gs4 право и экономика ^d
ПРИЖЕННИКОВА А.Н.,
кандидат юридических наук, доцент, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ
КОЛЯДА Герман Юрьевич,
студент 3-го курса юридического факультета Международной академии бизнеса и управления
САМОЗАНЯТОСТЬ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ НЕСТАНДАРТНОЙ ЗАНЯТОСТИ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Аннотация. В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7). В этой связи социальное государство предполагает создание равных возможностей для всех членов общества, право на достойный уровень жизнь и свободное развитие.
В последние годы актуальным является вопрос о необходимости установления правового статуса самозанятых граждан, поскольку их число постоянно возрастает. В связи с этим внесение определенности в понятийный аппарат и выявление места самозанятых лиц среди субъектов правоотношений (в т.ч. гражданских) играет важную роль не только для правовой сферы, но и в целом для экономики страны.
Представляется важным определить, в качестве кого такие лица легализуют свою деятельность, т.к. проблемным вопросом в самозанятости является т.н. фиктивная самозанятость, т.е. подчиненные трудовые отношения.
Авторы считают, что легализация деятельности самозанятых имеет массу преимуществ: возможность льготного кредитования, пенсионные накопления, наличие трудового стажа, использование ряда мер государственной поддержки (налоговые каникулы, гранты и т.п.). В этой связи необходимы специальные государственные программы реформирования существующей политики в сфере занятости, направленные на повышение компетенции самозанятых, с одной стороны, и на стимулирование продуктивной самозанятости населения через механизмы льготного кредитования и налогообложения - с другой.
Ключевые слова: рынок труда, самозанятые, образование, трудовые правоотношения, российское законодательство.
PRIZHENNIKOVA A.N.,
PhD in Law, associate Professor, associate Professor of the Department of Legal regulation economic activities of the Financial University under the
Government of the Russian Federation
KOLYADA Herman,
the third-year student of the faculty of Law International Academy of business and management
SELF-EMPLOYMENT AS A KIND OF NON-STANDARD EMPLOYMENT:
CURRENT ISSUES
Annotation. In accordance with the Constitution of the Russian Federation, the Russian Federation is a social state whose policy is aimed at creating conditions that ensure a decent life and free development of a person (part 1 of article 7). In this regard, the social state implies the creation of equal opportunities for all members of society, the right to a decent standard of living and free development.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019
In recent years, the question of the need to establish the legal status of self-employed citizens is relevant, since their number is constantly increasing. In this regard, the introduction of certainty in the conceptual apparatus and the identification of the place of self-employed persons among the subjects of legal relations (including civil) plays an important role not only for the legal sphere, but also for the country's economy as a whole.
It is important to determine as whom such persons legalize their activities, because the problematic issue in self-employment is the so-called fictitious self-employment, that is, subordinate labor relations.
Believe that the legalization of the self-employed has a lot of advantages: the possibility of preferential lending, pension savings, employment experience, the use of a number of measures of state support (tax holidays, grants, etc.). In this regard, special state programs are needed to reform the existing employment policy, aimed at improving the competence of the self-employed, on the one hand, and to stimulate productive self-employment of the population through the mechanisms of preferential lending and taxation, on the other.
Key words: labor market, self-employed, education, labor relations, Russian legislation.
Термин «самозанятые» давно используется, однако законодательство не дает его единого определения. Если проанализировать российское законодательство, то можно увидеть, что в Налоговом кодексе РФ [19] самозанятые лица - это физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и оказывающие без привлечения наемных работников услуги физическим лицам для личных, домашних и (или) иных подобных нужд (ст. 83).
Определение понятия самозанятого лица отражена в п. 3.18 ГОСТ 12.0.004-2015: это человек, самостоятельно занятый трудом по оказанию услуг в рамках договоров гражданско-правового характера, в т.ч. в форме индивидуального предпринимательства [б].
В п. 7 ст. 7 Закона о занятости [9] термины «предпринимательство» и «самозанятость» употребляются как неравнозначные, однако в ст. 7.1-1 Закона норма, отражающая полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения указывает на содействие самозанятости безработных граждан, в т.ч. посредством финансовой помощи для их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.
Российское государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Эта политика направлена на:
обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказа-
ние в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в т.ч. назначаемую досрочно); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые).
В соответствии со ст. 1 Закона о занятости занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Исходя из положений ст. 1 и 2 данного Закона, можно провести разграничение между самозанятостью и самозанятым гражданином. В первом случае речь идет о самостоятельной деятельности лица, без привлечения наемной силы и заключения трудового договора с работодателем. Такой деятельностью могут заниматься как граждане, зарегистрированные в качестве самозанятых, так и индивидуальные предприниматели. В свою очередь, самозанятый гражданин - это конкретный субъект правоотношений. В приведенном в ст. 2 Закона перечне занятых граждан наиболее близки к категории самозанятых граждане, выполняющие работу по договорам гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг. Подобный подход слишком узок и определяет только вектор деятельности таких субъектов.
На сайте Пенсионного фонда России в число самозанятых лиц включаются индивидуальные предприниматели, главы и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты, арбитражные
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019
управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями [13]. Такой подход, основанный на критерии осуществления работы лично исполнителем, представляется слишком широким. Необходимо учесть, что перечисленные лица являются более профессиональными субъектами предпринимательской деятельности. К тому же виды деятельности для самозанятых определяются законодателем.
Конституция РФ [16] регулирует отношения в сфере труда и занятости следующим образом: ориентирует на их рассмотрение в контексте основ конституционного строя (ст. 7); закрепляет свободу труда, важнейшие требования к его условиям, а также право на защиту от безработицы (ст. 37).
Таким образом, конституционные положения определяют стержневой для правового регулирования труда и занятости характер, что находит свое отражение в Законе о занятости (ст. 6).
Огромное значение имеют конвенции и рекомендации, принимаемые Международной Организацией Труда (МОТ). Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г., провозгласила право на достойный уровень жизни. Конвенции МОТ являются разновидностью международных договоров и после ратификации государством, обязательные для исполнения. Среди основных можно назвать Конвенцию № 87 «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию» (1948 г.); Конвенцию № 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий» (1958 г.); Конвенция № 105 «Об упразднении принудительного труда» (1957 г.); Конвенция № 95 «Относительно защиты заработной платы» (1949 г.); Конвенция № 132 «Об оплачиваемых отпусках» (1970 г.); Конвенция № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (1981 г.); Конвенция № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» (2006 г.); К отношениям в области занятости и трудоустройства могут быть применены и Конвенция № 122 «О политике в области занятости и трудоустройства»; Конвенция № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов»; Конвенция № 149 «О занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала»; Конвенция № 179 «О найме и трудоустройстве моряков»; Рекомендация № 162 «О пожилых трудящихся» (1980 г.). Особую роль играют международные акты, принятые международными региональными организациями, такие, как Европейская социальная хартия, принятая Советом Европы (пересмотренная 3 мая 1996 г.), ратифицированная в России Федеральным законом от 3 июня
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019
2009 г. № 101-ФЗ, и международные акты Содружества Независимых Государств (СНГ) или Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и др.
Состояние трудовой занятости населения, требует регулярного вмешательства со стороны различных субъектов: государства, работодателей и их объединений, работников и представляющих их профессиональных союзов. В современных условиях данные субъекты включены в институт социального партнерства и действуют на основе принципов социального партнерства, которыми являются основополагающие идеи, выражающие сущность, основной смысл социально-партнерских отношений.
В России утверждена Программа содействия занятости населения [28]. Целью и задачей Программы содействия занятости является создание правовых условий, способствующих благоприятному рынку труда, а также предотвращение роста напряженности на рынке труда; привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики; содействие поддержанию высокой квалификации и сохранению здоровья работников, обеспечение защиты трудовых прав граждан. Данная норма также нашла свое отражение и сформулирована в ч. 2 ст. 1 Трудового кодекса РФ [33]. Так, например, поправки, которые действуют в отношении инвалидов с 2019 г., незначительны, но должны усилить контроль за данной категорией работников в различные отрасли.
Службы занятости будут осуществлять организацию сопровождения при содействии занятости инвалидов.
Мероприятия по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов включаются в региональные программы содействия занятости населения.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в области содействия занятости населения, в целях организации сопровождения при содействии занятости инвалидов:
1) участвует в подготовке предложений для включения мероприятий по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов в региональную программу содействия занятости населения;
2) осуществляет информационное обеспечение работодателей по вопросам сопровождения при содействии занятости инвалидов;
3) осуществляет взаимодействие с федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы и работодателями в целях организации сопровождения при содействии занятости инвалидов;
4) организует профессиональную ориентацию инвалидов в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования.
Информация о незанятых инвалидах, испытывающих трудности в поиске работы, об оказанных государственных услугах по содействию их занятости в соответствии с рекомендациями, содержащимися в индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов, вносится в Регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц в соответствии с порядком его ведения и перечнем содержащихся в нем сведений, утверждаемыми уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
При осуществлении содействия занятости инвалидов органами службы занятости совместно с работодателями обеспечиваются:
1) индивидуальный подход;
2) мониторинг трудоустройства и закрепляе-мости инвалидов на рабочих местах, оборудованных (оснащенных) для работы инвалидов.
Орган службы занятости:
1) анализирует базу вакансий и проводит необходимые консультации с работодателями для подбора предложений по трудоустройству незанятого инвалида;
2) осуществляет консультации с незанятым инвалидом в целях информирования об имеющихся возможностях по его трудоустройству;
3) организует взаимодействие незанятого инвалида с работодателем;
4) организует сопровождение при содействии занятости инвалида с учетом содержащихся в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида рекомендаций о показанных или противопоказанных видах трудовой деятельности;
5) оказывает работодателю методическую помощь по осуществлению сопровождения при содействии занятости инвалида;
6) направляет инвалида, признанного безработным, для прохождения профессионального обучения и (или) получения дополнительного профессионального образования.
Вместе с тем порядок взаимодействия службы занятости с работодателем не определен, поэтому его целесообразно разработать самостоятельно и закрепить в локальном акте.
Можно сделать вывод, что государственная система социального обеспечения создает условия, направленные на реализацию права человека на достойное существование путем обеспечения минимального уровня его жизни, гарантий защиты каждой личности от основных опасностей,
угрожающих потерей средств к существованию, таких как болезнь, несчастный случай на производстве, преклонный возраст, безработица, бедность и др. [10].
Представляется важным обратить внимание на теневую занятость, которая в последнее время развивается и выросла в стране более чем в полтора раза. И естественно, граждане, получающие заработную плату «в конвертах», их доля также возросла. Проведенный анализ демонстрирует (оценка размеров теневого сектора определена Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)). Так, в 2014 г. 12% от численности всех опрошенных граждан (1600 человек в 20 субъектах России) трудились исключительно в «сером» секторе. В 2006 г., например, данная цифра равнялась 7.3%. Более всего к данной форме занятости можно отнести: частные предприятия (16.3%) и такие сферы, как строительство (17.4%), торговлю (23.2%) и сельское хозяйство (18.3%). Вследствие произведенного опроса 42.1% граждан считают допустимым, когда индивидуальный предприниматель полностью или частично уклоняется от уплаты налогов. 21.7% положительно относятся к торговле из рук в руки, а 44.6% безразличны к этому. 45.6% положительно относятся к работникам, которые выполняют ремонтные, строительные, и другие виды работ при оплате из рук в руки. При сравнении с 2001 г. удельный вес опрошенных, считающих, что в этом больше пользы, чем вреда, вырос на 8.4%. Доля же считающих, что в частных услугах есть и польза, и вред, увеличилась незначительно - на 6.5%. Как следует из исследования, примерно за половину 2014 г. 52% опрошенных оплатили услуги или работы, предоставленные им, неофициально. В неофициальных услугах первой пятерки по предоставлению можно назвать: услуги частного извоза (16.6% опрошенных), услуги автосервиса (15.3%), медицинские услуги (12.3%), ремонт сантехники и квартир (11.4%), ремонт и пошив одежды/обуви (10.9%) [38, с. 59 - 63]. В 2018 г. доля занятых в неформальном секторе составила 20.1% от общей численности занятых в возрасте 15 лет и старше (14.6 млн чел.), свидетельствуют данные Росстата. В 2017 г. доля неформальной занятости была меньше и составляла 19.8% (или 14.3 млн чел.). Этот показатель в России стабильно держится на уровне 20%, в кризисные 2015-2016 гг. он ненамного превысил 21%.
Представляется необходимым, для решения данного вопроса обновить всю структуру занятости в стране. Во-первых, обеспечить равенство, солидарность всех поколений на рынке труда, избегая дискриминации людей пенсионного и предпенсионного возраста и тех, чьи возможности ограничены. Во-вторых, избегать инвестиций в
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019
создание низкоквалифицированных рабочих мест. Необходимо создавать высокотехнологичные рабочие места, переобучая людей в соответствии с требованиями новой технологической реальности. В-четвертых, институт самозанятости только формируется и Федеральным законом от 26.07.2017 г. № 199-ФЗ внесены изменения в ст. 23 ГК РФ [5], где содержится следующая норма: «В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя».
К самозанятым относятся:
1) индивидуальные предприниматели (далее
- ИП);
2) адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы и иные лица, занимающиеся в установленном порядке частной практикой;
3) граждане, оказывающие за вознаграждение услуги другим физлицам для их личных, домашних и иных подобных нужд.
Указанные лица самостоятельно обеспечивают свою занятость и несут связанные с этим риски.
Необходимо отметить, что отдельные виды предпринимательской деятельности граждане могут осуществлять без регистрации в качестве ИП. В частности, это относится к оказанию следующих услуг физлицам для личных, домашних и иных подобных нужд:
- по присмотру и уходу за детьми, больными, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;
- по репетиторству;
- по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства.
В 2017 - 2019 гг. оказывать данные услуги без статуса ИП можно при условии уведомления налогового органа, и если не привлекаются наемные работники. Для этого необходимо самозанятым гражданам встать на налоговый учет по их месту жительства (месту пребывания) (п. 7.3 ст. 83 НК РФ).
С 01.01.2019 в г. Москве, Московской, Калужской областях и в Татарстане самозанятые лица также без регистрации в качестве ИП могут применять специальный налоговый режим - налог на профессиональный доход. Это возможно при соблюдении установленных ограничений, в частности их доходы в течение календарного года не должны превышать 2.4 млн руб. Для применения спецрежима нужно встать на учет в налоговом
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019
органе в качестве налогоплательщика (п/п. 6 п. 2 ст. 18 НК РФ).
Необходимо отметить, что гражданин будет признан занятым лишь при соблюдении норм Трудового кодекса РФ. Так, в соответствии со ст. 67, 68 ТК РФ трудовой договор должен быть надлежащим образом оформлен, и соблюдены нормы оформления приема на работу.
В соответствии со ст. 11 Тк РФ нормы трудового законодательства распространяются на всех работников, находящихся в трудовых отношениях с работодателем, и соответственно подлежат обязательному применению всеми работодателями (юридическими или физическими лицами) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Необходимо отметить, что в Трудовом кодексе РФ содержатся нормы, в которых отражено немало гарантий трудовых прав (ст. ст. 2, 3, 7, 22, 64, 95, 103, 112, 132, 133, 133.1, 144, 211 и ряд др.).
Законодательство устанавливает определенный порядок и юридические гарантии права на труд при приеме на работу. Трудовой договор считается заключенным, когда стороны договорились по всем существенным условиям, в т.ч. необходимым и факультативным. При приеме на работу работник и администрация предприятия должны прийти к непосредственному соглашению всех интересующих их условий.
Требования к порядку заключения трудового договора содержатся в гл. 11 ТК РФ. Статья 64 ТК РФ запрещает необоснованный отказ в приеме на работу. Необоснованным считается отказ в приеме на работу по причинам, не предусмотренным законом.
Документы, предъявляемые при заключении трудового договора следующие:
паспорт. Он выдается всем гражданам Российской Федерации, достигшим 14-летнего возраста и проживающим на территории РФ [26];
документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу (военные билеты, удостоверения граждан, подлежащих призыву);
трудовая книжка. Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение;
страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Застрахованными
являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации. Каждому застрахованному лицу Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы выдают страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования. Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» [37] предусмотрена организация индивидуального учета сведений о каждом лице, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование;
при приеме на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки, гражданин предъявляет документ об образовании, получении соответствующей квалификации или наличии специальных знаний. Например, диплом о высшем медицинском образовании, аттестат о среднем образовании, диплом об окончании ПТУ, удостоверение на право вождения автобуса, троллейбуса и др. Отсутствие документа, подтверждающего специальные навыки или специальную подготовку гражданина, когда работа связана с необходимостью их применения, является препятствием для заключения трудового договора. Нами перечислены общие документы, которые предоставляются при поступлении на работу. Данный перечень общих документов является исчерпывающим. В связи с чем работодатель не вправе требовать от работников предоставления других документов для поступления на работу, например таких документов, как характеристики, рекомендации.
В соответствии с ч. 2 ст. 65 Кодекса в отдельных случаях с учетом специальных работ может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора других дополнительных документов. Так, от лица, поступающего на работу со сведениями, составляющими государственную тайну, работодатель может потребовать представления дополнительных документов для оформления допуска к государственной тайне. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [35] устанавливает, что лица, поступающие на государственную службу, заключая служебный контракт, подают представителю нанимателя сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Следовательно, получение дополнительных документов от работника при поступлении на работу возможно при доказанности следующих юридически значимых обстоятельств: 1) наличия специальных условий трудовой деятельности, требующих предоставления дополнительных документов; 2) наличия прямого указания на не обходимость их предъявления в федеральных законах, указах
Президента РФ, постановлениях Правительства РФ.
Для иностранных граждан Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлен особый порядок приема на работу. Работодателю необходимо получить разрешение [34] на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу [25]. Так же законодатель предусмотрел обстоятельства, при наличии которых разрешение на работу не может быть выдано, а выданное разрешение подлежит аннулированию. Такие последствия наступают, если иностранный гражданин:
- выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или ее граждан;
- финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;
- в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на работу, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации;
- представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;
- осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;
- имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
- неоднократно (2 раза и более) в течение года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства РФ в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации;
- выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019
- находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев;
- является больным наркоманией; либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции); либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются Правительством РФ.
Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.
Особенности осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, определяются ст. 13.1 Федерального закона № 115-ФЗ.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу.
Разрешение на работу является документом, подтверждающим право иностранного гражданина на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
Если гражданин впервые заключает трудовой договор, то работодатель заводит на него трудовую книжку и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.
Если при поступлении на работу лицо не имеет трудовой книжки (в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине), работодатель обязан по письменному заявлению этого лица с указанием причин отсутствия оформить новую трудовую книжку.
Необходимо помнить, что законодатель запрещает требовать от лица, поступающего на работу, другие документы, помимо предусмотренных Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Это является важной юридической гарантией.
В системе юридических гарантий основных прав и свобод человека важное значение имеют специальные процессуальные процедуры, с помощью которых обеспечивается реализация таких
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019
прав и свобод. Материальные права могут быть реализованы посредством определенных процессуальных процедур, которые гарантируют особый порядок защиты этих прав.
При этом право на судебную защиту реализуется именно через совокупность различных процессуальных средств. Таким образом, судебные юридические гарантии являются основой процессуальных юридических гарантий.
На практике возникает вопрос: является ли самозанятый индивидуальным предпринимателем? Чем отличается индивидуальный предприниматель, который не состоит ни с кем в трудовых правоотношениях, от самозанятого лица?
В данном случае критерием разграничения будет система налогообложения субъекта. Индивидуальный предприниматель имеет возможность использовать общий и специальный налоговые режимы в зависимости от вида деятельности, а также сдает отчетность (либо в общем порядке, либо по упрощенной системе). Распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р «О плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году» в качестве налогового режима вводит патентную систему налогообложения для самозанятых граждан, что позволяет последним уплачивать все налоги и сборы по принципу «одного окна», т.е. единовременно с покупкой патента. Таким образом, лицо получает статус самозанятого на тот срок, на который был приобретен патент, и может заниматься только тем видом деятельности, на который он был приобретен.
Анализируя научную литературу, можно прийти к выводу, что большинство исследователей ставят знак равенства между самозанятыми гражданами и предпринимателями [3, с. 6].
В качестве признаков, формирующих правовое положение самозанятого гражданина, можно назвать:
самостоятельный характер деятельности;
осуществление видов деятельности, прямо указанных в законе (возмездное оказание услуг);
осуществление деятельности лично, т.е. без привлечения наемных работников;
отсутствие трудового договора с работодателем.
Считаем, что правовой статус у самозанятых и индивидуальных предпринимателей различный.
Важное значение для обеспечения занятости имеет образование. Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компе-
тенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [36].
В Программе развития образования [27] содержатся условия о том, что современная государственная политика направлена на модернизацию российского образования. Российское высшее образование - это не только профессия, но и «общее развитие человека». Сегодня цель высшего образования определяется как формирование компетентности. Следовательно, смысл образования на сегодняшний день заключается в развитии личностного потенциала обучающегося, его способности самостоятельно определять цели будущей профессиональной деятельности. А это, в свою очередь, будет способствовать более адекватной адаптации специалиста к меняющимся условиям жизни.
Важное место на постоянно меняющемся рынке труда занимают такие качества специалиста, как: способность разрабатывать собственные проекты и руководить ими; забота о качестве; креативность; лидерские качества; стремление к успеху; умение работать в команде; способность к критике и самокритике. Рынок труда предъявляет требования не только к уровню теоретических знаний потенциального работника, но и к уровню его ответственности, профессиональных навыков.
Так, необходимость повышения качества высшего образования в российских вузах на сегодняшний день обусловлена внедрением Болонских принципов в образовательный процесс. Как отмечено в Коммюнике Конференции европейских министров образования [15], «качество высшего образования лежит в основе построения европейского пространства высшего образования».
Современная высшая школа столкнулась с проблемой изменения целой системы образования, формировавшейся на протяжении нескольких десятилетий. Главной задачей в настоящее время является построение новой модели высшего образования при максимальном сохранении прежних положительных механизмов.
Качество оказываемых образовательных услуг предполагает их способность удовлетворять потребности и ожидания конкретного потребителя (это значит, что на потребителей данных услуг в полной мере могут быть распространены основные положения Закона РФ «О защите прав потребителей»). Данное качество, с одной стороны, определяет содержание обучения, с другой - обеспеченностью ресурсами: материально-техническими, развитием образовательных и информаци-
онных технологий, учебно-методическими, профессиональным кадровым потенциалом вуза, мотивацией деятельности и др. Но именно в активизации этих и других факторов, влияющих на конечный результат - образовательный продукт, обостряется проблема формирования в вузе системы инноваций.
Проблеме качества образования уделялось всегда значительное внимание и в научной литературе [1; 8; 18; 20; 32].
Главным, основным, базовым источником профессионального правового сознания в современном цивилизованном обществе является высшее юридическое образование. Значение юриспруденции в обществе неуклонно возрастает. Именно на юристов во всем мире возложена защита жизни, чести и достоинства граждан, от них, в значительной степени, зависит и эффективная работа всех звеньев государственного и хозяйственного механизма.
О значении и роли юристов в решении правовых вопросов государственной и общественной жизни говорится и в международных документах. Так, на VIII Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями проходившем в августе-сентябре 1990 г. в Гаване приняты «Основные принципы, касающиеся роли юристов» [21]. Например, в качестве таковых принципов установлены следующие положения: «Правительство, профессиональные ассоциации юристов и учебные заведения обеспечивают надлежащую квалификацию и подготовку юристов и знание ими профессиональных идеалов и моральных обязанностей, а также прав человека и основных свобод, признанных национальным и международным правом» (п. 9).
Все вышесказанное свидетельствуют о том, что не только законодательная и правоприменительная деятельность, но и деятельность по подготовке юридических кадров должна гармонировать с принципами правового государства и задачами его построения.
В заключение хотелось бы отметить, что имеющиеся пробелы и недостатки законодательства в сфере занятости, а также проблемы его правоприменения требуют серьезной разработки, с учетом норм, указанных в Конституции РФ, и конституционно-правовой науки, и реализации комплексной, продуманной и сбалансированной государственной политики, направленной на минимизацию вынужденной безработицы граждан. Процесс формирования и реализации социально ориентированной государственной политики в сфере труда и занятости нуждается в коррективах, связанных с совершенствованием правового регулирования отношений в данной сфере, с учетом норм, установленных МОТ [7].
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019
В этой связи представляется важным обратить внимание на следующее.
Во-первых, вопросы труда и занятости населения являются основой конституционного формирования социального государства.
Во-вторых, следует различать индивидуальных предпринимателей и самозанятых лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
В-третьих, самозанятый гражданин - это категория налогового законодательства.
Список литературы:
[1] Алексеев С.С. Введение в юридическую специальность. - М.: Изд-во «Юридическая литература», 1976. - 256 с.
[2] Алексеев С.С. Теория права. - М.: БЕК, 1995. - С. 207.
[3] Абрамова Е.А. Кризисная самозанятость в России: квалификация, структура и уровни развития // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - Иваново: Изд-во ИГХТУ, 2012. - № 4. - С. 6 // СПС «Консультант-Плюс».
[4] Бурлак А.В. К вопросу о понятии «самозанятые граждане» // Вестник Омского ун-та. Сер. «Право». - 2016. - № 4(49). - С. 173 // СПС «Кон-сультантПлюс».
[5] Гражданский кодекс Российской Федерации (Ч. 1) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // СПС «Кон-сультантПлюс».
[6] ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения (вместе с Программами обучения безопасности труда) (введен в действие Приказом Госстандарта от 9 июня 2016 г. № 600-ст).
[7] Декларация Международной организации труда «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда (принята в г. Женева 18.06.1998) // СПС «КонсультантПлюс».
[8] Ефремова Н.Н. Министерство юстиции Российской Империи 1802 - 1917 гг. - М.: Изд-во «Наука», 1983. - 149 с.
[9] Закон Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1996. - № 17. - Ст. 1915.
[10] Замараева З.П. К вопросу об определении понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение» (правовой аспект) // Вестник Пермского ун-та. Юрид. науки. - 2017. - № 2 // СПС «КонсультантПлюс».
[11] Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? / Зимняя И.А. // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019
[12] Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / Зимняя И.А. // Высшее образование сегодня. -2005. - № 11.
[13] Как самозанятым гражданам заработать достойную пенсию // Сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. 2017. 29 авг. URL: http:// www.pfrf.ru/branches/habarovsk/ news~2017/08/29/141495 (дата обращения: 10.10.2019).
[14] Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания: сб. науч. тр. - М.: Изд-во Всесоюз. ин-та по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1974. - С. 42, 43.
[15] Коммюнике Конференции министров, ответственных за высшее образование (Левен/ Лувен ла Нев) // Болонский процесс 2020 - Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии. URL: // bologna.spbu.ru (дата обращения: 20.02.2019).
[16] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СПС «КонсультантПлюс».
[17] Крылова Е.Г. Особенности экономического регулирования предпринимательской деятельности самозанятых в России и за рубежом // Юрист. - 2017. - № 6. - С. 11 // СПС «Консультант-Плюс».
[18] Мейер Д.И. О значении практики в системе современного юридического образования: монография. - Казань, 1855. - 126 с.
[19] Налоговый кодекс Российской Федерации (Ч. 1) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ // СПС «Кон-сультантПлюс».
[20] Неволин К.А. Неволин. Энциклопедия законоведения. - Киев, 1839 (новое издание этой работы - СПб., 1997 - подготовили Д.И. Луковская, С.С. Гречишкин, Ю.В. Ячменев).
[21] Основные принципы, касающиеся роли юристов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, 27.08. - 07.09.90). URL: // www.normativ.kontur.ru (дата обращения: 25.02.2019).
[22] Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан // Росс. газ. - 2011. - 14 июля.
[23] Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал росс. права. - 2004. - № 3. - С. 70, 71.
[24] Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 298 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации
"Содействие занятости населения"» // СПС «Кон-сультантПлюс».
[25] Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации».
[26] Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс»».
[27] Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы» // СПС «КонсультантПлюс».
[28] Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 298 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения"» // СПС «Кон-сультантПлюс».
[29] Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв. Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225 «О трудовых книжках»).
[30] Правовая культура и ее стандарты в Конституциях Российской Федерации // Клейменова Е.В., Моралева К.А. // Правоведение. - 2003. - № 1.- С. 50-56.
[31] Приказ Федеральной миграционной службы от 25 декабря 2006 г. № 369 «Об утверждении формы бланка заявления о выдаче работодателю или заказчику работ (услуг) разрешения на привлечение и использование иностранных работников и формы бланка разрешения на привлечение и использование иностранных работников» // СПС «КонсультантПлюс».
[32] Сперанский М.М. Руководство к познанию законов / отв. ред. И.Д. Осипов. - СПб.: Наука, 2002. - 175 с.
[33] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс».
[34] Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СПС «Кон-сультантПлюс».
[35] Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс».
[36] Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
[37] Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // СПС «КонсультантПлюс».
[38] Чумаков А.А. Современные аспекты регулирования рынка труда в контексте обеспечения экономической безопасности России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2015. - № 4. - С. 59-63.
Spisok literatury:
[1] Alekseev S.S. Vvedenie v yuridicheskuyu special'nost'. - M.: Izd-vo «Yuridicheskaya literatura», 1976. - 256 s.
[2] Alekseev S.S. Teoriya prava. - M.: BEK, 1995. - S. 207.
[3] Abramova E.A. Krizisnaya samozanyatost' v Rossii: kvalifikaciya, struktura i urovni razvitiya // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. Regional'noe prilozhenie. - Ivanovo: Izd-vo IGHTU, 2012. - № 4. -S. 6 // SPS «Konsul'tantPlyus».
[4] Burlak A.V. K voprosu o ponyatii "samozanyatye grazhdane" // Vestnik Omskogo un-ta. Ser. «Pravo». - 2016. - № 4(49). - S. 173 // SPS «Konsul'tantPlyus».
[5] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (Ch. 1) ot 30.11.1994 g. № 51-FZ // SPS «Konsul'tantPlyus».
[6] GOST 12.0.004-2015. Mezhgosudarstvennyj standart. Sistema standartov bezopasnosti truda. Organizaciya obucheniya bezopasnosti truda. Obshchie polozheniya (vmeste s Programmami obucheniya bezopasnosti truda) (vveden v dejstvie Prikazom Gosstandarta ot 9 iyunya 2016 g. № 600-st).
[7] Deklaraciya Mezhdunarodnoj organizacii truda «Ob osnovopolagayushchih principah i pravah v sfere truda (prinyata v g. Zheneva 18.06.1998) // SPS «Konsul'tantPlyus».
[8] Efremova N.N. Ministerstvo yusticii Rossijskoj Imperii 1802 - 1917 gg. - M.: Izd-vo «Nauka», 1983. - 149 s.
[9] Zakon Rossijskoj Federacii ot 19.04.1991 g. № 1032-1 "O zanyatosti naseleniya v Rossijskoj Federacii" // SZ RF. - 1996. - № 17. - St. 1915.
[10] Zamaraeva Z.P. K voprosu ob opredelenii ponyatij «social'naya zashchita» i «social'noe obespechenie» (pravovoj aspekt) // Vestnik Permskogo un-ta. Yurid. nauki. - 2017. - № 2 // SPS «Konsul'tantPlyus».
[11] Zimnyaya I.A. Kompetentnostnyj podhod. Kakovo ego mesto v sisteme sovremennyh podhodov k problemam obrazovaniya? / Zimnyaya I.A. // Vysshee obrazovanie segodnya. - 2006. - № 8.
[12] Zimnyaya I.A. Obshchaya kul'tura i social'no-professional'naya kompetentnost' cheloveka / Zimnyaya I.A. // Vysshee obrazovanie segodnya. - 2005. - № 11.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019
[13] Kak samozanyatym grazhdanam zarabotat' dostojnuyu pensiyu // Sajt Pensionnogo fonda Rossijskoj Federacii. 2017. 29 avg. URL: http://www. pfrf.ru/branches/habarovsk/ news~2017/08/29/141495 (data obrashcheniya: 10.10.2019).
[14] Kaminskaya V.l., Ratinov A.R. Pravosoznanie kak element pravovoj kul'tury // Pravovaya kul'tura i voprosy pravovogo vospitaniya: sb. nauch. tr. - M.: Izd-vo Vsesoyuz. in-ta po izucheniyu prichin i razrabotke mer preduprezhdeniya prestupnosti, 1974. - S. 42, 43.
[15] Kommyunike Konferencii ministrov, otvetstvennyh za vysshee obrazovanie (Leven/Luven la Nev) // Bolonskij process 2020 - Evropejskoe prostranstvo vysshego obrazovaniya v novom desyatiletii. URL: // bologna.spbu.ru (data obrashcheniya: 20.02.2019).
[16] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) // SPS «Konsul'tantPlyus».
[17] Krylova E.G. Osobennosti ekonomicheskogo regulirovaniya predprinimatel'skoj deyatel'nosti samozanyatyh v Rossii i za rubezhom // Yurist. - 2017. - № 6. - S. 11 // SPS «Konsul'tantPlyus».
[18] Mejer D.I. O znachenii praktiki v sisteme sovremennogo yuridicheskogo obrazovaniya: monografiya. - Kazan', 1855. - 126 s.
[19] Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (Ch. 1) ot 31.07.1998 g. № 146-FZ // SPS «Konsul'tantPlyus».
[20] Nevolin K.A. Nevolin. Enciklopediya zakonovedeniya. - Kiev, 1839 (novoe izdanie etoj raboty - SPb., 1997 - podgotovili D.I. Lukovskaya, S.S. Grechishkin, Yu.V. Yachmenev).
[21] Osnovnye principy, kasayushchiesya roli yuristov (prinyaty vos'mym Kongressom oOn po preduprezhdeniyu prestupnosti i obrashcheniyu s pravonarushitelyami, Gavana, 27.08. - 07.09.90). URL: // www.normativ.kontur.ru (data obrashcheniya: 25.02.2019).
[22] Osnovy gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v sfere razvitiya pravovoj gramotnosti i pravosoznaniya grazhdan // Ross. gaz. - 2011. - 14 iyulya.
[23] Pevcova E.A. Sovremennye definitivnye podhody k pravovoj kul'ture i pravovomu soznaniyu // Zhurnal ross. prava. - 2004. - № 3. - S. 70, 71.
[24] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 g. № 298 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii "Sodejstvie zanyatosti naseleniya"» // SPS «Konsul'tantPlyus».
[25] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 noyabrya 2006 g. № 681 «O poryadke vydachi razreshitel'nyh dokumentov dlya osushchestvleniya
inostrannymi grazhdanami vremennoj trudovoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii».
[26] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 8 iyulya 1997 g. № 828 «Ob utverzhdenii Polozheniya o pasporte grazhdanina Rossijskoj Federacii, obrazca blanka i opisaniya pasporta grazhdanina Rossijskoj Federacii» // SPS «Konsul'tantPlyus»».
[27] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 aprelya 2014 g. № 295 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii "Razvitie obrazovaniya" na 2013 - 2020 gody» // SPS «Konsul'tantPlyus».
[28] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 g. № 298 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii "Sodejstvie zanyatosti naseleniya"» // SPS «Konsul'tantPlyus».
[29] Pravila vedeniya i hraneniya trudovyh knizhek, izgotovleniya blankov trudovoj knizhki i obespecheniya imi rabotodatelej (utv. Postanovleniem Pravitel'stva RF ot 16 aprelya 2003 g. № 225 «O trudovyh knizhkah»).
[30] Pravovaya kul'tura i ee standarty v Konstituciyah Rossijskoj Federacii // Klejmenova E.V., Moraleva K.A. // Pravovedenie. - 2003. - № 1. -S. 50-56.
[31] Prikaz Federal'noj migracionnoj sluzhby ot 25 dekabrya 2006 g. № 369 «Ob utverzhdenii formy blanka zayavleniya o vydache rabotodatelyu ili zakazchiku rabot (uslug) razresheniya na privlechenie i ispol'zovanie inostrannyh rabotnikov i formy blanka razresheniya na privlechenie i ispol'zovanie inostrannyh rabotnikov» // SPS «Konsul'tantPlyus».
[32] Speranskij M.M. Rukovodstvo k poznaniyu zakonov / otv. red. I.D. Osipov. - SPb.: Nauka, 2002. - 175 s.
[33] Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.12.2001 g. № 197-FZ // SPS «Konsul'tantPlyus».
[34] Federal'nyj zakon ot 25.07.2002 g. № 115-FZ «O pravovom polozhenii inostrannyh grazhdan v Rossijskoj Federacii» // SPS «Konsul'tantPlyus».
[35] Federal'nyj zakon ot 27.07.2004 g. № 79-FZ «O gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe Rossijskoj Federacii» // SPS «Konsul'tantPlyus».
[36] Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // SPS «Konsul'tantPlyus».
[37] Federal'nym zakonom ot 1 aprelya 1996 g. № 27-FZ «Ob individual'nom (personificirovannom) uchete v sisteme obyazatel'nogo pensionnogo strahovaniya» // SPS «Konsul'tantPlyus».
[38] Chumakov A.A. Sovremennye aspekty regulirovaniya rynka truda v kontekste obespecheniya ekonomicheskoj bezopasnosti Rossii // Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS. - 2015. - № 4. - S. 59-63.
-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2019