (приговоров) судов;

- информирование компетентных органов о вступивших в законную силу приговорах в отношении иностранных граждан;

3) взаимодействие по вопросам экстрадиции и передачи иностранных граждан и другие.

Уголовно-процессуальное законодательство раскрывает сущность предупреждения преступности на стадиях пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также привлечения к ответственности виновных лиц.

Целью сотрудничества выступает объединение усилий по предупреждению и пресечению преступности на территориях государств-участников СНГ. Эта цель реализуется выполнением следующих задач:

1) организация предупреждения, взаимной помощи в пресечении, раскрытии и расследовании преступлений, розыске виновных и осуществлении правосудия;

2) осуществление совместных профилактических мер и операций, направленных на противодействие преступности;

3) розыск, задержание и выдача лиц, совершивших преступления на территории других государств;

4) выполнение своих обязательств по обеспечению надлежащего обращения с преступниками и правонарушителями.

Среди международных организаций необходимо отметить: Интерпол; полицейские агентства (Европол); Всемирная таможенная организация; Евроюст; группа государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО), созданная в рамках Совета Европы; ООН, включающая Управление ООН по борьбе с наркотиками и преступлениями, Комитет по предупреждению и контролю над преступностью, Комиссию по предупреждению преступности и содействию уголовному правосудию и научно-исследовательские институты ООН, в первую очередь Межрегиональный научно-исследовательский институт ООН по вопросам преступности и правосудия (ЮНИКРИ); Европейское агентство по борьбе с мошенничеством; Международный уголовный суд в качестве постоянно действующего института, призванного рассматривать наиболее тяжкие преступления и др.

Проблемой международного сотрудничества в предупреждении преступности является то, что организация совместной профилактической деятельности нередко «опаздывает». Это повышает актуальность его дальнейшего совершенствования. Оценка показателей современной преступности и международной обстановки в целом позволяет выделить основные направления совершенствования международного сотрудничества в сфере предупреждения преступности:

1. Развитие международного права, совершенствование правовой основы деятельности по противодействию преступности с целью преодоления негативных последствий существования необходимых пограничных, таможенных и иных барьеров.

2. Активизация работы по противодействию организованной преступности в условиях глобализации и обострения процессов передела мировых ресурсов, политизации криминальных проявлений.

3. Борьба с наиболее опасными преступлениями, которыми традиционно признаны пиратство, работорговля, фальшивомонетничество и подделка ценных бумаг, разрыв или повреждение подводного кабеля, неоказание помощи на море при столкновении морских судов, незаконный захват воздушных судов. Особое внимание должно быть уделено сотрудничеству в сфере борьбы с международным терроризмом, религиозным экстремизмом, нелегальной миграцией, транснациональным наркотическим бизнесом.

4. Активная борьба с 1Т-преступлениями (кибер-преступностью, включая кибертерроризм), особенно в ее транснациональном аспекте.

5. Эффективное ведение работы по совершенствованию процессов международного сотрудничества на стадии предварительного расследования и оказание государствами взаимной правовой помощи по уголовным делам.

6. Более открытое осуществление обменом информацией по вопросам борьбы с преступностью.

На современном этапе интеграционных процессов в области борьбы с преступностью страны самостоятельно должны определить круг наиболее значимых со-

ставов преступлений с учетом уровня их фактической и статистической распространенности, степени общественной опасности, межгосударственного характера и т. п. Данный перечень преступлений должен корректироваться в соответствии с динамикой развития уголовного законодательства, актуальной криминальной ситуацией, учитывать геополитические, экономические, иные интересы и стратегические задачи, стоящие перед странами.

Таким образом, современные международные отношения и международная безопасность носят всеобъемлющий характер. Безопасность одного государства связана с безопасностью мирового сообщества в целом, в том числе во взаимодействии государств -участников СНГ в противодействии организованной преступности.

Список источников

1. Материалы заседания расширенной коллегии МВД России 3 марта 2021 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.mvd. gov.ru.

2. Соглашение о создании Союза независимых государств.(г.Минск, 08.12.1991 г.) //«Ведомости СНД и ВС РСФСР», 19.12.1991, № 51, ст. 1798.

3. Решения Совета глав правительств СНГ от 24 сентября 1993 года о создании Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств -участников Содружества Независимых Государств (БКБОП) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.mvd.gov.ru.

4. Соглашение о создании Совета Министров внутренних дел государств - участников СНГ (СМВД). Решение Совета глав государств СНГ от 19.01.1996 // Официальный интернет-портал правовой информации. -URL: http://www.mvd.gov.ru.

5. Договор о создании объединенной коллегии МВД государств-участников Союза Белоруссии и России от 30.09.1997 // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.mvd.gov.ru.

6. Положение о Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников Содружества Независимых Государств утверждено 09.10.1997 г. СМВД // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.mvd.gov.ru.

7. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года (подписана 28 марта 1997 года, Москва) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.mvd.gov.ru.

8. Соглашение о сотрудничестве государств -участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией (1998 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.mvd.gov.ru.

9. Конвенция о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения (1997 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.mvd.gov.ru.

10. Соглашение о сотрудничестве государств -участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью (1998 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http:// www.mvd.gov.ru.

11. Межгосударственная программа совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств - участников СНГ (1996 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http:// www.mvd.gov.ru.

12. Соглашение об обмене информацией в рамках Содружества Независимых Государств в сфере борьбы с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, а также их финансированием (2017 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.mvd.gov.ru.

13. Соглашение о порядке создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп на территориях государств - участников СНГ (2015 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.mvd.gov.ru.

14. Протокол о порядке передачи наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам (2017 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.mvd.gov.ru.

15. Решение о Регламенте компетентных органов по осуществлению межгосударственного розыска лиц (2015 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.mvd.gov.ru.

16. Устав Интерпола принят Генеральной Ассамблеей Международной организации уголовной полиции 13 июня 1956 года (с изменениями по состоянию на 1 января 1986 года) // СД т. 2, М. : БЕК,1996 «Международное публичное право».

References

1. Materials of the meeting of the expanded Board of the Ministry of Internal Affairs of Russia on March 3, 2021 // Official Internet portal of legal information. - URL: http:// www.mvd.gov.ru.

2. Agreement on the establishment of the Union of Independent States.(Minsk, 08.12.1991) // «Vedomosti SND and VS RSFSR», 19.12.1991, No. 51, Article 1798.

3. Decisions of the Council of Heads of Government of the CIS of September 24, 1993 on the establishment of the Bureau for the Coordination of the Fight against Organized Crime and Other Dangerous types of Crimes on the territory of the member States of the Commonwealth of

Independent States (BKBOP) // Official Internet portal of legal information. - URL: http://www.mvd.gov.ru.

4. Agreement on the establishment of the Council of Ministers of Internal Affairs of the CIS Member States (CMVD). Decision of the Council of CIS Heads of State dated 19.01.1996 // Official Internet portal of legal information. - URL: http://www.mvd.gov.ru.

5. Agreement on the establishment of the Joint Board of the Ministry of Internal Affairs of the member States of the Union of Belarus and Russia dated 30.09.1997 // Official Internet portal of legal information. - URL: http://www. mvd.gov.ru.

6. The Regulation on the Bureau for the Coordination of the Fight against Organized Crime and Other Dangerous Types of Crimes on the territory of the member States of the Commonwealth of Independent States was approved on 09.10.1997 by the Ministry of Internal Affairs // Official Internet portal of legal information. - URL: http://www. mvd.gov.ru.

7. Convention on Legal Assistance and Legal Relations in Civil, Family and Criminal Cases of January 22, 1993 (signed on March 28, 1997, Moscow) // Official Internet portal of legal information. - URL: http://www. mvd.gov.ru.

8. Agreement on cooperation of the member States of the Commonwealth of Independent States in combating illegal migration (1998) // Official Internet portal of legal information. - URL: http://www.mvd.gov.ru.

9. Convention on Mutual Recognition and Enforcement of Decisions in cases of administrative violations of Traffic Rules (1997) // Official Internet portal of legal information. - URL: http://www.mvd.gov.ru.

10. Agreement on cooperation of the member States of the Commonwealth of Independent States in the fight against crime (1998) // Official Internet portal of legal information. - URL: http://www.mvd.gov.ru

11. Interstate program of joint measures to combat organized crime and other types of dangerous crimes on the territory of the CIS member States (1996) // Official Internet portal of legal information. - URL: http://www.mvd.gov.ru

12. Agreement on the exchange of information within the Commonwealth of Independent States in the field of combating terrorism and other violent manifestations of extremism, as well as their financing (2017) // Official Internet Portal of Legal Information. - URL: http://www. mvd.gov.ru.

13. Agreement on the procedure for the establishment and activities of joint investigative and operational groups in the territories of the CIS member States (2015) // Official Internet portal of legal Information. - URL: http://www. mvd.gov.ru.

14. Protocol on the procedure for the transfer of Narcotic Drugs, Psychotropic Substances and Their Precursors, firearms, their main parts, Ammunition, Explosives and explosive devices that are material evidence in criminal cases (2017) // Official Internet portal of legal Information. - URL: http://www.mvd.gov.ru.

15. Decision on the Regulations of the competent authorities on the implementation of the interstate search for persons (2015) // Official Internet portal of legal information. - URL: http://www.mvd.gov.ru.

16. The Statute of Interpol was adopted by the General Assembly of the International Criminal Police Organization on June 13, 1956 (as amended on January 1, 1986) // SD vol. 2, M. : BECK, 1996 «International public law».

Информация об авторе

В. И. Забавка - доцент кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук.

Information about the author V. I. Zabavka - Associate Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences.

Статья поступила в редакцию 26.04.2022; одобрена после рецензирования 17.06.2022; принята к публикации 15.08.2022.

The article was submitted 26.04.2022; approved after reviewing 17.06.2022; accepted for publication 15.08.2022.

у [ ». Московский университет МВД России N имени В.Я. Кикотя

Гражданский процесс. Под ред. Л. В. Тумановой, Н. Д. Амагло-бели. 9-е изд., перераб. и доп. Учебник. 687 с. Гриф МО РФ. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

На основе современного законодательства системно и комплексно раскрыты основные темы курса: цели, задачи, принципы гражданского судопроизводства, сущность и источники гражданского процессуального права, гражданские процессуальные правоотношения, понятие доказательств и доказывания, участники и сроки судопроизводства, порядок и особенности его ведения. Рассмотрены основные положения арбитражного процесса, нотариата, третейского суда, а также порядок обращения российских граждан в Европейский суд по правам человека.

Особое внимание уделено порядку пересмотра судебных постановлений в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, особенностям производства по делам, связанным с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов, а также пересмотру по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля, а также для всех интересующихся вопросами гражданского процесса.

Гражданский процесс

Учебник Девятое издание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.