Научная статья на тему 'Значение и сущность упрощенной системы налогообложения в Российской Федерации'

Значение и сущность упрощенной системы налогообложения в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4448
398
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ЕДИНЫЙ НАЛОГ / НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Падыганов А. В., Курочкина Н. В.

В данной статье обоснована роль малого и микро бизнеса в экономике Российской Федерации. Доказано положительное влияние введения упрощенной системы налогообложения на развитие данного сектора экономики. Дано понятие упрощенной системы налогообложения применяемой в Российской Федерации и других стран Содружества Независимых Государств. Выделены отличительные черты, присущие данному специальному налоговому режиму. Рассмотрены плюсы и минусы перехода организаций и индивидуальных предпринимателей с общего режима налогообложения на уплату единого налога при применении УСН. На основе уточнения сущностно-функциональных особенностей упрощенной системы налогообложения сформировано ее авторское определение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Падыганов А. В., Курочкина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение и сущность упрощенной системы налогообложения в Российской Федерации»

УДК 336.226

А. В. Падыганов, Н. В. Курочкина Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

ЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В данной статье обоснована роль малого и микро бизнеса в экономике Российской Федерации. Доказано положительное влияние введения упрощенной системы налогообложения на развитие данного сектора экономики. Дано понятие упрощенной системы налогообложения применяемой в Российской Федерации и других стран Содружества Независимых Государств. Выделены отличительные черты, присущие данному специальному налоговому режиму. Рассмотрены плюсы и минусы перехода организаций и индивидуальных предпринимателей с общего режима налогообложения на уплату единого налога при применении УСН. На основе уточнения сущностно-функциональных особенностей упрощенной системы налогообложения сформировано ее авторское определение.

Ключевые слова: упрощенная система налогообложения, малый бизнес, единый налог, налоговое бремя, налогообложение.

В экономике любого государства важное место занимает микро- и малый бизнес, представленный добычей полезных ископаемых, обрабатывающими производствами, производством и распределением электроэнергии, газа и воды, строительством, оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, гостинцами и ресторанами, транспортом и связью, операциями с недвижимом имуществом, арендой и предоставлением услуг. Вне зависимости от его доли в валовом внутреннем продукте, именно малый бизнес вносит существенный вклад в развитие экономики государства и его регионов путем создания и предоставления новых рабочих мест для экономически активного населения (табл. 1).

Именно малый бизнес в наибольшей степени ориентирован на удовлетворение запросов покупателей и заказчиков, способен быстро реагировать на изменение спроса на тот или иной вид продукции (товаров, работ, услуг) и может нести инновационный характер деятельности.

Однако в современных экономических условиях малое предпринимательство сталкивается с рядом проблем в виде высокой процентной ставки по кредитам и займам, что приводит к сложности получения заемных средств на покупку внеоборотных и оборотных активов, сложностью привлечения высококвалифицированного персонала в виду отсутствия возможности предложить

им более высокую заработную плату и лучший социальный пакет по сравнению с крупными предприятиями, а также высокая чувствительность к любым изменениям в мировой и национальной экономике.

Еще одной его особенностью в Российской Федерации является высокая степень чувствительности к реализуемой в стране налоговой и бюджетной политике, играющей важнейшую роль в формировании структуры данного бизнеса, в том числе путем использования налоговых льгот в рамках общей системы налогообложения и введения упрощенной системы налогообложения (УСН), направленной на снижение налогового бремени, упрощения системы бухгалтерского и налогового учета и отчетности таких налогоплательщиков.

Как показывает практика последних лет, введение упрощенной системы налогообложения оказало положительное влияние на развитие малого бизнеса, о чем свидетельствует рост количества зарегистрированных малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.

По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), общее количество зарегистрированных предприятий возросло с 4149,8 тыс ед. в 2004 г. до 4886 тыс ед. в 2012 г. (или на 17,74 %), в том числе количество малых предприятий увеличилось с 953,1 тыс ед. до 2033 тыс ед. (или на 113,3 %) [7].

© Падыганов А. В., Курочкина Н. В., 2015

Таблица 1

Среднегодовая численность занятых в экономике по видам экономической деятельности [6; 7]

Годы 2008 2009 2010 2011 2012

тыс чел. % тыс чел. % тыс чел. % тыс чел. % тыс чел. %

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 6675 9,8 6733 10 ,0 6656 9,8 6583 9,7 6467 9,5

Рыболовство и рыбоводство 142 0,2 146 0,2 143 0,2 147 0,2 142 0,2

Добыча полезных ископаемых 1044 1,5 1067 1,6 1057 1,6 1063 1,6 1080 1,6

Обрабатывающие производства 11191 16,3 10401 15Д 10292 15,2 10281 15,2 10170 15,0

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 1884 2,8 1929 2,9 1945 2,9 1950 2,9 1947 2,9

Строительство 5474 8,0 5315 7,9 5380 8,0 5474 8,1 5642 8,3

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 12020 17,6 11943 17 ,7 12057 17,8 12174 18,0 12292 18,1

Гостиницы и рестораны 1274 1,9 1142 1,7 1183 1,8 1218 1,8 1250 1,8

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 5451 7,5 5307 7,9 904 8,0 907 8,1 880 8,4

Транспорт и связь 1132 8,0 1091 7,9 5347 7,9 5361 7,9 5430 8,0

Финансовая деятельность 5146 1,7 5315 1,6 1122 1,7 1182 1,7 1223 1,8

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 3727 5,4 3876 5,7 3905 5,8 3801 5,6 3734 5,5

Образование 5980 8,7 5979 8,9 5902 8,7 5789 8,6 5697 8,4

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 4666 6,8 4638 6,9 4621 6,8 4604 6,8 4573 6,7

Предоставление прочих коммунальных услуг 2621 3,8 2526 3,7 2531 3,7 2529 3,7 2547 3,7

Всего в экономике 68474 100,0 67463 100 ,0 67577 100,0 67727 100,0 67968 100,0

По данным Федеральной налоговой службы, общее количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществляющих свою деятельность, возросло за тот же период с 2066,2 тыс чел. до 4023,8 тыс чел. (или на 94,74 %) (рис. 1) [8].

Поступления по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, возросли с 56,008 млрд руб. в 2006 г. до 220,99 млрд руб. в 2014 г. (или на 294,57 %) (рис. 2) [3].

Впервые упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого

предпринимательства была введена в действие на территории Российской Федерации Федеральным законом от 29.12.1995 г. № 222-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.1996 г., с целью снижения налогового бремени на такие субъекты хозяйственной деятельности. В целях дальнейшего реформирования упрощенной системы налогообложения Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 104-ФЗ в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации была введена глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения», которая заменила УСН, действовавшую в соответствии с Федеральным законом № 222-ФЗ.

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 — ■ — Малые предприятия

■ ИП и крестьянские (фермерские) хозяйства

Рис. 1. Общее количество зарегистрированных малых предприятий, ИП и крестьянских (фермерских) хозяйств в РФ за 2004-2012 гг.

0 -

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

—1Единый налог, млрд руб.

Рис. 2. Поступления по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН в РФ за 2012-2014 гг.

Согласно главе 26.2 НК РФ, упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется в соответствии с главой 26.2 НК РФ наряду с иными режимами налогообложения, за исключением категорий налогоплательщиков, указанных в ст. 346.12 НК РФ. Следует отметить, что с 01.01.2016 г. из перечня налогоплательщиков, не имеющих право применять УСН, исключены организации, имеющие представительства, однако для компаний с филиалами ограничение остается в силе.

Ни Федеральный закон от 29.12.1995 г. № 22-ФЗ, ни глава 26.2 НК РФ не содержат определения упрощенной системы налогообложения. Однако в налоговом законодательстве Кыргызской Республики, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Украины приведены трактовки упрощенной системы налогообложения, раскрывающие их значение и сущностно-функциональные особенности.

Согласно Налоговому кодексу Кыргызской Республики, упрощенная система налогообложения налогоплательщиков на основе единого налога

предусматривает право уплаты субъектами малого предпринимательства единого налога в отношении деятельности, подлежащей обложению [1].

В Налоговом кодексе Республики Таджикистан дано следующее определение упрощенной системы налогообложения для субъектов малого бизнеса: специальный налоговый режим, в соответствии с которым субъектами малого предпринимательства налог на прибыль для юридических лиц или подоходный налог для индивидуальных предпринимателей уплачивается в упрощенном порядке [2].

В соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан, упрощенный порядок налогообложения применяется для отдельных категорий налогоплательщиков и предусматривает применение специальных правил исчисления и уплаты единого налогового платежа, единого земельного налога и фиксированного налога на отдельные виды предпринимательской деятельности, а также представления налоговой отчетности по этим налогам [3].

Налоговый кодекс Украины определяет упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности как особый механизм взимания налогов и сборов, устанавливающий замену уплаты отдельных налогов и сборов на уплату единого налога в порядке и на условиях, определенных главой 1 раздела 14 НК, с одновременным введением упрощенного учета и отчетности [5].

В целях формулировки определения упрошенной системы налогообложения, применяемой субъектами малого бизнеса в Российской Федерации, выделим ее отличительные черты:

1) регламентируется законодательством о налогах и сборах;

2) опирается на общие принципы налогообложения;

3) уплата единого налога заменяет уплату ряда налогов и сборов: НДС, налога на прибыль (НДФЛ), налога на имущество организаций (физических лиц);

4) единый налог включает все законодательно установленные обязательные и дополнительные элементы налога;

5) переход на УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями в добровольном порядке;

6) упрошенная система налогообложения может применяться налогоплательщиками до тех пор, пока они не перестают соответствовать условиям перехода на такой специальный режим налогообложения;

7) направлена на улучшение экономического положения субъектов малого бизнеса;

8) соответствует налоговой политике государства;

9) для налогоплательщиков сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности;

10) налогоплательщики не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов

и контролирующих лиц контролируемых иностранных компаний.

Следует отметить, что применение данного специального налогового режима организациями и индивидуальными предпринимателями имеет как свои преимущества, так и свои недостатки, которые необходимо тщательно взвесить, прежде чем подавать уведомление в налоговый орган о переходе на упрощенную систему налогообложения (табл. 2).

Таблица 2

Преимущества и недостатки перехода налогоплательщиков с общего режима налогообложения на упрощенную систему налогообложения

Преимущества Недостатки

Добровольный порядок перехода Освобождение от уплаты НДС затрудняет реализацию продукции контрагентам, применяющим общую систему налогообложения, в силу невозможности для последних принять к вычету НДС со стоимости такой продукции

Снижение налогового бремени путем замены уплаты ряда налогов (НДС, НДФЛ, налога на прибыль, налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц) уплатой единого налога Организации, не освобождаются от уплаты налога на имущество организаций по недвижимому имуществу, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость

Применение кассового метода признания доходов и расходов Налогоплательщик, утративший право на применение УСН, должен произвести пересчет налоговых обязательств, исходя из общего режима налогообложения

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением участников договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом (объект налогообложения -«Доходы - Расходы») Закрытый перечень расходов, уменьшающих полученные доходы в случае, если объект налогообложения «Доходы - Расходы»

Упрощенный порядок признания расходов на приобретение основных средств и нематериальных активов в случае, если объект налогообложения - «Доходы - Расходы» Необходимость расчета налогоплательщиком, выбравшим объект налогообложения «Доходы - Расходы», по итогам года минимального налога по ставке 1 % от дохода и его уплаты в бюджет, если он больше, чем налог, рассчитанный в общем порядке

Возможность уменьшения налоговой базы при объекте налогообложения «Доходы - Расходы» в следующем периоде на величину разницы между налогом, рассчитанным в общем порядке, и минимальным налогом, в случае уплаты в предыдущем периоде минимального налога При определении налоговой базы по УСН не учитываются убытки, полученные при применении других налоговых режимов, и наоборот

Возможность уменьшения налоговой базы на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых применялась УСН с объектом налогообложения «Доходы - Расходы» При переходе налогоплательщика с объекта налогообложения «Доходы» на объект налогообложения «Доходы - Расходы», расходы, относящиеся к налоговым периодам, в которых применялся объект налогообложения «Доходы» при исчислении налоговой базы не учитываются

Возможность уменьшения суммы исчисленного налога при выборе объекта налогообложения «Доходы» на сумму страховых взносов на обязательное страхование работников и ИП, пособия по временной нетрудоспособности, оплачиваемого за счет средств работодателя, платежей по договорам добровольного личного страхования и величину торгового сбора в пользу работников Возможность уменьшения суммы исчисленного налога при выборе объекта налогообложения «Доходы» на сумму страховых взносов на обязательное страхование работников и ИП, пособия по временной нетрудоспособности, оплачиваемого за счет средств работодателя, платежей по договорам добровольного личного страхования и величину торгового сбора ограничена 50 %

Отчетность представляется раз в год

Обобщив практику применения упрощенной системы налогообложения в Российской Федерации, можно сделать вывод, что она смогла решить поставленную перед ней задачу - снизить налоговое бремя на малый бизнес, упростить и удешевить процедуру ведения налогового учета и составления налоговой отчетности. Однако в настоящее время не решена проблема разукрупнения организаций и подмены одних видов предпринимательской деятельности другими в целях применения режима налогообложения с более щадящей налоговой нагрузкой, что приводит к снижению налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.

Уточнение сущностно-функциональных особенностей специального налогового режима для субъектов малого и микро бизнеса позволило сформулировать авторское определение упрощенной системы налогообложения: регламентированный законодательством о налогах и сборах специальный налоговый режим, направленный на стимулирование развития малого и микробизнеса путем снижения налогового бремени, применяемый наряду с иными режимами налогообложения при соблюдении налогоплательщиками ряда обязательных условий, включающего все законодательно установленные элементы налога, предполагающий добровольный порядок перехода и замену уплаты отдельных налогов и сборов единым налогом.

_Ш_

1. Налоговый кодекс Кыргызской Республики. URL: http://online.adviser.kg/Document/?doc_id=30355506 (дата обращения 01.12.2015 г.)

2. Налоговый кодекс Республики Таджикистан. URL: http://mmk.tj/ru/legislation/legistation-base/codecs/ (дата обращения 01.12.2015 г.)

3. Налоговый кодекс Республики Узбекистан. URL: http://www.lex.uz/pages/getact.aspx?lact_id=1286689 (дата обращения 01.12.2015 г.)

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2). URL: http://base.consultantru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW; n=189641 (дата обращения 01.12.2015 г.)

5. Налоговый кодекс Украины. URL: http://meget.kiev.ua/ Kodeks/nalogoviy-kodeks/

6. Российский статистический ежегодник. 2012: стат. сб. / Росстат. Р76. М., 2013. 786 с.

7. Российский статистический ежегодник. 2013: стат. сб. / Росстат. Р76. М., 2013. 717 с.

8. Федеральная налоговая служба [Офиц. сайт]. URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/ forms/ (дата обращения 30.11.2015 г.)

1. Nalogovyj kodeks Kyrgyzskoj Respubliki. URL: http:// online.adviser.kg/Document/?doc_id=30355506 (data obrashhenija 01.12.2015 g.)

2. Nalogovyj kodeks Respubliki Tadzhikistan. URL: http:// mmk.tj/ru/legislation/legistation-base/codecs/ (data obrashhenija 01.12.2015 g.)

3. Nalogovyj kodeks Respubliki Uzbekistan. URL: http:// www.lex.uz/pages/getact.aspx?lact_id=1286689 (data obrashhenija 01.12.2015 g.)

4. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast' 2). URL: http://base.consultantru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW; n=189641 (data obrashhenija 01.12.2015 g.)

5. Nalogovyj kodeks Ukrainy. URL: http://meget.kiev.ua/ Kodeks/nalogoviy-kodeks/

6. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2012: stat. sb. Rosstat. R76. M., 2013. 786 p.

7. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2013: stat. sb. Rosstat. R76. M., 2013. 717 p.

8. Federal'naja nalogovaja sluzhba [Ofic. sajt]. URL: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/ forms/ (data obrashhenija 30.11.2015 g.)

Статья поступила в редакцию 20.12.2015 г.

A. V. Padyganov, N. V. Kurochkina Mari State University, Yoshkar-Ola

IMPORTANCE AND ESSENCE OF THE SIMPLIFIED TAXATION SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article explains the role of small and micro businesses in the Russian economy The study demonstrated the positive impact the introduction of a simplified tax system for the development of this sector. This paper gives the concept of a simplified system of taxation applicable in the Russian Federation and the Commonwealth of Independent States. The study highlights the distinctive features specific to the special tax regime. The article discusses the pros and cons of the transition of organizations and individual entrepreneurs with the general regime of taxation on the single tax payment when applying the STS. On the basis of essentially clarify and functional features of the simplified taxation system its own definition has been formed.

Keywords: simplified tax system, small business, single tax, tax burden, taxation.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.