Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ПРАВЕ: ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМЫ'

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ПРАВЕ: ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
176
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ФИНАНСЫ / ИННОВАЦИЯ / НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ / ФУНКЦИЯ / ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баттахов Петр Петрович

В статье рассматривается история развития правового регулирования социального предпринимательства России. Предложено авторское определение социального предпринимательства как самостоятельного института предпринимательского права. Исследованы основные пробелы в законодательстве России в отношении социальных предприятий. Выявлена роль государства и бизнеса для инвестирования нового инновационного проекта. А также предложено внести изменения в законодательство о государственном финансировании для начинающих социальных предприятий. Сделан вывод о том, что следует принять о социальном бизнесе соответствующие нормативные акты на российском уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN DOMESTIC LAW: CONCEPT AND PROBLEMS

The article examines the history of the development of legal regulation of social entrepreneurship in Russia. The author's definition of social entrepreneurship as an independent institute of entrepreneurial law has been proposed. The main gaps in the legislation of Russia in relation to social enterprises were investigated. The role of the state and business for investing in a new innovative project has been identified. It was also proposed to amend the legislation on state financing for start-up social enterprises. It was concluded that relevant regulations at the Russian level should be adopted on social business.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ПРАВЕ: ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМЫ»

Северо-Кавказский юридический вестник. 2022. № 3. С. 137-143 North Caucasus Legal Vestnik. 2022;(3):137-143

Проблемы гражданского, предпринимательского права и процесса

Научная статья УДК 346

doi: 10.22394/2074-7306-2022-1-3-137-143

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ПРАВЕ:

ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМЫ

Петр Петрович Баттахов

Институт государства и права Российской академии наук, Москва, Россия, battakhov@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается история развития правового регулирования социального предпринимательства России. Предложено авторское определение социального предпринимательства как самостоятельного института предпринимательского права. Исследованы основные пробелы в законодательстве России в отношении социальных предприятий. Выявлена роль государства и бизнеса для инвестирования нового инновационного проекта. А также предложено внести изменения в законодательство о государственном финансировании для начинающих социальных предприятий. Сделан вывод о том, что следует принять о социальном бизнесе соответствующие нормативные акты на российском уровне.

Ключевые слова: социальное предприятие, малый и средний бизнес, финансы, инновация, нормативные акты, функция, хозяйственная деятельность

Для цитирования: Баттахов П. П. Социальное предпринимательство в отечественном праве: понятие и проблемы // Северо-Кавказский юридический вестник. 2022. № 3. С. 137-143. https://doi.org/10.22394/2074-7306-2022-1-3-137-143

Problems of Civil, Business Law and Process

Original article

SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN DOMESTIC LAW: CONCEPT AND PROBLEMS

Petr P. Battakhov

Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, battakhov@mail.ru

Abstract. The article examines the history of the development of legal regulation of social entrepreneurship in Russia. The author's definition of social entrepreneurship as an independent institute of entrepreneurial law has been proposed. The main gaps in the legislation of Russia in relation to social enterprises were investigated. The role of the state and business for investing in a new innovative project has been identified. It was also proposed to amend the legislation on state financing for start-up social enterprises. It was concluded that relevant regulations at the Russian level should be adopted on social business.

© Баттахов П. П., 2022

Keywords: social enterprise, small and medium business, finance, innovation, regulations, function, business

For citation: Battakhov P. P. Social entrepreneurship in domestic law: concept and problems. North Caucasus Legal Vestnik. 2022;(3):137-143. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/2074-7306-2022-1-3-137-143

В последние годы социальное предпринимательство стало получать все большее внимание в Российской Федерации. Это связано с осознанием важности и пользы данного института. Стоит отметить, что на протяжении многих десятилетий этот институт активно развивается и за рубежом. При этом опыт развития социального предпринимательства в различных государствах отличается. Особо бурные процессы протекают в азиатских странах.

Если рассматривать опыт в России, то социальное предпринимательство впервые стало рассматриваться здесь еще в 19-м веке, когда об этом явлении заговорил священник православной церкви Иоанн Кронштадтский. Более того, он открыл Дом Трудолюбия, который располагался в Кронштадте. Это строительство было посвящено гибели Александра Второго, который был убит террористами в 1881 году. Основное предназначение данного центра заключалось в том, чтобы обеспечить незащищенные слои населения необходимой помощью. В частности, все желающие могли получить здесь работу и крышу над головой, чтобы обеспечить минимальные условия для существования. По задумке создателя данного объекта люди должны были не только иметь возможность получить работу и крышу над головой, но и обеспечить такую деятельность, которой было бы достаточно для обеспечения комфортного существования. Для этого предлагалось заниматься несложным ручным трудом. Отмечается, что основное преимущество заключалось в том, что работу здесь могли получить все желающие, вне зависимости от имеющихся навыков или возраста. Особое внимание в заведении уделялось духовному воспитанию и образованию людей. Так, Иоанну удалось реализовать революционную общественную технологию, которая никогда не существовала до тех пор.

Таким образом, на основе вышеперечисленных понятий можно сделать вывод о том, что данный Дом Трудолюбия был крайне сложной социальной структурой, которая позволяла удовлетворять большое количество потребностей населения [1].

В Российской Федерации социальное предпринимательство рассматривалось как благотворительная деятельность. Развитием хозяйственных отношений и решения социальных задач данную деятельность хозяйствующих субъектов прикрепили в законодательной базе. В настоящее время внутри страны она развивается как самостоятельный институт. Россия как демократическая страна дает в бизнесе большую свободу действия. В основном законе страны в ст. 34 характеризуется, что любой гражданин России имеет право использовать по своему усмотрению способности и имущества для предпринимательства. То есть государственная собственность священна, а частная собственность неприкосновенна. Только тогда мы сможем построить передовую страну и развить бизнес в Российской Федерации.

Еще одним принципом государства является социальная модель развития населения. Сочетание двух основных принципов приведет к развитию сильной России. Нормативно-правовые акты обязаны работать во благо жизни общества.

Стоит отметить, что еще одним важнейшим направлением деятельности является обеспечение достаточной защиты прав собственности, которые закрепляются в рамках пункта 3 статьи 8 Конституции. Данный акт особенно актуален при осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку в документе затрагивается его непосредственная имущественная база.

Особого внимания заслуживает используемая формулировка, которая указывает, что под защиту попадает не только частная, но и иные формы собственности. Аналогичные положения были перенесены и в современный Гражданский Кодекс Российской Федерации. Так, одна из статей закрепляет право на собственность, при помощи которого можно защищать любое имущество вне зависимости от его стоимости и количества. Вместе с этим в законодательстве предусмотрены конкретные основания и обстоятельства, при которых может осуществляться изъятие имущества [2].

Несмотря на перемены по времени в России, функции социального предпринимательства до сих пор осуществляют некоммерческие организации. Долгие годы на федеральном уровне не было никаких нормативно-правовых актов. В силу граждан, инициативных общественных организаций, органов государственной власти в законодательство России внесли нормы о социальном предпринимательстве. Пришло то время, когда реализовать социальные предпринимательские отношения на коррумпированном основе нельзя. До принятия законодательства был осуществлен ряд внесений норм права о социальном предпринимательстве, не было финансового контроля со стороны государства о деятельности социальных предприятий, а также хозяйствующие субъекты не несли ответственность за вышеназванную деятельность. Долгие годы сторонники развития социального предпринимательства в России боролись за обособление от некоммерческих организаций и в 2019 году с поддержки органов государственной власти внесли в законодательство понятие социального бизнеса.

Следует понимать, чтобы выйти из трудной экономической ситуации и реализовать успешные проекты, следует преодолеть заградительные барьеры. В настоящее время в мире и, в частности, в России встречаются большие проблемы социально-экономической части. В мировом рынке самым значимым событием является экономический кризис, и тем более некоторые недружественные страны ввели экономические санкции против Российской Федерации. В дальнейшем, чтобы поднять уровень жизни населения и соответственно решить социальные проблемы нам следует развивать узаконенное направление - социальное предпринимательство. Перспективный механизм даст большой толчок к решению социальных задач, например, социальную защиту населения, социальное неравенство среди населения и в сфере занятости.

Исследователь подчеркивает, что социальный предприниматель - это субъект хозяйствования, поддерживающий партнерские взаимоотношения с властью в деле разрешения проблем социума. Такое партнерство по определению является взаимовыгодным. Для социальных предпринимателей характерно использование инноваций при решении проблем социума: материальных нужд малоимущих граждан, потребности жителей отдаленных сёл в качественной и доступной медицине, необходимости профессиональной реализации молодых кадров, нехватки рабочих мест для граждан и проч. В конечном счете, инновационный подход зачастую обуславливает рентабельность выбранных предпринимателем действий.

Необходимо учесть утверждение Е.А. Шапкиной, которая указывала, что социальное предпринимательство следует рассматривать в качестве одного из существующих естественных видов предпринимательской деятельности, который возникает при соблюдении определенного набора условий. Основная направленность данного вида деятельности -решение разнообразных острых социальных проблем, которые препятствуют нормальной жизнедеятельности населения [3].

Для решения подобных проблем могут использоваться самые разнообразные подходы и практики. Разумеется, проводятся постоянные работы, направленные на улучшение проектов в рамках социального предпринимательства, чтобы они наиболее точно и в полной мере соответствовали поставленным целям.

Стоит отметить, что вопреки распространенному мнению, социальное предпринимательство самоокупается, более того, оно способно приносить прибыль, что также положительно выделяет этот вид деятельности среди всех остальных. Очень важно, чтобы государство реализовывало достаточное количество нормативно-правовых мер, при помощи которых можно было бы регламентировать социальное предпринимательство, а также обеспечить его гармоничное развитие. В частности, подобные действия должны быть направлены на решение основных проблем, с которыми сталкиваются предприниматели, когда у них возникает желание или необходимость заниматься данным видом деятельности. Особое внимание всегда уделяется общественным отношениям, которые возникают между субъектами подобной деятельности.

Каждый социальный предприниматель как хозяйствующий субъект за любую свою деятельность обязан получать прибыль - это первостепенная задача. Вторая составляющая часть состоит в том, что определенная миссия перед некоторыми слоями населения стоит ряд жизненных смягчающих действий в пространстве государства. Только, если страна самостоятельно не решает определенную социальную задачу перед населением России. На эту хозяйственную деятельность социальный предприниматель получает государственную льготу в виде инфраструктурного, имущественного и денежного характера.

При рассмотрении социальных предприятий крайне примечательной становится позиция Преснякова В. В. и Калашникова Е. Б., которые указывают, что при помощи данного термина характеризуется значимый проект, позволяющий реализовывать предпринимательскую деятельность, а также решать различные социальные задачи. При этом все подобные отношения будут регулироваться федеральным законом «О развитии среднего и малого предпринимательства» [4].

Впрочем, нужно учитывать, что существует и множество других нормативно-правовых актов, которые регулируют данную отрасль. Таким образом, можно сделать вывод, что предпринимательское право будет формироваться из норм конституционного, гражданского, трудового и уголовного права. Совокупность этих норм и обеспечивает полноценное регулирование субъекта предпринимательской деятельности. Однако, нет никаких сомнений в том, что именно конституционное право является основой регулирования данной отрасли, от которой и должны выстраивать свое функционирование все другие нормы.

Следовательно, в рамках социального предприятия будут объединяться коммерческие и некоммерческие направления деятельности в Российской Федерации. При этом основная миссия социального предпринимательства будет заключаться в создании новых рабочих мест, а также выполнении разнообразных социальных функций государства перед населением.

С 1 апреля 2020 года в силу вступили поправки в законодательстве, согласно которым субъекты малого и среднего предпринимательства, получившие статус социального предприятия, смогут использовать разнообразные меры государственной поддержки. Среди подобных мер можно отметить финансовую поддержку, инфраструктурные решения, а также имущественную поддержку. В частности, организации смогут получать в пользование или временное владение объектами муниципального и государственного имущества на льготных условиях. Разумеется, среди мер поддержки также можно отметить консультационную и информационную поддержку [5].

При необходимости изучения субъектного состава социального предпринимательства требуется уделить особое внимание Федеральному закону № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В рамках документа указывается, что в качестве социального предприятия следует рассматривать субъект малого или среднего предпринимательства, деятельность которого находится в области социального предпринимательства. При этом документ указывает, что при помощи данного

термина также можно охарактеризовать некоторые хозяйствующие субъекты, которые по своему статусу относятся к малым предприятиям [6].

Таким образом, можно сделать вывод, что субъектный состав социальных предприятий будет включать в себя коммерческие организации, характеризующиеся самыми разнообразными организационными и правовыми формами, а также индивидуальных предпринимателей при условии, что их деятельность полностью соответствует критериям, указанным в законодательстве. При этом статус подобных организаций никак не зависит от отсутствия для них в законодательстве конкретной организационно-правовой формы. Нужно понимать, что подобная форма будет определять только внутреннее устройство организации, а также особенности ее взаимодействия с учредителями. В связи с тем, что статус социального предприятия зависит от направления использования прибыли, а также конкретного рода занятий, данный признак перестает быть существенно важным.

Если проанализировать актуальное законодательство, в рамках которого регламентируется деятельность малого и среднего предпринимательства, то можно сделать вывод о том, что ключевая проблема заключается в недостаточной определенности статуса социального предпринимателя, что не позволяет создать четкие правовые последствия. В частности, нужно понимать, что одним из основных принципов классической предпринимательской деятельности является свобода в ее осуществлении, которая закрепляется соответствующей конституционной нормой. Однако для получения статуса социального предприятия организация вынуждена добровольно ограничить собственную свободу с точки зрения деятельности.

Следовательно, возникает определенная правовая коллизия. Так, если обратиться к статье 24.1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»1, то можно будет обнаружить, что в данную категорию предприятий будут входить только те, которые соответствуют конкретным условиям. При нарушении подобных условий компания потеряет собственный статус социального предприятия, а значит и не сможет рассчитывать на получение мер государственной поддержки [2].

Таким образом, изучив все законодательные акты и доктринальные исследования известных ученых о явлении социального предпринимательства в России, мы приходим к следующему выводу: социальное предприятие нужно считать самостоятельным субъектом хозяйственной деятельности. При этом нет никаких сомнений в том, что деятельность подобных предприятий в первую очередь направлена на повышение общего благосостояния населения России. Более того, именно эта категория предприятий должна решать наиболее важные проблемы, которые формируются в современном мире. Среди основных направлений деятельности подобных организаций можно отметить необходимость строительства общеобразовательных школ, различных медицинских учреждений и других подобных инфраструктурных объектов. В итоге становится очевидным, что для улучшения деятельности в данном направлении требуется актуализировать федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В частности, в рамках данного закона требуется представить новую формулировку термина «социальное предприятие». При помощи данного термина требуется характеризовать некоторое юридическое лицо, которое имеет подобный зафиксированный статус, а также занимается исполнением различных социальных задач, при помощи которых можно обеспечить максимальное благополучие для населения Российской Федерации.

Необходимо понимать, что социальные предприятия получают определенный статус только после регистрации в государственном органе власти России. Следовательно, благодаря использованию данного подхода можно будет в значительной степени

1 Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в части закрепления понятий "социальное предпринимательство", "социальное предприятие"» / / СПС «КонсультантПлюс».

повысить интерес предпринимателей к осуществлению перехода в сторону социального предприятия.

Как показывает статистика на сегодняшний день, примерно десять процентов хозяйствующих субъектов активно участвует в данном виде деятельности. Подобные низкие показатели в значительной степени связаны с тем, что хозяйствующие субъекты не обладают необходимой информацией о деятельности социальных предприятий.

Одним из значимых рычагов развития социального предпринимательства является государственное финансирование хозяйственной деятельности социальных предприятий. В настоящий момент в нашем понимании оговоренные в федеральном законодательстве деятельности социального предпринимательства финансируются за счет федерального бюджета России. На практике должны быть смешанные виды деятельности социального предпринимательства, то есть разновидности деятельности финансироваться пополам. Это значит, что половину финансирования денежных средств необходимо выделить из федерального бюджета, а другую половину - из регионального бюджета. Только так мы сможем масштабно развить социальное предпринимательство на всей территории России. В последующем, если данный механизм сработает, социальное предпринимательство будет развиваться не только в крупных городах.

Важные проблемы, которые необходимо решить на практике: одним из важных упущений в социальном предпринимательстве является недостаточная финансовая поддержка от государства и крупного бизнеса перед социальными предприятиями. Во-вторых, необходимо указать, что в стране нет инвестиций по части социального предпринимательство. В будущем, если мы хотим развивать данный институт предпринимательского права, государство обязано с помощью законодательных актов устранить все вышеперечисленные проблемы в стране.

В настоящее время в стране государственная поддержка должна состоят из разных видов направления развития:

1. Бесплатная информационная поддержка для рекламы организации и продвижения товаров - для начинающих субъектов нужна узнаваемость прежде всего существования на рынке данных организаций, и второй фактор - реализация товаров и услуг. На этот пункт выходит больше расходов, чем прибыль;

2. Инфраструктурная поддержка - выделение на бесплатной основе зданий и сооружений на три года - это значимый пункт, который обеспечивает развитие социального предпринимательство на всей территории России;

3. Льготное кредитование - имеет большой потенциал для реорганизации субъектов предпринимательства на социальные предприятия;

4. Имущественная поддержка дает толчок к развитию социальных предпринимателей.

Исходя из данного исследования, устойчивое развитие социального бизнеса в России решающе важно в вопросе процветания всей страны. Россиянам, в силу особенностей менталитета, свойственно стремиться помогать тем, кто наиболее уязвим в социуме. В данном исследовании мы считаем необходимым подчеркнуть, что на сегодняшний день социальному бизнесу всё больше присущи признаки семейственности. Исследователи данного вопроса сходятся во мнении, что такая тенденция ведет к улучшению жизненных условий россиян и экономики страны в целом. Появится больше рабочих мест для граждан различного уровня и специфики подготовки, следовательно, снизится процент безработных. Однако, чтобы прийти к подобным благоприятным результатам, необходимо создать действительно работающую программу поддержки социального бизнеса в России.

Таким образом, социального предпринимательство в России имеет большой потенциал развития. Поэтому в дальнейшем органы государственной власти и крупный бизнес обязаны уделить внимание для дальнейшего существования в стране. Следует принять ключевые федеральные законы о регулировании бизнеса в Российской Федерации и в субъектах страны принять соответствующие нормативные акты.

Список источников

1. Малягин В. Ю. Святой праведный Иоанн Кронштадский. М.: ЗАО ИД Комсомольская правда, 2014. 176 с.

2. Нетесова М. С. О перспективах развития социального предпринимательства в Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2021. Т. 14. № 7. С. 136-142.

3. Шапкина Е. А. Социальное предпринимательство как перспективная форма партнерства государства и общества // Аграрное и земельное право. 2019. № 10 (178). С. 84-85.

4. Преснякова В. В., Калашникова Е. Б. Правовое регулирование социального предпринимательства в России // Аллея науки. 2018. Т. 4. № 10 (26). С. 790-794.

5. Сметанина Е. Е. Социально значимые виды предпринимательской деятельности и социальное предпринимательство: соотношение понятий // Российская юстиция. 2020. N 3. С. 15-18.

6. Занковский С.С. Правовые аспекты концептуальной модели социального предпринимательства // Modern Science. 2020. № 11-1. С. 80-85.

References

1. Malyagin V. Yu. Holy righteous John of Kronstadt. Moscow: ZAO ID Komsomolskaya Prav-da, 2014; 176 p. (In Russ.)

2. Netesova M. S. On the prospects for the development of social entrepreneurship in the Russian Federation. Probely v rossiiskom zakonodatel'stve = Gaps in Russian legislation. 2021;14(7):136-142. (In Russ.)

3. Shapkina E. A. Social entrepreneurship as a promising form of partnership between the state and society. Agrarnoe i zemel'noe parvo = Agrarian and land law. 2019;10(178):84-85. (In Russ.)

4. Presnyakova V. V., Kalashnikova E. B. Legal regulation of social entrepreneurship in Russia. Alleya nauki = Alley of Science. 2018;4(10 (26)):790-794. (In Russ.)

5. Smetanina E. E. Socially significant types of entrepreneurial activity and social entrepre-neurship: the ratio of concepts. Rossiiskaya yustitsiya = Russian justice. 2020;(3):15-18. (In Russ.)

6. Zankovsky S. S. Legal aspects of the conceptual model of social entrepreneurship. Modern Science. 2020;(11-1):80-85. (In Russ.)

Информация об авторе

П. П. Баттахов - канд. юрид. наук, старший научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук.

Information about the author

P. P. Battakhov - Candidate of Law Sciences, Senior Researcher of Institute of the State and Right of the Russian Academy of Sciences

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares that there is no conflict of interest.

Статья поступила в редакцию 08.08.2022; одобрена после рецензирования 22.08.2022; принята к публикации 23.08.2022.

The article was submitted 08.08.2022; approved after reviewing 22.08.2022; accepted for publication 23.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.