Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРНЫХ'

К ВОПРОСУ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРНЫХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
100
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОВОЕ ПРАВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЛЕСНЫЕ ПОЖАРНЫЕ / ПРАВОВЫЕ КОЛЛИЗИИ / LABOR LAW / PROFESSIONAL STANDARDS / QUALIFICATION REQUIREMENTS / PROFESSIONAL TRAINING / FOREST FIREFIGHTERS / LEGAL CONFLICTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воробьев Роман Андреевич

Вопрос правового регулирования профессионального обучения и подготовки компетентных кадров тесно взаимосвязан с трудовым правом, поскольку реализация права гражданина на труд напрямую зависит от уровня его образования. В настоящей статье рассматривается проблема правового регулирования профессионального обучения лесных пожарных, неразрывно связанная с вопросом допуска работников к выполнению работ по непосредственному тушению лесных пожаров. Работа в опасных условиях труда создает угрозу жизни работника и обусловливает высокий риск развития острых профессиональных заболеваний. Обязанности работодателя в части охраны труда и обеспечения безопасных условий труда, вплоть до ограничения допуска к работе лиц, не имеющих соответствующей квалификации, продиктованы фактором риска, связанным с воздействием на работников вредных и (или) опасных производственных факторов. Предметом настоящего исследования является действующее российское федеральное законодательство в части регулирования профессиональной деятельности лесных пожарных. Цель работы заключается в выявлении юридических коллизий действующей нормативной базы, равно как определение направлений для внесения изменений в законодательные акты для совершенствования механизма правового регулирования деятельности лесных пожарных. Полученные выводы позволяют определить пути законодательного разрешения имеющихся правовых коллизий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE APPLICATION OF LEGAL REGULATION OF PROFESSIONAL TRAINING OF FOREST FIREFIGHTERS

The issue of legal regulation of vocational education and training of competent personnel is closely interrelated with labor law, since the realization of a citizen’s right to work directly depends on his level of education. This article deals with the problem of legal regulation of professional training for forest firefighters, which is inextricably linked with the issue of admitting workers to perform work on the direct suppression of forest fires. Work in hazardous working conditions, creates a threat to the life of the employee and causes a high risk of developing acute occupational diseases. The duties of the employer in terms of labor protection and ensuring safe working conditions, up to limiting the admission to work of persons who do not have the appropriate qualifications, are dictated by a risk factor associated with exposure of workers to harmful and (or) hazardous production factors. The subject of this study is the current Russian federal legislation regarding the regulation of the professional activity of forest firefighters. The purpose of the work is to identify legal conflicts of the current regulatory framework, as well as identifying directions for amending legislative acts to improve the mechanism for the legal regulation of forest firefighters. The findings allow us to deter- Imine ways of legislative resolution of existing legal conflicts

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРНЫХ»

с^ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ ^D

УДК 349.2 ББК 67.405.1

ВОРОБЬЕВ Роман Андреевич,

аспирант кафедры теории и истории государства и права Юридического института ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет»

e-mail: vorobyev_ra@mail.ru

SPIN-код: 2661-1019

К ВОПРОСУ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРНЫХ

Аннотация. Вопрос правового регулирования профессионального обучения и подготовки компетентных кадров тесно взаимосвязан с трудовым правом, поскольку реализация права гражданина на труд напрямую зависит от уровня его образования. В настоящей статье рассматривается проблема правового регулирования профессионального обучения лесных пожарных, неразрывно связанная с вопросом допуска работников к выполнению работ по непосредственному тушению лесных пожаров. Работа в опасных условиях труда создает угрозу жизни работника и обусловливает высокий риск развития острых профессиональных заболеваний. Обязанности работодателя в части охраны труда и обеспечения безопасных условий труда, вплоть до ограничения допуска к работе лиц, не имеющих соответствующей квалификации, продиктованы фактором риска, связанным с воздействием на работников вредных и (или) опасных производственных факторов.

Предметом настоящего исследования является действующее российское федеральное законодательство в части регулирования профессиональной деятельности лесных пожарных. Цель работы заключается в выявлении юридических коллизий действующей нормативной базы, равно как определение направлений для внесения изменений в законодательные акты для совершенствования механизма правового регулирования деятельности лесных пожарных. Полученные выводы позволяют определить пути законодательного разрешения имеющихся правовых коллизий.

Ключевые слова: трудовое право, профессиональные стандарты, квалификационные требования, профессиональное обучение, лесные пожарные, правовые коллизии.

ON THE APPLICATION OF LEGAL REGULATION OF PROFESSIONAL

Annotation. The issue of legal regulation of vocational education and training of competent personnel is closely interrelated with labor law, since the realization of a citizen's right to work directly depends on his level of education. This article deals with the problem of legal regulation of professional training for forest firefighters, which is inextricably linked with the issue of admitting workers to perform work on the direct suppression of forest fires. Work in hazardous working conditions, creates a threat to the life of the employee and causes a high risk of developing acute occupational diseases. The duties of the employer in terms of labor protection and ensuring safe working conditions, up to limiting the admission to work of persons who do not have the appropriate qualifications, are dictated by a risk factor associated with exposure of workers to harmful and (or) hazardous production factors.

The subject of this study is the current Russian federal legislation regarding the regulation of the professional activity of forest firefighters. The purpose of the work is to identify legal conflicts of the current regulatory framework, as well as identifying directions for amending legislative acts to improve the mechanism for the legal regulation of forest firefighters. The findings allow us to deter-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2019

VOROBYEV Roman Andreyevich,

post-graduate student, Law Institute of Krasnoyarsk state agrarian University

TRAINING OF FOREST FIREFIGHTERS

mine ways of legislative resolution of existing legal conflicts.

Key words: Labor Law, professional standards, qualification requirements, professional training, forest firefighters, legal conflicts.

Статья 195.3 Трудового кодекса РФ гласит, что профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в том случае, если ТК РФ, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации работника. При этом ТК РФ устанавливает, что профессиональный стандарт является непосредственной характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (в том числе, для выполнения определенной трудовой функции). Рассмотрим отдельный аспект правоприменения данной нормы на примере допуска к работе лесных пожарных.

Согласно действующему российскому законодательству, к функциям МЧС России относится организация предупреждения и тушения пожаров на объектах, критически важных для безопасности Российской Федерации, особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия России и т.д. В свою очередь, функции по координации всех сил и средств тушения лесных пожаров относятся к компетенции Рослес-хоза. В ст. 51 Лесного кодекса РФ закреплено, что леса подлежат охране от пожаров; что, в свою очередь, включает в себя как выполнение мер пожарной безопасности, так и тушение пожаров в лесах. Пункт 3 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных Приказом Минприроды России от 08.07.2014 № 313 (далее - Правила тушения), корреспондирует к ЛК РФ и определяет, кто непосредственно выполняет работы по тушению лесных пожаров, вводя термин «лесопожарные организации». Пункт 4 Правил тушения определил, что в целях установления оптимального режима и способов тушения лесных пожаров территории, на которых расположены леса, разделяются на районы применения авиационных сил и средств пожаротушения и наземных сил и средств пожаротушения.

К наземным силам пожаротушения относится состав пожарно-химических станций (далее - ПХС), которые, в свою очередь, являются специализированными подразделениями с функциями предупреждения, обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров. В соответствии с п. 1 разд. II Положения о пожар-но-химических станциях, утвержденного Приказом Рослесхоза от 19.12.1997 № 167 (далее -Положение о ПХС), команда ПХС комплектуется

инженерно-техническими специалистами, водителями, а также рабочими лесопожарных бригад.

К авиационным силам пожаротушения относятся авиационные отделения (далее - авиаотделения, АО), которые являются постоянно действующими подразделениями баз авиационной охраны лесов (авиабаз) и непосредственно выполняют работы по авиационной охране лесов. Согласно п. 2 разд. V Положения об авиационных отделениях баз авиационной охраны лесов, утвержденного Приказом Рослесхоза от 22.09.1997 № 122 (далее - Положение об АО), авиаотделения комплектуются парашютистами-пожарными и десантниками-пожарными, механизаторами и другими категориями работников в соответствии с типовыми штатами авиаотделений.

Из положений приведенных выше приказов следует, что работы по тушению лесных пожаров непосредственно выполняют рабочие лесопожарных бригад (в ПХС), а также десантники-пожарные и парашютисты-пожарные (в АО).

Представляется логичным, что в отношении допуска к работе лиц, выполняющих работы в экстремально опасных условиях труда (лесной пожар), должен быть установлен ряд ограничений (квалификационных, медицинских и т.д.). В соответствии со ст. 57 ТК РФ если с выполнением работ по определенным профессиям и должностям связано наличие ограничений, то наименование этих должностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или соответствующих положениях профессиональных стандартов. Если обратиться к квалификационным справочникам, то обнаружим, что в ЕТКС отсутствует наименование профессии «рабочий лесопожарных бригад». Отсутствует и профстандарт с таким наименованием профессии. Наиболее близким по смыслу можно принять профессиональный стандарт «Лесной пожарный», утвержденный Приказом Минтруда России от 17.04.2018 № 246н. Указанный профстандарт определяет видом профессиональной деятельности охрану лесов от пожаров посредством выполнения работ по предупреждению, обнаружению и тушению лесных (природных) пожаров. В нем установлены и квалификационные требования: среднее общее образование и профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих.

Согласно п. 7 ст. 73 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Россий-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2019

ской Федерации» (далее - Федеральный закон об образовании), Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (Минпросвеще-ния России, ранее - Минобрнауки России). При этом в Перечне профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденном Приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 № 513 (далее - Приказ № 513), отсутствует наименование как профессии «лесной пожарный», так и профессии «рабочий лесопожарной бригады», из чего следует, что профессиональное обучение по данным профессиям не осуществимо. Одновременно с этим п. 10 разд. IV Положения о ПХС возлагает на рабочих лесопожарных бригад обязанность пройти курс обучения по тактике и технике тушения пожаров, по вопросам безопасной борьбы с лесными пожарами, ориентированию на местности. Согласно п. 11 ст. 76 Федерального закона об образовании, посредством освоения отдельных курсов осуществляется обучение по дополнительным профессиональным программам. Проблема заключается в том, что к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, получившие или получающие профессиональное образование (среднее или высшее). Иными словами, если мы расцениваем предписанный Положением о ПХС «курс обучения» как форму образования, в таком случае подразумеваем дополнительное профессиональное образование, которое, в свою очередь, изначально предполагает наличие у работника профессионального образования (среднего или высшего), что уже является более высоким уровнем образования, чем профессиональное обучение. В противном случае прохождение работниками подобного «курса» нельзя расценивать ни как форму профессионального образования, ни как форму профессионального обучения. Налицо противоречие между подзаконным актом Рослесхоза (Положение о ПХС) и Федеральным законом об образовании. Данное противоречие обусловливается в том числе тем фактом, что Положение о ПХС не изменялось с 1997 г., а Федеральный закон об образовании был принят в 2012 г. и с тех пор претерпел уже некоторое количество редакций. Фактически Положение о ПХС 1997 г. не отвечает требованиям современного законодательства и требует редакции.

Такая же картина складывается в части правового регулирования квалификационных требований к авиационным силам пожаротушения -

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2019

десантникам-пожарным и парашютистам-пожарным. В отсутствие утвержденных по данным профессиям профстандартов обращаемся к выпуску № 37 ЕТКС. В квалификационном справочнике определена характеристика работ по профессии и квалификационные требования - среднее профессиональное образование. Статья 68 Федерального закона об образовании определяет, что среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена. Из положений указанного Закона следует, что профессиональное образование и профессиональное обучение являются различными уровнями образования, преследующими разные цели. В Приказе № 513 читаем, что «парашютист (десантник) - пожарный» является рабочей профессией, по которой осуществляется профессиональное обучение. Исходя из этого, выдвигаем тезис, что профессиональное обучение отвечает задачам, возложенным на работников данной профессии, и ставит под сомнение необходимость наличия среднего профессионального образования по специальности «парашютист (десантник) - пожарный». Данный тезис подтверждается тем фактом, что в Перечнях профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденных Приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 № 1199, «парашютист (десантник) -пожарный» отсутствует и как профессия среднего профессионального образования, и как специальность среднего профессионального образования.

Учитывая вышеизложенное, можно констатировать несоответствие предъявляемых к лесным пожарным квалификационным требованиям Федеральному закону об образовании и подзаконным ему актов, что, в свою очередь, приводит к разночтению подзаконных актов Минтруда России, Рослесхоза и Минобрнауки России. Разрешение данной коллизии возможно путем внесения изменений в отдельные нормативно-правовые акты в соответствии с профстандартом «Лесной пожарный»: 1) включить профессию «лесной пожарный» в Перечень профессий, по которым осуществляется профессиональное обучение; 2) провести актуализацию Положения о ПХС; в том числе: заменить термин «рабочий лесопожарной бригады» на «лесной пожарный», закрепить квалификационные и иные требования к лесным пожарным. Решение же вопроса о квалификации авиационных сил пожаротушения требует в первую очередь разработку и утверждение профстан-дарта «парашютист (десантник) - пожарный», с определением квалификационных требований к работникам в пределах профессионального обу-

чения, что соответствует современному российскому законодательству об образовании.

Список литературы:

[1] Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс».

[2] Указ Президента РФ от 11.07.2004 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» // СПС «КонсультантПлюс».

[3] Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» (вместе с «Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства») // СПС «КонсультантПлюс».

[4] Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 № 200-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

[5] Приказ Рослесхоза от 19.12.1997 № 167 «Об утверждении положения о пожарно-химиче-ских станциях» // СПС «КонсультантПлюс».

[6] Приказ Рослесхоза от 22.09.1997 № 122 «Об утверждении Инструкции по авиационной охране лесов» (вместе с «Формой № 23-АВИА», утв. Приказом Рослесхоза от 29.09.1993 № 256) // СПС «КонсультантПлюс».

[7] Постановление Минтруда РФ от 29.08.2001 № 65 «Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 37, раздел: Общие профессии лесозаготовительного производства» // СПС «КонсультантПлюс».

[8] Приказ Минтруда России от 17.04.2018 № 246н «Об утверждении профессионального стандарта Лесной пожарный» // СПС «Консультант-Плюс».

[9] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

[10] Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 № 884 «Об утверждении Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

[11] Приказ Минобрнауки России от 02.07.2013 № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение» // СПС «КонсультантПлюс».

[12] Приказ Минобрнауки России от 29.10.2013 № 1199 «Об утверждении перечней

профессий и специальностей среднего профессионального образования» // СПС «Консультант-Плюс».

Spisok literatury:

[1] Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii» ot 30.12.2001 № 197-FZ // SPS «Konsul'tantPlyus».

[2] Ukaz Prezidenta RF ot 11.07.2004 № 868 «Voprosy Ministerstva Rossijskoj Federacii po delam grazhdanskoj oborony, chrezvychajnym situaciyam i likvidacii posledstvij stihijnyh bedstvij» // SPS «Konsul'tantPlyus».

[3] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 23.09.2010 № 736 «O Federal'nom agentstve lesnogo hozya-jstva» (vmeste s «Polozheniem o Federal'nom agentstve lesnogo hozyajstva») // SPS «Konsul'tantPlyus».

[4] Lesnoj kodeks Rossijskoj Federacii» ot 04.12.2006 № 200-FZ // SPS «Konsul'tantPlyus».

[5] Prikaz Rosleskhoza ot 19.12.1997 № 167 «Ob utverzhdenii polozheniya o pozharno-himich-eskih stanciyah» // SPS «Konsul'tantPlyus».

[6] Prikaz Rosleskhoza ot 22.09.1997 № 122 «Ob utverzhdenii Instrukcii po aviacionnoj ohrane lesov» (vmeste s «Formoj № 23-AVIA», utv. Prika-zom Rosleskhoza ot 29.09.1993 № 256) // SPS «Konsul'tantPlyus».

[7] Postanovlenie Mintruda RF ot 29.08.2001 № 65 «Ob utverzhdenii Edinogo tarifno-kvalifikacion-nogo spravochnika rabot i professij rabochih, vypusk 37, razdel: Obshchie professii lesozagotovitel'nogo proizvodstva» // SPS «Konsul'tantPlyus».

[8] Prikaz Mintruda Rossii ot 17.04.2018 № 246n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta Lesnoj pozharnyj» // SPS «Konsul'tantPlyus».

[9] Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // SPS «Konsul'tantPlyus».

[10] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 28.07.2018 № 884 «Ob utverzhdenii Polozheniya o Ministerstve prosveshcheniya Rossijskoj Federacii i priznanii utrativshimi silu nekotoryh aktov Pravi-tel'stva Rossijskoj Federacii» // SPS «Konsul'tant-Plyus».

[11] Prikaz Minobrnauki Rossii ot 02.07.2013 № 513 «Ob utverzhdenii Perechnya professij rabochih, dolzhnostej sluzhashchih, po kotorym osushchestvly-aetsya professional'noe obuchenie» // SPS «Konsul'tantPlyus».

[12] Prikaz Minobrnauki Rossii ot 29.10.2013 № 1199 «Ob utverzhdenii perechnej professij i spe-cial'nostej srednego professional'nogo obrazovaniya» // SPS «Konsul'tantPlyus».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.