Научная статья на тему 'Социальная миссия московского предпринимательства'

Социальная миссия московского предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
190
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / БИЗНЕС В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИННОВАЦИИ / NON-PROFIT ORGANIZATIONS / BUSINESS / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / INNOVATION / SOCIAL SPHERE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ватолкина Антонина Михайловна

В статье рассмотрены условия для развития социального бизнеса, различные формы поддержки и стимулирования социального предпринимательства, технические инновации, применяемые в сфере социального предпринимательства в Москве. Отмечается актуальность стимулирования интереса московского бизнес-сообщества к поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций и инвестированию социальных проектов и широкому позиционированию позитивных примеров волонтерской работы в социальной сфере. Автор считает необходимым создание в Москве специальной службы для информирования бизнес-сообщества о социальных проектах, что поможет восстановить доверие и интерес к меценатству и покровительству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with conditions for the development of social business, various forms of support and stimulation of social entrepreneurship, technical innovations in the field of social entrepreneurship in Moscow. Noted the relevance of stimulating interest of the Moscow business community in support of socially oriented non-profit organizations and investing in social projects and a wide positioning of the positive examples of volunteer work in the social sphere. The author believes that the creation in Moscow of a special service for informing the business community about the social projects that will help to restore trust and interest in sponsorship and patronage.

Текст научной работы на тему «Социальная миссия московского предпринимательства»

СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ

МОСКОВСКОГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Антонина Михайловна ВАТОЛКИНА,

директор Департамента образовательных и социальных программ Московской торгово-промышленной палаты, член Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по содействию профессиональному и бизнес-образованию, кандидат психологических наук e-mail: vam@mtpp.org

В статье рассмотрены условия для развития социального бизнеса, различные формы поддержки и стимулирования социального предпринимательства, технические инновации, применяемые в сфере социального предпринимательства в Москве. Отмечается актуальность стимулирования интереса московского бизнес-сообщества к поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций и инвестированию социальных проектов и широкому позиционированию позитивных примеров волонтерской работы в социальной сфере. Автор считает необходимым создание в Москве специальной службы для информирования бизнес-сообщества о социальных проектах, что поможет восстановить доверие и интерес к меценатству и покровительству.

Ключевые слова: некоммерческие организации, бизнес в социальной сфере, социальное предпринимательство, инновации.

The article deals with conditions for the development of social business, various forms of support and stimulation of social entrepreneurship, technical innovations in the field of social entrepreneurship in Moscow. Noted the relevance of stimulating interest of the Moscow business community in support of socially oriented non-profit organizations and investing in social projects and a wide positioning of the positive examples of volunteer work in the social sphere. The author believes that the creation in Moscow of a special service for informing the business community about the social projects that will help to restore trust and interest in sponsorship and patronage.

Key words: non-profit organizations, business, social sphere, social entrepreneurship, innovation.

За короткий период времени социальное предпринимательство получило огромное распространение практически на всех континентах. Появились сообщества заинтересованных лиц, компаний и организаций, которые поддерживают, развивают и реализуют концепцию социального предпринимательства. На сегодняшний день Москва, как современный мегаполис, предоставляет все условия для развития социального бизнеса, различные формы поддержки и стимулирования социального предпринимательства, технические инновации в этой сфере.

Рыночные отношения в современной России характеризуются не только позитивными переменами, но и множеством проблем экономического, социального и политического характера. Противоречивость правового поля, несовершенство отношений в экономической сфере, рассогласованность механизмов удовлетворения потребностей различных групп населения, низкое качество целого спектра услуг подпитывают социальную напряженность в обществе. Одним из ответов на вызовы

времени стало появление нового типа организаций: социально ориентированных НКО и социально ответственного бизнеса.

Однако еще предстоит выработать стратегию и тактику дальнейшего развития социального предпринимательства в Москве; разработать модель социального предпринимательства как альтернативу концепции экономического развития; определить «проблемное поле», на которое будут направлены усилия социально-ориентированного бизнеса. Кроме того, решены не все проблемы правового регулирования этой сферы взаимоотношений, что требует выработки общих подходов к формированию нормативно-правовой базы социального предпринимательства.

Вместе с тем Москве за последние двадцать лет сложилась система функционирования НКО, которая не создает должных условий для полноценной реализации общественной социальной инициативы, зачастую лишь создавая видимость деятельности, нередко сопровождаемая финансовыми злоупотреблениями и, тем самым, дискредитируя саму идею инициативной, благородной по сути, добровольческой, личностной, нравственной самореализации активных москвичей.

При этом роль социально ориентированных НКО значительна, особенно тех, кто работает безвозмездно. Они, как правило, закрывают те ниши, которые государственные структуры не полностью охватывают , так называемые «уязвимые группы населения», даже имея значительный ресурс. Здесь можно привести пример работы по месту жительства с детьми, подростками, инвалидами, социально незащищенными семьями. Отчасти это связано с жесткими, почти невыполнимыми избыточными нормативными требованиями для профильных государственных структур, отчасти с недостатком профессиональной инициативы и интереса к делу, утратой обществом позитивных ориентиров и традиций, самоустранением образовательных структур от выполнения воспитательных функций, приоритета в развитии платных форм организованной внеучебной деятельности.

Сегодня остро стоит проблема стимулирования интереса московского бизнес-сообщества к поддержке социально ориентированных НКО и инвестированию социальных проектов и широкому позиционированию позитивных примеров волонтерской работы в социальной сфере.

С сожалением приходиться признать, что незаинтересованность представителей бизнеса в поддержке частных социальных инициатив связана с недоверием к большому числу «профессиональных просителей» финансовой поддержки.

В городе около тридцати тысяч НКО, из которых только менее одного процента обеспечены системной государственной поддержкой. Другие на нее очень рассчитывают, а иногда и создаются для легализации своих обращений за ресурсом. И только малая часть НКО являются самодостаточными и продуктивно работают в социальной сфере. Именно такие НКО и нуждаются, если уж не в системной, то хотя бы в периодической поддержке. Но как выбрать социально ответственному предпринимателю, когда к нему очно, по почте и через интернет ежедневно обращаются за помощью страждущие и нуждающиеся?

Очевидно, потребуется создание специальной службы для непосредственного информирования бизнес-сообщества о социальных проектах НКО и отдельных авторах, что поможет восстановить доверие и интерес к меценатству и покровительству. При этом следует предусмотреть систему открытых фотоконкурсов, выставок и конференций, позиционирующих современных меценатов и спонсоров,

а также социально инициативных москвичей, посвящающих себя благородной общественно-полезной деятельности.

Московская торгово-промышленная палата (МТПП) объединяет представителей преимущественно малого и среднего бизнеса, которые с доверием воспринимают все обращения МТПП, в том числе социально значимой направленности. За последние годы сложилась система проведения встреч, совещаний, круглых столов, на которых обсуждаются социальные проблемы как бизнес-сообщества, так и москвичей. Информация размещается на сайте МТПП и отдельных изданиях, что вызывает общественный резонанс.

Кроме того, НКО немногим, по своей сути, отличаются от малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, а потому и те, и другие имеют множество общих проблем и точек соприкосновения. Наша программа, предусматривающая прямое взаимодействие и сотрудничество НКО и представителей малого и среднего бизнеса, будет всемерно содействовать формированию взаимного интереса и доверия.

В настоящее время в городе нет аналогов такой деятельности, инициированной самим предпринимательским сообществом, и мы рассчитываем предложить в результате реализации программы готовую легко транслируемую на другие площадки технологию заинтересованного и взаимно целесообразного сотрудничества бизнеса и социальной сферы.

Еще предстоит найти способы стимулирования интереса московского бизнес-сообщества к исполнению социальной миссии в реальном секторе общественно значимой деятельности путем:

- содействия развитию благотворительности и меценатства в московском предпринимательском сообществе, формированию и воспитанию московского предпринимателя как носителя высокой культуры и нравственности;

- поддержки авторских программ, позитивно зарекомендовавших себя НКО с долгой историей успешной предшествующей деятельности, в первую очередь с социально уязвимыми группами населения (с приоритетным выделением НКО, осуществляющих работу на безвозмездных условиях);

- содействия развитию социального (молодежного, образовательного) туризма во всех его видах и формах с приоритетным вниманием к самодеятельному туризму и активным формам отдыха с привлечением лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья;

- популяризации здорового образа жизни, интереса к культуре и искусству, содержательным формам досуга, в том числе семейного, через поддержку авторских проектов профильных НКО;

-создания условий для взаимодействия и взаимоподдержки НКО, малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей в решении общих задач выживания в условиях социальной несправедливости и иррациональных изменений в законодательной сфере;

- солидаризации деятельности с Московской патриархией, направленной на личностное развитие, нравственное воспитание детей и молодежи.

Уже состоялась серия нестандартных мероприятий, привлекших внимание всех целевых групп к вопросу социального предпринимательства. 22 ноября 2013 впервые прошел аукцион, в рамках которого на продажу были выставлены уникальные творческие работы, сделанные руками детей-инвалидов. В результат МТПП смогла

привлечь внимание бизнеса к вопросам прямой поддержки социально незащищенных групп.

Сейчас малому и среднему бизнесу стало значительно сложнее работать: многие компании вынуждены уходить с рынка в результате значительно возросших ставок аренды помещений. Остается открытым вопрос о привилегиях социально ориентированному бизнесу - их пока нет.

В этом году был впервые проведен Всероссийский день социального предпринимательства, в рамках которого прошли мероприятия во многих регионах России. Есть т.н. региональные точки роста - например, в Рязани реализуется проект, в котором участвуют мелкие и средние розничные сети. В рамках этого проекта для 120 тысяч пенсионеров была разработана программа «Забота» и выделены отдельные категории товаров, на которые предоставляются скидки. Причем в данном случае не задействуются государственные субсидии - инициатива исходит исключительно от коммерческих компаний.

Можно отметить положительные результаты проекта «ОПОРА Созидание», который ориентирован на развитие и поддержание духовно-нравственных ценностей предпринимательской деятельности.

Сегодня социальная миссия бизнеса состоит и в сопротивлении разрушению российской идентичности, поддержке культурных и семейных ценностей, традиционных ценностей, свойственных россиянину (соборность, совестливость, благочестие, милосердие и др.). Надо отметить, что такое сотрудничество решает проблемы не только самих нуждающихся в помощи. Сотрудники компаний, осознавая цели и задачи такой заботы, помощи, способны меняться сами: изменяется их мировоззрение, появляется чувство уважения к себе и результатам своего труда. То, как компания ведет свой бизнес, и тот посыл, который она несет в мир, имеет огромное значение для мировоззрения людей, общества и в целом страны.

Сегодня уже много сделано:

• Составлен реестр социально ориентированных НКО;

• Изучены авторские проекты и программы НКО, нуждающихся в государственной поддержке с формированием соответствующих отчетных материалов;

• Сформирован перечень рекомендованных культурно-просветительских и образовательных маршрутов для учащихся и молодежи по России;

• Разработана концепция и запущена в экспериментальном режиме Программа межрегиональных молодежных обменов на компенсационной основе и принципах взаимозамещения.

• Создан реестр социально ответственных бизнес-структур, выступающих или готовых выступить спонсорами социально значимых проектов

• Проведена работа с потенциальными спонсорами, стимулирование их интереса к поддержке социальных проектов, популяризация примеров успешного взаимодействия НКО и бизнеса;

Социальная миссия московского предпринимательства заключается в стимулировании интереса бизнес-сообщества к поддержке социально ориентированных НКО и инвестированию социальных проектов, широкому позиционированию примеров волонтерской работы в социальной сфере. Именно эту задачу необходимо решить путем непосредственного информирования бизнес-сообщества о социальных проектах НКО и отдельных авторах, восстановлением доверия и интереса к меценатству и покровительству. Вместе с тем, ещё предстоит сделать многое.

1. Использовать с учётом накопленного опыта механизм межсекторного (межведомственного) взаимодействия в рамках реализации социально значимых проектов и распространить данный опыт среди НКО и бизнеса.

2. Московской торгово-промышленной палате выступить учредителем ежегодного конкурса «Лучший социальный проект года» с включением номинации «Лучший социальный проект московского бизнеса» (рабочее название).

3. Разработать совместный проект МТПП и Общественной Палаты города Москвы по созданию интерактивной биржи межсекторного взаимодействия по реализации социально значимых программ и проектов.

4. Рассмотреть возможность восстановления деятельности Фонда МТПП «Внимание детям», с целью более эффективной реализации программы МТПП «Социальная миссия московского предпринимательства. Добро и созидание - основа мироздания!».

5. Предусмотреть проведение серии семинаров по изучению ведения семейного социального бизнеса, по обмену опытом, в том числе и международного, используя площадку Общественной палаты для апробации и выработки методических рекомендаций.

6. Разработать и экспериментально внедрить на региональном (московском) уровне Сертификат социального предпринимателя.

До революции Россия занимала первое место в мире по объёмам благотворительной помощи: вспомним о традициях дореволюционного меценатства и высказывание Н.П, Рябушинского - «богатство обязывает». Сегодня иногда кажется, что существует лишь одна преграда - отсутствие адреса нуждающихся. Но их реестр уже составлен... Слово - бизнесу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.