search work: Abstract of a thesis ... of a Doctor of Pedagogical Science. - M., 2002. - 40 p.
12. Lotareva T.Yu. Problems and prospects of student scientific and research work in the Far East: from the experience of some higher schools of Khabarovsk // Bulletin of VSPU. - 2016. - P. 19-22.
13. Lud N.G., Solodkov A.P., Gurina N.S., Konevalo-va N.Yu., Kosinets V.A. Educational and research work of students in a medical hogher school // Bulletin of the VSMU. - 2006. - Vol. 5, № 1. - P. 1-10.
14. Momot A.I. Organizational and methodological fundamentals for activation of NIRS system functioning. - M.: SRI of higher education, 2001. -88 p.
15. Novoselova A.Yu., Firsova S.P. Student scientific and research work as a factor in improving competitiveness of future specialists // Alma Mater. - 2012. - № 11. -P. 34-39.
16. Nuzhnova S.V. Student scientific and research work as a component of the preparation to the Professional Mobility Mechanism Forming // Bulletin of ChSPU. -2009. - № 6. - P. 128-136.
17. Piskunov M.U. Organization of student academic work. - Minsk: Publishing House of the BSU, 1982. -142 p.
18. Ryndina Yu.V, Byrdina O.G., Valetova G.V Research competency of students: their development // Competence of specialists. - 2014. - № 3. - P. 53-57.
19. Shneider E.M., Dimitryuk Yu.S. Methods of research competence formation in the students of a higher school // Modern Problems of Science and Education. -2017. - № 6.
20. Shcherbakova T.N., Kladko A.I. Communicative competence of a teacher as a professional resource // State and Municipal Management. Bulletin of NKASS. -2014. - № 4. - P. 199.
Координаты для связи с автором: Крапивина Ирина Владимировна - старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ДВГМУ, тел. +7-909-858-10-97, e-mail: [email protected].
□□□
http://dx.doi.org/10.35177/1994-5191-2019-l-57-61 УДК 378.141:311.27]:378.661(571.62-25)"2013/2018"
Н.В. Чернышева, В.П. Молочный, К.В. Жмеренецкий, Т.В. Чепель
МОНИТОРИНГ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЦЕЛЕВОГО ПРИЕМА В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Дальневосточный государственный медицинский университет, 680000, ул. Муравьева-Амурского, 35, тел. 8-(4212)-30-53-11, e-mail: [email protected], г. Хабаровск
Резюме
В статье проведен анализ динамики показателей целевого приема и обучения в ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России за период с 2013 г. по 2018 г., проведена сравнительная оценка проходного балла на места целевого приёма и основные места в зависимости от специальности (направления подготовки), среднего балла единого государственного экзамена (ЕГЭ); проанализированы договоры о целевом обучении с оценкой мер социальной поддержки, а также сформулированы предложения по совершенствованию мероприятий целевой подготовки врачебных кадров.
Ключевые слова: целевое обучение, целевой прием, медицинские кадры, медицинский вуз, контрольные цифры приема (КЦП), целевая квота, проходной балл.
N.V. Chernysheva, V.P. Molochny, K.V. Zhmerenetsky, T.V. Chepel
TARGET ENROLLMENT EFFICENCY INDEXES MONITORING AT THE FAR EASTERN
STATE MEDICAL UNIVERSITY
Far Eastern state medical university, Khabarovsk Summary
The article analyzes the dynamics of the indicators of target enrollment and education at the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education of the Far Eastern State Medical University of the Ministry of Health of Russia for the period from 2013 to 2018, a comparative assessment of the passing score for the places of targeted enrollment and the main places depending on the specialty (training direction) was made, average mark of a unified state exam (USE) was analyzed; the agreements on targeted training with the assessment of measures of social support were analyzed, as well as proposals were formulated to improve the activities of targeted training of medical personnel.
Key words: targeted education, targeted enrollment, medical personnel, medical school, admission control figures (CCP), target quota, pass rate.
Основной целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2020 года является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг Поставленную цель невозможно достичь без укрепления кадрового потенциала медицинской отрасли, при этом выпускники медицинских вузов рассматриваются как основной кадровый резерв [1].
Механизм гарантированного трудоустройства молодых специалистов в регионе, который планирует ликвидировать кадровый дефицит по конкретной специальности (направлению подготовки) или в отрасли в целом по региону, реализуется через целевое обуче-
ние граждан. Несмотря на то, что квота целевого приема в медицинские вузы в рамках общего количества мест на обучение за счет средств федерального бюджета увеличивается год от года, проблема обеспечения медицинских учреждений квалифицированными специалистами и возврата в регионы «целевиков» повсеместно остается острой и нуждается в мониторинге и анализе [2, 3].
Изучение организации целевого приема, совершенствование целевого обучения особенно актуально для ДФО в связи с оттоком кадров в центральные регионы страны и крайним дефицитом врачебных кадров в отдаленных территориях в условиях низкой плотности населения.
Материалы и методы
Проведен анализ организации целевого приема и целевого обучения студентов федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточный государственный медицинский университет» Министерства
здравоохранения Российской Федерации (далее -ДВГМУ) по данным отчетных форм приемной комиссии и отдела планирования и контроля качества обучения.
Результаты и обсуждение
В связи с демографической обстановкой 1995-2000 годов общее количество абитуриентов за последнее пятилетие неуклонно сокращалось, достигнув рекордно низкого значения в 2017 году [4]. Но, несмотря на это, план приема на обучение для ДВГМУ на места, финансируемые за счет средств федерального бюджета (бюджетная форма обучения) постоянно увеличивался и в приемную кампанию 2017 года превысил показатель 2013 года на 28,6 % и 2016 года - на 15,7 %. Основной прирост произошел за счет увеличения КЦП на обучение по специальности «Лечебное дело» - 41,4 % (рис. 1).
Рис. 2. Динамика квоты целевого приема на обучение в ДВГМУ за период 2013-2018 гг.
Рис. 1. Динамика контрольных цифр приема на обучение по образовательным программам высшего образования (специалитет) на места, финансируемые за счет средств федерального бюджета за период 2013-2018 гг.
Для решения кадровых проблем субъектов ДФО квота целевого приема на обучение в ДВГМУ за последнее пятилетие удвоилась (рис. 2).
Увеличение целевых мест происходило преимущественно за счет увеличения квоты приема для «целевиков», поступающих на клинические специальности. Удельный вес КЦП (контрольных цифр приема) для целевого обучения по специальности «Лечебное дело» увеличился к 2017 году с 45,4 % до 64,8 % (рис. 3).
Рис. 3. Доля квоты целевого приема в структуре контрольных цифр приема на бюджетную форму обучения в ДВГМУ за период 2013-2018 гг.
Высокая востребованность целевой подготовки и повышение качества профориентационнной работы подтверждается ростом показателей выполнения плана целевого набора на обучение по специальностям: «Лечебное дело» и «Стоматология» до 100 % в 2018 году (в 2013 году - 93 % и 75 % соответственно), «Педиатрия» - с 77 % до 97 % и «Фармация» - с 63 % до 88 %.
В структуре заказчиков целевого набора бессменным лидером выступает Министерство здравоохранения Хабаровского края (более 50 % от всех целевых мест); Еврейская автономная область - 10 %, Камчат-
ский край и Республика Саха (Якутия) - по 9 %, Сахалинская область - 6 %. В 2018 году состав учредителей обновился за счет вхождения в него Республики Бурятии.
Впервые с 2017 года были выделены квоты целевого приёма в медицинский вуз для жителей монопрофильных муниципальных образований. К обучению в ДВГМУ в 2017 году смогли приступить семь абитуриентов для городских поселений Чукотского автономного округа (городские поселения Певек и Берингов-ский), Еврейской автономной области (Теплоозерское городское поселение), Хабаровского края (рабочий поселок Чегдомын, Эльбанское городское поселение).
Предполагается, что такая практика приема на целевое обучение должна ликвидировать нехватку кадров медицинской отрасли в наиболее отдаленных и нуждающихся территориях, способствовать возврату выпускника в регионы после окончания обучения.
Важно отметить, что эффективность целевого обучения в рамках решения кадровых проблем осложняется рисками возврата специалистов и трудоустройства их по месту целевого направления после окончания обучения в вузе. Структура рисков многолика [5].
В литературе неоднократно отмечалось, что система целевого обучения нередко используется как возможность гарантированного поступления на обучение в вуз для лиц с низкой базовой подготовкой, что с высокой степенью вероятности завершается академической неуспеваемостью «целевика» с последующим прекращением его обучения. Эта ситуация находит свое подтверждения и по данным мониторинга проходного балла и среднего балла ЕГЭ поступающих на целевое обучение в ДВГМУ.
За весь период наблюдения проходной балл на целевые места как правило был в 1,2 раза ниже, чем проходной балл на основные места по всем специальностям (таблица). Обратная картина наблюдалась в период приемной кампании 2014 года для поступающих на обучение по специальности Лечебное дело и в 2016-2018 годах для поступающих на обучение по специальности Фармация, что произошло на фоне снижения проходного балла для абитуриентов по конкурсу на основные места на обучение по этим специальностям.
Самый высокий показатель проходного балла независимо от формы обучения сохраняется на стоматологическом факультете (на основные места - 232,4±4,5, по целевой квоте - 192,8±2,7), что объясняется небольшим количеством мест, престижностью профессии и высокой мотивацией хорошо подготовленных абитуриентов. Аналогичные показатели при поступлении на клинические специальности сохраняются самыми низкими на педиатрическом факультете: 181±3,8 и 165,4±4,5 соответственно.
Средний балл ЕГЭ как один из показателей уровня базовой подготовки поступающих в ДВГМУ по договору о целевом обучении, к сожалению, неуклонно падает ^2=0,942), что свидетельствует о необходимости усиления профориентационной работы в школьной среде и организации более качественного отбора абитуриентов на места целевой подготовки (рис. 4).
Эффективность целевого обучения в значительной мере определяется успешностью освоения образовательных программ «целевиками» и уровнем их академических потерь.
Таблица
Сравнительная оценка проходного балла на основные места и места целевого приема
Лечебное дело Педиатрия Стоматология Фармация
Год основные места я аа вт основные места я аа вт основные места я аа вт основные места я аа вт
3 9 я 3 9 я 3 9 я 3 9 я
2013 219 213,3 212 195,5 251 196,3 213 164,3
2014 168 183,9 162 176,2 233 188,3 191 191,3
2015 214 158,9 177 153 250 205 162 160,3
2016 213 179,8 188 155,3 242 183,6 172 189,7
2017 214 148,3 192 182,3 216 - 159 183,0
2018 212 175,7 186 160,3 221 191 174 173,7
Средний балл ЕГЭ по целевой квоте
я2
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
2013- 204,2 169 ± 181 ± 165,4 ± 232,4 ± 192,8 ± ± ,6 71 179,6 ±
2018 ± 5,9 5,1 3,8 4,5 4,5 2,7 3,6 4,1
Рис. 4. Динамика среднего балла ЕГЭ целевиков в ДВГМУ за период 2013-2018 гг.
По данным статистической отчетности ДВГМУ, из целевого набора 2012 года по специальностям: «Лечебное дело» - из 63 «целевиков» успешно завершили обучение в 2018 году всего 39 человек (62 %); «Педиатрия» - из 28 «целевиков» - только 8 человек (23 %). Из года в год более 20 % студентов, поступивших на обучение по договору о целевом приеме, отчисляются за академическую неуспеваемость по дисциплинам 1-2-го курса. На лечебном факультете из целевого набора 2016 года продолжили обучение на 3-м курсе 74 % студентов, на педиатрическом - 65 %, на стоматологическом - 90 %.
Максимальный показатель академических потерь «целевиков» на первых курсах обучения обусловлен проблемами адаптации студентов-первокурсников к требованиям высшей школы, которые усугубляются вышеуказанной их низкой базовой подготовкой.
Другим важным моментом эффективности целевого обучения для решения кадровых проблем территорий является сам договор о целевом обучении, определяющий в том числе права и обязанности заказчика целевого обучения и обучающегося.
Анализ договорных обязательств участников целевого обучения выявил основание для закономерно низкой финансовой ответственности «целевиков» за обучение в вузе, предоставленное за счет средств
федерального бюджета. Это выразилось в полном отсутствии социальной поддержки студента на период его обучения со стороны потенциального работодателя (заказчика целевого обучения) либо минимальных разовых выплат: на оплату проезда на практику и обратно - в 35 % случаев, оплату проживания в общежитии - 9 %, медосмотр - 21 %). Выплата ежемесячных стипендий предусмотрена менее чем в половине случаев, и в размере от 100 до 500 рублей. Стипендии до 5 000-10 000 рублей в месяц были предусмотрены в единичных случаях и только для «целевиков» северных регионов Дальнего Востока и Сахалинской области.
Практически отсутствовали любые формы кураторства студентов со стороны органов здравоохранения, заключивших договоры о целевом приеме на обучение. Благодаря активной инициативе руководства ДВГМУ и по согласованию с территориальными органами управления здравоохранения в 2017/2018 учебном году 550 чел. (95,3 % от всего контингента обучающихся по целевому договору) были целенаправленно распределены на производственную практику в медицинские учреждения, в которые планируется их трудоустройство по окончании обучения в вузе. Из 337 «целевиков» Хабаровского края 103 человека направлены были в медицинские учреждения г. Комсомольска-на-Амуре (города президентского внимания) и 142 студента - в районные больницы края.
Таким образом, мониторинг показателей целевого обучения и факторов, определяющих его эффективность, является одной из составляющих целого комплекса организационно-правовых мероприятий в системе государственного управления, образовательной среде, во взаимоотношениях работодателя и обучающихся (рис. 5). Для повышения эффективности целевого обучения, призванного решать кадровые проблемы в медицинской отрасли, необходимо уделять должное внимание мотивированному подбору наиболее хорошо подготовленных абитуриентов, развивать формы профориентационной работы среди школьников и довузовской подготовки потенциальных абитуриентов.
Общепризнано, что процесс регулирования механизма целевого обучения достаточно сложен и требуется время, чтобы полностью усовершенствовать его, прибегая к анализу показателей адаптации студентов. Для обеспечения гарантированного трудоустройства выпускника необходимо повысить ответственность сторон-участников договора о целевом обучении путем предоставления от заказчика весомого пакета социальных услуг на период обучения, четкого определения условий трудоустройства выпускника (срок и период обязательного трудоустройства), укрепления взаимодействия и тесного общения работодателя и будущего специалиста в течение всего периода обучения (кураторство, практика и пр.)
тьюторство старшекурсников, профориентационная работа ППС и студентов, консультации психолога, дни открытых дверей, в т.ч. выездные, реклама в СМИ, проведение конференций, олимпиад
Рис. 5. Модель оптимизации организации целевого приема и обучения
Целевая подготовка - перспективное приоритетное направление развития высшей школы: и несомненно, базовые принципы его функционирования нуждаются в динамическом анализе на местах и дальнейшем совершенствовании. Изменения в законодательстве, влекущие за собой повышение ответственности сторон договора и информационно-аналитическая система «Мониторинг целевого обучения», предназначенная для сбора информации о гражданах, поступающих и обучающихся в рамках целевой подготовки, будут способствовать повышению качества подготовки будущих специалистов и увеличению степени ответственности организаций-заказчиков за реализацию государственных средств, потраченных на их подготовку. Только с помощью совместных усилий заказчиков и вуза возможно обеспечить надежную и эффективную реализацию государственных обязательств по доступности и высокому качеству оказания медицинской помощи всем гражданам Российской Федерации, независимо от места и условий их проживания населения. В связи с вступлением в силу с 1 января 2019 года Федерального закона № 337-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования целевого обучения» в организации приема на целевое обучение планируется ряд изменений, как в отношении требований для поступления, так и в отношении обучения целевиков, что требует дальнейшего изучения и анализа.
Литература
1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 долгосрочного социально-экономического разви-№ 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долго- тия Российской Федерации на период до 2020 года». срочного социально-экономического развития Россий- http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_821 ской Федерации на период до 2020 года», «Концепция 34/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/.
2. Дощанникова О.А., Филиппов Ю.Н., Богомолова Е.С., Хлапов А.Л. К вопросу о совершенствовании механизмов целевой подготовки студентов медицинского вуза // Высшее образование в России. - 2017. - С. 46-53.
3. Чернышева Н.В. Итоги целевого приема на специальность «Педиатрия» в современных условиях // Сборник тезисов XIX Конгресса педиатров России с международным участием «Актуальные проблемы педиатрии». - 2018. - С. 364. http://www.pediatrrussia.ru/ sites/default/files/file/XX_kongress_sbornik_materialov.pdf.
4. Чернышева Н.В., Рзянкина М.Ф. Структура смертности детей и подростков в Хабаровском крае // Российский педиатрический журнал. - 2010. - № 4. -С. 54-56.
5. Елина Е.Г., Аникин В.М. Целевое обучение: социальные риски и их преодоление // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. - 2018. -Т. 18, № 4. - С. 373-377. DOI: https://doi.org/10/18500/ 1818-9601-2018-18-4-373-377.
Literature
1. Decree of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008 No. 1662-r (as amended on February 10, 2017) «On the Concept of Long-Term Socio-Economic Development of the Russian Federation for the Period Until 2020», «Concept for Long-Term SocioEconomic Development of the Russian Federation for the Period Until 2020». http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c6 6928fa27e527/.
2. Doshannikova O.A., Filippov Yu.N., Bogomo-lova E.S., Hlapov A.L. To the question of improving the mechanisms of targeted training of medical students // Higher education in Russia. - 2017. - P. 46-53.
3. Chernysheva N.V. The results of the targeted admission to the specialty «Pediatrics» in modern condi-
tions // Abstracts of the XIX Congress of Russian Pediatricians with international participation «Actual problems of pediatrics». - 2018. - P. 364. http://www.pediatrrus-sia.ru/sites/default/files/file/XX_kongress_sbornik_ materialov.pdf.
4. Chernysheva N.V, Rzyankina M.F. The mortality structure of children and adolescents in the Khabarovsk Territory // Russian Pediatric Journal. - 2010. - № 4. -P. 54-56.
5. Elina E.G., Anikin VM. Targeted education: social risks and their overcoming // Izv. Sarat. un-that. New ser. Ser. Sociology. Political science. - 2018. - T. 18, № 4. -P. 373-377. DOI: https://doi.org/10/18500/1818-9601-2018-18-4-373-377.
Координаты для связи с авторами: Жмеренецкий Константин Вячеславович - д-р мед. наук, доцент, член-корреспондент РАН, ректор ДВГМУ, тел. +7-914-548-87-03, e-mail: [email protected]; Чернышева Наталия Витальевна - канд. мед. наук, доцент кафедры поликлинической педиатрии с курсом детских инфекционных болезней ДВГМУ, тел. +7-914-540-76-05, e-mail: [email protected]; Молочный Владимир Петрович - д-р мед. наук, профессор кафедры поликлинической педиатрии с курсом детских инфекционных болезней ДВГМУ, тел. +7-924-302-44-40, e-mail: [email protected]; Чепель Татьяна Владимировна - д-р мед. наук, доцент, профессор кафедры госпитальной и факультетской педиатрии с курсом пропедевтики детских болезней ДВГМУ, тел. +7-962-225-87-02, e-mail: [email protected].
□□□