Научная статья на тему 'ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ'

ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
44
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / ЭВОЛЮЦИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРИБЫЛЬ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИЯТИЕ / СТАТУС / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баттахов Петр Петрович

В работе проанализированы такие понятия, как социальное предпринимательство и социальное предприятие, изучены особенности их правового регулирования по российскому законодательству. Предложено внести в законодательство России доктринальные определения: «социальное предпринимательство.» и «социальное предприятие». Сделан вывод о том, что необходимо принять федеральный закон «О социальном предпринимательстве России».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVOLUTION OF LEGAL REGULATION OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA

The work analyzed such concepts as social entrepreneurship and social enterprise, studied the features of their legal regulation under Russian law. It was proposed to introduce doctrinal definitions into Russian legislation: "social entrepreneurship" and "social enterprise." It was concluded that it is necessary to adopt a federal law "On Social Entrepreneurship of Russia."

Текст научной работы на тему «ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_7_10

ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ Evolution of legal regulation of social entrepreneurship in Russia

БАТТАХОВ Петр Петрович,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). 119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10. E-mail: battakhov@mail.ru;

Battakhov Petr Petrovich,

candidate of of jurisprudence, senior researcher of Institute of the state and right of the Russian Academy of Sciences. 10 Znamenka str., 119019 Moscow, Russia. E-mail: battakhov@mail.ru

Краткая аннотация: В работе проанализированы такие понятия, как социальное предпринимательство и социальное предприятие, изучены особенности их правового регулирования по российскому законодательству. Предложено внести в законодательство России доктринальные определения: «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие». Сделан вывод о том, что необходимо принять федеральный закон «О социальном предпринимательстве России».

Abstract: The work analyzed such concepts as social entrepreneurship and social enterprise, studied the features of their legal regulation under Russian law. It was proposed to introduce doctrinal definitions into Russian legislation: "social entrepreneurship" and "social enterprise." It was concluded that it is necessary to adopt a federal law "On Social Entrepreneurship of Russia. "

Ключевые слова: социальное государство, эволюция, гражданское законодательство, прибыль, малый бизнес, предприятие, статус, индивидуальный предприниматель.

Keywords: social state, evolution, civil legislation, profit, small business, enterprise, status, individual entrepreneur.

Статья поступила в редакцию: 11.06.2022

В настоящее время становление современного российского социума и экономики зависит от развития человеческого ресурса. Интеллектуальный труд, являющийся источником знаний, ценится всё выше. В связи с этим на сегодняшний день становится очевидно, что экономическое развитие страны и её конкурентоспособность на мировой арене, зависят напрямую от человеческого фактора. Сегодня исследователи-социологи и экономисты в своих работах подробно разбирают вопрос социального предпринимательства. Из самого термина следует, что данная разновидность бизнеса ориентирована в первую очередь не на финансовую выгоду для предпринимателя, а на улаживание имеющихся проблем социума или сглаживание наиболее выраженных негативных последствий как таковых. На первый план выходят благоприятность, измеримость и однозначность результатов такой деятельности для жизни общества. Социальный бизнес выстроен на тех же канонах ведения бизнеса, что и любой другой. Восприятие социальной предпринимательской деятельности исследователями не перестаёт видоизменяться и варьироваться в ряде аспектов, а первыми уделили внимание данному вопросу Томас Гоббс, Адам Смит и др [1].

Россия является социальным государством: она по-прежнему ответственна за процветание различных слоёв населения страны. Наряду с этим развитие социального бизнеса в последние годы заметно набирает обороты. Государство заинтересовано в привлечении к решению общественных проблем и закрытию открытых потребностей общества представителей малого и среднего предпринимательства, при этом оставляет за собой право выбирать и назначать те или иные предприятия, легитимировать их полномочия и выдавать специальные льготы для осуществления такой деятельности. А также государство контролирует результаты деятельности социальных бизнесменов и оценивает оправданность конкретных выбранных методов [2].

В стране потенциал развития социального предпринимательства очень высок вследствие менталитета нашего народа. Для российских граждан характерны такие качества характера, как милосердие и взаимопомощь. Мы умеем объединяться в трудной ситуации и помогать нуждающимся. Социальная предпринимательская деятельность в последнее время активно развивается как семейный бизнес, и как отдельный институт имеет огромные шансы для дальнейшего улучшения общества. Продвижение нового направления позволит улучшить качество жизни граждан и экономические характеристики. В скором времени наблюдается снижение уровня безработицы и уровня недовольства населения существующим положением дел. Для этого следует как можно скорее сформировать стратегию развития социального бизнеса в Российской Федерации, реализовать современный подход совершенствования этой сферы и применить ценный опыт предшествующих поколений.

Гражданское право определяет предпринимательство как совокупность действий, ориентированных на регулярное извлечение прибыли. Данный критерий, сформулированный в ст. 2 ГК РФ, первостепенно важен уже по той причине, что предписывает гражданам, начинающим заниматься бизнесом, регистрироваться в установленном порядке. Следовательно, лицо, не получающее и не стремящееся получить непосредственно для себя материальную выгоду, но совершающее действия, аналогичные действиям предпринимателя, не может относиться к последним. Социальный предприниматель стремится к получению выгоды и получает её, в противном случае он не назывался бы предпринимателем. При этом он может защитить уязвимые слои общества посредством системы льгот, развернуть свою деятельность, в том числе, в сферах влияния государства, решая актуальные проблемы общества, по тем или иным причинам обделенные вниманием властей. В такой ситуации вполне закономерно, что социальный предприниматель претендует на некоторое материальное подспорье со стороны властей: льготы, особые условия, закреплённые на законодательном уровне. С точки зрения реальной пользы, приносимой обществу, личная мотивация социального предприни-

мателя не имеет значения, будь это бескорыстные идеологические побуждения или погоня за льготами [3].

После долгих лет обсуждений общественных и научных деятелей о вопросах социального предпринимательства, нюансах законодательства и методах осуществления контроля такой предпринимательской системы со стороны государства, 26 июля 2019 г. был сформулирован и принят ФЗ № 245 «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Были официально закреплены термины «социальное предприятие» и «социальное предпринимательство». Ввиду узаконивания данных явлений начали появляться соответствующие разъясняющие правовые акты в сфере социального бизнеса [4].

Социальное предпринимательство - это совместная деятельность субъектов хозяйствования и государства на взаимовыгодных условиях для устранения социальных проблемных ситуаций. Этот проект финансируется субъектом хозяйствования и государством. Социальное предпринимательство обладает следующими характерными особенностями: получение прибыли; повышение качества жизни населения и устранение проблем общественного характера.

Кроме приведённой выше научной трактовки термина существует более узкая, предложенная, к примеру, в работе И. В. Воробьева и А.Е. Степановой, согласно которой социальное предпринимательство является новаторской деятельностью, ориентированной на принесение пользы обществу, прилагающей усилия для улаживания животрепещущих проблем социума либо уменьшения негативных последствий как таковых, а также заинтересованная в окупаемости материальных затрат и укреплении своих позиций на рынке, изобретающая и применяющая на практике определенные стратегии и ведущая свою деятельность в соответствии с частью 1 статьи 24.1 действующего федерального закона [5].

Согласно Федеральному закону РФ «О развитии малого и среднего бизнеса» (статья 3, пункт 8), «социальное предприятие» - это организация, которая считается субъектом малого или среднего бизнеса, занимающаяся деятельностью в области социального предпринимательства.

В данный момент предприятие официально приобретает статус социального, пройдя государственный фильтр. Этот статус позволяет организациям обрести денежную, имущественную и информационную поддержку со стороны государства для развития своего бизнеса. В дальнейшем необходимо подтверждать соответствующий статус каждый год. Впервые предприятие вступило в реестр социального предпринимательства 1 апреля 2020 года.

Согласно законодательству России, физические лица, стремящиеся стать социальными предпринимателями, должны пройти двух-этапную регистрацию. Физические лица предварительно обязаны на законном основании стать индивидуальными предпринимателями либо хозяйствующими субъектами, и лишь после этого можно рассчитывать на присвоение статуса социального предприятия.

Законодательство РФ усложнило порядок присвоения статуса социального предприятия. Помимо вышеперечисленных процедур, субъект обязан определиться со своей сферой деятельности. На основании Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», перечень субъектов хозяйствования и форм деятельности ограничен. В дальнейшем необходимо увеличить перечень видов деятельности общественного предпринимательства с целью устранения ограничений деятельности предприятий. Россия - самое большое по площади государство в мире, обладающее большим количеством регионов. Поскольку каждый регион характеризуется своими аспектами, на местах социальным предпринимателям легче решить определенную общественную проблему. Государство же, в первую очередь, стремится унифицировать проблемы и решить их масштабно. Именно поэтому необходимо модернизировать законодательство РФ на общегосударственном и региональном уровнях. На данный момент в субъектах РФ работа по этому направлению осуществляется в недостаточном объеме, профильные министерства не в полной мере информируют хозяйствующие субъекты и население о работе социальных предприятий.

Как показывает практика, двухуровневая процедура присвоения статуса обладает существенными недостатками. В России имеется много обанкротившихся субъектов хозяйствования, которые с помощью изменения статуса стремятся получить финансовую помощь от государства. Согласно приказу Министерства экономического развития России №773 от 29 ноября 2019 года «Об утверждении порядка признания субъекта малого или среднего бизнеса социальным предприятием» [6], лишь исполнительные органы государственной власти имеют право признавать субъект социальным предприятием.

Для того чтобы получить правовой статус социального предприятия, индивидуальные предприниматели или субъекты хозяйствования должны собрать соответствующий перечень документов и подать его в региональный департамент Минэкономразвития РФ. После этого в реестре субъектов малого и среднего бизнеса обновляется информация, в результате чего субъект обретает статус социального предприятия. Сразу после присвоения нового статуса предприятие может воспользоваться материальной и информационной поддержкой государства. Контролировать деятельность социального предпринимательства обязана Федеральная налоговая служба России.

Существует 3 критерия для присвоения статуса социального предприятия. Соответствие хотя бы одному из критериев позволяет предпринимателю рассчитывать на новый статус.

1. Минимум половина работников организации должна входить в категорию льготников (люди предпенсионного и пенсионного возраста, граждане с инвалидностью, выпускники детских домов, многодетные родители, матери-одиночки, отцы-одиночки, малоимущие граждане, беженцы), к тому же доля расходов на заработную плату этих работников должна составлять не менее 25% от общего фонда оплаты труда.

2. Часть доходов от продукции и услуг, которые изготавливают и оказывают сотрудники, относящиеся к льготной категории населения, должна составлять минимум 50% от совокупного дохода. При этом половина всей полученной чистой прибыли должна быть проинве-стирована в эту деятельность.

3. Конечный итог предпринимательской деятельности должен решать проблемы общественного характера. Например, улучшать семейные отношения, способствовать культурному просвещению, обучать сотрудников, укреплять иммунитет детей и прочее. Половина

совокупного дохода должна быть получена в результате именно этой работы, а половину чистой прибыли также необходимо проинвестировать в предприятие.

Помимо внесенных в нормативный акт определения понятия социального предприятия, автор сформировал доктринальное определение, в котором излагается, что социальное предприятие - это современно преобразованный субъект хозяйствования, ежедневно осуществляющий предпринимательскую деятельность и на законном основании реализующий социально значимые проекты с целью улучшения качества жизни некоторых категорий лиц.

Итак, в российском законодательстве существует несколько понятий социального предприятия и социального предпринимательства. Последнее, хоть и признано законодательно, однако до сих пор дает повод для разногласий и разночтений: не утихают споры о порядке выявления отличий данного явления от смежных явлений, назначения и практического распределения льгот. На сегодняшний день в руководящем аппарате страны и регионов сформированы органы, разрабатывающие правовую базу для социального бизнеса и регулирующие сопутствующие процессы: Экспертный совет по развитию социального предпринимательства при Комитете Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству; Рабочая группа по развитию социального предпринимательства, созданная Министерством экономического развития Российской Федерации; Институт социальных инноваций и проектирования Общественной палаты Российской Федерации; Комиссия по социальному предпринимательству Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства ОПОРА РОССИИ; Рабочая группа по социальному предпринимательству при Уполномоченном по защите прав предпринимателей по городу Москва и другие. Также, в числе активных исследователей социального предпринимательства работники таких организаций как Центр социального предпринимательства и социальных инноваций (подразделение НИУ «Высшая школа экономики»), выделяющий ресурсы на изучение социального предпринимательства, корпоративной социальной ответственности, социальных инноваций и др., МГУ им. Ломоносова, Институт государства и права РАН и др [4].

На практике, когда реализуются проекты, часто встречаются вопросы. На данный момент социальная предпринимательская деятельность характеризуется наличием ряда проблем. Это объясняется тем, что в текущем законе не сформировалась практика применения вследствие малого количества правил для эффективного контроля отношений. Для улучшения социальной предпринимательской деятельности необходимо осуществить ряд задач:

Во-первых, предусмотреть льготное кредитование для социальных предпринимателей под 1% годовых.

Во-вторых, облегчить механизм получения поддержки государства на федеральном уровне;

В-третьих, осуществить процедуру институционализации социального предпринимателя, то есть сделать его на законодательном уровне отдельным хозяйствующим субъектом;

В-четвертых, принять отдельный Федеральный закон «О социальном предпринимательстве».

Несмотря на пробелы законодательства, взгляды исследователей разделились. Приведём здесь точку зрения профессора С. С. Зан-ковского, утверждающего, что недостаточное регулирование социального бизнеса на правовом уровне в России ни в коей мере не отражается на реальном положении первого в обществе. Учёный обосновывает свою позицию тем, что организационно-правовой формат касается внутренней структуры юридического лица и упорядочивает его взаимодействие с учредителями. Но фундаментальные правовые критерии, на которых основываются общественные организации, и формируется их фактическое значение для общества, касаются кадровой политики таких организаций, специфики деятельности и распределения извлекаемой прибыли; организационно-правовой формат с данными признаками де-факто не пересекается [3].

Бизнесу получить поддержку от государства весьма затруднительно. Актуальность этой проблемы также несомненна. Безусловно, де-юре действуют различные системы поддержки, как-то, налоговые каникулы, льготное финансирование, субсидии; на стадии активного формирования находится консультационная поддержка по юридическим и координационным вопросам, а также механизмы помощи предпринимателю в получении временного помещения для ведения бизнеса. Но из числа лиц, претендующих на подобные льготы, на деле получают их далеко не все, особенно это касается отдаленных от Москвы и менее развитых населённых пунктов. Следующим препятствием на деловом поприще социального бизнесмена выступает мощное конкурентное противодействие других, не социальных бизнесменов в выбранной нише. Немало российских организаций, продающих товары или услуги, давно зарекомендовали себя в бизнесе и крепко стоят на ногах, поэтому начинающий социальный бизнесмен такой конкуренции не выдерживает. Ещё одна проблема заключается в том, что правовой статус социального предпринимателя на данный момент отражён лишь в поправке к закону, касающемуся традиционного бизнеса, малого и среднего. Как подчёркивалось выше, социальный бизнес отличен от традиционного по своему направлению, стало быть, не сможет успешно функционировать без принятия закона, соответствующего такой специфике, понятного рядовому гражданину [3].

Наряду с этим нельзя воспринимать государственные организации и органы муниципалитета как представителей социального бизнеса. Отличительной чертой социального бизнеса, согласно узаконенному определению, является право на получение льгот и иной поддержки от государства или муниципальной власти [7].

В Российской Федерации, помимо этого проекта, индивидуальными предпринимателями также являются другие субъекты, которые не отвечают требованиям Федерального закона РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в России». Государство должно оказывать поддержку социально уязвимым гражданам, которые занимаются предпринимательством, на федеральном уровне. В настоящее время государство предоставляет льготы инвалидам первой и второй групп, а другие категории практически не обладают какими-либо привилегиями. В период

пандемии даже обычным гражданам трудно устроиться на работу, а лицам с инвалидностью найти работу еще сложнее. В нашей стране предпринимательской деятельностью зачастую занимаются инвалиды третьей группы, которые, в свою очередь, вынуждены конкурировать на общих основаниях с полноценными индивидуальными предпринимателями и хозяйствующими субъектами. Ежедневно граждане с инвалидностью, занимающиеся предпринимательством, невзирая на сложности, выполняют хозяйственную деятельность, оплачивают налоги, пенсионные и страховые взносы. Таким субъектам для осуществления качественной предпринимательской деятельности не хватает государственной помощи. Государство может обеспечить поддержку материальным образом, к примеру, в течение первых нескольких лет освободить от выплаты налогов, выдавать беспроцентные кредиты, предоставлять бесплатные арендные помещения и земельные участки. В последующие годы можно ввести налоговые льготы на электрическую энергию, газ и т.д.

Таким образом, в этой работе был изучен процесс развития социального предпринимательства в России. Проанализировав путь развития в стране, нам необходимо укрепить и приспособить институт социальной предпринимательской деятельности к своей стране. В ближайшем будущем важно укрепить правовую базу и разработать отдельный Федеральный закон «О социальном предпринимательстве». Для того чтобы стать развитой социальной страной, мы должны усовершенствовать социальные институты и начать выполнять обязанности перед российскими гражданами: заботиться об их благосостоянии и социальной защите. Государство и социальные предприниматели должны совместно устранять проблемы и нести ответственность за стабильное развитие общества и экономики государства.

Библиогра фия:

1. Шурдумова Э.Г., Виндижева А.Х. Социальное предпринимательство как инструмент решения социальных проблем //Вектор экономики. 2019. № 12 (42). С. 154.

2. Казакова Е.Б. Социальное предпринимательство и его развитие в современных условиях // Право и государство: теория и практика. 2022. № 6 (210). С. 70-73.

3. Занковский С.С. Понятие и правовое регулирование социального предпринимательства //Предпринимательское право. 2020. № 4. С. 51 -56.

4. Нетесова М.С. К вопросу об оценке социального воздействия социального предпринимательства // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 6. С. 157-161.

5. Воробьева И.В., Степанова А.Е. Правовая природа социального предпринимательства как способ осуществления трансформационных изменений в обществе//В сборнике: Наука и образование: будущее и цели устойчивого развития. Материалы XVI международной научной конференции, в 4 частях. Москва, 2020. С. 76-87.

6. Приказ Минэкономразвития России от 29.11.2019 N 773 "Об утверждении Порядка признания субъекта малого или среднего предпринимательства социальным предприятием и Порядка формирования перечня субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус социального предприятия" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.12.2019 N 57022)

7. Шумал В.И., Васильев А.В. Социальное предпринимательство в России: основные проблемы и пути решения/ZModem Science. 2020. № 3-1. С.

258-261.

References:

1. E.G. Shurdumova, A.H. Vindizheva. Social entrepreneurship as tool of the solution of social problems//economy Vector. 2019. No. 12 (42). Page 154.

2. E.B. Kazakova. Social entrepreneurship and its development in modern conditions//the Right and the state: theory and practice. 2022. No. 6 (210). Page 70-73.

3. S.S. Zankovsky. Concept and legal regulation of social entrepreneurship//Enterprise right. 2020. No. 4. Page 51 -56.

4. M.S. Netesova. To a question of assessment of social impact of social entrepreneurship//Gaps in the Russian legislation. 2021. T. 14. No. 6. Page 157-161.

5. I.V. Vorobyova, A.E. Stepanova. The legal nature of social entrepreneurship as a way of implementation of transformational changes in society//In the collection: Science and education: future and sustainable development goals. Materials XVI of the international scientific conference, in 4 parts. Moscow, 2020. Page 76-87.

6. Order of the Ministry of Economic Development of Russia dated 29.11.2019 N 773 "On Approval of the Procedure for Recognizing a Small or Medium-Sized Business Entity as a Social Enterprise and the Procedure for Forming a List of Small and Medium-Sized Businesses with the Status of a Social Enterprise" (Registered with the Ministry of Justice of Russia 27.12.2019 N 57022)

7. Shumal V.I., Vasiliev A.V. Social entrepreneurship in Russia: the main problems and solutions//Modern Science. 2020. № 3-1. S. 258-261.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.