Научная статья на тему 'К вопросу безопасности дорожного движения: квалификационные требования к отдельным категориям работников наземного транспорта'

К вопросу безопасности дорожного движения: квалификационные требования к отдельным категориям работников наземного транспорта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
122
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ТРУДОВОЕ ПРАВО / ТРАНСПОРТНОЕ ПРАВО / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ПРАВОВЫЕ КОЛЛИЗИИ / AGRICULTURE / LABOR LAW / TRANSPORT LAW / TRAFFIC SAFETY / LEGAL CONFLICTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воробьёв Р. А.

В статье поднимаются актуальные проблемы допуска к работе отдельных категорий работников наземного транспорта. Вопрос допуска лиц к работе неразрывно связан с квалификационными требованиями, предъявляемыми работодателем к работнику и соискателю. В советском (а затем и в российском) праве регулирование данного вопроса обеспечивалось квалификационными справочниками (ЕТКС, ЕКС). В настоящее время осуществляется переход от применения квалификационных справочников к применению профессиональных стандартов, которые призваны отразить трудовые функции и квалификационные требования с учетом требований времени. Перед правоприменителем встает вопрос приоритета норм при приеме на работу и оформлении трудового договора. Вопрос приема на работу отдельных категорий работников наземного транспорта усложняется как отсутствием соответствующих профессиональных стандартов, так и имеющимися противоречиями, установленными цензами Минтранса России к работникам автомобильного и наземного электрического транспорта. В статье дан анализ «Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных Приказом Минтранса России от 28.09.2015 № 287, отдельных положений Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также корреспондирующих к ним норм права. Приведенный анализ позволил сформулировать и вывести имеющуюся юридическую коллизию, которая обуславливает законодательное препятствие к отдельным видам работ в сфере наземного транспорта лиц, имеющих среднее профессиональное образование по специальности 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства» (квалификация техник-механик). Выведенные противоречия свидетельствуют о необходимости пересмотра действующих нормативно-правовых актов. Указанные недостатки законодательной базы не только затрудняют процесс трудоустройства отдельных работников наземного транспорта, но и ввергают как работников, так и работодателей в дополнительные расходы, связанные с профессиональной переподготовкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Воробьёв Р. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO TRAFFIC SAFETY ISSUE: QUALIFICATION REQUIREMENTS TO SEPARATE CATEGORIES OF WORKERSOF LAND TRANSPO

In the study actual problems of the admission to work of separate categories of workers of land transport are discussed. The question of the admission of persons to work is inseparably linked with qualification requirements imposed by the employer to the worker and the competitor. In Soviet (and then and in Russian) law the regulation of the matter was provided with the qualification reference books (ETKS, EKS). Now the transition from application of qualification reference books to application of professional standards which are urged to reflect labor functions and qualification requirements, taking into account the requirements of time is carried out. Before the law enforcement official there is a question of a priority of norms at employment and registration of the employment contract. The question of the employment of separate categories of workers of land transport becomes complicated both due to absence of corresponding professional standards, and available contradictions established by qualifications of the Ministry of Transport of the Russian Federation to workers of motor and land electric transport. In the study the analysis "The professional and qualification requirements to employees of legal entities and individual entrepreneurs transporting motor transport and city land electric transport", approved by the Order of the Ministry of Transport of the Russian Federation of 28.09.2015 No. 287, separate provisions of the Federal law of 10.12.1995 No. 196-FZ "About traffic safety", and also corresponding to them rules of law are given. Provided analysis allowed formulating and removing available legal collision which causes a legislative obstacle to separate types of works in the sphere of land transport of the persons having secondary professional education in the specialty 35.02.07 "Mechanization of agriculture" (qualification the technician-mechanic). Removed contradictions testify to the need of revision of existing normative legal acts. Specified shortcomings of legislative base not only complicate the process of employment of certain workers of land transport, but also plunge both workers, and employers into additional expenses connected with professional retraining.

Текст научной работы на тему «К вопросу безопасности дорожного движения: квалификационные требования к отдельным категориям работников наземного транспорта»

УДК 34.096, 65-05 Р.А. Воробьёв

К ВОПРОСУ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ РАБОТНИКОВ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА

RA. Vorobyev

TO TRAFFIC SAFETY ISSUE: QUALIFICATION REQUIREMENTS TO SEPARATE CATEGORIES OF WORKERS OF LAND TRANSPORT

В статье поднимаются актуальные проблемы допуска к работе отдельных категорий работников наземного транспорта. Вопрос допуска лиц к работе неразрывно связан с квалификационными требованиями, предъявляемыми работодателем к работнику и соискателю. В советском (а затем и в российском) праве регулирование данного вопроса обеспечивалось квалификационными справочниками (ЕТКС, ЕКС). В настоящее время осуществляется переход от применения квалификационных справочников к применению профессиональных стандартов, которые призваны отразить трудовые функции и квалификационные требования с учетом требований времени. Перед правоприменителем встает вопрос приоритета норм при приеме на работу и оформлении трудового договора. Вопрос приема на работу отдельных категорий работников наземного транспорта усложняется как отсутствием соответствующих профессиональных стандартов, так и имеющимися противоречиями, установленными цензами Минтранса России к работникам автомобильного и наземного электрического транспорта. В статье дан анализ «Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных Приказом Минтранса России от 28.09.2015 № 287, отдельных положений Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также корреспондирующих к ним норм права. Приведенный анализ позволил сформулировать и вывести имеющуюся юридическую коллизию, которая обуславливает законодательное препятствие к отдельным видам работ в сфере наземного транспорта лиц, имеющих среднее профессиональное образование по специальности 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства» (квалификация техник-механик). Выведенные противоречия свидетельствуют о необходимости пересмотра действующих нормативно-правовых актов. Указанные недостатки законодательной базы не только затрудняют процесс трудоустрой-

ства отдельных работников наземного транспорта, но и ввергают как работников, так и работодателей в дополнительные расходы, связанные с профессиональной переподготовкой.

Ключевые слова: сельское хозяйство, трудовое право, транспортное право, безопасность дорожного движения, правовые коллизии.

In the study actual problems of the admission to work of separate categories of workers of land transport are discussed. The question of the admission of persons to work is inseparably linked with qualification requirements imposed by the employer to the worker and the competitor. In Soviet (and then and in Russian) law the regulation of the matter was provided with the qualification reference books (ETKS, EKS). Now the transition from application of qualification reference books to application of professional standards which are urged to reflect labor functions and qualification requirements, taking into account the requirements of time is carried out. Before the law enforcement official there is a question of a priority of norms at employment and registration of the employment contract. The question of the employment of separate categories of workers of land transport becomes complicated both due to absence of corresponding professional standards, and available contradictions established by qualifications of the Ministry of Transport of the Russian Federation to workers of motor and land electric transport. In the study the analysis "The professional and qualification requirements to employees of legal entities and individual entrepreneurs transporting motor transport and city land electric transport", approved by the Order of the Ministry of Transport of the Russian Federation of 28.09.2015 No. 287, separate provisions of the Federal law of 10.12.1995 No. 196-FZ "About traffic safety", and also corresponding to them rules of law are given. Provided analysis allowed formulating and removing available legal collision which causes a legislative obstacle to separate types of works in the sphere of land transport of the persons having secondary professional education in the specialty 35.02.07 "Mechanization of agriculture" (qualification the technician-mechanic). Removed contradictions testify to the need of revision of existing normative legal acts. Specified shortcomings of legislative base not only complicate the process of employment of certain workers of land transport, but also plunge both workers, and employers into additional expenses connected with professional retraining.

Keywords: agriculture, labor law, transport law, traffic safety, legal conflicts.

Статья 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон о БДД) опре-

делила основные обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств. К настоящему моменту данный Федеральный закон претерпел уже тридцать восемь редакций. Согласно положениям Федерального закона от 28.07.2012 № 131-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статья 20 Федерального закона о БДД была дополнена следующим требованием: «обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта» [1].

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.2004 № 395, полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта возложены на Минтранс России [2]. Механизм правового регулирования нормы статьи 20 Федерального закона о БДД был раскрыт в положениях Приказа Минтранса России от 28.09.2015 № 287 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (далее - Приказ № 287) спустя три года после появления соответствующего требования в Федеральном законе.

Данный Приказ установил требования к профессиональному образованию и стажу по специальности, а также необходимый объем знаний и умений водителей различных транспортных средств, лиц, занятых в организации перевозочного процесса: диспетчер транспорта, контроллер технического состояния транспортных средств, специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, и консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов. Кроме того, приказ объединяет в себе требования как к работникам автотранспорта, так и наземного электрического транспорта. Требования Приказа № 287 равнозначны для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих как грузоперевозки, так и пассажирские перевозки, в том числе для собственных нужд. Исключая квалификацию «консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов», которая имеет узкоспециализированную направленность, остальные требования подлежат к исполнению всеми участниками перевозочного процесса. Иными словами, осуществляя перевозку автомобильным транспортом, во исполнение требований безопасности дорожного движения необходимо иметь в штате следующих сотрудников соответствующей квалификации: 1) водители транспортных средств; 2) диспетчер автомобильного транспорта (далее - диспетчер); 3) контроллер технического состояния

автотранспортных средств (далее - контроллер); 4) ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения (далее - ответственный за БДД). Законодательство не запрещает совмещение указанных выше должностей при соответствии уровня квалификации для замещения конкретной должности [3].

Рассмотрим подробнее вопрос допуска к работе сотрудников, занятых в организации перевозочного процесса автомобильного транспорта: диспетчера, контроллера и ответственного за БДД.

Вопросы необходимой квалификации работников отражены в разделе IX Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ). Статья 195.1 определяет квалификацию работника как совокупность уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника, а профессиональный стандарт как характеристику квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности и в том числе выполнения определенных трудовых функций. В свою очередь, статья 195.3 закрепляет, что в случае если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, то профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями [4].

Приказ Минтранса № 287 не является профессиональным стандартом и не уточняет трудовые функции диспетчера, контроллера и ответственного за БДД, устанавливая исключительно ряд требований к лицам, занимающим соответствующие должности. Рассмотрим подробнее образовательный ценз к исполнению обязанностей в рамках указанных должностей.

К диспетчеру предъявляется следующее требование: наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по профессии или специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», либо наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по профессиям или специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00, и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта.

К контроллеру предъявляется одно из следующих требований: наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» без предъявления требований к стажу (опыту) работы либо наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 (указанную выше), за исключением специальности 23.02.03 (с предъявлением

дополнительных требований к стажу); либо наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00, и диплома о профессиональной переподготовке по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контроллера технического состояния автотранспортных средств.

К ответственному за БДД предъявляется одно из следующих требований: наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00, либо наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00, и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Ответственный за БДД также должен в обязательном порядке пройти аттестацию на право занимать соответствующую должность. Аттестация проводится аттестационной комиссией [5], формируемой из представителей Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) [6] и федерального бюджетного учреждения «Агентство автомобильного транспорта» (ФБУ «Росавтотранс»).

Поскольку Приказ № 287 не закрепляет трудовые функции и должностные обязанности, а только лишь устанавливает квалификационные требования, для разграничения полномочий следует обратиться к профессиональным стандартам. К сожалению, ни по одной из приведенный специальностей (диспетчер, контроллер и ответственный за БДД) не приняты профстандарты к настоящему моменту. Существует разработанный еще в 2014 году проект приказа «Об утверждении профессионального стандарта "Диспетчер автомобильного транспорта"»: в нем не прописаны квалификационные требования, но есть описание трудовых функций диспетчера. Среди них: 1) осуществление подготовки и сопровождения перевозки пассажиров, грузов и багажа автотранспортом (осуществление контроля готовности водителей и подготовки подвижного состава к работе на линии, формирование перевозочных документов для обеспечения движения автотранспорта, осуществление контроля соблюдения графиков, расписания и интервалов движения автотранспорта, ведение оперативного учета и анализа хода перевозочного процесса автомобильным транспортом); 2) обеспечение реализации логистических систем, технологий перевозок и оптимальной маршрутизации автотранспорта (обеспечение оперативного сопровождения перевозок пассажиров, грузов и багажа автотранспортом, выполнение работ по ликвидации сверхнормативных простоев, сбоев автотранспортных процессов, сопровождение движения специализированного автотранспорта по доставке специфических грузов); 3) координация и контроль качества транспортно-технологических схем перевозок пассажиров, грузов и ба-

гажа автотранспортом (координация внедрения рациональных транс-портно-технологических схем перевозок автотранспортом, контроль качества работ при организации перевозок пассажиров, грузов и багажа) [7].

Исходя из требований статьи 57 ТК РФ, в отсутствие утвержденных профессиональных стандартов следует использовать квалификационные справочники (ЕТКС и ЕКС). Примечательно, что в данных справочниках описания данных профессий также отсутствуют. След их можно найти в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (далее - ОКПДТР): код 21635 -диспетчер автомобильного транспорта, код 22530 - инженер по безопасности движения [8], который в свою очередь корреспондирует к Общероссийскому классификатору занятий 1993-го года (далее - ОКЗ-93), где содержатся сведения об укрупненных группах занятий (группа 3146 - диспетчеры (кроме авиационных), группа 7231 - слесари-сборщики и слесари-ремонтники мототранспортных средств, группа 2145 - инженеры-механики и технологи машиностроения) [9]. В 2014 году был принят новый Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ-2014). Согласно официальной информации Минтруда России касательно соответствия ОКЗ-93 и ОКЗ-2014, диспетчеры относятся к группе 4323 - служащие по транспортным перевозкам, контроллеры - также к группе с новым наименованием «механики и ремонтники транспортных средств», ответственные за БДД - к группе 2144 - инженеры-механики [10-12].

Как было сказано выше, в части образовательного ценза Приказ Минтранса № 287 определил, что лица, занимающие рассматриваемые нами должности (диспетчер, контроллер и ответственный за БДД), должны иметь образование, входящее в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», либо в случае отсутствия указанного образования должны иметь дополнительное профессиональное образование (профессиональную переподготовку) по соответствующим программам [3].

Изучив перечни специальностей среднего профессионального и высшего образования, утвержденные Приказами Минобрнауки России от 29.10.2013 № 1199 и от 12.09.2013 № 1061, можно сделать следующие выводы. Без переподготовки занимать должности диспетчера или контроллера можно при наличии среднего профессионального образования по программам: 1) организация перевозок и управление на транспорте (по видам); 2) автомобиле- и тракторостроение; 3) техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта; 4) техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям); 5) эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики (по видам транспорта, за исключением водного); 6) техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог; 7)

техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.

При этом специальности «Механизация сельского хозяйства» и «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования» входят в укрупненную группу 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство» и не дают права занимать должности диспетчера или контроллера [13]. Согласно п. 4.3.3 Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) среднего профессионального образования по специальности 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства», выпускник данной специальности готовится в том числе к такому виду деятельности, как техническое обслуживание и диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов; ремонт отдельных деталей и узлов [14].

Исходя из этого, получается, что должность диспетчера автомобильного транспорта может занимать лицо, объектом профессиональной деятельности которого являются детали, узлы, агрегаты, системы подвижного состава железных дорог, но не может занимать лицо, объектами профессиональной деятельности которого являются машины, механизмы, установки, приспособления и другое инженерно-технологическое оборудование сельскохозяйственного назначения, автомобили категорий «В» и «С», технологические процессы подготовки, эксплуатации, технического обслуживания и диагностирования неисправностей машин.

При этом занимать должность специалиста по БДД без переподготовки может лицо, имеющее высшее образование по направлениям бакалавриата и магистратуры: 1) технология транспортных процессов; 2) наземные транспортно-технологические комплексы; 3) эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов; либо по направлениям специалитета: 1) наземные транспортно-технологические средства; 2) транспортные средства специального назначения; 3) подвижной состав железных дорог; 4) эксплуатация железных дорог; 5) системы обеспечения движения поездов [15].

ФГОС специальности 23.03.02 «Наземные транспортно-технологические комплексы» (как уровня бакалавриата, так и специали-тета) определяет объектами профессиональной деятельности выпускников автомобили; тракторы; мотоциклы; автомобильные и тракторные прицепы и полуприцепы; наземные транспортные средства с комбинированными энергетическими установками; подъемно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование; технические средства агропромышленного комплекса; технические средства природообуст-ройства и защиты в чрезвычайных ситуациях; горнотранспортные средства; трубопроводные транспортные системы; средства и механизмы коммунального хозяйства; средства и оборудование для ликвидации по-

следствий чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, тушения пожаров [16, 17].

Как мы видим, профессиональная деятельность, связанная с автомобильной, тракторной и иной сельскохозяйственной техникой, заключена в единую группу специальностей на уровне высшего образования. Однако на уровне среднего образования данные виды деятельности разобщены и относятся к различным укрупненным группам направлений подготовки, несмотря на общность объектов профессиональной деятельности по ФГОС. В связи с этим противоречием возникает законодательное препятствие к осуществлению в организации должностных функций диспетчера транспортных средств или контроллера технического состояния транспортных средств. Фактически, имея среднее профессиональное образование по специальности «Механизация сельского хозяйства», изучив работу узлов и агрегатов, диагностирование и техническое обслуживание транспортных средств сельскохозяйственного назначения, работник не может пройти квалификационный ценз для занимания означенных выше должностей.

Данное противоречие, которое фактически является объективной юридической коллизией, возможно устранить при пересмотре перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования (далее - Перечень профессий). Иными словами, необходимо устранить логическое несоответствие между ФГОС и Перечнем профессий через перераспределение укрупненных групп направлений подготовки и входящих в них специальностей (с учетом примеров, приведенных в настоящей статье). Дальнейшим шагом должна стать разработка соответствующих профстандартов для отдельных категорий работников транспорта, которые закрепят не только квалификационные требования (с учетом пересмотренных Перечней профессий), но и разграничат трудовые функции работников наземного транспорта.

Литература

1. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // СПС: КонсультантПлюс.

2. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 395 «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» // СПС: КонсультантПлюс.

3. Приказ Минтранса России от 28.09.2015 № 287 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» // СПС: КонсультантПлюс.

4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // СПС: КонсультантПлюс.

5. Приказ Минтранса России от 20.03.2017 № 106 «Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью» // СПС: КонсультантПлюс.

6. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» // СПС: КонсультантПлюс.

7. Проект Приказа Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта «Диспетчер автомобильного транспорта» (по состоянию на 27.11.2014) (подготовлен Минтрудом России) // СПС: КонсультантПлюс.

8. Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367 «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94» (вместе с «ОК 016-94. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов») (дата введения 01.01.1996) // СПС: КонсультантПлюс.

9. «Общероссийский классификатор занятий. ОК 010-93», утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 298) // СПС: КонсультантПлюс.

10. «ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий» (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст) // СПС: КонсультантПлюс.

11. Информация Минтруда России «Таблица соответствия ОКЗ-2014 и ОКЗ-93» // СПС: КонсультантПлюс.

12. Постановление Госкомтруда СССР от 06.04.1988 № 193 «О согласовании Квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих предприятий и организаций автомобильного транспорта» // СПС: КонсультантПлюс.

13. Приказ Минобрнауки России от 29.10.2013 № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования» // СПС: КонсультантПлюс.

14. Приказ Минобрнауки России от 07.05.2014 № 456 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства» // СПС: КонсультантПлюс.

15. Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» // СПС: КонсультантПлюс.

16. Приказ Минобрнауки России от 06.03.2015 № 162 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высше-

го образования по направлению подготовки 23.03.02 Наземные транспортно-технологические комплексы (уровень бакалавриата)» II СПС: ^^улы^нт^ю^

17. Приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 № 1022 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 23.05.01 Наземные транс-портно-технологические средства (уровень специалитета)» II СПС: KонсультантПлюс.

Literatura

1. Federal'nyj zakon ot 10.12.1995 № 196-FZ «O bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya» II SPS: Konsul'tantPlyus.

2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.07.2004 № 395 «Ob utverzhdenii Polozheniya o Ministerstve transporta Rossijskoj Fede-racii» II SPS: Konsul'tantPlyus.

3. Prikaz Mintransa Rossii ot 28.09.2015 № 287 «Ob utverzhdenii Professional'nyh i kvalifikacionnyh trebovanij k rabotnikam yuridicheskih lic i individual'nyh predprinimatelej, osuschestvlyayuschih perevozki avtomobil'nym transportom i gorodskim nazemnym elektricheskim transportom» II SPS: Konsul'tantPlyus.

4. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.12.2001 № 197-FZ // SPS: Konsul'tantPlyus.

5. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.07.2004 № 398 «Ob utverzhdenii Polozheniya o Federal'noj sluzhbe po nadzoru v sfere transporta» II SPS: Konsul'tantPlyus.

6. Prikaz Mintransa Rossii ot 20.03.2017 № 106 «Ob utverzhdenii Poryadka attestacii otvetstvennogo za obespechenie bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya na pravo zanimat'sya sootvetstvuyuschej deya-tel'nost'yu» II SPS: Konsul'tantPlyus.

7. Proekt Prikaza Mintruda Rossii «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Dispetcher avtomobil'nogo transporta» (po sostoyaniyu na 27.11.2014) (podgotovlen Mintrudom Rossii) // SPS: Konsul'tantPlyus.

S. Postanovlenie Gosstandarta RF ot 26.12.1994 № 367 «O pri-nyatii i vvedenii v dejstvie Obscherossijskogo klassifikatora professij rabochih, dolzhnostej sluzhaschih i tarifnyh razryadov OK 016-94» (vmeste s «OK 016-94. Obscherossijskij klassifikator professij rabochih, dolzhnostej sluzhaschih i tarifnyh razryadov») (data vvedeniya 01.01.1996) // SPS: Konsul'tantPlyus.

9. «Obscherossijskij klassifikator zanyatij. OK 010-93», utverzhdennyj Postanovleniem Gosstandarta RF ot 30.12.1993 № 298) II SPS: Konsul'tantPlyus.

10. «ОК 010-2014 (МЭ^-08). ОЬясЬегоязузку Ыа881Ака1:ог 7апуа1:у» (рг1пуа1 1 ууеёеп V ёе]я1:у1е Рг1ка7ош Ко881апёаг1а о: 12.12.2014 № 2020-я:) // ЭРЭ: Коши1Ъп:Р1уш.

11. Informaciya Mintruda Rossii «ТаЫюа sootvetstviya OKZ-20l4 1 О^-93» // SPS: Коши1':ап:Р1уш.

12. Postanovlenie Goskomtruda SSSR ot 06.04.1988 № 193 «О soglasovanii Kva1ifikacionnyh Иага^еияйк ёо17Ьпо81е] rukovodite1ej, specia1istov 1 sluzhaschih predpriyatij i organizacij avtomobil'nogo ^ашройа» // SPS: Коши1':ап:Р1уш.

13. Рпка7 М1поЬгпаик1 ЯояяИ о: 29.10.2013 № 1199 «ОЬ utverzhdenii perechnej professij 1 specia1'nostej srednego professiona1'nogo obrazovaniya» // SPS: Konsul'tantPlyus.

14. Рпка7 М1поЬтаик1 Rossii ot 07.05.2014 № 456 «ОЬ utverzhdenii federa1'nogo gosudarstvennogo obrazovate1'nogo standarta srednego profess1ona1'nogo obrazovaniya po spec1a1'nost1 35.02.07 Mekhan1zac1ya sel'skogo hozyajstva» // SPS: Konsul'tantPlyus.

15. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 12.09.2013 № 1061 «ОЬ utverzhde-n11 perechnej spec1a1'nostej 1 naprav1en1j podgotovki vysshego obrazovaniya» // SPS: Konsul'tantPlyus.

16. Prikaz М1поЬтаик1 Ross11 о: 06.03.2015 № 162 «ОЬ utverzhden11 federa1'nogo gosudarstvennogo obrazovate1'nogo standarta vysshego obrazovaniya po naprav1en1yu podgotovki 23.03.02 Nazemnye transportno-tekhnologicheskie kompleksy (uroven' bakalavriata)» // ЭРЭ: Konsu1'tantPlyus.

17. Pr1kaz Мто^паик Ross11 О: 11.08.2016 № 1022 «ОЬ utverzhden11 federa1'nogo gosudarstvennogo obrazovate1'nogo standarta vysshego obrazovan1ya po spec1a1'nost1 23.05.01 Nazeшnye transportno-tekhnologicheskie sredstva (uroven' specialiteta)» // SPS: Коши1':ап:Р1уш.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.