Правовое регулирование цифровой трансформации деятельности Госавтоинспекции
Кудинов Дмитрий Андреевич,
инспектор по особым поручениям отделения дорожного надзора отдела надзора, Управление Госавтоинспекции УМВД России по Рязанской области E-mail: dkudinov@mvd.ru
В статье представлен анализ организации служебной деятельности подразделений Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации и проблемные вопросы ее цифровой трансформации.
В качестве динамично развивающегося процесса, повышающего эффективность деятельности, цифровая трансформация подразделения Госавтоинспекции рассматривается в трех направлениях: внутриорганизационный, внешне-организационный и оказание услуг. Рассматриваются возможности внедрения новых механизмов в работу подразделения, в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Предлагаются внедрения современных механизмов учета и обработки информации, в целях повышения удобства обработки, хранения и анализа информации, а также повышения качества межведомственного взаимодействия. Предлагаются инструменты совершенствования систем видеонаблюдения и автоматической фиксации правонарушений, в целях предупреждения и пресечения преступлений и правонарушений. Рассматривается вопрос создания сервиса диалога в режиме реального времени, для повышения качества предоставляемых услуг, а также своевременного реагирования на изменения в оперативной обстановке. Помимо вышеуказанного, прогнозируются проблемные вопросы и пути их решения.
Ключевые слова: цифровая трансформация, Госавтоинспекция, безопасность дорожного движения, механизмы трансформации, инструменты цифровой трансформации, безопасность дорожного движения.
S2
со см о см со
Стремительное развитие научно-технического прогресса привело к автоматизации подавляющего большинства привычных сфер жизнедеятельности человека [1, с. 196]. Заинтересованность в повышении количества, качества и социальной удовлетворенности предоставляемых государством услуг, борьба с коррупцией, а также вну-триорганизационная цифровая трансформация управленческой деятельности государственных органов являются наиболее актуальными вопросами, исследование которых неизбежно способствует позитивному развитию всего государства, а также повышению качества жизни его граждан [2, с. 218]. Выступая в качестве национальной цели, цифровая трансформация государства с неизбежностью вынуждает изменяться и право за счет выработки новых юридических средств и инструментов регулирования общественных отношений, в том числе относящихся в целом к транспортной сфере [3, с. 346]. Уровень транспортной безопасности, как ежедневной массовой потребности, напрямую зависит от эффективности принимаемых для его обеспечения мер. Обеспечение безопасности дорожного движения является одной из важнейших задач любого государства.
Цифровую трансформацию Госавтоинспекции, как динамично развивающийся процесс, необходимо рассматривать в трех направлениях. Во-первых, в качестве процесса, повышающего эффективность внутриорганизационной деятельности, инструментом которого может служить оптимизация электронных ресурсов.
В настоящий момент, отсутствует единая электронная система обеспечения деятельности Госавтоинспекции МВД России, в то время как деятельность ее подразделений реализуется с помощью ряда информационных систем. Выработка универсального подхода к разработке базы данных, в основе которого лежит соблюдение единообразия и баланса между проблемами технического и правового характера [4, с. 226] и является решением проблемы ее разработки. Федеральная информационная система Госавтоинспекции МВД России (ФИС ГИБДД-М), предназначенная для обеспечения деятельности Госавтоинспекции, а также взаимодействия ее подразделений, содержит в своей структуре ряд подсистем, обеспечивающих такие направления, как:
- совершение регистрационных действий с транспортными средствами;
- выдача и замена водительских удостоверений;
- учет административных правонарушений;
- учет изготовленной и распределенной продукции, сбор потребностей в спецпродукции, розыск спецпродукции;
- поиск сведении, в том числе регистрационных
действий, ограничении, штрафов, транспортных средств и лиц в розыске.
Единая автоматизированная информационная система БДД (ЕАИС бДд) предназначена для учета, систематизации, обработки и хранения данных о дорожно-транспортных происшествиях (далее -ДТП), а также подготовки аналитической и официальной статистической информации.
Сервис «Паутина» предназначен для совершенствования деятельности по пресечению и раскрытию преступлений, предупреждению и пресечению административных правонарушений, выявлению похищенных или угнанных транспортных средств, транспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мета ДТП, а также автоматизации деятельности подразделений Госавтоинспекции по оформлению административных правонарушений, зафиксированных с применением средств автоматической фотовидеофиксации (ЦА-ФАП).
Единая автоматизированная информационная система технического осмотра транспортных средств предназначена для автоматизации процессов обработки сведений о результатах технического осмотра, полученных от их операторов.
Отсутствие единой электронной системы обеспечения деятельности Госавтоинспекции, с возможностью интеграции не только с другими подразделениями МВД России, но и другими ведомствами и подразделениями правительства, является важной проблемой на пути цифровой трансформации не только Госавтоинспекции и МВД РФ, но и Правительства РФ в целом, а ее внедрение -механизмом цифровой трансформации, позволяющем сократить время обработки информации, уменьшить количество ошибок в работе и исключить дублирование сбора, хранения и обработки информации, а также сократить количество ее утечек. При этом, недостаточную информационную культуру среди сотрудников Госавтоинспекции, которые могут не иметь достаточных знаний и навыков для работы с новой электронной системой, необходимо повысить в рамках специальных курсов или тренингов у действующих сотрудников и в рамках первоначальной подготовки у вновь поступающих на службу. Для обеспечения работы единой информационной системы, необходимо создать специальный отдел или центр, который будет заниматься разработкой и поддержкой единой системы, а также координацией работы Госавтоинспекций разных регионов. Для решения проблемы ограниченных бюджетных средств, необходимо привлекать инвестиции из частного сектора и использовать средства государственных программ и фондов. Установление партнерских отношений с частными компаниями, могут помочь в разработке и внедрении новых технологий и процессов.
Во-вторых, в качестве процесса, повышающего эффективность внешнеорганизационной деятельности, инструментами которого являются современные технические решения, способствующие
повышению уровня борьбы с преступностью, раскрытию преступлений, профилактике и пресечению административных правонарушений.
Совершенствование систем видеонаблюдения и распознавания номерных знаков, позволит оперативно выявлять и фиксировать правонарушения на дорогах. Оказывая весомый профилактических эффект, данный механизм позволит не только повысить культуру вождения среди участников дорожного движения, но и сократить количество ДТП, а также погибших и пострадавших в них лиц. В качестве меры борьбы с систематическими нарушениями правил дорожного движения недобросовестными водителями, передвигающихся с грязными либо нечитаемыми номерными знаками, необходимо проработать вопрос о нанесении QR-кода под переднее стекло транспортного средства, в зону не мешающую обзору водителя, который будет содержать информацию о транспортном средстве и его собственнике, а также будет легко считывать-ся системами наблюдения. Вместе с тем, необходимо согласиться с Д.В. Климовой, которая, исследуя опыт профилактики дорожно-транспортных происшествий с использованием систем автоматической фиксации правонарушений, справедливо утверждает, что, комплексы фото- и видеофиксации нарушений ПДД не должны быть средством зарабатывания денег [5, с. 256-257], а должны применяться исключительно для и в целях обеспечения безопасности дорожного движения и профилактики ДТП.
Выход в онлайн-пространство является закономерным этапом развития публичного политического процесса [6, с. 169]. Создание открытых площадок для диалога между государством и общественностью для обсуждения проблем и поиска решений, посредствам развития системы электронного общения с гражданами позволит быстро реагировать на обращения и улучшать качество обслуживания, а также своевременно и оперативно оказывать необходимую помощь, которая позволит не посягать на охраняемые законом ценности. В вопросах обеспечения безопасности дорожного движения реализация партнерской модели взаимоотношений Госавтоинспекции с общественностью является важным условием достижения стратегических задач, связанных с обеспечением рассматриваемой безопасности, сокращением количества погибших в автоавариях и необходимым условием, с одной стороны, развития гражданского общества, а с другой стороны, совершенствования правовой основы демократического государства [7, с. 171]. Доработка мобильного приложения, которое позволит авторизованным гражданам обращаться в МВД по любым вопросам и получать оперативные ответы, а также развитие системы электронной записи на прием к сотрудникам поспособствуют не только распределить нагрузки на сотрудников (наиболее важно в условиях недостаточного укомплектования подразделений и сохранения сроков рассмотрения обращений и заявлений), но и повысить скорость реагирования на происше-
5 -о
сз ж
■с
ствия, а также избежать огромную бумажную работу в случаях банального консультирования и разъяснения. Механизм внедрения системы онлайн-ча-та на сайте Госавтоинспекции, и его интеграции с другими системами МВД, позволит гражданам задавать вопросы и получать ответы от сотрудников в режиме реального времени. Недостаточная готовность граждан к использованию онлайн-ча-та может привести к низкой эффективности работы данной системы, однако для повышения осведомленности граждан о новом электронном сервисе и его возможностях, необходимо проводить информационные кампании и обучающие программы, а также улучшить интерфейс и удобство его использования. Возрастет и требование МВД России к качеству взаимодействия сотрудников с гражданами [8, с. 26]. Задачи Госавтоинспекции, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения, неразрывно связаны с применением информационных технологий [9, с. 152]. В современном обществе возникают все более широкие возможности получения информации и услуг дистанционно. Вопрос недостаточной квалификации сотрудников для работы с онлайн-чатом, которая может привести к низкому качеству обслуживания пользователей, стоит решать аналогично вопроса недостаточной информационной культуры среди сотрудников Госавтоинспекции.
Таким образом, после внедрения вышеуказанных механизмов цифровой трансформации в систему Госавтоинспекции, можно ожидать ускорения и улучшения процесса обработки данных, что позволит сократить время на выдачу документов и увеличить скорость реагирования оперативную обстановку. Создание единой информационной системы позволит более эффективно координировать работу Госавтоинспекции, обеспечивать более точную и полную информацию о состоянии дорожного движения, а улучшение качества обслуживания граждан благодаря новым электронным сервисам и возможности получения документов онлайн, повысить уровень удовлетворенности и доверия граждан ко всей системе МВД России.
И в-третьих, в качестве процесса повышающего эффективность и качество предоставляемых государственных услуг, инструментами которого являются решения, способствующие оперативному и безопасному способу как получения, так и оказания услуг. Однако одной из главных проблем цифровой трансформации Госавтоинспекции является необходимость изменения правового регулирования в соответствии с новыми технологиями и требованиями. Данный подход потребует изменения законодательства и разработки новых правил и процедур, новых законодательных актов, которые будут соответствовать новым технологиям и требованиям. Возникает необходимость — внедрения новых методов управления и контро-2 ля, которые позволят эффективно использовать Я новые технологии и процессы. Административного правовое регулирование деятельности Госавтоин-ав спекции, как передового подразделения полиции,
нуждается в современной корректировке, отвечающей сегодняшнему запросу общества на безопасность и качество услуг. Кроме того, цифровая трансформация может привести к увеличению количества данных, которые необходимо обрабатывать и хранить, что может потребовать улучшения инфраструктуры для обработки большого объема информации и обеспечения безопасности данных, а также может потребовать значительных затрат на обучение и подготовку сотрудников для работы с новыми процессами и системами. Наконец, цифровая трансформация может вызвать определенные социальные и экономические последствия, например, увеличение безработицы из-за автоматизации процессов или изменение спроса на услуги Госавтоинспекции, которые приведут к разработке программ по социальной адаптации персонала и принятия мер по смягчению социальных последствий.
Внедрение современных технических разработок и устройств в социальную действительность оказывает не только положительное влияние на общество, но и подчеркивает его проблемы, связанные с обеспечением безопасности [11, с. 207], в том числе и дорожного движения, запрос на укрепление и развитие которого, ежедневно отражается в процессе жизнедеятельности общества.
Литература
1. Румянцев Н.В., Журавлев В.В. Административно-правовое регулирование участия высокоавтоматизированных транспортных средств в дорожном движении//Вестник экономической безопасности. 2020.№ 5. С. 196-200.
2. Кудинов, Д.А. Цифровая трансформация документооборота по организации дорожного движения / Д.А. Кудинов // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования: Сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции, Орёл, 20-21 апреля 2023 года / Редколлегия: Д.Л. Проказин [и др.]. - Орёл: Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.В. Лукьянова, 2023. - С. 218-224.
3. Калюжный, Ю.Н. Современные вызовы и риски цифровой трансформации общественных отношений в сфере обеспечениябезопасности дорожного движения / Ю.Н. Калюжный // Цифровая трансформация системы МВД России: Сборник научных статей по материалам Международного форума. В 2-х частях, Москва, 20 октября 2022 года / Под редакцией И.Г. Чи-стобородова. Том Часть 1. - Москва: Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. - С. 346-353.
4. Ефремов, А.Ф. Проблемы разработки новых, единых баз данных в системе МВД России / А.Ф. Ефремов // Вопросы российского и меж-
дународного права. - 2020. - Т. 10, № 11-1. -С.222-228.
5. Климова, Д.В. Иностранный и отечественный опыт профилактики дорожно-транспортных происшествий с использованием систем автоматической фиксации правонарушений / Д.В. Климова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. - 2021. - Т. 7, № 2. - С. 237-243.
6. Зимова, Н.С. Социальные сети как новый канал взаимодействия общества и власти / Н.С. Зимова, Е.В. Фомин, А.А. Смагина // Научный результат. Социология и управление. -2020. - Т. 6, № 2. - С. 159-171.
7. Калюжный, Ю.Н. Взаимодействие Госавтоинспекции МВД России с общественностью при реализации партнерской модели отношений по обеспечению безопасности дорожного движения / Ю.Н. Калюжный // Академическая мысль. - 2022. - № 4(21). - С. 168-171.
8. Танаева, З.Р. Развитие профессионального мастерства сотрудников полиции в условиях дополнительного профессионального образования / З.Р. Танаева, Д.В. Деккерт // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2022. - № 4(53). - С. 18-29.
9. Матросова, Л.Д. Особенности внедрения современных информационных технологий в целях повышения эффективности деятельности Госавтоинспекции / Л.Д. Матросова // Проблемы права. - 2016. - № 4(58). - С. 150-152.
10. Кирюшин, И.И. Новая функциональная возможность официального сайта ГИБДД / И.И. Кирюшин // Государство и право в эпоху глобальных перемен: Материалы международной научно- практической конференции, Барнаул, 28-29 июня 2022 года / Под редакцией Д.Л. Проказина. - Барнаул: Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», 2022. - С. 480-481.
11. Калюжный, Ю.Н. Проблемные аспекты административно-правового регулирования использования электромеханических транспортных средств в Российской Федерации / Ю.Н. Калюжный // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. - 2021. - № 1(4). - С. 207-212.
LEGAL REGULATION OF THE DIGITAL TRANSFORMATION OF THE ACTIVITIES OF THE STATE TRAFFIC INSPECTORATE
Kudinov D.A.
State Traffic Inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Ryazan region
The article presents an analysis of the organization of the official activities of the departments of the State Traffic Inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and problematic issues of its digital transformation.
As a dynamically developing process that increases the efficiency of activities, the digital transformation of the Traffic Police department is considered in three directions: intra-organizational, external-organizational and the provision of services. The possibilities of introducing new mechanisms into the work of the unit, in order to ensure road safety, are being considered. The introduction of modern mechanisms for accounting and processing information is proposed in order to improve the convenience of processing, storing and analyzing information, as well as improving the quality of interdepartmental interaction. Tools are offered to improve video surveillance systems and automatic recording of offenses, in order to prevent and suppress crimes and offenses. The issue of creating a dialog service in the mode is being considered
Keywords: digital transformation, traffic police, road safety, transformation mechanisms, digital transformation tools, road safety.
References
1. Rumyantsev N.V., Zhuravlev V.V. Administrative and legal regulation of the participation of highly automated vehicles in road traffic//Bulletin of Economic Security. 2020.No. 5. pp. 196-200.
2. Kudinov, D.A. Digital transformation of document flow in the organization of traffic / D.A. Kudinov // Management of road safety activities: state, problems, ways of improvement: Collection of materials of the XVII International Scientific and Practical Conference, Orel, April 20-21, 2023 / Editorial Board: D.L. Proka-zin [et al.]. - Orel: Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.V. Lukyanov, 2023. - pp. 218-224.
3. Kalyuzhny, Yu.N. Modern challenges and risks of digital transformation of public relations in the field of ensuring road safety / Yu.N. Kalyuzhny // Digital transformation of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia: A collection of scientific articles based on the materials of the International Forum. In 2 parts, Moscow, October 20, 2022 / Edited by I.G. Chistoboro-dov. Volume Part 1. - Moscow: Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2022. -pp. 346-353.
4. Efremov, A. F. Problems of developing new, unified databases in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia / A.F. Efremov // Issues of Russian and International Law. - 2020. - Vol. 10, No. 11-1. - pp. 222-228.
5. Klimova, D.V. Foreign and domestic experience in the prevention of road accidents using automatic detection systems of offenses / D.V. Klimova // Scientific notes of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Legal sciences. - 2021. - Vol. 7, No. 2. - pp. 237-243.
6. Zimova, N.S. Social networks as a new channel of interaction between society and government / N.S. Zimova, E.V. Fomin, A.A. Smagina // Scientific result. Sociology and Management. -
2020. - Vol. 6, No. 2. - pp. 159-171.
7. Kalyuzhny, Yu.N. Interaction of the State Traffic Inspectorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia with the public in the implementation of the partnership model of relations to ensure road safety / Yu.N. Kalyuzhny // Academic Thought. - 2022. -№ 4(21). - Pp. 168-171.
8. Tanaeva, Z.R. Development of professional skills of police officers in conditions of additional professional education / Z. R. Tanaeva, D.V. Dekkert // Scientific support of the system of advanced training of personnel. - 2022. - № 4(53). - Pp. 1829.
9. Matrosova, L.D. Features of the introduction of modern information technologies in order to improve the efficiency of the State Traffic Inspectorate / L.D. Matrosova // Problems of law. -2016. - № 4(58). - Pp. 150-152.
10. Kiryushin, I.I. New functionality of the official website of the traffic police / I.I. Kiryushin // State and law in the era of global change: Materials of the international scientific and practical conference, Barnaul, June 28-29, 2022 / Edited by D.L. Prokazin. - Barnaul: Federal State State Educational Institution of Higher Professional Education "Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation", 2022. - pp. 480-481.
11. Kalyuzhny, Yu.N. Problematic aspects of administrative and legal regulation of the use of electromechanical vehicles in the Russian Federation / Yu.N. Kalyuzhny // Management of road safety activities: state, problems, ways of improvement. -
2021. - № 1(4). - Pp. 207-212.
5
"O
C3 ж
■с