Научная статья на тему 'Правовое регулирование противодействия экономическим преступлениям как приоритетное направление повышения уровня экономической безопасности страны'

Правовое регулирование противодействия экономическим преступлениям как приоритетное направление повышения уровня экономической безопасности страны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
717
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная стратегия / правовое регулирование экономической безопасности / экономическая безопасность / экономическая преступность / противодействие экономической преступности / обеспечение экономической безопасности / преступления в сфере экономики. / state strategy / legal regulation of economic security / economic security / economic crime / combating economic crime / ensuring economic security / crimes in the sphere of economy.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ирина Викторовна Филатова

Рассматривается тема угроз экономических преступлений в аспекте экономической безопасности. Делается вывод, что особое значение, в связи с тенденцией общего смягчения уголовно-процессуальной политики нашего государства, приобретает задача декриминализации экономических преступлений в России. В связи с этим обеспечение экономической безопасности в экономической сфере страны анализируется с учетом норм современного правового регулирования, которые должны поднять экономические отношения на качественно новый уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ирина Викторовна Филатова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF COUNTERACTION TO ECONOMIC CRIMES AS THE PRIORITY DIRECTION OF INCREASE OF LEVEL OF ECONOMIC SECURITY OF THE COUNTRY

Considered the threats of economic crimes in the aspect of economic security. The author concludes that the problem of decriminalization of economic crimes in Russia is of particular importance in connection with the trend of General mitigation of the criminal procedural policy of our state. In this regard, it seems to ensure economic security in the economic sphere of the country, taking into account the norms of modern legal regulation, which should rebuild economic relations to a qualitatively new level.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование противодействия экономическим преступлениям как приоритетное направление повышения уровня экономической безопасности страны»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34 ББК 67.308

DOI 10.24411/2073-0454-2019-10360 © И.В. Филатова, 2019

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (экономическая безопасность)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Ирина Викторовна Филатова, кандидат экономических наук Издательство «Юнити-Дана» (123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1) E-mail: irina.filatova-i@yandex.ru

Аннотация. Рассматривается тема угроз экономических преступлений в аспекте экономической безопасности. Делается вывод, что особое значение, в связи с тенденцией общего смягчения уголовно-процессуальной политики нашего государства, приобретает задача декриминализации экономических преступлений в России. В связи с этим обеспечение экономической безопасности в экономической сфере страны анализируется с учетом норм современного правового регулирования, которые должны поднять экономические отношения на качественно новый уровень.

Ключевые слова: государственная стратегия, правовое регулирование экономической безопасности, экономическая безопасность, экономическая преступность, противодействие экономической преступности, обеспечение экономической безопасности, преступления в сфере экономики.

LEGAL REGULATION OF COUNTERACTION TO ECONOMIC CRIMES AS THE PRIORITY DIRECTION OF INCREASE OF LEVEL OF ECONOMIC SECURITY OF THE COUNTRY

Irina V. Filatova, candidate of economic sciences

Unity-Dana publishing house (123298, Moscow, ul. Irina Levchenko, d. 1 ) E-mail : irina.filatova-i@yandex.ru

Annotation. Considered the threats of economic crimes in the aspect of economic security. The author concludes that the problem of decriminalization of economic crimes in Russia is of particular importance in connection with the trend of General mitigation of the criminal procedural policy of our state. In this regard, it seems to ensure economic security in the economic sphere of the country, taking into account the norms of modern legal regulation, which should rebuild economic relations to a qualitatively new level.

Keywords: state strategy, legal regulation of economic security, economic security, economic crime, combating economic crime, ensuring economic security, crimes in the sphere of economy.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Филатова И .В. Правовое регулирование противодействия экономическим преступлениям как приоритетное направление повышения уровня экономической безопасности страны. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(6) :301—303.

Экономика любого современного государства оказывает весомое, разностороннее воздействие на жизнедеятельность его общества в целом.

В современных условиях развития, ввиду частых реформ и интернационализации финансовой деятельности, она негласно зарекомендовала себя как наиболее криминализованная сфера, внутри которой реализуется множество различных преступных схем.

В последнее время тема угроз экономических преступлений в аспекте экономической безопасности занимает центральное место. Это обусловлено рядом специфических элементов, характеризующих данный вид преступлений. Во-первых, экономическая сфера является привлекательной для коррупционных проявлений. Во-вторых, схемы совершения преступлений с каждым годом усложняются, а про-

цесс их раскрытия длительный. В-третьих, преступления в экономической сфере очень часто связанны с организованной преступностью.

Сегодня вопросы обеспечения экономической безопасности в экономической сфере являются приоритетным направлением работы органов государственной власти.

Складывающаяся обстановка в экономическом секторе России показала, что за 2018 г. ущерб от преступлений в кредитно-финансовой сфере превысил 171 млрд руб.1, несмотря на незначительное снижение общего количества преступлений экономической на-

1 Статистика приведена по данным Росстата (Федеральной службы государственной статистики), опубликованным на официальном сайте // URL://http://www.gks.ru/

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

правленности в последние годы (с 172 975 преступлений в 2012 г. до 109 463 преступлений в 2018 г.)2.

Однако, на наш взгляд, данные официальной статистики, не отражают полной информации о количестве преступлений, совершаемых в данной сфере. Так, например, компании очень редко сообщают в соответствующие органы об экономических преступлениях, особенно если это касается разовых конфликтов или их деловой репутации. В современных условиях, обычно, они обращаются в правоохранительные органы только в случаях причинения крупного ущерба либо когда это перерастает в системную проблему. В остальных случаях компании стараются своими силами решать проблемы, привлекают специалистов на аутсорсинг, пользуются услугами консалтинговых компаний.

На сегодняшний день к экономическим преступлениям можно отнести множество незаконных видов деятельности:

1) нарушения закона в экономической сфере. Они могут выражаться в неправомочной торговле, разглашении коммерческих тайн, заключении незаконных сделок, покупкой и продажей имущества, добытого с нарушением закона, отмывании денег, незаконном банкротстве;

2) незаконная кредитно-денежная деятельность. Это может быть изготовление фальшивых денежных знаков, акций, платежных документов, взятие кредитов или их погашение;

3) незаконные действия, связанные с налогами. Сюда относится неуплата налогов согласно законодательству, утаивание финансов или недвижимого и другого имущества от налоговых органов;

4) торговая деятельность с импортом и экспортом, проводимая с несоблюдением законов.

Стоит отметить, что многие из преступников переориентируются от «классических» способов совершения данных преступлений к высокотехнологичным.

В последнее время преступления экономической направленности становятся более интеллектуальными и сложными. Преступники активно осваивают новые технологии и средства связи, применяет особые навыки и знания в сфере экономики и финансов, подделывают банковские документы и ценные бумаги.

Своевременное выявление, пресечение и расследование преступлений в сфере экономики выгодно самому государству, так как впоследствии бюджетные средства не расхищаются, а реализуются и направляются на ранее установленные нужды и цели.

В целом в России к лицам, совершившим преступления, связанные с экономической деятельностью, относятся достаточно лояльно. По многим статьям из гл. 22 УК РФ «Преступления в сфере эконо-

мической деятельности» виновные крайне редко привлекаются к уголовной ответственности.

В связи с этим, особое значение приобретает задача декриминализации экономических преступлений в России в связи с тенденцией общего смягчения уголовно-процессуальной политики нашего государства.

Экономические преступления, как и иные, разделены уголовным законодательством на виды по степени общественной опасности и тяжести своих последствий: небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие.

На наш взгляд, речь может идти только о декриминализации экономических преступлений небольшой и средней тяжести, и только при условии, что последствием преступления не стал существенный ущерб для конкретного лица, организации или государства.

Данный вывод подтверждается и тем, что понятие «экономические преступления» включает в себя не только преступления в сфере предпринимательской деятельности сюда, в первую очередь, относится и целый блок, например, таких видов преступлений, как м ошенничеств о.

Стоит отметить, что гуманизация уголовного законодательства в экономической сфере происходит волнообразно. Последняя попытка была предпринята практически три года назад, когда были подняты суммы ущерба, с которых начиналось уголовное преследование предпринимателей. Со временем эффект от этих изменений стал незначительным, несмотря на статистические данные, свидетельствующие о том, что число ежегодно возбуждаемых дел в экономической сфере так и не упало ниже 20 тыс. в год.

Согласно ведомственной статистике3 в 2018 г. подразделениями ЭБиПК МВД России выявлено 72 877 (+3,3% к АППГ — 70 531) преступлений, из них в крупном и особо крупном размере — 24 101 (+3,9% к АППГ — 23 196), в том числе 16 590 (+7,6% к АППГ — 15 414) коррупционной направленности. Закончены расследованием уголовные дела о 44 522 (+0,3% к АППГ — 44 378) преступлениях, в том числе совершенных группой лиц по предварительному сговору — 3918 (-11% к АППГ — 4403), организованной группой либо преступным сообществом — 4774 (+26,9% к АППГ — 3761). Направлены в суд уголовные дела по 34 427 (-5,2% к АППГ — 36 310) преступлениям. Размер причиненного материального ущерба (по окончен-

2 Официальный интернет-портал правовой статистики // иЯЬ://-http://crimestat.ru/aboutportal

3 Утверждена приказом МВД России от 28 февраля 2012 г. (форма № 5-БЭП»).

302

Вестник Московского университета МВД России

№ 6 / 2019

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ным уголовным делам) составил 221,3 млрд (+24,8% к АППГ — 177,3) руб.4.

Согласимся с позицией Президента РФ В.В. Путина о том, что отдельного внимания в современных условиях развития заслуживают экономические преступления, именно, в сфере предпринимательской деятельности.

В связи с этим в 2019 г. в УК РФ и УПК РФ приняты поправки, расширяющие перечень таких преступлений за счет нетяжких составов, связанных с невыплатой денежных средств или имущественным ущербом, а также за счет преступлений, связанных с неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, присвоением авторства или плагиат, нарушением изобретательских прав, присвоением или растратой и причинением имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием.

При этом подчеркивается, что лицо, освобождается от уголовной ответственности только, если преступление совершено впервые и, помимо ущерба, причинного преступлением, выплачена двукратная компенсация в федеральный бюджет.

На наш взгляд, стоит ожидать, что нововведения будут способствовать формированию позитивного правового поведения у лиц, которые совершили незначительные уголовные проступки, а также благоприятно скажутся на предпринимательском климате в стране, поскольку значительная часть законодательных предложений направлена на этот сектор.

Однако, практическое значение будут иметь только расширение перечня статей, уголовные дела по которым могут быть прекращены при условии возмещения ущерба; изменение редакции ст. 146.1 УК РФ. Все остальные новеллы (изменения в порядок изъятия электронных носителей информации, запрет на применение необоснованных мер по делам в сфере предпринимательской деятельности) носят, по большей части, декларативный характер.

Проблемы правоприменения, на решение которых нацелены изменения, должны преодолеваться, прежде всего, за счет обеспечения исполнения существующих, более общих норм.

Без полного, комплексного подхода поправки не разрешат проблему привлечения к уголовной ответственности предпринимателей, а лишь создадут дополнительные условия, которыми будут активно пользоваться, в том числе, и правоохранительные органы.

Необходим глубокий анализ действующего законодательства и приведение его норм в соответствие с современными условиями действительности, которые должны в полной мере отражать интересы всех сторон.

Стоит сказать, что в связи с экономическим состоянием государства, а также внешнеполитическими и экономическими отношениями, угрозы экономической безопасности будут только расти.

В связи с этим решение задач по обеспечению экономической безопасности, которые стоят перед подразделениями экономической безопасности и противодействию коррупции, должны основываться на совершенствовании имеющихся и формировании новых подходов, с помощью которых сотрудники органов внутренних дел смогут оперативно выявлять преступления и правонарушения. Поиск таких подходов должен строиться только на строгом соблюдении норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Представляется, что современная политика обеспечения экономической безопасности страны с учетом норм современного правового регулирования должна перестроить экономические отношения на качественно новый уровень.

Литература

1. ФЗ от 27 декабря 2018 г. № 533-Ф3 «О внесении изменений в статьи 76.1 и 145.1 Уголовного кодекса РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ» // СПС «Консуль-тантПлюс».

2. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года» // URL://http://www.pravo.gov.ru

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2016 г. № 48 «О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности» // Бюллетень ВС РФ. 2017. № 1. С. 20-25.

References

1. FZ ot 27 dekabrya 2018 g. № 533-FZ «O vnesenii iz-meneniy v stat'i 76.1 i 145.1 Ugolovnogo kodeksa RF i Ugo-lovno-protsessual'nyy kodeks RF» // SPS «Konsul'tantPlyus».

2. Ukaz Prezidenta RF ot 13 maya 2017 g. № 208 «O Stra-tegii ekonomicheskoy bezopasnosti RF na period do 2030 goda» // URL://http://www.pravo.gov.ru

3. Postanovlenie Plenuma Verkhovnogo Suda RF ot 15 noyabrya 2016 g. № 48 «O praktike primeneniya sudami za-konodatel'stva, reglamentiruyushchego osobennosti ugolov-noy otvetstvennosti za prestupleniya v sfere predprinima-tel'skoy i inoy ekonomicheskoy deyatel'nosti» // Byulleten' VS RF. 2017. № 1. S. 20-25.

4 Обзор Следственного департамента МВД России «О положительном опыте организации работы следственных подразделений МВД России по возмещению ущерба, причиненного преступлениями против собственности, в том числе «прошлых лет» от 4 февраля 2019 г. № 1/4321.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.