Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОЖАРНОМ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ'

К ВОПРОСУ О ПОЖАРНОМ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
211
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДОБРОВОЛЬНАЯ ПОЖАРНАЯ ОХРАНА / МЧС / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / FIRE SAFETY / VOLUNTARY FIRE PROTECTION / EMERCOM / EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воробьев Роман Андреевич

В статье рассматривается проблема правового регулирования профессионального обучения добровольных пожарных, неразрывно связанная с вопросом допуска указанной категории лиц к выполнению работ по непосредственному тушению пожаров. Автор дает характеристику законодательного регулирования подготовки добровольных пожарных, что позволяет установить как имеющиеся правовые коллизии, так и вероятные, что указывает на низкий уровень правовой культуры субъектов правотворчества. Автором установлены недостатки организационно-правового характера, в части механизма правового регулирования подготовки добровольных пожарных, свидетельствующие о необходимости пересмотра действующих нормативно-правовых актов. Указанные недостатки законодательной базы снижают качество подготовки добровольных пожарных и темпы развития добровольчества в Российской Федерации, что, в свою очередь, имеет негативное влияние на процесс построения гражданского общества, на правосознание и правовую культуру граждан, правоприменителей и законодателей. Авторские выводы позволяют сделать предложения по качественному улучшению законодательства в сфере регулирования пожарного добровольчества и определить приоритеты в части регулирования подготовки квалифицированных кадров пожарной безопасности наряду с развитием пожарного добровольчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE APPLICATION OF FIRE VOLUNTARY: PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF VOCATIONAL TRAINING

This article discusses the problem of legal regulation of vocational training of voluntary firefighters, inextricably linked to the issue of admission of the specified category of persons to perform work on direct fire fighting. Based on the analysis, the author characterizes the legislative regulation of the training of voluntary firefighters, which allows us to establish both existing legal conflicts and probable ones, which indicates a low level of legal culture of subjects of lawmaking. The author has identified the shortcomings of an organizational and legal nature, in terms of the mechanism of legal regulation of the training of voluntary firefighters, indicating the need to review the existing regulatory legal acts. These shortcomings in the legislative framework reduce the quality of training for voluntary firefighters and the pace of development of volunteerism in the Russian Federation, which, in turn, has a negative impact on the process of building a civil society, on the legal consciousness and legal culture of citizens, law enforcement and legislators. The author's conclusions allow us to make suggestions for a qualitative improvement of the legislation in the field of fire volunteering regulation and to determine priorities in terms of regulating the training of qualified fire safety personnel along with the development of fire volunteering.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОЖАРНОМ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

10. Бояркова Г. Номера превращаются в комнаты. Как хостелы обходят закон, а сервисы бронирования им в этом мешают. «Фонтанка.ру». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fontanka.ru/2019/10/03/104/

References and Sources

1. Pis'mo Obshchestvennoj palaty RF ot 09.11.2015 № 50P-2/2302 (Zaklyuchenie po rezul'tatam obshchestvennoj ekspertizy proekta Federal'nogo zakona N° 876688-6 «O vnesenii izmeneniya v stat'yu 17 ZHilishchnogo kodeksa Rossijskoj Federacii»).

2. Suslova S.I. Hostely: problemy pravovogo regulirovaniya // Turizm: pravo i ekonomika. 2016. № 2. C. 4.

3. ZHilishchnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29.12.2004 № 188-FZ, p. 2 st. 17.

4. Deryabina Anna. Pyat' voprosov o hostelah. Kak novyj zakon izmenit gostinichnyj rynok // 09.06.2016 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://news.ners.ru/pyat-voprosov-o-khostelakh-kak-novyy-zakon-izmenit-gostinichnyy-rynok.html

5. Hamraev Viktor. Parlamentskaya komissiya ne opredelilas' s datoj vstupleniya v silu novogo zakona o hostelah. 25.03.2019. [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https://www.kommersant.ru/doc/3923512

6. Kogda vstupit v dejstvie «zakon o hostelah»? 19.03.2019. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://hotelier.pro/news/item/3836-kogda-vstupit-v-dejstvie-zakon-o-khostelakh

7. Morozov P.E., SHevchenko O.A. Pravovoe regulirovanie deyatel'nosti hostelov: problemy i puti ih resheniya // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2018. №4(89). S. 113.

8. Hismatullin O. Yu. Kudina S. A. Pravovoe regulirovanie otnoshenij sobstvennosti na obshchee imushchestvo mnogokvartirnogo doma // Vestnik Ufimskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2014. №3. S.59.

9. S 1 oktyabrya 2019 g/ zapreshcheny hostely v mnogokvartirnyh domah. Novye trebovaniya k hostelam. 17 Aprelya 2019. [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https://informatio.ru/news/economy/s_oktyabrya_2019_kvartiru_nelzya_prevratit_v_

10. Boyarkova G. Nomera prevrashchayutsya v komnaty. Kak hostely obhodyat zakon, a servisy bronirovaniya im v etom meshayut. «Fontanka.ru». [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.fontanka.ru/2019/10/03/104/

ЦУКАНОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса, Юридического Института Белгородского государственного университета (elenabelgorod1202@gmail.com). СЕЛИВРА МАКСИМ НИКОЛАЕВИЧ - магистрант Юридического Института Белгородского государственного университета (Amveich@mail.ru).

TSUKANOVA, ELENA Yu. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Civil Law and Procedure, Law Institute of the Belgorod State University (elenabelgorod1202@gmail.com).

SELIVRA, MAKSIM N. - graduate student at the Law Institute of the Belgorod State University (Amveich@mail.ru).

УДК 34.096:614.842.831

ВОРОБЬЕВ Р.А.

К ВОПРОСУ О ПОЖАРНОМ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Ключевые слова: пожарная безопасность, добровольная пожарная охрана, МЧС, образование, профессиональное обучение.

В статье рассматривается проблема правового регулирования профессионального обучения добровольных пожарных, неразрывно связанная с вопросом допуска указанной категории лиц к выполнению работ по непосредственному тушению пожаров. Автор дает характеристику законодательного регулирования подготовки добровольных пожарных, что позволяет установить как имеющиеся правовые коллизии, так и вероятные, что указывает на низкий уровень правовой культуры субъектов правотворчества. Автором установлены недостатки организационно-правового характера, в части механизма правового регулирования подготовки добровольных пожарных, свидетельствующие о необходимости пересмотра действующих нормативно-правовых актов. Указанные недостатки законодательной базы снижают качество подготовки добровольных пожарных и темпы развития добровольчества в Российской Федерации, что, в свою очередь, имеет негативное влияние на процесс построения гражданского общества, на правосознание и правовую культуру граждан, правоприменителей и законодателей. Авторские выводы позволяют сделать предложения по качественному улучшению законодательства в сфере регулирования пожарного добровольчества и определить приоритеты в части регулирования подготовки квалифицированных кадров пожарной безопасности наряду с развитием пожарного добровольчества.

VOROBYEV, R.A.

ON THE APPLICATION OF FIRE VOLUNTARY: PROBLEMS OF LEGAL REGULATION

OF VOCATIONAL TRAINING

Keywords: fire safety, voluntary fire protection, EMERCOM, education, professional training.

This article discusses the problem of legal regulation of vocational training of voluntary firefighters, inextricably linked to the issue of admission of the specified category of persons to perform work on direct fire fighting. Based on the analysis, the author characterizes the legislative regulation of the training of voluntary firefighters, which allows us to establish both existing legal conflicts and probable ones, which indicates a low level of legal culture of subjects of lawmaking. The author has identified the shortcomings of an organizational and legal nature, in terms of the mechanism of legal regulation of the training of voluntary firefighters, indicating the need to review the existing regulatory legal acts. These shortcomings in the legislative framework reduce the quality of training for voluntary firefighters and the pace of development of volunteerism in the Russian Federation, which, in turn, has a negative impact on the process of building a civil society, on the legal consciousness and legal culture of citizens, law enforcement and legislators. The author's conclusions allow us to make suggestions for a qualitative improvement of the legislation in the field of fire volunteering regulation and to determine priorities in terms of regulating the training of qualified fire safety personnel along with the development of fire volunteering.

В советском праве вопрос компетенций добровольных пожарных регулировался исключительно уставными требованиями общественных объединений и, как правило, имел общие, размытые формулировки, налагая на добровольных пожарных обязанность «изучать пожарное дело» [1, с. 178]. В свою очередь, пункт 3 «Порядка подготовки личного состава пожарной охраны», утвержденного Приказом МЧС России от 26.10.2017 № 472, гласит, что в подразделениях добровольной пожарной охраны профессиональная подготовка осуществляется по отдельным программам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации [2].

В законодательстве некоторых стран - бывших участниц СССР, вопрос правового регулирования подготовки добровольных пожарных остается на уровне советского права -имеется формулировка о необходимости изучения пожаротушения, при этом разработка программ отдана на места. Так, например, п.7 «Положения о добровольных пожарных формированиях», утвержденного Постановлением Правительства Республики Молдова № 662 от 12.07.1999, гласит, что на добровольные пожарные формирования возлагается обязанность изучения, применения и соблюдения норм по предупреждению и тушению пожаров. При этом обязанность организации занятий по подготовке членов формирований, возлагается на начальника формирования (там же, п.17), и отдельно оговорено, что учебные занятия с членами добровольного пожарного формирования проводятся в свободное от работы время (не более четырех часов в месяц) по расписанию, утвержденному руководителем объекта. (там же, п.15) [3].

В иных государствах, вопрос правового регулирования подготовки добровольных пожарных получил развитие в части законодательного закрепления вида и программ специальной подготовки. Например, Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь № 571 от 13.10.1995 был утвержден ряд Положений, регламентирующих создание и функционирование добровольных пожарных. Так п.11 «Положения о добровольных пожарных командах», утвержденного гласит, что, для несения службы в боевых расчетах пожарной команды допускаются мужчины, годные по состоянию здоровья к этой работе и прошедшие специальный курс обучения (пожарно-технический минимум); а п.14 «Положения о добровольных пожарных дружинах на предприятиях, в учреждениях и организациях» закрепил обязанность членов добровольной пожарной дружины ежегодно проходить однодневные учебные сборы на базе учебно-методического центра по обучению населения пожарной безопасности или пожарной части [4, 5].

Рассмотрим подробнее, имеющийся в современном российском праве механизм правового регулирования профессионального обучения пожарных добровольцев.

Статья 4 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определила виды пожарной охраны, действующей на территории Российской Федерации. Их пять: государственная противопожарная служба (далее - ГПС), муниципальная пожарная охрана, ведомственная пожарная охрана, частная пожарная охрана и добровольная пожарная охрана (далее - ДПО) [6]. По сведениям МЧС России, на декабрь 2017 года в реестр добровольных пожарных внесено почти миллион добровольцев (938 993 человека), из которых большая часть (895 687 человек) была обучена в учебных центрах ГПС или в пожарных частях [7].

Согласно статье 15 Федерального закона от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране», на работников ДПО и добровольных пожарных возлагается обязанность обладать необходимыми пожарно-техническими знаниями в объеме, предусмотренном соответствующей программой профессионального обучения добровольных пожарных [8].

Пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает четыре вида образования: общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение [9]. Пункт 1 статьи 73 того же закона гласит, что профессиональное обучение направлено на приобретение профессиональной компетенции, получение квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего. Пункт 7 той же статьи утверждает, что Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение (далее - Перечень), утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и

нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Данное положение корреспондирует к Приказу Минобрнауки России от 02.07.2013 № 513, закрепившему указанный Перечень [10].

Изучая Перечень, мы находим следующие профессии, непосредственно занятых в тушении лиц: пожарный, парашютист (десантник) - пожарный, инструктор авиапожарной команды, инструктор парашютно-пожарной группы, матрос-пожарный, горнорабочий по предупреждению и тушению пожаров. Профессии «добровольный пожарный», равно как и профессии «работник добровольной пожарной охраны» в Перечне отсутствуют. В этой связи актуальным становится вопрос подготовки добровольных пожарных. Фактически, здесь складывается правовая коллизия. Установленная федеральным законом норма об обязательном обучении добровольных пожарных и работников ДПО не реализуема, ввиду отсутствия механизма правового регулирования.

Статья 21 Федерального закона «О добровольной пожарной охране» дефинирует, что не имеющие специального профессионального образования в области пожарной безопасности работники добровольной пожарной охраны и добровольные пожарные в обязательном порядке проходят профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки и программам повышения квалификации добровольных пожарных, разработанным и утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Статья 13 того же закона дефинирует, что лицо приобретает статус «добровольный пожарный» с момента обязательной регистрации этого физического лица в реестре добровольных пожарных. Согласно пункту 3 «Порядка формирования и ведения реестра общественных объединений пожарной охраны и сводного реестра добровольных пожарных», утвержденного Приказом МЧС России от 04.08.2011 № 416, для регистрации лица в реестре добровольных пожарных необходимо предоставить в регистрирующий орган (прим. - главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации) пакет документов, который включает «свидетельство (диплом) о прохождении добровольным пожарным обучения по программам первоначальной и последующей профессиональной подготовки (при наличии)» [11]. Данная норма подтверждает положения статьи 21 Федерального закона «О добровольной пожарной охране».

Отметим, что на данный момент также существует Проект Приказа МЧС России «Об утверждении программ профессиональной подготовки и программ повышения квалификации добровольных пожарных» [12], до сих пор не получивший реализации.

В отсутствие отдельного нормативно-правового акта, регламентирующего профессиональное обучение добровольных пожарных, некоторые разъяснения можно получить из рекомендательного Письма МЧС России от 08.06.2016 № 43-2877-18 «Об организации участия добровольных пожарных в предупреждении и тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (вместе с Методическими рекомендациями МЧС России органам местного самоуправления и общественным объединениям по организации участия добровольных пожарных в предупреждении и/или тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ в составе пожарных команд Корпуса сил добровольной пожарной охраны)». Приложением к указанному Письму являются типовые договоры (соглашения) между территориальными подразделениями Федеральной противопожарной службы (далее - ФПС), общественными объединениями и органами местного самоуправления. В Приложении № 2 указано: «отряд ФПС оказывает содействие общественному объединению пожарной охраны в организации профессионального обучения добровольных пожарных» [13]. Очевидно, что норма статьи 15 Федерального закона «О добровольной пожарной охране», требует расширенного толкования, поскольку Письмо МЧС России от 08.06.2016 № 43-2877-18 равно как не раскрывает в чем должно проявляться содействие ФПС в части профессионального обучение добровольных пожарных, так и не дает ответа по какой образовательной программе необходимо осуществлять данное обучение.

Принимая во внимание рекомендательный постулат МЧС России о содействии подразделений ФПС в профессиональном обучении ДПО, отмечаем, что профессиональное обучение является видом образовательной деятельности. Российским законодательством установлено, что профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве (п.6 ст.73 Федерального закона от «Об образовании») и является лицензируемой деятельностью (п.1 ст.91 того же ФЗ). Норма статьи 21 Федерального закона «О добровольной

пожарной охране» устанавливает, что «профессиональное обучение работников ДПО и добровольных пожарных осуществляется в подразделениях ДПО в порядке, установленном руководителем соответствующего подразделения, с учетом особенностей охраняемых объектов и территорий муниципальных образований или на базе учебных центров (пунктов) и подразделений ГПС, иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Благодаря уточнению в диспозиции «организаций, осуществляющих образовательную деятельность», данная норма не противоречит нормам Федерального закона «Об образовании», и возвращает нас к проблеме реализации нормы, предписывающей добровольным пожарным проходить профессиональное обучение.

Означенный выше Проект Приказа МЧС указывает, что порядок профессионального обучения добровольных пожарных определяется программами профессиональной подготовки и программы повышения квалификации добровольных пожарных. Данный проект, находясь на стадии разработки, уже вступает в конфликт с действующим законодательством об образовании. Разработчики определяют, что «повышение квалификации добровольных пожарных должно проводиться в образовательных учреждениях или профессиональных подразделениях пожарной охраны на основе двусторонних соглашений (договоров) между образовательными учреждениями с общественными объединениями пожарной охраны». При том, что повышение квалификации есть форма дополнительного профессионального образования и попадает под действие Федерального закона «Об образовании», а стало быть, является лицензируемым видом деятельности, резонным будет предположить, что далеко не каждое профессиональное подразделение пожарной охраны имеет соответствующую лицензию на образовательную деятельность, а, следовательно, не имеет права оказывать образовательные услуги. Помимо этого, авторы Проекта указывают, что время на освоение образовательной программы повышения квалификации добровольных пожарных должно составлять от 10 до 20 часов, хотя имеется действующая норма пункта 12 Приказа Минобрнауки РФ от 01.07.2013 № 499, гласящая, что минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов [14].

Соответственно, нарушая минимальный предел срока освоения образовательной программы, игнорируя требования о лицензировании образовательной деятельности, разработчики фактически создают правовые коллизии. Норма Федерального закона «О добровольной пожарной охране», указывающая, что программы обучения добровольных пожарных разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, не исключает действие норм Федерального закона «Об образовании». Принцип законности права не допускает внутренних противоречий и коллизий законодательства. Рассматривать вопрос образования пожарных кадров (включая, добровольцев) исключительно в рамках их ведомственной нормативной базы, в отрыве от федеральных норм, регламентирующих образовательный процесс, мы не можем. Иначе возникает вопрос о целесообразности федерального регулирования профессионального обучения. Наличие внутренних противоречий в нормах отраслевых ведомств и в федеральных нормативно-правовых актах, свидетельствует об отсутствии скоординированной правотворческой деятельности. В условиях построения гражданского общества, в целях развития правовой культуры и правосознания, необходимо добиться четкого механизма правого регулирования, исключающего разночтения нормативно-правовых актов.

Исходя из вышесказанного, мы делаем выводы, что несмотря на то, что законодатель установил обязанность добровольных пожарных проходить профессиональное обучение, механизм правового регулирования данных мероприятий по-прежнему отсутствует. Более того, не вполне целесообразно говорить о профессиональном обучении добровольных пожарных, поскольку их деятельность не является профессиональной, а статус «добровольный пожарный» -не является профессией. В этой связи, полагаем, что нормы Федерального закона «О добровольной пожарной охране» и Федерального закона «Об образовании» вступают в противоречие друг с другом. Законодателям необходимо определить, какой уровень подготовки необходим добровольным пожарным, и, исходя из этого, внести поправки в действующий Федеральный закон «О добровольной пожарной охране». Федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, а также

нормативно-правовому регулированию в части пожарной безопасности (МЧС) [15] и в части профессионального обучения (Минпросвещения) [16] следует совместно разработать программы подготовки добровольных пожарных не противоречащие законодательству об образовании.

Литература и источники

1. Микеев А.К. Добровольная пожарная охрана. М.: Стройиздат, 1987. 399 с.

2. Приказ МЧС России от 26.10.2017 M 472 «Об утверждении Порядка подготовки личного состава ножарной охраны» // СПС: КонсультантПлюс.

3. Постановление Правительства Республики Молдова M 662 от 12.07.1999 «О добровольных пожарных формированиях» // Registrul de Stat al Actelor Juridice din Republica Moldova // URL: http://lex.justice.md/ (дата обращения 16.02.2019)

4. Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь M 571 от 13.10.1995 «Об утверждении положений о внештатных пожарных формированиях и смотрах противопожарного состояния жилых домов в населенных пунктах» // Кодексы, законы и законодательные документы Республики Беларусь // URL: https://belzakon.net/ (дата обращения 16.02.2019)

5. Постановление Министерства но чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 02.05.2018 г. M 30 «Об утверждении программ пожарно-технического минимума» // Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь // URL: https://mchs.gov.by (дата обращения 16.02.2019)

6. Федеральный закон от 21.12.1994 M 69-ФЗ «О ножарной безопасности» // СПС: КонсультантПлюс.

7. Сведения о деятельности добровольной ножарной охраны // Портал МЧС России // URL: http://www.mchs.gov.ru/ (дата обращения 16.02.2019)

8. Федеральный закон от 06.05.2011 M 100-ФЗ «О добровольной ножарной охране» // СПС: КонсультантПлюс.

9. Федеральный закон от 29.12.2012 M 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС: КонсультантПлюс.

10. Приказ Минобрнауки России от 02.07.2013 M 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, но которым осуществляется профессиональное обучение» // СПС: КонсультантПлюс.

11. Приказ МЧС РФ от 04.08.2011 M 416 «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра общественных объединений пожарной охраны и сводного реестра добровольных пожарных» // СПС: КонсультантПлюс.

12. Проект Приказа МЧС России «Об утверждении программ профессиональной подготовки и программ повышения квалификации добровольных пожарных» // СПС: КонсультантПлюс.

13. Письмо МЧС России от 08.06.2016 M 43-2877-18 «Об организации участия добровольных пожарных в предупреждении и тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (вместе с «Методическими рекомендациями МЧС России органам местного самоуправления и общественным объединениям по организации участия добровольных пожарных в предупреждении и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ в составе пожарных команд Корпуса сил добровольной ножарной охраны»)» // СПС: КонсультантПлюс.

14. Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 M 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности но дополнительным профессиональным программам» // СПС: КонсультантПлюс.

15. Указ Президента РФ от 11.07.2004 N° 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации но делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» // СПС: КонсультантПлюс.

16. Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 M 884 «Об утверждении Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // СПС: КонсультантПлюс.

References and Sources

1. Mikeev A.K. Dobrovol'naya pozharnaya ohrana. M.: Strojizdat, 1987. 399 s.

2. Prikaz MCHS Rossii ot 26.10.2017 N^ 472 «Ob utverzhdenii Poryadka podgotovki lichnogo sostava pozharnoj ohrany» // SPS: Konsul'tantPlyus.

3. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Moldova N^ 662 ot 12.07.1999 «O dobrovol'nyh pozharnyh formirovaniyah» // Registrul de Stat al Actelor Juridice din Republica Moldova // URL: http://lex.justice.md/ (data obrashcheniya 16.02.2019)

4. Postanovlenie Kabineta Ministrov Respubliki Belarus' N^ 571 ot 13.10.1995 «Ob utverzhdenii polozhenij o vneshtatnyh pozharnyh formirovaniyah i smotrah protivopozharnogo sostoyaniya zhilyh domov v naselennyh punktah» // Kodeksy, zakony i zakonodatel'nye dokumenty Respubliki Belarus' // URL: https://belzakon.net/ (data obrashcheniya 16.02.2019)

5. Postanovlenie Ministerstva po chrezvychajnym situaciyam Respubliki Belarus' 02.05.2018 g. N^ 30 «Ob utverzhdenii programm pozharno-tekhnicheskogo minimuma» // Ministerstvo po chrezvychajnym situaciyam Respubliki Belarus' // URL: https://mchs.gov.by (data obrashcheniya 16.02.2019)

6. Federal'nyj zakon ot 21.12.1994 N^ 69-FZ «O pozharnoj bezopasnosti» // SPS: Konsul'tantPlyus.

7. Svedeniya o deyatel'nosti dobrovol'noj pozharnoj ohrany // Portal MCHS Rossii // URL: http://www.mchs.gov.ru/ (data obrashcheniya 16.02.2019)

8. Federal'nyj zakon ot 06.05.2011 N^ 100-FZ «O dobrovol'noj pozharnoj ohrane» // SPS: Konsul'tantPlyus.

9. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N^ 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // SPS: Konsul'tantPlyus.

10. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 02.07.2013 N^ 513 «Ob utverzhdenii Perechnya professij rabochih, dolzhnostej sluzhashchih, po kotorym osushchestvlyaetsya professional'noe obuchenie» // SPS: Konsul'tantPlyus.

11. Prikaz MCHS RF ot 04.08.2011 JN 416 «Ob utverzhdenii Poryadka formirovaniya i vedeniya reestra obshchestvennyh ob"edinenij pozharnoj ohrany i svodnogo reestra dobrovol'nyh pozharnyh» // SPS: Konsul'tantPlyus.

12. Proekt Prikaza MCHS Rossii «Ob utverzhdenii programm professional'noj podgotovki i programm povysheniya kvalifikacii dobrovol'nyh pozharnyh» // SPS: Konsul'tantPlyus.

13. Pis'mo MCHS Rossii ot 08.06.2016 N^ 43-2877-18 «Ob organizacii uchastiya dobrovol'nyh pozharnyh v preduprezhdenii i tushenii pozharov i provedenii avarijno-spasatel'nyh rabot (vmeste s «Metodicheskimi rekomendaciyami MCHS Rossii organam mestnogo samoupravleniya i obshchestvennym ob"edineniyam po organizacii uchastiya dobrovol'nyh pozharnyh v preduprezhdenii i (ili) tushenii pozharov i provedenii avarijno-spasatel'nyh rabot v sostave pozharnyh komand Korpusa sil dobrovol'noj pozharnoj ohrany»)» // SPS: Konsul'tantPlyus.

14. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 01.07.2013 N^ 499 «Ob utverzhdenii Poryadka organizacii i osushchestvleniya obrazovatel'noj deyatel'nosti po dopolnitel'nym professional'nym programmam» // SPS: Konsul'tantPlyus.

15. Ukaz Prezidenta RF ot 11.07.2004 N^ 868 «Voprosy Ministerstva Rossijskoj Federacii po delam grazhdanskoj oborony, chrezvychajnym situaciyam i likvidacii posledstvij stihijnyh bedstvij» // SPS: Konsul'tantPlyus.

16. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 28.07.2018 N^ 884 «Ob utverzhdenii Polozheniya o Ministerstve prosveshcheniya Rossijskoj Federacii i priznanii utrativshimi silu nekotoryh aktov Pravitel'stva Rossijskoj Federacii» // SPS: Konsul'tantPlyus.

ВОРОБЬЕВ РОМАН АНДРЕЕВИЧ - специалист по охране труда, Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов VOROBYEV, ROMAN A. - Labor Protection Specialist, Krasnoyarsk Base for Aviation and Terrestrial Forest Protection (vorobyev_ra@mail.ru).

УДК 342.096

ЩЕРБИНИНА И.В., АЛЕКСАНДРОВА Е.М.

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРЕВОДЧИКА

Ключевые слова: профессиональная деятельность переводчика, адекватное правовое регулирование, система правовых актов, регулирующих деятельность переводчика.

Профессия переводчика останется нужной и востребованной, особенно в сфере синхронного перевода и письменного перевода специализированных технических, юридических и экономических текстов, еще в течение не одного десятка лет. Из этого следует, что изучение вопросов и проблем правового регулирования деятельности переводчиков является актуальным и заслуживает особого внимания. Статья посвящена анализу нормативно-правовой базы Российской Федерации и выявлению актов, которые, так или иначе, регламентируют деятельность переводчиков. В работе также предлагается классификация выявленных в исследуемой сфере нормативно-правовых документов.

SHCHERBININA, I.V., ALEKSANDROVA, E.M.

LEGAL BASIS OF TRANSLATOR'S ACTIVITY

Keywords: professional activity of the translator, adequate legal regulation, system of legal acts regulating activity of the translator.

The profession of a translator will continue to be needed and demanded for dozens of years, especially in the areas of the simultaneous translation and the translation of specialized technical, legal and economic texts. It follows that the study of issues and problems of legal regulation of the activities of translators is relevant and deserves special attention. The article is devoted to the analysis of the legal framework of the Russian Federation and the identification of acts that regulate the activities of translators. The paper also proposes a classification of the legal documents identified in the studied area.

Развитие правовой культуры граждан, их интерес к изучению и применению своих прав в разных областях, обусловливает необходимость проработки многих правовых аспектов, которые раньше не вызывали особого интереса. Речь, в том числе, идет и о правовом регулировании профессиональной деятельности переводчика, которое к настоящему моменту, на наш взгляд, является не совсем адекватным. Отсутствие детальной правовой регламентации в исследуемой сфере зачастую приводит к нарушению прав самих переводчиков и к потенциальному ущемлению прав участников переводческой деятельности. Проблема осложняется тем фактом, что в эпоху автоматизации и цифровизации профессия переводчика, как и многие другие профессии, претерпевает значительные изменения. Возникает необходимость регламентации переводческой деятельности и устранения правовых пробелов в исследуемой сфере.

В настоящее время ведется разработка профессионального стандарта для данной профессии, в котором предпринимается попытка учесть новые реалии профессиональной деятельности переводчиков [1]. «Данный профессиональный стандарт описывает обновленную профессию, необходимую рынку труда и связанную с новыми технологическими реалиями и запросами, в том числе с межъязыковой локализацией, стандартизацией, автоматизированным и аудиовизуальным переводом, постредактированием машинного перевода, эффективным менеджментом и др.», - отмечается разработчиками [1, с.48]. В соответствии с профессиональным стандартом, в дальнейшем будут внесены необходимые изменения в Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) подготовки переводчиков, поэтому так важно принять правильные решения именно на этапе разработки документа.

Несмотря на существование большого количества исследований, посвященных специфике деятельности переводчика, ее правовой аспект характеризуется недостаточной изученностью. Деятельность переводчиков и ее охрана определена в международных актах, которые в основном имеют рекомендательный характер. Это, прежде всего, Рекомендация ЮНЕСКО о юридической охране прав переводчиков и переводов и практических средствах по улучшению положения переводчиков [33], принятая 22.11.1976 году на XIX Генеральной конференции ЮНЕСКО в г. Найроби (Кения) и получившая по месту своего принятия официальное наименование Рекомендация Найроби и Хартия переводчиков. Россия в числе 164 стран - участниц ЮНЕСКО одобрила эту Рекомендацию, распространив тем самым ее действие на свою территорию. Рекомендации являются источником профессионального, но не процессуального статуса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.