Педагогика
УДК 378.4
доктор географических наук, доцент, Первый заместитель министра образования и науки Республики Саха Присяжный Михаил Юрьевич
Министерство образования и науки Республики Саха (г. Якутск);
руководитель отдела сопровождения целевой подготовки Уварова Людмила Марковна
ГКУ «Центр финансового обеспечения системы образования и науки Республики Саха» (г. Якутск); кандидат педагогических наук Петрова Сардана Филипповна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
ЦЕЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ): ХАРАКТЕРИСТИКА, АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
Аннотация. В статье рассмотрены основные проблемы развития целевой подготовки кадров в Республике Саха (Якутия). Исходя из существующих внешних тенденций развития мировой, российской экономики и цели социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), в настоящее время актуальность приобретает вопрос наращивания национального человеческого капитала, креативное ядро которого составляют лучшие и конкурентоспособные на мировом уровне специалисты. Современная экономика все больше нуждается в высокообразованных кадрах, поэтому развитие системы подготовки высококвалифицированных кадров для обеспечения приоритетных отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) на условиях целевого обучения является необходимым элементом социально-экономического развития Республики Саха (Якутия).
Ключевые слова: «целевая подготовка», «целевое обучение», «образовательная технология», «компетенция», «концепция развития».
Annotation. The article discusses the main problems of the development of targeted staff training in the Republic of Sakha (Yakutia). Based on the existing external trends in the development of the world and Russian economies and the goals of the socio-economic development of the Republic of Sakha (Yakutia), the issue of building up the national human capital, the creative core of which is made up of the best and globally competitive specialists, is becoming urgent. The modern economy is increasingly in need of highly educated personnel, therefore, the development of a system for highly qualified personnel training to provide priority sectors of the economy and social sphere of the Republic of Sakha (Yakutia) on the basis of targeted education is a necessary element of the socio-economic development of the Republic of Sakha (Yakutia). The article discusses the main problems of the development of targeted training in the Republic of Sakha (Yakutia).
Keywords: targeted training, targeted education, educational technology, competence, development concept.
Введение. Современная экономика все больше нуждается в высокообразованных кадрах, поэтому развитие системы подготовки высококвалифицированных кадров для обеспечения приоритетных отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) на условиях целевого обучения является необходимым элементом социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). Вступление общества в постиндустриальную эпоху резко повышает статус и роль образованного и высококультурного человека, творческой личности как в производстве, так и в непроизводственных сферах. Большое внимание уделяется человеку, его культуре, образованию, развитию творческих начал, способностей; созданию необходимых для этого условий, гуманизации всего образа жизни человека.
Проблеме подготовки кадров и рынка образовательных услуг посвящены работы E.H. Жильцова, Ю.Г. Одегова, A.A. Федулина, С.А. Карташова, М.А. Морозова, А.П. Егоршина, А.И. Гретченко, Т.П. Клячко, О.В. Забелиной, М.Ю. Лайко, М.М. Качуриной, К. Бергера, Д. Белла, Дж. Гэлбрейта, У. Дайдзарда, П. Друкера и др.
Изложение основного материала статьи. В Республике Саха (Якутия) имеется уникальный опыт работы по целевой подготовке кадров. На протяжении 27 лет проводится целенаправленная и системная работа по подготовке высококвалифицированных кадров по востребованным, обоснованным потребностью приоритетных отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия), специальностям. В 1992 году одним из первых указов, принятых в Республике Саха (Якутия), стал указ от 10 июня 1992 года № 167 «О создании Центра по подготовке кадров в Российской Федерации, странах СНГ и за рубежом».
На основании данных о потребности в кадрах предприятий и организаций социальной сферы и отраслей экономики ежегодно Правительством Республики Саха (Якутия) утверждается план набора на целевое обучение граждан. Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия), как координатор деятельности исполнительных органов государственной власти по реализации целевого обучения, заключает договоры о целевом обучении с высокорейтинговыми ведущими образовательными учреждениями, выделяющими места в пределах квоты контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований [1].
Целевое обучение направлено на обеспечение приоритетных отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) квалифицированными кадрами. Особенное внимание уделяется подготовке и привлечению специалистов для сельской местности, преимущественно для арктических улусов республики.
В целом потребность предприятий и организаций Республики Саха (Якутия) в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием на 2018-2027 годы с учетом инвестиционных проектов, по данным Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по занятости населения, составляет 113,9 тыс. человек, в том числе с высшим образованием - 32,9 тыс. человек (28,8 % от общей потребности), со средним профессиональным образованием - 81,0 тыс. человек (71,2 % от общей потребности). Ежегодная потребность экономики Республики Саха (Якутия) в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием составляет свыше 11,3 тыс. человек, в том числе наибольшая потребность наблюдается в промышленности (24,1 % от общего объема потребности в специалистах), строительстве (19,3%), здравоохранении (10,2%), образовании (10,1%) и сельском хозяйстве (5,7%) [6].
Целевое обучение ориентировано на подготовку «штучных» специалистов и уникальных кадров с высшим и средним профессиональным образованием.
Следует отметить, что целевое обучение ориентировано на подготовку «штучных» специалистов и
уникальных кадров с высшим и средним профессиональным образованием. В 2019 году контингент студентов составляет 2018 человек, что меньше показателя 2014 года на 2342 чел., или на 53,7%. Из 2018 студентов-целевиков на территории Республики Саха (Якутия) обучается 1 046 человек; за пределами республики - 972 человек (таблица 1).
Из таблицы 1 видно, что удельный вес численности выпускников с целевой подготовкой в общем объеме ежегодной дополнительной потребности экономики Республики Саха (Якутия) в специалистах со средним профессиональным и высшим образованием с 2014 по 2019 годы охватывает значения от 4,4% до 7,3%. Среднее значение составляет 5,6%.
Таблица 1
Сведения о студентах и выпускниках, обучавшихся на условиях целевой подготовки за счет бюджетных средств Республики Саха (Якутия), с 2014 по 2019 годы, количество чел., %
Показатели 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Численность студентов, обучающихся на условиях целевой подготовки, кол-во чел. в том числе: 4360 3740 3448 2962 2168 2018
обучающихся за пределами РС(Я) 2967 2309 2036 1625 1168 972
обучающихся на территории РС(Я) 1393 1431 1412 1337 1000 1046
Численность выпускников, обучившихся на условиях целевой подготовки РС (Я), кол-во чел. в том числе: 688 1143 862 1054 729 572
обучающихся за пределами РС (Я) 39 184 287 629 439 306
обучающихся в пределах РС (Я) - 2 30 264 290 266
Удельный вес численности выпускников с целевой подготовкой в общем объеме ежегодной дополнительной потребности экономики РС (Я) в специалистах со средним профессиональным и высшим образованием, % 4,4 7,3 5,2 6,3 5,6 5,0
Конкурсный отбор на целевую подготовку в Республике Саха (Якутия) проводится Республиканской приемной комиссией совместно с приемными комиссиями образовательных организаций в соответствии с правилами приема. Отбор проводится в 2 этапа: 1 этап - Республиканская предметная олимпиада (март); 2 этап - Республиканская приемная комиссия (июнь-июль).
Анализ динамики качества приема с 2017 по 2019 годы по уровням высшего образования на условиях целевого обучения показал положительную динамику среднего значения баллов единого государственного экзамена (ЕГЭ) студентов, зачисленных на 1 курс, и вырос на 0,5 баллов. Среднее значение баллов ЕГЭ в 2017 году составляло 60,0 баллов, в 2019 году - 60,5 баллов.
Если рассматривать целевую подготовку высококвалифицированных кадров Республики Саха (Якутия) как деятельность отдельного института, то в соответствии с методикой расчета показателей эффективности деятельности российских вузов за три последних года средний балл ЕГЭ студентов, зачисленных на обучение по очной форме по программам бакалавриата и специалитета, выше соответствующих пороговых параметров.
Мониторинг набора студентов на целевое обучение с 2013 по 2019 год показывает отрицательную динамику, в прошлом году контрольные цифры приема (КЦП) составляют 400 мест, что меньше на 69,8%, чем в 2013 году. Сокращение КЦП из года в год охватывает значения от 9,6% до 38,6%. Резкое сокращение КЦП на 38,6% наблюдается в 2017 году, среднее значение за рассматриваемый период равняется 17,9% (таблица 2).
Таблица 2
Мониторинг плана набора на целевое обучение с 2013 по 2019 годы
Годы Всего мест За пределами РС (Я) В пределах РС (Я)
Всего Бакалавриат, Специалитет Магистратура Аспирантура, ординатура СПО Всего Бакалавриат, Специалитет Магистратура Аспирантура, ординатура СПО
2013 1326 813 569 85 52 107 513 481 32 0
2014 998 710 510 85 63 52 288 261 17 1
2015 900 548 360 91 62 35 352 240 112
2016 855 493 342 51 56 44 362 283 69 1
2017 623 317 276 19 22 306 275 21 1
2018 207 207 179 19 12
2019 400 165 76 46 36 7 235 160 67 8
В настоящее время финансирование целевой подготовки осуществляется в рамках реализации мероприятий государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы и на плановый период до 2026 года».
Таблица 3
Объемы финансирования целевой подготовки с 2014 по 2018 годы, тыс. руб.
Показатели 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Финансирование, всего 413 093 462 983 394 629 314 086 298 891
в том числе
за пределами РС (Я) 245 747 282 880 215 739 112 781 169 796
на территории РС (Я) 167 346 180 103 178 890 201 305 129 095
Из таблицы 3 видно, что с 2014 по 2018 годы из бюджета Республики Саха (Якутия) было выделено бюджетных ассигнований в размере 1 883 682,0 тыс. руб.: на 2014 год были предусмотрены средства в размере 413093,0 тыс. рублей; в 2015 году - 462983,0 тыс. рублей; в 2016 году - 349629,0 тыс. рублей; в 2017 году 372785,0 тыс. рублей; в 2018 году - 298891,0 тыс. рублей. Анализ динамики ассигнований бюджетных средств Республики Саха (Якутия) на организацию целевого обучения показывает, что в 2018 году по сравнению с 2014 годом общий размер бюджетных ассигнований значительно сократился.
По состоянию на начало 2020 года, целевая подготовка ведется по востребованным у работодателей программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена и программам подготовки по уровням высшего образования. 97,5% студентов-целевиков обучается по уровням высшего образования (бакалавриат - 48,8% от общей численности студентов-целевиков, специалитет - 39,6%, магистратура - 4,8%, ординатура - 1,7%, аспирантура - 2,5%, ассисентура-стажировка - 0,1%. Доля обучающихся по договорам о целевой подготовке по программам среднего профессионального образования - 2,5%.
Структура целевой подготовки соответствует структуре потребности рынка труда и осуществляется по направлениям науки: Инженерное дело, технологии и технические науки - 37,1%; Здравоохранение и медицинские науки - 23,0%; Образование и педагогические науки - 7,7%; Науки об обществе - 9,7%; Искусство и культура - 7,1%; Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки - 5,8%; Гуманитарные науки - 5,7%; Математические и естественные науки - 4,0%.
Анализ динамики успеваемости показывает, что общая успеваемость студентов за три последние летние экзаменационные сессии (2017, 2018, 2019 годы) охватывает значения от 96,9 до 98,7%; средний показатель общей успеваемости составляет 97,9%. Средний показатель качественной успеваемости составляет 67,3%.
Студенты, обучающиеся в рамках целевого обучения, имеют все права наравне с другими студентами (право на получение стипендии, обслуживание в библиотеке, проживание в общежитии вуза и другие предусмотренные законодательством права), кроме того Республикой Саха (Якутия) им оказываются меры социальной поддержки за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия): обучающимся за пределами Республики Саха (Якутия) производится выплата стипендии, проездных расходов один раз в год туда и обратно, оплата проживания на период обучения, оплата обучения, оказание материальной помощи один раз в год; обучающимся на территории Республики Саха (Якутия) - выплата стипендии, оплата обучения [3, 4, 5, 6].
В целях организации процесса обучения и создания условий для социализации обучающихся за
пределами республики, также для обеспечения взаимодействия с образовательными организациями, студентами, родителями и общественными организациями работает институт представителей в г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Новосибирск и г. Екатеринбург. Минобрнауки РС (Я) активно взаимодействует с общественными объединениями и организациями студенческой молодежи: «Ай-Тал» (г. Москва), «Сайдыы» (г. Санкт-Петербург), «САХА-НСК» (г.Новосибирск), «Ситим» (г.Томск), «Хардыы» (г.Хабаровск), «Аартык» (г. Красноярск), «Тумсуу» (г. Екатеринбург), «Тускул» (г. Иркутск) и др.
Целевая подготовка имеет ограничения. По окончании обучения выпускник в течение двух месяцев обязан прибыть для трудоустройства в распоряжение отраслевого заказчика и отработать по его направлению три года в предприятии.
Лица, не исполнившие обязательства по трудоустройству (не по вине работодателя), в двухмесячный срок с момента неисполнения обязательств возмещают в полном объеме расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплачивают штраф в двукратном размере относительно указанных расходов.
Также установлены меры о материальной ответственности в отношении студентов, отчисленных за академическую неуспеваемость, по собственному желанию, за нарушение устава вуза, в случае перевода без согласия заказчика в другой вуз, переведенных по собственной инициативе без согласия заказчика на другую специальность в той же образовательной организации [3, 4, 5, 6].
Исходя из вышеприведенного, на сегодняшний день целевая подготовка кадров, реализуемая в Республике Саха (Якутия), является успешной образовательной технологией. Эксперты в области образования относят ее к одной из лучших среди субъектов Российской Федерации. К достоинствам организации целевой подготовки относится:
расширение возможностей получения гражданами Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающими на территории Республики Саха (Якутия), соответствующего уровня высшего образования впервые;
обеспечение приоритетных отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) высококвалифицированными кадрами;
подготовка и привлечение специалистов для сельской местности, преимущественно для северных и арктических улусов Республики Саха (Якутия);
создание условий для гарантированного закрепления специалистов на предприятиях, в организациях и учреждениях, ведущих хозяйственную деятельность на территории Республики Саха (Якутия).
Выводы. Анализ состояния и сложившиеся тенденции позволяют выделить основные проблемы, сдерживающие поступательное развитие целевой подготовки кадров.
Во-первых, увеличение миграционной мобильности молодежи Республики Саха (Якутия) в возрасте от 18 до 29 лет, в том числе увеличение учебной миграции, вследствие увеличения покупательской способности населения, возросшего уровня притязаний на образование и возможности реализации человеческих потребностей.
После установления единых правил приемной кампании для всех вузов России и внедрения в 2009 году Единого государственного экзамена ( ЕГЭ) в целом по стране увеличился поток абитуриентов из регионов в крупные центры с развитыми университетскими системами. Общедоступный конкурс по результатам единого государственного экзамена ЕГЭ повышает долю абитуриентов для поступления на места в рамках федерального бюджета.
Вместе с тем, миграцию можно рассматривать как положительный фактор для развития целевой подготовки. Организация целевой подготовки с договорными обязательствами по трудоустройству молодых специалистов в предприятиях, находящихся на территории Республики Саха (Якутия), является важным инструментом государственной образовательной и миграционной политики.
Во-вторых, несоблюдение работодателями договорных обязательств по трудоустройству выпускников, обучившихся по целевой программе.
По сути, целевое обучение является гарантией трудоустройства, однако, выпускники, выходя на рынок труда даже после завершения обучения на условиях целевой подготовки, могут столкнуться с различными сложностями на пути трудоустройства. Выявлено, что среди них превалируют проблемы объективного характера, в основном, исходящих от несоблюдения работодателями договорных обязательств по трудоустройству выпускников:
- реорганизация или ликвидация предприятий, гарантировавших трудоустройство;
- отсутствие вакантных рабочих мест по специальности на предприятиях, направивших на целевое обучение;
- не соответствующие профессиональным нормам и требованиям условия реализации трудовой деятельности, предлагаемые работодателями (устаревшая технологическая база в производстве, применение старых методов и технологий, отсутствие кадрового развития и перспективы профессионального роста в предприятиях);
- бесперспективность решения социальных потребностей выпускников, прежде всего, возможности приобретения жилья по причине отсутствия социальных гарантий и низкой заработной платы, предлагаемой работодателями.
При отказе в трудоустройстве выпускников, обучившихся по целевой программе, большинство работодателей ссылаются на социально-политические преобразования и нестабильную финансово-экономическую ситуацию в стране. С другой стороны, данное обстоятельство свидетельствует о внутренней проблеме - отсутствии стратегической концепции развития, ориентирующего предприятие на стабильное устойчивое развитие. Отсутствие управления кадровым потенциалом предприятия, в том числе практики подготовки «штучных» специалистов/специалистов «узкого профиля» и уникальных кадров, обладающих соответствующей компетенцией и мотивацией, ограничивает возможность появления точек роста внутри предприятия и тормозит появление точек роста производственных мощностей.
В этих условиях повышение ответственности работодателей, соответствующими нормативно-правовыми актами, безусловно, будет способствовать эффективности расходования государственных средств на целевую подготовку и станет мерой по стимулированию производства.
В-третьих, уменьшение бюджетных ассигнований на систему образования.
Наблюдающийся в последнее время дефицит бюджетов, в том числе уменьшение бюджетных
ассигнований на систему образования, может стать серьезным негативным фактором, отрицательно влияющим на способность к модернизации целевой подготовки. С другой стороны, роль целевой подготовки кадров в условиях продолжающегося глобального кризиса, бюджетного кризиса и кризиса спроса будет возрастать по причине повышенного уровня значимости факторов эффективности такого образования.
Таким образом, актуальность и комплексность проблемных ситуаций обуславливают вопрос развития целевой подготовки кадров Республики Саха (Якутия) и требуют принятия концептуальных решений и комплексного плана мероприятий по ее дальнейшему развитию. Инвестиции в высшее и среднее образование способствуют формированию высококвалифицированных специалистов, производительный труд которых оказывает наибольшее влияние на темпы экономического роста.
Литература:
1. Административный регламент «Заключение договоров о целевом обучении граждан для приоритетных отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия)» утвержден приказом Минобрнауки РС (Я) от «17» апреля 2018 г. N 01-10/612.
2. Банников С.А. Подготовка профессиональных кадров в системе образования Российской Федерации. Монография. Финансовый университет при Правительстве РФ. Издательство «Юрист», Москва, 2017 г.
3. Бутенко.Н. Целевая подготовка педагогических кадров - основной механизм подготовки и привлечения учителей в образовательные организации // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2018, №3 (36). С. 41-43.
4. Воронина О.А., Мишин В.В. Целевая подготовка кадров для предприятий ОПК как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста // В сборнике «Обеспечение качества профессионального образования как основной фактор подготовки конкурентоспособного специалиста» Материалы региональной научно-практической Интернет-конференции. 2018. Издательство: «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», г. Орел. С. 246-250.
5. Постановление Правительства РС(Я) от 01.08.2014 N 235(ред. от 03.06.2016) "О порядке организации целевого обучения граждан" (вместе с "Положением о порядке организации целевого обучения граждан", "Положением о мерах социальной поддержки лиц, проходящих целевое обучение").
6. Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 января 2018 года № 38-р "Об утверждении прогноза потребности экономики РС(Я) в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием на 2018-2027 годы и перечня востребованных и перспективных на рынке труда профессий, специальностей и направлений подготовки, требующих СПО и ВО в РС(Я)" [https://gkzn.sakha.gov.ru/situatsija-na-rynke-truda/prognoz-potrebnosti-v-kadrah; дата обращения: 25.02.2020 г.].
7. Суминов В., Гребенюк Е. Опыт целевой подготовки инженерных кадров // Высшее образование в России. 2006.№7. С.69-72
8. Шайхутдинова А.Р, Мингазова З.Р. Проблемы эффективности целевой подготовки кадров // В сборнике: Общество, современная наука и образование: проблемы и перспективы. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях. 2012. С. 150-151
Педагогика
УДК 372.857
магистрант Пушкарев Иван Владимирович
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Завальцева Ольга Александровна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Аннотация. Рассмотрены основные виды и функции межпредметных связей, используемых на уроках биологии. Выявлено значение межпредметных связей для формирования целостной картины мира у обучающихся при изучении естественнонаучных дисциплин. Рассмотрена связь биологии с физикой, химией, математикой, географией и гуманитарными предметами.
Ключевые слова: естественнонаучные дисциплины, межпредметные связи, интеграция обучения. Annоtation. The main types and functions of intersubject connections used in biology lessons are considered. The importance of interdisciplinary connections for the formation of a holistic picture of the world among students in the study of natural science is revealed. The relationship between biology and physics, chemistry, mathematics, geography and humanitarian subjects is considered.
Keywords: natural science disciplines, interdisciplinary communications, integration of learning.
Введение. В настоящее время обучающиеся в образовательных учреждениях получают обширные знания по различным предметам, приобретая необходимые умения и навыки в определённых областях. Но, далеко не всегда результатом обучения является формирование полноценной картины окружающего мира. Чтобы результат обучения был полноценным, необходима интеграция знаний. Именно для этого практически во всех школьных предметах используются межпредметные связи.
Межпредметными называют связи между учебными предметами, которые установлены педагогом или обучающимся в процессе познавательной деятельности. Данные связи необходимы для более глубокого осознания какой-либо проблемы и эффективного использования полученных знаний на практике.
Межпредметные связи можно успешным образом применять для дополнения, подтверждения или восполнения знаний обучающихся в родственных предметах. Стоит отметить, что структура интегрированных уроков требует особой точности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах обучения.
Изложение основного материала статьи. Одним из предметов, где используется наибольшее число межпредметных связей, является биология. Школьный курс биологии построен таким образом, что педагогу,