УДК 338 ББК 65
DOI 10.24411/2414-3995-2019-10262 © Е.И. Кузнецова, И.В. Филатова, 2019
Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КРИМИНАЛЬНЫМ ПРОЯВЛЕНИЯМ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Елена Ивановна Кузнецова,
профессор кафедры экономической безопасности, финансов и экономического анализа,
доктор экономических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected]; Ирина Викторовна Филатова, доцент кафедры предварительного расследования, кандидат экономических наук
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются ключевые угрозы, характерные для реализации Стратегии экономической безопасности до 2030 года. Сделан вывод о том, что, несмотря на принимаемые меры и в связи с тенденцией общего смягчения уголовно-процессуальной политики государства, в современных условиях развития, теневая экономика и коррупция находятся на высоком уровне. В связи с этим, возникает необходимость совершенствования нормативного правового обеспечения, в частности, важным представляется принятие жесткой политики противодействия криминальным проявлениям в экономической сфере, учитывающей положительный международный опыт.
Ключевые слова: государственная стратегия, правовое регулирование экономической безопасности, экономическая безопасность, экономическая преступность, противодействие экономической преступности, обеспечение экономической безопасности, преступления в сфере экономики, коррупция, теневая экономика, коррупционные преступления, взяточничество.
IMPLEMENTATION OF COUNTERMEASURES TO CRIMINAL ACTS WHILE ENSURING ECONOMIC SECURITY
Elena I. Kuznetsova,
Professor of the Department of Economic Security, Finance and Economic Analysis,
Doctor of Economics Sciences, Professor
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);
Irina V. Filatova, Associate Professor Preliminary Investigation Candidate of Economics Sciences
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. Considered the key threats typical for the implementation of the Strategy of economic security until 2030. It is concluded that, despite the measures taken and in connection with the trend of General easing of the criminal procedure policy of the state, in modern conditions of development, the shadow economy and corruption are at a high level. In this regard, there is a need to improve the regulatory legal support, in particular, it is important to adopt a strict policy of combating criminal manifestations in the economic sphere, while borrowing positive international experience.
Keywords: state strategy, legal regulation of economic security, economic security, economic crime, combating economic crime, economic security, economic crime, corruption, shadow economy, corruption crimes, bribery.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Кузнецова Е.И., Филатова И.В. Реализация противодействия криминальным проявлениям при обеспечении экономической безопасности. Вестник экономической безопасности. 2019;(4):305-9.
Глобализация оказывает многочисленные, но далеко не однозначные по своим социально-экономическим последствиям воздействия на экономическую безопасность стран и регионов.
Источником опасности являются факторы и условия, негативно влияющие на экономическую систему. К таким источникам можно отнести: по-
литические, социальные и экономические факторы развития.
В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» главными стратегическими рисками и угрозами безопасности страны в экономической сфере на долгосрочную перспективу, по-прежнему, являются такие как: низкая устойчивость
и защищенность финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации финансовых отношений [2].
Особое внимание стоит уделять финансам и финансовой системе государства, поскольку они оказывают безусловное влияние на экономическое развитие.
Для обеспечения конкретных мер противодействия вызовам и угрозам в Российской Федерации 13 мая 2017 года Указом Президента Российской Федерации принята «Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [3].
Оценка факторов Стратегии позволяет сделать вывод о направленности на обеспечение экономического суверенитета страны, защиты национальных интересов, совершенствование государственной системы управления. Преодоление вызовов и угроз, недопущение наступления экономических рисков возможно лишь путем взаимодействия не только органов государственной власти и местного самоуправления, но и физических, и юридических лиц.
В декабре 2019 года завершится первый этап реализации Стратегии экономической безопасности. Для данного периода ключевыми задачами, стоящими перед органами государственной власти Президент Российской Федерации определял следующие:
1. Осуществление разработки и реализации мер различного характера (организационного, нормативного, правового, методического и др.) в целях обеспечения данного института на территории нашей страны.
2. Совершенствование механизмов мониторинга и оценки ее состояния.
При этом важным фактором обеспечения экономической безопасности считалось качество государственного управления. Таким образом, данное направление предполагалось обеспечивать не только в рамках всего государства, но и отдельного субъекта экономических отношений.
На сегодняшний день с уверенностью можно сказать, что по-прежнему стратегическими угрозами экономической безопасности остаются теневая экономика и коррупция.
Сегодня мировая экономика продолжает терять из-за хищений в государственном секторе пример-
но те же суммы, что и в начале 2016 года. То есть, за три последних года ситуация не изменилась.
По итогам 2018 года в России ее объем составил порядка 20% ВВП (20,7 трлн рублей), это больше, чем предполагаемые расходы федерального бюджета на 2019 год (18 трлн рублей), общий бюджет на национальные проекты, в три раза больше годовой выручки «Газпрома» за 2017 год (6,5 трлн рублей) и более трети всех денежных доходов россиян за 2018 г. (57,5 трлн рублей). Масштабы современной теневой экономики действительно впечатляют, несмотря на значительное снижение по сравнению с 2015—2016 годами (эта цифра составляла 28%.), в 2017 году — 20,5% ВВП [12].
Самым негативным и разрушающим последствием теневой экономики является возникновение коррупции.
Коррупция в России представляет собой значительную проблему и, судя по рейтингам международных агентств, пока говорить об ее искоренении не приходится. Впрочем, как отмечает Президент Российской Федерации Владимир Путин, определенный успех в этом направлении все же есть. Последовательная борьба привела к тому, что число коррупционных преступлений снижается. Согласно последней статистике МВД России, за 2019 год было выявлено 30,5 тыс. преступлений в области коррупции, из них 12,5 тыс. преступлений напрямую связаны с взятками. По сравнению с 2017 годом количество случаев по даче взятки увеличилось на 10%, число случаев, связанных с получением взятки, выросло на 15%. Количество случаев посредничества подскочило на 21% [13].
По подсчетам Генеральной прокуратуры Российской Федерации, размер материального ущерба, который был причинен стране выявленными случаями коррупции, составил в 2018 году 65,7 млрд рублей. Для сравнения, в 2017 году показатель был значительно ниже и не превышал 40 млрд рублей.
Средний размер взятки в России, по данным различных ведомств, находится в диапазоне 450— 600 тыс. рублей [13].
В России вопросы противодействия коррупции регулирует Закон «О противодействии коррупции» [1], вступивший в силу в начале 2009 года.
Закон определяет термин «коррупция», как действия, связанные со злоупотреблением своим слу-
жебным положением, дачей или получением взятки для того, чтобы извлечь выгоду в собственных интересах.
А противодействие коррупции — это деятельность государственных ведомств, организаций, физлиц по выявлению и устранению причин коррупции, пресечению, раскрытию коррупционных преступлений, минимизации последствий коррупционных правонарушений.
Согласно закону мерами по профилактике коррупции являются формирование в обществе нетерпимости и негативного отношения к коррупционным проявлениям, развитие институтов общественного контроля, проверка сведений по гражданам, которые претендуют на должности госслужащих, увольнение чиновников, не предоставляющих сведения о своих доходах, либо предоставляющих ложные данные.
Чтобы повысить усилия по вопросу противодействия коррупции, в современных условиях развития, государственные органы должны концентрироваться на таких направлениях, как: независимость судов; гарантии независимости СМИ; открытость, объективность в вопросах государственных закупок; ликвидация ненужных запретов, ограничений в экономической сфере; повышение оплаты труда госслужащих; сокращение количества госслужащих с одновременным повышением качества привлекаемых кадров.
Важным элементом борьбы с коррупцией является предоставление сведений о доходах и расходах государственных служащих. Предусмотрен определенный порядок проверки соответствия расходов гражданина и его доходов за последние 3 года [1].
Также Российская Федерация активно развивает связи с иностранными государствами в вопросе противодействия коррупции. Плодотворная работа ведется по таким моментам, как розыск лиц, подозреваемых в коррупции, обмен информацией, выявление скрытого имущества.
Отдельно хотелось бы остановиться на такой мере борьбы с коррупцией, как специальный реестр лиц, в который попадают граждане, уволенные с государственной службы за совершение коррупционных преступлений. В специальный список они попадают сроком на 5 лет с момента принятия акта,
который послужил основанием для включения в реестр.
Данный реестр находится в открытом доступе и любой желающий может ознакомиться с данными лиц, которых заподозрили в коррупционных схемах. По состоянию на 17 июня 2019 года в реестре фигурируют более 1300 имен [14].
Закон, регулирующий борьбу с коррупцией, работает уже 10 лет, а законы, направленные на предотвращение угроз и рисков национальной безопасности — более 10 лет. Однако результаты этой борьбы, исходя из анализа данных международного рейтинга, не сильно заметны.
Результаты Transparency International за 2018 год показывают, что сегодня Россия по уровню коррупции находится в конце мирового списка, занимая 138 место из 180. Нашими соседями по рейтингу являются Иран, Ливан, Папуа-Новая Гвинея.
Если смотреть позиции России в динамике, то особого оптимизма ситуация не вызывает. Страна в последние годы лишь ухудшает свои позиции. Еще в 2015 году в рейтинге коррупции Россия занимала 119 строчку в мире, но уже в 2016 году переместилась на 131 позицию. По итогам 2017 года страна сместилась на 135 место, а теперь — на 138.
По оценкам международной организации, самый низкий уровень коррупции наблюдается в таких странах, как Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция, Сингапур.
Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на многочисленное количество принятых нормативных правовых актов, регламентирующих направления противодействия с ключевыми угрозами экономической безопасности, основные продолжают только нарастать.
И если на сегодняшний день подвести промежуточный итог реализации Стратегии экономической безопасности, то в борьбе с теневой экономикой и коррупцией наша страна значительно не продвинулась.
Современная коррупция и теневая экономика — это социальный феномен, более того, это явление наблюдается, скорее, в сфере незаконного лоббизма, конфликта интересов, фаворитизма и протекционизма, непотизма, отмывания денежных средств, использования иностранных финансовых инструментов, нарушения запретов и ограничений.
Все это находится вне поля правового регулирования и не поддается никакому подсчету.
В данном вопросе важна не столько формальная, статистическая, сколько смысловая, содержательная сторона. Сегодня все население России вынуждено нести издержки, связанные со взятками, «откатами» и прочими злоупотреблениями на федеральном уровне. В частности, с тем, что траты на общественные проекты (ремонт и строительство дорог, зданий, трубопроводов) значительно выше, чем в той же Европе. Или с тем, что теневой сектор способствует снижению налоговых сборов, мешает финансированию частных инвесторов, сокращая возможности для инновационного развития и модернизации, и повышает уровень инфляции, заставляя производителей включать расходы на взятки в конечную цену изделия.
В связи с этим, представляется, что в современных условиях развития наша страна уже не может противодействовать данным негативным явлениям в полной мере с существующей нормативной правовой базой.
На наш взгляд, необходима жесткая политика в отношении коррупционных проявлений. Здесь примечателен опыт Сингапура, который в свое время победил жесткими мерами коррупцию, в результате чего страна занимает лидирующие позиции в рейтинге государств с минимальным уровнем коррупции.
Сегодня по данному пути пошел и Китай, назвав стратегию борьбы с коррупцией — войной с тиграми и мухами. Иными словами, китайские власти дали понять, что не будут никого жалеть. Если чиновник был замешан в коррупции, то, несмотря на его высокий или низкий статус он все равно понесет суровое наказание. Так, если будет доказан факт взятки на сумму более 15 тыс. долларов, то взяточник может навсегда лишиться свободы. При этом у него заберут и все его имущество, которое он нажил нечестным путем. Если выявят взятки на сумму более 450 тыс. долларов, то взяточник может потерять самое ценное, что у него есть, а именно жизнь.
После начала активной фазы борьбы с коррупцией различные наказания уже получили более 1,5 млн членов партии страны.
Среди последних случаев можно вспомнить дело заместителя губернатора провинции Гуандун.
Суд пришел к выводу, что чиновник до 2012 года, работая на различных государственных должностях, сумел получить взятки на сумму в 14 млн долларов. За это он получил пожизненное лишение свободы. Другой чиновник из государственного управления по делам энергетики смог получить 31 млн долларов незаконных доходов, в результате чего его приговорили к казни с отсрочкой исполнения [15].
В современных условиях, исходя из анализа статистических данных о криминализации экономической сферы, можно прийти к выводу, что наша страна подошла уже к тому уровню, когда необходимо принимать более суровые меры ответственности за совершенные деяния, заимствуя положительный международный опыт.
Литература
1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.06.2019).
2. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.06.2019).
3. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
4. Богомолов В.А. Экономическая безопасность: учебное пособие. М.: Экзамен, 2017.
5. Кузнецова Е.И. Экономическая безопасность: учебник и практикум для вузов / Е.И. Кузнецова. М.: Издательство Юрайт, 2017.
6. Кузнецова Е.И. Экономическая безопасность: учебник и практикум для вузов / Е.И. Кузнецова. М.: Издательство Юрайт, 2018.
7. Кузнецова Е.И., Бирюков В.А. Госсобственность и госсектор в рыночной экономике // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 3.
8. Кузнецова Е.И., Гамоненко С.С. Финансовый мониторинг как метод контроля в управлении
экономической безопасностью // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 1.
9. Купрещенко Н.П., Филатова И.В. Проблема борьбы с коррупцией — ключевое направление обеспечения экономической безопасности страны в условиях нестабильности экономики // Вестник экономической безопасности. 2016. № 4.
10. Филатова И.В. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года как ответная реакция на новые вызовы национальным интересам страны // Образование. Наука. Научные кадры. 2017. № 6.
11. Экономическая безопасность. Эриашви-ли Н.Д., Соколов А.П., Маилян С.С., Суглобов А.Е.,
Крылов Т. А., Кузнецова Е.И., Сараджева О.В., Ба-рикаев Е.Н., Филатова И.В., Осипов В.С., Богомолов В.А. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / под ред. С.С. Маиляна, Н.Д. Эриашвили. М., 2018. (3-е изд-е, перераб. и доп.).
12. URL: https://www.rbc.ru/ (дата обращения: 20.06.2019).
13. URL: http://crimestat.ru/offenses_chart// http://crimestat.ru/aboutportal (дата обращения 15.05.2019).
14. URL: https://polnoepravo.ru/ (дата обращения: 20.06.2019).
15. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4298990 (дата обращения: 10.06.2019).
Угрозы экономической безопасности и их предупреждение
2-е издание
Угрозы экономической безопасности и их предупреждение.
2-е изд., перераб. и доп. Учеб. пособие. Под. ред. В.В. Криворото-ва, Н.Д. Эриашвили. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Рассмотрены теоретические и методологические подходы к формированию понятия и основ исследования региональной экономической безопасности.
Определены и проанализированы основные угрозы региональной экономической безопасности России; обоснованы проявления угроз экономике регионов на различных этапах реформирования российской экономики, а также в современный период ее развития. Рассмотрены научные подходы к формированию индикаторов региональной экономической безопасности и их интерпретации; представлена комплексная методика оценки состояния угроз региональной экономической безопасности и приведены результаты диагностики экономической безопасности регионов Российской Федерации.
Для студентов, обучающихся по специальности «Экономическая безопасность» (специализация «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности»), а также другим специальностям экономики и управления. Может быть рекомендовано специалистам органов государственной власти, регионального и местного управления, решающим вопросы управления экономикой и проблемы экономического развития территорий.