алтаискии вестник , государственной и муниципальном службы 2
УДК 34.07
Елена Владимировна Видюкова, выпускник 2015 года специальности «Юриспруденция» Алтайского филиала ФГБОУВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», юрист Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» (Барнаул, Россия)
Упрощенная система налогообложения является одним из специальных налоговых режимов, действующих в Российской Федерации. Она содержит в себе массу преимуществ для субъектов, ее применяющих. Сформулированы как преимущества данной системы, так и недостатки, противоречия, наличие которых объясняется короткими сроками разработки и принятия упрощенной системы налогообложения. Кроме того, предложены рекомендации по совершенствованию правового регулирования данного специального налогового режима.
Ключевые слова: упрощенная система налогообложения, элементы упрощенной системы налогообложения, правовое регулирование, преимущества и недостатки, рекомендации, совершенствование.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
LEGAL REGULATION OF THE SIMPLIFIED SYSTEM OF THE TAXATION IN THE RUSSIAN FEDERATION
Упрощенная система налогообложения, так же как иные специальные режимы налогообложения, введена в действие сравнительно недавно, что не позволило накопить обширную базу научных и сравнительно-правовых исследований. Однако отдельные аспекты данной темы были рассмотрены в трудах ученых: А.С. Базаровой, М.В. Волкова, А.В. Жигачева, В.В. Семенихина.
Основной целью введения такого специального налогового режима, как упрощенная система налогообложения (далее - УСН) было снижение налогового бремени на субъекты малого и среднего предпринимательства, максимальное упрощение определения налоговой базы и суммы налога, подлежащей уплате в бюджет налогоплательщиками, перешедшими на этот налоговый режим.
Упрощенная система налогообложения применяется только налогоплательщиками-организациями и индивидуальными предпринимателями. Для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, такое право не предусмотрено.
Основной отличительной особенностью применения упрощенной системы налогообложения для организаций является их освобождение от обязанности по уплате:
1) налога на прибыль организаций;
2) налога на имущество организаций;
3) налога на добавленную стоимость (НДС).
Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:
1) налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)1);
2) налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности);
3) налога на добавленную стоимость (НДС).
Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Такая своеобразная льгота законодателя упрощает исчисление и уплату налога, что позволяет представителям малого предпринимательства экономить на услугах высококвалифицированного бухгалтера, что значительно снижает трудозатраты данной категории лиц.
Только рассмотрев все элементы, составляющие данный специальный нало-
говый режим, можно иметь полное представление о его сущности, организации и функционировании, а также об особенностях, отличающих его от других налоговых режимов.
Объектом налогообложения рассматриваемого специального налогового режима могут быть:
1) доходы;
2) доходы, уменьшенные на величину расходов.
Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения может меняться налогоплательщиком ежегодно, однако в течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.
Статья 346.15 НК РФ содержит исчерпывающий перечень доходов, которые относятся к объекту налогообложения единым налогом:
1) доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ;
2) внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
Расходами же признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а также убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от избранного объекта налогообложения:
3
публичная власть
1) при объекте «доходы» - 6%;
2) при объекте «доходы, уменьшенные на величину расходов» - 15%.
Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Таким образом, с применением упрощенной системы налогообложения величина налога зависит от выбранного объекта налогообложения и размера налоговой базы и не зависит от количества видов деятельности, зарегистрированных индивидуальным предпринимателем.
НК РФ устанавливает, что индивидуальные предприниматели и организации, применяющие УСН, самостоятельно определяют налоговую базу.
По итогам отчетного периода уплачиваются авансовые платежи, а по истечении налогового периода уплачивается налог. Авансовые платежи и налог исчисляются в зависимости от избранного объекта налогообложения, исходя из фактически полученных доходов или из фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов.
При расчете единого налога его величина за отчетный период уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пособий по временной нетрудоспособности, которые были выплачены сотрудникам в отчетном (налоговом) периоде. Что касается пособий, то тут речь идет о начисленных и фактически выданных пособиях, которые организация или индивидуальный предприниматель выплатили за счет собственных средств, а не за счет ФСС России.
Минфин РФ в письме от 20 октября 2011 г. № 03.11.14/2/2162 разъяснил, как правильно уменьшить единый налог, уплачиваемый организациями по УСН, на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. В частности, указано, что уменьшить налог вправе те налогоплательщики, которые уплачивают налог с доходов. При этом общая сумма налога не может быть уменьшена более чем на 50%.
Следует обратить внимание, что индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам и уплачивающие за себя в фиксированном размере страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования, вправе уменьшить суммы вышеназванных налогов (авансовых платежей по налогу, уплачиваемому в связи применением упрощенной системы на-
логообложения) на величину страховых взносов без ограничений.
Для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены льготные налоговые ставки от 5 до 15% в зависимости от категории налогоплательщиков.
Законом Республики Алтай от 03.07.2009 № 26-РЗ «Об установлении дифференцированной налоговой ставки по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов»3 для организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством одежды, выделкой и крашением меха, издательской и полиграфической деятельностью, производством аппаратуры для радио, телевидения и связи, производством, передачей и распределением электроэнергии, газа, пара, горячей воды и некоторыми другими, предусмотрена льготная налоговая ставка в размере 5%.
Необходимо отметить, что для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности, а с 2012 года все малые предприятия вынуждены вести бухгалтерский учет в полном объеме и, соответственно, формировать и сдавать бухгалтерскую отчетность. Однако Министерство финансов ввело упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках для субъектов малого предпринимательства4.
Таким образом, к преимуществам УСН следует отнести:
1) замена основных налогов (налог на доходы, налог на имущество, налог на добавленную стоимость) единым на-логом5;
2) повышение конкурентоспособности предпринимателей и организаций за счет возможности установить более низкую цену, так как в нее не включается НДС;
3) значительную экономию ресурсов, сокращение налоговой документации. Налогоплательщик платит только один налог вместо нескольких, соответственно, в налоговые органы предоставляется меньшее количество налоговых деклараций, расчетов размера налогов;
4) сокращение бухгалтерской документации; преимуществом использования данного налогового режима является право не вести бухгалтерский учет, за исключением основных средств, ведение достаточно простого учета без применения способа двойной записи, утвержденного планом счетов и действующими положениями по бухгалтерскому учету;
5) в сравнении с ЕНВД при отсутствии прибыли и убытках размер минимального налога составит гораздо меньшую сумму6;
6) возможность применения пониженных ставок налога для объекта налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов. В п. 2 ст. 346.20 НК РФ указано, что законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков. В ряде регионов законодатели уже воспользовались этим правом.
К недостаткам УСН следует отнести:
1) вероятность утраты права работать по УСН в любой момент времени; потеря же права на упрощенную систему происходит из-за десятков различных условий, например, при открытии филиала организации, превышении доли других организаций в уставном капитале, превышении численности работников и т.п.;
2) отсутствие обязанности платить НДС может привести к потере покупателей - плательщиков этого налога; организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком НДС и не включает его в цену. Покупатель товара не имеет возможности принять сумму налога к вычету, поэтому для сохранения своего финансового положения ему выгодно работать с продавцами, применяющими общий режим налогообложения;
3) существенные ограничения возможности учета затрат. Перечень расходов, подлежащих учету при применении УСН, является закрытым, что не позволяет однозначно говорить о правомерности учета некоторых видов расходов, необходимых для осуществления финансово-хозяйственной деятельности организации;
4) наличие ограничений для налогоплательщика, при выходе за которые у него утрачивается право на применение УСН (например, открытие филиала/ представительства, превышение численности работников и т.д.);
5) при потере права на использование УСН необходимо восстанавливать данные бухгалтерского учета за предыдущий
1
алтаискии вестник , государственной и муниципальной службы 2
lois
квартал применения упрощенной системы налогообложения;
6) при отсутствии прибыли и убытках все равно необходимо уплатить минимальный налог, в то время как по общей системе налогообложения этого делать не нужно7.
В связи с вышеизложенным, изучив теоретическую базу и практику реализации УСН в Российской Федерации, полагаем, что некоторые из недостатков УСН следует устранить следующими путями:
1) во избежание внезапной утраты права работать по УСН из-за различных условий, например, при открытии филиала организации, превышении доли других организаций в уставном капитале, превышении численности работников, следует каждому субъекту Российской Федерации провести исследование структуры рынка на своей территории, выяснить характеристики налогоплательщиков (количество работников в штате, наличие филиалов и представительств и т.п.), нуждающихся в снижении налогового бремени для развития. Иными словами, следует выявить налогоплательщиков, для которых необходим переход на УСН, однако их характеристики не соответствуют предъявляемым требованиям, то есть следует переориентировать УСН на более широкий круг субъектов;
2) с учетом полученных результатов проведенных исследований рынка следует поднять максимальную планку существующих ограничений, к примеру, среднесписочной численности в 100 человек, а также отменить несправедливые запреты, в частности на создание филиалов и представительств;
3) существующий закрытый перечень расходов необходимо также пересмотреть. Ведь в нем не отражены некоторые расходы налогоплательщиков, которые необходимы при ведении бизнеса, к примеру, расходы на информационные услуги и некоторые другие. Таким образом будет восстановлена справедливость при расчете налоговой базы;
4) следует пересмотреть также подход к бухгалтерской отчетности налогоплательщиков. Во-первых, при потере права
на использование УСН необходимо восстанавливать данные бухгалтерского учета за предыдущий квартал применения упрощенной системы налогообложения, что вызывает недоумение, а также сложность в практической реализации. Возможно, следует отказаться от данного положения и ввести обязанность ведения бухгалтерского учета с момента перехода с УСН на общий режим налогообложения либо внести в него диспозитивность, то есть оставить выбор на усмотрение налогоплательщика. К тому же для мелкого предпринимательства, возможно, следовало бы вообще отказаться от бухгалтерского учета и отчетности, ограничившись книгой доходов и расходов, так как размеры бизнеса не столь велики для того, чтобы вводить штатную единицу бухгалтера, а компетентно вести данный трудоемкий процесс самостоятельно невозможно;
5) следует отказаться от минимального налога, взимаемого при отсутствии прибыли и убытках. При наличии в праве такого понятия, как минимальный налог, опять же нарушается принцип справедливости и соразмерности, поскольку налогоплательщик не извлек выгоды от своей деятельности. Другой проблемой при наличии минимального налога становится его принудительное взыскание, ведь уплатить его самостоятельно налогоплательщик не сможет ввиду отсутствия прибыли;
6) для отдельных категорий налогоплательщиков следует упростить финансовую деятельность, отменив необходимость применения контрольно-кассовой техники, либо внести в него диспозитив-ность, то есть оставить выбор на усмотрение налогоплательщика;
7) альтернативным решением указанных выше проблем и недостатков является снижение налоговых ставок по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Таким образом, применение упрощенной системы налогообложения имеет как преимущества, к примеру, замена нескольких налогов одним, пониженная налоговая ставка, так и недостатки, ко-
торых не так и мало, к примеру, наличие ограничений численности работников, трудоемкость ведения отчетности и другие, о которых говорилось выше. В связи с наличием указанных недостатков требуется усовершенствование правовой основы упрощенной системы налогообложения и, как следствие, изменение практики применения данного режима. Изучив теоретическую базу и практику применения режима, мы дали некоторые рекомендации по совершенствованию УСН, претворение в жизнь которых могло бы снизить налоговую нагрузку на малый и средний бизнес и укрепить его положение на рынке.
1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 06.04.2015 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2015) // СЗ РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340.
2 Письмо Минфина России от 20.10.2011 г. № 03.11.14/2/216 // Спра-вочно-правовая система «Консультант Плюс». Раздел «Законодательство». - 2015.
3 Об установлении дифференцированной налоговой ставки по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов: Закон Республики Алтай от 03.07.2009 № 26-РЗ (ред. от 25.12.2009) // Сборник законодательства Республики Алтай. - 2009. - № 59. - С. 188.
4 О формах бухгалтерской отчетности организаций: Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н (ред. от 06.04.2015) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2010. - № 35. - С. 28-32.
5 См.: Базарова А.С. Применение УСН освобождает от обязанностей по уплате некоторых налогов // Налоги. 2007. - № 27. -С. 6.
6 См.: Семенихин В.В. Индивидуальные предприниматели: упрощенная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей // Налоги. - 2010. - № 42. - С. 14.
7 См.: Сытова Е.В. Преимущества и недостатки перехода на УСН // Налоги. - 2010. - № 3. - С. 10.
Elena Vladimirovna Vidyukova, graduate of 2015 of the Specialty of Law of the Altai Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, lawyer of Federal Budgetary Healthcare institution «The Center of Hygiene and Epidemiology in Altai Krai» (Barnaul, Russia).
Simplified tax system is one of the special tax regimes in the Russian Federation. It contains a lot of advantages for people using it. Both benefits of the system and shortcomings, contradictions have been formulated. This tax system was developed and adopted in a short period of time. Recommendations for improvement for legal regulation of the special tax regime have been formulated.
Keywords: Simplified tax system, elements of simplified tax system, legal regulation, benefits and shortcomings, recommendations, improvement.
5