РАЗДЕЛ VI
IVK
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
И
УДК Б1Б.1-03Б.22:Б13.Б2:355.343.2
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ БОЛЕЗНЕЙ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ В ГРУППЕ ВОДИТЕЛЕЙ-ПРОФЕССИОНАЛОВ
И.В. Федотова1, С.А. Аширова1, М.А. Бобоха1, М.М. Некрасова2,
1ФБУН «Нижегородский научно-исследовательский институт гигиены и профпатологии»,
2ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия»
Федотова Ирина Викторовна - e-mail: [email protected]
На основании комплексного клинико-гигиенического исследования водителей грузопассажирского транспорта определены ведущие вредные профессиональные факторы, повышающие риск развития патологии сердечно-сосудистой системы в этом контингенте. Уровень распространенности болезней системы кровообращения в обеих группах был высоким, причем среди водителей автобусов выше, чем у водителей грузовиков, что обусловлено более выраженным влиянием нервно-эмоционального напряжения. Это диктует необходимость принятия действенных мер, направленных на снижение риска развития данной патологии.
Ключевые слова: водители, вредные профессиональные факторы,
болезни системы кровообращения.
Having performed a complex clinico-hygienic study of drivers of cargo-and-passenger transport, the authors revealed key hazardous occupational factors. The factors increased risk of cardiovascular system pathology in this contingent. The prevalence of blood circulation diseases was high in both groups. However, prevalence of blood circulation diseases in bus drivers was higher than in truck drivers, it was caused by a more pronounced neuro-emotional stress among truck drivers. The effective measures aimed to decrease risk of such pathology are needed.
Key words: drivers, hazardous occupational factors, blood circulation diseases.
Наличие связи между уровнями распространенности хронических неинфекционных заболеваний и особенностями профессиональной деятельности в настоящее время не вызывает сомнения. Наряду с немедленными реакциями организма на воздействие неблагоприятных факторов серьезную проблему представляют так называемые отдаленные эффекты, в частности поражения сосудов и сердца [1]. Значимость этой проблемы характеризует тот факт, что именно распространенность и тяжесть этой патологии во многом определяет уровень инвалидизации, продолжительность жизни в популяции.
Существенное влияние на частоту болезней системы кровообращения (БСК) среди населения отмечено в тех профессиях, где значимым фактором является напряженный характер труда и связанный с ним нервно-эмоциональный стресс. К такой группе можно отнести водителей автотранспортных средств, условия труда которых характеризуются такими стресс-факторами, как предаварийные и аварийные ситуации, воздействие повышенных уровней вибрации, шума, химических веществ.
Как известно, транспорт - важнейшая составная часть производственной инфраструктуры и водитель - наиболее массовая, профессиональная группа в нашей стране. По данным Росстата работой на автотранспорте занято около 1/3 трудового населения. БСК у водителей встречаются с большой частотой, занимая 2-е ранговое место после патологии опорно-двигательного аппарата. Учитывая многочисленность данного контингента (миллионы водителей), распространенность БСК среди них приобретает характер эпидемии. В ряде исследований выявлена связь таких нозологических форм, как артериальная гипертония (АГ), ишемическая болезнь сердца (ИБС), инфаркт миокарда (ИМ), с особенностями профессиональной деятельности водителей автотранспорта [2-4]. Психофизиологические обследования этого контингента показали, что наличие этих заболеваний ухудшает их профессионально значимые функции, что может сопровождаться повышением риска возникновения ДТП [5]. Эти данные имеют практическое значение при решении вопросов профессионального отбора, организации медицинского обслуживания работников автопредприятий и разработки мероприятий по профилактике ДТП и обеспечению безопасности дорожного движения.
Целью настоящего исследования явилось изучение распространенности БСК среди водителей автопредприятий Нижнего Новгорода с учетом уровней факторов производственной среды, трудового процесса, продолжительности их воздействия для разработки мероприятий по их профилактике.
Материалы и методы
Изучение условий труда водителей проводилось на базе автотранспортных предприятий Нижнего Новгорода, которые осуществляют внутригородские пассажирские перевозки автобусами большой вместимостью (ЛИАЗ 52-56, МАЗ 52-95) (водители автобусов - 1-я группа), а также грузовые перевозки машинами КАМАЗ 55111, Урал 4320, ЗИЛ 4502 (водители грузовых машин - 2-я группа). Следует отметить, что для пассажирских перевозок используются в основном новые автобусы, поступившие на автопредприятие в 20062007 гг., в то время как грузоперевозки осуществляются преимущественно на машинах со срокам эксплуатации более 10 лет (64,7% машин).
Для оценки уровня загрязнения воздуха салонов автомобилей химическими веществами использовали фотометрические (формальдегид, оксид азота, взвешенные вещества), газохроматографические (оксид углерода, сумма углеводородов, бензол), атомно-абсорбционные (алюминий, марганец, свинец) методы анализа и метод жидкостной хроматографии (3,4-бенз(а)пирен). Отбор и анализ проб воздуха проводился по утвержденным методическим указаниям, предназначенным для контроля загрязнений атмосферного воздуха. Для улавливания углеводородов, бензола, оксида углерода использовали портативные аспираторы (марки БКС, модель 224-44XR производства США), которые крепились на поясе водителя, две пробоотборные трубки - на одежде в зоне дыхания. Пробы воздуха отбирались в период выполнения обычных рейсов. Всего отобрано 756 проб воздуха.
Для характеристики физических факторов, воздействующих на рабочих местах водителей, было проведено 1260 замеров уровней шума, 6266 измерений общей и локальной вибрации. Оценивалась также тяжесть и напряженность труда, для чего выполнено 23 хронометражных фотографии рабочего дня. Кроме того, использованы результаты анкетирования 130 водителей автобусов с целью выявления субъективной оценки влияния условий труда на состояние их здоровья.
Для оценки распространенности БСК у водителей были использованы данные, полученные при проведении поликлинического обследования 92 водителей автобусов и 136 водителей грузовиков бригадой специалистов профпатоло-гического центра Нижнего Новгорода.
Для обработки результатов использовались традиционные методы вариационной статистики.
Результаты и их обсуждение
Проведенные исследования показали, что характер труда водителей автобусов является более напряженным по сравнению с трудом водителей грузовиков. Работа первых сопряжена с высокой ответственностью за судьбу пассажиров. Выполняя рейс по определенному маршруту, водители автобусов должны соблюдать график движения, что не всегда удается из-за «пробок», поскольку маршрут обычно пролегает по оживленным в часы «пик» автомагистралям. Теряя время в пробках, водители не успевают выполнить все запланированные рейсы, что отражается на их заработной плате. Рабочий день водителей длится 12 часов, с ранним началом и поздним окончанием рабочей смены, с 4-часовым промежуточным перерывом. График движения часто меняется, что ломает рабочий стереотип водителя.
Результаты анонимного анкетирования водителей автобусов показали, что почти все они (89,8%) считают необходимым изменить систему оплаты, зависящую от количества выполненных рейсов. Из вредных профессиональных факторов 60,5% водителей отметили загазованность воздуха рабочей зоны, 39,4% - запыленность, 29,3% - шум, 17,3%
- вибрацию. В аварийные ситуации попадали 50,4% опрошенных водителей, наиболее часто в стажевой группе 20-29 лет (62,2%). Почти половина из них (48%) отмечали перебои и боли в области сердца, повышенное артериальное давление. В конце рабочего дня большая часть опрошенных (86,5%) жаловались на усталость, раздражительность, головную боль.
РАЗДЕЛ VI
РАЗДЕЛ VI
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
У водителей грузовых автомобилей работа менее напряженная, что связано с более гибким графиком работы, меньшим временем, проводимым за рулем (около 50% времени по сравнению с 80% занятости водителей автобусов), меньшей продолжительностью рабочей смены (8 часов), стабильным графиком работы. Однако они подвергаются более высоким уровням воздействия общей и локальной вибрации. Как показали проведенные исследования, уровень общей вибрации на грузовых машинах был выше допустимых значений во всех измерениях на 1-7 дБ (на рабочих местах водителей автобусов - в 35,5% измерений), локальной вибрации - на 1-5 дБ в 42,9% (в 5,7% измерений в автобусах). Шум превышал ПДУ практически на всех видах обследованных автотранспортных средств.
При изучении загрязнения воздуха рабочей зоны кабин автобусов и грузовых автомобилей установлено, что содержание вредных веществ и пыли, как правило, не превышало соответствующие допустимые уровни. Однако периодически на крупных магистралях в период интенсивного движения транспорта водители подвергались воздействию высоких концентраций алифатических углеводородов (в 17-18 раз выше ПДК), а также оксида углерода и пыли (в 1,5-2 раза).
Группы водителей автобусов и грузовиков, прошедшие углубленное поликлиническое исследование, были практически однородны по стажу и возрасту (таблица). В обеих группах преобладали стажированные водители «пожилого» возраста: (старше 45 лет по классификации ВОЗ) - 68,5% среди водителей автобусов и 78,7% среди водителей грузовиков. В возрасте до 30 лет среди водителей автобусов был только 1 человек, во 2-й группе - 5. Средний возраст в 1-й группе составил 49,2+1,02%, среди водителей грузовиков
- 50,5+0,76%; средний стаж в 1-й группе - 27,3+1,07%, во 2-й - 30,4+0,85%.
В результате обследования установлено, что 77,2+4,4% водителей автобусов и 72,8+3,8% водителей грузовиков имели патологию сердечно-сосудистой системы. В основном это были случаи АГ (в 67,6+5,55% случаев в 1-й группе и в 77,8+4,4% - во 2-й). В первой группе также диагностирован 21 случай начального проявления недостаточности мозгового кровообращения (22,8+4,37 на 100 работающих), в то время, как во 2-й эта патология выявлена лишь у 9 человек (6,7+2,14 случаев на 100 работающих, р=0,001). Кроме того, в обеих группах выявлялись единичные случаи ИБС, хронической недостаточности мозгового кровообращения и периферического ангиодистонического синдрома (от 1 до 5 случаев).
Среди водителей грузовиков уже в возрастной группе до 40 лет уровень распространенности БСК составлял 29,4+11,0 случаев на 100 работающих (в 1-й группе - 14,3+7,6; р=0,07), однако у водителей автобусов темп роста этой патологии с возрастом был выше, и в группе 60 и более лет распространенность ее возросла в 11,1 раза и составила 158,3+22,1 случаев на 100 работающих (в группе водителей грузовиков - в 4 раза, 118,8+10,8). В возрастной группе 50-59 лет распространенность БСК среди водителей автобусов была достоверно выше, чем во 2-й группе - 102,4+7,6 и 84,5+4,3 случая на 100 работающих соответственно, р=0,046).
Нужно отметить значительное число лиц с избыточной массой тела (ИМТ) среди водителей. Доля лиц с ИМТ в 1-й
группе составила 59,8+5,1%, во 2-й - 53,7+4,3%. Распространенность АГ у водителей с ИМТ в обеих группах была выше, чем среди лиц с нормальным весом тела (рис. 1), что подтверждает роль этого фактора в повышении риска возникновения сердечно-сосудистой патологии [6].
РИС. 1.
Распространенность артериальной гипертонии у водителей с избыточным и нормальным весом тела.
РИС. 2.
Распространенность у водителей болезней системы кровообращения в зависимости от стажа.
ТАБЛИЦА.
Распределение водителей по стажу и возрасту
Водители автобусов Водители грузовиков
стаж возраст Всего возраст Итого
до 40 40-49 50-59 60 и более до 40 40-49 50-59 60 и более
до 20 лет 18 5 0 0 23 15 4 3 0 22
20-29 3 9 9 1 22 2 17 11 1 31
30-39 0 4 31 3 38 0 11 43 4 58
40 и более 0 0 1 8 9 0 0 14 11 25
Всего 21 18 41 12 92 17 32 71 16 136
При анализе распространенности БСК в зависимости от стажа отмечена более высокая частота этой патологии среди водителей автобусов во всех стажевых группах, кроме группы до 20 лет (рис. 2). Следует отметить, что нивелировать влияния возраста при анализе этих показателей не представилось возможным из-за специфической стажевой структуры данного контингента - более половины лиц 1-й и 2-й групп имели водительский стаж свыше 30 лет - 51,1% и
61,0%, что соответствует минимально возможному возрасту в группах - 48 лет. Имея значительный опыт исследований в области медицины труда, мы впервые столкнулись с фактом, когда просто не удалось выделить группы молодых
и малостажированных работников. Такое возрастное и ста-жевое распределение среди водителей этих специализаций, по-видимому, обусловлено, с одной стороны, непривлекательностью этого труда для молодежи - труд тяжелый,
напряженный и мало оплачиваемый, с другой - низким пенсионным обеспечением (каждый 8-й работник находится в пенсионном возрасте). Такая тенденция «постарения» рабочих кадров в настоящее время наблюдается во многих отраслях промышленности и связана с демографическими и социально-экономическими проблемами на современном этапе, причем не только в нашей стране, но и в мире. По данным многочисленных исследований уже в 45-50 лет человек может не полностью соответствовать некоторым профессиональным требованиям, особенно в профессиях, характеризующихся значительным нервно-эмоциональным и физическим напряжением - устойчивость организма к нагрузке заметно снижается и может составлять только 40% от уровня молодых рабочих [7]. Работники старшего возраста являются группой повышенного риска как профессиональных, так и профессионально обусловленных заболеваний, в том числе сердечно-сосудистой системы [8, 9].
Таким образом, проведенные исследования диктуют необходимость при разработке оздоровительных рекомендаций учитывать не только профессиональные, но и возрастные особенности данного контингента. Основой системы профилактики можно назвать мероприятия, направленные на снижение уровней воздействия вредных профессиональных факторов. Это касается ужесточения требований к конструктивным особенностям автобусов и грузовых автомобилей в отношении шумовых и вибрационных характеристик, решения проблемы загруженности автомобильных трасс, оптимизации режимов труда и отдыха водителей автобусов с оборудованием комнат психологической разгрузки. При проведении периодических медицинских осмотров следует уделять особое внимание донозологической диагностике нарушений сердечно-сосудистой системы, в том числе использованию метода автоматизированного анализа сердечного ритма, позволяющего оценить адаптационные резервы и функциональное состояние организма, а также мониторирования ЭКГ, способствующего выявлению наиболее частых причин кардиогенных нарушений;
исследования вариативности ритма сердца с помощью компьютерного комплекса (ритмография, спектральный анализ и др.). Имеет значение пропаганда здорового образа жизни (90% водителей злоупотребляют алкоголем, 70%
- курят), сбалансированное питание.
Выводы
1. Условия труда водителей грузопассажирского транспорта характеризуются наличием вредных профессиональных факторов, повышающих риск развития патологии сердечно-сосудистой системы, действия которых могут усугублять распространенные в этом контингенте вредные привычки.
2. Уровень распространенности БСК среди водителей на современном этапе достигает эпидемической значимости, что представляет угрозу не только состоянию здоровья водителей, но и безопасности дорожного движения. Это диктует необходимость принятия действенных мер, направленных на снижение риска развития данной патологии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Онищенко Г.Г., Куценко Г.И., Беляев Е.Н. и др. Проблемы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. М.: 2000. 197 с.
2. Эльгаров А.А., Калмыкова М.А., Эльгаров М.А. Автотранспортная медицина — опыт и перспективы. Медицина труда и промышленная экология. 2010. № 11. С. 21-23.
3.Калмыкова М.А., Эльгаров М.А. Особенности эпидемиологии нарушений ритма сердца у водителей автотранспорта. Медицина труда и промышленная экология. 2010. № 11. С. 23-27.
4. Эльгарова Л.В., Калмыкова М.А. Комплексная терапия водителей автотранспорта с артериальной гипертонией и нарушениями ритма сердца. Медицина труда и промышленная экологии. 2010. № 11. С. 31-34.
5. Эльгаров А.А., Инарокова A.M., Василенко Ж.Э., Арамисова P.M. Сердечно-сосудистые заболевания у водителей автотранспорта и безопасность дорожного движения. Медицина труда и промышленная экология. 1995. № 6. С. 10-12.
6. Martin B., Pharm D., Church T., Bonnell R. е1 а1. The impact of overweight and obesity on the direct medical costs of truck drivers. Journal of Occupational and Environmental Medicine. 2009. № 51 (2). Р. 180-184.
7. Хижински К. Субъективное чувство утомления у операторов в зависимости от возраста, рабочего стажа и уровня аэробной работоспособности. Гигиена труда и профессиональные заболевания. 1984. № 1. С. 14-17.
8. Алекперов И.И., Ширинова С.Б., Мелкумян А.Н. и др. Клиникобиохимические и физиологические изменения у рабочих предпенсионного возраста завода СК. Гигиена труда и профессиональные заболевания. 1988. № 10. С. 46-47.
9. Шестов Д.Б. Продолжительность жизни пожилых людей и факторы, влияющие на ее уровень. Цитология. 1994. № 7. С. 760-761.
РАЗДЕЛ VI