Научная статья на тему 'Возмещение вреда, причиненного преступной легализацией денежных средств и иного имущества, как стратегический принцип правового обеспечения экономической безопасности'

Возмещение вреда, причиненного преступной легализацией денежных средств и иного имущества, как стратегический принцип правового обеспечения экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
218
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВРЕД / ПРИЧИНЕННЫЙ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ И ОТМЫВАНИЕ ДОХОДОВ / ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ / ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / CRIMES IN THE SPHERE OF ECONOMIC ACTIVITY / THE DAMAGE CAUSED BY THE CRIME / LEGALIZATION AND LAUNDERING OF THE PROCEEDS OF CRIME / THE BODIES OF PRELIMINARY INVESTIGATION / ECONOMIC SECURITY / THREATS TO ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов Дмитрий Александрович, Филатова Ирина Викторовна

Рассматривается сущность преступной легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества как угрозы экономической безопасности. Авторами доказан и обоснован вывод о том, что разработанная нормативная правовая основа и активно применяемая практика возмещения вреда, причиненного в результате легализации и отмывания денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем, свидетельствует о своей эффективности и результативности в качестве стратегического принципа правового обеспечения экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванов Дмитрий Александрович, Филатова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Compensation for damage caused by criminal legalization of money and other property as a strategic principle of legal support of economic security

The article deals with the essence of criminal legalization (laundering) of money or other property as a threat to economic security. The authors prove and substantiate the conclusion that the developed regulatory framework and actively applied practice of compensation for damage caused as a result of legalization and laundering of money and other property obtained by criminal means, indicates its effectiveness and efficiency as a strategic principle of legal security of economic security.

Текст научной работы на тему «Возмещение вреда, причиненного преступной легализацией денежных средств и иного имущества, как стратегический принцип правового обеспечения экономической безопасности»

УДК 343 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10267

ББК 67.5 © Д.А. Иванов, И.В. Филатова, 2019

Научные специальности: 12.00.08 — уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право; 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ПРЕСТУПНОЙ ЛЕГАЛИЗАЦИЕЙ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ИНОГО ИМУЩЕСТВА, КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Дмитрий Александрович Иванов, профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики, доктор юридических наук, доцент, почётный сотрудник МВД России

Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России (119454, Москва, проспект Вернадского, д. 76) E-mail: [email protected]

Ирина Викторовна Филатова, доцент кафедры предварительного расследования, кандидат экономических наук Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассматривается сущность преступной легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества как угрозы экономической безопасности. Авторами доказан и обоснован вывод о том, что разработанная нормативная правовая основа и активно применяемая практика возмещения вреда, причиненного в результате легализации и отмывания денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем, свидетельствует о своей эффективности и результативности в качестве стратегического принципа правового обеспечения экономической безопасности.

Ключевые слова: преступления в сфере экономической деятельности, вред, причиненный преступлениями, легализация и отмывание доходов, полученных преступным путем, органы предварительного следствия, экономическая безопасность, обеспечение экономической безопасности, угрозы экономической безопасности.

COMPENSATION FOR DAMAGE CAUSED BY CRIMINAL LEGALIZATION OF MONEY AND OTHER PROPERTY AS A STRATEGIC PRINCIPLE OF LEGAL SUPPORT OF ECONOMIC SECURITY

Dmitry Aleksandrovich Ivanov, professor of department of criminal law, criminal procedure and criminalistics, doctor of legal sciences, associate professor, honored employee of MIA of Russia

Moscow state institute international relations (University) MFA of Russia (119454, Moscow, Vernadskogo prospekt, 76) E-mail: [email protected]

Irina Viktorovna Filatova, associate professor of department of preliminary investigation, candidate of economic sciences Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]

Annotation. The article deals with the essence of criminal legalization (laundering) of money or other property as a threat to economic security. The authors prove and substantiate the conclusion that the developed regulatory framework and actively applied practice of compensation for damage caused as a result of legalization and laundering of money and other property obtained by criminal means, indicates its effectiveness and efficiency as a strategic principle of legal security of economic security.

Keywords: crimes in the sphere of economic activity, the damage caused by the crime, legalization and laundering of the proceeds of crime, the bodies of preliminary investigation, economic security, economic security, threats to economic security.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Иванов Д.А., Филатова И.В. Возмещение вреда, причиненного преступной легализацией денежных средств и иного имущества, как стратегический принцип правового обеспечения экономической безопасности. 2019;(5): 129—133.

В современных условиях глобальной цифро- ятельности становятся одной из стратегических визации преступления в сфере экономической де- угроз экономической безопасности. Особенно опас-

на легализация денежных средств, приобретенных преступным путем, которая в настоящее время приобрела транснациональный характер.

Легализация преступных денежных средств — это неотъемлемая составляющая преступной деятельности, важное звено криминального экономического цикла и средство пополнения капитала криминальных элит.

Россия в последние несколько лет занимает ведущие позиции в международной системе противодействия отмыванию преступных доходов. Все это стало возможным благодаря совместной работе правоохранительных органов с Росфинмониторин-гом, являющегося неотъемлемой частью системы национальной безопасности страны.

Между тем угрозы, связанные с легализацией и отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, сохраняются. В Российской Федерации каждый год легализуют приблизительно 250 - 300 млрд рублей, как правило, организованные преступные группы. В соответствии с данными, представленными в Российском обзоре экономических преступлений за 2018 год, легализация доходов, полученных преступным путем, составляет 15% от всех экономических преступлений в России и 9% на мировом уровне1.

Согласно судебной статистике, в 90% случаев статьи об отмывании средств применяются как дополнительная квалификация к другим категориям преступлений2.

Таким образом, важно внедрять современные, более эффективные формы борьбы с легализацией незаконных денежных средств. Кроме того, необходимо повышать результативность мер по обеспечению прозрачности финансовых институтов, продолжать совершенствование нормативной правовой базы и системы мер совершенствования деятельности правоохранительных органов.

Институт обязательного контроля операций с денежными средствами или иным имуществом, действующий уже более 15 лет на базе законодательно закрепленного закрытого перечня операций, является базовым элементом функционирования российской системы противодействия легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения.

В связи с этим основным направлением в части реформирования нормативного правового регули-

1 Российский обзор экономических преступлений. — 2018. — С. 8 // [Электронный ресурс] URL: https://www.pwc.ru/ru/forensic-services/assets/PwC-recs-2018-rus.pdf (Дата обращения: 24.06.2019).

2 См.: URL: http://crimestat.ru/offenses_chart // Официальный

интернет-портал правовой статистики http://crimestat.ru/ aboutportal (Дата обращения: 15.05.2019).

рования, в настоящее время, является усовершенствование института обязательного контроля путем установления дифференцированного подхода к представлению организациями сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю (далее — ОПОК). Так, для каждой из них определяются свои виды ОПОК и информация, которая должна представляться ими в Росфинмониторинг.

Принятие данных поправок позволит значительно снизить регуляторную нагрузку на организации банковского и иных секторов, а также привести перечень ОПОК в соответствие с существующими рисками в сфере противодействия легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения.

При расследовании преступлений экономической, коррупционной направленности и предикатных по отношению к легализации доходов преступлений особое внимание стоит уделять повышению результативности мер, направленных на возмещение причиненного вреда, установлению имущества, на которое может быть наложен арест для целей обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, взыскания штрафа или возможной конфискации имущества.

Стоит отметить, что, несмотря на существующие пробелы в законодательных актах, на сегодняшний день, указанное направление деятельности органов внутренних дел является приоритетным. Данная работа проводится во исполнение межведомственных планов, решений межведомственных совещательных органов и в настоящее время получила особую актуальность в связи с проводимой оценкой российской системы противодействия отмыванию денег, имущества добытого преступным путем и финансированию терроризма (далее — ПОД/ФТ) международными экспертами ФАТФ.

Деятельность по установлению имущества добытого преступным путем, на которое может быть обращено взыскание, осуществляется также в рамках исполнения приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Росфинмониторинга, МВД России, ФСБ России, ФТС России, Следственного комитета Российской Федерации от 21.08.2018 № 511/244/541/433/1313/80 «Об утверждении Инструкции по организации информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем»3.

Данные мероприятия осуществляются во взаимодействии с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Следственным комитетом Рос-

3 [Электронный ресурс] URL: https://ukrfkod.ru/(Дата обращения: 24.06.2019).

сийской Федерации, ФСБ России, ФССП России, Росфинмониторингом, другими федеральными органами исполнительной власти в рамках действующих соглашений1 и межведомственных групп по вопросам противодействия коррупции путем обмена значимой информацией, проведения совместных совещаний и рабочих встреч2.

Также, организовано исполнение мероприятий, предусмотренных постановлением Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации от 03.05.2017 № 1 «Об эффективности взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию преступлений в сфере банковской деятельности»3. Например, во исполнение п. 6.2. Плана основных организационных мероприятий МВД России на 2018 год в Следственном департаменте МВД России осуществлен мониторинг хода и результатов расследования в 2017 году уголовных дел, о незаконном выводе денежных средств за рубеж и их невозвращении в Российскую Федерацию (ст.ст. 193 и 193.1 УК РФ).

Во исполнение решений заседаний Межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям, оперативных совещаний в МВД России и ФТС России, связанных с повышением эффективности взаимодействия на данном направлении:

• созданы межведомственные рабочие группы с участием таможенных органов в четырех субъектах Российской Федерации (в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Приморском крае и Томской области);

• ведутся реестры сообщений и уголовных дел, позволяющие контролировать результаты их рассмотрения и расследования;

• совместно с ФТС России, ФНС России, Банком России и Росфинмониторингом проводится работа по формированию базы данных недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности, осу-

1 Соглашение с Генеральной прокуратурой Российской Федерации от 21.03.2016 б/н «Об обмене информацией в области противодействия коррупции»; Соглашение с Росфинмониторингом от 12.05.2014 № 01-01-14/1014/1/4367 «Об информационном взаимодействии».

2 Приказ МВД России, Следственного комитета Российской Федерации и ФССП России от 16.09.2015 № 883/76/439 «О создании межведомственной рабочей группы по вопросам возмещения ущерба, причиненного преступлениями».

3 Постановление Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации от 03.05.2017 № 1 «Об эффективности взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию преступлений в сфере банковской деятельности».

ществляющих сомнительные финансовые операции, и их контрагентов с возможностью ее интеграции в информационные ресурсы федеральных органов исполнительной власти.

Анализ результативности информационного обмена между подразделениями ЭБиПК МВД России и Росфинмониторинга показывает, что в данном направлении существуют существенные недостатки: 45% полученных ответов свидетельствуют об отсутствии запрашиваемой информации, 50% содержат информацию о финансовых связях (без раскрытия банковской тайны), лишь малая часть представлена в виде подробных финансовых расследований, проведенных подразделениями Росфинмониторинга и направленных в органы внутренних дел в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [1].

Наиболее проблемными являются процедуры исполнения международных поручений, использование подозреваемыми, обвиняемыми при совершении преступлений оффшорных компаний и счетов в иностранных банках, позволяющих управлять движением денежных средств, что существенно затрудняет установление обстоятельств совершенного преступления, значительно увеличивает сроки предварительного следствия, ставит результаты расследования в зависимость от усмотрения иностранных компетентных органов, исполняющих запросы о правовой помощи, а также отсутствие механизма возврата на территорию Российской Федерации арестованного имущества.

В связи с этим, с целью оптимизации работы по установлению и аресту имущества, полученного преступным путем, принятию обеспечительных мер следственными подразделениями предлагается во взаимодействии с заинтересованными ведомствами и Росреестром проработать вопрос о предоставлении сотрудникам органам внутренних дел права на доступ к информационным базам подразделений Росреестра по всем субъектам Российской Федерации в режиме онлайн.

Положительной практикой в данном вопросе является направление запросов о правовой помощи компетентным органам иностранных государств в целях установления обстоятельств их приобретения в соответствии со ст. 453 УПК РФ, при поступлении в ходе расследования уголовного дела информации о нахождении за пределами Российской Федерации денежных средств, объектов недвижимости либо другого имущества, принадлежащего подозреваемым и обвиняемым. Так, в 2018 году органами предварительного следствия направлено 10 запро-

сов о правовой помощи (-50% к АППГ — 15), на все получены ответы [7].

При подтверждении фактов незаконного приобретения активов и получения соответствующего судебного решения в рамках оказания правовой помощи определение суда направляется в адрес запрашиваемого государства, дальнейшее исполнение запроса осуществляется на основе национального законодательства иностранного государства.

Однако, анализ материалов уголовных дел, показал, что случаи их возбуждения и расследования органами предварительного следствия системы МВД России единичны.

Несмотря на это, примеры уголовных дел отражают их наибольшую значимость. В частности, уголовное дело, находившееся в производстве СУ УМВД России по г. Новокузнецку Кемеровской области, по обвинению Г., К. и К. в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 160, ч. 1 ст. 201, п. «б» ч. 4 ст. 174.1 УК РФ. В целях принятия мер к возмещению причиненного вреда исследовано имущественное положение обвиняемых. Согласно выпискам Торговых реестров Австрийской и Чешской Республик установлено, что вышеуказанные лица владеют долями капиталов в ряде зарубежных фирм. По ходатайству следователя Центральным районным судом г. Новокузнецка наложены аресты на имущество обвиняемых, находящееся в Австрийской и Чешской Республиках.

В рамках исполнения поручений об оказании правовой помощи компетентными органами вышеназванных государств наложены аресты на долю капитала К. в сумме 14 тысяч евро фирмы ZEDERUS GmbH, на долю каптала Г. в размере 75% GIN Company s.r.o. стоимостью 150 тысяч чешских крон, долю в уставном капитале в размере 25% GIN Company s.r.o., стоимостью 50 тысяч чешских крон. Кроме того, наложены аресты на объекты недвижимости, находящиеся в Австрийской и Чешской Республиках в виде сада и земельных участков.

Кроме того, в связи с наличием достаточных оснований полагать, что имущество, принадлежащее 3-м лицам, в виде объектов недвижимости и дорогостоящего автомобиля, находящееся на территории Российской Федерации, получено в результате преступных действий обвиняемых, приняты меры к наложению на него ареста.

Таким образом, в ходе предварительного следствия обеспечено возмещение вреда, причиненного данными преступлениями на общую сумму 378 млн рублей.

Аналогично в ГСУ ГУ МВД России по Челябинской области расследовано уголовное дело, возбужденное в отношении супругов Ф. по факту создания «финансовой пирамиды». Совокупный ущерб

от преступных действий составил 378,7 млн руб. В ходе расследования установлено, что на территории Республики Черногория на подконтрольную обвиняемым фирму оформлено в собственность 70 земельных участков общей стоимостью 232 млн руб., на которые наложен арест.

В рамках расследования в ГСУ ГУ МВД России по Саратовской области уголовного дела, возбужденного по факту хищения путем обмана денежных средств ЗАО «Экономбанк», также наложен арест на ценные бумаги (депозитный сертификат) на сумму 41,4 млн долларов, находящиеся на расчетном счете ADV 001 компании с ограниченной ответственностью «Промсвязь Ассет Менеджмент Лтд.», находящейся за пределами Российской Федерации (Великобритании, Бермуды).

Таким образом, активизация работы, в том числе с использованием возможностей Росфинмонито-ринга при исполнении международных договоров в части выявления, ареста и конфискации активов по уголовным делам о преступлениях указанной категории, направленных на вывод денежных средств за рубеж, позволит на федеральном уровне повысить экономическую безопасность страны. Суммы возмещенного вреда, причиненного данными преступлениями, направляются напрямую в бюджет нашей страны, которые в дальнейшем могут быть перераспределены между приоритетными отраслями экономики, повышая тем самым возможности для инновационного развития, модернизации всей экономической системы и повышения экономической стабильности в целом.

В заключение рассматриваемого вопроса авторами доказан и обоснован вывод о том, что разработанная нормативная правовая основа и активно применяемая практика возмещения вреда, причиненного в результате легализации и отмывания денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем, свидетельствует о своей эффективности и результативности в качестве стратегического принципа правового обеспечения экономической безопасности.

Литература

1. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // [Электронный ресурс] URL: http://www. consultant.ru/ (Дата обращения: 15.07.2019).

2. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Официальный

интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru/ (Дата обращения: 24.07.2019).

3. Иванов Д. А. Актуальные вопросы теории и практики возмещения причиненного преступлением вреда (в деятельности органов предварительного расследования) : монография. — М.: Юрлитинформ, 2018.

4. Иванов Д.А., Филатова И.В. Современные законодательные конструкции декриминализации преступлений в сфере экономики при возмещении вреда, причиненного уголовно наказуемыми деяниями // Вестник экономической безопасности. — 2019. — № 2. — С. 125-130.

5. Кузнецова Е.И., Филатова И.В. Организация межведомственного взаимодействия в национальной системе ПОД/ФТ // В сборнике: Актуальные проблемы предварительного следствия и дознания в современных условиях развития уголовно-процессуального законодательства Научное электронное издание. — 2018. — С. 383-393.

6. Филатова И.В. Применение риск-ориентированного подхода в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем // Вестник Московского университета МВД России. — 2019. — № 1. — С. 233-236.

7. Обзор Следственного департамента МВД России «О положительном опыте организации работы следственных подразделений МВД России по возмещению ущерба, причиненного преступлениями против собственности, в том числе «прошлых лет» от 4 февраля 2019 г. № 1/4321.

References

1. Federal law of 07.08.2001 № 115-FZ «On

combating legalization (laundering) of proceeds from crime and financing of terrorism» // [Electronic resource] URL: http://www.consul-tant.ru/ (date of application: 15.07.2009).

2. The decree of the President of the Russian Federation from 13.05.2017 № 208 «On the Strategy of economic security of the Russian Federation for the period till 2030» / the Official Internet portal of legal information http://www. pravo.gov.ru/ (accessed: 24.07.2019).

3. Ivanov D. A. Actual questions of the theory and practice of compensation of the harm caused by a crime (in activity of bodies of preliminary investigation) : the monograph. — Moscow: Yurlitinform, 2018.

4. Ivanov D. A., Filatova I. V. Modern legislative constructions of decriminalization of crimes in the sphere of economy at compensation of the harm caused by criminal acts // Bulletin of economic security. — 2019. — № 2. — P. 125-130.

5. Kuznetsova E. I., Filatova I. V. Organization of interdepartmental cooperation in the national AML/CFT system // In the collection: Actual problems of preliminary investigation and inquiry in modern conditions of development of criminal procedure legislation Scientific electronic publication. — 2018. — P. 383-393.

6. Filatova I. V. Application of risk-based approach in order to counteract the legalization (laundering) of proceeds from crime // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia. — 2019. — № 1. — P. 233-236.

7. Review of the Investigation Department of the Ministry of internal Affairs of Russia «On the positive experience of the investigative units of the Ministry of internal Affairs of Russia on compensation for damage caused by crimes against property, including "past years» dated February 4, 2019 № 1/4321.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.