Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
343
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЙ РАБОТНИК / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ТРУДОВОЙ ДОГОВОР / LABOUR MIGRATION / FOREIGN WORKER / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / MIGRATORY PROCESS / EMPLOYMENT CONTRACT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Приженникова Алёна Николаевна

Проблема правового регулирования труда иностранных работников является актуальной, так как занятость в современной России выражается в активном использовании иностранной рабочей силы. Правоотношения с иностранными работниками урегулированы Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». За нарушение российского законодательства в сфере миграционных отношений широко применяются меры административного принуждения, в частности меры административной ответственности. По мнению автора, необходимо развивать современную нормативно-правовую базу. В этой связи продвижению данного вопроса могут способствовать не только ученые, но и представители бизнеса, прежде всего, на уровне различных негосударственных некоммерческих организаций предпринимателей. Это будет влиять на эффективность государственно-правового регулирования миграционных отношений, способствовать усилению влияния в осуществлении социально-экономических преобразований и демографических изменений в стране. Проблемы регулирования миграционных отношений, векторы достижения сбалансированного развития в решении этих проблем должны быть в центре внимания не только государства, но и являться специальным предметом обсуждения в обществе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF WORK OF FOREIGN CITIZENS: CURRENT ISSUES

The problem of legal regulation of foreign workers is an urgent problem, as employment in modern Russia is expressed in the active use of foreign labor. Legal relations with foreign workers are regulated by the Federal law of July 25, 2002 N115-FZ "On the legal status of foreign citizens in the Russian Federation". For violation of the Russian legislation in the sphere of migration relations, measures of administrative coercion and, in particular, measures of administrative responsibility are widely used. According to the author, the current development of the legal framework in the field of regulation of labor migration is a chaotic process. In this regard, the promotion of this issue can contribute not only scientists but also business representatives, especially at the level of various non-governmental non-profit organizations of entrepreneurs. This will affect the effectiveness of state and legal regulation of migration relations, strengthening the impact of socio-economic reforms and demographic changes in the country. Problems of regulation of migration relations, vectors of achieving balanced development in solving these problems should be the focus not only of the state, but also be a special subject of discussion in society

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ»

УДК 349.2

ПРИЖЕННИКОВА Алёна Николаевна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН:

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Аннотация. Проблема правового регулирования труда иностранных работников является актуальной, так как занятость в современной России выражается в активном использовании иностранной рабочей силы.

Правоотношения с иностранными работниками урегулированы Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». За нарушение российского законодательства в сфере миграционных отношений широко применяются меры административного принуждения, в частности меры административной ответственности.

По мнению автора, необходимо развивать современную нормативно-правовую базу. В этой связи продвижению данного вопроса могут способствовать не только ученые, но и представители бизнеса, прежде всего, на уровне различных негосударственных некоммерческих организаций предпринимателей. Это будет влиять на эффективность государственно-правового регулирования миграционных отношений, способствовать усилению влияния в осуществлении социально-экономических преобразований и демографических изменений в стране.

Проблемы регулирования миграционных отношений, векторы достижения сбалансированного развития в решении этих проблем должны быть в центре внимания не только государства, но и являться специальным предметом обсуждения в обществе.

Ключевые слова: трудовая миграция, иностранный работник, административная ответственность, миграционные процессы, трудовой договор.

PRIZHENNIKOVA Alena Nikolaevna,

PhD in Law, associate Professor, associate Professor of the Department of legal regulation economic activities, Financial University under the Government of the Russian Federation

LEGAL REGULATION OF WORK OF FOREIGN CITIZENS:

CURRENT ISSUES

Abstract. The problem of legal regulation of foreign workers is an urgent problem, as employment in modern Russia is expressed in the active use of foreign labor.

Legal relations with foreign workers are regulated by the Federal law of July 25, 2002 N115-FZ "On the legal status of foreign citizens in the Russian Federation". For violation of the Russian legislation in the sphere of migration relations, measures of administrative coercion and, in particular, measures of administrative responsibility are widely used.

According to the author, the current development of the legal framework in the field of regulation of labor migration is a chaotic process. In this regard, the promotion of this issue can contribute not only scientists but also business representatives, especially at the level of various non-governmental non-profit organizations of entrepreneurs. This will affect the effectiveness of state and legal regulation of migration relations, strengthening the impact of socio-economic reforms and demographic changes in the country.

Problems of regulation of migration relations, vectors of achieving balanced development in solving these problems should be the focus not only of the state, but also be a special subject of discussion in society.

Key words: labour migration, foreign worker, administrative responsibility, migratory process, employment contract.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

Нелью миграционной политики является создание миграционной ситуации, которая способствует дач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышения качества жизни ее населения, обеспечения безопасности государства, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, а также в сфере защиты и сохранения русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия народов России, составляющих основу ее культурного (цивилизационного) кода [13]. В этой связи Президентом РФ были выделены правовые механизмы миграционной политики. Ими являются:

«добровольное переселение в Российскую Федерацию на постоянное место жительства соотечественников, проживающих за рубежом, а также иных лиц, которые способны успешно интегрироваться в российское общество;

въезд в Российскую Федерацию и пребывание на ее территории иностранных граждан, желающих развивать экономические, деловые, профессиональные, научные, культурные и иные связи, изучать язык, историю и культуру нашей страны, способных благодаря своей трудовой деятельности, знаниям и компетенциям содействовать экономическому, социальному и культурному развитию России» [13].

Эффективность и качество миграционной политики зависят от правового регулирования, а также все большее значение приобретает использование современных цифровых технологий и информационно-технических средств.

Ученые полагают, что для более качественного регулирования трудовой миграции и привлечению высококвалифицированной рабочей силы необходимо осуществить определенный комплекс мер. Например, следует: во-первых, выявить и устранить противоречия и пробелы в действующих нормативных правовых актах; во-вторых, провести систематизацию нормативных правовых актов; в-третьих, миграционный учет должен быть реальным (для этого каждый работодатель обязан осуществлять постановку на ммиграционный учет иностранных работников); в-четвертых, объединить все нормативные правовые акты, регулирующие миграционные отношения, в один нормативный правовой акт.

На страницах научной литературы ведутся дискуссии по вопросу принятия Миграционного кодекса РФ (далее - Кодекс). Существует мнение о том, что необходимо принять Кодекс [1; 9; 10; 11, с. 10 - 13], другие авторы считают принятие такого Кодекса преждевременным [4, с. 2].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

Так, например, для принятия Миграционного кодекса имеются достаточно серьезные препятствия [6]. Во-первых, четко не определен предмет его регулирования. Не ясно, будут ли в нем решаться вопросы внутренней и внешней миграции или в нем найдут регламентацию только отношения, связанные с внешней миграцией (иммиграцией). Представляется, что кодификация норм, связанных с регулированием внутренней миграции, - проблема, на сегодняшний день практически нерешаемая, прежде всего, из-за скудости самого правового массива, задействованного в правовом регулировании.

Во-вторых, непроработанным, как уже отмечалось ранее, остается категориально-понятийный блок законодательства в сфере миграции. Это также сдерживает процессы кодификации, да и в целом систематизации и правоприменения.

В-третьих, до сих пор четко не решены вопросы разграничения полномочий в данной сфере между органами власти разных территориальных уровней, что также не позволяет в полной мере решить вопросы кодификации.

В-четвертых, миграционное законодательство - одна из наиболее динамично развивающихся частей российского законодательства, причем идет постоянное изменение основных подходов к его развитию. Это также является серьезным сдерживающим фактором его кодификации, поскольку приведет к нестабильности достаточно большого по объему документа -Кодекса. Можно возразить: существующие кодексы меняются иногда по 10, а то и больше раз в году, и это не исключает их существование. Однако в данном случае речь идет об изменениях концептуальных подходов, а не отдельных частных положений, что не одно и то же.

Представляется, что принятие Миграционного кодекса РФ может: а) устранить противоречия в нормативных актах; б) сосредоточить весь разрозненный массив законодательного регулирования в рамках единого документа; в) позволить миграционное законодательство сделать простым и понятным; г) позволить разобраться в таких понятиях, как «мигрант», «миграция» и др.

В этой связи Миграционный кодекс должен включать: во-первых, общие положения, закрепляющие законодательство о миграции, основные понятия, цели, задачи, основные принципы, действие законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц; во-вторых, процедуру привлечения иностранного гражданина, права, обязанности; в-третьих, ответственность за правонарушения в сфере миграции; в-четвертых, эффективное осуществление кон-

троля, надзора и государственного управления в сфере осуществления миграционной политики Российской Федерации; в-пятых, нормы, регламентирующие отдельные области миграционных правоотношений (например, временное пребывание, трудовую деятельность иностранных лиц). Именно Кодекс может соединить весь массив законодательного регулирования в рамках одного документа, т.е. систематизировать нормативный механизм, что позволит более качественно толковать и применять миграционное законодательство. Таким образом, вопрос о кодификации миграционного законодательства должен найти своё окончательное решение.

Статистика въезда иностранных работников в Россию следующая. Так, большее количество иностранных работников прибывают в Москву, Московскую область и в Санкт-Петербург. Количественный показатель иностранных работников на период 2018 г. демонстрирует: Москва - 1 249 664; Санкт-Петербург и область - 718 567; Московская область - 343 508 [5].

По данным Федеральной миграционной службы, за 2017 г. было выдано 149 013 разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, при этом только высококвалифицированным и квалифицированным специалистам - 18.1%, в 2016 г. - всего 148 326 (17.8%) соответственно. Необходимо отметить, что общее число иностранных граждан в России в 2017 г. выросло на 1.8% по сравнению с предыдущим годом.

Трудовые правоотношения в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации возникают путем заключения трудового договора. При заключении последнего неб-ходимо руководствоваться Рекомендацией № 86 Международной организации труда «О трудящихся-мигрантах» (1949 г.).

Договор составляется на языках обеих сторон. Согласно Рекомендации МОТ, трудовой договор переводится на понятный мигранту язык, так как в соответствии со ст. 68 Конституции РФ [2] государственным языком на всей территории России является русский. Если речь идет о юридических лицах, учредителями которых являются иностранные граждане, или о высококвалифицированных специалистах, то трудовые договоры в таких организациях или с такими работниками составляются на двух языках, например на русском и на английском. Более того, в тексте договора указывается, какая версия договора будет использована в случае возникновения спора. В некоторых случаях особенности содержания трудового договора с иностранными работниками могут определяться

специальными межправительственными соглашениями.

Следует также иметь в виду, что в рамках трудовых отношений на территории Российской Федерации применимым правом всегда будет российское, за исключением тех случаев, когда международным договором предусмотрено иное (ч. 2 ст. 10, ч. 5 ст. 11 ТК РФ) [12].

Анализ правоприменительной практики демонстрирует, что распространенным является ненадлежащее оформление трудовых отношений [7; 8]. Имеются случаи, когда трудовые договоры не заключаются с работниками вообще, оформляются с нарушением требований действующего законодательства. В правоприменительной практике достаточно распространенным является заключение гражданско-правовых договоров с физическими лицами, предмет которых - выполнение работ и оказание услуг. Большинство работодателей отдают предпочтение таким договорам в связи с тем, что гражданско-правовые договоры дают им более широкие возможности по расторжению договоров, не влекут дополнительных выплат работникам.

Расторжение трудового договора с иностранными работниками оформляется так же, как и с российскими работниками, в соответствии со ст. 84.1 ТК РФ. Необходимо отметить, что трудовым законодательством установлены специальные основания прекращения трудового договора с иностранными работниками наряду с общими положениями. Так, в отношении временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства: приостановление действия, окончание срока действия, аннулирование разрешения на привлечение и использование иностранных работников; аннулирование разрешения на работу или патента; окончание срока действия разрешения на работу или патента; окончание срока действия на территории Российской Федерации договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращение действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, которые обеспечивают оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медпомощи в неотложной форме (ст. 327.6 ТК РФ).

Вне зависимости от категории иностранных работников трудовой договор с ними может быть расторгнут в связи с приведением численности работников, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в соот-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

ветствие с установленными федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ ограничениями на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства; невозможностью предоставления работнику прежней работы по окончании срока временного перевода, согласно ч. 2 ст. 327.4 ТК РФ; невозможностью временного перевода работника, согласно ч. 3 ст. 327.4 ТК РФ.

Особо актуальным является вопрос об административной ответственности, предусмотренной за совершение административных правонарушений в области законодательства о трудовой миграции, а именно: за незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации (ст. 18.10 КоАП РФ) [3]. Какие же возможны проблемы при рассмотрении данного вопроса? Сжатые сроки; не предоставление переводчика; процедура исполнения такого наказания, как административное выдворение; срок содержания в специальных местах в соответствии с законодательством субъектов Федерации не определен; условия содержания, финансирования и др.

В заключение можно сделать следующий вывод. Целесообразно унифицировать миграционное законодательство в единый правовой акт. Результатом данной систематизации может стать результат процесса позитивного правотворчества.

Список литературы:

[1] Казакова Т.В. Правовое регулирование миграционных процессов: проблемы и перспективы развития // Юридический мир. - 2014. -№ 5 // СПС «КонсультантПлюс».

[2] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СПС «КонсультантПлюс».

[3] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

[4] Кузьминов Я. ...И все-таки зачем России мигранты? // Миграция. XXI век. - 2011. -№ 2(5). - С. 2 //СПС «КонсультантПлюс».

[5] Миграционная статистика России [Электронный ресурс] - Режим доступа: иБХ: http:migrantviza.ru (дата обращения: 22.06.2019).

[6] Миграционное законодательство Российской Федерации: тенденции развития и практика применения: монография / Андри-ченко Л.В., Плюгина И.В. - М.: ИЗиСП, НОРМА, ИНФРА-М, 2019 // СПС «КонсультантПлюс».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

[7] Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.07.2016 N Ф08-4561/2016 по делу N А32-43531/2015 // СПС «КонсультантПлюс».

[8] Решение Московского городского суда от 28.02.2017 по делу N 7-580/2017 // СПС «КонсультантПлюс» .

[9] Россинский Б.В. Административная ответственность: курс лекций. - М.: Норма, 2003.

[10] Сандугей А.Н. Некоторые теоретические вопросы миграционного права России в отечественной правовой системе // Росс. следователь. - 2008. - 23. - С. 37-39; Степанов А.В. Миграционное право как новое структурное формирование в системе права Российской Федерации: за и против (анализ точек зрения) // Административное право и процесс. - 2014. - № 11 // СПС «КонсультантПлюс».

[11] Телешина Н.Н. Понятие и место миграционного права в системе права Российской Федерации // Росс. юстиция. - 2012. - № 1.

- С. 10 - 13 // СПС «КонсультантПлюс».

[12] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

[13] Указ Президента РФ от 31.10.2018 № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 -2025 годы» // СПС «КонсультантПлюс».

Spisok literatury:

[1] Kazakova T.V. Pravovoe regulirovanie migracionnyh processov: problemy i perspektivy razvitiya // Yuridicheskij mir. - 2014. -№ 5 // SPS «Konsul'tantPlyus».

[2] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prin-yata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) // SPS «Konsul'tantPlyus».

[3] Kodeks Rossijskoj Federacii ob adminis-trativnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 № 195-FZ // SPS «Konsul'tantPlyus».

[4] Kuz'minov Ya. ...I vse-taki zachem Rossii migranty? // Migraciya. XXI vek. - 2011. - № 2(5).

- S. 2 //SPS «Konsul'tantPlyus».

[5] Migracionnaya statistika Rossii [Elek-tronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http:mi-grantviza.ru (data obrashcheniya: 22.06.2019).

[6] Migracionnoe zakonodatel'stvo Rossijskoj Federacii: tendencii razvitiya i praktika primeneniya: monografiya / Andrichenko L.V., Plyugina I.V. - M.: IZiSP, NORMA, INFRA-M, 2019 // SPS «Konsul'tantPlyus».

[7] Postanovlenie Arbitrazhnogo suda Seve-ro-Kavkazskogo okruga ot 15.07.2016 N F08-

4561/2016 po delu N A32-43531/2015 // SPS «Konsul'tantPlyus».

[8] Reshenie Moskovskogo gorodskogo suda ot 28.02.2017 po delu N 7-580/2017 // SPS «Konsul'tantPlyus».

[9] Rossinskij B.V. Administrativnaya otvet-stvennost': kurs lekcij. - M.: Norma, 2003.

[10] Sandugej A.N. Nekotorye teoreticheskie voprosy migracionnogo prava Rossii v otechest-vennoj pravovoj sisteme // Ross. sledovatel'. -2008. - 23. - S. 37-39; Stepanov A.V. Migracion-noe pravo kak novoe strukturnoe formirovanie v sisteme prava Rossijskoj Federacii: za i protiv

(analiz tochek zreniya) / / Administrativnoe pravo i process. - 2014. - № 11 // SPS «Konsul'tantPlyus».

[11] Teleshina N.N. Ponyatie i mesto migra-cionnogo prava v sisteme prava Rossijskoj Feder-acii // Ross. yusticiya. - 2012. - № 1. - S. 10 - 13 // SPS «Konsul'tantPlyus».

[12] Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.12.2001 № 197-FZ // SPS «Konsul'tantPlyus».

[13] Ukaz Prezidenta RF ot 31.10.2018 № 622 «O Koncepcii gosudarstvennoj migracionnoj politiki Rossijskoj Federacii na 2019 - 2025 gody» // SPS «Konsul'tantPlyus».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.