МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
УДК: 613.62:616-003.96 Код специальности ВАК: 14.02.01; 14.02.04
ОЦЕНКА АЛЛОСТАТИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ У ВОДИТЕЛЕЙ АВТОБУСОВ
М.М. Некрасова1, С.А. Аширова2, М.А. Бобоха2, Ю.С. Лебедева1, А.И. Маринычева1, И.Л. Ушакова3,
1 ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия»,
2 ФБУН «Нижегородский научно-исследовательский институт гигиены и профпатологии»,
3 ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Некрасова Марина Михайловна - e-mail: [email protected]
В работе изучена аллостатическая нагрузка у водителей автобусов как показатель влияния производственного стресса. Дана оценка условиям труда водителей, проанализированы биомаркеры, образующие индекс аллостатической нагрузки (ИАН). Выявлено возрастание индекса аллостатической нагрузки с увеличением стажа работы. Установлено, что наибольший вклад в аллостатическую нагрузку вносит диастолическое артериальное давление, показатели липид-ного профиля, аланинаминотрансфераза. Определена зависимость между индексом аллостатической нагрузки и ЭКГ-признаками.
Ключевые слова: аллостатическая нагрузка, биомаркеры, профессиональный стресс, водители.
The paper examined allostatic load at bus drivers as an indicator of the effect of work stress. The estimation of the working conditions of drivers, analyzed biomarkers forming allostatic load index. Revealed an increase in the index Allostatic load with an increase in the length of service. It was found that the greatest contribution to allostatic load makes diastolic blood pressure, lipid profile, alanine aminotransferase. The dependence between the index allostatic load and ECG signs.
Key words: allostatic load, biomarkers, occupational stress, drivers.
Введение
В настоящее время актуальной проблемой медицины труда является изучение производственного стресса, обусловленного интенсивными факторами производственной среды и трудового процесса [1, 2]. Хронический стресс на рабочем месте оказывает негативное воздействие на здоровье человека путем постоянной стимуляции ряда нейро-гуморальных и гормональных систем организма. С недавнего времени для количественной оценки хронического стрессового воздействия предложено использовать индекс аллостатической нагрузки (ИАН), который определяется с помощью биомаркеров, показателей функционирования потенциально уязвимых регуляторных систем [3, 4, 5]. Данный показатель отражает степень дисрегуляторных процессов в организме и может служить мерой индивидуального риска нарушения здоровья работающих в условиях производственного стресса. Труд водителей характеризуется высоким нервно-эмоциональным напряжением в сочетании с воздействием комплекса вредных производственных факторов (шум, вибрация, вредные вещества, микроклимат). В связи с особенностями профессиональной деятельности среди водителей отмечается высокая распространенность сердечно-сосудистых заболеваний [6].
Цель исследования: провести анализ значений, структуры и условий формирования аллостатической нагрузки у водителей автобусов.
Материал и методы
В исследовании принимали участие водители автобусов автопредприятия Нижнего Новгорода, давшие информированное добровольное письменное согласие. Водители осуществляли внутригородские пассажирские перевозки автобусами марки ЛИАЗ 52-56, МАЗ 52-59. С помощью гигиенических методов изучались условия труда на рабочем месте водителей. Для оценки функционального состояния и стрес-
са в процессе управления автотранспортным средством проводилась телеметрия сердечного ритма 22 водителей (возраст составил 47,1±9,5 года, стаж -25,1±11,7 года) [7]. Для оценки аллостатической нагрузки были использованы данные поликлинического обследования 92 водителей (возраст составил 49,4±9,6 года, стаж -27,6±10 года), проведенного специалистами ФБУН ННИИГП Роспотребнадзора. Расчет ИАН проводили по набору биомаркеров, который включал 19 показателей: индекс массы тела (ИМТ), систолическое (САД) и диастолическое артериальное давление (ДАД), показатели липидного профиля (холестерин (ХС), липопротеины низкой плотности (ЛПНП), липопротеины высокой плотности (ЛПВП), триглицериды (ТГ), коэффициент атерогенности (Кхс)), глюкоза, общий белок крови (ОБ), показатели активности ферментов: ала-нинаминотрансферазы - АЛаТ, аспартатаминотрансферазы -АСаТ, у-глутамилтранспептидазы (ГГТП). В структуру ИАН были включены также показатели вариабельности сердечного ритма (ВСР), отражающие активность вегетативной нервной системы - общая мощность спектра (ТР, мс2), индекс вегетативного баланса (ИВБ). ВСР исследовали по 5-минутным записям ЭКГ при фоновой пробе (регистрировали ТР в покое, ЧСС в покое, ИВБ в покое) и активной орто-статической пробе (АОП) (показатели - ТР при АОП, ЧСС при АОП, ИВБ при АОП) [8]. Для каждого биомаркера определяли 25-й и 75-й перцентили. Для всех показателей, кроме ЛПВП и ТР, значениям ниже 75-го перцентиля присваивали 0 баллов, выше 75-го перцентиля - 1 балл; для ЛПВП и ТР значениям ниже 25-го перцентиля - 1, выше - 0. Сумма баллов равнялась ИАН. Уровень ИАН определяли по шкале: 1-2 балла - низкая, 3-4 - умеренная, 5 и выше - высокая аллостатическая нагрузка [3]. Анализ структуры аллостатичес-кой нагрузки проводили по соотношению биомаркеров.
РИС. 1.
Зависимость продолжительности стресс-реакции от стажа.
РИС. 2.
Сравнение стандартизованных коэффициентов по распространенности клинических показателей, превышающих норму в стажевых группах.
РИС. 3.
Сравнение стандартизованных коэффициентов по распространенности ЭКГ-признаков в стажевых группах.
Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью программного пакета Statistica 6.0. При сравнительном анализе в стажевых группах (10-19, 20-29, 30 и более лет) использовали стандартизированные по возрасту показатели, полученные методом прямой стандартизации.
Результаты и их обсуждение
Проведенное санитарно-гигиеническое обследование рабочих мест водителей автобусов показало, что эквивалентные уровни звука в кабине водителя в автобусах различных марок колебались от 63 до 72,9 дБА и были выше нормативных величин (60 дБА). С учётом времени воздействия эквивалентные уровни звука составляли в среднем 67,4±2,96 (ЛИАЗ 52-56) и 66,4±2,25 (МАЗ 52-95) дБА. Эквивалентные корректированные величины инфразвука превышали нормативные значения (100дБ Лин) в кабинах МАЗ в 80% случаев на 6,9-14,9 дБ, в кабинах ЛИАЗ - в 100% случаев на 9,9-16,7 дБ (класс условий труда - 3.1-3.2). Спектральный анализ показал, что уровень инфразвука был выше ПДУ в основном на частотах 8-16 Гц. В кабинах автобусов марки МАЗ максимальные значения инфразвука зафиксированы в октавных полосах 10; 12,5 Гц (110,7 и 110,5 дБ соответственно). В кабинах ЛИАЗ - на частотах 12,5; 16 Гц (106,3 и 108,5 дБ соответственно). Результаты проведенных нами исследований общей вибронагрузки на водителей показали превышение допустимого уровня по эквивалентным корректированным значениям виброускорения на 1-5 дБ в 35,5% измерений. При этом на уровни вертикальной вибрации приходилось 87,5% значений, превышающих допустимые величины. Большинство превышений на 1-8 дБ регистрировалось в низкочастотном спектре (2-4 Гц). Незначительное превышение уровня локальной вибрации (на 1-5 дБ) отмечалось в 1,7 % случаев на частоте 8-16 Гц. При изучении загрязнения воздуха рабочей зоны кабин автобусов ЛИАЗ 5256 нами было отмечено периодическое повышение содержания оксида углерода и углеводородов, наблюдаемое на крупных магистралях в период интенсивного движения транспорта. Оценка тяжести труда водителей автотранспорта показала, что основными вредными факторами являлись фиксированная рабочая поза (80% рабочей смены), которая создает нагрузки на позвоночник, вызывает локальное мышечное напряжение (класс условий труда - 3.2). Напряженность труда водителей автотранспорта характеризуется решением сложных задач по серии инструкций; большим количеством и характером поступающей информации с последующей комплексной их оценкой; высокой ответственностью за судьбу пассажиров салона в условиях крайнего дефицита времени для принятия срочных решений, внезапностью наступления аварийных ситуаций. Особенностью труда водителей автобусов является периодическая смена графика работы, а также графика движения. Всё это приводит к ломке рабочего стереотипа, биоритмов, нарушению сна, что является главной причиной интенсивного нервно-эмоционального напряжения у водителей автотранспорта. Кроме того, весь период вождения автотранспорта у водителей связан с необходимостью сосредоточенного наблюдения, не редки конфликтные ситуации, возникающие при контактах с пассажирами автобусов. При опросе почти половина водителей (42,5%) отмечали в конце рабочего дня усталость, раздражительность, головную боль. Поскольку рабочий день начинается очень рано (в 4-5 часов), водители
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
ТАБЛИЦА 1.
Коэффициенты корреляции между биомаркерами и ИАН
Показатели Коэффициент Спирмана p-level
ИАН-ДАД 0,61 0,0000
ИАН-Кхс 0,58 0,0000
ИАН-АЛаТ 0,56 0,0000
ИАН-ХС 0,54 0,0000
ИАН-САД 0,52 0,0000
ИАН-ГГТП 0,51 0,0000
ИАН- ИВБ в покое 0,44 0,0000
ИАН-ТГ 0,41 0,0001
ИАН-ИМТ 0,39 0,0001
ИАН-ОБ 0,36 0,0006
ИАН-Глюкоза 0,35 0,0006
ИАН-ЛПНП 0,33 0,0015
ИАН-АСаТ 0,32 0,0024
ИАН -ЧСС при АОП 0,32 0,0022
ИАН-ЧСС при АОП 0,32 0,0022
ИАН-ИВБ при АОП 0,20 0,0505
ИАН-ЛПВП -0,31 0,0025
ИАН-ТР в покое -0,42 0,0000
ИАН-ТР при АОП -0,50 0,0000
ТАБЛИЦА 2.
Значимые корреляции между ИАН и ЭКГ признаками
Показатели Коэффициент Спирмана p-level
ИАН -брадикардия -0,23 0,003
ИАН - синусовая аритмия -0,27 0,001
ИАН - тахикардия 0,33 0,002
ИАН - блокада передней ветви левой ножки пучка Гисса 0,25 0,002
ИАН - замедление внутрипредсерд-ной проводимости 0,22 0,004
ИАН - гипертрофия желудочков 0,25 0,002
ИАН - желудочковаяэкстрасистолия 0,22 0,004
всех возрастных групп жаловались на сонливость (85,0%) и в течение рабочего дня боролись со сном, выпивая кофе, тонизирующие напитки, чай. Напряженность трудового процесса водителей автобусов соответствует вредным условиям труда второй степени (3.2).
При проведении телеметрических измерений сердечного ритма в условиях профессиональной деятельности и фиксации стресс-реакций было отмечено, что в среднем водители пассажирского общественного транспорта испытывают стресс на протяжении 36,7±12,7% времени управления автобусом. За смену у водителей регистрировали до 108 стресс-реакций, среднее количество составляло 55,8±32,5 реакций. Средняя продолжительность реакции острого стресса составила 1,16±0,07 минуты. У водителей автобусов наиболее часто возникали стрессовые реакции в период посадки и высадки пассажиров, что составило около 49% всех стресс-реакций и было обусловлено повышенной ответственно-
стью за жизнь людей. Стрессы регистрировали при возникновении предаварийных ситуаций, при совершении маневров, в периоды между рейсами. С помощью корреляционного анализа было выявлено, что при возрастании времени вождения происходило увеличении продолжительности стресс-реакции ^=0,89, р=0,0001). По результатам дисперсионного анализа было установлено, что при стаже 30 и более лет длительность реакции на стресс-факторы в процессе работы у водителей достоверно повышается (рис. 1), что указывает на изменение уровня систем регуляции организма при хроническом стрессовом воздействии.
Для количественной характеристики изменений систем регуляции был рассчитан индекс аллостатической нагрузки в данной профессиональной группе. При поликлиническом обследовании у 52,2% водителей выявлялась артериальная гипертензия, у 10,9% - язвенная болезнь, у 22,8% - признаки недостаточности мозгового кровообращения, 39,1% - избыточная масса тела, 14,1% - синдром вегетативной дисто-нии, 73% из обследованных курили. Анализ показал высокую частоту встречаемости клинических показателей, превышающих норму, в стажевых группах (рис. 2).
Расчет ИАН в трех стажевых группах показал, что среднее значение в первой группе (3,1±3,0) достоверно меньше, чем во второй (5,1±3,3, р=0,045) и в третьей (5,8±3,4, р=0,002). При этом в стажевой группе 10-19 лет у 22% водителей ИАН был равен 0, у 35% соответствовал низкой аллостатической нагрузке, у 17% - умеренной, у 26% - высокой. В группе со стажем 20-29 лет ИАН только у 9% водителей был равен 0, у 18% был низкий, у 18% - умеренный, у 55% - высокий. В группе со стажем 30 и более лет только у 15% обследованных уровень аллостатической нагрузки был низкий и у четверти умеренный, 60% водителей были с высоким уровнем ИАН. Наибольший вклад (частота выявления биомаркеров 50% и более) в формирование высокой ИАН в первой стажевой группе вносят ЛПНП (83%), ОБ (67%), ХС, Кхс, ТГ, АЛаТ, АСаТ, ГГТП, ИВБ при АОП (50%); во второй группе ЛПВП (67%) и Кхс (67%), ТГ (58%), ЧСС в покое (58%), ЧСС при АОП (50%); в третьей группе наблюдали равномерное распределение по всем показателям, наибольший вклад был у ДАД (54%), АЛаТ (54%), ХС (50%). Обращает внимание, что количество значимых биомаркеров в первой группе значительно больше, что характеризует уровень активации различных систем организма на повреждающее стрессовое воздействие. Уровни значимости биомаркеров при формировании аллостатической нагрузки у водителей автобусов показаны в таблице 1.
С помощью корреляционного анализа выявили достоверные взаимосвязи между уровнем ИАН и частотой встречаемости ЭКГ-признаков (таблица 2).
При сравнении стандартизованных по возрасту показателей с увеличением стажа достоверно чаще регистрировали ЭКГ-признаки, которые могут ассоциироваться с повышением длительности острой реакции на стресс и нарушениями работы сердца в процессе деятельности (рис. 3).
Таким образом, результаты данного исследования показали влияние аллостатической нагрузки, обусловленной хроническим профессиональным стрессом, на развитие патофизиологических изменений в организме и напряжение регуляторных механизмов сердечно-сосудистой системы с увеличением стажа работы водителей.
Выводы
1. Водители автобусов в процессе работы испытывают значительную стрессовую нагрузку, обусловленную высокой напряженностью труда, повышенными уровнями виброакустических факторов.
2. При телеметрии сердечного ритма у более стажиро-ванных работников регистрируется увеличение продолжительности стрессовой реакции.
3. Индивидуальные показатели ИАН широко варьируют, доля водителей с высоким уровнем ИАН в старших стажевых группах возрастает. Наибольший вклад в ИАН вносят диастолическое артериальное давление, показатели липидного профиля, аланинаминотрансфераза.
4. Установлена зависимость между индексом аллоста-тической нагрузки и ЭКГ-признаками.
ЛИТЕРАТУРА
1. Измеров Н.Ф., Бухтияров И.В., Прокопенко Л.В., Измерова Н.И., Кузьмина Л.П. Труд и здоровье. М.: Литтерра, 2014. С. 193-242.
Izmerov N.F., Bukhtiyarov I.V., Prokopenko L.V., Izmerova N.I., Kuz'mina L.P. Trud izdorov'e. М.: Litterra, 2014. S. 193-242.
2. Матюхин В.В., Бухтияров И.В., Юшкова О.И., Шардакова Э.Ф. и др. Роль физиологии труда в сохранении работоспособности и здоровья у работников различных видов трудовой деятельности. Достижения и перспективы развития. Экология человека. 2013. № 6. С. 19-24.
Matjuhin V.V., Buhtijarov I.V., Jushkova O.I., Shardakova Je.F. i dr. Rol' fiziologii truda v sohranenii rabotosposobnosti i zdorov'ja u rabotnikov
razlichnyh vidov trudovoj dejatel'nosti. Dostizhenija i perspektivy razvitija. Ekologija cheloveka. 2013. № 6. S. 19-24.
3. Горохова С.Г., Пфаф В.Ф., Мурасеева Е.В., Ахсанова Э.Р. и др. Структура аллостатической нагрузки у работников железнодорожного транспорта. Медицина труда и промышленная экология. 2016. № 4. С. 5-9.
Gorohova S.G., Pfaf V.F., Muraseeva E.V., Ahsanova Je.R. i dr. Struktura allo-staticheskoj nagruzki u rabotnikov zheleznodorozhnogo transports. Medicina truda i promyshlennaja ekologija. 2016. № 4. S. 5-9.
4. Mauss D., Li J., Schmidt B., Angerer P., Jarczok M.N. Measuring allostatic load in the workforce: a systematic review. Industrial Health. 2015. T. 53. P. 5-20.
5. Glei D.A., Goldman N., Yi-Li Chuang, Weinstein M. Do chronic stressors lead to physiological dysregulation? Testing the theory of allostatic load. Psychosomatic Medicine. 2007. T. 69. P. 769-776.
6. Эльгаров А.А., Калмыкова М.А., Эльгаров М.А. Автотранспортная медицина - опыт и перспективы. Медицина труда и промышленная экология. 2010. № 11. P. 21-23.
El'garov A.A., Kalmykova M.A., El'garov M.A. Avtotransportnaja medicina - opyt i perspektivy. Medicina truda i promyshlennaja ekologija. 2010. № 11. P 21-23.
7. Некрасова М.М., Полевая С.А., Парин С.Б., Шишалов И.С., Бахчина А.В. Способ определения стресса. Патент Российской Федерации RU 2531443, 2014.
Nekrasova M.M., Polevaya S.A., Parin S.B., Shishalov IS, Bakhchina A.V. Sposob opredeleniya stressa. Patent Rossiyskoy Federatsii RU 2531443, 2014.
8. Михайлов В.М. Вариабельность ритма сердца: опыт практического применения метода. Иваново: Иван. гос. мед. академия, 2002. 290 с.
Mihajlov V.M. Variabel'nost' ritma serdca: opyt prakticheskogo prime-nenija metoda. Ivanovo: Ivan. gos. med. akademija, 2002. 290 s. ЦП«
УДК: 613.2.038:612.392.7 Код специальности ВАК: 14.02.01, 14.02.04, 03.03.01
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ В РАЦИОН ПИТАНИЯ ПРОДУКТА С ПОВЫШЕННЫМ СОДЕРЖАНИЕМ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ВЕШЕСТВ У ЛИЦ СО ЗНАЧИТЕЛЬНЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ НАГРУЗКАМИ
Р.С. Рахманов1, Н.В. Чумаков1, С.А. Разгулин2, Ю.Г. Пискарев1,
1 ФБУН «Нижегородский научно-исследовательский институт гигиены и профпатологии»,
2 ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия»
Рахманов Рофаиль Салыхович - e-mail: [email protected]
При включении в рацион питания натурального продукта с заданным составом витаминов и минеральных веществ у лиц, занимающихся циклическим видом спорта, получены данные о стимуляции парасимпатических влияний вегетативной нервной системы, в частности трофотроп-ной зоны гипоталамуса. Это подтверждали данные белкового обмена и эритропоэза, урежения частоты сердечных сокращений, снижения артериального давления, повышения гипоксической устойчивости. Позитивный результат был получен на фоне значительных физических нагрузок, превышения суточных энергетических расходов по сравнению с предыдущими тренировками. Повышение уровней печеночных ферментов у лиц в контрольной группе в этот период свидетельствовало о неадекватности нагрузок.
Ключевые слова: физические нагрузки, продукт с повышенным содержанием биологически активных веществ, эффективность.
The inclusion of natural food product with a specified content of vitamins and minerals in food ration of persons going in for cyclic sports demonstrated stimulation of parasympathetic vegetative nervous system, in particular trophotropic zone of hypothalamus. It was confirmed by data of protein metabolism and erythropoiesis, decrease of heart rate and arterial pressure, increase of tolerance to hypoxia. A positive result was gained against a background of considerable physical loads, exceeding of daily energy expenditure in comparison with previous trainings. An elevated level of liver ferments in persons of control group during this period provided evidence that loads were inadequate.
Key words: physical loads, food product with elevated level of biologically
active substances, effectiveness.