Научная статья на тему 'ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СУДЕЙ В РОССИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ'

ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СУДЕЙ В РОССИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
239
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Правосудие
Область наук
Ключевые слова
СУДЬЯ / ПРАВОСУДИЕ / ПЕРЕПОДГОТОВКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ОБУЧЕНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ / СТАЖИРОВКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пухнаревич Сергей Иванович

Введение. Автором анализируются нормативные правовые акты и доктринальные источники, относящиеся к отдельным этапам процессов становления и развития в России системы повышения квалификации и переподготовки судей. Теоретические основы. Методы. В исследовании использованы диалектический, историко-правовой и формально-юридический подходы к анализу правовых актов, регулирующих процесс становления и развития институтов системы повышения квалификации и переподготовки судей Российской Федерации на различных исторических этапах развития нашей страны. При анализе доктринальных источников, относящихся к теме исследования, использовался герменевтический метод толкования научных текстов. Результаты исследования. В исследовании показано, что в процессе исторического развития нашего государства в центре внимания руководства страны всегда находились вопросы повышения квалификации и переподготовки судей, потому что судебная система постоянно нуждалась в судейских кадрах высокой квалификации. Кроме того, ряд ситуаций, имевших место в российском государстве, требовали своего разрешения с участием судебных органов. Обсуждение и заключение. Изложенное позволило сделать несколько выводов: 1) в советский период была сформирована система правовых актов, закреплявших и регулировавших централизованную союзно-республиканскую систему переподготовки и повышения квалификации судей; 2) под воздействием решений IV (чрезвычайного) Всероссийского съезда судей, ставшего переломным в реализации судебной реформы, и в связи с образованием Российской академии правосудия (ныне - РГУП) переподготовка и повышение квалификации судей осуществляются на основе системы федеральных правовых актов и актов, принятых Верховным Судом Российской Федерации и Российским государственным университетом правосудия; 3) специфика правовых форм, применяемых РГУП в процессе переподготовки и повышения квалификации судей, позволяет говорить о концепции правового и индивидуального регулирования правоотношений в этой сфере образовательного процесса, разработанного Университетом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пухнаревич Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETRAINING AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF JUDGES IN RUSSIA: A HISTORICAL AND LEGAL STUDY

Introduction. The author of the article analyses the regulatory legal acts and doctrinal sources relating to the individual stages of the processes of formation and development in Russia of the system of professional development and retraining of judges. Theoretical Basis. Methods. The study uses dialectical, historical-legal and formal-legal approaches to the analysis of legal acts regulating the process of formation and development of institutions of the system of advanced training and retraining of judges of the Russian Federation at different historical stages of development of the country. When analysing doctrinal sources related to the topic of the research, hermeneutic method of interpretation of scientific texts was used. Results. The study shows that during the historical development of our state, the country’s leadership has always focused on the issues of professional development and retraining of judges, because the judicial system has always been in constant need of highly qualified judicial personnel. In addition, a number of situations occurring in the Russian state required their resolution with the participation of the judiciary. Discussion and Conclusion. The above mentioned allowed several conclusions to be drawn: 1) during the Soviet period a system of legal acts was formed, which consolidated and regulated the centralised Union-republican system of judges’ retraining and professional development; 2) under the influence of the decisions of the Fourth (Emergency) All-Russian Congress of Judges, which became a turning point in the implementation of judicial reform, and in connection with the establishment of the Russian Academy of Justice (now Russian State University of Justice), the retraining and professional development of judges is implemented by a system of federal legal acts and acts adopted by the Supreme Court of the Russian Federation and the Russian State University of Justice; 3) specific character of legal forms applied by the Russian State University of Justice in the process of retraining and professional development of judges allows to speak about the concept of legal and individual regulation of legal relations in this sphere of educational process which was developed by the University.

Текст научной работы на тему «ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СУДЕЙ В РОССИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»

Научная статья УДК 340

DOI: 10.37399/2686-9241.2022.4.126-145

Переподготовка и повышение квалификации судей в России: историко-правовое исследование

Сергей Иванович Пухнаревич

Российский государственный университет правосудия, Москва,

Российская Федерация

pukhnarevich@rsul.ru

Аннотация

Введение. Автором анализируются нормативные правовые акты и доктриналь-ные источники, относящиеся к отдельным этапам процессов становления и развития в России системы повышения квалификации и переподготовки судей. Теоретические основы. Методы. В исследовании использованы диалектический, историко-правовой и формально-юридический подходы к анализу правовых актов, регулирующих процесс становления и развития институтов системы повышения квалификации и переподготовки судей Российской Федерации на различных исторических этапах развития нашей страны. При анализе доктри-нальных источников, относящихся к теме исследования, использовался герменевтический метод толкования научных текстов.

Результаты исследования. В исследовании показано, что в процессе исторического развития нашего государства в центре внимания руководства страны всегда находились вопросы повышения квалификации и переподготовки судей, потому что судебная система постоянно нуждалась в судейских кадрах высокой квалификации. Кроме того, ряд ситуаций, имевших место в российском государстве, требовали своего разрешения с участием судебных органов. Обсуждение и заключение. Изложенное позволило сделать несколько выводов: 1) в советский период была сформирована система правовых актов, закреплявших и регулировавших централизованную союзно-республиканскую систему переподготовки и повышения квалификации судей; 2) под воздействием решений IV (чрезвычайного) Всероссийского съезда судей, ставшего переломным в реализации судебной реформы, и в связи с образованием Российской академии правосудия (ныне - РГУП) переподготовка и повышение квалификации судей осуществляются на основе системы федеральных правовых актов и актов, принятых Верховным Судом Российской Федерации и Российским государственным университетом правосудия; 3) специфика правовых форм, применяемых РГУП в процессе переподготовки и повышения квалификации судей, позволяет говорить о концепции правового и индивидуального регулирования правоотношений в этой сфере образовательного процесса, разработанного Университетом.

Ключевые слова: судья, правосудие, переподготовка, повышение квалификации, обучение, университет, государственные служащие, стажировка

© Пухнаревич С. И., 2022

Для цитирования: Пухнаревич С. И. Переподготовка и повышение квалификации судей в России: историко-правовое исследование // Правосудие/Justice. 2022. Т. 4, № 4. С. 126-145. DOI: 10.37399/2686-9241.2022.4.126-145.

Original article

Retraining and Professional Development of Judges in Russia: A Historical and Legal Study

Sergey I. Pukhnarevich

Russian State University of Justice, Moscow, Russian Federation For correspondence: pukhnarevich@rsuj.ru

Abstract

Introduction. The author of the article analyses the regulatory legal acts and doctrinal sources relating to the individual stages of the processes of formation and development in Russia of the system of professional development and retraining of judges. Theoretical Basis. Methods. The study uses dialectical, historical-legal and formallegal approaches to the analysis of legal acts regulating the process of formation and development of institutions of the system of advanced training and retraining of judges of the Russian Federation at different historical stages of development of the country. When analysing doctrinal sources related to the topic of the research, hermeneutic method of interpretation of scientific texts was used.

Results. The study shows that during the historical development of our state, the country's leadership has always focused on the issues of professional development and retraining of judges, because the judicial system has always been in constant need of highly qualified judicial personnel. In addition, a number of situations occurring in the Russian state required their resolution with the participation of the judiciary. Discussion and Conclusion. The above mentioned allowed several conclusions to be drawn: 1) during the Soviet period a system of legal acts was formed, which consolidated and regulated the centralised Union-republican system of judges' retraining and professional development; 2) under the influence of the decisions of the Fourth (Emergency) All-Russian Congress of Judges, which became a turning point in the implementation of judicial reform, and in connection with the establishment of the Russian Academy of Justice (now Russian State University of Justice), the retraining and professional development of judges is implemented by a system of federal legal acts and acts adopted by the Supreme Court of the Russian Federation and the Russian State University of Justice; 3) specific character of legal forms applied by the Russian State University of Justice in the process of retraining and professional development of judges allows to speak about the concept of legal and individual regulation of legal relations in this sphere of educational process which was developed by the University.

Keywords: judge, justice, retraining, professional development, training, university, civil servants, internship

For citation: Pukhnarevich, S. I., 2022. Retraining and Professional Development of Judges in Russia: A Historical and Legal Study. Pravosudie/Justice, 4(4), pp. 126145. (In Russ.) DOI: 10.37399/2686-9241.2022.4.126-145.

Введение

снову настоящего исследования в историко-правовом контексте развития нашей страны составляет период с 1917 г. по настоящее время, т. е. от подготовки и формирования судейского корпуса после Великой Октябрьской социалистической революции вплоть до настоящего времени. Указанный исторический период предлагается разделить на четыре этапа. Первый этап (1917-1941 гг.) связан с зарождением и развитием адекватных форм подготовки судейских кадров и обусловлен появлением новой государственно-правовой реальности. Второй этап (1941-1945 гг.) связан с особенностями переподготовки и повышения квалификации судей в период Великой Отечественной войны. Третий этап (1946-1991 гг.) - это создание централизованной союзно-республиканской системы повышения квалификации работников судов. Четвертый этап (1991 г. - по настоящее время) начинается с распада Советского Союза и продолжается реформами сегодняшних дней. Для него характерны построение системы повышения квалификации и переподготовки судей с учетом конституционного принципа разделения властей, а также использование в процессе обучения современных телекоммуникационных технологий.

Теоретические основы. Методы

В концептуальном плане основу проведенного исследования составили научные труды таких отечественных и зарубежных ученых и политических деятелей, как В. В. Ершов, А. Я. Кодинцев, В. И. Кононенко, В. М. Лебедев, В. И. Ленин, Н. В. Муравьев, П. А. Муллов, И. И. Олейник, О. Ю. Олейник, В. В. Пейсиков, П. Соломон, П. И. Стучка, Р. Уортман, и других ученых -юристов и историков. В их трудах сформулированы теоретические установки, на основе которых дан анализ каждого этапа в становлении системы переподготовки и повышения квалификации судей и исследованы отдельные аспекты в регулировании правоотношений, которые складывались в этой сфере образовательной деятельности.

Методологической основой исследования являются диалектический, историко-правовой и формально-юридический подходы к анализу правовых актов, регулирующих правоотношения в процессе становления и развития институтов системы повышения квалификации и переподготовки судей Российской Федерации на различных исторических этапах развития нашей страны. Кроме того, в части анализа доктринальных источников, относящихся к теме исследования, использовался герменевтический метод толкования научных текстов. Применение названных методов научного исследования позволило системно вскрыть объективные причины возникновения и развития институтов и форм переподготовки и повышения квалификации судей, провести всесторонний анализ правовых актов, регулирующих процессы переподготовки и повышения квалификации судей в нашей стране.

Результаты исследования

Одним из важнейших условий эффективной деятельности органов судебной власти во все времена является профессионализм их кадрового соста-

ва. От того, насколько профессионально подготовлены судьи, зависят качество рассмотрения дел в суде, защита прав и законных интересов физических и юридических лиц и, в конечном счете, реализация такой функции государства, как отправление правосудия.

Проблемы обучения работников судов и судей существовали еще во времена Российской империи, и если вопросы подготовки юристов были как-то урегулированы, то подготовка к новому виду деятельности или обучение уже работающих служащих отсутствовали как таковые. В частности, эта проблема затронута в статье доцента Императорского Казанского университета Павла Андреевича Муллова «О практическом юридическом образовании» в 1861 г. В ней он писал, что в ряде случаев на места следователей, мировых посредников, в судебные должности назначаются лица, окончившие курс в университетах, лицеях и гимназиях (поли-тикоэкономы, филологи, математики), на многие должности выбираются дворянством лица, не имеющие к ним подготовки, и все они не имеют возможности восполнить недостаток юридического образования, даже тем, которые имеют теоретическую и практическую подготовку в юридическом университете, по службе требуются дополнительные знания [Мул-лов, П. А., 1861, с. 58].

В связи с этим, по мнению П. А. Муллова, было бы полезно расширить деятельность юридических факультетов (проведение публичных лекций для популярного изложения теоретических юридических сведений, насколько возможно такое преподавание и притом в ограниченных рамках); для соединения практического образования с теоретическим создать постоянные юридические консультации. Все это предлагалось П. А. Мулловым организовывать на безвозмездной основе силами преподавателей факультетов или на возмездной за счет средств (пособий), выделяемых правительством, или за счет оплаты служащих, желающих получить юридическое образование. Однако для губернских и уездных городов в силу отсутствия в них университетов и отсутствия в России того периода юридических обществ, которые могли бы содействовать урегулированию существующих вопросов, эта проблема становилась нерешаемой, в том числе и из-за отсутствия объяснительных и руководительных книг к действующим законам. В силу указанных выше причин, как писал П. А. Муллов, тому или иному «уездному суду приходится нередко, в затруднительных случаях, решать дела наугад, в потемках, как Бог на душу пошлет, без уверенности в правости и законности решения. Таким образом, положение уездного присутствия, в особенности судебного места бывает иногда весьма незавидным: секретарь не знает, заседатели не знают, судья не знает, как решить дело, и дело все-таки решается, и решается, может быть, окончательно, без права апелляции» [Муллов, П. А., 1861, с. 59].

По мнению Н. В. Муравьева, за период с 1864 г., когда были созданы учреждения кандидатов на должности судей, по 1886 г. положение этой категории было весьма сложным и не изменилось за последующие двадцать лет с создания [Муравьев, Н. В., 1886, с. 1]. В то время кандидаты на должности судей рассматривались как прямой и «главнейший источник пополнения судебного сословия, школа, образующая и подготавливающая

членов его» [Муравьев, Н. В., 1886, с. 6]. «Места секретарей, следователей и товарищей прокурора окружного суда, эти первые ступени магистратуры, открывающей путь и к дальнейшему прохождению ее иерархической лестницы, должны замещаться кандидатами если не исключительно, то во всяком случае преимущественно...» [Муравьев, Н. В., 1886, с. 6]. К концу XIX в. ситуация по вопросу переподготовки и повышения квалификации мало изменилась в лучшую сторону, даже учитывая введение закона о судебной кандидатуре1, в соответствии с которым кандидатами на должности государственной службы по судебному ведомству могли назначаться лица, получившие высшее юридическое образование.

В период после революции и до начала Великой Отечественной войны в стране постепенно складывалась система подготовки и переподготовки юридических кадров для судебной системы. Вместе с тем, как показывают исследования, в предвоенный период кадровый вопрос не был решен, несмотря на определенные успехи в подготовке специалистов. Это было связано с тем, что после свершения Великой Октябрьской социалистической революции было необходимо выстраивать новую систему государственных органов, особое внимание обращая на создание органов судебной власти, органов безопасности и правоохраны. Стояла задача немедленной замены упраздненного буржуазного суда новым народным судом. Это касалось как непосредственно судоустройства, так и кадрового состава судебных органов. В условиях новых политико-идеологических и правовых реалий советской власти надо было решать вопрос о кадрах судебных органов, о подготовке и переподготовке таких работников, которые способны действовать тогда, когда революционное правосознание рассматривалось в качестве источника права для правоприменителя. В органах управления Советской России, в том числе в центральных органах юстиции, работали большевики, которые имели профессиональное юридическое образование. Они прекрасно понимали роль права в государственном строительстве и необходимость подготовки юридических кадров [Крыжан, А. В., 2018, с. 109]. Известный советский государственный деятель и юрист П. И. Стучка отмечал, что новая власть признавала нехватку для нормальной судебной деятельности образованных юристов, кроме того, реально существовала опасность забастовки буржуазных юристов-специалистов [Стучка, П. И., 1931, с. 8]. На недостаток юридических кадров в первые годы советской власти указывали и зарубежные ученые [Соломон, П., 2008, с. 32; Уортман, Р., 2004, с. 11].

Первоначально, в первые годы советской власти, кадровая проблема судов решалась за счет представителей трудящихся классов, которые, как правило, не имели юридического образования, что допускалось и ст. 12 Декрета ВЦИК от 30 ноября 1918 г. «О народном суде Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (Положение)», которая

1 Высочайшее утвержденное мнение Государственного Совета от 24 декабря 1891 года // Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Т. 11. № 8188.

устанавливала требования к народным судьям1. Положение о судоустройстве РСФСР, принятое ВЦИК 19 ноября 1926 г., несколько изменило требования к кандидатам на должность народного судьи, но не установило наличие юридического образования в качестве обязательного требования к народному судье (п. 15)2. В 20-х годах руководству страны стало ясно, что необходимо усилить и ускорить юридическую подготовку работников судов, которые имели слабую либо вообще не имели никакой систематической правовой подготовки. Судьи при вынесении решения по делу уже не могли руководствоваться революционным правосознанием: им были необходимы знания материального и процессуального законодательства. Кроме того, для выполнения стоявших перед государством задач социалистического строительства, в том числе и в сфере правосудия, требовались высококвалифицированные кадры, которые обладали бы юридическими знаниями необходимого уровня. Эти знания могли быть получены только в учебных заведениях высшего и среднего образования, а также на соответствующих краткосрочных курсах.

На IV сессии Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета было принято Постановление от 22 декабря 1922 г. «Об открытии юридических курсов»3, согласно которому предписывалось не позднее 1 января 1923 г. открыть Высшие юридические курсы в городе Москве для подготовки высшего персонала юстиции и десять областных юридических курсов для подготовки народных судей и следователей с годичным сроком обучения. Эти курсы рассматривались как «институт по переподготовке руководящих работников юстиции, проявивших себя способными и растущими специалистами, но нуждающимися в теоретической подготовке» [Олей-ник, И. И., Олейник, О. Ю., 2005, с. 84].

На улучшение качественного состава судебных кадров оказал определенное влияние циркуляр Народного комиссариата юстиции РСФСР от 15 апреля 1924 г. № 52 «О проверке и улучшении личного состава нарсудей и работы нарсудов». В соответствии с циркуляром губернские суды должны были установить порядок проведения ревизий в подведомственных им народных судах. Особое внимание уделялось тем уездам, где, по сведениям губсуда, личный состав нарсудей и качество их работы представлялись наименее удовлетворительными, а также где ревизии еще не производились, при проведении ревизии необходимо было обращать внимание и на существо выносимых этим народным судом приговоров и решений как с точки зрения усвоения народным судьей материальных и процессуальных норм, так и с точки зрения проведения правильной классовой политики, а также осуществлять пересмотр личного состава народных судей с правом отзыва народных судей, кроме принадлежащих к рабочему классу, которые при разрешении дел обнаруживают правильный классовый подход,

1 Собрание узаконений РСФСР. 1918. № 85. Ст. 889.

2 Собрание узаконений РСФСР. 1926. № 85. Ст. 624.

3 Постановление СНК РСФСР «Об открытии юридических курсов» // Известия ВЦИК. 1922. 27 дек.

хотя бы в данный момент еще недостаточно усвоили нормы действующего законодательства4.

В 30-е годы широкое распространение получило соцсовместительство, которое было распространено и на судебную систему. Определение соцсо-вместительства дано было в постановлении президиума Центральной контрольной комиссии (ЦКК) ВКП(б) и коллегии НК РКИ СССР от 19 августа 1931 г.: «Социалистическое совместительство заключается в том, что рабочие, оставаясь на производстве, бесплатно выполняют отдельные функции управления в соваппарате...»5 Введение соцсовместительства стало практической реализацией ленинской идеи, сформулированной им в знаменитой работе 1918 г. «Очередные задачи Советской власти»: «Целью нашей является бесплатное выполнение государственных обязанностей каждым трудящимся, по отбытии 8-часового "урока" производительной работы» [Ленин, В. И., 1974, с. 204]. В связи с этим руководители учреждений, которые принимают у себя соцсовместителей, проводят различные оргмероприятия.

Например, Московский областной суд подготовил практическое пособие «В помощь народному заседателю и судье-выдвиженцу», в котором было написано: «Многие товарищи народные судьи, в особенности из выдвиженцев, и народные заседатели часто заявляют о трудности руководствоваться законами и ведомственными постановлениями по причине их громоздкости, а отчасти неясности их изложения. Тем более эти трудности ими испы-тываются в начальной стадии их работы, когда они не знакомы еще с судебной политикой и практикой»6. Кроме того, в пособии излагались и толковались статьи Уголовного и Гражданского кодексов, наиболее частая практика их применения при рассмотрении уголовных и гражданских дел.

Соцсовместители работали также помощниками прокуроров, выступали в качестве государственных обвинителей в судебных процессах [Булю-лина, Е. В., 2020, с. 22]. Однако в скором времени соцсовместительство сошло на нет ввиду явной юридической некомпетентности социалистических совместителей.

В 1936 году были реорганизованы юридические курсы и школы, получившие статус учреждений по переподготовке кадров. Можно сказать, что в период после Октябрьской революции 1917 г. и до Великой Отечественной войны в Советской России все же удалось создать учреждения и организации, которые занимались по мере своих сил и возможностей подготовкой и переподготовкой советских судей. Непосредственно накануне Великой Отечественной войны были проведены мероприятия, направленные

См.: Сборник циркуляров Наркомюста РСФСР за 1922-1925 гг. (действующих на 15 июля 1926 г.) / сост. А. В. Егоров, В. И. Фридберг, С. С. Аскарханов. М. : Юрид. изд-во Наркомюста РСФСР, 1926. С. 8.

Смотр массовой работы КК-РКИ. Сборник руководящих материалов по вопросам шефства над госаппаратом, соцсовместительства и совместной работы КК-РКИ и профсоюзов. М. : Изд-во Мособлисполкома, 1933. С. 32.

В помощь народному заседателю и судье-выдвиженцу. М. : Изд-во Мособлисполкома, 1931. 108 с.

4

5

на повышение качества кадрового состава работников юстиции, однако война помешала осуществлению поставленных целей.

Во время Великой Отечественной войны работа по переподготовке и повышению квалификации судей не прекращалась. В Москве и Ленинграде были сформированы ревизорские составы городских управлений НКО, и по их инициативе созывались общегородские оперативные совещания трибунальских работников. При юридических школах были внедрены экс-тернаты, на должности судей назначались народные заседатели. В случае отчисления студентов со старших курсов по собственному желанию или невнесения платы за обучение они направлялись на работу в суды, а при отказе могли быть привлечены к уголовной ответственности. До окончания войны начали свою работу юридический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова и Харьковский юридический институт, выпускники которых пополняли кадры судебной системы.

Сразу же после окончания войны руководство страны приступило к работе по повышению образовательного уровня работников органов юстиции. В деле перестройки работы по подготовке кадров важную роль сыграло Постановление ЦК ВКП(б) «О состоянии юридического образования в СССР»7, которое вышло 5 октября 1946 г. Оно предусматривало передачу высших юридических учебных заведений, которыми ранее заведовало Министерство юстиции, в ведение Министерства высшего образования. Вместе с тем проведение кадровой политики оставалось за органами Министерства юстиции СССР. Кроме подготовки с получением высшего образования на юридических факультетах и институтах в стране действовала система очных и заочных юридических школ, а также курсы с одногодичной и девятимесячной подготовкой, выпускники которых также пополняли кадровый состав судов. Министерством юстиции для улучшения кадровой ситуации предпринимались попытки использования даже дореволюционной практики. Речь идет о предложениях в 1950 г. Министра юстиции СССР К. П. Гор-шенина принять положение о кандидатах на судебные должности [Кодин-цев, А. Я., 2009, с. 38]. Планировалось, что такие кандидаты будут работать в течение нескольких лет секретарями судебных заседаний, секретарями народных судей, судебными исполнителями. По окончании кандидатского стажа аттестационная комиссия решала бы дальнейшую судьбу кандидата на судебную должность [Пухнаревич, С. И., 2020, с. 40].

В 50-е годы кадровый вопрос постоянно находился в центре внимания руководства СССР. На практике применялись различные формы повышения квалификации и переподготовки судей. Например, широко использовалась такая форма, как производственная практика. В конце 1950 г. была утверждена Инструкция об организации производственной практики судей и работников органов юстиции8, в которой определялся порядок про-

7 Собрание законодательства. 1946. № 11-12 (ноябрь - декабрь). С. 15-18.

8 Кодинцев А. Я. Государственная политика в СССР в 30-50-е годы ХХ в. в сфере юстиции : моногр. Курган : Изд-во Курган. гос. ун-та, 2008. С. 519 ; Бородин С. В. Верховный Суд союзной республики как орган надзора за деятельно-

хождения практики работников различных звеньев судебной системы на основании планов судов, которые включались в общий квартальный план работы министерств и управлений юстиции. Проведение практики судей включалось также в планы вышестоящих судов, куда судьи должны были направляться на практику. Для каждого судьи составлялся и индивидуальный план. Инструкция предусматривала порядок прохождения практики: народные судьи - только в вышестоящем суде; председатели, заместители председателей, члены окружных, областных, краевых судов, верховных судов автономных республик и спецсудов СССР - в Верховном Суде, министерстве юстиции союзной республики, окружном спецсуде.

В начале 1952 г. Министерством юстиции СССР была поставлена задача получения всеми судьями высшего образования, о чем свидетельствует принятый 26 января 1952 г. приказ № 4 Министерства юстиции СССР. Для улучшения переподготовки юридических кадров и повышения их квалификации разрешалось Министерству юстиции СССР организовать Всесоюзный институт усовершенствования работников юстиции, а Советам Министров союзных республик - республиканские курсы повышения квалификации работников юстиции, что было установлено в совместном Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 июля 1970 г. № 634 «О мерах по улучшению работы судебных и прокурорских органов»9. В развитие совместного Постановления было принято Типовое положение о Республиканских курсах повышения квалификации работников юстиции, которое было утверждено приказом от 15 декабря 1972 г. № 2410. Курсы повышения квалификации работников юстиции создавались при министерствах юстиции союзных республик. Вопросы учебно-методического руководства курсами и контроль за их деятельностью Министерство юстиции РСФСР оставило за собой, что дало возможность формирования единых подходов к повышению квалификации различных категорий работников судов и органов юстиции.

По-прежнему важную роль в повышении квалификации работников республиканских судов играла организация производственной практики, которая проводилась на основании Методических указаний по организации производственной практики работников местных органов юстиции и суда в Министерстве юстиции РСФСР и Верховном Суде РСФСР, которые были утверждены Министром юстиции РСФСР и Председателем Верховного Суда РСФСР 9 июня 1972 г.11 Производственная практика признается

стью судов республики по рассмотрению уголовных дел : дис. ... канд. юрид. наук. Л., 1954. С. 224-233 ; Перлов И. Д. Организация работы советского суда. М. : Госюриздат, 1953. С. 38, 47, 55.

Собрание действующего законодательства СССР. Т. 42, разд. XX. М. : Известия, 1976. 414 с.

Сборник приказов, постановлений коллегии, инструкций и указаний Министерства юстиции СССР. М. : Известия, 1976.

Сборник приказов, инструкций и указаний Министерства юстиции РСФСР / Министерство юстиции РСФСР ; под общ. ред. заместителя Министра юстиции РСФСР Ю. Д. Северина. М. : Сов. Россия, 1976.

У

одной из важных форм повышения деловой квалификации, обмена опытом, изучения политических и деловых качеств работников органов юстиции и суда.

В принятом Советом Министров РСФСР Постановлении от 30 декабря 1977 г. № 677 «О дальнейшем совершенствовании системы повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства в РСФСР»12 было указано на недостатки в деятельности институтов, факультетов и курсов повышения квалификации по организации повышения квалификации. Вместе с тем, как следует из приказа Министерства юстиции от 21 июня 1978 г. № 43 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы повышения квалификации руководящих кадров и специалистов органов, учреждений юстиции и судов»13, деятельность республиканских курсов повышения квалификации работников юстиции признавалась эффективной. Кроме курсов повсеместно функционировали постоянно действующие семинары, организовывались производственная практика (стажирование), научно-практические конференции, где руководители и специалисты различных категорий овладевали современными формами и методами работы. Широко практиковалось обучение сотрудников в высших юридических учебных заведениях без отрыва от производства, что давало возможность пополнять органы, учреждения юстиции и суды квалифицированными кадрами. Приказом устанавливался единый порядок: все руководящие работники и специалисты должны были повышать квалификацию не реже одного раза в шесть лет.

Все указанные меры позволили к 80-м гг. создать в стране союзно-республиканскую систему повышения квалификации работников судов. Можно сделать вывод о том, что создававшаяся система была строго централизованной как по принципам организации, так и по программам подготовки и переподготовки судейских кадров, поскольку обучение на республиканских курсах повышения квалификации работников юстиции проводилось по учебным планам и программам, утверждаемым министерством юстиции союзной республики в соответствии с примерными учебными планами и программами, разработанными Министерством юстиции СССР, а координация всей работы осуществлялась из одного центра - Министерства юстиции СССР.

Накануне распада СССР в среде юридической общественности возникла дискуссия о путях дальнейшего развития отечественной судебной системы. Один из тезисов в публичных выступлениях представителей судейского сообщества непосредственно касался организации государственной системы подготовки судебных кадров [Кононенко, В., 1989]. В целом судебная власть находилась в зависимости от органов как исполнительной, так и законодательной власти, что было отмечено в Постановлении Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1801-1 «О Концепции судебной ре-

12 Свод законов РСФСР. Т. 3. М. : Сов. Россия, 1988. 599 с.

13 Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

формы в РСФСР»14. Чтобы изменить такое положение, были приняты Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»15, а в январе 1998 г. - Закон Российской Федерации «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»16.

С момента создания Судебного департамента начался новый период в формировании государственной системы подготовки и переподготовки кадров для судов Российской Федерации. В том же году Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 1998 г. № 528 была создана Российская академия правосудия, функции и полномочия учредителя которой осуществляет Верховный Суд Российской Федерации. На Академию в числе прочих были возложены следующие функции: подготовка кандидатов на должности судей и работников аппаратов судов; профессиональная переподготовка и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов17.

На VII Всероссийском съезде судей, который состоялся 4 декабря 2008 г., председатель экзаменационной комиссии при Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации ректор Российской академии правосудия В. В. Ершов определил концепцию Академии, которая действует до сих пор и заключается в том, что подготовку будущего судьи необходимо начинать в наиболее раннем возрасте, а повышать квалификацию действующих судей - в течение всего периода их профессиональной деятельности; обучение должно быть обязательным, специализированным и регулярным; базироваться на фундаментальных и прикладных научных знаниях международного и российского права не только в «книгах», но и в «жизни», а также на овладении необходимыми практическими навыками для работы в суде18.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации В. М. Лебедев в выступлении на VII Всероссийском съезде судей указал, что значительная часть кадрового состава судей является высококвалифицированными юристами с большим опытом судебной работы. Но в то же время необходимо привлечение образованных, высоконравственных и заинтересованных в карьерном росте специалистов для судебной системы. В. М. Лебедев также отметил частичное решение этой задачи Российской академией правосудия, в которой в 2000-2007 гг. повысили квалификацию более

14 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 31 октября 1991 г. № 44. Ст. 1435.

15 URl: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12834/.

16 URl: https://base.garant.ru/12107240/.

17 Указ Президента Российской Федерации от 11 мая 1998 г. № 528 «О Российской академии правосудия» // Российская газета. 1998. 19 мая.

18 Выступление председателя экзаменационной комиссии при ВККС РФ ректора Российской академии правосудия Ершова В. В. на VII Всероссийском съезде судей от 4 декабря 2008 г.// Вестник Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. 2009. № 1. С. 20-22.

45 тыс. судей, сотрудников аппаратов судов и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Учитывая, что цель создания специализированного учебного заведения для судебной системы -профессиональная подготовка на должность судьи, необходима дополнительная подготовка, так как около 30% желающих занять должность судьи не выдерживают квалификационного экзамена.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации также указал на то, что 26 июня 2008 г. Верховным Судом Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"». Законопроект предусматривал профессиональную подготовку судьи федерального суда, впервые назначенного на должность, в форме обучения в Российской академии правосудия и стажировки в суде общей юрисдикции продолжительностью до одного года с сохранением заработной платы на период обучения и стажировки. Реализация этих предложений, по словам В. М. Лебедева, позволит молодым судьям изучить современные теоретические и практические проблемы материального и процессуального права, выработать необходимые практические навыки подготовки процессуальных документов и ведения судебного процесса19. В качестве базовой образовательной организации для этой цели указана Российская академии правосудия.

В 2014 году Академия была переименована в Российский государственный университет правосудия, который включает 11 филиалов, расположенных в федеральных округах. В Университете (г. Москва) созданы: факультет повышения квалификации и переподготовки судей, государственных гражданских служащих судов общей юрисдикции и Судебного департамента; факультет повышения квалификации федеральных судей, рассматривающих экономические споры, и профессиональной переподготовки судей, впервые назначенных на должности федеральных судей, факультет дополнительного образования, а в филиалах - факультеты повышения квалификации.

Профессиональная переподготовка урегулирована, в частности, ст. 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»20, которая устанавливает, что дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) по-

19 URL: http://ssrf.ru/siezd-sudiei/858.

20 URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.

лучение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Часть 6 ст. 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование. Разработка программ профессиональной переподготовки и программ повышения квалификации судей федеральных судов осуществляется Российским государственным университетом правосудия самостоятельно. Указанное правовое предписание установлено Положением о профессиональной переподготовке и повышении квалификации судей федеральных судов (утверждено Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2018 г.)21.

Судья, впервые назначенный на должность судьи, проходит обучение по программе профессиональной переподготовки. Судья федерального суда, впервые назначенный на должность судьи, проходит обучение по программе профессиональной переподготовки в образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного профессионального образования, осуществляющих дополнительное профессиональное образование судей, в том числе в форме стажировки в суде, с сохранением на этот период ежемесячного денежного вознаграждения и других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок и сроки прохождения судьей профессиональной переподготовки, а также основания освобождения судьи от прохождения профессиональной переподготовки определяются Верховным Судом Российской Федерации. Общая продолжительность профессиональной переподготовки судьи не может превышать шести месяцев. Период прохождения профессиональной переподготовки судьи включается в стаж работы в должности судьи. По результатам прохождения профессиональной переподготовки судье федерального суда, впервые назначенному на должность судьи, присваивается квалификационный класс. Судья обязан повышать квалификацию. Повышение квалификации судей федеральных судов осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года с сохранением на этот период ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения и других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в образовательных организациях

21 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_406366/.

высшего образования и организациях дополнительного профессионального образования, осуществляющих дополнительное профессиональное образование судей, в том числе в форме стажировки в суде. Порядок, сроки и иные формы прохождения судьей повышения квалификации определяются Верховным Судом Российской Федерации22.

Порядок, сроки и формы получения дополнительного профессионального образования мировыми судьями и судьями конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации определяются законами субъектов Российской Федерации. Дополнительное профессиональное образование судей осуществляется для судей федеральных судов за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а для мировых судей и судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации - за счет ассигнований бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Положение о стажировке судей, впервые назначенных на должности судей федеральных судов, обучающихся по программам дополнительного профессионального образования в Российском государственном университете правосудия, принято 7 марта 2017 г.23 Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2018 г. утверждено Положение о профессиональной переподготовке и повышении квалификации судей федеральных судов24 (с изменениями от 22 июля 2020 г. в части реализации программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки с применением дистанционных образовательных технологий), в соответствии с которым целью повышения квалификации судей федеральных судов является обновление теоретических знаний и совершенствование практических навыков судей в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими изменений и дополнений в российском и международном праве, а также судебной практике.

Образовательные программы дополнительного профессионального образования реализуются в РГУП в г. Москве

• Факультет повышения квалификации и переподготовки судей, государственных гражданских служащих судов общей юрисдикции и Судебного департамента планирует и организует обучение:

- по программам повышения квалификации судей федеральных судов общей юрисдикции всех уровней;

- по программам повышения квалификации государственных гражданских служащих судов общей юрисдикции всех уровней.

• Факультет повышения квалификации федеральных судей, рассматривающих экономические споры, и профессиональной переподготовки су-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22 Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 (ред. от 16 апреля 2022 г.) «О статусе судей в Российской Федерации» (ст. 20.1) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 30. Ст. 1792.

23 URL: https://rgup.m/rimg/files/_Положение_о_стажировке.pdf.

24 URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_406366/.

дей, впервые назначенных на должности федеральных судей, планирует и организует обучение:

- по программам профессиональной переподготовки: впервые назначенных на должности судей федеральных судов общей юрисдикции; впервые назначенных на должности судей федеральных арбитражных судов; впервые назначенных на должности мировых судей г. Москвы;

- по программам повышения квалификации: судей федеральных арбитражных судов; мировых судей; государственных гражданских служащих федеральных арбитражных судов.

• Факультет дополнительного образования организует обучение:

- государственных гражданских служащих федеральных судов по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, не входящим в соответствующий план; государственных гражданских служащих управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации;

- по программам повышения квалификации, профессиональной переподготовки по образовательным сертификатам; повышение квалификации обучающихся по договорам о целевом обучении, заказчиком по которым является судебная система.

Факультеты повышения квалификации (в филиалах Университета) организуют обучение:

• по программам профессиональной переподготовки впервые назначенных на должности мировых судей;

• по программам повышения квалификации: мировых судей; государственных гражданских служащих федеральных арбитражных судов; государственных гражданских служащих судов общей юрисдикции всех уровней; государственных гражданских служащих управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.

В филиалах осуществляются также подготовка и сопровождение реализации ознакомительных курсов для работников судебной системы Российской Федерации; повышение квалификации обучающихся по договорам о целевом обучении, заказчиком по которым является судебная система; техническое сопровождение прохождения итоговой аттестации обучающимися в г. Москве судьями федеральных судов.

Обучение судей федеральных судов по всем программам дополнительного профессионального образования осуществляется в соответствии с планами повышения квалификации и профессиональной переподготовки, согласованными Судебным департаментом и утвержденными Верховным Судом Российской Федерации. В целях формирования плана Судебный департамент осуществляет сбор заявок на очередной учебный год, на основании которых формирует справку о потребности на обучение федеральных судей. Университет готовит в рамках заявленной Судебным департаментом потребности проект плана, который включает: наименование дополнительных программ, периоды обучения групп, наименование федеральных судов и количество слушателей, распределенных по группам.

Обучение государственных гражданских служащих судебной системы по программам дополнительного профессионального образования осущест-

вляется в соответствии с планами повышения квалификации и профессиональной переподготовки, утверждаемыми Судебным департаментом. Формирование проекта плана обучения государственных гражданских служащих отличается тем, что Университет распределяет слушателей (помощники судей федеральных судов общей юрисдикции, помощники судей федеральных арбитражных судов, секретари судебных заседаний федеральных арбитражных судов, секретари судебных заседаний судов общей юрисдикции) с учетом субъектов Российской Федерации и часовых поясов, поэтому обучение проводится также в филиалах РГУП.

До марта 2020 г. обучение федеральных судей осуществлялось в аудиториях в Университете (г. Москва). После введения ограничительных мер в связи с санитарно-эпидемиологической обстановкой (распространение новой коронавирусной инфекции) все образовательные программы, включая программы дополнительного профессионального образования, реализуются с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Регистрация и учет судей кассационных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционных судов общей юрисдикции, апелляционного военного суда, верховных судов республик и им равных, федеральных арбитражных судов, государственных гражданских служащих указанных судов, зачисляемых на дополнительные профессиональные программы, осуществляется работниками указанных федеральных судов, ответственными за организацию обучения. Регистрация и учет судей районных, городских, межрайонных и гарнизонных военных судов, государственных гражданских служащих указанных судов осуществляется работниками управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, ответственными за организацию обучения. В федеральных судах и управлениях Судебного департамента в субъектах Российской Федерации назначаются ответственные работники, отвечающие за: регистрацию слушателей в сервисе регистрации; соответствие категорий и количества слушателей, указанных в плане повышения квалификации, количеству обучающихся; достоверность персональных и иных данных слушателей; обеспечение контроля за организацией своевременного формирования учебных групп и направления на обучение; взаимодействие с Университетом по вопросам организации обучения.

Обучение всех слушателей осуществляется с отрывом от исполнения ими профессиональных обязанностей в сроки, установленные планами повышения квалификации, профессиональной переподготовки и информационными письмами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Доступ слушателей к учебным материалам обучающего контента осуществляется согласно расписанию учебных занятий (время московское) по соответствующей дополнительной профессиональной программе. Расписание занятий отвечает потребностям категории обучаемых, является мобильным, что позволяет в связи с изменениями законодательства Российской Федерации в различных отраслях права вводить наиболее актуальные темы в учебный курс. Учебные планы формируются на основании предложений заведующих кафедрами Университета по соответству-

ющей тематике. Занятия проводят как профессорско-преподавательский состав Университета, так и судьи Верховного Суда Российской Федерации и нижестоящих судов, работники аппарата Верховного Суда. Учебные занятия с судьями федеральных судов проводятся полностью с применением дистанционных образовательных технологий в режиме реального времени посредством видео-конференц-связи с последующей возможностью просмотра занятия в записи.

Учебные занятия с государственными гражданскими служащими проводятся с применением дистанционных образовательных технологий в режиме реального времени посредством видео-конференц-связи (40% учебного времени); 60% - это видеолекции, размещенные на образовательном портале. После каждого учебного дня предусматривается обязательное прохождение тестирования по изученному материалу. Продолжительность (объем) учебных занятий по каждой дополнительной профессиональной программе - 8 часов в день.

Приоритетной формой занятий является лекция, иные формы занятий проводятся с использованием дистанционных образовательных технологий. Фиксация выполнения учебного плана каждым слушателем начинается с начала первого учебного дня обучения и продолжается вплоть до выполнения итогового тестирования. Продолжительность обучения по программе профессиональной переподготовки впервые назначенных на должности федеральных судей в настоящее время составляет 312 часов.

Впервые назначенные на должность федеральные судьи проходят стажировку в суде перед прохождением курса занятий с использованием дистанционных образовательных технологий в Университете.

Продолжительность обучения по программе профессиональной переподготовки впервые назначенных на должности мировых судей в настоящее время составляет 288 часов. Продолжительность обучения по программе повышения квалификации судей федеральных судов - от 40 часов до 112 часов, мировых судей - 72 часа. Продолжительность обучения по программе повышения квалификации государственных гражданских служащих федеральных судов составляет 40 часов.

Итоговые аттестационные испытания по программе профессиональной переподготовки впервые назначенных на должность федеральных судей, мировых судей состоят из подготовки и защиты выпускной аттестационной работы (на оценку), сдачи итогового экзамена в форме тестирования (на оценку) и защиты отчета по стажировке (зачет/незачет). Формой итоговой аттестации по программам повышения квалификации является зачет по результатам тестирования с проведением идентификации слушателей. По итогам обучения проводится анкетирование слушателей, являющееся добровольным.

Результаты анкетирования оформляются аналитической справкой и используются факультетом в целях повышения качества организации учебного процесса и совершенствования преподавания дисциплин профессорско-преподавательским составом Университета.

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации сложилась стройная система организации переподготовки и повышения квалифика-

ции судей. Вместе с тем она требует постоянного совершенствования, прежде всего за счет внедрения в учебный процесс компьютерных технологий. Кроме того, есть еще ряд проблем, от решения которых зависит качество преподготовки и повышения квалификации судей, например обмен опытом.

Обсуждение и заключение

Исследование показало, что в каждом историческом периоде существования нашего государства его руководство держало в центре внимания вопросы формирования качественного состава судейского корпуса и совершенствования правовых актов, которые регулировали функционирование системы институтов и реализацию правовых форм переподготовки и повышения квалификации судей в России. На эту сферу образовательного процесса влияли объективные правовые, экономические и идеологические факторы развития российского государства. В целом изложенный в статье материал позволяет сделать несколько выводов:

1) в советский период была сформирована совокупность правовых актов, регулировавших строго централизованную союзно-республиканскую систему переподготовки и повышения квалификации судей;

2) в настоящее время в период проведения судебной реформы процесс переподготовки и повышения квалификации судей осуществляется на основе также актов, принятых Верховным Судом Российской Федерации и Российским государственным университетом правосудия;

3) учреждение Российской академии правосудия (ныне Российский государственный университет правосудия) позволяет применять в процессе переподготовки и повышения квалификации судей в Университете специфические формы образовательного процесса.

Список источников

Булюлина Е. В. Соцсовместительство: советский театр абсурда // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2020. Т. 25, № 3. С. 21-23. DOI: 10.15688/jvolsu4.2020.3.2.

Кодинцев А. Я. Кадровая кампания в системе органов юстиции СССР в 1946-1955 гг. // Администратор суда. 2009. № 3. С. 35-43. Кононенко В. Независимый, но подчиненный. О положении народных судов в системе Минюста // Известия. 1989. 11 мая. Крыжан А. В. Выдвиженчество в местных органах советской юстиции // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 4. С.109-116. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 36. М. : Политиздат, 1974. 741 с. Муллов П. А. О практическом юридическом образовании // Юридический Вестник, издаваемый Николаем Калачовым. 1860-1861. СПб., [1861]. Вып. 17. С. 26-61. (Приложение к «Архиву» 1860-1861 гг.)

Муравьев Н. В. Кандидаты на судебные должности. Вопрос судоустройства и судебной политики. М. : Тип. А. И. Мамонтова и К°, 1886. 179 c.

Олейник И. И., Олейник О. Ю. Становление системы подготовки юридических кадров Советской России // Вестник ИГЭУ. 2005. Вып. 2. С. 81-91.

Пухнаревич С. И. Развитие правовой основы регулирования отношений по подготовке и переподготовке судей в советский период (19461991 годы) // Российское правосудие. 2020. № 8. С. 39-47. Стучка П. 13 лет борьбы за революционно-марксистскую теорию права : сб. ст. 1917-1930. М. : Гос. юрид. изд-во, 1931. 336 с. Соломон П. Советская юстиция при Сталине. М. : РОССПЭН, 2008. 464 с.

Уортман Р. С. Властители и судии: Развитие правового сознания в императорской России. М. : Новое лит. обозрение, 2004. 515 с.

References

Bulyulina, E. V., 2020. Social part-time employment: soviet theater of the absurd. Vestnik Volgogradskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Ser. 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya = Science Journal of Volgograd State University. Series 4. History. Area Studies. International Relations, 23(3), pp. 21-23. (In Russ.) DOI: 10.15688/ jvolsu4.2020.3.2.

Kodintsev, A. Ya., 2009. [Personnel campaign in the system of justice bodies of the USSR in 1946-1955]. Administrator suda = [Court Administrator], 3, pp. 35-43. (In Russ.)

Kononenko, V., 1989. [Independent but subordinate. About people's courts in the system of the Ministry of Justice]. Izvestiya = [News], May 11. (In Russ.)

Kryzhan, A. V., 2018. Promotion in local bodies of Soviet justice. Uchenyye zapiski. Elektronnyy nauchnyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta = [Scientific notes. Electronic Scientific Journal of Kursk State University], 4, pp. 109-116. (In Russ.)

Lenin, V. I., 1974. Polnoye sobranie sochineniy = [Complete collection of works]. Vol. 36. Moscow: Politizdat. 741 p. (In Russ.)

Mullov, P. A., 1861. On practical legal education. Yuridichesky Vestnik, izdavayemyy Nikolayem Kalachovym. 1860-1861 = [Legal Bulletin published by Nikolai Kalachov. 1860-1861]. St. Petersburg. Issue 17. Pp. 26-61. (Appendix to the "Archive" of 1860-1861). (In Russ.) Murav'ev, N. V., 1886. Kandidaty na sudebnyye dolzhnosti. Vopros sudoustroystva i sudebnoy politik = [Candidates for judicial positions. The issue of the judicial system and judicial policy]. Moscow: Mamontov & Co Printing House. 179 p. (In Russ.)

Oleinik, I. I., Oleinik, O. Yu., 2005. [The formation of the system of training legal personnel of Soviet Russia]. Vestnik IGEU = Vestnik of Ivanovo State Power Engineering University, 2, pp. 81-91. (In Russ.) Pukhnarevich, S. I., 2020. Development of the Legal Framework for Regulating Relations for the Training and Retraining of Judges in the Soviet Period (1946-1991). Rossiyskoye pravosudiye = Russian Justice, 8, pp. 39-47. (In Russ.) DOI: 10.37399/issn2072-909X.2020.8.39-47. Stuchka, P., 1931. 13 let bor'by za revolyutsionno-marksistskuyu teoriyu prava = [13 years of struggle for the revolutionary Marxist theory of law]. Collection of articles. 1917-1930. Moscow: State Legal Publighin House. 336 p. (In Russ.)

Solomon, P., 2008. Sovetskaya yustitsiya pri Staline = [Soviet justice under Stalin]. Moscow: ROSSPEN. 464 p. (In Russ.)

Wortman, R. S., 2004. Vlastiteli i sudii: Razvitiye pravovogo soznaniya v imperatorskoy Rossii = [Rulers and Judges: The Development of legal consciousness in Imperial Russia]. Moscow: Novoe literaturnoye obozreniye. 515 p. (In Russ.)

Информация об авторе / Information about the author

Пухнаревич Сергей Иванович, проректор по учебной, воспитательной работе и молодежной политике Российского государственного университета правосудия (Российская Федерация, 117418, Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 69).

Sergey I. Pukhnarevich, Vice-Rector for Academic, Educational Work and Youth Policy (69 Novocheremushkinskaya St., Moscow, 117418, Russian Federation).

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflict of interest.

Дата поступления рукописи в редакцию издания: 11.08.2022; дата одобрения после рецензирования: 30.08.2022; дата принятия статьи к опубликованию: 03.10.2022.

Submitted: 11.08.2022; reviewed: 30.08.2022; revised: 03.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.