Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
92
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / КОММЕРЧЕСКАЯ КОНЦЕССИЯ / РЕГИСТРАЦИЯ / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СУБЪЕКТ / ОБЩЕСТВА / ДОГОВОР / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЙ СУБЪЕКТ / ЗАКОН / ОБЪЕКТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / COMMERCIAL CONCESSION / REGISTRATION / NON-PROFIT ORGANIZATION / SUBJECT / SOCIETIES / ACTIVITY / OBJECT / LAW / ECONOMIC ENTITY / CONTRACT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баттахов Петр Петрович

В статье раскрываются общие понятия социального предпринимательства как самостоятельного направления предпринимательской деятельности и сопоставление правовых положений социального предприятия и некоммерческой организации, а также их правовое регулирование по федеральному законодательству. Проведен анализ различия видов деятельности между социальным предприятием и некоммерческой организацией. Впервые рассматриваются договорные отношения по объектам интеллектуальной собственности с участием социальных субъектов. Разработано авторское определение понятия социального предприятия. Изучена ответственность хозяйствующих субъектов при осуществлении социального предпринимательства и выдвинуто предложение по усовершенствованию действующего законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN THE FIELD OF INTELLECTUAL PROPERTY

The article discloses the general concepts of social entrepreneurship as an independent direction of entrepreneurial activity and a comparison of the legal provisions of a social enterprise and a non-profit organization, as well as their legal regulation under federal legislation. An analysis of the difference between activities between a social enterprise and a non-profit organization has been carried out. For the first time, contractual relations on intellectual property objects involving social actors are considered. The author 's definition of the concept of social enterprise has been developed. The responsibility of economic entities in carrying out social entrepreneurship has been studied and a proposal to improve the current legislation has been put forward.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ»

ПРОБЛЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО, ЛЕСНОГО И ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

УДК 347.1

DOI: 10.22394/2074-7306-2020-1-3-76-83

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

В статье раскрываются общие понятия социального предпринимательства как самостоятельного направления предпринимательской деятельности и сопоставление правовых положений социального предприятия и некоммерческой организации, а также их правовое регулирование по федеральному законодательству. Проведен анализ различия видов деятельности между социальным предприятием и некоммерческой организацией. Впервые рассматриваются договорные отношения по объектам интеллектуальной собственности с участием социальных субъектов. Разработано авторское определение понятия социального предприятия. Изучена ответственность хозяйствующих субъектов при осуществлении социального предпринимательства и выдвинуто предложение по усовершенствованию действующего законодательства.

Ключевые слова: социальное предпринимательство; предприниматель, интеллектуальная собственность; коммерческая концессия; регистрация; некоммерческая организация; субъект; общества; договор; хозяйствующий субъект; закон; объект; деятельность.

Последние два года в России развивается социальное предпринимательство, и быстрыми темпами растет количество желающих стать хозяйствующими субъектами. Государство уделяет особое внимание и прилагает колоссальные усилия для развития данного направления. Зарождающаяся область, несомненно, привлекает все секторы экономики. По данной тематике создаются научные труды, проводятся международные, всероссийские конференции, материалы которых публикуются в СМИ. Органы законодательной власти России принимают ряд нормативных правовых актов.

На федеральном и региональном уровнях социальное предпринимательство имеет актуальность среди хозяйствующих субъектов, властей и населения. В российском обществе поднимаются и ставятся вопросы перед властью о решении социальных задач на благо общества. В 2019 г. в Федеральный закон «О развитии малого и

Баттахов

Петр

Петрович

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник сектора предпринимательского и корпоративного права ФГБУН Институт государства и права РАН (119019, Россия, Москва, ул. Знаменка, д.10). E-mail:battakhov@mail.ru

Аннотация

среднего предпринимательства в Российской Федерации» внесен ряд изменений в ст. 3, 4.1, 24.1, значит, на данном этапе нужны изменения. Федеральный закон № 245-ФЗ, который ввел в законодательство Российской Федерации понятия социального предпринимательства и социального предприятия, официально опубликован и вступил в силу1. Социальное предпринимательство - фиктивный механизм решения социальных проблем. Социальные проблемы возникают и существуют в обществе и государстве. Социальное предпринимательство зачастую предоставляет возможность этим двум большим системам найти язык для диалога, договориться, как вести этот диалог и соответственно приходит к тому, что люди в стране должны жить качественнее и лучше. Должен быть баланс между государственной поддержкой и частной инициативой. Частная инициатива зачастую более эффективна, чем решение этой проблемы государством. Зарубежный и российский опыт показывает, что в последние годы в стране востребованы социальные предприниматели.

В целом создание социально-предпринимательского проекта, на наш взгляд, является большим успехом для всего российского общества и предпринимательской среды, сигнализируя о необходимости изменения климата. По сравнению с предыдущим годом хозяйствующие субъекты, чтобы получить статус социального предприятия и заниматься данной деятельностью должны пройти процедуру регистрации в орган исполнительной власти - Министерство экономического развития РФ и внесения в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства который ведет федеральная налоговая служба. Будущее социального предпринимательства в России имеет большую перспективу.

Социальное предпринимательство необходимо поддержать на уровне государства и, кроме того, должна быть проявлена инициатива от самих предпринимателей.

Термины «социальное предпринимательство» (англ. social entrepreneurship) и «социальный предприниматель» (англ. social entrepreneur) впервые упоминаются в 1960-1970-х годах в англоязычной литературе, посвященной вопросам социальных изменений2.

В соответствии с п. 7 ст. 3 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» понятие социального предпринимательство - это предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества и осуществляемая в соответствии с условиями, предусмотренными ч. 1 ст. 24.1 настоящего Федерального закона3.

Социальное предпринимательство выполняет две значимые задачи. Первая задача - предпринимательская деятельность, вторая - направлена на решение социальных проблем. В законе в настоящее время нет единого определения деятельности

1 Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части закрепления понятий "социальное предпринимательство", "социальное предприятие"» // СПС «КонсультантПлюс».

2 Enterprising Ideas. What is a Social Entrepreneur? PBS Foundation. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 19.06.2018).

3 Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (последняя редакция) / / СПС «КонсультантПлюс».

социального предпринимательства. Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом1. Помимо вышеуказанного примера деятельность социальных предприятий совпадает с деятельностью некоммерческих организаций.

В работе анализируются соотношения понятий «социальное предприятие» и «некоммерческое организация» и их признаки. В данной ситуации, если сравнивать социальное предприятие с некоммерческой организацией, встречается много сходства. В научной среде известные ученые по-разному трактуют понятие идентичности хозяйствующих субъектов, некоторые исследователи приводят противоположные версии. В теории и на практике хозяйствующие субъекты отличаются по нескольким критериям. По нашему мнению, значимое различие между социальным предпринимательством и некоммерческой организацией - все-таки их правовой режим.

В Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (п. 8 ст. 3) так излагается понятие «социальное предприятие» - это субъект малого или среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность в сфере социального предпринимательства.

Для дальнейшей реализации деятельности социального предпринимательства [1, с.4-6.] необходимы некоторые приоритеты перед некоммерческими организациями. Например, по действующему законодательству социальное предприятие определяется по ряду преимуществ перед остальными хозяйствующими субъектами:

- понятный бухгалтерский учет и налоговый режим;

- упрощенная регистрация;

- отсутствие отчетности об использовании имущества2

Законодатель внес исчерпывающий перечень хозяйствующих субъектов, занимающихся социальным предпринимательством. В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» субъектами социального предпринимательства являются: индивидуальные предприниматели; производственные кооперативы; хозяйственные партнерства хозяйственные товарищества; потребительские кооперативы; крестьянские (фермерские) хозяйства и хозяйственные общества. Перечень же некоммерческих организаций по Гражданскому кодексу РФ тоже не велик.

Согласно Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Гражданскому кодексу РФ в перечень двух указанных субъектов входит потребительский кооператив (некоммерческая организация), который может заниматься социальным предпринимательством. В связи с этим

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 16 ноября 2019 г., с изм. от 28 апреля 2020 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

2 URL: https: //philanthropy.ru/

возникает вопрос, разве некоммерческая организация может заниматься социальным предпринимательством?

Цели и задачи социального предприятия и некоммерческой организации абсолютно похожие:

1. во-первых, извлечение прибыли;

2. во-вторых, достижение общественно-полезных целей.

Большое значение имеет источник финансирования [2, с.109-112.] хозяйствующих субъектов. В частности, поступление денежных средств некоммерческих организаций приходит от пожертвований и государственной поддержки, а у социального предприятия - за счет финансовой поддержки государства и самостоятельно заработанных доходов.

Например, на практике хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по организации и проведению азартных игр в казино, трудоустраивает ряд категорий граждан по требованию закона, чтобы получить статус социального предприятия. Однако законодатель не допускает всех хозяйствующих субъектов заниматься социальным предпринимательством, ограничив перечень видов социальной деятельности. Субъект малого и среднего бизнеса должен соответствовать всем требованиям закона, обеспечивать работой некоторые категории граждан и заниматься определенной деятельностью по 18 направлениям, только тогда он может получить статус социального предприятия. Государство ограничило оказание поддержки по осуществлению социальных программ.

Специфичность некоммерческой организации состоит в законе, когда выполняет определенную задачу и занимается предпринимательской деятельностью в рамках уставных целей. Согласно п. 1 ст. 50 ГК РФ организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками, признаются некоммерческими организа-циями1.

Вместе с тем правосубъектность некоммерческих организаций направлена именно на достижение социально полезного эффекта и решение социально значимых задач. Кроме того, она позволяет осуществлять предпринимательскую деятельность (п. 1 ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях»)2.

Ответственность хозяйствующих субъектов наступает в соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Непосред-

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 16 ноября 2019 г., с изм. от 28 апреля 2020 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

2 Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 2 декабря 2019 г.) «О некоммерческих организациях» // СПС «КонсультантПлюс».

ственно социальное предприятие и некоммерческая организация, осуществляющие предпринимательскую деятельность, несут ответственность согласно ст. 401 ГК РФ.

В целях поддержки социального предпринимательства предлагаю изменить п. 1 ст. 401 ГК РФ и дополнить словами: «... чтобы осуществляющие хозяйственную деятельность социальные предприятия несли ответственность только за определенную вину». Смягчение санкции придаст толчок развитию социального предпринимательства в Российской Федерации.

Следует также выделить распределение прибылей для хозяйствующих субъектов. В социальных предприятиях дивиденды распределяются между учредителями, в некоммерческих же организациях доходы не распределяются между участниками.

В социальном предпринимательстве систематически извлекаемая прибыль и одновременно решаемые социальные задачи имеют комплексный характер. В некоммерческих организациях на первом месте все-таки стоит решение социальных вопросов, а полученная прибыль идет на реализацию социальных задач. На практике субъекты идентично выполняют свои задачи. На сегодняшний день социальные предприятия вырученные доходы расходуют на решение социальных задач и погашение заработной платы, а также прочих расходов.

Социальное предприятие обладает общей правоспособностью, должно заниматься незапрещенным видом хозяйственной деятельности, направленной на решение социальных вопросов.

В законодательство внесено определение социального предприятия как самостоятельного субъекта, на практике встречается много непонятных вопросов. Предлагаю разобраться. Социальное предприятие решает проблемные социальные задачи, создает условия труда и предоставляет материальную помощь для нуждающихся граждан. Субъект, целеустремленный за счет государственных средств либо за свой счет и риск, ежедневно осуществляет хозяйственную деятельность. Социальное предприятие ежедневно получает прибыль для решения социальных вопросов.

На практике социальное предприятие решает ряд социальных вопросов, например, занимается строительством социальных объектов (школ для сирот, детских садов и интернатов для престарелых) и восстанавливает стабильное равновесие в обществе.

Предлагается внести изменения в п. 8 ст. 3 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», изложив ее в следующей редакции:

«Социальное предприятие - это юридическое лицо, получившее определенный статус для осуществления социального предпринимательства по определенным видам деятельности, предприятие рискует казенным и личным имуществом, достигает высоких результатов и решает социальные задачи для благополучия населения на протяжении деятельности».

Социальное предприятие [3, с.53-54.], несмотря на сложные задачи, ежедневно преодолевает существенные трудности. Настоящий социальный проект как хозяйствующий субъект является двигателем развития общества и новаторства для бизнеса.

При договорных отношениях многое зависит от организационно-правовой формы хозяйствующих субъектов, на практике встречается ряд ограничений.

В последние годы в стране с развитием интеллектуальной собственности и общественной значимости заключаются договоры в сфере интеллектуальной собственности между хозяйствующими субъектами и некоммерческими организациями. В масштабе страны ежедневно в судах разных инстанций рассматриваются многочисленные судебные споры по интеллектуальной деятельности хозяйствующих субъектов по договорам коммерческой концессии, лицензионным договорам, договорам об отчуждении исключительных прав и т.д.

Актуальным вопросом является сравнительный анализ по договорным отношениям интеллектуальной собственности некоммерческих организаций и социальных предпринимателей на примере договора коммерческой концессии.

По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности, на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау) (п. 1 ст. 1027 ГК РФ).

На практике встречается много спорных моментов в реализации уставных задач. Например, некоммерческая организация на решение общественных благ производит слуховые аппараты для слабослышащих. Тем не менее общество не может само массово производить аппараты, поэтому комплекс исключительных прав может передать в соответствии с непоименованным договором для серийного производства в коммерческой организации. В связи с правовым статусом некоммерческих организаций по предпринимательским договорам не имеют право передавать комплекс исключительных прав и получать доход от хозяйственной деятельности. По действующему Гражданскому кодексу РФ (ст. 1027) договор коммерческой концессии - чисто предпринимательский договор. В таких отношениях сторонами могут быть только коммерческие организации, и договор обязательно должен быть возмездным.

В связи с этим некоммерческие организации для решения уставных и общественных задач должны решать вопрос по предложенной мной схеме. Например, чтобы некоммерческие организации передавали комплекс исключительных прав в порядке коммерческой концессии другим организациям - коммерческим и некоммерческим - для производства общеполезных товаров и услуг (в частности, для слабовидящих). Для этого предлагается использовать конструкцию безвозмездного договора передачи исключительных прав как договора непоименованного, который в таком случае и может быть заключен без нарушения Гражданского кодекса РФ в общественно полезных целях.

Во время пандемии в столице и регионах России можно было бы привлекать социальных предпринимателей для решения государственных задач. В частности, нехватка волонтеров в стране во время самоизоляции с применением бесплатного труда добровольцев: спортсменов, артистов, студентов и др. В настоящее время данная ниша является востребованной для организации решения поставленных целей и

задач. Думаю, что этим сегментом на рынке в последующем должны профессионально заниматься социальные предприятия. Для сохранения рабочих мест не нужно массово ликвидировать коммерческие организации, их необходимо преобразовать (реорганизовать) в качестве социального предприятия для дальнейшего развития экономики страны. Сейчас данная ситуация взаимовыгодна для сторон на удовлетворение коммерческих и социальных интересов. Внесенное в реестр юридическое лицо в качестве социального предприятия должно получить государственную поддержку, а государство - реализовать поставленные социальные задачи и соответственно выполнять обязательство по федеральной программе.

В итоге социальные предприятия с некоммерческой организацией в связи с развитием социального предпринимательства в России со временем утратят актуальность и прекратят свою деятельность на рынке.

Таким образом, изучив данную тему, несмотря на пробелы в законодательстве, последние вызовы в обществе требуют новых подходов для хозяйствующих субъектов. В современном обществе должно развиваться социальное предпринимательство.

К сожалению, на доктринальном уровне нет единства понятий о социальном предпринимательстве. Правовое регулирование социального предпринимательства должно совершенствоваться в целях решения социальных вопросов для населения, и в первую очередь необходимо стремиться к принятию в связи с этим отдельного федерального закона.

Литература

1. Занковский С.С., Дятко Г.В. О понятии предпринимательского договора. М.: Юрист, 2016. №3. С.4-6.

2. Шпинев Ю.С. Классификация инвестиций. М.: Юр-ВАК, 2020. №1. С.109-

112.

3. Шапсугова М.Д. НКО забыли? Комментарий к закону о социальном предпринимательстве. М.: Юрист, 2019. №4. С.53-54.

Battakhov Petr Petrovich candidate of Law Sciences, senior research associate of the sector of enterprise and corporate law of FGBUN Institute of the state and right of RAS, 119019, Moscow, st. Znamenka, 10.E-mail:battakhov@mail.ru

LEGAL REGULATION OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN THE FIELD OF INTELLECTUAL PROPERTY

Abstract

The article discloses the general concepts of social entrepreneurship as an independent direction of entrepreneurial activity and a comparison of the legal provisions of a social enterprise and a non-profit organization, as well as their legal regulation under federal legislation. An analysis of the difference between activities between a social enterprise and a nonprofit organization has been carried out. For the first time, contractual relations on intellectual property objects involving social actors are considered. The author 's definition of the

concept of social enterprise has been developed. The responsibility of economic entities in carrying out social entrepreneurship has been studied and a proposal to improve the current legislation has been put forward.

Keywords: social entrepreneurship; businessman, intellectual property; commercial concession; registration; non-profit organization; subject; societies; contract; economic entity; law; object; activity.

References

1. Zankovsky S.S., Dyatko G.V. On the concept of an entrepreneurial contract. M.: Lawyer, 2016. № 3. Page 4-6.

2. Spinev Y.S. Investment Classification. Moscow: Yur-VAK, 2020. No. 1. Page 109112.

3. Shapsugova M.D. NKO forgot? Commentary on the Social Entrepreneurship Act. M.: Lawyer, 2019. No. 4. Page 53-54.

УДК 347.451.41 DOI: 10.22394/2074-7306-2020-1-3-83-90

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КУПЛИ-ПРОДАЖИ

ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Чебоньян Татьяна Гайковна

Закирова

Светлана

Андреевна

доцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Ростовский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» (344038, г. Ростов-на-Дону, пр. Ленина, 66) e-mail: chebonyan@gmail.com

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского права Ростовский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» (344038, г. Ростов-на-Дону, пр. Ленина, 66) e-mail: zakirova_lana@inbox.ru

Аннотация

В данной статье рассматривается ряд правовых вопросов толкования и проблем применения отдельных положений норм гражданского законодательства, регулирующие куплю-продажу недвижимого имущества. Также проводится анализ норм жилищного законодательства, связанных с правом пользования жилым помещением после его отчуждения, в частности: лиц, постоянно проживающих с нанимателем; с ссудополучателем на основании договора безвозмездного пользования (определен ссуды); получатели ренты на условиях пожизненного содержания с иждивением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.