Научная статья на тему 'Анализ системы государственной поддержки социального предпринимательства в России'

Анализ системы государственной поддержки социального предпринимательства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
681
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ПРОЕКТЫ / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / STATE REGULATION / STATE SUPPORT / SOCIALLY SIGNIFICANT PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Умнов Виталий А., Плюхина Анастасия А., Матвеев Михаил В.

Рассматривается современное состояние государственной поддержки социального предпринимательства в России с позиции создания условий для его развития, а также возможностей реализации социально значимых проектов. Действует ряд нормативных актов, в которых затрагиваются вопросы поддержки малого предпринимательства, в том числе деятельность предпринимателей в социальной сфере. Отмечено также, что готовится ряд изменений в законодательстве, позволяющих сделать социально значимую деятельность более привлекательной для предпринимателей. Это должно обеспечить вовлечение ресурсов бизнеса в социально-значимые проекты. Однако в настоящее время законодательство в сфере государственной поддержки и регулирования социального предпринимательства в России является недостаточно развитым. Реализуется ряд государственных программ социальной поддержки граждан, отчасти способствующих развитию социального предпринимательства. Существует также институциональная среда для поддержки социального предпринимательства, включающая федеральные и местные органы, коммерческие структуры, общественные организации и др. Российским законодательством предусматривается ряд налоговых и других льгот для предпринимателей, осуществляющих социально-значимую деятельность. В результате проведенного анализа сформулированы основные особенности государственного регулирования и поддержки социального предпринимательства в России, включающие определение социального предпринимательства, развитие его концепции, субъекты социального предпринимательства, вопросы финансирования и льготы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An analysis in the system of state support for social entrepreneurship in Russia

The current situation of social entrepreneurship state support in Russia is considered from the position of creating conditions for its development, as well as the possibilities of implementing socially significant projects. There are a number of regulations in which issues of small business supportare raised, including the activities of entrepreneurs in the social sphere. It was also noted that a number of changes in legislation are being prepared, allowing to make socially significant activities more attractive for entrepreneurs. That should ensure the involvement of business resources in social projects. However, at present, legislation in the field of state support and regulation of social entrepreneurship in Russia is not sufficiently developed. A number of state programs of social support for citizens are being implemented, partly contributing to the development of social entrepreneurship. There is also an institutional environment to support social entrepreneurship, including federal and local authorities, commercial structures, public organizations, etc. Russian legislation provides for a number of taxation and other benefits for entrepreneurs engaged in socially significant activities. Following the analysis, the main features of state regulation and support for social entrepreneurship in Russia were formulated, including the definition of social entrepreneurship, the development of its concept, the subjects of social entrepreneurship, financing issues and benefits.

Текст научной работы на тему «Анализ системы государственной поддержки социального предпринимательства в России»

УДК 334.72

DOI: 10.28995/2073-6304-2018-3-77-89

Анализ системы государственной поддержки социального предпринимательства в России

Виталий А. Умнов

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, umnov.v@rggu.ru

Анастасия А. Плюхина

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, pluhinaa@yandex.ru

Михаил В. Матвеев

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия, biotechnology@mail.ru

Аннотация. Рассматривается современное состояние государственной поддержки социального предпринимательства в России с позиции создания условий для его развития, а также возможностей реализации социально значимых проектов.

Действует ряд нормативных актов, в которых затрагиваются вопросы поддержки малого предпринимательства, в том числе деятельность предпринимателей в социальной сфере. Отмечено также, что готовится ряд изменений в законодательстве, позволяющих сделать социально значимую деятельность более привлекательной для предпринимателей. Это должно обеспечить вовлечение ресурсов бизнеса в социально-значимые проекты. Однако в настоящее время законодательство в сфере государственной поддержки и регулирования социального предпринимательства в России является недостаточно развитым.

Реализуется ряд государственных программ социальной поддержки граждан, отчасти способствующих развитию социального предпринимательства. Существует также институциональная среда для поддержки социального предпринимательства, включающая федеральные и местные органы, коммерческие структуры, общественные организации и др.

Российским законодательством предусматривается ряд налоговых и других льгот для предпринимателей, осуществляющих социально-значимую деятельность.

В результате проведенного анализа сформулированы основные особенности государственного регулирования и поддержки социального предпринимательства в России, включающие определение социального предпринимательства, развитие его концепции, субъекты социального предпринимательства, вопросы финансирования и льготы.

© Умнов В.А., Плюхина А.А., Матвеев М.В., 2018

Ключевые слова: социальное предпринимательство, государственное регулирование, государственная поддержка, социально значимые проекты

Для цитирования: Умнов В.А., Плюхина А.А., Матвеев М.В. Анализ системы государственной поддержки социального предпринимательства в России // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2018. № 3 (13). С. 77-89. DOI: 10.28995/2073-6304-2018-3-77-89

An analysis in the system of state support for social entrepreneurship in Russia

Vitaly A. Umnov

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, umnov.v@rggu.ru

Anastasia A. Plyukhina

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, pluhinaa@yandex.ru

Mikhail V. Matveev

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia, biotechnology@mail.ru

Abstract. The current situation of social entrepreneurship state support in Russia is considered from the position of creating conditions for its development, as well as the possibilities of implementing socially significant projects.

There are a number of regulations in which issues of small business support are raised, including the activities of entrepreneurs in the social sphere. It was also noted that a number of changes in legislation are being prepared, allowing to make socially significant activities more attractive for entrepreneurs. That should ensure the involvement of business resources in social projects. However, at present, legislation in the field of state support and regulation of social entrepreneurship in Russia is not sufficiently developed.

A number of state programs of social support for citizens are being implemented, partly contributing to the development of social entrepreneurship. There is also an institutional environment to support social entrepreneurship, including federal and local authorities, commercial structures, public organizations, etc.

Russian legislation provides for a number of taxation and other benefits for entrepreneurs engaged in socially significant activities.

Following the analysis, the main features of state regulation and support for social entrepreneurship in Russia were formulated, including the definition of social entrepreneurship, the development of its concept, the subjects of social entrepreneurship, financing issues and benefits.

Keywords: social entrepreneurship, state regulation, state support, socially significant projects

For citation: Umnov VA., Plyukhina AA., Matveev MV. An analysis in the system of state support for social entrepreneurship in Russia. RSUH/RGGU Bulletin. "Economics. Management. Law" Series. 2018;3(13):77-89. DOI: 10.28995/20736304-2018-3-77-89

Введение

В настоящее время вопросы социального развития российского общества становятся все более актуальными. Возможности бюджетного финансирования в данном направлении достаточно ограничены. Целесообразно создание условий для вовлечения в социальные проекты широкого круга предпринимателей. В этой связи все большее внимание уделяется государственной поддержке проектов в сфере социального предпринимательства. Однако в России социальное предпринимательство пока не получило достаточного развития. В этой связи имеет смысл исследовать состояние нормативной и институциональной базы в данной сфере.

Законодательство

в сфере социального предпринимательства

Действующая нормативно-правовая база на федеральном уровне, так или иначе затрагивающая интересы социальных предпринимателей, в основном включает в себя следующие документы:

- Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ;

- Постановление Правительства Российской Федерации «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» от 30.12.2014 г. № 1605, а также ежегодно издаваемые приказы Министерства экономического развития Российской Федерации (например, Приказ Минэкономразвития РФ «Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» от 25.03.2015 г. № 167);

- Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ;

- Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (вместе с «Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года») от 02.06.2016 г. № 1083-р;

- Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-Ф3.

В настоящий момент в Государственной Думе ФС РФ находится на рассмотрении проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации», формирующий основные положения государственного регулирования и поддержки социального предпринимательства, а также обеспечивающий установление правового обеспечения и законодательного регулирования деятельности социальных предпринимателей.

Также в августе 2016 г. Министерством экономического развития Российской Федерации совместно с представителями бизнес-сообщества и экспертов в сфере социального предпринимательства был подготовлен проект, согласно которому предложено закрепление понятия «социальное предпринимательство» на законодательном уровне [1].

Отдельная статья законопроекта определяет единые принципы оказания поддержки субъектам социального предпринимательства уполномоченными органами. Так, в ст. 26 «Поддержка субъектов социального предпринимательства» представлено, что оказание поддержки субъектам социального предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществляется в виде [2]:

1) создания и обеспечения деятельности специализированных учреждений, формирующих инфраструктуру поддержки субъектов социального предпринимательства, включая центры инноваций социальной сферы (ЦИСС) [3];

2) имущественной поддержки, в том числе путем предоставления субъектам социального предпринимательства во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе не менее 10% от общего числа объектов имущества, включенных в перечни государственного имущества и муниципального имущества, указанные в части 4 статьи 18 настоящего Федерального закона;

3) принятия участия в оказании содействия на заключение договоров коммерческой концессии в целях создания субъектов со-

циального предпринимательства, в том числе с помощью создания и формирования баз данных, которые будут содержать сведения об актуальных договорах коммерческой концессии, а также предоставление доступа субъектам малого и среднего предпринимательства к таким базам данных;

4) мероприятий в области пропаганды и распространения опыта реализации успешных проектов в сфере социального предпринимательства;

5) привлечения в установленном порядке субъектов социального предпринимательства к осуществлению функций социального обслуживания граждан;

6) обеспечения профессиональной переподготовки, дополнительных программ обучения и курсов повышения квалификации в сфере социального предпринимательства;

7) предоставления других мер поддержки социального предпринимательства, которые предусмотрены представленным Федеральным законом, а также иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, включая муниципальные правовые акты органов местного самоуправления.

Государственные программы

поддержки социального предпринимательства

Кроме того, необходимо отметить существующие программы государственной поддержки, которые играют большую роль в развитии социального предпринимательства, в частности государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» (принятая постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2017 г. № 372), которая включает в себя следующие федеральные целевые подпрограммы:

- расширение комплекса мероприятий по социальной адаптации, обслуживанию, а также социальной поддержке и защите отдельных категорий граждан;

- совершенствование системы организации социального обслуживания населения;

- улучшение качества предоставления социальной поддержки семьи и детей;

- повышение степени эффективности оказания государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

- гарантия обеспечения государственной поддержки старшему поколению.

Среди ожидаемых результатов реализации программы выделяются следующие:

- исполнение обязательств государства по социальной поддержке отдельных категорий граждан;

- увеличение доли организаций социального обслуживания, которые основаны на иных формах собственности, в общем числе организаций социального обслуживания всех форм собственности до 12,4% к 2020 г.;

- увеличение уровня средней заработной платы работников, занятых в социальной сфере до 100% в соответствующем регионе в течение 2018 г.;

- рост суммарного коэффициента рождаемости до 1,812 к 2020 г.;

- снижение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 80% к 2020 г. [4];

- рост объема предоставляемых гражданам социальных услуг социально-ориентированными некоммерческими организациями (СО НКО);

- повышение материального и социального положения граждан пожилого возраста.

С 2012 г. в рамках Программы реализуется ряд мероприятий, предусматривающих поддержку предпринимателей, осуществляющих проекты социальной направленности [1]:

- поддержка социального предпринимательства (безвозмездные субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на реализацию социальных проектов в размере до 1,5 млн рублей);

- создание и (или) обеспечение деятельности Центров инноваций социальной сферы (субсидии в размере до 5 млн рублей);

- создание центров дошкольного образования (субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства в размере до 15 млн рублей);

- организация групп для различного рода занятий с детьми дошкольного возраста (субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства в размере до 1 млн рублей, с 2015 г. -до 1,5 млн рублей).

На данный момент в реализацию мероприятия по социальным направлениям вовлечен 51 субъект Российской Федерации. Так, в 2012 г. участие приняли 15 регионов, в 2013 г. - 28, в 2014 г. - 40, в 2015 г. - 32 [5].

За четыре года Минэкономразвития России из федерального бюджета предоставлены субсидии в размере почти 1,5 млрд рублей. В результате реализации таких мероприятий в регионах в 2015 г. [6]:

- оказана поддержка почти 1800 субъектам социального предпринимательства в 32 субъектах РФ;

- создано 134 центра времяпрепровождения детей в 17 регионах России;

- открыто 24 дошкольно-образовательных центров в семи субъектах Российской Федерации;

- услугами центров воспользовались более 5,2 тыс. детей;

- создано более 730 рабочих мест.

Институциональная структура

В настоящее время в целях поддержки проектов в сфере социального предпринимательства в стране уже сформирована некоторая институциональная структура, представленная в виде [7]:

- государственных органов власти, использующих федеральные инструменты поддержки, такие как федеральный инвестиционный портфель; система народного инвестирования; страхование займов; общероссийская биржа социальных проектов; международные социальные практики;

- общественных организаций (Агентство социальных инициатив, Российский микрофинансовый центр);

- представителей бизнес-структур (ПАО «ЛУКОЙЛ», Банк УРАЛСИБ, Объединенная компания «РУСАЛ», ПАО «ГМК «Норильский никель»);

- некоммерческих организаций (Фонд развития медиапроек-тов и социальных программ, Алтайский центр инноваций социальной сферы (АЦИСС), Центр развития некоммерческих организаций);

- поддержки регионов Российской Федерации.

Развитие этой инфраструктуры позволит к 2020 году создать в большинстве регионов России более 50 тысяч социально ориентированных компаний с общим годовым оборотом более 15 млрд евро и более 500 тысяч новых рабочих мест [8].

Льготы социальным предпринимателям

Налоговым кодексом РФ предусмотрен ряд льгот для отдельных социально значимых видов деятельности. Так, освобождены от НДС организации, которые реализуют:

- протезно-ортопедические изделия и их составляющие, а также технические средства и материалы, используемые для

профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов (подпункт 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ);

- услуги инвалидам и наркологическим больным (подпункт 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ);

- услуги по уходу за больными, пожилыми людьми и инвалидами (подпункт 3 пункта 2 статьи 149 НК РФ);

- услуги по присмотру и уходу за детьми в организациях дошкольного образования, услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях и студиях (подпункт 4 пункта 2 статьи 149 НК РФ);

- дополнительные образовательные услуги (подпункт 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ);

- услуги по социальному обслуживанию несовершеннолетних детей; услуги по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных граждан, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании (подпункт 14.1 пункта 2 статьи 149 НК РФ);

- услуги населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий (подпункт 14.1 пункта 2 статьи 149 НК РФ);

- услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, оказываемых по направлению органов службы занятости (подпункт 14.1 пункта 2 статьи 149 НК РФ);

- услуги, оказываемые организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства (подпункт 20 пункта 2 статьи 149 НК РФ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налоговым кодексом РФ установлено право на применение нулевой налоговой ставки по налогу на прибыль для предприятий, которые осуществляют образовательную или медицинскую деятельность, а также деятельность по предоставлению социальных услуг, перечень которых утвержден в соответствии со статьей 20 главы 6 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ.

1. Социально-бытовые услуги, ориентированные на получателей социальных услуг в быту, в том числе поддержание лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности;

2. Социально-медицинские услуги, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья.

3. Социально-психологические услуги, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия.

4. Социально-педагогические услуги, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей.

5. Социально-трудовые услуги, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией.

6. Социально-правовые услуги, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг.

7. Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов.

8. Срочные социальные услуги.

Налоговым кодексом РФ также установлен ряд льгот для хозяйственных обществ общественных организаций инвалидов: освобождение от НДС, освобождение от налогообложения налогом на имущество организаций, освобождение от налогообложения земельным налогом, использование упрощенной системы налогообложения (УСН), возможность использования единого налога на вмененный доход (ЕНВД), возможность отнесения расходов на социальную защиту инвалидов к прочим расходам, которые вычитаются из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций [9].

Уставный капитал хозяйственного общества должен полностью состоять из вкладов общественных организаций инвалидов и не менее 50% работников общества должны составлять инвалиды, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25% [10]. При расчете среднесписочной численности работников не учитываются внешние совместители и работники по гражданско-правовым договорам (пункт 80 Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения, утвержденных приказом Росстата от 26.10.2015 г. № 498).

Особенности государственного регулирования

Анализ законодательной базы [11] позволил выявить основные особенности государственного регулирования и поддержки социального предпринимательства в России (таблица).

Таблица

Основные особенности государственного регулирования и поддержки социального предпринимательства в России

Исследуемые аспекты Институциональные условия

Определение социального предпринимательства Отсутствует на уровне федеральных законов, в то же время закреплены Приказом Минэкономразвития № 167 от 25.03.2015 г., где определен перечень условий, обеспечение выполнения которых может подпадать под понятие социального предпринимательства для целей предоставления государственной поддержки субъектам малого предпринимательства

Отдельные элементы, которые могут быть использованы для развития концепции социального предпринимательства Правовое регулирование деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций («СО НКО»), благотворительных организаций, микрофинансовых организаций, субъектов малого и среднего предпринимательства; закрепление льгот для предпринимателей, занимающихся социально-направленной деятельностью

Субъекты социального предпринимательства На практике социальное предпринимательство осуществляется юридическими лицами любых организационно-правовых форм (как коммерческими организациями, так и НКО), а также ИП. Концепция социального предпринимательства должна учитывать интересы всех этих участников

Вопросы финансирования социального предпринимательства Финансирование деятельности субъектов социального предпринимательства может осуществляться в различных формах, в частности гранты и субсидии в рамках государственных программ поддержки малого и среднего предпринимательства и СОНО, а также международных программ; доходы от собственной предпринимательской деятельности; заемное финансирование (в т. ч. микрозаймы); взносы и пожертвования

Налоговые льготы Российское налоговое законодательство не предусматривает специальные льготы для субъектов социального предпринимательства. Тем не менее в России предоставляются различные льготы, направленные на стимулирование социальной деятельности (преимущественно в отношении деятельности НКО, а также отдельных программ и социально направленной деятельности, осуществляемой предпринимателями). Существует очень ограниченный перечень льгот, предоставляемый донорам

Заключение

Таким образом, проанализировав существующие подходы, связанные с регулированием социального предпринимательства и использованием программно-целевого подхода в поддержке проектов в сфере социального предпринимательства в России, можно, по нашему мнению, более полно и качественно оценить эффективность функционирования социального предпринимательства, определить проблемы, требующие решения, а также сформулировать пути дальнейшего развития, опираясь на опыт ведущих зарубежных стран.

Литература

1. Поддержка социальных инициатив предпринимателей [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минэкономразвития России. URL: http:// economy.gov. ru/minec/about/structure/depmb/2016120403 (дата обращения 13 января 2018).

2. Приказ Министерства экономического развития РФ от 25.03.2015 г. № 167 «Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс] // ЭПС «Система ГАРАНТ». URL: http://base.garant.ru/70940868/ (дата обращения 2 декабря 2017).

3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 316 (ред. от 03.02.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика"» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_162191/ (дата обращения 7 ноября 2017).

4. Шахова Е.А. Социально-финансовая классификация населения и риски наименее обеспеченной категории // Экономика и предпринимательство. 2015. № 12 (Ч. 3). С. 11-31.

5. Социальное предпринимательство в регионах России: все только начинается [Электронный ресурс] // Российское информационное агентство «Федерал-Пресс». URL: http://fedpress.ru/news/press_center/press_club/1372685465-sotsialnoe-predprinimatelstvo-v-regionakh-rossii-vse-tolko-nachinaetsya (дата обращения 15 сентября 2017).

6. Уточните, пожалуйста. Информационно-аналитический портал «Наше будущее». [Электронный ресурс] URL: http://www.nb-fund.ru/about-us/media-about-us/utochnite-pozhaluystahtml (дата обращения 10 октября 2017).

7. Лысенко В.В. Социальное предпринимательство как новая форма взаимодействия гражданского общества и бизнеса // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 10. С. 43-47.

8. Суева Ю.В. Социальное предпринимательство как инструмент повышения эффективности решения социальных проблем // Российское предпринимательство. 2016. Т. 17. № 6. С. 799-810.

9. Стагниева Ю.И., Камбердиева С.С., Хетагуров Г.В. Развитие социального предпринимательства в Российской Федерации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 12. С. 77-81.

10. Мишкин А. Капитал социального предпринимателя [Электронный ресурс] / А. Мишкин // Информационно-аналитический портал «Наше будущее». URL: http://www.nb-forum.ru/interesting/experts/kapital-sotsialnogo-predprinimatelya.html (дата обращения 27 сентября 2017).

11. Нестеренко Ю.Н., Плюхина А.А. Развитие социального предпринимательства в экономике России. М.: Креативная экономика, 2017. 154 с.

References

1. Support for social initiatives of entrepreneurs [Internet], Official website of the Ministry of Economic Development of Russia. URL: http://economy.gov.ru/minec/ about/structure/dembmb616120403 (data obrashcheniya 13 Jan. 2018). (In Russ.)

2. Order of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation "On approval of conditions for competitive selection of constituent entities of the Russian Federation, whose budgets are granted subsidies from the federal budget for state support of small and medium-sized businesses, including peasant (farm) enterprises, and requirements for organizations that form the infrastructure for supporting small and medium-sized business" [Internet]. EPS "Sistema GARANT". URL: http://base. garant.ru/70940868/ (data obrashcheniya 2 Dec. 2017). (In Russ.)

3. Resolution of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 № 316 (as amended on 03.02.2018) «On the approval of the state program of the Russian Federation "Economic development and innovation economy"» [Internet]. Consultant Plus. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162191/ (data obrashcheniya 7 Nov. 2017). (In Russ.)

4. Shakhova EA. Social and financial classification of the population and the risks forthe least affluent category. Ekonomika ipredprinimatel'stvo. 2015;12(3):11-31.

5. Social entrepreneurship in the regions of Russia. Everything is just beginning [Internet]. Russian Information Agency Federal Press. URL: http://fedpress.ru/ news/press_center/press_club/1372685465-sotsialnoe-predprinimatelstvo-v-regionakh-rossii-vse-tolko-nachinaetsya (data obrashcheniya 15 Sept. 2017). (In Russ.)

6. Specify, please [Internet]. Information and analytical portal "Our Future". URL: http://www.nb-fund.ru/about-us/media-about-us/utochnite-pozhaluysta.html (data obrashcheniya 10 Oct. 2017). (In Russ.)

7. Lysenko VV. Social entrepreneurship as a new form of interaction between civil society and business. Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo. 2016;10:43-47.

8. Sueva YuV. Social entrepreneurship as a tool to improve the efficiency of solving social problems. Russian Entrepreneurship. 2016;17(6):799-810. (In Russ.)

9. Stagnieva YuI., Kamberdieva SS., Khetagurov GV. The development of social entrepreneurship in the Russian Federation. Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2014;12:77-81.

10. Mishkin A. Capital of a social entrepreneur [Internet]. Informational and analytical portal "Our Future". URL: http://www.nb-forum.ru/interesting/experts/ kapital-sotsialnogo-predprinimatelya.html (data obrashcheniya 27 Sept. 2017). (In Russ.)

11. Nesterenko YuN., Plyukhina AA. Development of social entrepreneurship in the Russian economy. Moscow: Kreativnaya ekonomika Publ.; 2017. 154 p. (In Russ.)

Информация об авторах

Виталий А. Умнов, доктор экономических наук, профессор, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; umnov.v@rggu Анастасия А. Плюхина, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; pluhinaa@yandex.ru

Михаил В. Матвеев, доктор экономических наук, профессор, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Россия; 117997, Россия, Москва, Стремянный пер., д. 36; biotechnology@mail.ru

Information about the authors

Vitaly A. Umnov, Dr. in Economics, professor, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125993; umnov.v@rggu.ru

Anastasia A. Plyukhina, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, 125993; pluhinaa@yandex.ru

Mikhail V. Matveev, Dr. in Economics, professor, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia; bld. 36, Stremyannyi lane, Moscow, Russia, 117997; biotechnology@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.