УДК: 342.7
DOI: 10.51965/20767919_2022_1_2_14
Панкратова М.Е., Смирнова Ю.С., Сшипик С.Ю.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
Pankratova M.E., Smirnova Yu.S., Shipik S. Yu.
LEGAL REGULATION OF THE TARGET TRAINING SYSTEM STUDENTS IN THE DIRECTION OF "JURISPRUDENCE"
Ключевые слова: профессиональные компетенции, целевое обучение, обучающийся-целевик, трудоустройство, целевая подготовка юристов.
Keywords: professional competencies, targeted training, targeted student, employment, targeted training of lawyers.
Аннотация: в статье проведен общий анализ института целевого обучения как особой формы подготовки кадров. Рассмотрена особенность обучения юристов с точки зрения профессиональной компетентности, формирующейся в рамках системы целевой подготовки. Выделяются принципы целевого обучения через положительные стороны системы.
Проведен исторический экскурс, рассмотрено целевое обучение в дореволюционной России, а также рассмотрен процесс становления данного института на современном этапе. На примере деятельности ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет», судебной практики выявлен ряд проблем по рассматриваемой теме, предложены варианты решения. Обоснована необходимость внесения изменений в действующее законодательство.
Abstract: the article provides a general analysis of the institution of targeted training as a special form of training. The peculiarity of targeted training for the training of lawyers is considered from the point of view of professional competence, which is formed within the framework of the targeted training system. The principles of the system of targeted training are highlighted through the positive aspects of this system.
A historical excursion is carried out, targeted education in pre-revolutionary Russia is considered, and the process of the formation of this institution at the present stage is considered. On the example of the activities of the Murmansk Arctic State University, judicial practice, a number of problems were identified on the topic under consideration, and solutions were proposed. The necessity to amend the current legislation has been substantiated.
Представленная тема отражает современное понимание образовательной системы через сущность таких категорий как «целевое обучение» и «профессиональная компетентность», что в общем смысле определено как профессионализм либо квалификационная составляющая сотрудника.
На основе мониторинга данных Ми-нобрнауки России за 2017 год выявлена неэффективность системы целевого обучения. Исходя из представленных документов и материалов, анализа статистических данных выявлена проблема невыполнения обязательств сторонами по договору.
С целью определения субъектного состава, выделим понятие «обучающийся-целевик», которое считаем необходимо конкретизировать в рамках ст. 56 Федерального закона РФ от 26.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»1 как «гражданина, обучающегося на основании договора о целевом обучении».
Актуальность исследуемого вопроса подтверждается тем фактом, что на сего-
1 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон : [принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г.; Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г. (ред. от 02.07.2021)] // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.
дняшний день отсутствует социальная поддержка обучающихся-целевиков (данное нарушение выявлено в 51% проанализированных договоров). Также установлено, что в 61% представленных договоров не устанавливается срок трудоустройства, то есть регионы, в чьих интересах проводилось обучение, остаются без специалиста, в результате чего кадровая проблема не решается1. Указанные эмпирические данные также свидетельствуют об актуальности рассматриваемой темы.
В рамках реализации национального проекта «Образование»2 была разработана программа целевого обучения. Посредством данной программы планировалось решить проблему кадровой обеспеченности регионов Российской Федерации, так как выпускнику вменяется обязанность трудоустройства на предприятии, оплачивающем образование.
Целевое обучение определено как образовательный процесс, направленный на оказание особой поддержки, кадровой составляющей организаций различных экономико-социальных сфер.
В частности, через институт целевого обучения предприятие на базе образовательного учреждения готовит специалиста, в котором есть необходимость.
Однако подчеркнем, что институт эффективного целевого обучения сформирован в рамках образовательно-профессиональной среды не только как возможность решения кадровых проблем конкретного предприятия. В масштабе страны - это своего рода развитие и поддержка социальной политики молодежи.
Вопросы определения образовательного потенциала по договорам целевого обучения определяют функционирование «социальных лифтов» молодых специалистов, становление и развитие перспектив обеспе-
1 Мониторинг данных по целевому обучению за 2019 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news (дата обращения 18.08.2021).
2 Паспорт национального проекта «Образование»: Протокол президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам: [утверждена 24 декабря 2018 г., № 16] // Документ опубликован не был. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 18.08.2021).
чения демографического пространства через формирование занятости трудоспособного населения, предотвращение миграционных процессов, вызванных невозможностью трудоустройства.
Основная задача целевого обучения -обеспечение кадровой основы для роста российской социально-экономической сферы через возможность получения бесплатного образования с перспективой достойного трудоустройства.
Государственное управление в сфере кадрового регулирования - это сложный механизм, элементом которого выступает целевое обучение как относительно новая модель ранее известной системы кадровой подготовки для различных отраслей экономики страны.
Следует особо отметить, что институт целевого обучения не является новым для системы образования. Впервые формирование целевого обучения было представлено системой «казенных кошт», обеспечивающих обучение в дореволюционной России за счет средств Российской Империи взамен обязанности отработки потраченных государственных средств в определенных учреждениях в строго установленный период. Данная система стала основой для развития целевых программ формирования специалистов.
Советское высшее образование не имело коммерческой основы, поэтому распределение выпускников ВУЗов непосредственно после окончания обучения на рабочие места можно расценивать как всеобщую целевую систему. А в 1960-х годах ведомственные акты официально закрепили понятие «целевая подготовка» при одновременном формировании целого механизма ее реализации с учетом особенностей плановой экономики3.
Приближенно к современным реалиям данная система применяется с 1995 г. в рамках Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-!4, а
3 Путило Н.В. Целевой приём в вузы: история, вопросы и новые перспективы // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2016. Т. 11. С. 30.
4 Об образовании: Закона Российской Федерации: [от 10 июля 1992г., № 3266-!] // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 30. - Ст. 1797 (Документ утратил силу).
также согласно постановлению Правительства РФ от 19.09.1995 № 9421.
В первоначальном виде целевое обучение было направлено на урегулирование рынка труда через систему обязательного трудоустройства, что сокращало безработицу, вызванную политической обстановкой 90-х годов.
Таким образом, целевое обучение как форма подготовки необходимых кадров имело место в различные периоды развития российского общества и в своем современном понимании сформировалось на базе советского образовательного законодательства.
Современное правовое регулирование системы целевого обучения основано на Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ2 (далее - Закон 273-ФЗ) и постановлении Правительства РФ от 13.10.2020 № 16813.
Исходя из анализа сущности целевого обучения, приведенного в данной статье, следует подчеркнуть общие концепции формирования процесса обучения обучающихся по направлению «Юриспруденция». При этом отметим, что под понятием «юрист» с точки зрения профессии понимается деятельность, выполняемая на основе специализированной, профессиональной подготовки с учетом принятых стандартов. Несмотря на обширность видов юридической деятельности и трудовых обязанностей, специфика выделенных особенностей единой группы «Юриспруденция» в про-
фессиональной сфере применима ко всем направлениям4.
Что касается непосредственно механизма целевого обучения, то вся система построена на принципах квотирования и договорной основы. Такой подход определен Законом 273-ФЗ.
При это целевое обучение может как допускать поступление по специальной квоте, так и допускать возможность ее отсутствия. Квота целевого приема - это доля от всех бюджетных мест, по которой есть целевой набор на ту или иную специальность. Долю и субъекты РФ для трудоустройства ежегодно утверждают Правительство РФ и регионы.
Относительно вопросов квотирования следует отметить, что расчет доли предоставляемых мест производится ежегодно на основании заявок работодателей, а также региональных представителей органов власти через Минобрнауки России при учете динамики целевого приема и итогов целевых программ за прошлые годы. Квотирование определено в процентном соотношении к общему числу бюджетных мест.
По специальности «Юриспруденция», согласно распоряжениям Правительства РФ от 28.11.2020 № 3161-р5, а также от 21.06.2021 № 3303-р6, долевое соотношение выделяемых для обучения на целевой основе мест выражено процентной составляющей от числа общего объема и составляет 15%.
Так, в ФГБОУ ВО «Мурманский арктический государственный университет» на
1 О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным об-ра-зование: Постановление Правительства РФ: [от 19 сентября 1995г., № 942] // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 39. - Ст. 3777 (Документ утратил силу).
2 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон: [принят Гос. Думой 21 декабря 2012 г.; Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г. (ред. от 02.07.2021)] // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.
3 О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования: Постановление Правительства РФ: [от 13 октября 2020г., № 1681 (ред. от 20.07.2021)] // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 43. -Ст. 6783.
4 Жукова И.А. Формирование профессиональной компетентности юриста в процессе обучения в вузе // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2010. № 3. С. 119.
5 Об установлении на 2021 год квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета: Распоряжение Правительства РФ: [от 28 ноября 2020 г., № 3161-р] // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 49. -Ст. 8008.
6 Об установлении на 2022 год квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета: Распоряжение Правительства РФ: [от 23 ноября 2021г., № 3303-р] // Документ опубликован не был. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 28.11.2021).
2021 год по договорам о целевом обучении по соответствующим уровням образования поступило 26 человек (из них: 23 договора -по уровню бакалавриат/специалитет, 3 - аспирантура)1.
Финансирование обучения по установленным квотам осуществляется за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета РФ.
Структура института договорных отношений в рамках целевого обучения определена постановлением Правительства РФ от 13 октября 2020 г. № 1681. Именно данным нормативно-правовым документом установлена типовая форма договора при условии целевого обучения в интересах федерального государственного органа.
Важно подчеркнуть, что сам договор между сторонами может быть заключен исключительно на конкурсной основе и при обязательном трудоустройстве после получения диплома.
Стоит также отметить сущность образовательных программ в рамках целевой направленности: это перспектива развития системы бюджетных мест по востребованным специальностям, что объясняется фактическим финансированием обучения будущего специалиста за счет средств предприятия, то есть для обучающегося это своего рода возможность получения бесплатного образования.
Особенностью системы целевого обучения можно выделить перспективу формирования кадрового потенциала для организаций всех форм собственности. Именно посредством развития целевого обучения в стране будет реализована подготовка необходимых специалистов, которым по окончанию образовательной программы предоставляется трудоустройство, а предприятия гарантированно получают грамотного специалиста в рамках специфики отраслевой принадлежности.
В большей степени через целевое обучение восполняется кадровый состав государственных и муниципальных органов власти, учреждений различных социально-экономических сфер, таких как больницы,
1 Ответ на запрос Прокураторы Октябрьского административного округа от 17.11.2021 №1-012021.
поликлиники, досугово-культурная сфера и т.д. Данный подход объясним тем, что выпускник по программе целевого обучения обязан отработать в компании, оплачивающей его учебу, в течение минимум 3 лет, максимум 5.
Все нововведения в системе целевого обучения формируют устойчиво-развивающийся механизм, который отражает развитие ситуации на рынке труда в субъектах РФ.
Здесь необходимо подчеркнуть, что компетентность юриста, которая отражает лишь часть профессионализма, выступает более широким понятием уровня овладения профессией.
Определяя важность процесса подготовки кадров по направлению «Юриспруденция», следует отметить, что особое место в данном процессе отведено профессиональной составляющей системы обучения. В частности, в рамках обучения обучающийся формирует теоретическую и практическую профессиональную базу, что позволяет глубже понять будущую специальность.
Сущность указанного института образовательной системы на современном этапе заключается в том, что организация, выступающая в качестве заказчика, предварительно определяет лицо, которое будет обучаться в учебном учреждении по той специальности, которая необходима предприятию. Особенностью является и факт гаран-тированности. То есть по окончании обучения заказчик обязан принять на работу выпускника, а последний должен выполнить условия учебного процесса. Примером таких условий выступает успеваемость, участие в научной программе учебного заведения и т.д.
Что касается самого определения, то согласно п. 2 Постановления № 1681, под дефиницией «целевое обучение» понимается система механизмов и средств подготовки специалистов среднего профессионального, а также высшего образования посредством заключения трехстороннего договора. Субъектами такой договорной образовательной системы выступают абитуриент либо обучающийся, учебное заведение, а так-
же предприятие либо учреждение, нуждающиеся в данном специалисте1.
Раскрывая особенности целевого обучения в рамках специальности «Юриспруденция» необходимо отразить проблемные аспекты. В частности, в сфере правового обеспечения жизнедеятельности Мурманской области имеет место нехватка квалифицированных кадров.
Данная проблематика характеризуется системностью, так как в своей совокупности отражает вопросы кадрового перераспределения бюджета с целью формирования специалистов в области права для правоохранительных органов субъекта, а также подразделений правового обеспечения коммерческих организаций.
При рассмотрении целевого обучения специалистов по юриспруденции с точки зрения государственного управления следует определить два вида реализации исследуемой формы образовательного процесса:
- бюджетное целевое обучение;
- внебюджетное целевое обучение.
При э том обе формы в своей совокупности представляют общую систему кадрового обеспечения. То есть целевое обучение можно определить как связующее звено между предприятиями и юристами различных отраслей.
Таким образом, система реализации образовательной программы целевого обучения - это механизм удовлетворения экономических потребностей производств в кадрах различного уровня, приобретающий эффективный, профессиональный и гарантированный характер.
Однако отметим проблему конкурентоспособности ВУЗов Мурманска, которые занимаются подготовкой будущих юристов. В частности, решением кадровой проблемы органов прокуратуры Мурманской области занимаются специализированные учебные заведения Российской Федерации, реализующие обучение в рамках целевой подготовки. Что касается высших учебных заведений
1 О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования: Постановление Правительства РФ: [от 13 октября 2020г., № 1681 (ред. от 20.07.2021)] // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 43. -Ст. 6783.
в регионе, то выпускники в большей степени не в состоянии трудоустроиться и конкурировать с целевиками специализированных ВУЗов. Для обеспечения реализации своих профессиональных компетенций выпускники уезжают за пределы Мурманской области, а отдаленные территории региона претерпевают острую нехватку юристов в различных социально-экономических областях.
Рассматривая целевое обучение на примере МАГУ отметим, что программа реализуется на основании как федерального законодательства, так и локальных нормативных документов, к примеру, на основании «Правил приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в ФГБОУ ВО МАГУ на 2020/2021 год», где в разделе Х определены особенности организации приема, а в разделе XI «Правила приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалите-та, программам магистратуры в ФГБОУ ВО МАГУ на 2020/2021 год».
На основании проведенного анализа можно выделить особенность целевого обучения - финансовая поддержка обучающегося в период освоения профессиональной программы. Существенным условием договора выступает стипендиальное обучение, что закреплено в ч. 2 ст. 56 Закона № 273-ФЗ. Согласно указанной правовой норме договорными обязательствами предусмотрены меры стимулирования за время обучения, включая финансовое обеспечение. Такими мерами материальной поддержки являются оплата жилого помещения, стипендиальная программа, обеспечение проездными документами к месту учебы и т.д.
Следует отметить, что материальное обеспечение целевика полностью возлагается на заказчика - организацию, которая нуждается в данном специалисте.
При этом бюджетная форма подразумевает оплату обучения и стипендиальные программы за счет соответствующего министерства. К примеру, при подготовке следователей в отдаленный район Мурманской области финансирование обеспечено Министерством внутренних дел.
А в случае, если обучающийся-целевик обучается в рамках договора внебюджетного целевого обучения, то оплата всех расходов за данного обучающегося возложена на определенное предприятие. Например, для подготовки юристов в отдел правового обеспечения Мурманского отделения Ростелекома, компания финансирует обучение и стипендию из собственных средств.
Также следует рассмотреть третий вариант целевого обучения с точки зрения смешенного финансового обеспечения. Например, компания ООО «Ромашка» заинтересована в квалифицированном специалисте, который на момент трудоустройства будет обладать соответствующими знаниями не только в области права, но и понимать специфику работы организации. В данном случае можно заключить договор целевого обучения в рамках материальной поддержки с обучающимся на общепринятой бюджетной основе по специализации «Юриспруденция».
Стоимость обучения и стипендия финансируется бюджетом, а организация обязуется предоставить целевику место для прохождения практик в период обучения, при необходимости обеспечить информационной базой для выполнения как трудовых, так и научно-исследовательских работ. В качестве привлечения заинтересованности обучающегося возможно финансовое обеспечение участия в конференциях, тренингах в рамках правовой сферы, необходимой для дальнейшей работы в компании.
Анализируя все стороны договора целевого обучения стоит отметить, что вся система целевого обучения в своей совокупности отражает баланс интересов государства в лице предприятий различных отраслей экономики и человеческих интересов через механизм заказа.
В данном случае необходимо выделить принцип эффективности соотношения интересов общества, предприятия и населения как формирование системы высококачественного среднего профессионального, а также высшего образования. Кроме формирования грамотных и высокопрофессиональных специалистов программа целевого обучения обеспечивает гарантированное
трудоустройство, что способствует кадровой наполняемости и профессиональному росту специалистов.
Однако на практике может возникнуть следующая проблема: обучающийся в рамках целевой программы, получив высшее образование и успешно освоив программу обучения, не может быть принят в организацию по договору о целевом приеме в связи с наличием заболевания, препятствующего работе по специальности.
В данном случае возникает вопрос о правомерности предъявления организацией к выпускнику требований о компенсационных выплатах в связи с несением расходов на его обучение, а также иных мер финансовой поддержки.
При условии, что заболевание выявлено после окончания обучения, истребовать финансовую составляющую договора целевого обучения предприятие не вправе, что следует из положения ч. 1 ст. 56 Закона 273-ФЗ, так как целевой прием осуществляется на основании установленных Законом 273-ФЗ квот.
Одним из существенных условий в договоре целевого обучения выступает трудоустройство выпускника согласно полученной профессии и квалификационным требованиям, установленным в договоре.
За неисполнение указанных условий договора выпускник обязан понести материальную ответственность путем полного возмещения расходов обучающей организации, а также оплатить штрафные санкции, выражающиеся двукратным размером. Однако, в любых договорных правоотношениях могут иметь место исключения.
Возмещение организационных расходов и уплата штрафа, согласно пп. «а» п. 7 типовой формы целевого образовательного договора, исключаются при наличии заболеваний, в связи с которыми выполнение трудовых функций не может быть осуществлено.
Следует отметить, что в рамках типовой формы договора о целевом обучении, сторонами должны быть определены основания исключения ответственности при не трудоустройстве, что указано в сноске 2 к п. 7.
Исходя из положений трудового законодательства, а именно ст. 5 ТК РФ, правоотношения как трудового, так и иного взаимосвязанного характера подлежат правовому обеспечению нормами трудового права. Статьей 207 ТК РФ определено основание возврата расходов работодателю за время обучения обучающегося в случае невыполнения договорных обязательств после окончания учебы без уважительных причин.
Перечень уважительных причин предполагает наличие болезни, исключающей выполнение трудовых функций.
Анализ судебной практики по данному вопросу позволяет сделать вывод, что семейные обстоятельства также могут являться уважительной причиной отказа от выполнения обязательств по целевому обучению. Данный вывод основан, например, на Определении Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 14.09.2021 по делу № 88-18341/20211.
Гражданка «А» заключила договор целевого обучения с МБУЗ Отрадненской ЦРБ. Согласно указанному договору МБУЗ Отрадненской ЦРБ обеспечивает финансовую поддержку на период обучения за счет ЦРБ гражданки «А» в ВУЗе по краевой целевой программе «Врачебные кадры для сельского здравоохранения» по специализации «Педиатрия».
На основании данных правоотношений ГОУ ВПО «Кубанский государственный медицинский университет» Минздрава России оформил договорные отношения с гражданкой «А» за № 138-15, согласно которым обязался принять абитуриентку на целевую подготовку.
За период обучения гражданка «А» вступила в законный брак и сменила фамилию. Окончив обучение, получила диплом по специальности «Врач-педиатр».
Законный супруг гражданки «А» в тот же период окончил военное училище и был распределен на место службы.
Учитывая распределение супруга, гражданка «А» написала заявление о невоз-
1 Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 14 сентября 2021г., по делу № 88-18341/2021 Документ опубликован не был [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 23.10.2021).
можности выполнения условий договора целевого обучения в связи с тем, что место работы не совпадает с местом службы супруга, аргументировав данный факт «семейными обстоятельствами».
Судом на основании представленных данных, в соответствии со ст. 56 Закона № 273-ФЗ, а также согласно пп. 6 - 7 постановления Правительства РФ «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием» установлено, что основания для расторжения договора с освобождением «А» от исполнения трудовых обязанностей, а также снятия неустойки, имеют место в полном объеме, ввиду положения о том, что при распределении военнослужащих на место службы супруга освобождается от возмещения затрат учебному заведению и работодателю по договорам целевого обучения, так как учеба ей предоставлена не по месту службы ее супруга.
Следующей проблемой системы целевого обучения необходимо выделить вопросы взаимозависимости составляющих элементов, а именно обучающегося, организации, нуждающейся в квалифицированном юристе, и учебного заведения, обеспечивающего подготовку по специальности «Юриспруденция».
В данном случае рассматривается вопрос необходимости подготовки специалистов правовой сферы с целью формирования реализации правовой работы предприятий.
Компонентами данной системы взаимодействия являются образовательный стандарт, практика в период обучения, а также обязательное трудоустройство согласно специализации.
Система взаимозависимости выражена в том, что организация нуждается в юристах определенной специализации, ввиду проблемы трудовой миграции из региона подбор необходимого специалиста затруднен.
Согласно проведенному анализу учебных заведений высшего образования в Мурманской области, в программе которых предусмотрена специальность «Юриспруденция» - 4, ВУЗы общей направленности, бюджетных мест не предусмотрено. Стои-
мость обучения за 4 года в МАГУ по специальности «Юриспруденция» - 810 500 руб.
Студент, у которого имеется огромное желание в получении высшего образования по специальности «Юриспруденция», но не имеющего возможности оплаты за свое обучение в связи с введением системы целевого обучения, при заключении договора, реализуют свою потребность.
Связующим звеном выступает ВУЗ.
Вся управляющая система процесса целевого обучения конкретизируется через ступень решений и действий, что и формирует смысловую нагрузку целевого обуче-
ния1.
Как было указано выше, основой подготовки юристов, включая обучающихся в рамках целевой программы, является подготовка профессиональных и компетентных специалистов.
Что касается компетенционной части, то отметим, что в системе юридического образования федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 13 августа 2020г., № 1011 предусмотрен перечень компетенций, необходимых для формирования специалистов в данной обла-
сти2.
Отражая сущность профессиональных компетенций, стоит отметить, что разработка теории выделения компетенций в процессе образовательной деятельности принадлежит американским психологам, выделяющим особенности неэффективной деятельности сотрудников при учете их безупречного образования. Тем самым в рамках теории компетенций была отмечена их важность как компонента прогнозирования эффективности выполнения трудовых функций с учетом полученного образования.
1 Елина Е.Г. Целевое обучение: социальные риски и их преодоление // Известия Саратовского университета. - Нов. сер. Сер. Социология. Политология. -2018. - Вып. 4. С. 373-377.
2 Симаева Н.П. профессиональные компетенции студентов зкономических и юридических специальностей: общее и особенное в содержании и условиях формирования // Вестник ВолГУ. - 2010. - Серия 6. Вып. 1- 2. С. 50.
Итак, совершенствование правовой системы целевого обучения позволило сформировать особый институт кадрового потенциала с учетом взаимодействия обучающихся и работодателей, выявления нуждающихся в кадровых ресурсах сфер экономики, а также регионов, что позволит сформировать базу компетентных специалистов в различных областях юриспруденции через призму целевой подготовки.
Основа развития и совершенствования системы целевого обучения как комплекса взаимодействия обучающихся, предприятий и учебных заведений представлена компромиссом интересов всех сторон договорных правоотношений, выраженным в конкретных действиях.
При этом обязательным моментов выступает анализ всех сторон договора целевого обучения исходя из целесообразности, осмысленности и творческого подхода к договорным правоотношениям между обучающимся, предприятием либо государством, муниципалитетом (в случаях обеспечения кадрового состава государственных и муниципальных организаций). Такое положение обеспечивает качество освоения программы.
Таким образом, считаем необходимо сформировать алгоритм процесса заключения и реализации договора целевого обучения, в котором важно учесть опыт решения имеющих место проблемных моментов, а также необходимо провести анализ ценностных ориентиров, характеризующих механизмов и экономических составляющих участников.
Относительно правовой основы правоотношений в области целевого обучения следует подчеркнуть важность как конкретных нормативно-правовых актов, так и договорных обязательств. Именно многосторонний договор является каркасом всей системы целевого обучения.
Важной особенностью при заключении договора целевого обучения является координация сторон договора - основная цель формирование кадрового потенциала страны.
Выделяя особенности целевого обучения, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, это построение системы на принципе гарантированности, что позволяет обучающемуся быть уверенными в наличии работы. Именно гарантия трудоустройства выпускника учебного заведения выступает базовым преимуществом системы целевого обучения. Для предприятия это гарантия заполняемости вакантных мест.
При этом принцип гарантированности обеспечен штрафными санкциями как к обучающемуся, так и к организации. При отказе в трудоустройстве либо недобросовестном обучении обучающийся-целевик обязан возместить затраты на обучение в форме компенсации.
Также штрафные меры применимы и к организации, не трудоустроившей выпускника в рамках договорных обязательств, что отражено в ч. 6 ст. 71.1 Закона № 273-ФЗ.
Во-вторых, обеспечение финансирования - это форма бюджетности предоставления образования населению с учетом получения стипендии.
В-третьих, на базе работодателя обу-чающийся-целевик проходит практики согласно учебному плану, что позволяет еще на этапе обучения ознакомиться с основами специальности, особенностями сферы обес-
печения предприятия и вникнуть в рабочий процесс, а предприятию «присмотреться» к будущему работнику и акцентировать внимание обучающегося на особенностях рабочего процесса.
В связи с изложенным видится целесообразным на базе учебного заведения организовать совет, объединяющий работодателей и руководителей кафедр, факультетов по направлению подготовки «Юриспруденция». Именно координация позволит выявить кадровый потенциал правовых сфер, возможность отбора персонала на этапе обучения с предоставлением места практик и дальнейшим трудоустройством.
Такое взаимодействие необходимо отразить в рамках выработанной нами концепции целевого обучения через систему механизмов партнерских программ. Считаем важным дополнить Закон №273-ФЗ положением о координационном совете, а также разработать поэтапный процесс алгоритма действий с учетом определения целей и потребностей всех сторон договорных правоотношений. Указанный алгоритм ввести в действие Постановлением Министерства образования и науки РФ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК
1. Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]: федеральный закон: [от 30 декабря 2001г., № 197-ФЗ (в ред. от 28.06.2021, с изм. от 06.10.2021)] // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
2. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Текст]: федеральный закон: [от 29 декабря 2012 г., № 273-ФЗ (в ред. от 02.07.2021)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.
3. Российская Федерация. Постановления. О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования [Текст]: Постановление Правительства РФ: [от 13 октября 2020г., № 1681 (в ред. от 20.07.2021)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2020. - № 43. - Ст. 6783.
4. Российская Федерация. Распоряжения. Об установлении на 2022 год квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета: Распоряжение Правительства РФ: [от 23 ноября 2021г., № 3303-р] // Документ опубликован не был. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 28.11.2021).
5. Российская Федерация. Распоряжения. Об установлении на 2021 год квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета [Текст]: Распоряжение Правительства РФ: [от 28 ноября 2020 г., № 3161-р] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2020. - № 49. -Ст. 8008.
6. Российская Федерация. Протоколы. Паспорт национального проекта «Образование» [Текст]: Протокол президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому разви-
тию и национальным проектам: [утверждена 24 декабря 2018 г., № 16] // Документ опубликован не был. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 18.08.2021).
7. Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 14 сентября 2021г., по делу № 88-18341/2021 Документ опубликован не был [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 23.10.2021).
8. Российская Федерация. Законы, утратившие силу. Об образовании [Текст]: Закона Российской Федерации: [от 10 июля 1992г., № 3266-I] // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. -№ 30. - Ст. 1797.
9. Российская Федерация. Постановления, утратившие силу. О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием [Текст]: Постановление Правительства РФ: [от 19 сентября 1995г., № 942] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1995. - № 39. - Ст. 3777.
10. Ответ на запрос Прокураторы Октябрьского административного округа от 17.11.2021 №1-01-2021.
11. Елина, Е.Г. Целевое обучение: социальные риски и их преодоление / Е. Г. Елина // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. - 2018. -Вып. 4. С. 373-377.
12. Жукова, И.А. Формирование профессиональной компетентности юриста в процессе обучения в вузе / И. А. Жукова // Право. Журнал Высшей школы экономики. - 2010. - № 3. С. 118-127.
13. Катушонок, И.Ю. Акмеологический подход к исследованию профессиональной деятельности студентов и специалистов в области управления персоналом / И. Ю. Катушонок // Научное мнение. - 2019 . - №7-8. С. 43-48.
14. Ланин, С.В. Целевое обучение как приоритетное направление комплектования органов внутренних дел Российской Федерации / С. В. Ланин // Академическая мысль. - 2021. - № 2 (15). С. 58-62.
15. Мониторинг данных по целевому обучению за 2019 г. - Текст: электронный // Minobrnauki: [сайт]. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news (дата обращения 18.08.2021).
16. Новикова, Н.В. О трудоправовых признаках договора о целевом обучении / Н. В. Новикова // Приложение к Российскому юридическому журналу. - 2019. - № 2. С. 3440.
17. Путило, Н.В. Целевой приём в вузы: история, вопросы и новые перспективы / Н. В. Путило // Ежегодник российского образовательного законодательства. - 2016. - Т. 11. С. 30.
18. Симаева, Н.П. профессиональные компетенции студентов зкономических и юридических специальностей: общее и особенное в содержании и условиях формирования / Н. П. Симаева // Вестник ВолГУ. - 2010. - Серия 6 (Вып. 12). С. 50-58.
19. Трофимова, Е.В. Формирование профессиональных навыков юриста в рамках изучения правового института создания субъектов предпринимательства / Е.В. Трофимова // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. - 2018. - № 3 (43). С. 50-60.
20. Швалева, Е.С. Обеспечение трудовой мобильности средствами трудового права: автореферат дис. ... кандидата юридических наук / Е.С. Швалева. - Екатеринбург, 2020. -25 с.
Дата поступления: 30.12.2021