Научная статья на тему 'О правовой оценке незаконного трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства'

О правовой оценке незаконного трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
357
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЛЕГАЛЬНАЯ ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / НЕЗАКОННОЕ ТРУДОУСТРОЙСТВО / ПСЕВДОТРУДОУСТРОЙСТВО / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / НЕЗАКОННАЯ МИГРАЦИЯ / ILLEGAL LABOR MIGRATION / ILLEGAL EMPLOYMENT / PSEUDO-EMPLOYMENT / FOREIGN CITIZENS / ILLEGAL MIGRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Урда М.Н.

Статья посвящена различным аспектам правовой оценки незаконного трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства. На основе анализа нормативных актов наднационального законодательства и доктринальных источников автор выявляет формальные признаки незаконной миграции. Приходит к выводу о том, что нелегальная трудовая миграция является ее разновидностью, которая дифференцирована целью незаконного трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства. Формальные признаки незаконной (в том числе нелегальной трудовой) миграции: нарушение правил въезда и (или) пребывания на территории государства, или транзитного проезда остаются неизменными. Противодействие нелегальной трудовой миграции обеспечивается нормами административного и уголовного законодательства. К нарушениям режима пребывания иностранных граждан, связанным с их незаконным трудоустройством, относятся незаконное привлечение указанной категории лиц к трудовой деятельности в России (ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ)) и нарушение правил их привлечения к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах) (ст. 18.16 КоАП РФ). В самом общем виде деликты, которые в них содержатся, можно охарактеризовать как нарушения положений ст.ст. 13, 13.2, 13.3, 13.4, 13.5 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ (в ред. от 01.05.2019) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». На основе анализа нормативных актов и судебной практики автор определяет соотношение этих деликтов с организацией незаконной миграции (ст. 3221 УК РФ). Критической оценке подвергнуты также проблемные вопросы, связанные с квалификацией псевдотрудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства, которая осложнена непродуманным законодательным решением об изменении Федеральным законом от 12.11.2018 г. № 420-ФЗ редакции ст. 3223 УК РФ, создавшем предпосылки для конкуренции со ст. 3221 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE LEGAL ASSESSMENT OF ILLEGAL EMPLOYMENT

The article is devoted to various aspects of the legal assessment of the illegal employment of foreign citizens and stateless persons. Based on the analysis of the regulations of supranational legislation and doctrinal sources, the author reveals the formal signs of illegal migration. It comes to the conclusion that illegal labor migration is its variety, which is differentiated by the purpose of illegal employment of foreign citizens and stateless persons. Formal signs of illegal (including illegal labor) migration: violation of the rules of entry and (or) stay on the territory of the state, or transit passage remain unchanged. Counteraction to illegal labor migration is ensured by the norms of administrative and criminal legislation. Violations of the regime of stay of foreign citizens related to their illegal employment include: illegal involvement of this category of persons in labor activities in the Russian Federation (Art. 18.15 of the Administrative Code of the Russian Federation) and violation of the rules for engaging them in labor shopping complexes) (Article 18.16 of the Administrative Code of the Russian Federation). In the most general form, the delicts that they contain can be described as violations of the provisions of art. Art. 13, 13.2, 13.3, 13.4, 13.5 of the Federal Law of July 25, 2002. № 115-FZ (as amended on 01.05.2019) «On the legal status of foreign citizens in the Russian Federation». Based on the analysis of regulations and judicial practice, the author determines the relationship between these delicts and the organization of illegal migration (Article 3221 of the Criminal Code of the Russian Federation). Problematic issues related to the qualification of pseudo-employment of foreign citizens and stateless persons, which is complicated by an ill-conceived legislative decision on amending the Federal Law of 12.11.2018, were also subjected to a critical assessment. № 420-ФЗ edition of Art. 3223 of the Criminal Code, which created the preconditions for competition with Art. 3221 of the Criminal Code.

Текст научной работы на тему «О правовой оценке незаконного трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства»

О ПРАВОВОЙ ОЦЕНКЕ НЕЗАКОННОГО ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

ON THE LEGAL ASSESSMENT OF ILLEGAL EMPLOYMENT

УДК 343.3/.7

Аннотация: статья посвящена различным аспектам правовой оценки незаконного трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства. На основе анализа нормативных актов наднационального законодательства и доктринальных источников автор выявляет формальные признаки незаконной миграции. Приходит к выводу о том, что нелегальная трудовая миграция является ее разновидностью, которая дифференцирована целью незаконного трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства. Формальные признаки незаконной (в том числе нелегальной трудовой) миграции: нарушение правил въезда и (или) пребывания на территории государства, или транзитного проезда - остаются неизменными. Противодействие нелегальной трудовой миграции обеспечивается нормами административного и уголовного законодательства. К нарушениям режима пребывания иностранных граждан, связанным с их незаконным трудоустройством, относятся незаконное привлечение указанной категории лиц к трудовой деятельности в России (ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)) и нарушение правил их привлечения к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах) (ст. 18.16 КоАП РФ). В самом общем виде деликты, которые в них содержатся, можно охарактеризовать как нарушения положений ст.ст. 13, 13.2, 13.3, 13.4, 13.5 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ (в ред. от 01.05.2019) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». На основе анализа нормативных актов и судебной практики автор определяет соотношение этих деликтов с организацией незаконной миграции (ст. 3221 УК РФ). Критической оценке подвергнуты также проблемные вопросы, связанные с квалификацией псевдотрудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства, которая осложнена непродуманным законодательным решением об изменении Федеральным законом от 12.11.2018 г. № 420-ФЗ редакции ст. 3223 УК РФ, создавшем предпосылки для конкуренции со ст. 3221 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).

Ключевые слова: нелегальная трудовая миграция, незаконное трудоустройство, псевдотрудоустройство, иностранные граждане, незаконная миграция.

Для цитирования: Урда М.Н. О правовой оценке незаконного трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства // Проблемы правоохранительной деятельности. 2019. № 3. С. 14.

Abstract: the article is devoted to various aspects of the legal assessment of the illegal employment of foreign citizens and stateless persons. Based on the analysis of the regulations of supranational legislation and doctrinal sources, the author reveals the formal signs of illegal migration. It comes to the conclusion that illegal labor migration is its variety, which is differentiated by the purpose of illegal employment of foreign citizens and stateless persons. Formal signs of illegal (including illegal labor) migration: violation of the rules of entry and (or) stay on the territory of the state, or transit passage - remain unchanged. Counteraction to illegal labor migration is ensured by the norms of administrative and criminal legislation. Violations of the regime of stay of foreign citizens related to their illegal employment include: illegal involvement of this

кандидат юридических наук, доцент (Юго-Западный государственный университет, Россия, Курск) urda.ru@rambler.ru

MARGARITA N. URDA,

Candidate of Law, Associate Professor (Southwest State University, Kursk, Russia)

М.Н. УРДА,

category of persons in labor activities in the Russian Federation (Art. 18.15 of the Administrative Code of the Russian Federation) and violation of the rules for engaging them in labor shopping complexes) (Article 18.16 of the Administrative Code of the Russian Federation). In the most general form, the delicts that they contain can be described as violations of the provisions of art. Art. 13, 13.2, 13.3, 13.4, 13.5 of the Federal Law of July 25, 2002. № 115-FZ (as amended on 01.05.2019) «On the legal status of foreign citizens in the Russian Federation». Based on the analysis of regulations and judicial practice, the author determines the relationship between these delicts and the organization of illegal migration (Article 3221 of the Criminal Code of the Russian Federation). Problematic issues related to the qualification of pseudo-employment of foreign citizens and stateless persons, which is complicated by an ill-conceived legislative decision on amending the Federal Law of 12.11.2018, were also subjected to a critical assessment. № 420-03 edition of Art. 3223 of the Criminal Code, which created the preconditions for competition with Art. 3221 of the Criminal Code.

Keywords: illegal labor migration, illegal employment, pseudo-employment, foreign citizens, illegal migration.

For citation: Urda M.N. On the legal assessment of illegal employment // Problems of Law Enforcement Activity. 2019. № 3. P. 14.

Проблема незаконной миграции остро стоит как в России, так и за рубежом. Ее разновидностью является нелегальная трудовая миграция, которая выступает питательной средой для теневого сектора экономики, препятствует нормальному функционированию национального рынка труда, создает предпосылки для нарушения социальных прав трудящихся нелегалов-мигрантов, а также членов их семей и др.

В российском законодательстве отсутствует определение «нелегальная трудовая миграция», равно как и «незаконная миграция».

В межправительственных соглашениях о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией она определяется как въезд на территорию государств-Сторон, пребывание (проживание) и выезд с территории государств-Сторон граждан государств-Сторон, граждан третьих государств и лиц без гражданства с нарушением законодательства государств-Сторон, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда [1; 2; 3]. В соглашениях, направленных на борьбу с незаконной трудовой миграцией, чаще употребляется термин «нелегальная трудовая миграция».

Например, в Соглашении о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств, заключенном 19.11.2010 в г. Санкт-Петербурге, под нелегальной трудовой миграцией понимается въезд и/или пребывание с целью осуществления трудовой деятельности граждан третьих государств, лиц без гражданства на территории государства одной из Сторон с нарушением законодательства этого государства либо осуществление трудовой деятельности гражданами третьих государств, лицами без граж-

данства на территории государства одной из Сторон с нарушением законодательства этого государства [4].

Приведенные определения содержат объективные (формальные) признаки незаконной (нелегальной) миграции как правонарушения. Однако сфера их применения ограничена международными правоотношениями.

Дефицит нормативного определения незаконной (нелегальной) миграции в национальном законодательстве породил множество споров относительно признаков незаконной миграции. Чаще всего под незаконной миграцией понимается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства законодательно закрепленных правил въезда, пребывания, выезда из страны и транзитного проезда через территорию иностранного государства1.

Некоторые авторы самостоятельное значение придают нарушению правил осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства, их незаконному трудоустройству2 [7, с. 125].

Выделение этих признаков представляется неоправданным, поскольку незаконное осуществление иностранным гражданином (лицом без гражданства) (далее - иностранным гражданином) трудовой деятельности, равно как и незаконное трудоустройство этой категории лиц обусловлено их нелегальным пребыванием на территории государства. Подобного рода

1 Магеррамов М.А. Незаконная миграция: понятие, общественная опасность, уголовно-правовое и криминологическое противодействие (по материалам России и Азербайджана): дис. ...канд. юрид. наук. - М., 2008. - 194 с.

2 Соков В.С. Уголовно-правовые и криминологические

проблемы борьбы с незаконной миграцией: дис. .канд. юрид. наук. - Волгоград, 2015. - С. 65.

признаки носят не обязательный, а факультативный характер, поэтому в их выделении нет необходимости.

Следовательно, незаконная миграция является родовым понятием по отношению к нелегальной трудовой миграции. Цель пребывания незаконных мигрантов на территории принимающей стороны может быть различной, в том числе и незаконное осуществление трудовой деятельности. Формальные признаки незаконной (нелегальной) миграции остаются неизменными. Это нарушение установленных правил въезда и (или) пребывания, или транзитного проезда.

Административное законодательство предусматривает множество миграционных деликтов. Они весьма разрознены и с трудом поддаются классификации; включают нарушения режимов въезда, пребывания, транзитного проезда, а также иные относительно обособленные нарушения режимов постановки на миграционный учет, трудоустройства, административного выдворения, депортации, реад-миссии, обусловливающие незаконное пребывание на российской территории иностранных граждан и лиц без гражданства.

К нарушениям режима пребывания иностранных граждан, связанным с их незаконным трудоустройством, относятся: незаконное привлечение указанной категории лиц к трудовой деятельности в РФ (ст.18.15 КоАП РФ) и нарушение правил их привлечения к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах) (ст. 18.16 КоАП РФ). Они включают различные деликты, которые можно охарактеризовать как нарушения положений ст.ст. 13, 13.2, 13.3, 13.4, 13.5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (в ред. от 01.05.2019) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»3, определяющих порядок привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности. В частности, названными нормами предусматривается право работодателя трудоустраивать указанных лиц при наличии соответствующего разрешения на привлечение и использование труда совершеннолетних иностранных работников, которые имеют разрешение на работу или патент. Априорно получение вышеуказанных документов возможно только в случае легального пребывания мигранта на территории российского государства. Трудоустройство иностранных работников осущест-

3 Федеральный закон от 25.07.2002 №115-ФЗ (в ред. от 01.05.2019) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

вляется на основании заключенных с ними трудовых или гражданско-правовых договоров. Об их заключении, а также расторжении работодатель обязан известить контролирующий орган субъекта РФ, в котором выдавалось разрешение или патент. По общему правилу запрещается осуществление трудовой деятельности иностранному гражданину вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Законом установлены также особенности трудоустройства отдельных категорий иностранных граждан, обусловленные спецификой их правового статуса и (или) местом осуществления трудовой функции.

В статье 3221 УК РФ российский законодатель предусмотрел уголовную ответственность за организацию незаконной миграции. В первооснове своей этот запрет аккумулирует в себе альтернативные признаки разнообразных миграционных деликтов, опосредующих незаконное пребывание иностранных граждан (в том числе связанное с их незаконным трудоустройством), а также уголовно-наказуемого незаконного въезда указанных лиц на территорию государства. Используемый в диспозиции нормы признак «организация» служит отражением общественной опасности этого деяния и указывает на стремление законодателя не столько к криминализации незаконной миграции как таковой, сколько признать уголовно-наказуемыми через его использование в конструкции нормы разнообразных действий, способствующих ее развитию.

Таким образом, собственно незаконное трудоустройство работодателями иностранных граждан и лиц без гражданства не является уголовно наказуемым деянием по российскому законодательству.

В связи с этим возникает необходимость в рассмотрении вопроса об отграничении организации незаконной миграции и административных деликтов, запрещающих незаконное трудоустройство иностранных граждан.

В доктринальных источниках под организацией незаконной миграции в форме незаконного пребывания чаще всего понимается совершение любых действий, направленных на обеспечение пребывания (проживания) на территории РФ иностранных граждан (лиц без гражданства) при отсутствии у них необходимых документов [9, с. 77; 10, с. 104; 11, с. 346-347, 351]. При этом действительность соответствующих документов презюмируется. Толкование нормы через совершение любых

действий, а точнее - комплекса разнообразных действий, создающих условия для незаконной миграции, в том числе и трудовой, по нашему мнению, в наибольшей степени отвечает признаку «организация». Этот системообразующий признак носит оценочный характер и устанавливается в каждом случае с учетом конкретных обстоятельств дела.

Например, если лицо без специального разрешения трудоустраивает мигранта или даже большое количество мигрантов, оно формально содействует его (их) незаконному пребыванию на территории государства и будет нести ответственность по статье 18.15 КоАП РФ. Если же лицо совершает комплекс действий, например, осуществляет поиск мигрантов, предоставляет им жилье и питание, трудоустраивает без соответствующего разрешения и т.д., - его действия должны квалифицироваться как организация незаконной миграции. Так чаще всего оцениваются подобные обстоятельства судебной практикой.

Например, Гайнулин Р.Н. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 3221 УК РФ. Заведомо зная о том, что гражданин Республики Узбекистан ФИО7 и гражданин Республики Туркменистан ФИО9 не имеют регистрации по месту пребывания на территории РФ, и в соответствии со статьей 5 Федерального Закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года по окончании 90-дневного срока пребывания обязаны покинуть территорию России, в период времени с 19 по 26 ноября 2014 года организовал их незаконное пребывание, предоставив возможность проживать в строительных бытовках, по адресу: <адрес>, оборудовав их спальными местами и спальными принадлежностями, предметами быта, обеспечив работой и выплачивая заработную плату [12].

Организация незаконной миграции в форме организации незаконного пребывания может выражаться также в псевдотрудоустройстве иностранных граждан, которое сопровождается использованием фиктивных документов, например, трудовых или гражданско-правовых договоров, являющихся основанием в ряде случаев для продления срока пребывания иностранных граждан на территории российского государства.

Так, Поздеев в составе группы по предварительному сговору организовал незаконное пребывание в РФ иностранного гражданина путем заключения фиктивных трудовых договоров с ним. Это явилось основанием для продления срока их пребывания в Российской Федерации на период действия такого трудового до-

говора. Суд установил, что М., получив вид на жительство на территории РФ, в соответствии с п. 6 ст. 8 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» обязан был ежегодно подтверждать факт осуществления трудовой деятельности и получаемый в Российской Федерации доход. С этой целью М. обратился к соучастнику Поздеева, которому сообщил о необходимости заключения фиктивного трудового договора без обеспечения его работой. Соучастник Поздеева, придерживаясь ранее разработанного плана, изготовил трудовой договор с М., в котором указал в качестве работодателя Поздеева. Согласно достигнутой договоренности в графе «Работодатель» Поз-деев поставил свою подпись на трудовом договоре, а также в уведомлении о заключении трудового договора, после чего подал его в отдел трудовой миграции УВМ ГУ МВД России по Пермскому краю [13].

Псевдотрудоустройство иностранных граждан как способ совершения организации незаконного пребывания указанных лиц может выражаться в использовании организаций, фактически не ведущих хозяйственную деятельность и заявленных в качестве принимающей стороны, в которой иностранные граждане якобы осуществляют трудовую функцию. Юридический адрес такой организации используется в качестве места постановки на учет иностранного гражданина без фактического предоставления ему возможности нахождения по адресу регистрации и реального трудоустройства.

Так, Ново-Савиновский районный суд г. Казани усмотрел в действиях Юн, Абдусатарова, Охунова признаки организации незаконной миграции группой лиц по предварительному сговору. Было установлено, что в период времени с 16 по 27 июля 2016 года посредством использования в качестве принимающей стороны ООО «Центр адаптации трудовых мигрантов «МАДАД»», которое какой-либо хозяйственной деятельности не вело, осужденные организовали незаконное пребывание более полутора тысяч иностранных граждан в РФ. В нарушение действующего законодательства они осуществляли постановку на миграционный учет иностранных граждан по адресу юридического лица, не имея возможности обеспечить их работой и местом жительства (пребывания) по месту постановки на учет. Одновременно подсудимые осуществляли поиск иностранных граждан, которым требовалось оформление документов для легализации нахождения на территории Российской Федерации и готовых платить за это денежные средства [14].

Рассматривая вопрос об оценке псевдотрудоустройства иностранных граждан, следует обратить внимание на изменение ст. 3223 УК РФ, устанавливающей ответственность за фиктивную постановку на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в РФ. Федеральным законом от 12.11.2018 № 420-Ф примечание 1 к норме, содержащее определение деяния, было дополнено альтернативным признаком «постановка иностранных граждан или лиц без гражданства

на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность» .

Такое поспешное, непродуманное изменение уголовного законодательства без учета сложившейся практики создало предпосылки для конкуренции ст. 3221 и 3223 УК РФ, что не может не отразиться на качестве уголовного противодействия незаконной миграции.

Литература

1. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией (Ташкент, 4 июля 2007 года) [Электронный ресурс] - Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией (Цхинвал, 19 мая 2010 года) [Электронный ресурс] - Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».

3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией (Москва, 17 февраля 2010 года) [Электронный ресурс] - Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

4. Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств (заключено в г. Санкт-Петербурге 19.11.2010) [Электронный ресурс] - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

5. Ковалёва Е.А. Незаконная трудовая миграция // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. 2016. Т. 2. № 9. С. 124-130.

6. Байбурина Э.Р. Организация незаконной миграции: уголовно-правовые и криминологические аспекты. - Челябинск, 2010. - 208 с.

7. Щербаков А.В. Преступления против порядка управления: научно-практический комментарий к главе 32 УК РФ. -Москва: Юрлитинформ, 2011. - 168 с.

8. Филиппов П.А. Преступления против порядка управления: закон, теория, практика. - Москва: Зерцало-М, 2017. -512 с.

9. Приговор Домодедовского городского суда Московской области № 1-92/2015 от 10 февраля 2015 г. по делу № 1-92/2015 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:http://sudact.ru/

10. Приговор Индустриальный районный суд г. Перми по делу № 1-331/2018 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:http://sudact.ru/

11. Приговор Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 14 сентября 2018 г. по делу № 1-273/2018 [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:http://sudact.ru/

= References =

1. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii i Pravitel'stvom Respubliki Uzbekistan o sotrudnichestve v bor'be s nezakonnoj migraciej (Tashkent, 4 iyulya 2007 goda) [Elektronnyj resurs] - Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus».

2. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii i Pravitel'stvom Respubliki YUzhnaya Osetiya o sotrudnichestve v bor'be s nezakonnoj migraciej (Ckhinval, 19 maya 2010 goda) [Elektronnyj resurs] - Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus».

3. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii i Pravitel'stvom Respubliki Abhaziya o sotrudnichestve v bor'be s nezakonnoj migraciej (Moskva, 17 fevralya 2010 goda) [Elektronnyj resurs] - Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus».

4. Soglashenie o sotrudnichestve po protivodejstviyu nelegal'noj trudovoj migracii iz tret'ih gosudarstv (zaklyucheno v g. Sankt-Peterburge 19.11.2010) [Elektronnyj resurs] - Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus».

5. Kovalyova E.A. Nezakonnaya trudovaya migraciya // Problemy ukrepleniya zakonnosti i pravoporyadka: nauka, praktika, tendencii. 2016. T. 2. № 9. S. 124-130.

6. Bajburina E.R. Organizaciya nezakonnoj migracii: ugolovno-pravovye i kriminologicheskie aspekty. - CHelyabinsk, 2010. -208 s.

7. ShcherbakovA.V. Prestupleniya protiv poryadka upravleniya: nauchno-prakticheskij kommentarij k glave 32 UK RF. - Moskva: YUrlitinform, 2011. - 168 s.

8. Filippov P.A. Prestupleniya protiv poryadka upravleniya: zakon, teoriya, praktika. - Moskva: Zercalo-M, 2017. - 512 s.

9. Prigovor Domodedovskogo gorodskogo suda Moskovskoj oblasti № 1-92/2015 ot 10 fevralya 2015 g. po delu № 1-92/2015 [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL:http://sudact.ru/

10. Prigovor Industrial'nyj rajonnyj sud g. Permi po delu № 1-331/2018 [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL:http:// sudact.ru/

11. Prigovor Novo-Savinovskogo rajonnogo suda g. Kazani ot 14 sentyabrya 2018 g. po delu № 1-273/2018 [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL:http://sudact.ru/

(статья сдана в редакцию 05.07.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.