иного характера (стремление к максимальной объективности, авторитетности и легитимности юридического документа, подчеркивание преемственности права, стремление избежать громоздкости конструкций текста), отличающимися от тех, которые предлагают тео-
ретики постмодернизма. А жанры приватного юридического дискурса не утратили персонифицированного характера и по сей день.
Статья поступила 20.01.2014 г.
Библиографический список
1. Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984.
2. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994.
3. Гунтова Е.В. Английское государство в XIV-XV вв. В кн. Средние века. М., 1987.
4. Крапивкина О.А. К проблеме деперсонализации законодательного дискурса // Альманах современной науки и образования. 2010. № 2-2. С. 76-79.
5. Лощилина А.Н., Французова Н.П. Философия творчества: монография. М.: ФО, 2002.
6. Мальковская И. А. Знак коммуникации. Дискурсивные матрицы. М.: КомКнига, 2005.
7. Монтескье Ш.Л. О духе законов. М.: Мысль, 1999.
8. Серебренникова Е.Ф. К проблеме моделирования и интерпретации персонализации высказывания // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2008. № 1. С. 6-12.
9. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: Касталь, 1996.
10. Danet B. Orality, literacy and performativity in anglo-saxon wills // Language and the Law. London and New York: Longman, 1994. P. 100-135.
11. Tiersma P.M. Legal language. Chicago: University of Chicago Press, 1999.
УДК 349.2
ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
© Е.В. Красноярова1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Исследованы правовые основы регулирования труда работников автомобильного транспорта, отдельные общие и специальные нормы, особенности регулирования труда водителей. Приведены примеры правоприменительной практики судов, а также Государственной инспекции труда в Иркутской области. На основе анализа законодательства и правоприменительной практики сделан вывод о необходимости совершенствования законодательства о труде водителей, в частности о включении конкретных норм в Трудовой кодекс РФ. Библиогр. 18 назв.
Ключевые слова: особенности правового регулирования труда; работники автомобильного транспорта; право на управление транспортным средством; работа, непосредственно связанная с движением транспортных средств; рабочее время и время отдыха водителей.
REGULATORY CONSIDERATIONS FOR MOTOR TRANSPORT DRIVERS' LABOR E.V. Krasnoyarova
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article studies the legal principles of regulating motor transport workers' labor, some general provisions and special rules, features of drivers' labor regulation. It provides the examples of the law enforcement performed by courts and by the State Labor Inspectorate in the Irkutsk region. The analysis of legislation and law enforcement practice allowed to derive a conclusion on the need to improve legislation on drivers labor, in particular, to include the specific legal provisions in the Labor Code of the Russian Federation. 18 sources.
Key words: features of legal regulation of labor; workers of motor transport; driving license; work related to vehicle motion; driving period and rest period.
В «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года» отмечается, что «транспорт является одной из крупнейших системообразующих отраслей, имеющих тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы. По мере дальнейшего развития страны, расширения ее внут-
ренних и внешних транспортно-экономических связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения значение транспорта и его роль как системообразующего фактора будут только возрастать. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени
1Красноярова Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, тел.: (3952) 405865, e-mail: [email protected]
Krasnoyarova Elena, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Civil and Legal Disciplines, tel.: (3952) 405865, e-mail: [email protected]
определяется качеством профессиональных кадров. Это в полной мере относится и к транспорту как отрасли, идущей по пути инновационного развития. Потребуется качественный рост производительности труда, улучшение использования трудовых ресурсов, которые станут важнейшими факторами снижения транспортных издержек и повышения конкурентоспособности транспортного комплекса России на мировом рынке» [16]. Для реализации поставленных государством задач требуются особые кадры, обладающие необходимым уровнем знаний, умений и профессиональных навыков, способные ответственно выполнять свою работу, связанную с движением транспортных средств.
Для работников транспорта (водного, железнодорожного, воздушного и иного) установлены особенности регулирования их труда. Согласно ст. 251 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) особенности регулирования труда - это «нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила» [2]. Установление этих специальных правил, иначе говоря, дифференциация правового регулирования труда, связано, прежде всего, с той трудовой функцией, которую выполняют работники транспорта, с той ответственностью, которая ложится на водителей при выполнении общественно значимых работ. Гл. 51 ТК РФ «Особенности регулирования труда работников транспорта» содержит общие для всех работников транспорта специальные правила, посвященные приему на работу, рабочему времени и времени отдыха, а также дисциплине труда.
Попытаемся проанализировать правовые основы регулирования труда работников автомобильного транспорта, охарактеризовать общие и специальные нормы, рассмотреть особенности регулирования труда водителей.
В первую очередь следует отметить, что на всех работников, заключивших трудовой договор, и на всех работодателей, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности организации, распространяются нормы трудового права и положения трудового законодательства. Правовыми основами регулирования труда водителей автомобильного транспорта являются Конституция РФ [1], Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон РФ «О безопасности дорожного движения» [3], ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Приказ Министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» [14] (далее - «Положение») и другие.
Заключение трудового договора с водителем происходит на общих основаниях. Но ст. 328 ТК РФ содержит два специальных правила:
1. «Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку».
Так, согласно ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения» «...юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом, должны обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта» [3]. Таким органом является Министерство транспорта РФ. Конкретизируют это требование нормы «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами»: «2.2. К основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся:
- прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы;
- организация стажировки водителей;
- организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей;
- проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей;
- регулярное проведение предрейсовых и после-рейсовых медицинских осмотров водителей;
- соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей;
- регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте;
- организация контроля над соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок» [13].
2. «Прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра» (ТК РФ). Порядок устанавливается органами государственной власти [9].
При заключении трудового договора, при допуске к работе также должны быть учтены положения закона, предусмотренные для определенной категории водителей.
Примеры правоприменительной практики содержат многочисленные нарушения правил приема водителей на работу. Так, «прокурор Сивинского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ <...> о возложении обязанности по расторжению трудового договора с водителем автобуса К.Е.
В судебном заседании помощник прокурора Че-боткова Е.В. заявленные требования поддержала. Пояснила, что <...> заключила трудовой договор с К.Е., приняв его на работу в качестве водителя школьного автобуса. Однако К.Е. не соответствует требованиям, предъявляемым к водителям автобусов, осуществляющих перевозки детей до 16 лет, поскольку не имеет необходимого непрерывного стажа работы в качестве водителя автобуса - не
менее трех последних лет. Просила обязать ответчика расторгнуть трудовой договор с К.Е.
Представители ответчика К.Л. и Д. с заявленными требованиями не согласились и пояснили, что требования прокурора не должны распространяться на школу, так как п. 1.6 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами распространяется только на специализированные предприятия, осуществляющие деятельность по перевозкам. Школа же занимается образовательной деятельностью и не оказывает транспортные услуги населению. При приеме на работу К.Е. было учтено, что он имеет водительский стаж более 30 лет, в населенном пункте нет водителей, соответствующих данным требованиям, просят в иске отказать.
В целях правового регулирования в указанной области, в том числе для определения профессиональных критериев водителей Минтрансом РФ принято «Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденное Приказом Минтранса России от 08.01.1997 г. № 2.
В соответствии с 2.3.1 указанного Положения, к управлению автобусами, осуществляющими перевозки детей до 16 лет, могут быть допущены водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет. Выполнение указанного требования должно обеспечиваться при приеме водителей на работу и направлении на осуществление указанных перевозок.
Удовлетворяя требования прокурора, суд исходил из того, что К.Е. принят на работу водителем автобуса <...> для подвоза обучающихся и воспитанников (пункты 1.1 и 1.2 трудового договора (л.д. 813) в нарушение установленных статьей 328 ТК РФ, а также ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения» правил заключения трудового договора, в связи с чем обязал ответчика расторгнуть с ним трудовой договор на основании ст. 84, ст. 77 п. 11 ТК РФ, с соблюдением вышеприведенных процедур и гарантий, установленных ст. 84 ТК РФ.
Суд сделал обоснованный вывод, что требования ст. 328 ТК РФ и ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязывающие работодателя обеспечивать соответствие работника профессиональным и квалификационным требованиям, установленным федеральным органом (в данном случае -Министерством транспорта РФ) к водителям, осуществляющим перевозки детей до 16 лет, соблюдены не были, то есть трудовой договор с ним заключен в нарушение установленных федеральным законодательством ограничений на занятие указанной должности.
Ссылка на то, что на ответчика не распространяется действие «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 несостоятельна» [17].
На наш взгляд, ст. 328 ТК РФ должна содержать не отсылочные нормы, а конкретные положения об образовательном (профессиональном), возрастном
цензе прежде всего тех работников, деятельность которых непосредственно связана с пассажирскими перевозками, чтобы правоприменителю, которым в нашем примере является директор школы, было легко руководствоваться нормами права.
В трудовой договор с водителем должны быть включены обязательные условия, к которым прежде всего относится место работы (если работник принимается на работу в филиал, представительство, либо обособленное структурное подразделение, то указывается это подразделение). Следует конкретизировать и рабочее место, указывая цех, отдел, участок, тем самым работник обезопасит себя от перемещений с одного рабочего места на другое, так как перемещение не требует согласия работника.
Трудовая функция - следующее обязательное условие трудового договора. Она определяется как работа по должности (в соответствии со штатным расписанием), профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 января 2008 г. № 16. В данном нормативном акте содержатся, например, наименования следующих профессий: «водитель автомобиля, водитель-испытатель, водитель трамвая, водитель погрузчика и другие, в нём названы должности: диспетчер автомобильного транспорта, диспетчер службы движения, диспетчер станционный» [8].
Квалификация - это совокупность знаний, умений и профессиональных навыков, опыта работы по данной профессии, специальности, которая определяется на основе квалификационных справочников. В ближайшее время должны быть разработаны профессиональные стандарты по всем видам экономической деятельности в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. [6]. В настоящее время наименование должностей, профессий, специальностей и требования к ним производится на основании Единых квалификационных справочников. Так как труд водителей регулируется специальным законодательством, в котором содержатся нормы-ограничения, поэтому наименование трудовой функции должно быть в точном соответствии с едиными квалификационными справочниками.
По общему правилу с работниками заключаются трудовые договоры на неопределенный срок, а также могут быть заключены срочные договоры (на срок не более 5 лет, если иной не установлен законом). Основания заключения срочных договоров предусмотрены ст. 59 ТК РФ. Срочный договор может быть заключен с временным, с сезонным работником; с лицами, поступающими на работу в организации, созданные на заведомо определенный период или для выполнения определенной работы; с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в случаях, когда ее завершение не может быть определено конкретной датой, и в других случаях, определенных законом.
Дата начала работы является обязательным условием трудового договора, а если заключается срочный трудовой договор, то в нем в обязательном порядке должны быть указаны срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с законом (ст. 59 ТК РФ). Если таковых причин нет, заключение срочного договора с работником не допускается.
Одно из важнейших условий трудового договора -это оплата труда, включая размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты. «Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права» (ст. 135 ТК РФ). В частности, оплата труда водителей автомобильного транспорта определяется и на основе социально-партнерских соглашений. Так, в соответствии с федеральным отраслевым соглашением «3.1. Базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1 -го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта (далее - организации) устанавливается с 1 января 2014 года в размере 5554 рублей в месяц.
В региональных отраслевых соглашениях рекомендуется установление минимальной тарифной ставки рабочих 1 -го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта на основе базовой ставки, указанной в п. 3.1, с применением поправочного коэффициента, учитывающего уровень жизни конкретного региона. Поправочный коэффициент определяется как отношение прожиточного минимума трудоспособного населения конкретного субъекта Российской Федерации к базовой тарифной ставке рабочих 1-го разряда, установленной настоящим пунктом.
В регионе, где не заключено региональное отраслевое соглашение, минимальная тарифная ставка основных рабочих 1 -го разряда не может быть ниже базовой ставки, указанной в п. 3.1» [15].
К сожалению, правоприменительная практика, в частности, Государственной инспекции труда в Иркутской области содержит примеры многочисленных нарушений трудового законодательства об оплате труда. «Для урегулирования акции протеста работников автовокзала ОАО «Автоколонна 1880» в количестве 13 человек, выразившейся в приостановке работы согласно ст. 142 ТК РФ в связи с невыплатой заработной платы за период с февраля 2012 г. по апрель 2012 г., государственной инспекцией труда в мае 2012
г. проведена проверка. В результате оперативно принятых мер 23.05.2012 г. всем 126 работникам ОАО «Автоколонна 1880» произведена выплата задолженности по заработной плате за период с февраля по май 2012 г. в сумме 5454 тыс. руб., а также выплачены единовременные поощрения всему коллективу. Кроме того, всем работникам начислена и выплачена денежная компенсация за нарушение установленного срока выплаты заработной платы, предусмотренная ст. 236 ТК РФ, на общую сумму 70087 руб. По результатам проверки генеральный директор Асадчий А.В. привлечен к административной ответственности в виде штрафа 4000 руб. за несоблюдение сроков выплаты заработной платы» [18].
Следующее обязательное условие трудового договора - режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя). В соответствии с ТК РФ на работников распространяются нормы общего законодательства, если не установлены специальные правила, так, например, нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю; сверхурочные работы не должны превышать четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Специальные правила «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» регулируют рабочее время и время отдыха работников. Так, «графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) и доводятся до сведения водителей не позднее, чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха» [14]. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в соответствии со ст. 372 ТК РФ. Представительным органом работников может быть выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников, избранный работниками организации на общем собрании коллектива. Работодатель направляет в представительный орган работников проект приказа «График работы (сменности)». Представительный орган работников в течение пяти рабочих дней подготавливает мотивированное мнение по данному локальному нормативному акту. Если представительный орган работников не согласен с проектом, либо если есть отдельные замечания, то проводятся консультации с работодателем в течение трех дней. При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом разногласий, после чего работодатель вправе принять локальный нормативный акт, а представительный орган работников может обжаловать его, обратившись в государственную инспекцию труда или в суд, либо начать процедуру коллективного трудового спора. Если в организации нет представительного органа работников, то все локальные норма-
тивные акты работодатель принимает единолично.
Если по условиям производства не может быть соблюдена нормальная продолжительность рабочего времени (40 часов в неделю), водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Но при этом необходимо учитывать, что продолжительность рабочего времени не может превышать нормального числа рабочих часов.
На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев» [14].
Суммированный учет рабочего времени - это особый режим труда, который вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников в соответствии со ст. 372 ТК РФ.
«При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных положением. При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.
Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.
Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъ-ектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов» [14].
Крайне неудобный режим работы, который может быть установлен в организации для водителей - раздробленный рабочий день. «Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом
мнения представительного органа работников. Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы. Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы. Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается» [14].Этот перерыв не оплачивается. Таким образом, если работнику установлен раздробленный рабочий день (ст. 105 ТК РФ), то разрыв в рабочем времени вместе с перерывом для отдыха и питания (от 30 минут до 2 часов) может быть до 4 часов. И такой «перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей». Получается, что такой работник при восьмичасовом рабочем дне будет работать с восьми часов утра до восьми часов вечера. В связи с таким режимом работы соответственно должна быть и повышенная заработная плата, потому что практически работник «живет» на работе. Ст. 149 ТК РФ содержит отсылочную норму о том, что при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, работнику производятся доплаты, предусмотренные трудовым законодательством. К сожалению, конкретных норм ТК РФ не содержит.
Еще один неудобный для работников режим труда - ненормированный рабочий день. «Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день. Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации» [14]. Это такой режим труда, при котором работники эпизодически привлекаются к работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Он регулируется ст. 101, 119 ТК РФ. Периодичность этих эпизодов законом не установлена, как, собственно, и оплата этих периодов. Предусмотрен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и не может быть не менее 3 календарных дней.
Данный режим требует правовой регламентации. Прежде всего, ненормированный рабочий день - это одно из условий трудового договора. Привлечение к ненормированному рабочему дню возможно только с письменного распоряжения работодателя. Перечень категорий работников с ненормированным рабочим днем, а также дополнительный ежегодный отпуск должны быть установлены коллективным договором
или правилами внутреннего трудового распорядка. На наш взгляд, установление ненормированного рабочего дня должно быть не правилом (чему свидетельствует практика), а исключением из правил. Такой режим труда должен вводиться крайне редко, в исключительных случаях, вызванных спецификой производства и/или организацией труда. Ст. 99 ТК РФ «Сверхурочная работа», содержащая основания и порядок привлечения к работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, должна применяться при вынужденных обстоятельствах. В условиях нормального хозяйствования этот режим - ненормированный рабочий день, применяться не может, так как происходит вторжение работодателя в сферу свободного времени работника - времени его отдыха, что, по сути, недопустимо.
В «Положении» определены периоды, которые относятся к рабочему времени и, следовательно, подлежат оплате. «Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:
а) время управления автомобилем;
б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;
д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;
е) время простоев не по вине водителя;
ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;
з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем. (Время охраны груза и автомобиля засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30 процентов. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации. Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю);
и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей. (Время присутствия на рабо-
чем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей засчиты-вается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации);
к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации» [14].
При анализе норм рабочего времени очевиден тот факт, что рабочее время водителей может быть изменено, то есть увеличено в течение рабочего дня с учетом мнения представительного органа работников. В связи с этим непонятно, что значит «конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации» (п. и «Положения»). В некоторых организациях нет представительных органов работников, следовательно, работодатель принимает локальные нормативные акты единолично. Как может быть установлена эта конкретная продолжительность рабочего времени двух водителей? И почему рабочее время засчитывается не менее 50%? Работник же в это время не отдыхал в буквальном смысле слова, он не мог «использовать свое время отдыха по своему усмотрению». На наш взгляд, данная норма права нуждается в корректировке. На федеральном уровне должны быть установлены минимальные гарантии для таких работников.
Еще одно ограничение прав и свобод водителей -совместительство. Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств.
Время отдыха и рабочее время - понятия взаимосвязанные. Увеличение рабочего времени влечет за собой сокращение времени отдыха.
Время отдыха - это время, в течение которого работник не выполняет своих трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. К времени отдыха относятся: перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);нерабочие праздничные дни; отпуска.
По общему правилу водителям, как и всем работникам, предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью от 30 минут до 2 часов. Специальные перерывы в течение рабочего дня для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах подлежат оплате, их продолжительность устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.
К сожалению, отдельные перерывы, которые не
относятся к рабочему времени, нельзя назвать и временем отдыха в буквальном смысле слова. Это отдых, отягощенный работой, например, перерыв при раздробленном рабочем дне, либо время нахождения в пути при работе двух водителей. На наш взгляд, данные нормы подлежат более глубокому анализу, требуется установление в ТК РФ минимальных гарантий в связи с особенностями труда водителей.
«При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца» [14]. При установлении выходных дней должен учитываться принцип непрерывности отдыха. При пятидневной рабочей неделе дни отдыха предоставляются подряд.
В соответствии с Указом Президента РФ «О дне работника автомобильного транспорта» [7] установлен профессиональный праздник - День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта, который отмечается в последнее воскресенье октября.
Специальные правила предусматривают дисциплинарные нормы для работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств. Так, например, «запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство» [4]. В законах отдельных субъектов РФ встречаются требования, предъявляемые к водителям. Так, в Законе Оренбургской области [5] содержатся трудопра-вовые нормы:
«1. Водители транспортных средств, осуществляющие перевозку пассажиров по маршрутам регулярных перевозок, обязаны:
1) иметь право на управление транспортным средством соответствующей категории и иметь общий стаж водителя автомобиля не менее 3-х лет;
2) соблюдать правила дорожного движения;
3) проходить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры;
4) соблюдать режим труда и отдыха;
5) быть внимательными, вежливыми и корректными по отношению к пассажирам и участникам дорожного движения.
2. При осуществлении перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок водитель транспортного средства должен:
1) обеспечивать безопасность и качество перево-
зок пассажиров, соблюдать расписание и схемы движения при перевозках;
2) предоставлять пассажирам одинаковые условия проезда;
3) обеспечивать беспрепятственный допуск должностных лиц уполномоченного органа Правительства Оренбургской области и контролирующих органов к транспортным средствам, а также к документам, связанным с перевозкой пассажиров;
4) осуществлять отправление и прибытие транспортных средств с использованием автовокзалов (автостанций) при перевозках пассажиров по межмуниципальным (междугородным и пригородным) маршрутам;
5) обеспечить исправное техническое состояние оборудования, приборов транспортного средства, в том числе для применения транспортных электронных карт;
7) соблюдать вместимость транспортных средств, предусмотренную технической характеристикой или правилами отдельных видов перевозок;
8) воздерживаться от курения табака во время движения транспортного средства».
В целях обеспечения безопасности на автомобильном транспорте, повышения уровня трудовой и транспортной дисциплины, а также популяризации и пропаганды опыта специалистов, обеспечивающих многолетнюю безаварийную работу на транспорте, учреждены нагрудный знак отличия «За безаварийную работу» [12], а также награды Министерства транспорта [10], такие как Знак отличия Министра транспорта Российской Федерации «За труд и пользу» (высшая награда), медаль «За заслуги в развитии транспортного комплекса России», нагрудные знаки «Почетный работник транспорта России» и «Почетный автотранспортник» и др.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что, к сожалению, нормы, регулирующие труд работников транспорта, не систематизированы, что затрудняет их применение. В отдельных случаях изложение норм нечеткое, расплывчатое. Анализ главы «Особенности регулирования труда работников транспорта» ТК РФ позволяет сделать вывод, что практически все нормы этой главы имеют отсылочный характер. Кодифицированный системный акт о регулировании труда работников автомобильного транспорта отсутствует, нормы разрознены. «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» практически не содержит трудоправовых норм. С учетом значимости вопроса для развития транспортной системы страны полагаем, что необходимо совершенствовать законодательство о труде водителей и, в частности, включить конкретные нормы в ТК РФ.
Статья поступила 13.02.2014 г.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации, принятая 3. О безопасности дорожного движения: федер. закон РФ от всенародным голосованием 12.12.1993 г. 10.12.1995 г. № 196-ФЗ.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. 4. Устав автомобильного транспорта и городского наземного № 197-ФЗ (ред. от 28.12.2013). электрического транспорта: федер. закон РФ от 08.11.2007 г.
№ 259-ФЗ (ред. от 28.07.2012 г.).
5. Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области: Закон Оренбургской области от 04.03.2011 г. № 4326/Ю15-М-ОЗ (ред. от 24.12.2012); принят постановл. законодательного Собрания Оренбургской области от 16.02.2011 г. № 4326.
6. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики: указ Президента РФ от 7.05.2012 г. № 597.
7. О дне работника автомобильного транспорта: указ Президента РФ от 25.06.2012 г. № 897.
8. Об утверждении перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств: постановл. Правительства РФ от 19.01.2008 г. № 16.
9. Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом: постановл. Правительства РФ от 14.02.2009 г. № 112 (в ред. постановл. Правительства РФ от 07.09.2011 г. № 757, от 14.05.2013 г. № 411).
10. О ведомственных наградах Министерства транспорта Российской Федерации: приказ Министерства транспорта РФ от 28.10.2005 г. № 130 (с изм. и доп. от 20.06.2007 г.).
11. Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и
УДК 72.03(92)
ИРКУТСКИЙ ДОМ СОВЕТОВ
периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. № 302н (ред. от 15.05.2013 г.).
12. Об учреждении нагрудных знаков отличия Министерства транспорта Российской Федерации: приказ Министерства транспорта РФ от 20.06.2007 г. № 80.
13. Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами: приказ Министерства Транспорта РФ от 8.01.1997 г. № 2 (в ред. приказа Минтранса РФ от 18.07.2000 г. № 75).
14. Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей: приказ Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 г. № 15.
15. Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014-2016 годы; утв. Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией Российским автотраспортным союзом 24.10.2013 г.
16. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года: проект Министерства транспорта Российской Федерации, 2013.
17. Апелляционное определение Пермского краевого суда от 7.05.2013 г. по делу № 33-4436/2013.
18. Информационно-аналитический бюллетень Государственной инспекции труда в Иркутской области за 2012 год // Государственной инспекции труда в Иркутской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://git38. rostrud. ru/g it/18248
А
© В.Г. Лисицин1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассматривается история проектирования в г. Иркутске Дома Советов - нового типа общественного здания, потребность в котором появилась в результате проводимых в СССР социально-политических преобразований. Анализируются вопросы авторства проекта иркутского Дома Советов, определения места его постройки, стилистических особенностей здания. Исследование основных алгоритмов постройки знакового для данного периода типа сооружения, имеющегося во всех провинциальных советских городах, становится источником важного материала для понимания генезиса советской архитектуры. Ил. 7. Библиогр. 17 назв.
Ключевые слова: архитектура; формообразование; модерн; конструктивизм; постконструктивизм; неоклассика.
IRKUTSK HOUSE OF SOVIETS V.G. Lisitsin
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article considers the history of designing the House of Soviets in Irkutsk as a new type of a public building. The need in its construction resulted from the socio-political transformations held in the USSR. The article analyzes the authorship of the project of Irkutsk House of Soviets, choice of the place for its construction and stylistic features of the building. The study of the basic construction algorithms of the building that was architecturally iconic for that period of time and could be found in all provincial Soviet cities, becomes a source of the material important for understanding the genesis of Soviet architecture.
1Лисицин Василий Геннадьевич, соискатель, магистр архитектуры, член Союза дизайнеров России, тел.: 89025661079, e-mail: [email protected]
Lisitsin Vasily, Competitor for a scientific degree, Master of Architecture, Member of the Union of Designers of Russia, tel.: 89025661079, e-mail: [email protected]