Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1105
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / ENTREPRENEURSHIP / SOCIALLY ORIENTED NONCOMMERCIAL ORGANIZATION / SOCIAL CONTRACT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савина Анна Владимировна, Придворов Николай Антонович

Рассмотрены вопросы соотношения предпринимательства и социального предпринимательства; проанализированы определения понятий «социальное предпринимательство», «социально-ориентированная некоммерческая организация», «социальное предприятие»; осмыслены вопросы правового статуса социальных предпринимателей, рассмотрен нормативный порядок признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием. Отмечено, что разница между «предпринимательством» и «социальным предпринимательством» зависит от цели, которой руководствуется участник гражданских правоотношений. Проанализированы и соотнесены частно-правовые и публично-правовые основы поддержки социальных предпринимателей, исследован вопрос социального предпринимательства в зарубежных странах; уделено внимание аспекту государственной поддержки социальных предпринимателей, социально-ориентированных некоммерческих организаций. Подчеркнута необходимость разработки правовой концепции развития социального предпринимательства в России, лежащей в основе отбора проектов, которые могли бы претендовать на одну из форм государственной поддержки в сфере социального предпринимательства. Рассмотрен вопрос социального контракта. Обозначена идея разграничения договоров, заключаемых в сфере социального предпринимательства по признаку участия в таких отношениях государства. Подчеркнуто, что договоры могут выступать следствием инициативного предпринимательства, направленного на достижение социально-полезного результата и не претендующего на финансовую поддержку государства, а могут, наоборот, носить некий каскадный характер, включать в себя не менее, чем три стороны договора, одной из которых является государство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA

We consider the issues of entrepreneurship and social entrepreneurship correlation; analyze the concepts definitions of “social entrepreneurship”, “socially oriented noncommercial organization”, “social enterprise”; comprehend the issues of the social entrepreneurs legal status, consider the regulatory procedure for recognizing a small or medium-sized business as a social enterprise. It is noted that the difference between “entrepreneurship” and “social entrepreneurship” depends on the goal that guides the participant in civil relations. We analyze and correlate the private-legal and public-legal foundations for social entrepreneurs support, we study the issue of social entrepreneurship in foreign countries; attention is paid to the aspect of state support for social entrepreneurs, socially oriented noncommercial organization. We emphasize the necessity of developing a legal concept for the development of social entrepreneurship in Russia, which underlies the selection of projects that could qualify for one of the forms of state support in the field of social entrepreneurship. We consider the issue of social contract. We outline the idea of agreements differentiation concluded in the field of social entrepreneurship on the basis of the state participation in such relations. It is emphasized that agreements can be the result of proactive entrepreneurship aimed at achieving a socially beneficial result and not claiming financial support from the state, but, on the contrary, can be of a cascading nature and include no less than three parties, one of which is the state.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ»

© Савина А.В., Придворов Н.А., 2019

DOI 10.20310/2587-9340-2019-3-12-540-548 УДК 347.73

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

А.В. Савина, Н.А. Придворов

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2343-3197, e-mail: anna.savina56@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3937-3678, e-mail: kafedra_gp@mail.ru

Аннотация. Рассмотрены вопросы соотношения предпринимательства и социального предпринимательства; проанализированы определения понятий «социальное предпринимательство», «социально-ориентированная некоммерческая организация», «социальное предприятие»; осмыслены вопросы правового статуса социальных предпринимателей, рассмотрен нормативный порядок признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием. Отмечено, что разница между «предпринимательством» и «социальным предпринимательством» зависит от цели, которой руководствуется участник гражданских правоотношений. Проанализированы и соотнесены частно -правовые и публично-правовые основы поддержки социальных предпринимателей, исследован вопрос социального предпринимательства в зарубежных странах; уделено внимание аспекту государственной поддержки социальных предпринимателей, социально-ориентированных некоммерческих организаций. Подчеркнута необходимость разработки правовой концепции развития социального предпринимательства в России, лежащей в основе отбора проектов, которые могли бы претендовать на одну из форм государственной поддержки в сфере социального предпринимательства. Рассмотрен вопрос социального контракта. Обозначена идея разграничения договоров, заключаемых в сфере социального предпринимательства по признаку участия в таких отношениях государства. Подчеркнуто, что договоры могут выступать следствием инициативного предпринимательства, направленного на достижение социально-полезного результата и не претендующего на финансовую поддержку государства, а могут, наоборот, носить некий каскадный характер, включать в себя не менее, чем три стороны договора, одной из которых является государство.

Ключевые слова: социальное предпринимательство; предпринимательство; социально-ориентированная некоммерческая организация; социальный контракт

В настоящее время сложно представить себе современное государство, в котором отсутствовали бы правовые основы социальной экономики, призванные обеспечивать реализацию политики в сфере социального предпринимательства.

Среди зарубежных ученых сформировалась концепция, что социальное предпринимательство можно расценивать как подход со стороны начинающих компаний и предпринимателей, согласно которому они разрабатывают, финансируют и внедряют в свою деятельность проекты по решению социальных, культурных или экологических проблем [1]. Вместе с тем отмечается, что «социальное предпринимательство - это процесс признания и изобретательного использования возможностей для создания социальной ценности. Социальные предприниматели инновационны, изобретательны и ориентированы на результат. Они опираются на лучшее мышление как в деловом, так и в некоммерческом мире для разработки стратегий, которые максимизируют их социальное воздействие. Эти предпринимательские лидеры работают во всех видах организаций: больших и малых; новых и старых; религиозных и светских; некоммерческих, коммерческих и гибридных. Эти организации составляют «социальный сектор»1.

Социальное предпринимательство отличается от предпринимательства в целом, но все же имеет схожие черты с последней категорией. Французский экономист Ж.-Б. Сэй определял предпринимателя как человека, который «берет на себя» идею и меняет взгляды таким образом, что это меняет эффект, который идея оказывает на общество [2, с. 28]. Предприниматель определяется ученым как лицо, которое «перемещает экономические ресурсы из области с более низкой производительностью в область с более высокой производительностью и большей доходностью» [3, с. 21]. Думается, разница между «предпринимательством» и «социальным предпринимательством» зависит от цели, которой руководствуется участник гражданских правоотношений. Социальные предприниматели стремятся преобразовать общество в целом, в то время как предприниматель расставляет приоритеты в пользу собственной выгоды и минимизации затрат.

В ряде зарубежных стран социальное предпринимательство получило стремительное развитие намного раньше, чем в России. Например, Фонд Сколл, основанный в Северной Америке, направил свою

1 Официальный сайт центра по продвижению социального предпринимательства. URL: https://centers.fuqua.duke.edu/case/about/what-is-social-entrepreneurship/ (дата обращения: 20.09.2019).

деятельность на продажу чистой бутилированной воды. Грамин Банк (Бангладеш) стал развиваться в сфере социального предпринимательства в 1960-х гг. Сфера деятельности такого банка была связана с предоставлением небольших беззалоговых кредитов людям, живущим в сельской местности. Ключевой подход банка заключается в отрицании благотворительности, но вместе с тем поддерживалась идея помощи людям как инициатива по преодолению цикла бедности. В Индии существует социально-ориентированная организация Ранг Де - некоммерческая онлайн-организация, которая предоставляет небольшие кредиты частным лицам, планирующим начать новый или расширить свой существующий бизнес. Это успешная попытка объединить две части Индии, одна из которых успешно развивается, а одна не учтена из-за нехватки ресурсов. Ранг Де была основана в 2006 г. Рамакришной НК и Смитой Рам, сегодня является крупнейшей онлайн-платформой в стране2. В России крупным социальным проектом можно назвать «Кнопка жизни» - первый значимый медицинский проект, который позиционируется как экстренный вызов помощи для детей, инвалидов и пожилых детей. В 2018 г. пользователями данной услуги стали 300 тысяч человек.

В российском законодательстве социальное предпринимательство определяется как предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества и осуществляемая в соответствии с условиями, предусмотренными частью 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»3 (далее - ФЗ № 209). Вместе с тем в названном Законе дается определение понятия «социальное предприятие», под которым понимается субъект малого или среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность в сфере социального предпринимательства.

В пункте 3 статьи 24.1 указанного Закона закрепляется порядок признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием и подчеркивается, что данный порядок может быть определен федеральным органом исполнительной власти, осуще-

2 ManagementStudyGuide.com - образовательный портал. URL: https://www.mana-gementstudyguide.com/social-enterprises-in-world.htm (дата обращения: 22.09.2019).

3 См.: пункт 7 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 31. Ст. 4006.

ствляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса. Наряду с этим в пункте 4 Закона подчеркивается, что «социальным предпринимательством не может являться деятельность по производству и (или) реализации подакцизных товаров, а также по добыче и (или) реализации полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых».

ФЗ № 209 закрепляет основы поддержки социальных предприятий, которые выражаются в таких формах, как обеспечение наличия инфраструктуры; оказание финансовой поддержки социальным предприятиям (в том числе в рамках предоставления субсидий); оказание имущественной поддержки социальным предприятиям (в том числе путем предоставления во владение и (или) в пользование государственного и муниципального имущества на льготных условиях); оказание информационной поддержки социальным предприятиям и др.

Представляется интересным тот факт, что Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» раскрывает содержание понятия социально ориентированных некоммерческих организаций, под которым законодатель предлагает понимать некоммерческие организации (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями), которые осуществляют деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также иные виды деятельности, закрепленные в указанном законе.

Наряду с этим в пункте 3 статьи 31.1. ФЗ «О некоммерческих организациях» содержится перечень форм поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, к которым законодатель относит финансовую, имущественную, информационную поддержку. Вместе с тем законодательно оговорен порядок предоставления льгот по налогам и сборам, уплачиваемых такими организациями.

Хотелось бы обратиться к проблеме социального контракта.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»4 в пункте 2 статьи 8.1 устанавливает основы предоставления государственной социальной помощи на основании

4 О государственной социальной помощи: федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3699.

социального контракта. Согласно положениям Закона, в социальном контракте должны быть установлены:

1) предмет социального контракта;

2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи;

3) виды и размер государственной социальной помощи;

4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта;

5) срок действия социального контракта;

6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.

Видится интересным следующий аспект: пункт 3 статьи 8.1 содержит условие о том, что к социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся:

1) поиск работы;

2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;

3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;

4) ведение личного подсобного хозяйства;

5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

В этой связи возникает закономерный вопрос о правовой природе социального контракта с позиции частного и публичного права. Согласно определению понятия «социальный контракт», содержащегося в вышеназванном законе, социальный контракт представляет собой соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. Отмеченное подтверждает публично-правовой характер регулирования отношений в сфере социальной помощи гражданам и, как следствие, социального предпринимательства, поддержка которого осуществляется со стороны государства.

В этой связи уместно уделить внимание вопросу публично-правового договора. Ю.А. Тихомиров отмечает, что «договор есть соглаше-

ние сторон, выражающее их волю к установлению, изменению и прекращению их прав и обязанностей, к совершению либо воздержанию от совершения юридических действий», выделяя вместе с тем признаки договора: добровольность заключения; равенство сторон как партнеров; согласие сторон по всем существенным аспектам договора; эквивалентный, чаще всего возмездный, характер; взаимная ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств; законодательное обеспечение договоров, придающее им юридическую силу. «Публично-правовой договор отличается от других договоров своим предметом. Это вопросы властвования, управления и саморегулирования, причем далеко не все, а лишь допускающие не общеправовую, а договорную форму регулирования. Водораздел устанавливается Конституцией и законодательством во избежание «договорной эйфории» и размывания «договорными волнами» нормативного массива публичности», - пишет автор.

Представляется, что договоры, заключаемые в сфере социального предпринимательства, можно разделить по признаку участия в таких отношениях государства. Так, договоры могут выступать следствием инициативного предпринимательства, направленного на достижение социально-полезного результата и не претендующего на финансовую поддержку государства (частно-правовой договор), а могут, наоборот, носить некий каскадный характер, включать в себя не менее, чем три стороны договора, одной из которых является государство (публично-правовой договор).

Таким образом, можно резюмировать, что в России социальное предпринимательство является новой правовой категорией, осмысление которой требует подходов как с позиции цивилистики, так и с позиции публичного права (конституционного права, финансового права и др.). Хотелось бы отметить, что социальное предпринимательство отличает то, что, предприниматели, используя полученный от своей деятельности доход, прямо и непосредственно решают социальные проблемы. В этой связи требует внимания разработка новой концепции развития социального предпринимательства в России и механизма правового регулирования отношений в данной сфере, что, с одной стороны, позволит привлечь человеческий потенциал к решению экономических задач, с другой стороны, сформирует основу для отбора проектов, которые могли бы претендовать на одну из форм государственной поддержки в сфере социального предпринимательства.

Список литературы

1. Dees G.J. The Meaning of "Social Entrepreneurship". URL: https://docplaver.net/ 21125323-The-meaning-of-social-entrepreneurship-j-gregorv-dees-original-draft-octo-ber-31-1998-reformatted-and-revised-mav-30-2001.html (accessed: 20.08.2019).

2. Martin R.L., Osberg S. Социальное предпринимательство: случай для определения // Стэнфордский обзор социальных инноваций. 2007. № 5 (2). С. 28-39.

3. Друкер П. Ф. Инновации и предпринимательство. М. : Вильямс, 2007. 423 с.

4. ТихомировЮ.А. Публичное право. М.: Изд-во «БЕК», 1995. 496 с.

Поступила в редакцию 26.09.2019 г. Поступила после рецензирования 24.10.2019 г. Принята к публикации 21.11.2019 г.

Информация об авторах

Савина Анна Владимировна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права Института права и национальной безопасности. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2343-3197, e-mail: anna.savina56@mail.ru Придворов Николай Антонович - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского права Института права и национальной безопасности. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация.

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3937-3678, e-mail: kafedra_gp@mail.ru Для цитирования

Савина А.В., Придворов Н.А. Правовое регулирование социального предпринимательства в России // Актуальные проблемы государства и права. 2019. Т. 3. № 12. С. 540-548. DOI 10.20310/2587-9340-2019-3-12-540-548

DOI 10.20310/2587-9340-2019-3-12-540-548 LEGAL REGULATION OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA A.V. Savina, N.A. Pridvorov

Derzhavin Tambov State University

33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2343-3197, e-mail: anna.savina56@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3937-3678, e-mail: kafedra_gp@mail.ru

Abstract. We consider the issues of entrepreneurship and social entrepreneurship correlation; analyze the concepts definitions of "social entrepreneur-ship", "socially oriented noncommercial organization", "social enterprise"; comprehend the issues of the social entrepreneurs legal status, consider the regulatory procedure for recognizing a small or medium-sized business as a social enterprise. It is noted that the difference between "entrepreneurship" and "social entrepreneurship" depends on the goal that guides the participant in civil relations. We analyze and correlate the private-legal and public-legal foundations for social entrepreneurs support, we study the issue of social entrepreneurship in foreign countries; attention is paid to the aspect of state support for social entrepreneurs, socially oriented noncommercial organization. We emphasize the necessity of developing a legal concept for the development of social entrepreneurship in Russia, which underlies the selection of projects that could qualify for one of the forms of state support in the field of social entrepreneurship. We consider the issue of social contract. We outline the idea of agreements differentiation concluded in the field of social entrepreneurship on the basis of the state participation in such relations. It is emphasized that agreements can be the result of proactive entrepreneurship aimed at achieving a socially beneficial result and not claiming financial support from the state, but, on the contrary, can be of a cascading nature and include no less than three parties, one of which is the state.

Keywords: social entrepreneurship; entrepreneurship; socially oriented noncommercial organization; social contract

References

1. Dees J.G. The Meaning of "Social Entrepreneurship". Available at: https://doc-player. net/21125323-The-meaning-of-social-entrepreneurship-j-gregory-dees-original-draft-octo-ber-31-1998-reformatted-and-revised-may-30-2001.html (accessed 20.08.2019).

2. Martin R.L, Osberg S. Sotsial'noye predprinimatel'stvo: sluchay dlya opredeleniya [Social entrepreneurship: the case for definition]. Stenfordskiy obzor sotsial'nykh inno-vatsiy - Stanford Social Innovation Review, 2007, no. 5 (2), pp. 28-39. (In Russian).

3. Drucker F.P. Innovation and Entrepreneurship. New York, Harper Business Publ., 1993, 432 p.

4. Tikhomirov Y.A. Publichnoyepravo [Public Law]. Moscow, BEK Publ., 1995, 496 p. (In Russian).

Received 26 September 2019 Reviewed 24 October 2019 Accepted for press 21 November 2019

Information about the authors

Savina Anna Vladimirovna - Candidate of Jurisprudence, Associate Professor, Associate Professor of Civil Law Department of Law and National Security Institute. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation.

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2343-3197, e-mail: anna.savina56@mail.ru Pridvorov Nikolay Antonovich - Doctor of Jurisprudence, Professor, Professor of Civil Law Department of Law and National Security Institute. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation.

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3937-3678, e-mail: kafedra_gp@mail.ru For citation

Savina A.V., Pridvorov N.A. Pravovoye regulirovaniye sotsial'nogo predprinimatel'stva v Rossii [Legal regulation of social entrepreneurship in Russia]. Aktual'nye problemy gosu-darstva i prava - Current Issues of the State and Law, 2019, vol. 3, no. 12, pp. 540-548. DOI 10.20310/2587-9340-2019-3-12-540-548 (In Russian, Abstr. in Engl.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.