Научная специальность:
12.00.03 «Гражданское право; предпринимательское право;
семейное право; международное частное право»
УДК 347.965:346:349.3
БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
КАК ВИД СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
© Синкевич Ж. В., 2019
Иркутский государственный университет, г. Иркутск, Россия
Исследуется новое развивающееся направление в сфере науки гражданского права - социальное предпринимательство. Отмечено, что в практической деятельности развитие отношений, связанных с реализацией принципов социального государства, где создаются условия для обеспечения государственной поддержки нуждающихся граждан, вызывает ряд вопросов, не имеющих легальных ответов. В целях анализа разных отраслевых категорий осмысливается сочетание частных и публичных начал в рамках правового регулирования, а именно сферы оказания услуг и социальной защиты нуждающихся граждан, которое вызвано уровнем развития сознания населения. Указано, что реализация конституционных прав на поддержку в случаях, признанных законом уважительными, происходит в формирующемся гражданском обществе при его активном участии. Делается вывод, что теперь это не только задача государственных органов и организаций; к решению проблем нетрудоспособных, малообеспеченных, инвалидов, пожилых граждан, иных социально незащищенных категорий, допущены субъекты малого и среднего предпринимательства. Анализируется прошедший первое чтение законопроект о социальном предпринимательстве, дающий почву для размышлений относительно отраслевой принадлежности и природы таких категорий, как социальное предпринимательство и социальная услуга, является ли договор оказания социальной услуги публичным. Отмечено, что в практике применения положений законодательства о социальных услугах или о договорах, опосредующих их предоставление, о социальном обслуживании населения, не определены позиции о видах и пределах ответственности субъектов-исполнителей, не решен вопрос, распространяются ли на все отношения по оказанию социальных услуг нормы законодательства о защите прав потребителей. Представлен анализ отношений и выражено мнение о необходимости формирования особых норм, позволяющих выделить их в особую группу в рамках института договора возмездного оказания услуг, решая вопрос, в том числе, в сфере права социального обеспечения, поскольку в данной отрасли не закрепляется понятие социально-обеспечительного обязательства. Высказано предположение, что здесь применимы нормы гражданского права о договорах, которые имеют регламентированную форму, по типу договора присоединения. Представлены вопросы субъектного состава как со стороны получателей услуги, так и исполнителей, делается вывод, что к сфере социального предпринимательства применимы некоторые позиции социального законодательства.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, договор оказания услуг, социальные услуги, бесплатные юридические услуги.
потребность на социальное обеспечение признана государством уважительной в силу ряда причин, в том числе в случае нетрудоспособности, старости, болезни, инвалидности, многодетности и т. д.
Закон предусматривает создание системы органов и организаций и развивает отношения в сфере оказания бесплатной юридической помощи как в рамках государственной, так и негосударственной систем. Участие негосударственного сектора в социально значимых сферах, бизнес-структур с их социальными программами ранее справедливо признано необходимым этапом развития общества [1, с. 29].
К первой группе законодатель относит исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, подведом-
Статьи 45-46 Конституции РФ закрепляют гарантии каждого гражданина на государственную, в том числе судебную, защиту его прав и свобод1. С целью развития этих положений был создан Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее - Закон о бесплатной юридической помощи)2. Он закрепляет механизм реализации защиты прав граждан, у которых
1 Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Рос. газ. 1993. 25 дек. ; 2008. 31 дек. ; 2014. 7 февр. ; 2014. 23 июля.
2 О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации : федер. закон от 21 нояб. 2011 г. № 324-ФЭ//Собр. законодательства РФ. 2011.№48.Ст. 6725.
ственные им учреждения, территориальные внебюджетные фонды, государственные юридические бюро. Например, это система закреплена и в региональном законодательстве, в законе Иркутской области от 6 ноября 2012 г. № 105-03 «Об обеспечении оказания юридической помощи в Иркутской области»1. На территории Иркутской области для функционирования государственной системы бесплатной юридической помощи, в частности, создано Областное государственное казенное учреждение «Государственное юридическое бюро по Иркутской области», оказывающее бесплатную юридическую помощь нуждающимся субъектам.
Право участвовать в обеспечении граждан бесплатным юридическим консультированием и юридической помощью также предоставлено и негосударственному сектору. В Иркутской области это такие организации, как Центр бесплатной юридической помощи при Адвокатской палате Иркутской области, при Нотариальной палате Иркутской области, юридические клиники высших учебных заведений. Отметим, что в рамках государственной социальной политики признаны приоритетными направления развития секторов работы именно среди некоммерческих организаций. Субъекты Российской Федерации поддерживают данное направление, созданы органы исполнительной власти, работают программы финансирования, основанные на грантах2.
Таким образом, очевидно, что система бесплатной юридической помощи в реалиях дополнена негосударственными некоммерческими организациями, осуществляющими такую помощь с использованием финансирования грантов, субсидий, волонтерской помощи, государственной поддержки и т. д. Все эти организации образуют новое явление - социальное предпринимательство, к которому в настоящее время обращено пристальное внимание законодателя. Об этом свидетельствует законотворческая деятельность в Российской Федерации, детальная работа в процессе создания законопроекта о
1 Об обеспечении оказания юридической помощи в Иркутской области : закон Иркутской области от 6 нояб. 2012 г. № 105-03 // Ведомости Законодательного Собрания Иркутской области. 2012. 19 нояб. № 48.
2 Например, целью деятельности ОГКУ «Ресурсный центр по
поддержке некоммерческих организаций Иркутской области» является оказание государственных услуг, выполнение работ и исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий по решению вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций [Электронный ресурс]. URL: http://irkobl.ru/sites/apparat/about/institutions/resurscentr/ (дата обращения: 10.06.2019).
социальном предпринимательстве, принятого в первом чтении 5 марта 2019 г.3
Целью законопроекта является эффективная поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, способного решать общественные проблемы путем постепенного увеличения доли присутствия негосударственных организаций на рынке социальных услуг. Помимо поддержки развития системы социального предпринимательства, в планах у законодателя разработка стандартов единого высокого качества оказания социальной услуги. В законопроекте социальное предпринимательство рассматривается как отдельная приоритетная область деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, направленная на решение или смягчение социальных проблем в обществе.
Развитие современного общества по направлению к постиндустриальной эпохе обозначило новые цели, в соответствии с которыми человек становится ценностью, а его интересы и права -основной задачей всех и каждого. Реализуя конституционный принцип социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка нуждающихся граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются иные гарантии социальной защиты.
Как справедливо отмечается в литературе, «ярко выраженной тенденцией последних лет стало активное вовлечение в социальную сферу элементов гражданского общества и всесторонняя поддержка государством социального предпринимательства, что позволяет говорить о том, что в будущем многие функции государства в социальной сфере будут переданы субъектам предпринимательства» [6, с. 119].
Таким образом, объективно развивается система взаимосвязей, в которой предпринимательская деятельность, со своей изначальной задачей - извлечением прибыли, трансформируется, приобретает новые признаки. Следует согласиться с У. Б. Филатовой, по мнению которой признак направленности предпринимательства в целом на систематическое получение прибыли идет вразрез как с идеей социального предпринимательства, так и с его реальными возможностями [5].
3 Проект Федерального закона № 620203-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"» : принят ГД ФС РФ в первом чтении 5 марта 2019 г. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.
Возвращаясь к бесплатной юридической помощи, рассматривая ее через призму социального предпринимательства, нужно обратить внимание на ряд вопросов, а именно каков круг благополучателей, является ли предоставление услуг на безвозмездной основе в данном случае договором об оказании услуг по смыслу гражданского законодательства или оно имеет другую правовую природу? Будет ли данный договор публичным и распространяются ли на него нормы законодательства о защите прав потребителей? Каковы пределы и особенности ответственности за некачественно оказанную услугу?
Определяя круг получателей услуг, необходимо отметить, что финансовая стабильность, материальное благополучие не только привносят комфорт в жизнь, но и предоставляют возможности для реализации как материальных, так и духовных потребностей. Перераспределение благ в обществе всегда сопровождается неравномерностью, имущественным неравенством, что вызывает необходимость поддержки тех, кто не может самостоятельно обеспечить себе достойный уровень жизни, даже в рамках минимума, установленного законодательством.
Категории лиц, нуждающихся в такой поддержке, определены социальным законодательством Российской Федерации. Критерий нуждаемости выражен в теории права понятием социального риска, который берет начало в нормах ст. 39 Конституции РФ, признавая потребность в социальном обеспечении, помощи в случае достижения пожилого возраста, старости, болезни, инвалидности, смерти и рождения и в других случаях.
В соответствии с Конституцией РФ товары и услуги свободно перемещаются в экономическом пространстве. Законодательством РФ закреплены различные способы для реализации профессиональных способностей граждан, направленных на извлечение прибыли через предпринимательскую деятельность. Среди них -возможность предоставления услуг, а именно совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности по запросу заказчика услуги (ст. 8 Конституции РФ).
Развитие современного общества по направлению к постиндустриальной эпохе обозначило новые цели, в соответствии с которыми человек становится ценностью, а его интересы и права -основной задачей всех и каждого. Реализуя конституционный принцип социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка нуждающихся граждан, развивается
система социальных служб, устанавливаются иные гарантии социальной защиты.
Многие виды предпринимательских отношений опосредует договор оказания услуг. Институт неоднократно исследовался в теории права как в тандеме с деятельностью, в рамках договора подряда, так и отдельно, с совокупностью присущих услугам признаков. Среди ученых нет глобальных споров относительно сущности деятельности исполнителя услуги, которая не оставляет материального результата, но создает полезный эффект (результат).
Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ1 договором возмездного оказания услуг является договор, по которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Если учитывать буквальное толкование нормы о договоре возмездного оказания услуг, в рамках гл. 39 ГК РФ, договор относится к числу возмездных, а ГК РФ включает данный признак в понятие договора.
Законодатель устанавливает возможное применение положений гл. 39 ГК РФ к любым видам услуг, в том числе медицинским, ветеринарным, консультационным, информационным, за исключением специально определенных ст. 779 ГК РФ.
В теории услуга представлена как родовое понятие, когда услуги оказываются субъектами-исполнителями для удовлетворения потребностей заказчиков. Однако подходы к пониманию услуги в сфере социального обеспечения имеют свою специфику [3, с. 17-18].
Одним из признаков договора оказания услуг является признак возмездности. Эти отношения предполагают взаимный эквивалент со стороны заказчика услуги, поскольку последний получает благо, на которое рассчитывает при заключении договора, хотя оно не всегда представлено в конкретном результате, поскольку благо может быть выражено и в моральном, эмоциональном и физическом удовлетворении человека.
В связи с этим возникает вопрос о природе отношений, в которых услуги оказываются нуждающимся гражданам без взаимного эквивалента со стороны получателя услуги. Чаще всего им является гражданин, который относится к категории нуждающихся в социальной защите. Находясь в зоне социального риска, он приобретает право на получение поддержки от государства в виде услуги, которую будут оказывать специальные субъекты, уполномочен-
1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) : от 26 янв. 1996 г. № 14-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
ные ее оказывать либо обязанные такие услуги оказать. Оплата же исполнителям услуги компенсируется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, благотворительных взносов и пожертвований. В ряде случаев стоимость услуги компенсируется также и самим получателем услуги.
Следовательно, возмездный характер не исчезает бесследно из отношений предоставления социальной услуги. В данном случае обязанность оплатить ее лежит, как правило, не на субъекте - получателе услуги, а на обществе в целом, в лице государственных органов. В процессе развития института социальной услуги учеными представлены позиции о возникающих договорных отношениях, например идея «социального контракта» как форма социальной поддержки, таким образом, данные отношения отделены от тех, что возникают при заключении гражданско-правового договора [2, с. 28].
Правовое закрепление института социального обслуживания населения в сфере права социального обеспечения в Федеральном законе РФ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 25 декабря 2013 г. № 442-ФЗ1 также позволяет правоведам и социологам рассматривать термин «социальной услуги» как особую категорию, носящую междисциплинарный характер, определять критерии нуждаемости как основание для получения услуги, поднимать вопрос о качестве социальной услуги, ориентируясь на качество жизни, отдавая приоритет в регулировании праву социального обеспечения [4, с. 113, 117].
Полагаем, что развивающаяся идея социального предпринимательства, направленностью которого является коммерческая деятельность, как один из способов решения социальных проблем населения, за счет инвестиций в особые проекты, логично встраивается в систему социальных услуг.
Имеется взаимосвязь перечисленных элементов: субъекта предпринимательской деятельности, взявшего на себя обязательство оказать услугу, относящуюся к системе социальной защиты, субъекта-получателя, нуждающегося в поддержке со стороны общества и услуги без предоставления материального эквивалента со стороны получателя. Все это позволяет говорить о необходимости обособления в системе права новой группы общественных отношений и особого подхода в формировании норм правового регулирования.
1 Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации : федер. закон от 28 дек. 2013 г. № 442-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2013. № 52 (ч. 1). Ст. 7007.
Юридическая помощь является классическим видом услуги в сфере гражданско-правового регулирования, о которой, в том числе, делается упоминание в гл. 39 ГК РФ. Однако следует обратить особое внимание на отношения и механизмы, регулируемые законом о бесплатной юридической помощи в Российской Федерации.
На законодательном уровне определена роль социально ориентированных НКО и индивидуальных предпринимателей, закрепивших в качестве одного из своих направлений деятельности «предоставление социальных услуг». (ст. 5 Федерального закона РФ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»). Также в данном законе дано понятие «социальной услуги».
Полагаем, что сущность, предназначение социальной услуги, определенной в социально-обеспечительном законодательстве, отвечает сущности юридических услуг, предоставляемых гражданам без взаимного эквивалента с их стороны. Об этом свидетельствует особый субъектный состав на стороне исполнителей, включая государственные, специально созданные организации, цели и принципы оказания услуг нуждающимся гражданам. На наш взгляд, сфера социальных услуг находится в рамках гражданско-правового договора оказания услуг, но, несомненно, имеет публичные аспекты, учитывая требования закона, опирающегося на конституционные принципы социального государства.
Малоимущие граждане или имеющие устойчивые проблемы со здоровьем и, как следствие, не имеющие возможность оплатить юридическую услугу, попавшие в особую ситуацию, которая во все времена признавалась обществом уважительной, в теории права социального обеспечения характеризуются, как граждане, подвергшиеся социальному риску. При этом для получения услуги гражданину необходимо соответствовать требованиям закона в части отнесения к требуемой категории. Это гарантирует гражданину реализацию права на получение такой услуги.
В законе о бесплатной юридической помощи в Российской Федерации перечислены категории граждан, имеющих право на получение такой помощи. Проводя параллель с ранее упомянутым Федеральным законом РФ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», можно отметить единство социальной идеи оказания социальной услуги. Так, в соответствии со ст. 15 закона РФ «Об основах социального обслуживания граждан», гражданин признается нуждающимся в социальной услуге в случае, если существуют обсто-
ятельства, ухудшающие или могущие ухудшить условия его жизнедеятельности.
Например, в случае полной и частичной утраты к самообслуживанию, передвижению, обеспечению жизненных потребностей в связи с заболеванием, травмой, возрастом или наличием инвалидности, отсутствием определенного места жительства, отсутствием работы и средств к существованию и в других ситуациях органы социальной защиты признают его нуждающимся в получении социальной услуги.
Федеральный закон РФ № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания» предусматривает ситуации, когда оказание услуг производится за плату, так и бесплатно; определены подходы к расчету тарифов, в том числе установление скидок. Полагаем, что оказываемые в рамках закона о бесплатной юридической помощи бесплатные юридические услуги можно рассматривать как форму социальной защиты и поддержки нуждающихся граждан. Очевидно, что двойственный характер отношений требует правового детального регулирования.
Условия об оплате или частичной оплате, другие условия - должны быть закреплены договором о предоставлении социальных услуг. Как и в классических гражданских договорах, используется термин «существенные условия договора», с уточнением, что они будут связаны с предоставлением социальных услуг. При этом в системе законодательства социального обеспечения нормы о социально обеспечительных обязательствах не закреплены.
К существенным условиям получения услуги социальное законодательство относит наличие индивидуальной программы - документа, оформленного и утвержденного органами социальной защиты. Нормы ст. 16 Федерального закона РФ «Об основах социального обслуживания» требуют, чтобы в договоре закреплялись виды социальных услуг (социально-бытовые, психологические, юридические, медицинские и т. д.), периодичность их оказания, условия и сроки предоставления, и, что немаловажно, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг.
Реестр поставщиков услуг формируется в субъекте Российской Федерации на добровольной основе. Государственные учреждения, организации и индивидуальные предприниматели заявляют о своем намерении оказать социальную услугу, граждане могут выбрать интересного для них поставщика, который имеет условия и возможности для ее оказания.
Как мы видим, с особенностями, присущими принципам социального обеспечения в общем и принципами социального обслуживания в част-
ности, социально-обеспечительные обязательства, вытекающие из договоров оказания социальной услуги, должны соответствовать требованиям и нормам гражданского законодательства.
Социальная услуга, помимо требований гражданского законодательства, приобретает социальный характер, поскольку обладает следующими признаками: социальная направленность, гарантированность, доступность.
Социальная направленность вытекает из моральных устоев, связана с конституционным принципом социального обеспечения нуждающихся. За счет перераспределения общественных благ путем создания специальных фондов, государство гарантирует гражданам социальную защиту от ситуаций, относящихся к социальному риску. Получение социальной услуги является одной из ступеней для достижения достойного уровня жизни.
Гарантированность выражается в закреплении права лица, признанного нуждающимся в услуге, потребовать от выбранного им поставщика социальной услуги предоставления всех видов таких услуг, в рамках утвержденной индивидуальной программы. Поскольку выбор осуществляется с учетом данных из Реестра поставщиков социальных услуг, поставщик социальных услуг несет ответственность за достоверность и актуальность информации, в том числе о том, какие услуги им могут быть им оказаны, о его местонахождении с момента его включения в реестр (ст. 25 Федерального закона РФ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»).
Условием договора является стоимость услуг, в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату. Признак безвозмездности социальной услуги означает лишь то, что без оплаты она предоставляется получателю услуги, но при этом лицо, оказавшее такую услугу, имеет право требовать предоставление взаимного эквивалента. Опираясь на смысл социального предпринимательства, целью которого является извлечение прибыли в том числе, и практику его реализации, можно констатировать, что оплата за оказанную услугу производится из фондов общественного потребления.
Возвращаясь к конкретному виду социальной услуги в виде бесплатной юридической помощи, мы видим, как законодатель через принципы оказания услуги закрепляет еще несколько требований, касающихся качества услуги и порядка предоставления. Федеральный закон РФ «Об основах социального обслуживания» также декларирует свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи, за-
крепляет необходимость ориентироваться на объективность, беспристрастность такой помощи и ее своевременность. Немаловажным признаком является установление требований к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь (ст. 5 вышеназванного закона).
Таким образом, для поставщика услуги установлена обязанность соответствовать вышеназванным требованиям, что является условием оплаты оказанных услуг за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Однако кроме условия оплаты оказанной услуги остаются открытыми: вопрос относительно качества оказываемой услуги, стандартов, на которые нужно опираться при оказании услуги, вопрос о возможном применении ответственности за некачественно оказанную услугу.
Качество характеризуется критериями оценивания оказанной услуги. В некоторых случаях деятельность, например медицинская, четко регламентирована и при контроле качества можно апеллировать к стандартам и международным протоколам1. При оказании юридической помощи вопрос о качественном выполнении вызывает трудности, поскольку гарантировать ожидаемый результат можно лишь с невысокой долей вероятности.
Обращаясь за юридической помощью, граждане могут связывать свои интересы с сохранением жилого помещения, выплатой пособий и пенсий, получением медицинской помощи; учитывая особый субъектный состав, эти категории споров можно называть «социальными». Помощь может заключаться как в представлении интересов в государственных органах и суде, так и в составлении претензий и ходатайств, других правовых документов. Очевидно, что в юридической практике не всегда можно добиться именно того результата, на который человек рассчитывал при обращении за услугой.
Решение данной проблемы мы частично можем увидеть в установлении требований к профессионализму и квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь. Однако нельзя оставлять без внимания тот факт, что часть негосударственной системы бесплатной юридической помощи будут составлять и юридические клиники - студенческие консуль-
1 В соответствии с Федеральным законом РФ от 21 нояб. 2011 г. № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, на основе клинических рекомендаций (ст. 37 названного закона).
тационные станции, осуществляющие свою деятельность под руководством преподавателей высших учебных заведений.
Юридические клиники сформированы на добровольных началах, конкурсной основе среди лучших студентов учебных заведений. Контроль качества оказываемой студентом помощи является задачей консультанта - преподавателя в юридической клинике. Однако в случае обращения гражданина в юридическую клинику возникает вопрос об ответственности за некачественное оказание услуг, субъектах, ее несущих, видах ответственности.
Как свидетельствует практика применения законодательства о бесплатной юридической помощи, данные вопросы, как правило, не поднимаются, а следовательно, не решаются. Граждане, ориентируясь на «бесплатный» характер деятельности, как правило, не предъявляют претензий. Ведь может быть затронут спектр гораздо более широкий, чем материальный вред, причиненный некачественной услугой.
Рассматривая проблему шире, можно говорить и о моральном вреде, например, при несоблюдении требований конфиденциальности, на которую заказчик услуги вправе рассчитывать, основываясь как минимум на принципах социального обслуживания.
Правовая защита граждан, в случае, когда они приобретают товары, заказывают работы и услуги, усилена законодательством о защите прав потребителей. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. № 2300-12 закрепляет права граждан, имеющих намерение заказать либо заказывающих услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Полагаем, что социальная услуга должна быть включена в перечень тех услуг, которые охраняются этим законом.
Закон о защите прав потребителя последовательно закрепляет требования, говоря о качестве услуги (ст. 4), информационной обеспеченности отношений (ст. 10), а также об имущественной ответственности и компенсации морального вреда за оказание некачественной услуги (ст. 14 и 15). Судебная практика свидетельствует о том, что правомочно распространять действие закона в том числе и на услуги, которые находятся в рамках социальной сферы.
Так, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о
2 О защите прав потребителей : федер. закон от 7 февр. 1992 г. № 2300-1 // Собр. законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 140.
защите прав потребителей»1 закреплено, что граждане, имеющие право на государственную социальную помощь, получающие ее, подлежат защите законодательством о защите прав потребителей. Такое же требование распространяется и на услуги, оказываемые медицинскими организациями, как в рамках обязательного, так и добровольного медицинского страхования (п. 8, 9).
Возможно, особое указание Пленума ВС РФ на медицинские услуги связано с количеством претензий в данной области применения права. Однако представляется верным унифицировать правовое регулирование в вопросах социального предпринимательства и оказания социальных услуг в целом, в том числе и к бесплатным юридическим услугам. Ш
2. Malofeev I.Vy. Social'nyj kontrakt kak forma social'noj podderzhki naseleniya. Vestnik KGPU im. V.P. Astaf'eva. 2011. N 3. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/sotsialnyy-kontrakt-kak-forma-sotsialnoy-podderzh-ki-naseleniya (data obrashcheniya: 11.06.2019). (in Russian)
3. Savinov Teoreticheskie podhody k soderzhaniyu ponyatiya "Uslu-ga". Servis+. 2010. N 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretich-eskie-podhody-k-soderzhaniyu-ponyatiya-usluga (data obrashcheniya: 10.06.2019). (in Russian)
4. Tyukin O.A. Social'noe obsluzhivanie pozhilyh lyudej: problemy i tendencii. Idei i idealy, 2015, N1 (23). URL: https://cyberleninka.ru/ar-ticle/n/sotsialnoe-obsluzhivanie-pozhilyh-lyudey-problemy-i-tendentsii (data obrashcheniya: 10.06.2019). (in Russian)
5. Filatova U.B. Pravovaya politika Rossijskoj Federacii v sfere social'no-go predprinimatel'stva. Konstitucionnye osnovy chastnogo prava. Materialy vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Konstituciya Rossijskoj Federacii ipravovaya politika na sovremennom etape". (Irkutsk, 12 dek. 2018 g.). Irkutsk, BGU Publ., 2019, Ch. 2, pp. 118-124. (in Russian)
6. Filatova U., Semeryanova N., Suslova S., Gabudina A., Kopytova A. Legal aspect of social entrepreneurship. E3S Web of Conferences Volume 91 (2019) DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/20199108071.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Высоцкая Н. В. От «Фабрики социального предпринимательства» к «Фабрике социальных услуг» [Электронный ресурс] // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2010. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-fabriki-sotsialnogo-predprinimatelstva-k-fabrike-sotsialnyh-uslug (дата обращения: 09.06.2019).
2. Малофеев И. В. Социальный контракт как форма социальной поддержки населения [Электронный ресурс] // Вестн. КГПУ им. В. П. Астафьева. 2011. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnyy-kontrakt-kak-forma-sotsialnoy-podderzhki -naseleniya (дата обращения: 11.06.2019).
3. Савинов Т. Л. Теоретические подходы к содержанию понятия «Услуга» [Электронный ресурс] // Сервис+. 2010. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-soderzhaniyu-ponyatiya-usluga (дата обращения: 10.06.2019).
4. Тюкин О. А. Социальное обслуживание пожилых людей: проблемы и тенденции [Электронный ресурс] // Идеи и идеалы. 2015. № 1(23). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sotsialnoe-obsluzhivanie-pozhilyh-lyudey-problemy-i-tendentsii (дата обращения: 10.06.2019).
5. Филатова У Б. Правовая политика Российской Федерации в сфере социального предпринимательства // Конституционные основы частного права : Конституция Российской Федерации и правовая политика на современном этапе : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Иркутск, 12 дек. 2018 г.). Иркутск, 2019. Ч. 2. С. 118-124.
6. Legal aspect of social entrepreneurship [Электронный ресурс] / U. Filatova, N. Semeryanova, S. Suslova, А. Gabudina, А. Kopytova // E3S Web of Conferences Volume 91 (2019). URL: https://doi.org/10.1051/e3sconf/20199108071 (дата обращения: 10.06.2019).
REFERENCES
1. Vysockaya N.V. Ot "Fabriki social'nogo predprinimatel'stva" k "Fabrike social'nyh uslug". MIR (Modernizaciya. Innovacii. Razvitie), 2010, N 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-fabriki-sotsialnogo-predprinimatelst-va-k-fabrike-sotsialnyh-uslug (data obrashcheniya: 09.06.2019). (in Russian)
Free Legal Service as a Type of Social Entrepreneurship
© Sinkevich Z. V., 2019
Social entrepreneurship is a new, developing area in the field of civil law science. In practical terms development of relations related to implementation of the social state principles where there is a government support for those in need, causes a set of questions which the law-making bodies don't provide with clear answers. The combination of public and private components in the legal regulation, namely in service delivery and social protection for the needy is caused by development of the social consciousness.The realization of constitutional rights to get support in cases with valid reasons is happening in the emerging civil society and with its active participation. Now not only is it a state concern: small and medium-scale enterprises are called to help the disabled, law-income families, the elderly and other vulnerable categories. The draft law on social entrepreneurship, which has already passed the first reading, prompts to reflect about some categories such as social entrepreneurship and social service, what their particular law branch belonging is, whether a social service contract is a standard form contract. In the law enforcement of social services legislative the types and limits of citizens' liability are not defined, as well as there is no a clear answer whether the consumer protection law is applicable in sphere of social service delivering. The article presents an analyses of relations and an opinion about the necessity of creating rules of law allowing to distinguish them into a special group of legal norms inside the institute of paid services agreement. This would help to solve some question in area of social security law, as in this branch of law there isn't a concept of social provisional remedies. There is a suggestion that here some norms of the contracts, which have a strict form, as for example a contract of adhesion can be applicable. Also in the article a question about contracting parties is raised and in conclusion there is a statement that in sphere of social entrepreneurship some norms ofsocial legislation can be used.
Keywords: social entrepreneurship, service contract, social services,free legal services.
1 О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 // Рос. газ. 2012. 11 июля.