Взаимодействие Госавтоинспекции МВД России с общественностью при реализации партнерской модели отношений по обеспечению безопасности
дорожного движения
КАЛЮЖНЫЙ ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ,
профессор кафедры управления деятельностью подразделений обеспечения охраны общественного порядка центра командно-штабных учений, доктор юридических наук, доцент Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: kaluzhniy-y@yandex.ru
Interaction of the State Traffic Inspectorate of the Ministry
of Internal Affairs of Russia with the Public in the Implementation of the Partnership Model of Relations
to Ensure Road Safety
KALYUZHNY YURI NIKOLAEVICH,
Professor of the Department of Management of the Activities of Public Order Units of the Center for Command and Staff Exercises,
Doctor of Law, Associate Professor Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia
Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: kaluzhniy-y@yandex.ru
УДК 351.81
Аннотация. В статье в результате анализа законодательства, научных исследований излагаются основные формы и направления взаимодействия Госавтоинспекции с общественностью на основе реализации партнерской модели взаимоотношений.
Ключевые слова и словосочетания: безопасность дорожного движения; партнерская модель отношений; взаимодействие Госавтоинспекции; институты гражданского общества; общественные советы.
Annotation. In the article, as a result of the analysis of legislation, scientific research, the main forms and directions of interaction of the State Traffic Inspectorate with the public are outlined, based on the implementation of a partnership model of relationships.
Keywords and phrases: road safety; partnership model of relations; interaction of the state traffic inspectorate; civil society institutions; public councils.
Демократические, правовые и социально-экономические преобразования в России способствуют развитию форм участия общественности и институтов гражданского
общества в реализации отдельных направлений государственного управления в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В нашей стране в целом наблюдается тенденция уве-
личения количества участия общественности фактически на всех этапах принятия государственных решений.
Институты гражданского общества как важнейшая составная часть государства в соответствии с положениями ст. 32 Конституции Российской Федерации имеют право принимать участие в формировании и реализации основных направлений развития государства, без сомнений, затрагивающих интересы всего общества.
Необходимо осознавать, что без надлежащих инструментов обеспечения конституционных прав и свобод личности общество не способно к прогрессивному развитию, а государство остается за гранью своего предназначения [3].
Повышение роли гражданского общества в управлении «делами государства» способствует интеграции личностных и социальных интересов в их тесной взаимосвязи с государственными интересами в обеспечении рассматриваемой безопасности, безопасности личности и общества [2, с. 33—40].
Конституционно-правовые изменения в стране способствуют выстраиванию партнерской модели взаимоотношений между государством и социумом. Эти взаимоотношения выстраиваются не исключительно в сфере государственного управления, но и в целом в единой системе публичной власти, что, несомненно, положительно отражается на развитии государства и его правовых институтов, в том числе и развитии партнерской модели отношений между указанными субъектами. Отдельным сегментом развития взаимодействия государства и социума выступает сфера дорожного движения. От эффективности вовлечения представителей гражданского общества в реализацию основных направлений, связанных с обеспечением безопасности процесса дорожного движения, зависит и само состояние безопасности обозначенного процесса.
Развитие механизмов взаимодействия общественности с государственными органами и прежде всего с подразделениями Госавтоинспекции по обеспечению безопасности дорожного движения при реализации партнерской модели взаимоотношений происходит в качестве активно действующего элемента социальной жизни страны с учетом интересов обеих сторон взаимодействия, на основе принятия совместных решений и выполнения совместных мероприятий, способствующих достижению в конечном счете единой задачи — сохранению жизни и здоровья наших граждан.
Институты гражданского общества наряду с государственными и муниципальными
органами выступают активными субъектами, влияющими на социальную действительность, в том числе и в сфере рассматриваемой безопасности. Общественность выстраивает взаимодействие с государством, исходя из правовых ресурсов, предоставленных ей, а также с учетом интересов и потребностей социума, трансформируя современное административно-правовое пространство.
Взаимодействие общественности с подразделениями Госавтоинспекции выступает неотъемлемым элементом и важным средством государственного управления в сфере обеспечения рассматриваемой безопасности [6, с. 100—103].
В данном контексте представляется необходимым согласиться с профессором М. В. Ко-стенниковым, который, исследуя юридические средства обеспечения транспортной безопасности, справедливо утверждает о том, что, несмотря на различную методологическую и содержательную основу рассматриваемых средств, их не стоит противопоставлять в системе факультативных и обязательных средств [4]. То есть взаимодействие с общественностью необходимо рассматривать в комплексном понимании инструментов достижения целей обеспечения рассматриваемой безопасности.
Госавтоинспекция выстраивает взаимодействие с общественностью, целевая направленность которого выражена, во-первых, в развитии партнерской модели взаимоотношений, во-вторых, в достижении более высокого уровня безопасности участников дорожного движения, безопасности всего общества и государства.
Обозначенная взаимосвязь взаимодействия государства и общества показывает закономерность и естественность данного процесса, его взаимообусловленность. Но существование взаимодействия должно осуществляться в определенных пределах [1, с. 5—22], тем более когда мы рассматриваем взаимодействие обозначенных субъектов в такой форме, как партнерская.
Органы внутренних дел нашей страны и подразделения Госавтоинспекции как их составная часть принимают непосредственное участие в реализации партнерской модели взаимоотношений с общественностью. Совершенствование форм и методов взаимодействия с общественностью на основе партнерской модели осуществляется Госавтоинспекцией с учетом открытости, доступности, взаимного уважения между сторонами взаимодействия. Данный подход способствует эффективности выстраивания взаимодействия и его доступности для желающих выстраивать конструктивную деятельность в сфере обеспечения общественной
безопасности и такой ее составляющей, как безопасность дорожного движения.
Формирование правовой культуры в обществе и неприязненного отношения к административным деликтам позволяет наращивать объем продуктивного взаимодействия на основе партнерской модели.
Президентом нашего государства в рамках расширенного заседания коллегии МВД России обращено внимание на важность продолжения деятельность по повышению культуры на автодорогах. Указано на имеющийся значительный опыт взаимодействия с общественностью и необходимость развития партнерской модели [5].
Важным компонентом реализации взаимодействия Госавтоинспекции с общественностью являются юридические нормы. Нормы права, определяющие одни из фундаментальных основ реализации партнерской модели взаимодействия Госавтоинспекции с общественностью, содержатся в ч. 7 ст. 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»1. Обозначенная норма определяет один из базовых административно-правовых институтов рассматриваемого взаимодействия, выступающий инструментом согласования социально значимых интересов общества, которым являются общественные советы.
Общественные советы подлежат образованию как при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел (МВД России), так и его территориальных органах.
Значительная часть вопросов, рассматриваемых общественными советами, связана с обеспечением безопасности дорожного движения. Основными формами деятельности общественных советов применительно к рассматриваемой тематике выступают:
— привлечение институтов гражданского общества к реализации отдельных направлений государственной политики, связанной с обеспечением рассматриваемой безопасности;
— задействование представителей социума в проведении общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов, относящихся к исследуемой сфере;
— обсуждение с представителями СМИ наиболее актуальных аспектов обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе и на основе совместной деятельности;
— принятие участия общественности в лице отдельных граждан и общественных объединений к формированию программ, концеп-
ций, связанных с наиболее важными, порой проблемными направлениями деятельности Госавто инспекции;
— осуществление общественного контроля деятельности Госавтоинспекции.
Существование закрепленных законом форм взаимодействия Госавтоинспекции с общественностью посредством функционирования общественных советов позволяет обозначить закономерный вопрос о том, насколько эффективной выступает реализация данных форм взаимодействия и каковы критерии, позволяющие осуществить оценку.
Основные критерии, позволяющие осуществить комплексную оценку эффективности реализации партнерской модели взаимоотношений Госавтоинспекции с общественностью, закреплены нормами Федерального закона «О полиции», которыми установлены такие критерии, как общественное доверие к деятельности Госавтоинспекции и поддержка граждан, степень удовлетворенности социума деятельностью по обеспечению рассматриваемой безопасности и характером выстраиваемого взаимодействия, а также готовность представителей общества и отдельных общественных институтов проводить дальнейшую целенаправленную работу во взаимодействии с Госавтоинспекцией, направленную на снижение количества погибших и раненых в автоавариях, предупреждение правонарушений, формирование правовой культуры.
Базовым для рассматриваемых правоотношений Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в ст. 8 закреплены формы участия общественных объединений в реализации основных направлений деятельности Госавтоинспекции. В числе которых выступают: осуществление деятельности, направленной на профилактику правонарушений, формирование правовой культуры участников дорожного движения; принятие участия в изучении и анализе причин и условий аварийности; внесение предложений по совершенствованию нормативных правовых актов и технических регламентов в рассматриваемой сфере2.
На основании изложенного необходимо отметить, что в нормативных правовых актах сформированы основные формы и направления взаимодействия Госавтоинспекции с общественностью, позволяющие планомерно
1 О полиции [Электронный ресурс]: Федеральный закон 2 О безопасности дорожного движения [Электронный ре-
от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы сурс]: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ. Доступ «КонсультантПлюс». из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
и продуктивно реализовать партнерскую модель взаимодействия. Многообразие законодательно закрепленных форм и направлений взаимодействия показывает вариативность инструментария, позволяющего применительно к сложившимся общественным отношениям использовать наиболее приемлемую форму. Необходимо отметить, что законодатель закрепил неполный перечень приемлемых форм взаимодействия рассматриваемых субъектов, т. к. в практической деятельности находят применение иные формы и направления взаимодействия, незапрещенные законодательством, связанные с реализацией
пропагандистской деятельности, информированием сотрудников полиции о фактах нарушения правовых норм и др.
В вопросах обеспечения безопасности дорожного движения реализация партнерской модели взаимоотношений Госавтоинспекции с общественностью является важным условием достижения стратегических задач, связанных с обеспечением рассматриваемой безопасности, сокращением количества погибших в автоавариях и необходимым условием, с одной стороны, развития гражданского общества, а с другой стороны, совершенствования правовой основы демократического государства.
Список литературы:
1. Гобозов И. А. Общество и государство: их взаимодействие // Философия и общество. 2011. № 2 (62).
2. Калюжный Ю. Н. Взаимодействие Госавтоинспекции МВД России с институтами гражданского общества и гражданами в сфере обеспечения безопасности дорожного движения // МВ: Административное право и практика администрирования. 2017. № 6.
3. Киричек Е. В. Организационно-правовой механизм обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в условиях взаимодействия полиции и институтов гражданского общества в Российской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Москва, 2015.
4. Костенников М. В. Избранные научные труды по административному праву и административной деятельности полиции: сборник к 55-летию. Москва, 2020.
5. Расширенное заседание коллегии МВД России 17 февраля 2022 г. // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/transcripts/67795 (дата обращения: 15.11.2022).
6. Редкоус В. М. Актуальные вопросы государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения // Актуальные проблемы административного права и процесса. 2021. № 1.