Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
95
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЗАКОН / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / СУБЪЕКТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мотуренко Сергей Михайлович

В статье рассматривается история развития и понятие социального предпринимательства в России. Исследованы основные нормы правового регулирования по отношению социальных предприятий с другими хозяйствующими субъектами. Предложено добавить круг лиц, входящих в обязательном порядке перечень работников в социальных предприятиях - ветеранов боевых действий, а также социальным хозяйствующим организациям расширить ряд государственных льгот для реализации данного проекта на всей территории России. Сделан вывод о том, что следует принять отдельный федеральный закон «О социальном предпринимательстве России».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA: MAIN ASPECTS

The article discusses the history of development and the concept of social entrepreneurship in Russia. The main norms of legal regulation in relation to social enterprises with other business entities were studied. It was proposed to add a circle of persons who are mandatory a list of employees in social enterprises - veterans of hostilities, as well as social economic organizations to expand a number of state benefits for the implementation of this project throughout Russia. It was concluded that a separate federal law "On Social Entrepreneurship of Russia" should be adopted.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_12_207

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ: ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ Legal regulation of social entrepreneurship in Russia: the main aspects.

МОТУРЕНКО Сергей Михайлович,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). 119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10. E-mail: moturenko@yandex.ru;

Moturenko Sergey Mikhailovich,

candidate of of jurisprudence, senior researcher of Institute of the state and right of the Russian Academy of Sciences. 10 Znamenka str., 119019 Moscow, Russia. E-mail: moturenko@yandex.ru

Краткая аннотация: В статье рассматривается история развития и понятие социального предпринимательства в России. Исследованы основные нормы правового регулирования по отношению социальных предприятий с другими хозяйствующими субъектами. Предложено добавить круг лиц, входящих в обязательном порядке перечень работников в социальных предприятиях - ветеранов боевых действий, а также социальным хозяйствующим организациям расширить ряд государственных льгот для реализации данного проекта на всей территории России. Сделан вывод о том, что следует принять отдельный федеральный закон «О социальном предпринимательстве России».

Аbstract: The article discusses the history of development and the concept of social entrepreneurship in Russia. The main norms of legal regulation in relation to social enterprises with other business entities were studied. It was proposed to add a circle of persons who are mandatory a list of employees in social enterprises - veterans of hostilities, as well as social economic organizations to expand a number of state benefits for the implementation of this project throughout Russia. It was concluded that a separate federal law "On Social Entrepreneurship of Russia" should be adopted.

Ключевые слова: Арктический бизнес, социальное предпринимательство, закон, социальное предприятие, субъект.

Keywords: Arctic business, social entrepreneurship, law, social enterprise, subject.

Для цитирования: Мотуренко С.М. Правовое регулирование социального предпринимательства в России: основные аспекты // Право и государство: теория и практика. 2022. № 12(216). С. 207-210. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_12_207.

For citation: Moturenko S.M. Legal regulation of social entrepreneurship in Russia: the main aspects // Law and state: theory and practice. 2022. No. 12(216). pp. 207-210. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_12_207.

Статья поступила в редакцию: 30.11.2022

Большое значение для раскрытия темы имеет ее исторический аспект. Первые упоминания о социальном предпринимательстве появились в России в 19 веке. У истоков этого явления стоял православный священник Иоанн Кронштадтский, именно им был открыт в Кронштадте Дом Трудолюбия. Поводом для его строительства послужило убийство Императора Александра Второго в 1881 г. Обратившись в Дом Трудолюбия, все нуждающиеся могли получить работу, не требующую специальных навыков. Благодаря этому они могли обеспечить себе минимальные условия для существования, не нарушая закон. Кроме того, работники данного дома обеспечивались жильем и незащищенные слои населения получали возможность постепенно вернуться к нормальной жизни. По задумке создателя Дома Трудолюбия, люди должны были иметь возможность не только прокормить себя и получить кров, но и постепенно стать полноценными членами общества и обеспечить себе комфортные условия для жизни. На первом этапе практиковались занятия несложным ручным трудом. Одним из главных преимуществ центра являлось то, что работу здесь могли получить все желающие, независимо от имеющихся навыков, возраста или пола. Также, здесь уделялось особое внимание духовному развитию и образованию людей. Так, настоятелю Иоанну Кронштадскому удалось воплотить в жизнь революционную общественную концепцию, которая до этого времени никогда не использовалась на практике[1].

Далее стоит отметить, что широкое распространение явления социального предпринимательства получило в 2007 г. Предпосылкой для развития этого направления стало создание Фонда региональных программ «Наше будущее». Именно этот фонд обеспечил необходимые условия для создания надежной платформы для развития этой сферы предпринимательской деятельности. Начинающие социальные предприниматели всегда могут рассчитывать на консультативную, информационную и финансовую поддержку фонда. Для реализации детских и юношеских программ, в 2011 г. был организован общественный фонд содействия социальным программам «Навстречу переменам». Благодаря деятельности этого фонда было реализовано более ста социальных программ для детей и подростков. Один из первых в Российской Федерации центров решения первостепенных задач в социальной области был открыт при содействии корпорации «РУСАЛ» в 2013 г. Его непосредственной задачей является: «привлечение всех желающих, занимающихся предпринимательской деятельностью, а также владельцев и учредителей предприятий малого и среднего бизнеса и социально активных общественных структур в решение первоочередных проблем, стоящих перед конкретными субъектами РФ, посредством воплощения в жизнь различных социально-предпринимательских инициатив»[2].

На сегодняшний день Российская Федерация, как социально ориентированное государство несет полную ответственность за благополучие своих граждан, а социальное предпринимательство является одним из основных инструментов, позволяющих обеспечить надлежащий уровень жизни для незащищенных слоев населения[1]. Государство принимает все необходимые меры для вовлечения в решение социальных проблем и оказания социальной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, а также некоммерческих структур. Государственные органы контроля оставляют за собой право в выборе субъектов, которые будут оказывать эти услуги и отслеживают качество их оказания.

Согласно действующему законодательству, на территории Российской Федерации решение социальных вопросов контролируется государственными органами власти. Особое внимание уделяется решению социальных задач регионов совместно с субъектами хозяйствования. До внесения изменений в законодательство Российской Федерации, большинство социальных вопросов решалось исключительно государственными органами власти, но изменение в 2019 г. федерального законодательства, касающегося частного предпринимательства, позволило государству решать большинство вопросов совместно с представителями коммерческих структур. Такое взаимовыгодное сотрудничество позволило существенно увеличить эффективность и оперативность решения первостепенных задач. С этого времени были утверждены такие понятия как «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие».

Также нельзя забывать и про то, что социальное предпринимательство дает большой толчок к развитию хозяйственной деятельности на территории России и может стать основным инструментом, предназначенным для решения социальных задач, стоящих перед государством. Но есть и те, кто не придерживается такой точки зрения. В России данный закон о социальном предпринимательстве может дополняться в субъектах государства, в соответствии с особенностями региона. Поскольку во всех регионах страны социальные проблемы имеют свою специфику, государство предоставляет органам местного самоуправления решать эти проблемы самостоятельно. Согласно статистическим данным на сегодняшний день темпы реализации программ социального предпринимательства в различных регионах существенно различаются. Наиболее эффективно реализуются социальные программы в центральных регионах России. В отдаленных же регионах страны развитие социального предпринимательства происходит медленнее.

На настоящий момент социальное предпринимательство может стать альтернативой государственным структурам и общественным организациям, которые не могут своевременно решить важные общественные проблемы. Их бездействие и неспособность оперативно реагировать на стремительно меняющуюся ситуацию, стали причиной стремительного развития частных предприятий, способных на взаимовыгодных условиях оперативно и эффективно решать социальные проблемы в регионах страны. На фоне бездействия государственных органов власти, деятельность социальных предпринимателей пользуется все большим авторитетом. Эти организации оперативно реагируют на все изменения в общественной жизни. Они находят способ не только решить возникшую проблему, но и получить заслуженное материальное вознаграждение.

Для социального предпринимательства характерны следующие особенности. Во-первых, это материальная независимость, которая дает возможность частным предпринимателям решать социальные проблемы используя средства, полученные в результате основной деятельности предприятия. Во-вторых, суть социального предпринимательства состоит во взаимодействии в социальной сфере. Имеются в виду видимые результаты работы предпринимателя, выражающиеся в решении конкретных проблем и обратной связи с частными лицами и общественными организациями. В-третьих, благодаря социальному предпринимательству возможно принятие нестандартных решений. При этом многие частные предприятия применяют для решения первостепенных социальных задач инновационные методики, которые дают возможность не только эффективно решать поставленные задачи, но и вести коммерческую деятельность[3]. Наконец, необходимо упомянуть и про универсальность. Современные методики социального предпринимательства позволяют воплощать концепцию, хорошо проявившую себя в отдельно взятом регионе, в более широких масштабах.

Одно из центральных мест в конституционном регулировании частного бизнеса занимает статья 34, на основании которой на территории Российской Федерации каждый субъект предпринимательской деятельности может свободно использовать свои способности и материальные средства и другие активы для частного предпринимательства. Согласно Конституции Российской Федерации, содействие развитию малого и среднего бизнеса, а также общественных организаций, занимающихся решением социальных проблем в регионах, является первоочередной задачей органов государственной власти на местах. Кроме того, на них возлагаются функции контроля и регулирования деятельности частных социальных предпринимателей, волонтеров и общественных организаций. В соответствии с действующим законодательством, предприни ма-тельская деятельность является одной из составляющих прав и свобод граждан России. Защита их интересов является одной из главных задач, которую должны решать органы государственной власти и местного самоуправления. В таком обеспечении социальное предпринимательство играет ключевую роль уже по той причине, что соединяет извлечение прибыли с заботой о социально незащищенных слоях населения. Поскольку Российская Федерация - социальное государство (пункт 1 статьи 7 Конституции), для развития этого положения в законодательстве Российской Федерации предприняты соответствующие шаги. В соответствующих статьях Конституции РФ четко говорится про становление социального предпринимательства в регионах, об ответственности за разжигание межнациональной, классовой и религиозной вражды. В настоящее же время коммерческая деятельность не является уголовно наказуемым деянием и не преследуется по закону. Любые действия, которые могут привести к повреждению имущества предпринимателя или причинить вред его здоровью повлекут за собой уголовную ответственность. Только органы государственной власти имеют право осуществлять контроль деятельности социальных предпринимателей^].

Социальное предпринимательство подразумевает новаторскую деятельность в сфере создания бизнеса, направленного на улучшения и поддержание стабильности в сфере имеющихся общественных социальных проблем. В настоящее время субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность, в рамках социально ориентированного бизнеса способны извлечь значительную выгоду с параллельным решением множества назревших социальных вопросов. Российское законодательство четко определяет условия функционирования таких хозяйствующих субъектов. К примеру, согласно п. 1 ч., 1 ст. 24.1 федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», принятого 24 июня 2007 года, предприниматель, действующий в границах среднего либо малого бизнеса, обязан обеспечить работой граждан определенных социальных категорий. Результаты прошедшего календарного года каждый раз должны показать, что в среднем по спискам количество работников, относящихся к далее обозначенным категориям, у такого предпринимателя должно насчитывать не менее половины

(и не меньше двух человек). При этом затраты на оплату трудовой деятельности таких работников должны равняться либо превышать 25%.

Вот список категорий этих граждан:

• Физические лица с ограничениями возможностей по здоровью и получившие инвалидность;

• Имеющие детей-инвалидов, детей, не достигнувших совершеннолетия, многодетные и одинокие родители;

• Физические лица в предпенсионном возрасте и находящиеся на пенсии. Это могут быть пенсионеры с досрочно оформленной пенсией, а также имеющие право на страховые пенсионные выплаты по возрасту за 5 лет до наступления пенсионного срока;

• Воспитанники детских домов, не достигшие 23 лет;

• Лишенные свободы граждане, отбывающие срок наказания и выполняющие принудительные работы, а также лица с действительной судимостью, но освобожденные (в случае заключения гражданско-правовой договоренности в рамках уголовно-исполнительного механизма на предпринимательство в сфере малого и среднего бизнеса);

• Физические лица, относящиеся к категории вынужденно переселившихся, либо имеющие статус беженцев;

• Граждане, находящиеся за чертой бедности;

• Физические лица, не имеющие определенных занятий и места жительства;

• Иные граждане, в отношении которых признано, что им положено социальное обслуживание[5].

Для полноценной реализации программы социально направленного предпринимательства необходимо дополнить этот список участниками различных боевых действий.

Помимо описанных законодательных требований, предусмотрена необходимость расширения льготной поддержки социальных предприятий государством. Это должно способствовать развитию рассматриваемой программы во всех российских регионах без исключения. В разных территориальных образованиях России разнится и социальная проблематика, что должно быть компенсировано разнообразием государственных льгот, направленных на поддержку субъектов хозяйствования. В отсутствии подобной государственной поддержки самостоятельное решение социальных проблем в регионах не представляется возможным.

Необходимо отметить, что понятие социального предпринимательства должно быть четко отграничено от таких понятий, как добровольные пожертвования и благотворительная деятельность. Сам социальный предприниматель, независимо от правовой и организационной структуры своего предприятия, вправе заниматься благотворительной деятельностью или добровольными пожертвованиями на свое усмотрение. Но между описанными тремя областями надо чувствовать четкую разницу. Явное различие заключается в необходимости быть зарегистрированным в статусе социального предпринимателя, а благотворительностью и пожертвованиями можно заниматься без этого. С точки зрения законодательства, благотворительность определяется, как добровольные действия юридических и физических лиц, направленные на безвозмездную помощь нуждающимся, заключающиеся в передаче им денег, собственности, оказании услуг и выполнении работ на бескорыстной или льготной основе. Даже если не брать во внимание бескорыстные и безвозмездные дела, как не свойственные предпринимательской деятельности, можно отметить, что предоставление товаров и услуг людям на льготных началах допустимо расценивать и в качестве социального предпринимательства, и в качестве благотворительности. При этом важно, чтобы и то и другое соответствовало нормам действующего законодательства. Разница между социальным предпринимательством и пожертвованием заключается в том, что последнее подразумевает безвозмездную передачу имущества, денег или прав. Социальное предпринимательство не имеет ничего общего с дарением. Второе различие между двумя этими понятиями в том, что пожертвование собственности в пользу физического лица со стороны юридического лица может производиться с условием определенного целевого использования данного имущества или средств. Если тот, кому пожертвовали, использует имущество не по назначению, то жертвователь, либо его правопреемники вправе отменить пожертвование, согласно статье 528 Гражданского кодекса Российской Федерации. При социальном предпринимательстве подобные правила не действуют. Однако главная разница в том, что по определению социальное предпринимательство представляет собой один из видов бизнеса, а пожертвования и благотворительные действия - это регламентируемые действующим законодательством сделки, заключаемые между любыми субъектами по их обоюдному желанию[6]. Как вид бизнеса, социальное предпринимательство вместе с задачей регулярного получения выгоды преследует цель достижения общественной пользы. Оно ограничено законодательными нормами, и только в этом случае в рамках закона может пользоваться государственными и муниципальными льготами.

Кроме того, круг юридических лиц, которых можно причислить к социальным предпринимателям и пополнить его крупными коммерческими и некоммерческими организациями, необходимо внести определенные изменения и дополнения в российские законы. Пока что данная тема находится за пределами действующего законодательства, регулирующего средний и малый бизнес. Поэтому разумным было бы появление нового федерального закона о развитии социальных предприятий, охватывающего деятельность большей части юридических лиц. Подобное новшество даст возможность расширения сферы российского социального предпринимательства.

Единое мнение по поводу критериев, по которым можно отличить социальное предпринимательство, пока отсутствует. Здесь существует два основных определения:

1. Социальное предпринимательство - это бизнес, кроме прибыли дополнительно преследующий социальные цели.

2. Социальное предпринимательство - это бизнес в области социальных услуг (медицины, образования и т.д.)[7].

Таким образом, получается, что в Российской Федерации социальное предпринимательство определяется, как средство для достижения хозяйственных и социальных целей, направленных на благо населения, а социальные проблемы решаются с привлечением хозяйствующих субъектов, которых государство обязывает выполнять часть своих функций и получать при этом прибыль. В будущем ожидается принятие нового

федерального закона, полностью регламентирующего данное правовое поле. Библиогра фия:

1.Баттахов П.П. Социальное предпринимательство в отечественном праве: понятие и проблемы //Северо-Кавказский юридический вестник. 2022. № 3. С.

137-143.

2. Ливенцова Е.Ю., Савельева М.В. Из истории становления и развития социального предпринимательства в России и за рубежом. // В сборнике: Исследования и разработки в перспективных научных областях. сборник материалов II Международной научно-практической конференции. 2017. С. 53-57.

3. Винничек И.В., Харкевич И.С. Понятие социального предпринимательства, история его развития //В сборнике: Управление социальными инновациями. Сборник научных статей. Ответственный редактор Е.А. Ильина. 2019. С. 68-72.

4. Занковский С.С. Конституционные основы социального предпринимательства в России // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. № 4.

С. 121-124.

5. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 июля 2007 г. N 31 ст. 4006.

6. Занковский С.С. Понятие и правовое регулирование социального предпринимательства//Предпринимательское право. 2020. № 4. С. 51-56.

7. Нетесова М.С. О перспективах развития социального предпринимательства в Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 7. С. 136-142.

References:

1. Battakhov P.P. Social entrepreneurship in domestic law: concept and problems//North Caucasus Legal Bulletin. 2022. № 3. S. 137-143.

2. Liventsova E.Yu., Savelyeva M.V. From the history of the formation and development of social entrepreneurship in Russia and abroad .//In the collection: Research and development in promising scientific fields. collection of materials of the II International Scientific and Practical Conference. 2017. S. 53-57.

3. Vinnichek I.V., Kharkevich I.S. The concept of social entrepreneurship, the history of its development//In the collection: Management of social innovations. Collection of scientific articles. Executive Editor E.A. Ilyina. 2019. S. 68-72.

4. Zankovsky S.S. Constitutional foundations of social entrepreneurship in Russia//Problems of economics and legal practice. 2020. T. 16. № 4. S. 121-124.

5. Federal Law of July 24, 2007 N 209-FZ "On the Development of Small and Medium-Sized Businesses in the Russian Federation "//Collection of Legislation of the Russian Federation of July 30, 2007 N 31 Art. 4006.

6. Zankovsky S.S. Concept and legal regulation of social entrepreneurship//Entrepreneurial law. 2020. № 4. S. 51 -56.

7. M.S. Netesova On prospects for the development of social entrepreneurship in the Russian Federation//Gaps in Russian legislation. 2021. T. 14. № 7. S. 136-142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.