Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. ЧАСТЬ 1'

ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. ЧАСТЬ 1 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
372
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ДОГОВОР ОКАЗАНИЯ УСЛУГ / ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫЕ УСЛУГИ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Синкевич Жанна Викторовна

Исследуется важная составляющая социальных и правовых отношений - социальная услуга, которая приоритетно регулировалась правом социального обеспечения, с учетом ее социальной значимости и государственного вмешательства в процесс организации оказания услуг. Выявлено, что развитие социальных институтов свидетельствует о проникновении экономических отношений в социальную сферу. Предложено рассматривать оказание социальных услуг, с учетом организации их предоставления и особенностей правовых связей между субъектами, как особую категорию социального предпринимательства. В целях анализа отраслевых понятий на примере норм-принципов, логического метода и метода системного анализа сделан вывод о сочетании частных и публичных начал в рамках правового регулирования оказания услуг и социальной защиты нуждающихся граждан. Данные позиции представлены через базовые положения принципов правового регулирования, закрепленных в публичных и частных отраслях права. Затронуты принципы конституционного, административного, гражданского права, предложен принцип их взаимодействия. Сделаны выводы относительно особенностей появления принципов публичного и частного права применительно к институту социального предпринимательства, а также рассмотрены вопросы трансформации принципов права социального обеспечения. Выявлены и проанализированы принципы, которые должны стать базовыми при формировании отношений в системе оказания социальных услуг. Представлен вывод, что принципы законности, признания многообразия форм собственности, единого экономического пространства, свободы и равных возможностей для всех заниматься любыми видами деятельности являются фундаментальными, основополагающими для социального предпринимательства. Обосновано, что к наиболее значимым принципам социального предпринимательства, предопределенным его легальными признаками, относят принципы баланса частных и публичных интересов, приоритета прав и свобод человека, баланса интересов предпринимателей и интересов общества, гражданина, нуждающегося в социальной защите.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL PRINCIPLES OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP. PART 1

The article examines an important component of social and legal relations - a social service, which was previously largely regulated by the law of social security. It was revealed that the development of social institutions testifies to the penetration of economic relations into the social sphere. The paper proposes to consider the provision of social services, taking into account the organization of their provision and the peculiarities of legal ties between entities, a special category of social entrepreneurship. In order to analyze sectoral concepts on the example of the principles of law, the logical method and the method of system analysis, a conclusion was made about the combination of private and public principles within the framework of legal regulation of the provision of services and social protection of citizens in need. These positions are presented through the basic provisions of the principles of legal regulation, enshrined in public and private branches of law. The principles of constitutional, administrative, civil law are touched upon, the principle of their interaction is proposed. Conclusions are made regarding the peculiarities of the emergence of the principles of public and private law in relation to the institution of social entrepreneurship. The principles that should become basic in the formation of relations in the system of rendering social services have been identified and analyzed. It is concluded that such principles as the principle of legality, recognition of the diversity of forms of ownership, the principle of a single economic space, the principle of freedom and the principle of equal opportunities for all to engage in any kind of activity are fundamental, fundamental for social entrepreneurship. It has been substantiated that the most significant principles of social entrepreneurship, predetermined by its legal features, include the principle of balance between private and public interests, the principle of the priority of human rights and freedoms, the principle of balancing the interests of entrepreneurs and the interests of society, a citizen in need of social protection.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. ЧАСТЬ 1»

Научная статья Научная специальность

12.00.03 «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право» УДК 347.965:346:349.3

DOI https://doi.org/10.26516/2071-8136.2021A80

ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. ЧАСТЬ 1*

© Синкевич Ж. В., 2021

Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Россия

Исследуется важная составляющая социальных и правовых отношений - социальная услуга, которая приоритетно регулировалась правом социального обеспечения, с учетом ее социальной значимости и государственного вмешательства в процесс организации оказания услуг. Выявлено, что развитие социальных институтов свидетельствует о проникновении экономических отношений в социальную сферу. Предложено рассматривать оказание социальных услуг, с учетом организации их предоставления и особенностей правовых связей между субъектами, как особую категорию социального предпринимательства. В целях анализа отраслевых понятий на примере норм-принципов, логического метода и метода системного анализа сделан вывод о сочетании частных и публичных начал в рамках правового регулирования оказания услуг и социальной защиты нуждающихся граждан. Данные позиции представлены через базовые положения принципов правового регулирования, закрепленных в публичных и частных отраслях права. Затронуты принципы конституционного, административного, гражданского права, предложен принцип их взаимодействия. Сделаны выводы относительно особенностей появления принципов публичного и частного права применительно к институту социального предпринимательства, а также рассмотрены вопросы трансформации принципов права социального обеспечения. Выявлены и проанализированы принципы, которые должны стать базовыми при формировании отношений в системе оказания социальных услуг. Представлен вывод, что принципы законности, признания многообразия форм собственности, единого экономического пространства, свободы и равных возможностей для всех заниматься любыми видами деятельности являются фундаментальными, основополагающими для социального предпринимательства. Обосновано, что к наиболее значимым принципам социального предпринимательства, предопределенным его легальными признаками, относят принципы баланса частных и публичных интересов, приоритета прав и свобод человека, баланса интересов предпринимателей и интересов общества, гражданина, нуждающегося в социальной защите.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, принципы социального предпринимательства, договор оказания услуг, общественно полезные услуги, некоммерческие организации, социальные услуги.

LEGAL PRINCIPLES OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP. PART 1*

© Sinkevich Zh. V., 2021

Irkutsk State University, Irkutsk, Russian Federation

The article examines an important component of social and legal relations - a social service, which was previously largely regulated by the law of social security. It was revealed that the development of social institutions testifies to the penetration of economic relations into the social sphere. The paper proposes to consider the provision of social services, taking into account the organization of their provision and the peculiarities of legal ties between entities, a special category of social entrepre-neurship. In order to analyze sectoral concepts on the example of the principles of law, the logical method and the method of system analysis, a conclusion was made about the combination of private and public principles within the framework of legal regulation of the provision of services and social protection of citizens in need. These positions are presented through the basic provisions of the principles of legal regulation, enshrined in public and private branches of law. The principles of constitutional, administrative, civil law are touched upon, the principle of their interaction is proposed. Conclusions are made regarding the peculiarities of the emergence of the principles of public and private law in relation to the institution of social entrepreneurship. The principles that should become basic in the formation of relations in the system of rendering social services have been identified and analyzed. It is concluded that such principles as the principle of legality, recognition of the diversity of forms of ownership, the principle of a single economic space, the principle of freedom and the principle of equal opportunities for all to engage in any kind of activity are fundamental, fundamental for social entrepreneurship. It has been substantiated that the most significant principles of social entrepreneurship, predetermined by its legal features, include the principle of balance between private and public interests, the principle of the priority of human rights and freedoms, the principle of balancing the interests of entrepreneurs and the interests of society, a citizen in need of social protection.

Keywords: social entrepreneurship, principles of social entrepreneurship, service agreement, socially useful services, non-profit organizations, social services.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00222.

* Acknowledgments: The reported study was funded by RFBR, project number 20-011-00222.

Введение

Социальное предпринимательство является новым развивающимся направлением в социальной и правовой сферах. Организация дея-

тельности предпринимательства базируется на принципах, закрепленных в Конституции РФ1,

1 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования

1 июля 2020 г.) // КонсультантПлюс : справочная правовая система.

принципах гражданского права, в том числе принципах свободы, направленности на извлечение прибыли, многообразия форм собственности, поддержания конкуренции.

Наряду с ними правовое регулирование социального предпринимательства не может не опираться на принципы, присущие реализации направлений социального государства, в частности баланса частных и публичных интересов, профессионализма лиц, оказывающих социальные услуги. Правовое регулирование деятельности поставщиков социальных услуг находится также в сфере права социального обеспечения.

Проведение анализа принципиальных положений, регулирующих сферу социального предпринимательства, позволяет сделать вывод, что отношения в сфере социального предпринимательства и социального обслуживания находятся в процессе трансформации. Это находит подтверждение и в том, что на законодательном уровне проходит как совершенствование существующих правовых актов, так и создание новых.

Сближение публичных и частных отраслей должно сочетать оптимальный баланс частных и публичных принципов, позволяющих достичь целей социального благополучия граждан, нуждающихся в социальной защите, посредством частных правовых институтов.

Гражданский кодекс РФ закрепляет основные начала законодательства, являющиеся фундаментом для регулирования отношений, составляющих предмет гражданского права. К принципам гражданского права относят автономию воли, юридическое равенство и имущественную самостоятельность участников отношений1.

В самом широком смысле они детерминированы положениями Конституции РФ, в частности правом гражданина на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, которая реализуется в экономической сфере. Выбирая самостоятельно основной род занятий, гражданин получает возможность свободно распоряжаться своей жизнью, обеспечивать доход и профессиональный рост. Фундамент правовой системы зиждется на благополучии человека, выраженном в таких ценностях, как жизнь, здоровье, достойный уровень жизни, защита прав.

Материалы и методы исследования

В основе методологии исследования лежат логический метод, метод сравнительного правоведения, методы анализа и синтеза, которые

1 Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1. от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

использованы на основе теоретической базы, сформированной исследователями в сфере гражданского, предпринимательского права и права социального обеспечения. Метод индукции и дедукции позволил сделать выводы и экстраполировать ряд выводов относительно тех или иных принципов на всю систему отношений социального предпринимательства на примере оказания социальной услуги.

Отсутствие однозначных доктринальных выводов и позиций не дает возможности однозначно выбрать вариант поведения и руководствоваться конкретными принципами. Постоянно меняющееся законодательство и неоднородная практика органов и организаций позволяют спрогнозировать разночтения и, как следствие, обозначить потребность унификации подходов.

Недочеты в закреплении принципов социального предпринимательства, на которых базируется регулирование оказания социальных услуг, проблемы реализации прав получателей социальной услуги, отсутствие детализированных способов защиты прав получателей услуги, очевидно демонстрируют законодательные пробелы в регулировании, с одной стороны, социально-обеспечительных отношений, с другой стороны - социально-предпринимательских. Для устранения указанных пробелов требуется анализ норм права и практики их применения.

Обзор литературы

Столь пристальное внимание, которое уделяет законодатель данной сфере в части развития правовых норм, свидетельствует об актуальности заявленной проблемы реформирования системы социальных услуг. В системе социального обслуживания проявляются и принцип юридического равенства субъектов при реализации права на участие в данных отношениях, и свобода, и многообразие форм собственности, и конкуренция, которая развивается не только среди предпринимателей в классических гражданско-правовых отношениях, но и отношениях по оказанию услуг в социальной сфере.

Как в правовой, так и в экономической научных сферах идет дискуссия по поводу изменяющихся правовой и социальной моделей отношений оказания социальных услуг. Закрепление правовых основ регулирования анализируемой сферы в последние несколько лет подтверждает актуальность проблемы, которая изучается с позиции как права социального обеспечения, в части социального обслуживания нуждающихся граждан, так и предпринимательского и гражданского права - договора по оказанию услуг в системе социальных предпринимательских отношений.

Научные исследования неоднократно затрагивали вопросы социальных услуг, их социально-обеспечительный, публичный характер, проблемы переходного периода к новой экономической формации, анализировались субъектный состав и условия договора на предоставление социальных услуг. Исследования таких авторов, как А. В. Барков, Е. В. Богданов, Т. Д. Бурменко, Я. С. Гришина, Ю. Г. Лескова, А. М. Лушникова, И. В. Малофеев, Т. Л. Савинов, О. А. Серова, Н. Н. Тарусина, О. А. Тюкин, Н. В. Путило, У. Б. Филатова, играют важную роль в развитии анализируемого правового института.

Ф. И. Хамидуллина отмечает, что, закрепляя нормативно-ценностную основу действующего правопорядка, Конституция РФ в преамбуле говорит о вере в добро и справедливость; о приоритете прав и свобод человека и гражданина, о достойной жизни и свободном развитии человека. Автор делает вывод, что все конституционные права являются производными от человеческого достоинства. Реализация «золотого правила нравственности» в нормативно-правовой форме через основные начала гражданского законодательства, утверждает автор, соответствует конституционным предписаниям [10, с. 45].

А. В. Белов также подчеркивает важность первичности частных принципов социальной организации, объясняя их существование объективными причинами, делая акцент, что это происходит без влияния государства (относя к ним врожденные или естественные принципы), и делает вывод, что всякое общественное отношение должно предполагаться основанным именно на частноправовых принципах. Публичные же принципы он относит к привнесенным в право государством, отмечая, что они могут там существовать только потому, что об этом прямо сказано в законе [2, с. 24-25].

Предпринимательская деятельность как часть гражданских правоотношений базируется на принципах экономической свободы в государстве, связана с возможностью самостоятельно определять сферу деятельности, со свободой выбора организационной формы предпринимательства, индивидуальных или коллективных способов его осуществления, выбора вариантов взаимодействия с другими субъектами. Однако выбор сферы предпринимательской деятельности, ее вида и формы, как правило, требует соблюдения определенных императивных условий, предусмотренных законодательством, что объясняется необходимостью соблюдения баланса интересов.

В процессе становления теоретических основ цивилистической науки неоднократно подни-

мался вопрос о том, где же граница между частным и общественным интересом, отмечалась важность определения приоритетов между свободой и жесткими требованиями.

Г. Ф. Шершеневич указывал, что, охраняя интересы отдельного лица, «право имеет своею целью в то же время охранение интересов всего общества. Если стать на ту точку зрения степени важности охраняемых интересов, большей или меньшей общности их, то можно прийти к различию, не совпадающему с установившимся делением права» [11, с. 5].

Данная позиция до сих пор сохраняет актуальность и отражает проблематику сочетания частных и публичных начал в рамках предпринимательской деятельности, а следовательно, сочетание принципов как частного, так и публичного характера. Используя методы логики сравнительного правоведения, можно выявить тенденции сближения и принципы их взаимодействия.

Результаты исследования

Гражданское право содержит нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, субъектный состав предпринимательских отношений, статус коммерческих субъектов, их права и обязанности. Легальное определение предпринимательской деятельности, правовое положение предпринимателей закреплены прежде всего в Гражданском кодексе РФ.

Кроме того, принято большое количество нормативных актов, специально направленных на регулирование имущественных отношений между предпринимателями или с их участием, находящихся как в рамках регулирования гражданского права, так и в иных правовых отраслях, среди которых называют финансовое, административное право.

Согласимся с позицией С. А. Глотова и И. А. Алешковой, утверждающих, что принципы российского предпринимательского права включают в свою систему ряд принципов гражданского, коммерческого, корпоративного, договорного и хозяйственного права, отражают модель развития экономических отношений [3, с. 114-115].

С учетом многогранности предпринимательских отношений, государственное воздействие на экономическую сферу отношений осуществляется на основе приоритетных направлений: публичного интереса, государственного контроля, безопасности, обеспечения общественными благами.

Среди принципов, относящихся к фундаменту предпринимательских отношений, бесспорно, можно выделить принципы свободы договора и предпринимательства, многообразия

форм собственности, единого экономического пространства, поддержания конкуренции, законности. К наиболее значимым принципам предпринимательской деятельности, предопределенным ее легальными признаками, относятся принцип систематического получения прибыли как основной цели такой деятельности и принцип баланса интересов предпринимателей и интересов общества.

Эффективность работы принципа баланса публичных и частных интересов трудно переоценить: контроль за законностью деятельности предпринимателей, защита их прав от недобросовестной конкуренции, соблюдение прав контрагентов, находящихся в заведомо слабом положении, требуют императивных предписаний. В условиях интенсивного развития общественных отношений и законодательства, изменения моделей взаимодействия государства и предпринимателей важен конструктивный подход, опирающийся на принципы предпринимательского права с учетом экономического развития.

Принципы предпринимательского права, прежде всего, закреплены как основы регулирования экономических отношений в Конституции РФ. Так, многообразие и юридическое равенство всех форм собственности закрепляется в качестве конституционного принципа и способствует реализации права на свободное предпринимательство, а также принципа свободы экономического пространства, перемещения товаров, услуг, финансовых средств, поддержки конкуренции (ст. 8 Конституции РФ).

Статья 34 Конституции РФ устанавливает запрет на осуществление действий, направленных на монополизацию. Прежде всего этот принцип находит свое воплощение в законодательстве о конкуренции, ограничении монополистической деятельности и естественных монополиях.

Принцип поддержания конкуренции повышает размер притязаний потребителя к уровню обслуживания и качеству товара. Наличие выбора у потребителя стимулирует предпринимателя привлекать получателей благ преимуществами товаров и услуг, нацеленностью на удовлетворение потребностей наилучшим образом.

Справедливо отмечает М. А. Сидельников, что право на конкуренцию выражается в самостоятельном и равном соперничестве с другими хозяйствующими субъектами. Оно предполагает недискриминационный и свободный доступ на рынок и добровольный выход с него с целью приобретения конкурентных преимуществ [7, с. 144].

В то же время потребности человечества состоят не только в экономическом благополучии

граждан, но и в его социальном развитии, в гармонии, выражающейся в благополучии человека во всех сферах социальных отношений.

Закрепленный в Конституции РФ признак социального государства с политикой, в рамках которой создаются условия для достойной жизни и свободного развития человека, находит подтверждение в различных мерах, в частности в создании государственных органов и учреждений, оказывающих социальную помощь и социальные услуги нуждающимся гражданам, в том числе детям, инвалидам, пожилым гражданам.

Целью каждого государства должно стать создание условий, которые делают среду человека благополучной не только через базовую систему потребностей, но и с позиции удовлетворенности и гармонии в жизни личности. Одним из направлений реализации такой цели стало развитие социального предпринимательства, которое, с одной стороны, предполагает обеспечение достойной жизни нуждающихся граждан, а с другой - дает возможность предпринимателям расширить сферу предпринимательства через реализацию моральных основ гражданственности.

Наряду с государственными органами и учреждениями, законодатель привлекает к оказанию помощи нуждающимся гражданам социальных предпринимателей - негосударственные коммерческие организации, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, индивидуальных предпринимателей, предоставляющих социальные услуги нуждающимся гражданам.

Этим субъектам отведена активная роль участников социально-обеспечительных отношений, поскольку силами только государственных органов невозможно разрешить все возникающие вопросы. Основываясь на принципах свободы выбора рода деятельности и занятий, способов получения прибыли, ими реализуются не только собственные потребности, но и удовлетворяются потребности граждан, нуждающихся в социальной поддержке.

Социальные предприниматели работают в направлении реализации задач социального государства, в отношениях, которые в последние годы активно формируются, модернизируются; законодательство не всегда своевременно реагирует на изменения в обществе, в связи с чем правовая позиция не очевидна в части решения некоторых проблем применения права, что справедливо отмечено У Б. Филатовой [8].

Учитывая то, что социальное предпринимательство является видом классического предпринимательства, в его основу должны быть заложены базовые принципы его правового регулирования.

Уникальность социального предпринимательства заключается в том, что оно затрагивает полярные сферы общества, которые под воздействием развития социальных связей находят точки взаимодействия и проникают друг в друга.

Социальное обслуживание граждан - это деятельность по предоставлению им социальных услуг. Статья 3 Федерального закона № 422-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» закрепляет легальное понятие социальной услуги, под которой понимаются «действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности»1.

Перераспределение задач в сфере оказания социальных услуг между государственными организациями и юридическими лицами всех форм собственности, индивидуальными предпринимателями вызывает необходимость формирования новых подходов в правовом регулировании, решении вопросов о применении принципов гражданского и предпринимательского права к рассматриваемым отношениям.

В Российской Федерации в 2019 г. началась реализация проекта, утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию, «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»2.

Национальный проект был призван закрепить меры поддержки предпринимателя на каждом этапе развития бизнеса и включал в себя в том числе улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, расширение доступа субъектов малого и среднего бизнеса к льготному финансированию. Одним из важных направлений реформирования стали предпринимательские отношения, имеющие социальный характер. Справедливо отмечено в литературе, что развитие данного вектора становится важным условием становления гражданского общества [9, с. 120].

Результатом реализации положений проекта явилось принятие Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», регламентирующего деятельность предпринимателей, направленную на оказание услуг в социальной сфере3.

Закон закрепляет не только понятие социального предпринимательства, но и статус социально ориентированных предприятий. Закрепление такого статуса позволяет субъектам принимать участие в оказании социальных услуг социально уязвимым категориям граждан, пользоваться мерами финансовой и имущественной господдержки.

Следующим этапом развития данного направления стал принятый в 2020 г. Федеральный закон № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»4. Нормативный акт закрепляет особый статус производителей товаров, работ, услуг, деятельность которых направлена на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере на основании соглашения. Кроме того, закон определяет процедурные способы получения социальной услуги на основе инструментов, классически используемых в гражданских правоотношениях, например конкурса, а также получения услуги на основании социального сертификата.

В настоящее время применение норм данного закона проходит апробацию путем внедрения его положений и механизмов в ряде регионов. В 2021 г. в качестве эксперимента на территории 16 регионов России социальные предприниматели допущены к оказанию социальных услуг через систему конкурсов5.

В социальной сфере определены области, где возможна данная процедура, а именно полустационарное социальное обслуживание и обслуживание на дому, санаторно-курортное лечение, паллиативная медицинская помощь, развитие туристической индустрии, спортивная подготовка и занятость населения.

При этом, определяя субъектный состав исполнителей услуг в социальной сфере, законодатель акцентирует внимание на принципе равенства участников, не отдавая каких-либо

1 Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации : федер. закон от 28 дек. 2013 № 442-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2013. № 52 (Ч. I). Ст. 7007.

2 Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы : паспорт национального проекта, утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам : протокол от 24 дек. 2018 г. № 16 / КонсультантПлюс : справочная правовая система.

3 О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : федер. закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.

4 О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере : федер. закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2020. № 29. Ст. 4499.

5 Маврина Л. Госзаказ на социальные услуги будут распределять через конкурсы // Ведомости. 2020. 26 окт.

предпочтений государственным или частным учреждениям.

Закрепляя единый подход к субъектам в понятийном аппарате Федерального закона РФ № 189-ФЗ, было изменено устоявшееся правило, когда значение государственных и муниципальных учреждений в функционировании социального обслуживания и оказания социальных услуг было определяющим.

В соответствии с вектором развития социальных предпринимательских отношений на первые позиции выходит конкурентная борьба, положительного эффекта от которой можно достичь лишь в случае, когда участники имеют равное положение.

Помимо привлечения исполнителей государственного социального заказа через систему государственных заданий, гражданин сможет реализовать право на социальную услугу у социальных предпринимателей за счет субсидий, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Основываясь на указанной выше модели отношений, повторим, что система принципов предпринимательской деятельности представляет собой базовые основы экономической деятельности, закрепленные в Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, других федеральных законах РФ, представленных в рамках как гражданского, так и иных отраслей права.

Принципы, заложенные в качестве фундамента на уровне формирования экономической, правовой и социальной системы, находят свое проявление непосредственно в предпринимательстве. Полагаем, что те же базовые положения, составляющие фундамент предпринимательства в целом, имеют общее значение и для социального предпринимательства.

Так, в теории предпринимательского права подход к принципам предпринимательской деятельности строится на основе правового регулирования отношений гражданским законодательством. Как справедливо отметила Я. С. Гришина, частное право охраняет интересы граждан, без него не возможны ни рынок, ни демократия. Частное право позволяет реализовать свободные решения, государственные предписания касаются лишь ряда норм [4, с. 75].

В то же время очевидна важность установления императивных норм в социальной сфере, когда существует потребность не только в определении порядка взаимодействия, но и в защите определенных категорий граждан, обеспечении им достойного уровня жизни. Конституционная детерминанта социального государства, закрепляя ответственность государственных орга-

нов в защите граждан, требует эффективности и результативности от введения императивных норм и правил.

Данная позиция не вступает в противоречие, а, напротив, солидарна с принципом предпринимательского права, закрепляющего баланс частных и публичных интересов, который активно обсуждается учеными. В противовес разделению публичных и частных отраслей, современное развитие общества требует привнести элемент свободы и в публичные отношения. Наиболее ярко проявляется взаимодействие частных и публичных отраслей в комплексных отраслях права, среди которых называют и предпринимательское право. В связи с тенденцией развития социального предпринимательства, активной работой законодателя в последнее время, отмечаем устойчивую конвергенцию публичного и частного права.

Вопросы конвергенции частного и публичного права всегда вызывали интерес в научной сфере в том числе с позиции необходимости ее осуществления. В частности, критерием оптимального функционального взаимодействия частного и публичного права Н. М. Коршунов называл принципы приоритета прав и свобод человека, не исключая при этом и политический аспект, влияющий на их возможное сближение [6, с. 67-70].

Обсуждения и заключения

Полагаем справедливым мнение А. В. Баркова о невозможности полного стирания граней между частным и публичным правом за счет поглощения частного права социальным, важности и ценности каждой отрасли. Действительно, процессы публицизации, социализации, гуманизации частного права неизбежны, но вопрос о разумном балансе «публицизации» отраслей должен постоянно находиться в центре внимания исследователей [1, с. 38].

В такой ситуации закономерен вопрос о возможности использования внутриотраслевых принципов права социального обеспечения, являющихся базой в регулировании отношений оказания социальной услуги.

Система социального обслуживания, закрепленная в рамках права социального обеспечения, всегда, бесспорно, относилась к сфере публичного права. С появлением научных взглядов на социализацию права и социального предпринимательства больший вес и признание получили точки зрения о том, что отношения по оказанию социальных услуг отнесены к сфере рынка социальных услуг и развивающейся системе социальных предпринимательских отношений [5, с. 58; 4, с. 76].

Сложившаяся ситуация, на наш взгляд, полагает возможным учесть все стороны правового воздействия в сфере оказания социальных услуг, что повлияет, в свою очередь, на формирование принципов.

Учитывая публично-правовой характер отношений права социального обеспечения, полагаем возможным разграничить действие правовых принципов на сферы. Например, процесс организации сферы социальных услуг при участии государственных органов, основы определения нуждаемости гражданина в защите общества через получение социальной услуги, определения критериев получения бесплатной помощи и т. п. тяготеют к публично-правовой сфере и могут претерпевать воздействие принципов конституционного, административного права, права социального обеспечения.

В соответствии с ранее упомянутым Федеральным законом РФ № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» внутриотраслевыми принципами социального обслуживания в праве социального обеспечения названы равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию как проявление запрета дискриминации при оказании социальных услуг, адресность предоставления социальных услуг, приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг, сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде, добровольность, конфиденциальность.

В противовес этому процесс признания за гражданином права на получение социальной услуги (равный, недискриминационный доступ каждому гражданину) коррелируется с принципами свободы как для получателя, так и для поставщика социальной услуги, юридическим равенством субъектов правоотношений.

Достаточность ресурсов и способность организовать процесс оказания услуг как государственными учреждениями, так и частными субъектами, установление критериев безвозмездного характера получаемой услуги - принципы, которые должны быть реализованы на уровне уполномоченного государственного органа. Они строятся на принципах приоритета интересов личности в жизни общества, также основаны на конституционном законодательстве, его основой являются положения ст. 2 Конституции РФ. Человек, его права и свобо-

ды являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Данное обстоятельство не может влиять на гражданско-правовую сущность социальных услуг, оказываемых в сфере социального предпринимательства.

Учитывая характер рассматриваемых отношений, можно резюмировать, что необходимо в равной мере опираться на публичные и частные принципы в социальном предпринимательстве, при этом у каждой группы принципов есть свое предназначение в регулировании. Ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барков А. В. Договор о предоставлении социальных услуг как основа правовой конструкции устройства детей в организацию для детей-сирот (обсуждаем законопроект «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации» // Вестник ТавГУ Право. 2014. № 2. С. 32-38.

2. Белов В. А. Гражданское право : в 2 т., т. 1. Общая часть : учебник для вузов. М., 2021. 451 с.

3. Глотов C. А., Алешкова И. А. Принципы предпринимательского права: традиции и инновации // Вестник МГОУ. Серия: Юриспруденция. 2020. № 4. С. 112-122.

4. Гришина Я. С. Правовой институт социального предпринимательства как основной элемент в системе отраслей социального права // Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 5. С. 75-79.

5. Кицай Ю. А. Социализация права как тенденция развития корпоративного законодательства // Социально-политические науки. 2016. № 1. С. 57-59.

6. Коршунов Н. М. Частное и публичное право: проблемы формирования основ современной теории конвергенции // Журнал российского права. 2010. № 5 (161). С. 66-72.

7. Сидельников М. А. Содержание конституционного права на конкуренцию // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Ч. II, № 7 (21). С. 143-146.

8. Филатова У. Б. Правоотношения социального предпринимательства: особенности субъектного состава // Сибирский юридический вестник. 2020. № 3. (90). С. 68-73.

9. Филатова У Б. Правовая политика Российской Федерации в сфере социального предпринимательства // Конституционные основы частного права : материалы Всероссийской научно-практической конференции «Конституция Российской Федерации и правовая политика на современном этапе» (Иркутск, 12 дек. 2018 г.). Иркутск, 2019. С. 118-123. https://doi. org/10.17150/konf.2017.09.22

10. Хамидуллина Ф. И. Основные начала гражданского законодательства и «золотое правило нравственности» // Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 1. С. 45-46.

11. Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права : в 2 т. Т. 1. Общая часть. М., 2020. 148 с.

REFERENCES

1. Barkov A.V. Dogovor o predostavlenii sotsial'nykh uslug kak osnova pravovoi konstruktsii ustroistva detei v organizatsiyu dlya detei sirot (obsuzhdaem Zakonoproekt "Ob osnovakh sotsial'nogo obsluzhivaniya v Rossiiskoi Federatsii". [Agreement on the provision of social services as the basis for the legal structure of placing children in an organization for orphans (discussing the Draft Law "On the Basics of Social Services in the Russian Federation"] Vestnik TavGU. Pravo [Bulletin of TavSU], 2014, no. 2, p. 32-38. (in Russian).

2. Belov V.A. Grazhdanskoepravo. V2 tomakh. T. 1. Obshchaya chast': uchebnik dlya vuzov [Civil law: in 2 volumes, T. 1. General part: textbook for universities]. Moscow, 2021, 451 p. (in Russian).

3. Glotov C.A., Aleshkova I.A. Printsipy predprinimatel'skogo prava: traditsii i innovatsii. [Principles of entrepreneurial law: tra-

ditions and innovations ] Vestnik MGOU. Seriya: Yurisprudentsiya [Vestnik MSU. Series: Jurisprudence], 2020, no. 4, pp. 112-122. (in Russian).

4. Grishina Ya.S. Pravovoi institut sotsial'nogo predprinima-tel'stva kak osnovnoi element v sisteme otraslei sotsial'nogo prava. [Legal institution of social entrepreneurship as the main element in the system of branches of social law] Probely v rossiiskom zakono-datel'stve [Gaps in Russian legislation], 2012, no. 5, pp. 75-79. (in Russian).

5. Kitsai Yu.A. Sotsializatsiya prava kak tendentsiya razvitiya korporativnogo zakonodatel'stva. [Socialization of law as a tendency in the development of corporate legislation]. Sotsialno-politich-eskie nauki [Socio-political sciences], 2016, no. 1, pp. 57-59. (in Russian).

6. Korshunov N.M. Chastnoe i publichnoe pravo: problemy formirovaniya osnov sovremennoi teorii konvergentsii. [Private and public law: problems of forming the foundations of the modern theory of convergence]. Zhurnal rossiiskogo prava [Journal of Russian law], 2010, no. 5 (161), pp. 66-72. (in Russian).

7. Sidel'nikov M.A. Soderzhanie konstitutsionnogo prava na konkurentsiyu. [The content of the constitutional right to competition] Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki, Ch. II [Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice. Part II], no. 7 (21), p. 143-146. (in Russian).

8. Filatova U.B. Pravootnosheniya sotsial'nogo predprinima-tel'stva: osobennosti subektnogo sostava. [Legal relations of social entrepreneurship: features of the subject structure] Sibirskij yurid-icheskij vestnik [Siberian Law Herald], 2020, no. 3 (90), p. 68-73. (in Russian).

9. Filatova U.B. Pravovaya politika Rossiiskoi Federatsii v sfere sotsial'nogo predprinimatel'stva. [Legal policy of the Russian Fed-

eration in the field of social entrepreneurship] Konstitutsionnye os-novy chastnogo prava: Materialy vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii "Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii i pravovaya politika na sovremennom etape" (Irkutsk, 12 dek. 2018 g) [Constitutional foundations of private law: Materials of the All-Russian scientific and practical conference "The Constitution of the Russian Federation and legal policy at the present stage" (Irkutsk, December 12, 2018)]. Irkutsk, 2019. Chast' II. 129 p. https://doi.org/10.17150/ konf.2017.09.22 (in Russian).

10. Khamidullina F.I. Osnovnye nachala grazhdanskogo zakonodatel'stva i "zolotoe pravilo nravstvennosti". [Basic principles of civil legislation and the "golden rule of morality"]. Probely v rossiiskom zakonodatelstve [Gaps in Russian legislation], 2018, no. 1, pp 45-46. (in Russian).

11. Shershenevich G.F. Uchebnik russkogo grazhdanskogo prava v 2 t. T. 1. Obshchaya chast' [Textbook of Russian civil law: in 2 volumes. Vol. 1. General part]. Moscow, 2020, 148 p. (in Russian).

Статья поступила в редакцию 21.08.2021; одобрена после рецензирования 29.09.2021; принята к публикации 01.12.2021

Received on 21.08.2021; approved on 29.09.2021; accepted for publication on 01.12.2021

Синкевич Жанна Викторовна - преподаватель кафедры гражданского права, Юридический институт, Иркутский государственный университет (Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1), ORCID: 0000-0002-4918-335X, ResearcherID: ABE-3810-2021, e-mail: chejav@mail.ru

Sinkevich Zhanna Viktorovna - Teacher of Department of Civil Law, Irkutsk State University, Law Institute (1, K. Marx st., Irkutsk, 664003, Russian Federation), ORCID: 0000-0002-4918-335X, ResearcherID: ABE-3810-2021, e-mail: chejav@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.