Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ДЕЙСТВУЮЩЕГО В ФОРМЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ДЕЙСТВУЮЩЕГО В ФОРМЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герман Д.И.

В статье рассмотрено соотношение понятий социального предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций с позиции характерных признаков и законодательного регулирования. Приведена структура этапов развития социально ориентированных некоммерческих организаций на законодательном уровне, проанализированы данные Фонда "Наше будущее". В результате, выявлена закономерность развития социального предпринимательства только в форме коммерческих организаций, однако подчеркивается отсутствие согласованного представления о том, что включает в себя социальное предпринимательство у представителей государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORECAST OF DEVELOPMENT OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN THE FORM OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN RUSSIA

The article deals with the relationship between the concepts of social entrepreneurship and socially-oriented non-profit organizations from the position of characteristic features and legislative regulation. The structure of development stages of socially-oriented non-profit organizations at the legislative level is given, the data of the Fund "Our Future" is analyzed. As a result, the pattern of the development of social entrepreneurship was revealed only in the form of commercial organizations, however, there is an emphasis on the lack of an agreed view about what includes social entrepreneurship among government officials.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ДЕЙСТВУЮЩЕГО В ФОРМЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ»

УДК 316.35

Герман Д.И. студент магистратуры, 1 курс Уральский государственный экономический университет

Россия, г. Екатеринбург ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ДЕЙСТВУЮЩЕГО В ФОРМЕ

НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ117 Аннотация: В статье рассмотрено соотношение понятий социального предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций с позиции характерных признаков и законодательного регулирования. Приведена структура этапов развития социально ориентированных некоммерческих организаций на законодательном уровне, проанализированы данные Фонда "Наше будущее ". В результате, выявлена закономерность развития социального предпринимательства только в форме коммерческих организаций, однако подчеркивается отсутствие согласованного представления о том, что включает в себя социальное предпринимательство у представителей государственной власти.

Ключевые слова: социальное предпринимательство; некоммерческие организации; социально ориентированные некоммерческие организации.

German D.I.

student of a master's degree, 1 course Ural State University of Economics Ekaterinburg, Russian Federation FORECAST OF DEVELOPMENT OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN THE FORM OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS IN RUSSIA Abstract: The article deals with the relationship between the concepts of social entrepreneurship and socially-oriented non-profit organizations from the position of characteristic features and legislative regulation. The structure of development stages of socially-oriented non-profit organizations at the legislative level is given, the data of the Fund "Our Future" is analyzed. As a result, the pattern of the development of social entrepreneurship was revealed only in the form of commercial organizations, however, there is an emphasis on the lack of an agreed view about what includes social entrepreneurship among government officials.

Key words: social entrepreneurship; non-profit organizations; socially-oriented non-profit organizations.

117 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 16-32-01156 «Институциональное становление категории "социального предпринимательства", как эффективного механизма для решения острых социальных проблем».

По мнению директора Фонда региональных социальных программ "Наше будущее", некоммерческие организации на сегодняшний день до конца не сформировали третий сектор экономики. Основные причины по которым некоммерческие организации до сих пор представляют собой незрелый сектор экономики представлены на рисунке 1.

Государство заинтересовано в развитии третьего сектора, об этом свидетельствует постепенное наращивание объемов выделяемых грантов, расширение и уточнение законодательства, касающегося социально ориентированных НКО (далее СО НКО). Однако в России нет серьезной опоры социального предпринимательства, как это было с частной благотворительностью в США или с социальными кооперативами и организациями самопомощи в европейских странах [1].

Причины незрелости сектора некоммерческих организаций

пожертвования еще не являются привычным явлением для граждан и бизнеса;

законодательство не поощряет налоговыми льготами коммерческую деятельность некоммерческих организаций, осуществляемую в целях выполнения миссии организации

поскольку НКО не стали заметной частью экономики, они практически не выступают активным участником диалога с властью по вопросам законодательного и административного регулирования их деятельности

российские НКО не привыкти рассматривать и анализировать свою деятельность с экономической точки зрения, т.е не как организаций, выполняющих социальную миссию, а как организаций, имеющих доходы и расходы

Рисунок 1 - Основные причины незрелости сектора некоммерческих

организаций [2]

Для продвижения идеи социального предпринимательства был создан фонд "Наше будущее", представители которого принимают участие в комиссиях и комитетах законодательной власти, заключают договоры об информационной поддержке и проводят ежегодные конкурсы социальных бизнес-проектов.

Увеличение количества социально ориентированных НКО связано с потребностью общества в решении накопленных трудноразрешимых социальных проблем. В рамках решения данных проблем предпринимателям предоставляется возможность создавать необходимые обществу товары,

оказывать услуги, повышая тем самым уровень жизни населения.

По данным на 2016 год было зарегистрировано около 228 тыс. некоммерческих организации на территории РФ и динамика развития НКО показывает, что суммарные доходы выросли с 70 млрд. руб. до 600 млрд. руб. в промежутке с 2000 года по 2015 год [9].

В таблице 1 приведены основные этапы развития социально ориентированных некоммерческих организаций и социального предпринимательства на законодательном уровне. Отметим, что на первом этапе развития, в качестве перспективной среды для развития социального предпринимательства рассматривались как субъекты малого и среднего бизнеса, так и некоммерческие организации.

Таблица 1 - Этапы развития социально ориентированных некоммерческих организаций на законодательном уровне_

Год Наименование мероприятия

2010 г. — В Федеральный Закон об НКО было введено понятие "социально ориентированных некоммерческих организаций" [3].

2011 г. — Правительство РФ учредило автономную некоммерческую организацию "Агентство стратегических инициатив".

2012 г. — Минэкономразвития приняло решение о системной поддержке социального предпринимательства; — Ответственность за поддержку социального предпринимательства была возложена на Департамент малого и среднего предпринимательства, а деятельность некоммерческих организаций, оказывающих услуги в социальной сфере курирует другой департамент.

с 2012 г. — Минэкономразвития ежегодно издает приказы о предоставлении субсидий регионам для развития приоритетных направлений малого и среднего предпринимательства, в число которых входит социальное предпринимательство.

2013 г. — в приказах Минэкономразвития появилось понятие Центров инноваций социальной сферы (ЦИСС), предназначенных для поддержки социального предпринимательства.

20132015гг. — Приказы Минэкономразвития указывают на поддержку как социальных предприятий малого и среднего бизнеса, так и социально ориентированных НКО.

2015г. — Постановление Правительства РФ О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в 2015 году [6] (в качестве условия предоставления средств на развитие ЦИСС указано обязательство их работы в течение следующих 10 лет).

2017г. — Распоряжение №1284-р [7], в соответствии с которым утверждён перечень показателей, используемых для расчёта рейтинга субъектов России по итогам реализации механизмов поддержки СОНКО и социального предпринимательства.

При поддержке Департамента социального развития и инноваций совместно с международной творческой лабораторией "Грамин" была проведена конференция по социальному бизнесу и социальному

предпринимательству. Активное использование руководителем лаборатории, М. Юнусом термина "социальный бизнес" послужило восприятию социального предпринимательства в России как бизнеса. А термины "социальный бизнес" и "социальное предпринимательство" обрели тождественное значение.

Согласно определению, представленному в проекте закона о социальном предпринимательстве, субъектами социального

предпринимательства не смогут стать организации, зарегистрированные форме НКО (составляют около трети действующих в стране социальных предприятий) [4]. Еще в 2012г. Минэкономразвития приняло решение о системной поддержке социального предпринимательства в рамках работы Департамента малого и среднего предпринимательства, в то время как поддержку социально ориентированных НКО осуществляет другой департамент. Данное разделение можно объяснить различиями в правовом регулировании деятельности коммерческих и некоммерческих организаций (разные системы налогообложения, поддержки, формы регулирования).

Применение термина социального предпринимательства по отношению к НКО требует разрешения противоречия между прибыльной и неприбыльной деятельностью. Цель создания НКО состоит в реализации социальной миссии, однако организационно-правовые формы НКО дают им право осуществления коммерческой деятельности, связанной с миссией организации.

Обеспечение одновременно и финансовой стабильности и реализации социально-направленной миссии достаточно сложно. Возможным решением выступает создание НКО дочерних предприятий, прибыль которых будет направляться на уставную деятельность НКО.

Социальное предпринимательство может стать эффективным направлением деятельности тех НКО, которые согласно законодательству имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность [5]. Социальное предпринимательство представляет собой предпринимательскую деятельность, направленную на смягчение или решение социальных проблем. Признаки социального предпринимательства представлены на рисунке 2.

Признаки социального предпринимательства

-* -* -*■ -№ -*■ Социальное воздействие (целевая направленность на решение существующих социальных проблем)

Инновации (применение новых, уникальных подходов, позволяющих увеличить со циал ьное воздействие)

Самоокупаемость и финансовая устойчивость (способность социального предприятия решать социальные проблемы за счет доходов, получаемых от собственной деятельности)

Масштабируемость и тиражируем ость (увеличение масштаба деятельности социального предприятия и распространение опыта с целью ув&шчения социального воздействия)

Предпринимательский подход (способность социального предпринимателя видеть провалы рынка, разрабатывать новые решения, оказывающие долгосрочное позитивное влияние на общество в целом)

Рисунок 2 - Признаки социального предпринимательства [2] В том случае, если некоммерческая организация, занимается коммерческой деятельностью и решает с помощью нее определенную социальную проблему, а также соответствует вышеперечисленным критериям, то деятельность такой организации полностью соответствует определению социального предпринимательства.

Еще одной темой дискуссий выступает деятельность Центров инноваций социальной сферы (ЦИСС), предназначенных для поддержки социального предпринимательства. Согласно приказам Минэкономразвития 2013-2015 гг., в число задач ЦИСС входит поддержка как социальных предприятий малого и среднего бизнеса, так и социально ориентированных НКО. Однако в отчетности ЦИСС фигурируют только организации МСП, таким образом финансовая поддержка социальных предпринимателей из числа НКО не предусматривается.

Деятельность фонда "Наше будущее" также постепенно исключила некоммерческие организации из субъектов-получателей поддержки. На сайте фонда содержится формулировка, которая ограничивает фокус конкурса поддержки социальных предпринимателей малым бизнесом [8].

Помимо этого, от выдачи грантов победителям конкурса фонд перешел к беспроцентным ссудам. Это уменьшило интерес к конкурсу некоммерческих организаций [1]. Согласно статистике фонда, из 114 организаций, поддержанных Фондом с 2009 по 2014 г., к некоммерческим организациям по форме собственности относятся 19 [8]. Снижение заинтересованности к предпринимательскому потенциалу НКО также могло быть связано со стратегией государства, нацеленной на социальный бизнес в

сфере оказания социальных услуг.

На региональном уровне с целью привлечения к решению задач социально ориентированные некоммерческие организации, субъектам РФ рекомендовано внести изменения в программы по направлениям образования, здравоохранения и социальной поддержке. Необходимо провести анализ эффективности мер поддержки НКО, для обеспечения качества предоставляемых услуг.

Перед регионами поставлена задача обеспечить доступ НКО к средствам бюджета, предусмотренным на оказание социальных услуг, в объеме до 10%. В рамках этой работы планируется передать на аутсорсинг часть деятельности госорганов. Пермский край, который перевел на СО НКО практически всю систему оказания надомного обслуживания граждан, за счет повышения эффективности ее работы ежегодно экономит около 200 млн. рублей бюджетных средств [10].

В заключение отметим, что на государственном уровне деятельность социального предпринимательства связана с коммерческой деятельностью, однако согласованного представления о том, что включает в себя социальное предпринимательство у представителей власти пока нет. Об этом также свидетельствует отсутствие законодательно закрепленного определения социального предпринимательства. Однако, указания о поддержке НКО содержатся в проекте Дорожной карты по развитию негосударственных социальных услуг, а курирование ЦИСС Агентством стратегических инициатив еще раз указывают на неустойчивость позиции государства по данному вопросу.

Использованные источники:

1. Московская А.А., Соболева И.В. Социальное предпринимательство в системе социальной политики: мировой опыт и перспективы России // Проблемы прогнозирования. 2016. №6. С. 103-111. DOI: 10.1134/S1075700716060113.

2. О социальном предпринимательстве как источнике финансово-экономической устойчивости российских негосударственных некоммерческих организаций [Электронный ресурс]. URL: http://www.nkozakon.ru/materials/365/ (дата обращения: 10.12.17г.)

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций: федер. закон РФ от 5.04.2010 г. № 40-ФЗ [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части закрепления понятия «социальное предпринимательство»): проект федер. закона РФ [Электронный ресурс]. URL: https://regulation.gov.ru/projects# (дата обращения: 13.12.2017г.).

5. О некоммерческих организациях: федер. закон РФ от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 14.11.2017) [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой

системы «КонсультантПлюс».

6. О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в 2015 году: Постановление Правительства РФ от 30.12.2014 № 1605 [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Об утверждении перечня показателей, используемых для расчета рейтинга субъектов Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 19.06.2017 N 1284-р [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Фонд региональных социальных программ "Наше будущее" [Электронный ресурс]. URL: http://nb-fund.ru/ (дата обращения: 15.12.17г.).

9. Статистические данные о НКО [Электронный ресурс]. URL: http://minjust.ru/ru/nko (Дата обращения: 12.12.17г.).

10. Регионам указали на социально ориентированные НКО // Департамент стратегического развития и инноваций [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depino/20160906 (дата обращения: 15.12.17г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.