Научная статья на тему 'Особенности организации труда водителей и оценка их влияния на эффективность работы предприятия'

Особенности организации труда водителей и оценка их влияния на эффективность работы предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2395
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ / DRIVERS' WORK AND REST SCHEDULE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАДЕЖНОСТЬ ВОДИТЕЛЯ / DRIVER''S PROFESSIONAL RELIABILITY / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ / EFFICIENT USE OF LABOR RESOURCES / РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ / WORKING HOURS / СВЕРХУРОЧНАЯ РАБОТА / OVERTIME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фадеев Дмитрий Сергеевич, Волковский Владимир Владимирович

Проанализирован подход к особенностям использования рабочего времени водителей транспортных средств на примере конкретного предприятия. Водительский состав является важнейшим и неотъемлемым элементом производственного процесса перевозки грузов и пассажиров. Эффективность работы водителей зависит не только от состояния подвижного состава, но и от соблюдения норм режима труда и отдыха, что способствует повышению уровня профессиональной надежности водителя и соответственно безопасности дорожного движения. В проведенном исследовании были выполнены расчеты по повышению эффективности использования трудовых ресурсов, которые включили в себя экономическую и социальную эффективность предложенных рекомендаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DRIVERS'' LABOR ORGANIZATION AND ASSESSMENT OF THEIR EFFECT ON ENTERPRISE PERFORMANCE

On example of a specific enterprise, the article analyzes an approach to the features of using drivers’ working time. Drivers compose an essential and integral element of the production process of cargo and passengers transportation. The efficiency of drivers depends not only on the condition of rolling stock, but also on the compliance regime of work and rest that increases the level of driver’s professional reliability and contributes to road traffic safety. In the frameworks of the current study the calculations to improve the efficient use of labor resources have been performed. They include the economic and social efficiency of the proposed recommendations.

Текст научной работы на тему «Особенности организации труда водителей и оценка их влияния на эффективность работы предприятия»

УДК 65.015

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ И ОЦЕНКА ИХ ВЛИЯНИЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

_ л о

© Д.С. Фадеев1, В.В. Волковский2

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Проанализирован подход к особенностям использования рабочего времени водителей транспортных средств на примере конкретного предприятия. Водительский состав является важнейшим и неотъемлемым элементом производственного процесса перевозки грузов и пассажиров. Эффективность работы водителей зависит не только от состояния подвижного состава, но и от соблюдения норм режима труда и отдыха, что способствует повышению уровня профессиональной надежности водителя и соответственно безопасности дорожного движения. В проведенном исследовании были выполнены расчеты по повышению эффективности использования трудовых ресурсов, которые включили в себя экономическую и социальную эффективность предложенных рекомендаций. Ключевые слова: режим труда и отдыха водителей; профессиональная надежность водителя; эффективность использования трудовых ресурсов; рабочее время; сверхурочная работа.

FEATURES OF DRIVERS' LABOR ORGANIZATION AND ASSESSMENT OF THEIR EFFECT ON ENTERPRISE PERFORMANCE D.S. Fadeev, V.V. Volkovskii

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

On example of a specific enterprise, the article analyzes an approach t o the features of using drivers' working time. Drivers compose an essential and integral element of the production process of cargo and passengers transportation. The efficiency of drivers depends not only on the condition of rolling stock, but also on the compliance regime of work and rest that increases the level of driver's professional reliability and contributes to road traffic safety. In the frameworks of the current study the calculations to improve the efficient use of labor resources have been performed. They include the economic and social efficiency of the proposed recommendations.

Keywords: drivers' work and rest schedule; driver's professional reliability; efficient use of labor resources; working hours; overtime.

Актуальность исследования, представленного в данной статье, определяется тем, что водительский состав является важнейшим и неотъемлемым элементом производственного процесса перевозки грузов и пассажиров. Эффективность работы водителей зависит не только от совершенствования и обновления подвижного состава, но и от соблюдения норм режима труда и отдыха, что способствует повышению уровня профессиональной надежности водителя.

Надежность определяется комплексом взаимосвязанных медико-биологических, психофизиологических и внешних факторов. Одно из основных мест в этом комплексе занимает уровень устойчивой рабо-

тоспособности водителя. Учитывая, что ошибка водителя может угрожать здоровью и жизни как самого водителя, так и других людей, требования к его работоспособности должны быть достаточно высокими. При сниженной работоспособности водитель может допустить грубые ошибки при управлении транспортным средством, которые нередко приводят к ДТП. Объективная необходимость в приведении в соответствие с правилами норм труда и отдыха водителей существует уже на протяжении длительного времени.

Целью данного исследования является выявление особенностей режима работы водительского состава на примере определенного предприятия и разработка

1

1Фадеев Дмитрий Сергеевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: 89247093638, e-mail: fadeevds7@gmail.com

Fadeev Dmitrii, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Transport Management and Logistics, tel.: 8924709S6S8, e-mail: fadeevds7@gmail.com

2Волковский Владимир Владимирович, студент, тел.: 89148744738, e-mail: v.volkovskij@mail.ru Volkovskii Vladimir, Student, tel.: 891487447S8, e-mail: v.volkovskij@mail.ru

рекомендаций по повышению эффективности использования трудовых ресурсов.

Поставленная цель была конкретизирована на следующих задачах:

- исследовать теоретические аспекты режима труда и отдыха водителей;

- провести подробный анализ организации труда водителей на предприятии;

- разработать рекомендации по совершенствованию составления графиков выхода на работу водительского состава и определить эффективность от их внедрения.

Объектом исследования является Иркутский участок инкассации Иркутского областного управления инкассации - филиала РОИ «РОСИНКАС».

В исследовании применялись методы сравнительного анализа, статистической обработки данных. Теоретической основой исследования послужил ряд федеральных законов и нормативных документов, регламентирующих трудовые отношения и режим труда и отдыха водителей в организации, а также информация, полученная в процессе анализа системы организации труда в отделе Иркутского участка инкассации.

Иркутский участок инкассации расположен на территории базы Иркутского областного управления инкассации. Участком обслуживается более 350-ти клиентов, более 950-ти объектов инкассации. Численность сотрудников подразделения составляет 149 человек.

В Иркутском участке инкассации разработано и действует 29 маршрутов инкассации и перевозки ценностей, из них: 7 - утренние; 7 - дневные; 13 - вечерние; 1 - круглосуточный.

Режимы работы маршрутов следующие:

- утренние: начало работы - с 6 ч 30 мин, окончание - в 13 ч 00 мин (в зависимости от маршрута);

- дневные: с 7 ч 30 мин до 18 ч 00 мин (в зависимости от маршрута);

- вечерние: начала работы - с 13 ч 30 мин до 16 ч 00 мин, окончание - примерно от 19 ч 00 мин до 2 ч 00 мин следу-

ющего дня (в зависимости от маршрута);

- круглосуточные: начало работы -в 8 ч 00 мин, окончание - в 8 ч 00 мин следующего дня (12-ти часовой режим работы водителя).

Маршруты обслуживают 47 водителей-профессионалов.

Для выполнения договорных соглашений между клиентами и управлением в Иркутском участке инкассации применяются следующие схемы закрепления автомобилей за водителями и соответствующие им графики работы:

1) Закрепление одного автомобиля за одним водителем - одиночная работа. Водитель работает в режиме 40-часовой рабочей недели: ежедневная 8-ми часовая смена в течение пяти рабочих дней, два выходных. Автомобиль используется в соответствии с этим графиком.

2) Закрепление одного автомобиля за двумя водителями - спаренная работа. Каждый водитель работает два или три рабочих дня по 12 часов с последующими двумя или тремя выходными днями в зависимости от графика работы, автомобиль используется ежедневно;

3) Закрепление одного автомобиля за четырьмя водителями. Работа данных водителей осуществляется по графику: 12 часов в день, далее 12 часов в ночь следующего дня, далее два дня выходных, автомобиль используется круглосуточно.

Однако в соответствии с положениями приказа Минтранса РФ «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» [1] (далее - Приказ) «при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов». Очевидно, что схема 2 (спаренная работа водителей) противоречит данному требованию.

Также из графиков «спарки» прослеживается тенденция, негативно сказывающаяся на экономической и возможно технической составляющих деятельности данной организации: при существующем графике работы нагрузка на водителей в

течение учетного периода распределяется нецелесообразно, поскольку п. 8 раздела II Приказа предписывает: «В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц». Но при составленном на предприятии графике работы водителей по истечении учетного периода у одного из водителей будет выработана норма часов сверх нормальной ее продолжительности согласно производственному календарю, в то время как у другого водителя будет недоработка часов от нормы ее продолжительности в течение учетного периода.

На основании ст. 152 Трудового кодекса РФ [4] можно предположить, что при окладной системе оплаты труда водителю, который имеет недоработку, что не является причиной некачественной работы водителя, а было заложено в график работы, заработная плата будет выплачена в полном объеме. Наряду с этим водителю, имеющему переработку по истечении учетного периода, будет произведена оплата за часы, отработанные сверх нормы.

Очевидно, что при составлении графиков в таком виде организация несет дополнительные финансовые затраты на оплату труда водителей, поскольку вынуждена оплачивать как переработку одним сотрудникам, так и недоработку другим.

Также большие затраты необходимы на обслуживание автотранспорта ввиду его несвоевременного технического обслуживания, что, соответственно, сказывается на увеличении себестоимости предоставляемых услуг.

Для разработки соответствующих рекомендаций необходимо было произвести расчет фонда оплаты труда водителей при наличии имеющегося количества маршрутов и фактической численности водительского состава.

Величина оклада водителя была определена менеджерами организации согласно правилам расчета, указанным в Коллективном договоре РОИ «РОСИНКАС» на 2013-2015 гг., исходя из среднемесячного количества часов при 40-часовой рабочей неделе (164,25 ч в месяц на 2015 год), и отражена в трудовом договоре между работодателем и работником, а также занесена в личную карточку работника. Премиальные рассчитывались согласно правилам расчета, также указанным в Коллективном договоре, в зависимости от доходов и расходов участка. Процент премии на каждом участке индивидуальный. На Иркутском участке инкассации величина премии принимается равной 50% от тарифной части фонда оплаты труда. Произведенные расчеты представлены в табл. 1.

Основные (обязательные) страховые взносы Осн определены в соответствии с действующим законодательством [3] и приведены в табл. 2.

Фонд оплаты труда водителей участка, руб./мес.

Таблица 1

Водители Численность Токлад П ФОТ' 1 осн ФОТосн ФОТдоп ФОТв

1-го класса 26 13 300 6 650 19 950 29 925 2 992,5 32 917,5

2-го класса 9 12 200 6 100 18 300 27 450 2 745 30 195

3-го класса 12 11 100 5 550 16 650 24 975 2 497,5 27 472,5

Всего 47 1 457 274

Примечание. Токлад - размер месячного оклада; П - премия (% от тарифной части фонда оплаты труда: П=Токлад,0,5); ФОТ0сн - тарифная часть основного фонда (ФОТ0сн =Токлад+П); ФОТосн - основной фонд оплаты тру-

да с учетом районного и северного коэффициентов (ФОТосн=ФОТ0сн -К,

й=1,5); ФОТдоп - дополни-

районный; Крайонный

тельный фонд оплаты труда (ФОТдоп=ФОТосн-0,1); ФОТв - фонд оплаты труда водителей (ФОТв=ФОТосн+ФОТдоп)

Таблица 2

Страховые взносы_

Показатель Величина, % от ФОТв Значение, руб./мес.

Отчисления в Пенсионный фонд России 22 320 600,28

Отчисления в Фонд социального страхования 2,9 42 260,94

Отчисления в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 5,1 74 320,97

Отчисления на социальное страхование от несчастных случаев на производстве (федер. закон от 22.12.2005 г. № 179-ФЗ) 0,7 10 200,91

Общая сумма отчислений 30,7 452 383,1

Общие накладные расходы Снр на оплату труда водителей с учетом страховых взносов представлены в табл. 3.

В табл. 4 представлены результаты определения количества единиц водительского состава, задействованного в производственном процессе.

Как уже было сказано выше, в Иркутском участке инкассации разработано и действует 29 маршрутов. Обслуживание данного количества маршрутов осуществляют 47 водителей. Для работы по маршрутам имеется 36 единиц спец. автотранспорта. Режим работы маршрутов представ-

лен в табл. 5.

Согласно Коллективному договору РОИ «РОСИНКАС» нормируемое рабочее время по исполнению работником трудовых обязанностей состоит из основного, вспомогательного, подготовительно-заключительного, а также времени перерыва для отдыха и личные надобности.

Основным является время, в течение которого работником осуществляются работы по выполнению производственного задания в соответствии с технологией оказания услуг по инкассации, перевозке и охране ценностей.

Таблица 3

Общие накладные расходы_

Показатель Формула для определения Значение

Общие накладные расходы на оплату труда водителей Снр — Фв.участка + Осн 1 909 657,1 руб./мес. / 22 915 885,2 руб./г.

Среднегодовые накладные расходы на оплату труда одного водителя г рвод Снр/год нр/год - 487 572,02 руб./г.

Средняя стоимость одного часа работы водителя (-вод рвод _ Снр/год Счас ф > фр.в.в. где Фр.в.в - плановый полезный фонд рабочего времени одного водителя за рассматриваемый период - год (в 2015 году Фр.в.в=1 971 ч) 247,37 руб./ч

Таблица 4

Определение количества единиц водительского состава_

Показатель Формула для определения Значение

Количество периодов отпусков в год Дгод лготп Мкалендарных "периодов — д Дотп 9,35 периодов

Количество дней отпуска работника Дотп — Досн + Ддоп + Ддоп , где Досн - количество дней предоставляемого отпуска (согласно ТК РФ Досн=28 дн.); Ддоп - количество предоставляемых дополнительных дней к отпуску (согласно Закону от 19.02.1993 г. № 4520-1 [2] для г. Иркутска Ддоп=8 дн.); Ддтоп -количество предоставляемых дополнительных дней к отпуску за стаж работы (согласно Коллективному договору РОИ «РОСИНКАС» на 2013-2015 годы количество оплачиваемых дополнительных дней к отпуску за стаж работы колеблется от 1 до 5 дней; среднее количество - 3 дня; Ддоп=3 дн.) 39 дн.

Количество водителей, находящихся в отпуске мотп «В +1 "в дгйТП ' ±, ^периодов где Мв - количество водителей на участке, ед.; 1 - средне-численное количество водителей не задействованных в производственном процессе по причине болезни, отпуска без сохранения заработной платы, обучения на курсах повышения квалификации водителей-инкассаторов и т.д. 6 ед.

Количество единиц водительского состава, задействованных в производстве <роизв - Лв - Мвотп 41 ед.

Плановый полезный фонд рабочего времени в год фгод -мпроизв. ,ф фр.в.в. "в фр.в.в. 80811 ч/г.

Вспомогательным является время, затрачиваемое на действия, связанные с выполнением основной работы (время обслуживания рабочего места, в том числе смазка оружия, время, отведенное на слу-жебно-боевую подготовку, проведение медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а так же время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно).

Подготовительно-заключительное время требуется для подготовки работника и средств производства (транспортного средства, оружия) к выполнению заданной работы и после ее завершения, в том числе на подготовительное техническое обслуживание автомобиля перед выездом на

маршрут и по возвращению на стоянку с обязательной заправкой автомобиля, вооружение (разоружение), получение (сдача) документации, инструктаж. Также, согласно Приказу, в рабочее время входит: время простоев не по вине водителя, время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи; время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей, а также в других случая, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таблица 5

Режим работы маршрутов_

№ марш- Режим работы маршрутов, Продолжительность работы на Количество дней работы на маршруте в год Продолжительность работы на Пробег на маршруте Пробег на маршруте

рута ч:мин маршруте маршруте в день, км в год, км

в день, ч в год,ч

1 6:30-23:20 16,83 365 12 285,9 880 321 200

2 7:40-17:00 9,33 247 2 304,51 300 74 100

3 7:30-18:00 10,5 365 3 832,5 115 41 975

4 7:40-18:30 10,83 365 3 952,95 35 12 775

5 7:30-17:00 9,5 247 2 346,5 110 27 170

6 7:30-17:00 9,5 365 3 467,5 60 21 900

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 7:40-18:30 10,83 365 3 952,95 110 40 150

8 8:00-8:00 24,0 365 8 760,0 170 62 050

9 6:50-13:30 6,67 247 1 647,49 70 17 290

10 7:20-13:00 5,67 365 2 069,55 65 23 725

11 6:40-12:00 5,33 247 1 316,51 30 7 410

12 6:40-13:00 6,33 247 1 563,51 57 14 079

13 6:50-11:20 4,5 247 1 111,5 80 19 760

14 7:10-12:00 4,83 247 1 193,01 40 9 880

15 7:30-13:00 5,5 247 1 358,5 160 39 520

16 12:50-18:30 5,67 247 1 400,49 100 24 700

17 15:50-23:00 7,17 365 2 617,05 40 14 600

18 14:20-22:10 7,83 365 2 857,95 85 31 025

19 15:50-23:10 7,33 365 2 675,45 110 40 150

20 14:50-20:40 5,83 365 2 127,95 36 13 140

21 14:50-0:40 9,83 365 3 587,95 60 21 900

22 16:10-2:00 9,83 365 3 587,95 90 32 850

23 14:50-21:20 6,5 365 2 372,5 65 23 725

24 12:50-19:10 6,33 247 1 563,51 42 10 374

25 14:40-22:00 7,33 365 2 675,45 110 40 150

26 14:20-22:40 8,33 365 3 040,45 115 41 975

27 15:50-0:50 9,0 365 3 285,0 120 43 800

28 14:40-21:20 6,67 365 2 434,55 100 36 500

29 8:00-16:00 8,00 247 1 976,0 55 13 585

Итого 87 365,13 1 121 458

В Иркутском областном управлении инкассации, согласно Коллективному договору на 2013-2015 годы, сотрудникам, которым установлена повременная система оплаты труда и применяется часовая, дневная или месячная тарифная ставка или должностной оклад, сверхурочная работа оплачивается следующим образом:

- первые два часа - в размере не менее полуторной часовой ставки или части оклада, приходящейся на один час ра-

боты;

- все последующие часы - в размере не менее двойной часовой ставки или части оклада, приходящейся на один час работы.

Если сотрудник получает месячную тарифную ставку или должностной оклад, то сначала определяется стоимость одного часа его работы.

При суммированном учете рабочего времени нет необходимости определять

количество случаев переработки за период (месяц, полугодие, год) для того, чтобы определить по каждому случаю первые два часа с коэффициентом 1,5. Сверхурочные часы работы определяются по окончании учетного периода. Только первые два часа сверхурочных работ за период оплачиваются с коэффициентом 1,5, а все остальные переработки за этот период оплачиваются с коэффициентом 2.

В ходе анализа принципов составления графиков работы водителей в Иркутском участке инкассации выяснилось, что важнейшими требованиями, которых необходимо придерживаться, являются:

1) обеспечение качественного выполнения договорных обязательств перед

клиентом;

2) обеспечение выполнения требований, предъявляемых Приказом по соблюдению режима труда и отдыха водителей.

Было установлено, что при спаренном режиме работы водитель выезжает по двум маршрутам за смену с перерывом между маршрутами от 1 до 3-4 часов с общей продолжительностью рабочего времени 12-13 часов (время перерыва в рабочее время не входит). Соответственно, при 12-13-часовом рабочем дне с наличием перерыва от 1 и более часов время межсменного отдыха составляет менее 12 ч, что расходится с требованиями к режиму труда и отдыха водителей (п. 25 Приказа).

Таблица 6

Показатели работы предприятия с учетом оплаты сверхурочной работы

Показатель Формула для определения Значение

Время сверхурочной работы в год игоД _ и™Д _ фгод ^переработки Чм-тов фр.в.в. , где ЧМоДтов - время, затрачиваемое водителями на обслуживание маршрутов в год; ЧМ-Дтов=87 365,13 ч 6 554,18 ч

Время сверхурочной работы в месяц ЧгоД 1тмес. переработки Чпереработки _ ^ ^ 546,17 ч

Время сверхурочной работы одного водителя в месяц мес. 1Тв/мес. Чпереработки переработки _ щ 13,32 ч

ФОТ сверхурочной работы одного водителя в месяц* ФОТП^еработки _ (СД • 2 • 1,5) + (СД • 11,32 • 2) 5 599,32 руб./мес.

ФОТ сверхурочной работы всех водителей участка в месяц фОТуч./мес _ фОТв • ^ переработки переработки 1 'в 229 572,12 руб./мес.

Дополнительные затраты участка на оплату труда водителей с учетом оплаты сверхурочной работы в год ФОТУЧ.^Д _ ф0Туч/мес, • 12 переработки переработки 2 754 865,44 руб./г.

Накладные расходы на оплату труда водителей с учетом оплаты сверхурочной работы в год (-общ _ г , (Т)ПтУч/гоД Снр/гоД Снр/гоД + ФОТпереработки 25 670 749,44 руб./г.

*Согласно требованиям ст. 152 ТК РФ: «Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно» [4].

В связи с вышеизложенным представляется целесообразным вместо «спаренной» использовать «строенную» схему работы водителей, т.е. за тремя водителями закрепляется два автомобиля. Режим работы будет следующим: три рабочих дня с последующими двумя выходными. При этом первый рабочий день после выходных является 12-ти часовым, последующие -6-8-часовыми согласно графику выхода на работу.

Из расчетов видно, что переработка водителей в Иркутском участке инкассации в год составляет 6 554,18 ч, что не только не позволяет составить графики сменности, соответствующие требованиям к режиму труда и отдыха водителей, но и превышает допустимое количество часов сверхурочной продолжительности рабочего времени в год (120 ч), а также приводит к дополнительным затратам участка на оплату труда водителей и страховых взносов.

В табл. 7 приведен расчет показателей с учетом дополнительного количества единиц водительского состава, задействованного в производственном процессе.

Сравнительные результаты расчета показателей работы предприятия с учетом

предлагаемых рекомендаций приведены в табл. 8.

В проведенном исследовании были выполнены расчеты по повышению эффективности использования трудовых ресурсов водителей с учетом экономической и социальной эффективности предложенных рекомендаций.

Принимая во внимание, что в производственном процессе участвуют не только водители, но и инкассаторы, которых на участке в два раза больше, чем водителей, а ситуация с фактическим их наличием от потребного складывается таким же образом, как и с водительским составом, то можно предположить, что при укомплектовании участка инкассации необходимым количеством единиц инкассаторов экономический эффект управления инкассации возрастет примерно в 1,85 раза к имеющемуся (оклад инкассаторов на 10% ниже оклада водителей), что в денежном эквиваленте может составить примерно 2400000 руб./г. Соответственно, общая сумма экономического эффекта управления только по Иркутскому участку инкассации может составить примерно 3750 тыс. руб./г.

Таблица 7

Показатели работы предприятия с учетом введения дополнительных единиц

водительского состава

Показатель Формула для определения Значение

Дополнительное количество единиц водителей, необходимых для недопущения переработки на участке иг°д ^дополнительное _ переработки в = Ф ^р.в.в. 3 ед.

Потребное количество водителей для обработки имеющихся на участке маршрутов ^потребное _ ^фактическое ^дополнительное где 'вфактическое - фактическое количество единиц водительского состава на участке 50 ед.

Накладные расходы оплаты труда водителей в год, включая страховые взносы .-.потребное _ ^вод ^потребное Снр/год = Счас • '»в • Фр.в.в. 24 378 313,5 руб./г.

Разница накладных расходов оплаты труда водителей, с учетом страховых взносов ^предприятия _ робщ .-.потребное эффект ~ нр/год нр/год 1 292 435,94 руб./г.

Таблица 8

Показатели работы предприятия с учетом предлагаемых рекомендаций

Показатель Существующий вариант организации работы С учетом предлагаемых рекомендаций

Количество месяцев работы в год 12 12

Численность водителей, чел. 47 50

ФОТ водителей, руб./г. 17 487 288 18 667 041,46

НДФЛ водителей, руб./г. 2 273 347,44 2 426 715,38

Страховые взносы, руб./г. 5 428 596 5 711 272,04

Оплата сверхурочной работы с учетом страховых взносов, руб./г. 2 754 865,44 -

Итого 25 670 749,44 24 378 313,5

На основании вышеизложенного для максимального использования экономического потенциала управления инкассации целесообразно провести анализ имеющейся переработки по всем структурным подразделениям и осуществить доукомплектование участков инкассации необходимым количеством инкассаторов и водителей.

Социальная эффективность предложенных рекомендаций в данной работе проявляется в возможности достижения следующих положительных изменений в организации:

- обеспечение персоналу благоприятных условий труда, что уменьшает уровень текучести кадров вследствие удовлетворенности трудом;

Библиогра

1. Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей: приказ Минтранса России от 20.08.2004 г. № 15 (ред. от 13.10.2015 г.) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. URL: http://base.consul-tant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=1877 86;fld=134;from=164340-

9;rnd=184768.6857643446419388;;ts= (10.11.2015).

2. О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: федер. закон РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 (ред. от 31.12.2014 г.) [Электронный ресурс] // Консультант-Плюс: справочно-правовая система. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW

- создание условий для реализации и развития индивидуальных способностей сотрудников;

- улучшение благоприятного социально-психологического климата: относительная бесконфликтность отношений с руководством и коллегами.

К числу предотвращаемых отрицательных изменений можно отнести:

- ущерб, наносимый здоровью персонала неблагоприятными условиями труда (профессиональные заболевания, несчастные случаи на производстве);

- ущерб, наносимый личности (интеллектуальные и физические перегрузки, стрессовые ситуации).

Статья поступила 02.12.2015 г.

чий список

;n=173435;req=doc (10.11.2015).

3. Страховые взносы, установленные начиная с 2010 г., в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования вместо единого социального налога: справочная информация [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. URL: http://base.consul-tant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=QUEST;dst=0;n=8054 2;req=doc (10.11.2015).

4. Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 05.10.2015 г.) [Электронный ресурс] // Судебные и нормативные акты РФ. URL: http://sudact.ru/law/ doc/FeullM9z5BWq/001/001/ (10.11.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.