Научная статья на тему 'Решение проблем организационно-нормативного обеспечения безопасности дорожного движения'

Решение проблем организационно-нормативного обеспечения безопасности дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
498
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / TRAFFIC SAFETY / PROGRAM AND TARGET APPROACH / STANDARD LEGAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гусельников Юрий Анатольевич, Борщенко Ярослав Анатольевич

Рассмотрено влияние целевых программ повышения безопасности дорожного движения, нормативной, организационной и кадровой подсистем системы управления безопасностью движения в разных ее уровнях на состояние аварийности. Приведена оценка вновь принятых правовых актов на предмет соответствия требованиям системного подхода к организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения в субъектах транспортной деятельности, эффективности целевой программы повышения безопасности движения г. Кургана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOL UTION OF PROBLEMS OF ORGANIZA TIONAL AND STANDARD SAFETY OF TRAFFIC

Influence of target programs of increase of traffic safety, standard, organizational and personnel subsystems of a control system of traffic safety in its different levels on a condition of accident rate is considered. Are provided an assessment of again adopted legal acts regarding compliance to requirements of system approach to the organization of work on safety of traffic in subjects of transport activity, efficiency of the target program of increase of traffic safety of Kurgan.

Текст научной работы на тему «Решение проблем организационно-нормативного обеспечения безопасности дорожного движения»

ТРАНСПОРТНЫЕ ПОТОКИ И ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПА СНОСТИ

ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

УДК 656.13

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Ю.А. Гусельников, Я.А. Борщенко

Рассмотрено влияние целевых программ повышения безопасности дорожного движения, нормативной, организационной и кадровой подсистем системы управления безопасностью движения в разных ее уровнях на состояние аварийности. Приведена оценка вновь принятых правовых актов на предмет соответствия требованиям системного подхода к организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения в субъектах транспортной деятельности, эффективности целевой программы повышения безопасности движения г.Кургана.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, программно-целевой подход, нормативно-правовое обеспечение.

Острота проблемы обеспечения безопасности дорожного движения (ОБДД) в РФ за последние 6 лет снижалась от уровня «национального бедствия» до критического состояния. Так, 15 лет назад количество погибавших в ДТП ежегодно превышало 30 тысяч человек, в отельные годы (2003, 2004 гг.) жертв в автокатастрофах фиксировалось более 35 тысяч. Относительные показатели, характеризующие уровень аварийности (социальный и транспортные риски) превышали среднеевропейские в 4 - 6 раз, а тяжесть последствий от ДТП (количество погибших на 100 пострадавших) была выше аналогичных показателей ФРГ, Великобритании в 10 раз, 12 -14 против 1,1-1,5 [1].

Заметное воздействие на ОБДД оказали Федеральные целевые программы (ФЦП) «Повышение БДД», «Развитие транспортной системы РФ», Транспортная стратегия России, горизонт планирования которых в настоящее время продлен до 2020 - 30 гг.

Особое значение в данном контексте имела ФЦП «Повышение БДД в РФ на 2006 - 2012 гг.», в которой был широко применен и научно обоснован системный подход как при разработке, так и при реализации мероприятий. В результате комплексного воздействия на основные направления ОБДД аварийность в стране сократилась. Так, в 2012 году погибло в ДТП менее 28 тысяч человек, транспортный, социальный риски и тяжесть последствий от ДТП снизились на 44,8; 22,7; 24,0 % соответственно [2].

Однако устойчивых тенденций по повышению БДД в РФ не наступило, о чем свидетельствует и динамика целевого показателя ФЦП - количество погибших и раненых в ДТП. Количество погибших в год, достигнув минимума в 2008 - 2009 гг. (26 - 26,5 тыс.), в последующие годы вновь выросло и практически остановилось на показателе 27 - 28 тыс. человек.

Состояние БДД в РФ остается неприемлемым для общества, является одним из самых низких в мире. В 2013 году в России погибло в ДТП из расчета на 1 миллион жителей 189 человек, а в странах Европейского Союза - 52, количество жертв от ДТП в РФ почти в 4 раза больше, чем в странах с высоким уровнем автомобилизации [3].

Таким образом, применение системных подходов при решении проблем ОБДД в РФ дает ощутимый положительный эффект. Вместе с тем, сложностям и масштабам решаемых проблем не соответствуют темпы и размеры усилий государственных органов управления и заинтересованных субъектов ОБДД.

Федеральной целевой программой «Повышение БДД в РФ на 2013 - 2020 годы» предусмотрено снижение количества погибших от ДТП на 28,8 % (по сравнению с базовым 2010 годом). Страны ЕС за этот же период планируют сократить смертность в ДТП в 2 раза. При этом для России дополнительными факторами, негативно влияющими на состояние БДД, являются - неэффективная организация дорожного движения и интенсивный рост парка легкового транспорта. Причем уровень автомобилизации РФ все еще ниже европейского почти в 2 раза, то есть добиваться невысоких по сравнению со странами ЕС целей повышения БДД России приходится в процессе дальнейшего усложнения условий дорожного движения.

Сбои, отказы в российской «человеко-машинной» системе ОБДД все чаще связываются с «человеческим фактором» - неисполнением, с неполным, неточным или несвоевременным исполнением профессиональной деятельности на всех ее уровнях. Повышение профессионализма и ответственности специалистов всех звеньев системы ОБДД - это мощный резерв и потенциал для повышения БДД, развития транспортной системы. Высшие органы государственного управления РФ эту работу начинают

через внедрение профессиональных стандартов, разработку образовательных программ. Необходимо активней включаться в этот процесс на местах, в научно-преподавательской среде в центре и регионах.

К сожалению, постоянное реформирование государственной системы управления ОБДД не дало нужного эффекта, по-прежнему требуется серьезное совершенствование практически всех ее функциональных подсистем (организационной, информационной, нормативно-правовой, технологичной, кадровой, материально-технической и др.). Кроме того, на нижних уровнях управления ОБДД к общесистемным проблемам добавляются собственные, в том числе низкое качество анализа местных, локальных проблем, обладающих специфическими характеристиками, присущими только этим объектам воздействия. Прежде всего, к таким объектам относятся муниципальные образования и автотранспортные организации -субъекты транспортной деятельности (СТД). Отсутствие принятых к неукоснительному исполнению приоритетов, низкая правовая и профессиональная культуры специалистов, связанных с вопросами ОБДД, стали причинами еще ряда негативных последствий:

- всеохватность, поверхностность, распыление сил и средств как стиль работы многих субъектов ОБДД;

- увлеченность специалистов внешней стороной дела, технологиями визуализации скромных или неоднозначных результатов в ущерб содержанию, объективности и четкости в выводах;

- неумение специалистов на местном уровне и в СТД работать по принципу целевой ориентации, предполагающему первичность целевых показателей, актуальных для субъекта ОБДД результатов перед объемами финансирования;

- формальное выполнение многих направлений ОБДД на уровне муниципалитетов, СТД и «работа» напоказ для контролирующих органов;

- недостаточность действенных рекомендованных или самостоятельно разработанных норм и методик исполнения обязательных требований по ОБДД в СТД, их неопределенность и (или) «невыполнимость». Например, малым предприятиям - СТД - невозможно организовать в требуемом объеме стажировку, профессиональную подготовку водителей и т.п. Работа водителей-предпринимателей по ОБДД практически не урегулирована.

Одним из приоритетов ОБДД на всех ее уровнях должно быть нормативно-правовое и методическое обеспечение. Более того, от приоритета «эффективного» репрессивного нормотворчества необходимо переходить к кропотливой «неблагодарной» работе законодателей и исполнителей по

усилению системного подхода, целеполагающей, организующей и связующей роли правовых актов. Только нормами могут быть заданы параметры развития, определены статус, полномочия органов управления и иных субъектов ОБДД, механизмы реализации и контроля мероприятий.

В настоящее время автотранспортная деятельность в транспортной системе РФ остается наименее урегулированной. Нормативная база по ОБДД не систематизирована, характеризуется фрагментарностью, множеством правовых актов разной юридической силы, в том числе принятых в советский период, когда была плановая экономика и основные СТД -крупные АТП. Неопределенность, нормативные пробелы особенно характерны в сфере организации работы по ОБДД на уровне СТД. С другой стороны, предыдущие годы количество федеральных и муниципальных органов, контролирующих состояние этой работы, увеличивалось (образование Госавтодорнадзора, повсеместно учреждаются различные муниципальные административные инспекции и контрольные органы).

Причем правовые «зоны неопределенности» не позволяют эффективно работать обеим сторонам - исполнителям и контролерам. Так, для СТД многие важнейшие виды и содержание функций по ОБДД сформулированы в устаревших нормативных документах (руководящие документы Минавторанса РСФСР 1986 года о стажировке водителей, профессиональной подготовке, инструктажах по БДД, кабинете по БДД, службе БДД и др.). При этом одновременно вопросы инструктажей отражены еще во многих более поздних нормативно-правовых актах (Приказы Минтранса РФ, специальный ГОСТ, Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденные Минтруда РФ и др.), что дезориентирует специалистов, ответственных за ОБДД в СТД.

Наряду с этим базовые подзаконные нормативные документы, комплексно регламентирующие работу СТД по ОБДД - Положение по ОБДД, утв. Приказом Минтранса № 27 (1995 г.) и Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утв. Приказом Минтранса №2 (1997 г.) отменены в 2011 и 2013 годах. Это еще больше дезорганизовало работу СТД по ОБДД. Не в полной мере этот пробел занял ожидаемый как специалистами СТД, так и сотрудниками контрольно-надзорных органов новый документ. С 1 июля 2014 г. вступил в силу Приказ Минтранса РФ №7 от 15.01.2014 года, утвердивший «Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом...» и «Перечень мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом. к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации» [4]. Практика применения этого нормативно-правового акта (НПА) незначительна, говорить о его состоятельности еще преждевременно, но анализ содержания НПА позволяет сделать ряд не-

утешительных выводов. Основная часть норм документа дополняет и дублирует нормы Правил перевозки пассажиров. (2009 г.), Правил перевозки грузов. (2011 г.) и Федерального Закона «Устав автомобильного транспорта.» (2007 г.). По правовой логике нормы, регулирующие технологию перевозок, наиболее уместны в целевых вышеперечисленных актах, тем более эти НПА обладают по отношению к Приказу №7 высшей юридической силой. В Приказе №7 целесообразней были бы ссылки на них. Напротив, правовые нормы, необходимые для должностных лиц СТД, ответственных за БДД, часто носят бланкетный, отсылочный характер. Так, в разделах Приказа №7 «Требования к организации деятельности по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов» и «Обеспечение профессиональной компетенции и профессиональной пригодности работников субъекта транспортной деятельности» сосредоточены нормы, регламентирующие современные требования и направления работы СТД по ОБДД. Однако необходимой целостности и конкретности в регламентации обязанностей СТД по этим функциям в документе недостаточно, некоторые нормы, понятия требуют дальнейшего терминологического раскрытия и формализации. Ряд важнейших норм по конкретным направлениям ОБДД носит «абстрактно-отсылочный» характер. Например, пункт 9 гласит, что «профессиональный отбор и профессиональная подготовка работников. проводится в соответствии с законодательством РФ». При этом необходимого «законодательства» либо еще нет, либо оно безнадежно устарело. Нередко употребляются термины, содержание которых еще предстоит нормативно установить («профессиональная компетенция», профессиональный отбор» и др.). Применяются понятия, содержание которых регламентировано в документах других ведомств и имеет разные трактовки («опасные места» (п.62), «места концентрации ДТП» ( п.16) и др.). Напротив, в пункте 5 подробно регламентирована функция СТД по «анализу причин и условий, способствующих возникновению ДТП. оформляемому документально», но не указывается: этот анализ проводится в рамках служебного расследования ДТП или это нормы, установившие новый порядок служебного расследования.

Таким образом, документ, задачей которого должны быть конкретизация и подробная регламентация общих требований, установленных в п.1 ч.1 ст.20 Федерального закона «О БДД», то есть определение «Правил ведения работы» в СТД, выполняет дополнительную функцию очередного нормативного акта в широком ряду «базового» законодательства. Зона неопределенности для специалистов по ОБДД в СТД сдвинулась с места, но существенно не сократилась, функции видоизменились, но в необходимой мере не регламентированы. С другой стороны, в Приказе № 7 появились

новеллы, новые требования к СТД - обязанность и периодичность внутреннего контроля состояния ОБДД, сроки планирования мероприятий по предупреждению ДТП и хранения материалов о ДТП и др., то есть перечень обязательных требований, выполнение которых контролируется надзорными органами, увеличился.

Компенсировать недостатки федерального нормативного регулирования вопросов ОБДД возможно на региональном и местном уровнях ОБДД, а также в рамках саморегулирующихся объединений автотранспортников, организацией должного уровня подготовки и повышения квалификации специалистов СТД.

Важность нормативного и системного воздействия на БДД, степень их действенности особенно заметна на местном уровне ОБДД. С одной стороны, муниципальные образования (МО) - это массовые субъекты ОБДД, являющиеся элементами общей системы РФ, имеющими функцию правового регулирования и обладающими определенными ресурсами. С другой стороны, большая часть МО обладает специфическими социально-экономическими характеристиками, отличается степенью решения проблем ОБДД. Во-вторых, схожие по характеристикам МО добиваются разных результатов в области ОБДД.

Ситуация с ОБДД на местах зависит от эффективности управления дорожным движением и дорожной инфраструктурой, от уровня системности в работе по ОБДД. Этот вывод подтверждается на примере анализа состояния БДД и эффективности целевой программы г.Кургана по повышению БДД.. Исследование показало, что влияние целевой программы (ЦП) «Повышение безопасности дорожного движения в городе Кургане на 2011 - 2013 годы» на ОБДД крайне низкое. Уровень аварийности за последние 5 лет в городе не снижается, а по некоторым показателям - растет. Так, с 2010 по 2013 годы ежегодно увеличивалось количество пострадавших в ДТП (555 человек в 2010 году и 675 в 2013 году). На улучшение транс-портно-градостроительной ситуации ЦП не работает, мероприятия не согласуются с генеральным планом города, с реконструкцией уличной сети, развитием парковок и т.п.

Эти выводы подкрепляются комплексным исследованием эффективности ЦП, которое состояло из следующих направлений и методов:

- лингвистическая оценка текста ЦП на соответствие его требованиям официального нормативного акта;

- анализ отчетов, справок по реализации ЦП;

- натурные исследования выполнения мероприятий программы;

- контент-анализ и опросы специалистов;

- сравнительный анализ ЦП г. Кургана с подобными программами городов РФ, одинаковых по социально-экономическим параметрам.

Результаты исследования свидетельствуют: ЦП г. Кургана не является в полной мере целевой и комплексной. В разделах отсутствует смысловая завершенность, часто применяются противоречивые, двусмысленные, излишне окрашенные и абстрактные термины. Например, «всеобщий правовой нигилизм», «осознание юридической безответственности» и т.п. Основной причиной ДТП в городе по документальным данным ГИБДД является «выбор скорости, не соответствующей реальным условия движения», удельный вес которой около 30 %. «Реальным условиям» движения же в ЦП не уделено должного внимания (дорожным условиям, несоответствию параметров улиц стандартам, отсутствию мест для стоянок и парковок автотранспорта) [5].

ЦП должна решать реальные проблемы конкретного провинциального города, а в тексте фигурируют общероссийские задачи и критерии оценки, неопределенные выводы и размытые цели. Крайне мало в ЦП инженерно-технических мероприятий, направленных на улучшение организации дорожного движения. Ничего не говорится о работе по устранению мест концентрации ДТП. Не предлагаются малозатратные, но эффективные мероприятия по ОДД и т.д. Основная доля мер ЦП носит формальный характер.

Таким образом, ЦП как средство системного воздействия на сферу ОБДД города, как форма координации и организации деятельности заинтересованных субъектов ОБДД, не состоялась. К сожалению, большая часть недостатков ЦП присуща и последующей программе «повышения БДД» на 2014-2016 годы.

На основании изложенного можно сделать ряд нижеследующих выводов.

Недостаточная эффективность системного подхода в сфере ОДДД в РФ связана с «отказами» в «системе» на всех ее уровнях, во всех ее подсистемах и элементах. Основной вид «отказов» относится к «человеческому фактору», к несистемной деятельности законодателей и исполнителей на всех уровнях системы ОБДД.

Низовые уровни ОБДД крайне зависимы от состояния организационной и нормативной подсистем федерального звена. К важнейшим недостаткам федерального уровня управления системой ОБДД относятся:

- отсутствие в структуре транспортной системы РФ федерального органа управления автомобильным транспортом, организацией дорожного движения;

- отставание в развитии федерального «автотранспортного» законодательства от других отраслей транспорта и его бессистемность.

Компенсация этих недостатков возможна на региональном и местном уровне при повышении активности, ответственности и профессиональной компетентности специалистов управления и работников СТД.

Региональные ЦП и ЦП органов местного самоуправления - существенный резерв для повышения БДД на местах, причем в имеющихся рамках финансового обеспечения. Например, для анализа состояния аварийности, определения реальных «местных» факторов, влияющих на БДД и разработки проектов организации движения, должны привлекаться имеющиеся в регионах научно-учебные заведения, профильные кафедры. Практически не используется на местах потенциал студентов, общественных организаций, связанных с проблематиками БДД.

Список литературы

1. Анализ и оценка состояния безопасности дорожного движения в РФ. М: Минтранс РФ НИИАТ, 2002.

2. Доклад Правительства РФ «Результаты выполнения и эффективность использования финансовых средств ФЦП «Повышение БДД в 20062012 года»: [Электронный ресурс]: URL: http://www.fcp-pbdd.ru/archive-program/The results/. (дата обращения: 10.10.2014).

3. ДТП в России: ужасающая статистика: [Электронный ресурс]: URL: http://auto.mail.ru/article/46217-dtp v rossii uzhasayushchaya statistika/ (дата обращения: 1.10.2014).

4. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 15 января 2014 г. N 7 г. Москва "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации"/ Российская газета [Электронный ресурс]: URL: http://www.rg.ru/2014/06/20/ mintrans-dok.html. (дата обращения: 1.12.2014).

5. Постановление Администрации города Кургана от 12.10.2010 № 9329 Об утверждении Целевой программы по повышению безопасности дорожного движения в городе Кургане на 2011-2013 годы: [Электронный ресурс]: URL: http://www.kurgan-city.ru/newclerk/-1/122663/. (дата обращения: 5.11.2014).

Гусельников Юрий Анатольевич, канд. техн. наук, доц., yri-gus@yandex.ru, Россия, Курган, Курганский государственный университет,

Борщенко Ярослав Анатольевич, канд. техн. наук, доц., зав. кафедрой, pro-rit@,kgsu.ru, Россия, Курган, Курганский государственный университет

SOLUTION OF PROBLEMS OF ORGANIZATIONAL AND STANDARD SAFETY OF

TRAFFIC

Yu.A. Guselnikov, Ya.A. V. Borshchenko

Influence of target programs of increase of traffic safety, standard, organizational and personnel subsystems of a control system of traffic safety in its different levels on a condition of accident rate is considered. Are provided an assessment of again adopted legal acts regarding compliance to requirements of system approach to the organization of work on safety of traffic in subjects of transport activity, efficiency of the target program of increase of traffic safety of Kurgan.

Key words: traffic safety, program and target approach, standard legal support.

Guselnikov Yury Anatolyevich, candidate of technical sciences, docent, yri-gus@yandex. ru, Russia, Kurgan, Kurgan State University,

Borshchenko Yroslav Anatolyevich, candidate of technical sciences, docent, manager of department, prorit@,kgsu. ru, Russia, Kurgan, Kurgan State University

УДК 629.113

РАЗРАБОТКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ТОРМОЗНЫХ

СИСТЕМ

А.Л. Бородин, А.П. Черепанов, А.В. Шарыпов

Рассматривается разработка экспериментально комплекса для определения степени влияния режимов испытания гидравлической тормозной системы на тормозную силу, создаваемую на колесах автомобиля, а также на измеряемые стендом показатели эффективности тормозной системы.

Ключевые слова: режимы испытания тормозной системы, гидравлическая тормозная система, устройство для нажатия на педаль тормоза.

Аварийность на дорогах России является острейшей социально-экономической проблемой. Уменьшение смертности на дорогах - одна из первоочередных задач, которую необходимо решить современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.