Научная статья на тему 'Специфика режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта'

Специфика режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1479
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Снежанская Надежда Николаевна

В статье анализируются особенности нормативно-правовой регламентации труда работников одной из важнейших отраслей экономики – транспорта. Для повышения эффективности труда указанных работниковособоезначениеимеетправильнаяорганизациянетолькоихрабочеговремени,ноивремени отдыха. Автором рассматриваются сложные вопросы законодательства и правоприменительной практики относительно использования норм режима труда и отдыха работников транспорта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта»

УДК 331.102 © Н. Н Снежанская, 2012

Н. Н. Снежанская

СПЕЦИФИКА РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА РАБОТНИКОВ ТРАНСПОРТА

В статье анализируются особенности нормативно-правовой регламентации труда работников одной из важнейших отраслей экономики — транспорта. Для повышения эффективности труда указанных работников особое значение имеет правильная организация не только их рабочего времени, но и времени отдыха. Автором рассматриваются сложные вопросы законодательства и правоприменительной практики относительно использования норм режима тру да и отдыха работников транспорта.

Нормальное развитие хозяйственных связей в любые времена было невозможно без использования транспортных средств: для

перевозки товаров, пассажиров, доставки почтовой корреспонденции и т.п. Особое значение приобретают в наши дни быстрота и своевременность доставки грузов, безопасность и комфортабельность перевозок людей, а также обеспечение сохранности самих транспортных средств — это, в свою очередь, в немалой степени зависит от тех лиц. кто непосредственно управляет этими средствами. Поэтому' очень важно правильно организовать режим труда и отдыха водителей, чтобы они могли полноценно и продуктивно выполнять свои трудовые обязанности.

Особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому’ регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Особенности труда таких лиц не могут ухудшать их положение по сравнению с Трудовым кодексом РФ (ст 329).

Цели и условия эксплуатации разных видов транспорта обуславливают многообразие способов и методов правового регулирования рабочего времени и времени отдыха работников. Нередко при применении труда работников транспорта используются сокращенная рабочая неделя, суммированный учет рабочего времени, разделение рабочего дня на части, включение в рабочее время некоторых периодов отдыха (времени кратковременных перерывов для отдыха водителей после определенного периода непосредственного управления транспортным средством; времени задержки отправления транспортного средства без предоставления условий для отдыха) и др.

Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспорт-

ных средств (ст. 329 Трудового кодекса, далее — ТК). Этот запрет действует независимо от того, какое совместительство имеет место в конкретном случае: внутреннее или внешнее. Соответственно, если работник принимается на работу в качестве совместителя. работодатель должен потребовать от него представления справки с основного места работы о том. что последняя не связана с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов, имеющих действующие сертификаты (свидетельства), предоставляющие право выполнения работы на борту’ воздушного судна в составе экипажа, включая курсантов летных учебных заведений и стажеров. — установлены Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ. утвержденном Приказом Минтранса РФ от 2 ноября 2005 г. № 139 [1].

В соответствии с этим Положением, рабочее время члена экипажа воздушного судна состоит из времени полетной смены, времени работы на земле между полетными сменами и времени перемещения в качестве пассажира по заданию (распоряжению) работодателя. При этом нормальная продолжительность рабочего времени члена летного экипажа и бортоператора не может превышать 36 часов в неделю. а бортпроводника — 40 часов в неделю.

Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы члена экипажа не может превышать 8 часов. Исключением являются случаи применения суммированного учета рабочего времени. Такой учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода не более одного месяца устанавливается в тех случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени. Учетный период может быть увеличен до трех месяцев с учетом мнения представителей работников

Полетная смена (период рабочего времени с начала времени предполетной подготовки до завершения послеполетных работ) включает:

а) время предполетной подготовки, то есть время процедур, связанных с прохождением предполет-

ного медицинского, таможенного, пограничного контроля и оформления полетной документации перед вылетом, исчисляемое с момента явки члена экипажа на вылет до момента начала полетного времени;

б) полетное время, то есть время с начала запуска двигателя (двигателей) на воздушном судне перед взлетом до момента выключения двигателя (двигателей) после окончания полета — для самолетов и с момента начала вращения лопастей несущих винтов и до момента их полной остановки — для вертолетов. Продолжительность полетного времени при выполнении полетов на всех типах воздушных судов не может превышать 80 часов за 28 последовательных дней и 800 часов за 365 последовательных дней;

в) время регламентированного технологического перерыва;

г) время кратковременных перерывов:

д) завершение послеполетных работ (время послеполетных работ с момента окончания полетного времени до момента окончания полетной смены);

е) время стоянки во внебазовых аэропортах прн промежуточных посадках без смены экипажа и предоставления условий для отдыха в гостинице или специальном помешенин для отдыха, обеспечивающем возможность полноценного отдыха без отвлекающих факторов и соответствующих действующим санитарно-гигиеническим требованиям:

ж) время задержки вылета без предоставления условий для отдыха.

Член экипажа может быть привлечен к выполнению работы на земле после завершенной полетной смены не ранее окончания времени ежедневного отдыха н не позднее 12-часового периода отдыха перед началом очередной полетной смены. В рабочее время члена экипажа на земле между полетными сменами включается:

а) время прохождения предварительных подготовок к начетам, разборы полетов, профессиональная учеба, тренировки на тренажерах, проверка знаний, оформление полетной и другой служебной документации, изучение документов, регламентирующих организацию, обеспечение и выполнение полетов;

б) время дежурства и пребывания в резерве;

в) время пребывания по заданию (распоряжению) работодателя во внебазовом аэропорту в целях продолжения выполнения задания на полет (время ожидания вылета во внебазовых аэропортах между полетными сменами). Время ожидания вылета во внебазовом аэропорту между полетными сменами включается в рабочее время в размере одного часа за каждые четыре часа времени ожидания. Во время ожидания вылета во внебазовом аэропорту' между полетными сменами не включается время еженедельного отдыха, предусмотренное полетным заданием:

г) время погру зки и выгрузки воздушных судов;

д) время выполнения иных трудовых обязанностей. не связанных с выполнением задания на полет.

Члену летного экипажа предо ставляют-

ся кратковременные перерывы следующей продолжительности:

а) не менее 15 минут — через каждые 1,5 часа полетного времени или после выполнения 10 посадок:

б) не менее 1,5 часа — после каждых четырех часов полетного времени или после 25 посадок, прн этом кратковременный отдых может быть совмещен с перерывом для отдыха и приема пищи

При определенных ситуациях командир воздушного судна наделяется исключительным правом увеличить установленную продолжительность полетной смены, иными словами, привлечь к сверхурочной работе работников без получения их согласия: прн непредвиденных обстоятельствах, связанных с метеоусловиями. невозможностью выполнить посадку в аэропорту' назначения, отказами авиационной техники в полете и других случаях, не предусмотренных заданием на полет. Однако количество сверхурочных часов строго лимитируется: а) не более двух часов при выполнении полетной смены в минимальном составе экипажа: 6) не более трех часов прн выполнении полетной смены в увеличенном составе экипажа [2]. Решение об увеличении продолжительности полетной смены экипажа оформляется командиром воздушного судна записью в задании на полет.

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей, работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от органи-запнонно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (п. 1) [3]. Этот акт не распространяется на водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад прн вахтовом методе организации работ.

Работодатель обязан ежемесячно для всех водителей составлять графики работы (сменности) на .линии на каждый день (смену') с ежедневным или су'ммированным учетом рабочего времени и доводить до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) определяется время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (между'сменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников, а в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями. — по согласованию с представительным органом работников

Рабочее время водителя состоит из следу'юших периодов:

а) время у'правления автомобилем;

б) время специальных перерывов для отдыха

от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах:

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а прн междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота итн в пути (в месте стоянки) перед началом н после окончания смены;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки н высадкн пассажиров, в местах использования специальных автомобилей:

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в палевых условиях прн отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза н автомобиля во время стоянки на конечных н промежуточных пунктах прн осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, прн направлении в рейс двух водителей:

к) иные периоды, предусмотренные законодательством РФ.

В отличие от членов летного экипажа (36 часов) нормальная продолжительность рабочего времени водителей составляет 40 часов в неделю. В тех случаях. когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена нормальная ежедневная (прн работе по пятидневной рабочей неделе — 8 часов, по календарю шестидневной рабочей недели — 7 часов) или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может быть увеличен до 6 месяцев.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать по общему' правилу' десяти часов. Однако в случаях когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

В целях повышения защиты права на отдых работодатель прн суммированном учете рабочего времени может водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, увеличить продолжительность ежедневной работы

(смены) до 12 часов только по согласованию с представительным органом работников, а не с учетом его мнения (п. 11 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей).

На междугородных перевозках после первых трех часов непрерывного управления автомобилем водителю должен быть предоставлен специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пули продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не реже, чем через каждые два часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется. Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку' автомобиля

В особом, льготном порядке засчитывается водителю в рабочее время периоды охраны груза и автомобиля (в размере не менее 30 процентов). Если перевозка на одном автомобиле осуществляется дву'мя водителями, время на охрану' груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю. Время присутствия на рабочем месте водителя. когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов.

Особым образом регулируется время отдыха водителей. На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей — не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту' постоянной работы.

Прн суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), прн этом число выходных дней в текущем месяце у водителей должно быть не менее числа полных недель этого месяца. На междугородных перевозках при суммированном У'чете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 часов. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна составить не менее 42 часов.

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта. непосредственно связанных с движением поездов, распространяется на отдельные категории работников железнодорожного транспорта, труд

которых непосредственно связан с движением поездов. осуществляющих свои трудовые обязанности в пути или пределах обслуживаемых участков инфраструктуры железнодорожного транспорта, выполняющих работу по перевозке грузов и оказанию услуг по обслуживанию пассажиров, а также работников, обеспечивающих непрерывность перевозочного процесса и безопасность движения поездов [4].

Рабочее время работников, постоянная работа которых осуществляется в пути, — работников поездных бригад пассажирских поездов, работников рефрижераторных секции, вагонов-транспортеров сочлененного типа, служебных, багажных и сборнораздаточных вагонов, при общей продолжительности поездки в оба конца трое суток и более, может исчисляться турой (учетный период с момента явки работника на работу для поездки до момента явки работника на работу для следующей поездки, после его отдыха в пункте постоянной работы).

Продолжительность рабочего времени при сменной работе устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников. но не более 12 часов. Работа более двух календарных дней подряд в период ночного времени (с 22 часов до 6 часов) не допускается.

Некоторым работникам может устанавливаться дежурство на дому (при возможности вызова на работу) или в специально оборудованной комнате (помещении), которое засчитывается в рабочее время. К таким работникам относятся: дежурный по железнодорожным станциям: начальник железнодорожных станций участков инфраструктуры оборудованных диспетчерской централизацией, автоблокировкой и полуавтоблокировкой; дежурный персонал электромонтеров и электромехаников тяговых подстанций, электростанций районов электрических сетей и дистанций контактной сети; работники хозяйства сигнализации и связи; приемосдатчики груза и багажа; работники восстановительных поездов; проводники пассажирских вагонов, проводники по сопровождению специальных вагонов и др. Дежурство на дому или в специально оборудованной комнате (помещении). в купе вагона допускается с письменного

согласия работника в соответствии с утвержденными работодателем и с учетом мнения представительного органа работников положениями о дежурстве в соответствующих видах деятельности железнодорожного транспорта.

Максимальная ежедневная продолжительность рабочего времени зависит от профессии (должности) работника железнодорожного транспорта. Скажем, по графику сменности продолжительность непрерывной работы (смены) проводников пассажирских вагонов в поездке не должна превышать 12 часов, а суммарная продолжительность ежедневной работы (смены) в течение календарного дня не должна превышать 16 часов. При обслуживании пассажирского вагона двумя проводниками за поездку' каждому проводнику включается в рабочее время половина времени в пути следования и в соответствии с графиком сменности.

На железнодорожном транспорте работодателю предоставлено право в период массовых пассажирских перевозок (июнь сентябрь), с учетом мнения представительного органа работников и с письменного согласия работников, вводить особый режим времени отдыха работников брнгад пассажирских поездов. билетных кассиров железнодорожных вокзалов (станций), городских железнодорожных агентств: с сокращением продолжительности междусменного отдыха по месту постоянной работы. Прн этом сокращенное время междусменного отдыха не может составлять менее: у работников брнгад пассажирских поездов — 2 суток, а у билетных кассиров — 12 часов.

В локальных актах предприятий, занимающихся перевозками людей, различных грузов, необходимо учитывать специфику' выполнения трудовых функций работниками, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, изыскивать возможности для повышения уровня трудовых гарантий, предусмотренных федеральным законодательством, поскольку от этого напрямую зависят безопасность движения транспорта, сохранность перемещаемых товаров, качество перевозок пассажиров и, в конечном итоге, эффективность деятельности предприятия в целом.

Библиографический список

1. Бюпетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 6.

2. Приказ Минтранса РФ от 15 мая 2009 г. № 76 «О внесении изменений в Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21 ноября 2005 г. № 139» Рос. газета. 2009. 3 нюня.

3. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. Л» 45.

4. Бюгтетенъ нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. № 24.

Сведения об авторе:

Снежанская Надежда Николаевна — кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых днсинплин Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г. Омск, Российская Федерация).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.