Обеспечение безопасности дорожного движения на основе профессиональной подготовки специалистов автотранспортного профиля Борщенко Я.А.
Борщенко Ярослав Анатольевич /Borshchenko Yaroslav Anatolyevich - кандидат технических наук, доцент,
кафедра организации и безопасности движения, Курганский государственный университет, г. Курган
Аннотация: в статье проведен укрупненный структурный анализ проблемы обеспечения безопасности движения. Дана оценка влияния фактора профессиональной подготовки участников дорожного движения на уровень безопасности дорожного движения в целом. Подробно рассмотрены требования к квалификационной подготовке работников в сфере обеспечения безопасности движения в действующих нормативных документах РФ. Обоснованы и сформулированы решения в области профессиональной подготовки кадров автотранспортного профиля, направленные на решение проблем обеспечения безопасности дорожного движения.
Abstract: In the article the enlarged structural analysis of the problem of traffic safety is provided. The assessment of the road users' professional training's influence the level of traffic is given. The requirementfor qualification training of the employees in the traffic safety field in the existing regulations of Russian Federation is considered. The solutions in the field of professional training of the road transport profile are substantiated, formulated. They are led to the traffic safety provision.
Ключевые слова: безопасность, дорожное движение, профессиональная подготовка, автомобильный транспорт.
Keywords: safety, traffic, professional training, automobile transport.
Несмотря на значительные материальные затраты на различные мероприятия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения, в том числе и в рамках федеральных целевых программ, к сожалению, количество погибших в дорожно-транспортных ситуациях в период 2010-2012 гг. увеличивается, при этом ряд иных показателей уровня безопасности на дорогах России имеет отрицательную динамику, что говорит о частичном положительном эффекте мероприятий ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» [1]. Таким образом, проблема безопасности на автомобильном транспорте объективно существует и в настоящее время не решена.
Сложность решения проблем обеспечения безопасности дорожного движения объясняется многогранностью объекта - системы «Водитель - Автомобиль - Дорога - Среда» (ВАДС), исследованием которой давно занимаются как российские, так и зарубежные ученые. Одним из самых сложных компонентов системы ВАДС с позиции управления является водитель - человек, управляющий транспортным средством, по вине которого по официальной статистике происходит ДТП по разным оценкам 60-90% [2]. По мнению автора, эту систему следует расширить, включив и пешехода, и пассажира, действия которых также объективно влияют на уровень безопасности на дороге. В этом смысле следует рассматривать проблемы безопасности движения в системе «Участник движения - Автомобиль - Дорога - Среда» (УАДС).
В течение последних 5 лет ведущие автомобильные концерны активно работают над созданием систем автоматического управления автомобилем, которые будут исключать водителя как участника движения с большой степенью неопределенности и неверных решений.
Значительный потенциальный ресурс эффективного решения проблем обеспечения безопасности дорожного движения заложен в профессиональной подготовке специалистов разных уровней: от водителя до руководителей автотранспортных предприятий, органов государственной власти и местного самоуправления, на которых возложены функции по обеспечению безопасности дорожного движения.
Рассмотрим категории работников объектов автотранспортной деятельности, вовлеченных напрямую в решение вопросов обеспечения безопасности движения.
Во-первых, это водители транспортных средств всех категорий. Основной проблемой, по мнению авторов, в подготовке водителей - является отсутствие в настоящее время подхода к водителю как профессии. Результатом обучения в автошколе сейчас является выдача удостоверения на право управления транспортным средством (ТС) определённой категории, и этого вполне достаточно для лиц, не работающих водителями. В то же время водители, особенно автобуса и грузовых автомобилей, чья должность обладает признаками повышенной опасности, например, опасные грузы, перевозка детей и т.д. должны проходить профессиональную подготовку, то есть иметь более высокий уровень теоретических знаний и практических навыков как по ПДД, так и по теории управления, конструкции, особенностям перевозки различных грузов и т.д.
Таким образом, необходим профессиональный стандарт, в котором определены требования к компетенциям профессии водителя и в результате обучения должен выдаваться документ о профессиональной подготовке. Такой опыт уже был в 70-е гг. прошлого века в Советском Союзе, а в настоящее время многие европейские страны в различных вариациях реализуют этот подход. Соответственно,
целесообразно допускать работать водителем только лиц с профессиональной подготовкой. По мнению авторов, это требование должно распространяться на всех лиц, работающих в должности водителя в независимости от форм собственности и вида перевозок.
Во-вторых, это специалисты и руководители объектов, оказывающих услуги автомобильных перевозок всех видов, где основные должности напрямую связаны по функциональным обязанностям с вопросами обеспечения безопасности дорожного движения - руководители предприятий, инженер по БДД, механик на выпуске, диспетчер, начальник технической службы (главный инженер).
В настоящее время требования к данным категориям работников определяются ФЗ .№196 «О безопасности дорожного движения», а также приказом Минтранса РФ от 22 июня 1998 г. №75 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом», в соответствии с которым «Профессиональная компетентность специалистов юридического лица и индивидуальных предпринимателей в организации и осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля по указанным ниже специальностям* (аналогичным специальностям, ранее внесенным в квалификационный реестр) или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе: «Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации»». Таким образом, приказ уравнивает в правах лиц на занимание должностей, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения (БДД), которые имеют профессиональную подготовку в форме высшего или среднего специального образования автомобильного профиля, и лиц, не имеющих таковой, но прошедших в объеме 82 часа курсы квалификационной подготовки по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации. Следует также отметить, что выполнять этот вид образовательной деятельности могут не только высшие и средние учебные заведения, выпускающие специалистов автотранспортного профиля, но и иные учреждения, обладающие соответствующей лицензией (лицензионные требования к которым сравнительно низкие). Такое правовое регулирование требований было целесообразно в 90-е гг. прошлого века, когда выпуск соответствующих специалистов был ограничен и не отвечал потребностям транспортной отрасли РФ.
В настоящее время в каждом федеральном округе РФ есть учебные заведения, выполняющие подготовку по направлениям автотранспортного профиля, в том числе на 1 сентября 2013 года в России только государственные университеты ведут подготовку 66 вузов по направлению 190700 «Технология транспортных процессов» и 92 вуза по направлению 190600 «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» [3].
Таким образом, выпускники высших и средних заведений автотранспортного профиля в достаточной мере могут обеспечить устойчивое функционирование большинства объектов, оказывающих услуги автомобильных перевозок всех видов.
В-третьих, это специалисты и руководители организаций, на которых возложены задачи реализации контрольно-надзорных функций в области обеспечения безопасности на автомобильном транспорте, а также эффективной организации дорожного движения на территории РФ. Ключевыми организациями сегодня являются ГИБДД МВД РФ, УГАДН, местные органы власти и самоуправления.
Особая роль в настоящее время в обеспечении безопасности на дорогах отводится ГИБДД МВД РФ, которая реализует мероприятия по подготовке водителей через прием экзаменов на право управления автомобилем, выполняет контроль за соблюдением участниками дорожного движения правил дорожного движения на дорогах РФ, выполнением требований нормативной документации к транспортным средствам по условиям обеспечения безопасности, осуществляет контроль и надзор за состояние дорожной и транспортной инфраструктуры с точки зрения обеспечения безопасности, проводит аналитическую работу по вопросам уровня безопасности дорожного движения на уровне субъекта РФ, разрабатывает мероприятия для снижения уровня аварийности и повышения эффективности организации дорожного движения.
При таком многообразии функций и задач в области БДД сотрудникам ГИБДД объективно необходим набор профессиональных знаний и навыков, употребляя в терминологии современных образовательных стандартов - компетенции по всем направлениям обеспечения безопасности дорожного движения и методов и технологий эффективной организации дорожного движения. Именно для этих целей в конце 90-х гг. был разработан новый образовательный стандарт по специальности «Организация и безопасность движения».
Несомненно, именно выпускники ВПО и СПО по данной специальности в наибольшей степени отвечают на квалификационные требования работодателей и грамотно реализуют необходимые мероприятия по обеспечению БДД и эффективной организации дорожного движения на просторах РФ.
Тем не менее, в настоящее время в квалификационных требованиях к сотрудникам ГИБДД, к специалистам управления автотранспортного и автодорожного надзора, нет требования обязательного наличия профессиональной подготовки уровня ВПО (для ряда должностей СПО) по организации и безопасности движения, что, по мнению авторов, является существенным недостатком системы обеспечения профессиональными кадрами для государственных органов в сфере автомобильного транспорта.
В-четвертых, это руководители и специалисты местных органов самоуправления, на которые возложено решение вопросов по организации, контролю за автомобильными перевозками, надзору за состоянием дорог
и транспортной инфраструктуры в субъектах РФ. Эту роль выполняют сотрудники департаментов на областном уровне, отделы (департаменты) городских, районных администраций, в ведении которых находятся выше указанные вопросы.
Вне зависимости от размера населенного пункта необходимо выполнять контрольно-надзорные мероприятия, организационно- технические и распорядительные действия, которые направлены на выполнение требований к объектам дорожной инфраструктуры по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Кроме того, необходимо предпринимать меры по совершенствованию организации движения, которые требуют серьезной профессиональной подготовки. Этим комплексным задачам в полной мере отвечает подготовка специалистов по специальности «Организация и безопасность движения», а также направления подготовки бакалавриата и магистратуры 190700 «Технология транспортных процессов» с профилем «Организация и безопасность движения».
Подводя итог, следует отметить, что решение проблем обеспечения безопасности дорожного движения через систему профессиональной подготовки кадров автотранспортного профиля возможно на основе следующих позиций:
- значительные резервы эффективного решения вопросов обеспечения безопасности на автомобильном транспорте и организации движения заключены в кадровом потенциале работников, обладающих соответствующей профессиональной компетенцией;
- существующая правовая база не в полной мере отвечает эффективному управлению кадрами в сфере обеспечения безопасности на автомобильном транспорте и организации движения;
- целесообразно уточнить квалификационные требования к должностям работникам в сфере обеспечения безопасности на автомобильном транспорте и эффективной организации движения с однозначной привязкой к существующим стандартам как высшего, так и среднего уровней профессионального образования;
- для эффективной реализации функций с узкой специализацией, например, прием квалификационных экзаменов на право управления транспортным средством, контроль за перевозочным процессом опасных грузов, надзор за состоянием технических средств организации движения и их эффективного применения и т.д., необходимы федеральные профессиональные стандарты дополнительного образования при обязательном требовании к базовому профессиональному образованию автотранспортного профиля;
- реализовывать программы дополнительного образования для специалистов в области обеспечения безопасности на автомобильном транспорте и эффективной организации движения, которые должны только совместно с высшими учебными заведениями, которые обладают лицензией и аккредитацией на соответствующие направления подготовки автотранспортного профиля.
Литература
1. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах»:
[Электронный ресурс]: URL: http://www.fcp-pbdd.ru/about_program/index.php. (дата обращения: 15.11.2014)
2. Госавтоинспекция МВД России [Электронный ресурс]. URL:: http://www.gibdd.ru (дата обращения:
18.11.2014)
3. Портал «Российское образование» [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru (дата обращения:
10.10.2014)