Правовое регулирование прохождения судьями стажировок: россиискии и зарубежный опыт
Вуколова Александра Романовна
аспирант кафедры организации судебной и правоохранительной деятельности, Российский государственный университет правосудия, Москва, Россия, аvukolova@list.ru
Статья посвящена правовому регулированию прохождения судьями стажировок. В рамках статьи рассматривается эволюция практики стажировок, источники регулирования стажировок, а также обзор стажировок для судей в России и за рубежом. Особое внимание уделено сравнительному анализу эффективности стажировок в России и за рубежом.
Цель статьи - проанализировать роль стажировок в повышении профессиональных навыков судей и эффективности правосудия. Для достижения цели статьи были поставлены следующие задачи: рассмотреть основные направления развития стажировок в юриспруденции, проанализировать эффективность стажировок для судей, выявить преимущества и недостатки стажировок и предложить рекомендации по их усовершенствованию. В ходе исследования был проведен обзор литературы, включающий научные статьи, монографии, законодательные акты и официальные документы. Также был использован метод сравнительного анализа для определения различий в практике стажировок в России и за рубежом.
Результаты исследования показали, что стажировки для судей имеют большое значение для повышения качества правосудия и развития профессиональных навыков судей. Однако, эффективность стажировок зависит от их организации и содержания. В этой связи, были предложены рекомендации по улучшению ста-жировочных программ для судей.
Обзор стажировок для судей является актуальной темой для научного и практического исследования в юридической области, так как стажировки играют важную роль в процессе повышения квалификации и профессионального развития судей. Ключевые слова: стажировки для судей, правоприменительная практика, повышение квалификации, обмен опытом, эффективность стажировок.
п
сч
о
сч
*
01
2
30
В современном мире статус судьи является важнейшим составляющим элементом судебной системы государства. В связи с этим повышение качества дополнительного профессионального образования судей - это приоритетное направление совершенствования судебной системы. Одним из инструментов дополнительного профессионального образования судей являются стажировки.
Статья рассматривает вопросы правового регулирования прохождения судьями стажировок в России и за рубежом (Киргизия, Белоруссия, Казахстан и Армения).
Тема правового регулирования прохождения судьями стажировок является малоисследованной, что позволяет сделать вывод об актуальности и теоретической значимости выбранной темы. Правовые вопросы прохождения судьями стажировок были затронуты в исследованиях Н.К. Жукоковой [6] и Э.Б. Аблаева [7]. С.И. Пухнаревич неоднократно поднимал тему изучения правовых форм обучения судей по программам дополнительного профессионального образования судей [8].
В научных трудах Бурдиной Е.В. большое внимание уделяется современным трендам дополнительного профессионального образования судей в рамках сравнительного анализа российского и зарубежного опыта. Стоит отметить позицию Бурдиной Е.В. о том, что непрерывная судейская карьера, гарантированная законом, предопределяет публичную значимость вопросов о компетентности судьи при прохождении разных периодов службы [9].
Начиная с древних цивилизаций и заканчивая современными днями, стажировки были неотъемлемой частью образования и профессионального развития в области права. В Древнем Риме, стажировки были обязательным этапом в обучении праву. Студенты учились у известных юристов, получали необходимый опыт и знания, которые позволяли им позже работать в качестве адвокатов или судей.
С развитием индустриальной революции в XIX веке, стажировки получили новое значение в юридической профессии. Большинство судов и компаний требовали, чтобы молодые юристы имели опыт работы в профессии, прежде чем они могли получить статус адвоката или судьи.
В этот период появилась практика прохождения стажировки в юридических фирмах, судах и государственных учреждениях.
В XX веке стажировки в юриспруденции приобрели более официальный статус. Были созданы программы стажировок, предназначенные для подготовки юристов в конкретной области права.
В настоящее время практика стажировок в юриспруденции продолжает развиваться. Источники регулирования стажировок в юриспруденции могут различаться в зависимости от страны и юридической системы. Одним из наиболее важных источников регулирования стажировок являются законодательные акты, устанавливающие требования и стандарты для программ стажировок.
Стажировки судей в России - это обучающие программы, которые позволяют судьям углубить свои знания и навыки в определенных областях права, и получить новые компетенции для эффективного использования при исполнении своих обязанностей в должности судьи.
В законодательстве Российской Федерации стажировка судей рассматривается в качестве одного из способов повышения квалификации как для впервые назначенного на должность судьи, так и для судьи, проходящего повышение квалификации по истечении определенного срока.
Стажировка судей в России для впервые назначенных на должности федеральных судей проводится на базе федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов.
Согласно положениям статьи 20.1 Федерального закона от 26 июня 1992 г. № 3132-ф3 «О статусе судей в Российской Федерации» судья федерального суда, впервые назначенный на должность судьи, проходит обучение по программе профессиональной переподготовки в образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного профессионального образования, осуществляющих дополнительное профессиональное образование судей, в том числе в форме стажировки в суде.
О стажировке действующих судей упоминается в Положение о профессиональной переподготовке и повышении квалификации судей федеральных судов, утвержденным постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2018 года, с учетом внесенных постановлениями Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 9 октября 2019 года, от 22 июля 2020 года (далее - Положение), которое определяет понятие
стажировки как самостоятельный вид дополнительного профессионального образования судей, организуемый Верховным Судом Российской Федерации, кассационными судами общей юрисдикции, кассационным военным судом, апелляционными судами общей юрисдикции, апелляционным военным судом, верховными судами республик, краевыми и областными судами, судами городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружными (флотскими) военными судами, арбитражными судами округов, арбитражными апелляционными судами, арбитражными судами субъектов Российской Федерации, специализированными арбитражными судами.
Следует отметить, что федеральным законодательством не регламентирован порядок и сроки прохождения действующим судьей стажировки, а также иные вопросы, актуальные для практической организации стажировок и повышения их эффективности, что является назревшим вопросом для обсуждения.
Порядок прохождения стажировки в рамках подготовки впервые назначенных судей урегулирован в Положении о стажировке судей, впервые назначенных на должности судей федеральных судов, обучающихся по программам дополнительного профессионального образования в Российском государственном университете правосудия (далее - Положение Университета), утвержденном Ректором Университета 7 марта 2017 года и согласованном с первым заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации, председателем Совета Судей Российской Федерации, Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Однако порядок прохождения стажировки действующих судей с момента издания Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» законодательно не определен. Регулирование этого вопроса зависит от региона и определяется самостоятельно на местах руководителями судов.
Таким образом, возникает необходимость подготовки единого целостного порядка прохождения стажировки, что поспособствует обеспечению комплексного регулирования вопросов получения судьями федеральных судов дополнительного профессионального образования с целью определения: процедуры направления на стажировку судьи, сроков направления на стажировку судьи, требований к суду, где планируется проводиться стажи-
и
и *
о х
а
а
и о т
V
3
сч
0
сч
ровка судьи и к наполнению программы прохождения стажировки судьи, возможности организации прохождения стажировки под руководством более опытных судей суда, осуществляющих правосудие в рамках того же вида судопроизводства, что и судья, планируемый к прохождению стажировки.
Программы стажировок предусматривают участие в различных судебных процессах, изучение судебной практики в разных областях права и позволяют судьям узнать, как работают другие суды. Стажировки могут быть как короткими (до нескольких недель), так и длительными (до полугода). В рамках стажировок для судей в России судьи могут получить практический опыт, изучить новые аспекты правовой науки и практики, и расширить свои профессиональные контакты.
Некоторые из видов стажировок в странах СНГ (Киргизия, Белоруссия, Казахстан и Армения) ориентированы на обучение кандидатов в судьи, а не уже действующих судей.
Например, в Киргизии стажировка будущих судей проводится в учебных центрах и может продлиться до двух лет. В ходе стажировки кандидаты в судьи изучают судебное делопроизводство, принципы правосудия, и получают опыт работы в судах под руководством опытных коллег. [3].
В Белоруссии стажировка - это часть специальной подготовки кандидата на должность судьи, которая заключается в реализации образовательной программы специальной подготовки, необходимой для занятия должности судьи, и включает в себя обучение сроком до одного года в учреждении образования с совмещенной стажировкой в одном из судов общей юрисдикции, в котором имеются вакантная должность судьи или должность стажера судьи, под руководством судьи, назначенного Председателем Верховного Суда Республики Беларусь. [6]. Об этом прямо говорится в статье 80 Кодекса Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» от 29 июня 2006 года.
В Казахстане стажировка кандидатов в судьи проводится в учебных центрах и длится около года. Она направлена на изучение судебного делопроизводства, правовых норм и процедур, и на получение опыта работы в судах [2]. Статья 29 Конституционного закона Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года № 132 «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» закрепила обязательное требование для судей - успешное прохождение стажировки и получение положительного отзыва пленарного заседания суда [7].
В Армении стажировка судей проводится в учебных центрах и может продлиться от полугода до года. Во время стажировки судьи изучают судебное делопроизводство, правовые нормы и процедуры, и работу судов [4].
Сравнительный анализ стажировок для судей в России и странах СНГ показывает, что существуют как сходства, так и различия в организации программ, их направленности, продолжительности и качестве. Общими чертами этих стажировок является их направленность на повышение квалификации и профессиональных навыков судей, и участие в различных судебных процессах, изучение правовой практики и получение опыта работы в судебной системе.
Одним из главных отличий является то, что стажировки в вышеперечисленных странах направлены на обучение будущих судей, когда как в России стажировку проходят уже официально назначенные на должность судьи или уже действующие судьи.
Другое отличие проявляется в продолжительности обучения. В России стажировка для судей может длиться до полугода, тогда как в вышеперечисленных странах она может продолжаться гораздо дольше.
Существенное различие заключается в направленности программ. В России стажировки часто ориентированы на изучение российского законодательства и правовой практики в России, тогда как за рубежом программа стажировок может быть направлена на изучение международного права и правовых систем разных стран.
Не менее важно понимать, каким образом оценивать эффективность стажировок для судей. Изучение результатов проведенных стажировок показывает, что они действительно могут привести к существенному повышению профессионального уровня судей и улучшению их работы. Существует необходимость в совершенствовании программ стажировок и разработке новых методов оценки их эффективности для дальнейшего усовершенствования данного важного инструмента в профессиональном развитии судей.
Примером эффективности стажировок может служить проведенная в Арбитражном суде Дальневосточного округа стажировка судей и работников аппаратов судов округа. В рамках мероприятия были обсуждены актуальные вопросы правоприменительной практики, связанные с энергоснабжением, земельными отношениями, правом собственности и банкротством. Участники стажировки имели возможность обменяться опытом и узнать о лучших практиках работы других судов [1]. В данном случае под
эффективностью стажировки следует понимать ее способность обеспечить обмен опытом и знаниями между судьями и работниками аппаратов судов разных регионов, и предоставить им актуальную информацию и лучшие практики в области правоприменения.
Другим успешным примером организации профессиональной переподготовки судей в России может послужить факультет повышения квалификации и переподготовки судей и государственных гражданских служащих арбитражных судов ФГБОУВО «РГУП», который был назначен организовать обучение 720 человек в составе 12 групп судей, впервые назначенных на должности судей федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов, согласно плану профессиональной переподготовки судей на 2022 год.
В итоге более 745 человек успешно прошли обучение по программам профессиональной переподготовки с использованием дистанционных образовательных технологий, что превысило план на 103,4%. Это свидетельствует о высокой эффективности и успешности реализации программ повышения квалификации судей в России.
Для того чтобы программы были более эффективными, необходимо совершенствовать их содержание и методику проведения.
Одним из главных предложений по совершенствованию программ стажировок для судей является увеличение количества практических занятий. Вместо теоретических лекций и семинаров, стажировки должны включать в себя более широкий спектр форм, таких как работа в судебных коллегиях, участие в рассмотрении сложных дел и другие формы, которые помогут судьям улучшить свои навыки и знания.
Также важно, чтобы программы стажировок были более индивидуализированы. Каждый судья имеет свои уникальные потребности и интересы, поэтому программы стажировок должны учитывать эти факторы и предоставлять индивидуальный подход к каждому участнику.
Для повышения эффективности стажировок необходимо улучшить систему оценки результатов. Результаты стажировок должны оцениваться не только на основе формальных критериев, таких как участие в программах, но и на основе реальных изменений в работе судьи после окончания стажировки.
В заключении статьи можно отметить, что стажировки для судей играют важную роль в повышении квалификации и эффективности работы судейского корпуса.
Необходимо постоянно совершенствовать практику проведения стажировок для судей, с учетом современных тенденций и потребностей судебной системы. Для этого можно использовать новые методы обучения, внедрять современные технологии и проводить более детальное исследование результатов стажировок.
Таким образом, стажировки для судей являются необходимым элементом профессиональной подготовки и повышения квалификации судейского корпуса. Регулярное проведение стажировок, усовершенствование программ и методик обучения, и анализ результатов обучения и эффективности стажировок помогут улучшить работу судебной системы в целом.
Литература
1. «Стажировка судей и работников аппаратов судов, входящих в Дальневосточный округ» [Электронный ресурс] // Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа. -URL: https://fasdvo.arbitr.ru/node/14074 (дата обращения: 05.04.2023).
2. Типовая Программа прохождения стажировки кандидатов в судьи [Электронный ресурс] // Законодательство Республики Казахстан. - URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/R01000299S_ (дата обращения: 12.04.2023).
3. О статусе судей Кыргызской Республики [Электронный ресурс] // Президент Кыргызской Республики. - URL: https://www.president.kg/ru/apparat_prezidenta/z akonoproekty/o_statuse_sudey_kyrgyzskoy_resp ubliki (дата обращения: 12.04.2023).
4. Профессиональные судебные системы [Электронный ресурс] // Совет Европы. - URL: https://rm.coe.int/-/168078b183 (дата обращения: 12.04.2023).
5. [Электронный ресурс] // https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk060 0139 - Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь.
6. Жукокова Н.К. Подготовка и повышение квалификации судей: сравнительный анализ законодательства России, Казахстана и Белоруссии // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2015. №2 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-i-povyshenie-kvalifikatsii-sudey-sravnitelnyy-analiz-zakonodatelstva-rossii-kazahstana-i-belorussii (дата обращения: 01.05.2023).
7. Аблаева Э.Б. Профессиональное обучение судей как одно из приоритетных направлений совершенствования судебной системы
u
и *
о х
а
а
а) о т
V
(О
сч о сч
Республики Казахстан // Lex Russica. 2018. №3
(136). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-
obuchenie-sudey-kak-odno-iz-prioritetnyh-
napravleniy-sovershenstvovaniya-sudebnoy-
sistemy-respubliki-kazahstan (дата обращения:
01.05.2023).
8. Пухнаревич С. И. Правовые формы обучения судей по программам дополнительного профессионального образования: понятие, виды, содержание // Российское правосудие. 2020. № 11. С. 41-46. doi: https://doi.org/10.37399/issn2072-909X.2020.11.41-46.
9. Бурдина Е. В., Александров С. В. Современные тренды дополнительного профессионального образования судей: российский и зарубежный опыт // Интеграция образования. 2022. Т. 26, № 4. С. 771-786. doi: https://doi.org/10.15507/1991-9468.109.026.202204.771-786
Legal regulation of internships for judges: Russian and
foreign experience Vukolova A.R.
Russian State University of Justice
The article is devoted to the legal regulation of internships for judges. The article examines the evolution of the practice of internships, sources of regulation of internships, as well as an overview of internships for judges in Russia and abroad. Particular attention is paid to a comparative analysis of the effectiveness of internships in Russia and abroad.
The purpose of the article is to analyze the role of internships in improving the professional skills of judges and the effectiveness of justice. To achieve the goal of the article, the following tasks were set: to consider the main directions for the development of internships in jurisprudence, to analyze the effectiveness of internships for judges, to identify the advantages and disadvantages of internships and to offer recommendations for their improvement.
During the study, a literature review was conducted, including scientific articles, monographs, legislative acts and official documents. The method of comparative analysis was also used to determine the differences in the practice of internships in Russia and abroad. The results of the study showed that internships for judges are of great importance for improving the quality of justice and developing the professional skills of judges. However, the effectiveness of internships depends on their organization and content. In this regard, recommendations were made to improve internship programs for judges. The review of internships for judges is a relevant topic for scientific and practical research in the legal field, since internships play an important role in the process of professional development and professional development of judges.
Keywords: internships for judges, law enforcement practice, advanced training, exchange of experience, effectiveness of internships.
References
1. "Training of judges and employees of courts belonging to the Far Eastern District" [Electronic resource] // Federal Arbitration Court of the Far Eastern District. - URL: https://fasdvo.arbitr.ru/node/14074 (date of access: 04/05/2023).
2. Typical Program for the internship of candidates for judges
[Electronic resource] // Legislation of the Republic of Kazakhstan. - URL:
https://adilet.zan.kz/rus/docs/R01000299S_ (date of access: 04/12/2023).
3. On the status of judges of the Kyrgyz Republic [Electronic
resource] // President of the Kyrgyz Republic. - URL: https://www.president.kg/ru/apparat_prezidenta/zakonopr oekty/o_statuse_sudey_kyrgyzskoy_respubliki (date of access: 04/12/2023).
4. Professional judicial systems [Electronic resource] // Council of Europe. - URL: https://rm.coe.int/-/168078b183 (date of access: 04/12/2023).
5. [Electronic resource] // https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk0600139 -National Legal Internet Portal of the Republic of Belarus.
6. Zhukokova N.K. Training and advanced training of judges:
a comparative analysis of the legislation of Russia, Kazakhstan and Belarus // Legal Science and Law Enforcement Practice. 2015. No. 2 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-i-povyshenie-kvalifikatsii-sudey-sravnitelnyy-analiz-zakonodatelstva-rossii-kazahstana-i-belorussii (Date of access: 05/01/2023).
7. Ablaeva E.B. Professional training of judges as one of the
priority areas for improving the judicial system of the Republic of Kazakhstan // Lex Russica. 2018. No. 3 (136). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-obuchenie-sudey-kak-odno-iz-prioritetnyh-napravleniy-sovershenstvovaniya-sudebnoy-sistemy-respubliki-kazahstan (date of access: 05/01/2023).
8. Pukhnarevich S. I. Legal forms of training judges in additional professional education programs: concept, types, content // Russian justice. 2020. No. 11. P. 41-46. doi: https://doi.org/10.37399/issn2072-909X.2020.11.41-46.
9. Burdina E. V., Aleksandrov S. V. Modern trends in additional professional education of judges: Russian and foreign experience // Education Integration. 2022. V. 26, No. 4. S. 771-786. doi: https://doi.org/10.15507/1991-9468.109.026.202204.771-786