Научная статья на тему 'Система среднего профессионального образования в республике Саха (Якутия)'

Система среднего профессионального образования в республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СПЕЦИАЛИСТЫ СРЕДНЕГО ЗВЕНА / ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ ВЫЗОВЫ / РАБОТОДАТЕЛЬ / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анисимова Варвара Дмитриевна

В статье рассматривается концепция развития среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) на период до 2022 года, предназначенная для определения цели, задачи и принципов развития системы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в Республике Саха (Якутия). Также в развернутом виде представлена общая характеристика среднего профессионального образования в РС (Я). Выявлены внутренние и внешние вызовы, такие как демографические изменения, инновации и развитие новых технологий, внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов по наиболее востребованным, перспективным и новым профессиям и специальностям среднего профессионального образования (ТОП-50), введение нового формата оценки компетенций в виде демонстрационного экзамена и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анисимова Варвара Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of secondary vocational education in the Republic of Sakha (Yakutia)

This article discusses the concept of developing secondary vocational education in the Republic of Sakha (Yakutia) for the period up to 2022, designed to determine the goals, objectives and principles of developing a system for training qualified workers (employees) and middle managers in the Republic of Sakha (Yakutia). A detailed description of the general secondary education in the Republic of Sakha (Yakutia) is presented. The internal and external challenges, such as demographic changes, innovations and the development of new technologies, the introduction of new federal state educational standards for the most popular, promising and new professions and specialties of secondary vocational education (TOP-50), the introduction of a new format for assessing competencies in the form of a demonstration have been identified exam and others.

Текст научной работы на тему «Система среднего профессионального образования в республике Саха (Якутия)»

УДК 37.013.75

В. Д. Анисимова

Система среднего профессионального образования в Республике Саха (Якутия)

СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. В статье рассматривается концепция развития среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) на период до 2022 года, предназначенная для определения цели, задачи и принципов развития системы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в Республике Саха (Якутия). Также в развернутом виде представлена общая характеристика среднего профессионального образования в РС (Я). Выявлены внутренние и внешние вызовы, такие как демографические изменения, инновации и развитие новых технологий, внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов по наиболее востребованным, перспективным и новым профессиям и специальностям среднего профессионального образования (ТОП-50), введение нового формата оценки компетенций в виде демонстрационного экзамена и др.

Ключевые слова: развитие среднего профессионального образования, специалисты среднего звена, внутренние и внешние вызовы, работодатель, студент.

V. D. Anisimova

System of secondary vocational education in the Republic of Sakha (Yakutia)

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. This article discusses the concept of developing secondary vocational education in the Republic of Sakha (Yakutia) for the period up to 2022, designed to determine the goals, objectives and principles of developing a system for training qualified workers (employees) and middle managers in the Republic of Sakha (Yakutia). A detailed description of the general secondary education in the Republic of Sakha (Yakutia) is presented. The internal and external challenges, such as demographic changes, innovations and the development of new technologies, the introduction of new federal state educational standards for the most popular, promising and new professions and specialties of secondary vocational education (TOP-50), the introduction of a new format for assessing competencies in the form of a demonstration have been identified exam and others.

Keywords: development of secondary vocational education, mid-level specialists, internal and external challenges, employer, student.

Введение

В соответствии с Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 24 января 2018 г. № 2374 «О плане мероприятий по реализации ключевых положений Послания Главы Республики Саха (Якутия) Е. А. Борисова Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2017 года», в целях развития среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия), обеспечения рабочими кадрами отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия), доступности среднего профессионального образования была утверждена концепция развития среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) на период до 2022 года.

АНИСИМОВА Варвара Дмитриевна - ассистент кафедры «Машиноведение», Автодорожный факультет, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова. E-mail: Avdadf@mail.ru

ANISIMOVA Varvara Dmitrievna - Assistant lecturer, Department of Engineering, Faculty of Road Construction, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.

Вышеназванная концепция, прежде всего, предназначена для определения цели, задачи и принципов развития системы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в Республике Саха (Якутия), а также приоритетного направления ее развития для обеспечения рабочими кадрами отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) на период до 2022 года.

Факторы, влияющие на развитие системы среднего профессионального образования В настоящее время на территории республики функционируют 48 профессиональных образовательных организаций с 14 филиалами, в том числе 45 государственных и 3 частных учреждения. Кроме того, подготовку по профессиям и специальностям среднего профессионального образования ведут 7 структурных подразделений образовательных организаций высшего образования. Профессиональные образовательные организации расположены в 22 муниципальных районах и 2 городских округах, что составляет 66,7% охвата улусов республики, в том числе в 8 городах (64,5 31 ед.), 9 поселках (18,8% ПОУ или 9 ед. (рис. 1) [1].

Рис. 1. Распределение ПОО по расположению в муниципальных районах и в городских округах

Общий контингент обучающихся в них на 1 октября 2017 года составляет в республике 23 647 студентов (32% от числа молодежи в возрасте от 15 лет до 21 года). На бюджетной и внебюджетной основах проводится обучение по 72 профессиям и 120 специальностям среднего профессионального образования, соотношение программ квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена составляет 37% на 63%.

Структура подготовки рабочих кадров охватывает все направления, в том числе по отраслям в общей численности студентов:

Рис. 2. Структура подготовки рабочих кадров по направлениям в общей численности студентов

В 2017 г. профессиональные образовательные организации республики выпустили 5 402 специалиста. При этом общая занятость выпускников, обучившихся по программам средне-

го профессионального образования, составила 96,0%, из них трудоустроено 3 131 чел. (58%, в среднем по РФ - 65%). Удельный вес трудоустроившихся по полученной специальности из общего числа трудоустроенных в 2017 году составил 81,7% [2].

Однако, как отмечено в концепции, одним из факторов, оказывающих влияние на трудоустройство выпускников, является отсутствие у них стажа работы на производстве по полученной квалификации и несоответствие уровня квалификации требованиям работодателя.

Причиной такой оценки послужило то, что среднее профессиональное образование Республики Саха (Якутия) функционирует в условиях воздействия как внешних, так и внутренних вызовов.

Наиболее существенными вызовами, влияющими на перспективы развития системы подготовки рабочих кадров республики, являются: демографические изменения, инновации и развитие новых технологий, внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов по наиболее востребованным, перспективным и новым профессиям и специальностям среднего профессионального образования (ТОП-50), введение нового формата оценки компетенций в виде демонстрационного экзамена и др.

Одним из главных вызовов для системы среднего профессионального образования является слабое взаимодействие работодателей с профессиональными образовательными организациями, выпускники колледжей и техникумов не могут найти работу по полученной специальности, образовательные программы зачастую не соответствуют потребностям экономики.

В настоящее время для решения этой проблемы создаются при содействии Торгово-промышленной палаты Республики Саха (Якутия) профессионально-образовательные кластеры в виде общественных объединений профессиональных образовательных организаций с предприятиями и организациями реального сектора экономики (на сегодня создано 9 кластеров). Также перспективным является прикрепление «базовых» профессиональных образовательных организаций, подходящих по профилю и территориальному расположению к крупным предприятиям, для взаимовыгодного сотрудничества по целевому обеспечению качественными кадрами.

Импульсом для активизации участия работодателей должны послужить изменения с 1 января 2018 г. в Налоговом кодексе Российской Федерации, согласно которым к расходам на обучение будут также относиться расходы налогоплательщика, осуществленные на основании договоров о сетевой форме реализации образовательных программ, заключенных в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» с образовательными организациями. Данные расходы будут признаваться при условии, если хотя бы часть лиц ежегодно оканчивающих образовательные организации - участников договоров о сетевой форме реализации образовательных программ, заключат после этого трудовые договора с налогоплательщиком.

К основным внутренним вызовам, влияющим на состояние и развитие системы среднего профессионального образования республики, необходимо отнести цели, обозначенные в проекте Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 г., с определением целевого видения до 2050 г., - открытое пространство конкурентоспособной системы образования с учетом потребностей общества и инновационного развития экономики, обеспечение потребности экономики и инвестиционных проектов кадровыми ресурсами; государственные программы развития приоритетных отраслей экономики Республики Саха (Якутия); разрыв между потребностями экономики республики в рабочих кадрах, их реальным наличием и соответствием их квалификаций требованиям рынка труда; доступность высшего образования и, как следствие, тенденция замещения рабочих кадров на рабочих местах кадрами с высшим образованием и др. [3].

Согласно Прогнозу потребности экономики Республики Саха (Якутия) в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием на 2018 - 2027 годы, утвержденному распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 января 2018 г. № 38-р, объем

общей потребности предприятий, хозяйственных обществ, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность на территории республики, а также хозяйствующих субъектов (инвесторов), реализующих и планирующих реализовать инвестиционные проекты на территории Якутии, в специалистах со средним профессиональным образованием на предстоящие 9 лет составляет в целом 81 003 человека, в том числе по годам (рис. 3) [4]:

Рис. 3. Прогноз потребности экономики Республики Саха (Якутия) в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием

Следует отметить, представленный прогноз ежегодно корректируется. При этом доля потребности в рабочих кадрах по отраслям в целом составляет 65,2%, в том числе по отраслям (рис. 4.).

Рис. 4. Долевое распределение потребности в рабочих кадрах по отраслям

Из рис. 4 видно, что наиболее востребованными являются кадры с техническими специальностями.

В Послании Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2017 года Глава Республики Саха (Якутия) отметил, что современные тенденции в экономике и ситуация на рынке труда ставят вопрос пересмотра образовательных программ и «молодежь большую часть учебного времени должна проводить на производстве».

Заключение

На сегодняшний день не все профессиональные образовательные организации республики располагают образовательными ресурсами по своему количеству и качеству, соответствующими требованиям новых федеральных государственных образовательных стандартов по ТОП-50, подготовке и проведению демонстрационного экзамена. Для формирования у студентов среднего профессионального образования компетенций на новом уровне качества необходимо

обеспечить образовательный процесс дорогостоящим высокотехнологичным оборудованием, осуществить разработку актуальных учебно-методических материалов, организовать на предприятиях стажировку педагогических кадров и т.д. Задача эффективной подготовки квалифицированных кадров не может быть решена только государством. Работодателям следует более активно включаться в создание условий для реализации образовательных программ в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями.

Серьезным негативным фактором, отрицательно влияющим на способность к модернизации, являются недостаточная привлекательность среднего профессионального образования у населения, недостаточно эффективная современная система профессиональной ориентации и консультирования, низкий уровень оплаты труда работников системы среднего профессионального образования.

Совокупность внешних и внутренних вызовов, актуальность и комплексность проблемных ситуаций ставят вопрос развития и модернизации системы среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) в разряд приоритетных и вместо разрозненных и несистемных мер требуют принятия концептуальных решений и комплексного плана мероприятий по ее дальнейшему поступательному развитию [5, 6, 7].

На наш взгляд, для развития и модернизации системы повышения качества подготовки специалистов СПО в первую очередь необходимо разработать оценочный инструментарий для контроля результатов формирования общих и профессиональных компетенций студентов средних профессиональных образовательных учреждений на основе результатов мониторинга путем проведения анкетирования [8, 9].

Литература

1. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 24 января 2018 г. № 2374 «О Плане мероприятий по реализации ключевых положений Послания Главы Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисова Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2017 года».

2. Распоряжение от 28 мая 2018 года № 611-р «Об утверждении Концепции развития среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) и Комплексного плана мероприятий по развитию среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) для обеспечения рабочими кадрами отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) на период до 2022 года».

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы.

4. Распоряжение Правительства Республики Саха (Якутия) от 22 января 2018 г. № 38-р.

5. Анисимова В.Д. Новые вызовы и инструменты подготовки рабочих кадров в системе СПО // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - Том 7. - № 4(25) - 2018

6. Платонова Р.И., Анисимова В.Д., Олесова М.М. Новые ФГОС и WORLDSKILLS в модернизации российской системы среднего профессионального образования // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. -№ 4 (100). - 2018. - С. 247-254.

7. Platonova R.I., Pankaj V.. Olesova M.M., Osipova V.V., Platonova A.Z., Evseeva M.M. Modernization of Secondary Vocational Education Sistem // Journal of Environmental Treatment Techiques. - 2019. T. 7. № 4. - 562-565 p.

8. Платонова Р.И., Федорова А.В., Иванов А.К. Подготовка кадров для Арктики в сфере среднего профессионального образования в условиях перехода на новый технологический уклад // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2018. № 3 (99). - С. 283-291.

9. Платонова Р.И., Олесова М.М. Подготовка рабочих кадров и специалистов среднего звена по традиционным видам деятельности для арктических территорий // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2018. № 6. - С. 104-112.

References

1. Ukaz Glavy Respubliki Sakha (Iakutiia) ot 24 ianvaria 2018 g. N 2374 "O Plane meropriiatii po realizatsii kliuchevykh polozhenii Poslaniia Glavy Respubliki Sakha (Iakutiia) E.A. Borisova Gosudarstvennomu Sobraniiu (Il Tumen) Respubliki Sakha (Iakutiia) ot 22 noiabria 2017 goda"

2. Rasporiazhenie ot 28 maia 2018 goda N 611-r Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiia srednego professional'nogo obrazovaniia Respubliki Sakha (Iakutiia) i Kompleksnogo plana meropriiatii po razvitiiu srednego professional'nogo obrazovaniia Respubliki Sakha (Iakutiia) dlia obespecheniia rabochimi kadrami otraslei ekonomiki i sotsial'noi sfery Respubliki Sakha (Iakutiia) na period do 2022 goda

3. Federal'nyi zakon ot 29 dekabria 2012 goda N 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii", Kompleks mer, napravlennykh na sovershenstvovanie sistemy srednego professional'nogo obrazovaniia, na 2015 - 2020 gody.

4. Rasporiazhenie Pravitel'stva Respubliki Sakha (Iakutiia) ot 22 ianvaria 2018 g. N 38-r.

5. Anisimova V.D. «Novye vyzovy i instrumenty podgotovki rabochikh kadrov v sisteme SPO» //Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiia - tom7 - № 4(25) - 2018

6. Platonova R.I., Anisimova V.D., Olesova M.M. «Novye FGOS i WORLDSKILLS v modernizatsii rossiiskoi sistemy srednego professional'nogo obrazovaniia» //Vestnik ChGPU im.I.Ia.Iakovleva - № 4(100) -2018. S. 247-254.

7. Platonova R.I., Pankaj V.. Olesova M.M., Osipova V.V., Platonova A.Z., Evseeva M.M. Modernization of Secondary Vocational Education Sistem. // Journal of Environmental Treatment Techiques. 2019.T. 7. № 4. 562-565 p.

8. Platonova R.I., Fedorova A.V., Ivanov A.K. Podgotovka kadrov dlia Arktiki v sfere srednego professional'nogo obrazovaniia v usloviiakh perekhoda na novyi tekhnologicheskii uklad // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ia. Iakovleva. 2018. № 3 (99). S. 283291.

9. Platonova R.I., Olesova M.M. Podgotovka rabochikh kadrov i spetsialistov srednego zvena po traditsionnym vidam deiatel'nosti dlia arkticheskikh territorii // ekonomicheskie i gumanitarnye issledovaniia regionov. 2018. № 6. S. 104-112.

^iMSr^Sr

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.