Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
83
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / СУБЪЕКТ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кондратенко Зарина Камилевна

В статье автор анализирует понятие и признаки социально ориентированных некоммерческих организаций, а также понятие социального предпринимательства. Автор рассматривает признаки, которым должен соответствовать субъект малого или среднего предпринимательства, для того, чтобы признаваться социальным предпринимателем. Автором подробно анализируются меры государственной и муниципальной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и социальных предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS AND SOCIAL ENTREPRENEURSHIP: ISSUES OF LEGAL REGULATION

In the article, the author analyzes the concept and features of socially oriented non-profit organizations, as well as the concept of social entrepreneurship. The author considers the signs that a small or medium-sized business entity must comply with in order to be recognized as a social entrepreneur. The author analyzes in detail the measures of state and municipal support for socially oriented non-profit organizations and social entrepreneurs.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_11_153 УДК 347

СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Socially oriented non-profit organizations and social entrepreneurship:

issues of legal regulation КОНДРАТЕНКО Зарина Камилевна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». 424000, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Площадь Ленина, 1. E-mail: mati07@rambler.ru;

KONDRATENKO Zarina Kamilevna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Mari State University. 424000, Republic of Mari El, Yoshkar-Ola, Lenin Square, 1. E-mail: mati07@rambler.ru

Краткая аннотация: В статье автор анализирует понятие и признаки социально ориентированных некоммерческих организаций, а также понятие социального предпринимательства. Автор рассматривает признаки, которым должен соответствовать субъект малого или среднего предпринимательства, для того, чтобы признаваться социальным предпринимателем. Автором подробно анализируются меры государственной и муниципальной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и социальных предпринимателей.

Abstract: In the article, the author analyzes the concept and features of socially oriented non-profit organizations, as well as the concept of social entrepreneurship. The author considers the signs that a small or medium-sized business entity must comply with in order to be recognized as a social entrepreneur. The author analyzes in detail the measures of state and municipal support for socially oriented non-profit organizations and social entrepreneurs.

Ключевые слова: социально ориентированная некоммерческая организация, социальное предпринимательство, социальный предприниматель, субъект малого и среднего предпринимательства, предпринимательская деятельность.

Keywords: socially oriented non-profit organization, social entrepreneurship, social entrepreneur, small and medium business entity, entrepreneurial activity.

Для цитирования: Кондратенко З.К. Социально ориентированные некоммерческие организации и социальное предпринимательство: вопросы правового регулирования // Право и государство: теория и практика. 2022. № 11(215). С. 153-155. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_ 11_153.

For citation: Kondratenko Z.K. Socially oriented non-profit organizations and social entrepreneurship: issues of legal regulation // Law and state: theory and practice. 2022. No. 11(215). pp. 153-155. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_11_153.

Статья поступила в редакцию: 28.10.2022

Согласно п. 2.1. ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные ст. 31.1 данного Федерального закона N 7-ФЗ [1].

Анализ определения позволяет выделить следующие признаки социально ориентированных некоммерческих организаций:

1. Это некоммерческая организация, созданная в определенных формах;

2. Осуществление деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества или иных видов деятельности, предусмотренных ст. 31.1. Федерального закона N 7-ФЗ.

К таким видам деятельности относятся, например, социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан; оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий; охрана окружающей среды и защита животных, в том числе оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина и другие.

В практике возникают споры, связанные с определением особенностей правового положения субъекта спора. Так, по делам, связанным с осуществлением закупок товаров, работ и услуг, у социально ориентированных некоммерческих организаций.

Так, в одном деле «из указанного следует, что участниками закупки (извещение N 0352300030717000224) могли быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. Для признания некоммерческой организации социально ориентированной некоммерческой организацией необходимо, чтобы цели ее деятельности, предусмотренные учредительными документами организации, соответствовали целям, установленным частью 1 статьи 31.1 Федерального закона о некоммерческих организациях.

Из указанного Комиссия Омского УФАС делает однозначный вывод о том, что виды деятельности, указанные в уставе Некоммерческого партнерства содействия защите окружающей среды "П", соотносятся с видами деятельности, установленными частью 1 статьи 31.1 Федерального закона о некоммерческих организациях. При таких обстоятельствах, по мнению Комиссии, единая комиссия заказчика, действуя разумно и добросовестно, на этапе рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе осуществила проверку документов представленных Некоммерческим партнерством содействия защите окружающей среды "П", установив при этом соответствие Партнерства требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, а также подтвердив свою принадлежность к социально ориентированным некоммерческих организациям, правомерно признала заявку НП "П" соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.» [2]

В статье 31.1 Федерального закона N 7-ФЗ закрепляются меры государственной поддержки социально ориентированных некоммерче-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 11(115)

ских организаций. К таким мерам в частности относятся финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций.

Следует отметить, что таким организациям могут предоставляться льготы по уплате налогов и сборов [3]. Анализ регионального законодательства показывает, что субъекты Российской Федерации имеют следующие возможности по предоставлению налоговых преференций для социально ориентированных некоммерческих организаций: 1) частичное или полное освобождение от транспортного налога; 2) снижение налоговой ставки по транспортному налогу; 3) частичное или полное освобождение от налога на имущество организаций; 4) снижение налоговой ставки по налогу на имущество организаций; 5) снижение налоговой ставки в случае применения упрощенной системы налогообложения.

Еще одной мерой государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций является возможность осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Юридическим и физическим лицам, которые оказывают социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, могут быть предоставлены льготы по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах (пп. 4 п. 3 ст. 31.1 Федерального закона N 7-ФЗ). Например, в расходы по налогу на прибыль организация может включить стоимость имущества (включая денежные средства), которое было безвозмездно передано социально ориентированным некоммерческим организациям (пп. 19.6 п. 1 ст. 265 НК РФ). Физические лица, перечислившие социально ориентированным некоммерческим организациям пожертвования на осуществление деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в РФ, а также видов деятельности, предусмотренных ст. 31.1 Федерального закона N 7-ФЗ, имеют право на социальный вычет по НДФЛ. Вычет предоставляется в сумме доходов, перечисляемых в виде такого пожертвования (пп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ, Письмо Минфина России от 30.12.2020 N 03-04-06/116141).

Социально ориентированные некоммерческие организации - исполнители общественно полезных услуг имеют несколько иной правовой статус, который определяется ст. 31.4 Федерального закона N 7-ФЗ. Они имеют право на приоритетное получение мер поддержки в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов, а также муниципальными правовыми актами.

Под некоммерческой организацией - исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая: а) не выполняет функции иностранного агента, б) не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным обязательным платежам, в) соответствует одному из следующих требований:

1) оказание на протяжении не менее чем одного года общественно полезных услуг надлежащего качества;

2) надлежащая реализация проектов, предусматривающих осуществление деятельности по одному или нескольким приоритетным направлениям в сфере оказания общественно полезных услуг с использованием грантов Президента РФ, предоставляемых на развитие гражданского общества.

Е.Е. Сметанина отмечает, что правовые нормы, предусматривающие государственную и муниципальную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих социально значимые виды деятельности, появились в 2008 г.[4], однако предусматривали только одну специальную меру, касающуюся предоставления льгот при аренде государственного или муниципального имущества, в то время как социально ориентированные некоммерческие организации могли пользоваться более широким перечнем мер [5].

Однако с 2019 года коммерческие организации, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, направленную на достижение общественно полезных целей, способствующую разрешению социальных проблем граждан и общества и осуществляемую в соответствии с условиями, предусмотренными ч. 1 ст. 24.1 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" [6] подпадают под термин «социальное предпринимательство».

Гражданское законодательство под предпринимательской понимает самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (ст. 2 ГК РФ). Субъект, не извлекающий прибыль от своей деятельности, внешне схожей с предпринимательской и не имеющей подобной цели, к числу предпринимателей отнесен быть не может [7]. Социальный предприниматель полностью соответствует по своим признакам субъекту предпринимательской деятельности. Однако, его правовой статус несколько иной, чем у иных «коммерческих» предпринимателей. Для предпринимателя, желающего получить или сохранить статус социального, важно отвечать законодательно установленным критериям этого статуса.

Закон № 209-ФЗ называет в качестве социальных предприятий только субъектов малого или среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере социального предпринимательства. Порядок признания предприятия социальным утвержден Минэкономразвития РФ [8].

Для социальных предприятий доступны все те организационно-правовые формы, в которых могут существовать малые и средние предприниматели. В то же время исходный признак, характеризующий социальное предприятие, - это характер его предпринимательской деятельности, но никак не организационно-правовая форма.

Согласно ст. 24.1 Закона № 209-ФЗ субъект малого и среднего предпринимательства должен соответствовать одному или нескольким из четырех условий для того, чтобы получать поддержку от государства или муниципалитета в качестве субъекта социального предпринимательства:

1) наличие в штате субъекта предпринимательской деятельности определенных категорий работников, указанных в законе;

2) осуществление деятельности по обеспечению реализации производимых соответствующими категориями граждан товаров (работ, услуг);

3) осуществление деятельности по производству товаров, работ или услуг, предназначенных для граждан указанных выше категорий, в целях создания для них условий, позволяющих преодолеть или компенсировать ограничения их жизнедеятельности, а также возможностей участвовать наравне с другими гражданами в жизни общества;

4) осуществление деятельности, направленной на достижение общественно полезных целей и способствующей разрешению социальных проблем общества (перечень видов деятельности представлен в ч. 1 ст. 24.1 Закона № 209-ФЗ).

В отношении каждого условия определены также количественные показатели (например, размер прибыли от осуществления деятельности, количество работников и т.д.).

Все виды государственной и муниципальной поддержки социальным предприятиям можно подразделить на три группы:

1) Имущественные виды поддержки (обеспечение наличия инфраструктуры поддержки социальных предприятий; оказание финансовой поддержки социальным предприятиям; оказание имущественной поддержки социальным предприятиям);

2) Информационные виды поддержки (оказание информационной поддержки социальным предприятиям; оказание консультационной и методической поддержки социальным предприятиям; содействие в развитии межрегионального сотрудничества, поиске деловых партнеров, в том числе путем проведения ярмарок, деловых конгрессов, выставок, а также обеспечение участия социальных предприятий в указанных мероприятиях на территориях субъектов РФ и на территориях муниципальных образований);

3) Иные виды поддержки (организация профессионального обучения, профессионального образования, дополнительного профессионального образования и содействия в прохождении независимой оценки квалификации работников социальных предприятий в соответствии с законодательством РФ; реализация иных мер (мероприятий) по поддержке социальных предприятий, которые предусмотрены федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.

В литературе высказывается позиция, в соответствии с которой критически воспринимается отнесение социального предпринимательства лишь к малому и среднему. Такой подход представляется концептуально неверным и не учитывает социальное предпринимательство некоммерческих организаций и социально ориентированных крупных предприятий [7, 9]. Однако здесь имеется определенная логика законодателя, который считает, что крупному бизнесу, даже такому, который формально соответствует признакам социального предпринимателя, не требуются меры государственной и муниципальной поддержки. А социально ориентированные некоммерческие организации и так получают государственную и муниципальную поддержку в рамках другого федерального закона.

Следует сделать вывод исходя из проведенного исследования: как социально ориентированные некоммерческие организации, так и коммерческие организации - социальные предприниматели имеют право на получение мер поддержки от органов государственной власти и органов местного самоуправления согласно действующему законодательству.

Библиогра фия:

1. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ред. от 02.07.2021, с изм. от 14.07.2022 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собрание законодательства РФ. - 15.01.1996. - N 3. - ст. 145.

2. Решение Омского УФАС России от 15.01.2017 N 03-10.1/09-2017// http://solutions.fas.gov.ru по состоянию на 19.01.2018.

3. "Методические материалы по практикам использования возможности предоставления налоговых преференций для социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) органами государственной власти субъектов Российской Федерации" (утв. Минэкономразвития России) // https://economy.gov.ru/

4. Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2008. N 30 (часть I). Ст. 3615.

5. Сметанина Е.Е. Социально значимые виды предпринимательской деятельности и социальное предпринимательство: соотношение понятий // Российская юстиция. 2020. N 3. С. 15 - 18.

6. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 28.06.2022) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.07.2007, N 31, ст. 4006.

7. Занковский С.С. Понятие и правовое регулирование социального предпринимательства // Предпринимательское право. 2020. N 4. С. 51 - 56.

8. Приказ Минэкономразвития России от 29.11.2019 N 773 (ред. от 07.10.2021) "Об утверждении Порядка признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием и Порядка формирования перечня субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.12.2019 N 57022) // http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2019.

9. Шапсугова М.Д. НКО забыли? Комментарий к Закону о социальном предпринимательстве // Социальное и пенсионное право. 2019. N 4. С. 53 -

56/

References:

1. Federal Law No. 7-FZ of 12.01.1996 "On Non-profit Organizations" (as amended on 02.07.2021, with amendments. from 07/14/2022 with amendments and additions, intro. effective from 01.01.2022) // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 15.01.1996. - N 3. - Article 145.

2. Decision of the Omsk Federal Antimonopoly Service of Russia dated 15.01.2017 N 03-10.1/09-2017// http://solutions.fas.gov.ru as of 19.01.2018.

3. "Methodological materials on the practices of using the possibility of providing tax preferences for socially oriented non-profit organizations (SONKO) by state authorities of the subjects of the Russian Federation" (approved by the Ministry of Economic Development of Russia) // https://economy.gov.ru/

4. Federal Law No. 159-FZ of July 22, 2008 "On the Specifics of the Alienation of Immovable Property Owned by the Subjects of the Russian Federation or in Municipal Ownership and Leased by Small and Medium-sized Businesses, and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" // SZ RF. 2008. N 30 (Part I). Article 3615.

5. Smetanina E.E. Socially significant types of entrepreneurial activity and social entrepreneurship: correlation of concepts // Russian justice. 2020. N 3. pp. 15-18.

6. Federal Law No. 209-FZ of 24.07.2007 (as amended on 28.06.2022) "On the development of small and medium-sized entrepreneurship in the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation, 30.07.2007, No. 31, Article 4006.7.

Zankovsky S.S. The concept and legal regulation of social entrepreneurship // Entrepreneurial Law. 2020. N 4. pp. 51 -56.

8. Order of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation dated 29.11.2019 N 773 (ed. dated 07.10.2021) "On approval of the Procedure for recognizing a small or medium-sized enterprise as a social enterprise and the Procedure for forming a list of small and medium-sized enterprises with the status of a social enterprise" (Registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on 27.12.2019 N 57022) // http://www.pravo.gov.ru , 30.12.2019.

9. Shapsugova M.D. Have you forgotten the NGO? Commentary to the Law on Social Entrepreneurship // Social and pension law. 2019. N 4. p. 53 - 56/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.