Научная статья на тему 'Совершенствование специальных налоговых режимов для субъектов малого бизнеса'

Совершенствование специальных налоговых режимов для субъектов малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1801
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ / ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ / УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозова Н. Г.

В статье рассмотрены такие специальные налоговые режимы как упрощенная система налогообложения, упрощенная система налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Проанализированы преимущества, а также недостатки их применения, в соответствии с которыми предложены направления налогового стимулирования развития малого бизнеса, в т.ч. налогового стимулирования малых предприятий к инновационной деятельности с осуществлением научных исследований и выпуском инновационной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Морозова Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование специальных налоговых режимов для субъектов малого бизнеса»

Н.Г. Морозова

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ

МАЛОГО БИЗНЕСА

PERFECTION SPECIAL TAX MODES FOR SUBJECTS OF SMALL-SCALE BUSINESS

Аннотация. В статье рассмотрены такие специальные налоговые режимы как упрощенная система налогообложения, упрощенная система налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Проанализированы преимущества, а также недостатки их применения, в соответствии с которыми предложены направления налогового стимулирования развития малого бизнеса, в т.ч. налогового стимулирования малых предприятий к инновационной деятельности с осуществлением научных исследований и выпуском инновационной продукции.

Abstract. In article such special tax modes as the simplified system of the taxation, the simplified system of the taxation of individual businessmen on the basis of the patent, system of the taxation for agricultural commodity producers are considered. Advantages, and also lacks of their application according to which directions of tax stimulation of development of small-scale business, including tax stimulation of small enterprises to innovative activity with realization of scientific researches and release of innovative production are offered are analysed.

Ключевые слова. Налогообложение малого бизнеса, специальные налоговые режимы, единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения.

Keywords. The small-scale business taxation, special tax modes, the uniform selsko-economic tax, the simplified system of the taxation.

Решение проблем развития малого предпринимательства и проблем его налогообложения особенно актуально для современной экономики России. Малый бизнес призван стать важнейшим фактором социально-экономического развития страны, т.к. заключает в себе потенциал роста благосостояния населения страны, снижения уровня безработицы, снятия социального напряжения и пр. Большой экономический потенциал малого бизнеса нуждается в государственной поддержке: снижение административных барьеров, предоставление налоговых льгот и льготных кредитов, упрощение налогообложения. Также одним из методов поддержки малого бизнеса является введение специальных налоговых режимов, носящих щадящий характер налогообложения, таких как упрощенная система налогообложения (УСНО), упрощенная система налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН).

Налогообложение должно рассматриваться не только как доминирующий источник формирования централизованных финансовых ресурсов государства, но и как один из инструментов государственного регулирования экономики с целью стимулирования и поддержки отдельных отраслей и видов деятельности.

За последние двадцать лет отечественная система налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей пережила путь трансформации от унифицированного подхода для всех отраслей до создания специальных условий для сельского хозяйства, введения специального налогового режима (ЕСХН). Реальный уровень налоговой нагрузки на сельскохозяйственных товаропроизводителей значительно превышает официальный, при этом налоговая «выносливость» сельского хозяйства существенно ниже, чем в других отраслях. В структуре налогов и сборов, уплачиваемых налогоплательщиками, занятыми в сельском хозяйстве, по сравнению с другими отраслями экономики доминируют социальные платежи, что не способствует эффективной реализации стимулирующей функции налогообложения. Эффективность введения ЕСХН не отвечает первоначальным целям его введения, а улучшение основных показателей экономического развития сельского хозяйства в большей степени объясняется иными экономическими факторами и напрямую не связанными с введением ЕСХН. Неблагоприятное финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей в большей степени объясняется факторами, находящимися вне плоскости налогообложения.

Основным недостатком перехода на уплату ЕСХН является рост себестоимости продукции в связи с включением НДС в стоимость приобретаемых материальных ресурсов, что провоцирует рост диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию примерно на 18 процентов, ухудшая тем самым финансовое положение организаций-плательщиков ЕСХН. Налогоплательщикам, у которых значительна доля материальных ценностей, приобретаемых с НДС, применять ЕСХН экономически нецелесообразно. Применение общей системы налогообложения позволило бы им существенно увеличить собственные источники финансирования расширенного воспроизводства основных средств и материального стимулирования работников, а также увеличить налоговые доходы бюджетов на всех уровнях за счет уплаты налога на имущество организаций. Применение ЕСХН экономически целесообразно для мелких

© Морозова Н.Г., 2012

сельскохозяйственных предприятий и фермеров со средним уровнем рентабельности, потребителями продукции которых, является население и плательщики иных специальных налоговых режимов.

УСНО привлекательна для налогоплательщика тем, что предусматривает: ведение бухгалтерского учета в упрощенной форме и отсутствие необходимости ее предоставления в ИФНС; необходимость подачи налоговой декларации один раз в год вместо двенадцати (ежегодная декларация Единого налога вместо ежеквартальных деклараций по НДС, налогу на прибыль и налогу на имущество); возможность выбрать объект налогообложения; уменьшение налоговой базы на стоимость основных средств и нематериальных активов единовременно в момент их ввода в эксплуатацию или принятия к бухгалтерскому учету; упрощение налогового учета; уменьшение налогового бремени и упрощение отчетности - «один налог вместо трех».

Однако для оценки УСНО необходимо остановиться и на ряде недостатков ее применения:

1. вероятность утраты права на применение УСНО грозит необходимостью восстановления данных бухучета за весь период применения УСНО;

2. наличие издержек перехода от УСНО к общему режиму налогообложения (восстановление НДС и пр.);

3. отсутствие права открывать филиалы и представительства, осуществлять отдельные виды деятельности (например, страховую);

4. наличие ограничений по размеру полученных доходов, остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов;

5. ограниченный перечень расходов, уменьшающих налоговую базу при выборе объекта налогообложения «доходы минус расходы»;

6. включение в налоговую базу полученных от покупателей авансов;

7. необходимость пересчета налоговой базы и уплаты дополнительного налога и пени в случае продажи основных средств или нематериальных активов, приобретенных в период применения УСНО (при объекте обложения - «доходы, уменьшенные на расходы»);

8. отсутствие возможности уменьшения налоговой базы на сумму убытков, полученных в период применения УСНО, при переходе на иные режимы налогообложения и наоборот, невозможность учета убытков, полученных в период применения иных налоговый режимов, в налоговой базе при УСНО;

9. необходимость уплаты минимального налога при получении убытков (при объекте обложения -«доходы, уменьшенные на расходы»), в отличие от налога на прибыль;

10. необходимость составления бухгалтерской отчетности при ликвидации организации.

Основное преимущество патентной системы состоит в максимальном упрощении налогообложения,

поскольку заранее устанавливается размер единого налога - «стоимость патента». Однако при такой системе налогообложения предприниматель рискует тем, что его доходы окажутся существенно ниже предусмотренного потенциально возможного дохода или даже меньше стоимости патента, но также возможно, что оплата патента оставит ему больше дохода, чем налог, установленный в зависимости от финансовых результатов.

Недостатком разрабатываемой патентной системы является необходимость ведения книги доходов и расходов. При этом если доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ применительно к налогу на прибыль, превысят 60 млн. рублей, налогоплательщик будет считаться утратившим право на применение патентной системы налогообложения с начала налогового периода, на который был выдан патент. Суммы патента, однако, можно будет учесть в счет НДФЛ, который придется исчислить и уплатить в бюджет.

Существенным недостатком патентной системы является невозможность ее применения организациями. В настоящий момент не предусмотрена возможность перехода организаций на УСНО на основе патента. Однако с 2014 года с отменой ЕНВД - самой распространенной в настоящий момент системы налогообложения среди субъектов малого предпринимательства (ее применяют около 3 млн. предпринимателей) малые предприятия окажутся в сложной ситуации. Патентная система будет недоступна, а выбор останется между общим режимом налогообложения и УСНО, возможность применения которой ограничена.

Предусмотренные размеры потенциально возможных годовых доходов по некоторым идам деятельности представляются явно завышенными. Например, предусмотренный потенциально возможный годовой доход по аренде квартир в размере 720000 рублей означает, что за год арендодатель должен перечислить 43200 рублей. Представители фискальных органов называют эту сумму адекватной налоговой нагрузкой. Однако получение патента выгодно, в случае превышения ежемесячной арендной платы 60000 рублей. Иначе, целесообразнее применять УСНО (объект обложения - «доходы»), но усложняется отчетность.

Основное преимущество специальных налоговых режимов условно заключается в замене единым налогом уплаты нескольких налогов, в этой связи одной из наиболее важных задач в рамках совершенствования специальных налоговых режимов должно стать решение «проблемы НДС». Анализ европейской практики обложения НДС и его сопоставление с российским опытом позволяет определить возможности совершенствования специальных налоговых режимов для малого бизнеса в этом направлении.

Следует отметить, что совокупная налоговая нагрузка на малый бизнес по оценкам специалистов возрастает более чем в 2 раза в связи с заменой уплаты ЕСН страховыми взносами. Повышение ставок страховых взносов в первую очередь отразилось на малом бизнесе и повлекло увольнения работников с предприятий либо их перевод на неполный рабочий день, заключение трудовых соглашений или гражданско-правовых договоров. Кроме того, повышение показателя безработицы среди трудоспособного населения резко ухудшает инвестиционный климат РФ, так как свидетельствует о недостатках внутренней политики страны. Для инвесторов рост безработицы свидетельствует о сокращении производства, и, следовательно, снижении ВВП. Также прогнозируется, помимо возрастания объема отчетности, рост числа проверок осуществляемых не только налоговыми органами, но и органами Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ. Что повлечет за собой сокращение предпринимательской активности, уход «в тень» бизнеса, сокращение размера заработных плат и возврат к «конвертам», рост безработицы и нелегальной занятости, с также снижение поступлений НДФЛ в бюджет.

В условиях бюджетного дефицита сохраняется приоритетное направление налоговой политики по обеспечению финансовой устойчивости в средне- и долгосрочном периоде, сочетанию преодоления последствий кризиса с созданием оптимальных условий для ускорения темпов экономического развития. Развитие современной экономики невозможно без активизации инновационной деятельности, в том числе и в сфере малого бизнеса. Соответственно налоговая политика должна обеспечивать баланс доходов и расходов бюджета и стимулировать инновационную деятельность. Дальнейшее эффективное развитие российской экономики возможно только при реализации налоговой политики поддерживающей инновации во всех сферах экономики. В налоговом законодательстве содержатся инструменты поддержки инноваций, научных исследований и опытно-конструкторских разработок. Современная налоговая политика направлена на поддержку спроса на инновации и поддержку предложения инноваций, т.е. на развитие рынка интеллектуальной собственности. С этой целью в сфере социального страхования государственный бюджет до 2015-2020 гг. оплачивает часть страховых сумм за предприятия, осуществляющие инновационную деятельность.

Таким образом, дальнейшее налоговое стимулирование развития малого бизнеса должно развиваться в следующих направлениях:

1. продолжение работы по совершенствованию порядка применения специальных режимов налогообложения для малого бизнеса:

- рассмотрение вопросов о снижении ставки УСНО до 5% (при объекте обложения - «доходы»), и до 13% (при объекте обложения - «доходы, уменьшенные на расходы»);

- рассмотрение возможности повышения ограничения на применение УСНО по предельному объему годового оборота для некоторых категорий налогоплательщиков (например, для инновационных предприятий - до 200 млн. руб.);

- включение в перечень расходов, уменьшающих полученные доходы, при применении УСНО, расходов, направленные на создание и внедрение новых технологий и оборудования;

- установление единого порядка учета сумм страховых взносов налогоплательщиками, применяющими УСНО, как при объекте обложения - «доходы», так и при объекте обложения - «доходы, уменьшенные на расходы»;

- увеличение числа привлекаемых работников по патентной системе до 15 человек, что также соответствует понятию «микро предприятия»;

- применение ускоренной амортизацию для инвестиций в инновации, природоохранные и энергосберегающие технологии;

2. совершенствование налоговой политики в сельском хозяйстве в целях стимулирования инвестиций и эффективного использования ресурсов:

- введение налоговых льгот для предприятий иных отраслей, инвестирующих в сельское хозяйство;

- увеличение числа сельхозтоваропроизводителей, применяющих повышающие коэффициенты амортизации;

- применение инвестиционных налоговых льготы для плательщиков ЕСХН;

- уменьшение налогооблагаемой базы на размер средств, инвестированных в природоохранные и энергосберегающие мероприятия;

3. решение «проблемы НДС»:

- предоставление плательщикам ЕСХН права выбора статуса плательщика/неплательщика НДС;

- понижение ставок НДС (16% и 8%, вместо 18% и 10%);

- обложение сельскохозяйственной продукции по ставке НДС - 0%;

- предоставление организациям, применяющим общий режим налогообложения, возможности учитывать «входящий» НДС при реализации товаров (работ, услуг), приобретенных у налогоплательщиков применяющих ЕСХН и УСНО;

4. распространение на всех налогоплательщиков применяющих специальные режимы налогообложения для малого бизнеса льготных размеров страховых взносов на переходный период (по аналогии с плательщиками ЕСХН);

5. продолжение упрощения администрирования и уплаты налогов и сборов (взносов) для субъектов малого предпринимательства, использующих специальные налоговые режимы:

- ограничение объема документов, которые вправе истребовать налоговые органы у предпринимателей;

- упрощение системы бухгалтерского и налогового учета;

- переход от ежеквартальной отчетности к ежегодной;

- законодательный ввод принципа «одного окна» для налоговой отчетности;

- сокращение форм налоговой отчетности;

- активизация перехода на электронный документооборот;

6. предоставление возможности органам власти субъектов РФ предоставлять инвестиционный налоговый кредит в отношении специальных налоговых режимов, уплачиваемых малыми предприятиями;

7. обеспечение открытости информации о размере административных затрат на введение новых и реализацию существующих налоговых механизмов с целью повышения эффективности функционирования налоговой системы; необходима оценка не только административных затрат налоговых органов, но и экономических затрат налогоплательщиков;

8. налоговое стимулирование малых предприятий к инновационной деятельности с осуществлением научных исследований и выпуском инновационной продукции:

- снижение ставки налога на прибыль организаций для научно-технических и инновационных предприятий в два раза, а также освобождение их от уплаты налога на прибыль в течение первых 1-3 лет работы и уплату 50% суммы налога на прибыль в последующие 1-2 года; снижение на 5% ставки налога на прибыль для банков и иных кредитных организаций, осуществляющих в объемах порядка 50%, где не менее 35% - доля малых предприятий, кредитование научно-технических и инновационных предприятий по сниженным кредитным ставкам;

- освобождение от налога на имущество организаций, в части основных средств, используемых научно-техническими и инновационными предприятиями в целях осуществления экспериментальной, научно-исследовательской, инновационной деятельности;

- предоставление льгот по земельному налогу научно-техническим и инновационным предприятиям в отношении земельных участков, используемых в целях экспериментальной, научно-исследовательской, инновационной деятельности;

- разработку специального режима налогообложения, учитывающего специфику деятельности научно-технических и инновационных предприятий - системы налогообложения научно-технических и инновационных организаций, приемствующей основные черты упрощенной системы налогообложения (дополнить освобождением от обязанности по уплате земельного налога, предусмотреть уменьшенные вдвое ставки по налогу);

- увеличение не облагаемой налогом на прибыль организаций доли отчислений в специализированные отраслевые и межотраслевые фонды НИОКР с 1,5 % до 4-6% доходов (валовой выручки) налогоплательщика-инвестора; признание расходов по прямой безвозмездной передаче российским научно-техническим и инновационным предприятиям денежных средств и имущества в качестве целевых средств на их развитие в пределах 4-6% доходов (валовой выручки) налогоплательщика в качестве внереализационных расходов; возможность в общеустановленном порядке начислять амортизацию на основные средства, переданные в безвозмездное пользование зарегистрированным на территории Российской Федерации научно-техническим и инновационным предприятиям;

- включение налога на добавленную стоимость и налога на имущество организаций в состав налогов, по которым предусматривается возможность предоставления инвестиционного налогового кредита;

- применение повышающего коэффициента к основной норме амортизации в отношении собственных основных средств;

- отнесение средств, полученных на осуществление научно-технической и инновационной деятельности, к средствам целевого финансирования, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль;

- вознаграждения и премии, полученные авторами секретов производства (ноу-хау) и пр. изобретений связанных с осуществлением научно-технической и инновационной деятельности, включить в состав доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, и отнести к расходам на оплату труда, учитываемым при исчислении налога на прибыль организаций;

- для стимулирования обновления производственно-технологической базы предприятиями-потребителями научно-технической и инновационной продукции - введение механизма специальной ускоренной амортизации для организаций, приобретающих высокотехнологичное оборудование и определенные новые виды техники российского производства и включение такого рода имущества в состав имущества, не признаваемого объектом обложения налогом на имущество организаций;

- при определении объекта по налогу на прибыль организаций и по упрощенной системе налогообложения расширить перечень расходов, уменьшающих полученные доходы, включив в их состав расходов, связанных с созданием и внедрением новых технологий и оборудования и приобретением прав на объекты интеллектуальной собственности, включая правовое оформление и защиту прав на результаты интеллектуальной деятельности;

- введение льготных ставок НДС в отношении реализации некоторых видов инновационной продукции согласно перечню Правительства Российской Федерации и освобождение от обложения НДС получаемых научно-техническими и инновационными предприятиями услуг, связанных с признанием и передачей прав на интеллектуальную собственность, предоставлением прав на использование результатов интеллектуальной деятельности и защитой прав на интеллектуальную собственность.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: текст с изменениями и дополнениями на 10 августа 2011 г. - М.: Эксмо, 2011.

2. Федеральный закон №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009.

3. Письмо Минэкономразвития России №Д05-1016 от 06.04.2011.

4. Косолапов А.И. Специальные налоговые режимы: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2009.

5. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011.

6. Попова Л.В. и др. Специальные налоговые режимы: учеб.-метод. пособие. - М.: Дело и Сервис,

2011.

7. Рыманов А.Ю. Налогообложение и поддержка российских сельскохозяйственных товаропроизводителей // Налоги. - 2011. - №3. - С. 23-26.

8. Черник Д.Г., Шмелев Ю.Д. Кризис и налоги. Учебное пособие. - М.: Экономика, 2011.

9. Чхутиашвили Л.В. Налогообложение малого предпринимательства в условиях рынка // Налоги и налогообложение. - 2010. - №8. - С. 26-30.

10. Чхутиашвили Л.В. Упрощенная система налогообложения как поддержка малого бизнеса // Налоги и налогообложение. - 2010. - №9. - С. 5-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.