Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЕГО РАЗВИТИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЕГО РАЗВИТИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
37
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ПРАВОВОЙ АКТ / ГОСУДАРСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казакова Евгения Борисовна

Статья посвящена развитию социального предпринимательства в современных условиях. В статье приводится анализ основных положений действующего законодательства, раскрываются понятия «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие». В результате анализа правовых актов сделан вывод, что в нашей стране прослеживаются неплохие перспективы развития данного направления деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ENTREPRENEURSHIP AND ITS DEVELOPMENT IN MODERN CONDITIONS

The article is devoted to the development of social entrepreneurship in modern conditions. The article provides an analysis of the main provisions of the current legislation, reveals the concepts of "social entrepreneurship" and "social enterprise". As a result of the analysis of legal acts, it was concluded that in our country there are good prospects for the development of this area of activity.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЕГО РАЗВИТИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_6_70 УДК 347

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ЕГО РАЗВИТИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ SOCIAL ENTREPRENEURSHIP AND ITS DEVELOPMENT IN MODERN CONDITIONS

КАЗАКОВА Евгения Борисовна,

кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой «Частное и публичное право»,

Пензенский государственный университет.

440026, Россия, Пензенская область, г. Пенза, ул. Красная, 40.

E-mail: 1-janni@list.ru;

KAZAKOVA Evgenia Borisovna,

PhD in Law, Associate Professor, Head of the Department of Private and Public Law, Penza State University. 40, st. Krasnaya, Penza, Penza region, 440026, Russia. E-mail: 1-janni@list.ru

Краткая аннотация. Статья посвящена развитию социального предпринимательства в современных условиях. В статье приводится анализ основных положений действующего законодательства, раскрываются понятия «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие». В результате анализа правовых актов сделан вывод, что в нашей стране прослеживаются неплохие перспективы развития данного направления деятельности.

АЬвйгасЛ. The article is devoted to the development of social entrepreneurship in modern conditions. The article provides an analysis of the main provisions of the current legislation, reveals the concepts of "social entrepreneurship" and "social enterprise". ^s a result of the analysis of legal acts, it was concluded that in our country there are good prospects for the development of this area of activity.

Ключевые слова. Социальное предпринимательство, социальное предприятие, социальные услуги, правовой акт, государство, предпринимательская деятельность.

Keywords. Social entrepreneurship, social enterprise, social services, legal act, state, entrepreneurship.

Для цитирования: Казакова Е.Б. Социальное предпринимательство и его развитие в современных условиях // Право и государство: теория и практика. 2022. № 6(210). С. 70-73. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_6_70.

For citation: Kazakova E.B. Social entrepreneurship and its development in modern conditions // Law and state: theory and practice. 2022. No. 6(210). pp. 70-73. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_6_70.

Статья поступила в редакцию: 03.02.2022

Социальным вопросам в нашей стране уделяется особое внимание и традиционно социальная сфера связывается с деятельностью государства. Здесь прослеживается советское прошлое, где государство целиком и полностью брало под свой контроль и ответственность детство, материнство, старость, образование, здравоохранение, культуру и другие социальные сферы.

В настоящее время Россия как социальное государство продолжает нести ответственность за социальное благополучие своих граждан. При этом в последнее время все активнее и активнее стало развиваться социальное предпринимательство. Государство старается вовлекать в решение социальных вопросов и оказание социальных услуг субъектов малого и среднего бизнеса, сохраняя за собой решение таких вопросов как определение субъектов, которые имеют право на получение социальных услуг и выбор исполнителей, которые будут оказывать эти услуги, отслеживая качество их исполнения.

Развивая данную стратегию в июле 2019 г. в Федеральный закон РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства» [1] были внесены изменения, закрепившиеся понятия «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие».

Согласно п.7 ст. 3 данного Федерального закона социальное предпринимательство - предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества. Под социальным предприятием понимается субъект малого или среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность в сфере социального предпринимательства.

С 1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» [2]. Данный Федеральный закон вступает в силу в отдельных субъектах Российской Федерации, перечень [3] которых утверждается Правительством Российской Федерации. Закон определяет основы правового регулирования отношений, связанных с формированием и исполнением государственных

(муниципальных) социальных заказов на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим лицам за счет субсидий, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, туризма [4].

Принятие данного закона показывает, что сфера социальных услуг представляет собой одно из актуальных направлений государственной стратегии развития предпринимательского права.

Вообще если рассматривать предпринимательскую деятельность, то она немыслима (и это подтверждается положениями действующего законодательства) без получения прибыли, которая выступает основной целью предпринимательской деятельности. При этом некоторые предприниматели готовы оказывать и иные, в том числе социальные, услуги на безвозмездной основе. Понимая это, государство старается активно поддерживать социальных предпринимателей. По мнению некоторых ученых (С.С. Занковский, Р.И. Газизуллин) социальный предприниматель тоже ставит целью извлечение прибыли, иначе о нем вообще нельзя было бы говорить как о предпринимателе [6, 7]. При этом социальные предприниматели оказывают социальные услуги незащищенным слоям населения, помогая государству в решении социальных проблем. Взамен на это государство предоставляет определенные льготы. Социальные предприниматели могут получить налоговые преференции, заём под минимальный годовой процент, льготные условия аренды государственного и муниципального имущества, а также информационную поддержку. Для получения указанных льгот необходимо признание бизнеса социальным.

Для получения господдержки также можно трудоустроить тех, кто относится к социально уязвимым категориям. Таких работников должно быть не меньше 50%, а их зарплата должна составлять не меньше 25% от фонда оплаты труда.

По мнению Р.И. Газиззулина, «в понятии социального предпринимательства, на первый взгляд, содержится некоторое логическое противоречие. С одной стороны, термин «социальное» означает «общий», «совместный», что ориентирует нас на идею служения общей пользе, на все то, что обеспечивает образ и уровень жизни большинства людей» [6]. С другой стороны, предприниматель - это тот, кто предприимчив, т.е. склонен и способен к экономическим предприятиям, крупным оборотам, а кроме того, достаточно смел, решителен и отважен в делах, приносящих прибыль, какую-либо выгоду прежде всего лично ему, но отнюдь не обществу в целом [6].

Д.В. Колесников и М.А. Строков отмечают, что «предприниматель, существуя в обществе и находясь в неизбежной зависимости от него, должен не только развивать свой бизнес и получать соответствующий предпринимательский доход, но и вынужден в этой связи удовлетворять определенные социальные запросы населения» [8].

Таким образом, социальное предпринимательство порождается нуждами общества и государство заинтересовано в его поддержке, так как это становится необходимым в целях обеспечения достойного уровня жизни граждан.

Далее необходимо отметить, что договоры об оказании услуг в социальной сфере обладают гражданско-правовым характером, что особенно подчеркивается в п. 3 ст. 1 Федерального закона «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере», которым предусматривается применение к обозначенным отношениям гражданского законодательства, включая Закон о защите прав потребителей. Однако социальные услуги представляют собой особый объект гражданских прав, специфика которого не может не отражаться на особенностях договорных отношений, опосредующих их предоставление.

Традиционно в числе первых признаков предпринимательских договоров называют особый субъектный состав. Как минимум одной из сторон предпринимательского договора выступает предприниматель (индивидуальный предприниматель или юридическое лицо). Причем к предпринимательским договорам относят как договоры, в которых обе стороны представлены предпринимателями, так и те, в которых предпринимателем выступает только одна сторона.

Проецируя названный признак предпринимательских отношений на отношения социального предпринимательства, можно отметить, что в качестве субъектов, оказывающих социальные услуги, Федеральным законом «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» названы юридические лица, в том числе государственные (муниципальные) учреждения, индивидуальные предприниматели или физические лица - производители товаров, работ, услуг, оказывающие государственные (муниципальные) услуги в социальной сфере потребителям государственных (муниципальных) услуг.

Пункт 4 ст. 2 упоминаемого выше Федерального закона допускает к оказанию социальных услуг юридических лиц независимо от формы собственности и вида, а также физических лиц, как обладающих статусом индивидуальных предприни-

мателей, так и не обладающих им. Такой широкий подход позволит всем заинтересованным субъектам претендовать на статус исполнителя социальных услуг [9].

Однако, поскольку государство выступает гарантом соблюдения прав граждан в социальной сфере, Закон предусматривает особый порядок отбора исполнителей социальных услуг, основанный на двух принципиально разных механизмах. С одной стороны, на учете мнения потребителя, которому предоставляется право выбора любого исполнителя социальной услуги по своему усмотрению из реестра исполнителей услуг. Юридические и физические лица, желающие стать исполнителями социальных услуг, могут быть включены в реестр на основании заявки и при условии соответствия специальным требованиям, связанным с наличием лицензии, сертификата, аккредитации и других, необходимых для конкретного вида деятельности. Второй вариант - это выбор исполнителя государственными органами посредством проведения конкурса на заключение соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.

Такие варианты отбора максимально соответствуют, с одной стороны, соблюдению принципа свободы договора, поскольку позволяют потребителю самостоятельно выбрать исполнителя социальной услуги. С другой стороны, позволяют государству осуществлять контроль качества оказываемых услуг посредством регулирования допуска к участию исполнителя к отношениям по оказанию социальной услуги.

В ходе предпринимательской деятельности осуществляется непрерывное взаимодействие с различными социальными структурами. Причем такое взаимодействие должно быть максимально выгодно всем лицам, в нем участвующим. Заказчики социальных услуг, заинтересованные в их оказании, рассчитывают на их получение. При этом исполнители естественно несут ответственность за их оказание (качество, сроки).

Вторая особенность предпринимательского договора заключается в необходимости соблюдения баланса публичных и частных интересов. Такой баланс достигается за счет, с одной стороны, реализации принципа свободы договора, что в наибольшей степени справедливо в отношении двусторонних предпринимательских договоров, и, с другой стороны, в наличии «особых условий, формирующих повышенные требования к стороне, занимающейся предпринимательской деятельностью» [10]. При этом как частное, так и публичное право в полной мере сохраняет свою юридическую сущность, системные признаки и специфические особенности» [5].

В отношении социальных услуг публичные начала регулирования договорных отношений проявляются как минимум в трех аспектах: особом порядке допуска к оказанию социальной услуги, регламентации качества оказываемых услуг, а также в применении жестких последствий к исполнителям, не соблюдающим требования к качеству оказания социальной услуги. Последние заключаются в том, что потребитель услуги вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о несоответствии качества оказываемых услуг. Если по итогам осуществления уполномоченным органом проверки в отношении исполнителя услуг будет вынесено более трех заключений о несоответствии критериям качества, информация о таком исполнителе услуг подлежит включению в реестр недобросовестных исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.

Здесь важно отметить, что цель проявления властных полномочий со стороны государства выражается не только в накладывании санкций, применении ограничительных мер, но и в предоставлении государственных мер поддержки, что составляет специфику именно социального предпринимательства.

Третья особенность предпринимательских договоров состоит в использовании, с одной стороны, простых форм его заключения, с другой стороны, в формулировании четких и строгих условий, устанавливаемых правилами публичных договоров и договоров присоединения.

Таким образом, для договорных отношений по оказанию социальных услуг характерны все признаки предпринимательских отношений с рядом выявленных особенностей. Особенности договорных отношений в социальном предпринимательстве проявляются в следующем: во-первых, широкий круг субъектов-исполнителей социальных услуг, включающий в себя не только коммерческие юридические лица и индивидуальных предпринимателей, но и некоммерческие организации и физических лиц. Во-вторых, особый порядок отбора исполнителей социальных услуг. В-третьих, особая роль государства, выполняющего одновременно роль заказчика, а потому формулирующего требования к качеству, количеству, объему, определяющего круг потребителей услуг, обеспечивая контроль качества и гарантируя соблюдение социальных прав граждан. При этом государство поощряет социальное предпринимательство, предоставляя многочисленные меры поддержки.

Подводя итог исследованию вопросов социального предпринимательства, стоит отметить, что в нашей стране прослеживаются неплохие перспективы развития данного направления деятельности. Социальное предпринимательство - форма взаимодействия государства и бизнеса, при которой государство осознает важность и значимость решения социальных вопросов и предоставляет возможность бизнес-организациям участвовать в их решении. Также государство возлагает большие надежды на социальное предпринимательство с целью соответствовать общественным ожиданиям в решении социально-значимых вопросов.

Библиография:

1. Федеральный закон РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства» от 24 июля 2007 года №209-ФЗ (в ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 июля 2007 г. N 31 ст. 4006.

2. Федеральный закон «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» от 13.07.2020. (Данный документ действует в отдельных субъектах РФ, перечень которых утвержден Правительством РФ. Срок действия документа ограничен 1 января 2025 года).

3. Распоряжение Правительства РФ от 07.10.2020 N 2579-р (ред. от 02.12.2021) «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, в которых вступает в силу Федеральный закон "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».

4. Андреев В.К. Толкование договора в соотношении со сделкой и обязательством // Журнал российского права. - 2017. - № 4. - С. 5562.

5. Блинов В.В., Блинова В.Г. Соотношение публичных и частных начал в институтах предпринимательского права // Oeconomia et Jus. -2018. - № 1. - С. 42-53.

6. Газизуллин Р.И. Социальное предпринимательство: понятие, признаки, перспектива // Государственная власть и местное самоуправление. - 2020. - № 12. - С. 46-49.

7. Занковский С.С. Понятие и правовое регулирование социального предпринимательства // Предпринимательское право. - 2020. - № 4. - С. 51 -56.

8. Колесников Д.В., Строков М.А. Концепция социальной ответственности бизнеса: теоретический аспект // Вестник государственного и муниципального управления. - 2017. - №1 (24). - С. 99-105.

9. Орлов Г.Н. О понятии «существо договора» в Гражданском кодексе Российской Федерации и его применении в формировании договорных связей субъектов предпринимательской деятельности // Российский судья. - 2020. - № 7. - С. 22-29.

10. Яковлев В.Ф. Понятие предпринимательского договора в российском праве // Журнал российского права. - 2008. - № 1. - С. 3-9.

References:

1. Federal Law of the Russian Federation "On the Development of small and Medium-sized enterprises" dated July 24, 2007 No. 209-FZ (as amended. dated 02.07.2021) // Collection of Legislation of the Russian Federation dated July 30, 2007 N 31, Article 4006.

2. Federal Law "On State (municipal) social order for the provision of state (municipal) services in the social sphere" dated 13.07.2020. (This document is valid in certain subjects of the Russian Federation, the list of which is approved by the Government of the Russian Federation. The validity period of the document is limited to January 1, 2025).

3. Order of the Government of the Russian Federation dated 07.10.2020 N 2579-r (ed. dated 02.12.2021) "On approval of the list of subjects of the Russian Federation in which the Federal Law "On State (Municipal Social Order for the provision of state (municipal) services in the social sphere" comes into force.

4. Andreev V.K. Interpretation of the contract in relation to the transaction and the obligation // Journal of Russian Law. - 2017. - No. 4. - pp. 5562.

5. Blinov V.V., Blinova V.G. The ratio of public and private principles in the institutes of business law // Oeconomia et Jus. - 2018. - No. 1. - pp.

42-53.

6. Gazizullin R.I. Social entrepreneurship: concept, signs, perspective // State power and local self-management. - 2020. - No. 12. - pp. 46-49.

7. Zankovsky S.S. The concept and legal regulation of social entrepreneurship // Entrepreneurial law. - 2020. - No. 4. - pp. 51-56.

8. Kolesnikov D.V., Strokov M.A. The concept of social responsibility of business: theoretical aspect // Bulletin of State and Municipal Administration. - 2017. - №1 (24). - Pp. 99-105.

9. Orlov G.N. On the concept of "the essence of the contract" in the Civil Code of the Russian Federation and its application in the formation of contractual relations of business entities // Russian judge. - 2020. - No. 7. - pp. 22-29.

10. Yakovlev V.F. The concept of an entrepreneurial contract in Russian law // Journal of Russian Law. - 2008. - No. 1. - pp. 3-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.