Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЕЗДА ПЕРЕКРЕСТКОВ, НА КОТОРЫХ ОРГАНИЗОВАНО КРУГОВОЕ ДВИЖЕНИЕ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЕЗДА ПЕРЕКРЕСТКОВ, НА КОТОРЫХ ОРГАНИЗОВАНО КРУГОВОЕ ДВИЖЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
100
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОЕЗД ПЕРЕКРЕСТКОВ / НА КОТОРЫХ ОРГАНИЗОВАНО КРУГОВОЕ ДВИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Якимов А.Ю.

В статье исследуется правовое регулирование проезда перекрестков, на которых организовано круговое движение. Проводится сравнительно-правовой анализ изменений, внесенных в соответствующие положения Правил дорожного движения Российской Федерации, норм Конвенции о дорожном движении и Конвенции о дорожных знаках и сигналах. На основании результатов проведенного анализа обосновываются выводы о целесообразности определенной корректировки Правил дорожного движения Российской Федерации и формулируются конкретные предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF DRIVING AT INTERSECTIONS WITH TRAFFIC CIRCLES

The article examines the legal regulation of driving at intersections with traffic circles. A comparative legal analysis of the changes made to the relevant provisions of the Highway Code of the Russian Federation, the norms of the Convention on Road Traffic and the Convention on Road Signs and Signals is carried out. Based on the results of the analysis, conclusions are substantiated about the expediency of certain adjustments to the Traffic Rules of the Russian Federation and specific proposals are formulated.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЕЗДА ПЕРЕКРЕСТКОВ, НА КОТОРЫХ ОРГАНИЗОВАНО КРУГОВОЕ ДВИЖЕНИЕ»

Научная статья © Якимов А.Ю., 2023

УДК 342.9

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЕЗДА ПЕРЕКРЕСТКОВ, НА КОТОРЫХ ОРГАНИЗОВАНО КРУГОВОЕ ДВИЖЕНИЕ

Александр Юрьевич Якимов

Российский Союз Автостраховщиков yakimovay@autoins.ru

Аннотация. В статье исследуется правовое регулирование проезда перекрестков, на которых организовано круговое движение. Проводится сравнительно-правовой анализ изменений, внесенных в соответствующие положения Правил дорожного движения Российской Федерации, норм Конвенции о дорожном движении и Конвенции о дорожных знаках и сигналах. На основании результатов проведенного анализа обосновываются выводы о целесообразности определенной корректировки Правил дорожного движения Российской Федерации и формулируются конкретные предложения.

Ключевые слова: организация дорожного движения, Правила дорожного движения Российской Федерации, правовое регулирование, проезд перекрестков, на которых организовано круговое движение

Для цитирования: Якимов А.Ю. Правовое регулирование проезда перекрестков, на которых организовано круговое движение // Безопасность дорожного движения. 2023. № 2. С. 15-19.

Original article

LEGAL REGULATION OF DRIVING AT INTERSECTIONS WITH TRAFFIC CIRCLES

Alexander Yu. Yakimov

Russian Association of Motor Insurers yakimovay@autoins.ru

Abstract. The article examines the legal regulation of driving at intersections with traffic circles. A comparative legal analysis of the changes made to the relevant provisions of the Highway Code of the Russian Federation, the norms of the Convention on Road Traffic and the Convention on Road Signs and Signals is carried out. Based on the results of the analysis, conclusions are substantiated about the expediency of certain adjustments to the Traffic Rules of the Russian Federation and specific proposals are formulated.

Keywords: organization of traffic, Highway Code of the Russian Federation, legal regulation, driving at intersections with traffic circles

For citation: Yakimov A.Yu. Legal regulation of driving at intersections with traffic circles // Road Safety. 2023. № 2. P. 15-19.

Положения Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 [1] (далее - ПДД РФ), основываются на нормах двух международных документов - Конвенции о дорожном движении (Вена, 1968 год) [2] и гармонично дополняющей ее Конвенции о дорожных знаках и сигналах (Вена, 1968 год) [3].

Соответствующие положения и нормы указанных нормативных правовых актов являются основным предметом сравнительно-правового анализа применительно к правовому регулированию проезда перекрестков, на которых организовано круговое движение.

Следует отметить, что это правовое регулирование, носящее частный характер, вызывает особый интерес в связи с произошедшими изменениями положений ПДД РФ, некоторые из которых вызывают большие сомнения.

Начнем с анализа термина «Перекресток». Согласно п. «Ь> ст. 1 «Определения» Конвенции о дорожном движении и п. «6> аналогичной статьи Конвенции о дорожных знаках и сигналах данный термин означает любое пересечение на одном уровне, соединение или разветвление дорог, включая территорию, образу-

емую такими пересечениями, соединениями или разветвлениями.

В п. 1.2 ПДД РФ содержится определение указанного термина, которое отличается большей полнотой, несколько иной редакцией и специальным уточнением: «место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий».

Далее обратимся к первоначальной редакции двух пунктов ПДД РФ, посвященных правилам проезда перекрестков неравнозначных дорог и правилам проезда перекрестков равнозначных дорог.

Согласно п. 13.9 ПДД РФ на перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения (определение термина «Главная дорога» также включено в п. 1.2 ПДД РФ).

На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан усту-

Безопасность до]

пить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа (абзац первый п. 13.11 ПДД РФ).

Таким образом, на перекрестке равнозначных дорог, независимо от его конфигурации, действовало общее правило (не касающееся трамваев), которое традиционно именуется «помехой справа».

Приведенные положения соответствовали нормам, содержащимся в п. 2 и подп. «а» п. 4 ст. 18 «Перекрестки и обязанность уступить дорогу» Конвенции о дорожном движении.

На перекрестках с круговым движением предусмотрено движение «против часовой стрелки», о чем наглядно свидетельствует изображение дорожного знака 4.3 «Круговое движение» (Приложение 1 к ПДД РФ).

Следовательно, водитель транспортного средства, движущегося по такому перекрестку равнозначных дорог, должен был уступить дорогу транспортному средству, въезжающему на него (основное правило, совпадающее с общим правилом).

В 2010 году постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2010 г. № 316 п. 13.9 ПДД РФ был дополнен абзацем третьим, нормативно закрепившим правило проезда перекрестка неравнозначных дорог, на котором организовано круговое движение.

В случае, когда перед перекрестком с круговым движением устанавливался знак 4.3 в сочетании со знаком 2.4 «Уступите дорогу» или знаком 2.5 «Движение без остановки запрещено», водитель транспортного средства, находящегося на перекрестке, имел преимущество перед выезжающими на такой перекресток транспортными средствами.

Важно указать на то, что данное положение воспроизводило норму, включенную в описание предназначения знака D,3 «Обязательное круговое движение», содержащееся в разделе D «Предписывающие знаки» Приложения 1 к Конвенции о дорожных знаках и сигналах.

Отличия заключались только в наименованиях знаков. Это касается не только предписывающего знака, обозначающего круговое движение, но и знаков приоритета: знак В,1 «Пересечение с главной дорогой» и знак В,2 «Проезд без остановки запрещен».

Таким образом, в зависимости от особенностей конкретной дорожной инфраструктуры можно было предусматривать наличие преимущества транспортных средств, которые въезжают на перекресток равнозначных дорог с круговым движением (по основному правилу), или преимущества транспортных средств, которые движутся по перекрестку неравнозначных дорог с круговым движением (путем применения соответствующих знаков приоритета).

Однако спустя 7 лет при отсутствии, как нам представляется, убедительных оснований был подготовлен проект изменений в ПДД, принятый постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2017 г. № 1300.

Имеются в виду три изменения, касающиеся рассматриваемого правового регулирования:

1) абзац третий п. 13.9 ПДД РФ признан утратившим силу;

2) абзац первый п. 13.11 ПДД РФ после слов «равнозначных дорог» дополнен оговоркой «за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.11(1) Правил»;

3) введен новый пункт 13.11(1) ПДД РФ, установивший, что при въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан

>жного движения -

уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.

Следовательно, основное правило определения приоритета при проезде перекрестка равнозначных дорог, на котором организовано круговое движение, изменено на прямо противоположное, в силу чего оно противоречит общему правилу, которое, как и ранее, нормативно закреплено в абзаце первом п. 13.11 ПДД РФ.

При этом с учетом указанной редакции п. 13.11(1) ПДД РФ получилось, что знак 4.3 «Круговое движение» де-факто является знаком приоритета.

В одной из публикаций, посвященных совершенствованию ПДД РФ, автор настоящей статьи подверг критике содержание постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2017 г. № 1300 [4].

Такая позиция была обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, было высказано мнение о том, что причиной подобных изменений в соответствующие положения ПДД РФ не могли послужить результаты глубокого изучения международной нормативной правовой основы дорожного движения или зарубежного опыта.

В качестве одного из аргументов был приведен факт, имевший место лет 20 назад: на заседаниях Рабочей группы по безопасности дорожного движения (ныне - Всемирный форум по безопасности дорожного движения), образованной Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН, несколько раз обсуждалось и в итоге было отвергнуто предложение представителей Германии об использовании знака D,3 «Обязательное круговое движение» в качестве знака приоритета транспортных средств, движущихся по перекрестку с круговым движением.

Показательным был и современный факт: вскоре после принятия рассматриваемого постановления в Верховный Суд Российской Федерации было подано административное исковое заявление о признании недействующим п. 13.11(1) ПДД РФ в связи с тем, что оспариваемые положения данного нормативного правового акта противоречат международным нормам.

По результатам рассмотрения указанного заявления принято Решение Верховного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2018 г. № АКПИ17-1122 «Об отказе в признании недействующим пункта 13.11(1) Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров -Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090» [5].

Необходимо отметить, что в мотивировочной части данного Решения не обращено внимание на то, что описанные положения, включенные в п. 13.11(1) ПДД РФ, имеют принципиальное смысловое отличие от ранее рассмотренных норм Конвенции о дорожном движении и Приложения 1 к Конвенции о дорожных знаках и сигналах.

Однако проблема обусловлена не только содержанием конвенционных норм, многие из которых носят общий характер и объективно требуют конкретизации в национальных нормативно-правовых актах.

Парадоксальность возникшей ситуации заключается в следующем: как уже было указано, в настоящее время основное правило определения приоритета при проезде перекрестка равнозначных дорог с круговым движением (п. 13.11(1) ПДД РФ) противоречит общему правилу определения приоритета при проезде перекрестков равнозначных дорог (абзац первый

п. 13.11 ПДД РФ), что вызывает недоумение с учетом отсутствия объективных причин для такого нововведения.

Во-вторых, внесенные изменения привели к возникновению правового пробела в части, касающейся возможности предусмотреть исключение из нового основного правила путем применения знаков приоритета.

Имелась в виду установка, например, знака 2.1 «Главная дорога» перед перекрестком с круговым движением, а знака 2.4 «Уступите дорогу» - на самом перекрестке перед въездом на него для того, чтобы обеспечить соблюдение водителями транспортных средств, движущихся по такому перекрестку, преимущества въезжающих на него транспортных средств.

В упомянутой публикации было предложено уточнить редакцию п. 13.11(1) ПДД РФ, дополнив его упоминанием о возможном использовании конкретных знаков приоритета (по аналогии с редакцией признанного утратившим силу абзаца третьего п. 13.9 ПДД РФ) или хотя бы оговорив, что введенное новое правило относится к организации проезда соответствующих перекрестков при отсутствии знаков приоритета.

Одновременно было подчеркнуто, что при этом концептуальное различие между соответствующими положениями ПДД РФ и нормами Конвенции о дорожном движении, а также Приложения 1 к Конвенции о дорожных знаках и сигналах все равно останется прежним.

С 1 марта 2023 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 6 октября 2022 г. № 1769, в котором содержится новая редакция п. 13.11(1) ПДД РФ.

Теперь при въезде по дороге, не являющейся главной, на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.

Осмысливая данную юридическую новеллу, следует оценить в качестве положительного результата устранение указанного выше пробела, поскольку из приведенного текста однозначно вытекает, что в случае въезда на перекресток с круговым движением по дороге, являющейся главной, водитель транспортного средства имеет преимущество перед транспортными средствами, движущимися по данному перекрестку.

В то же время к недостаткам новой редакции п. 13.11(1) ПДД РФ, по нашему мнению, относится формулировка, включающая отрицание: «по дороге, не являющейся главной». Для понимания приведенного положения нужны не слишком сложные умозаключения, что, тем не менее может затруднить восприятие его водителями транспортных средств.

Полагаем, что идея заключалась в том, чтобы сформулировать правило проезда двух разновидностей перекрестков, на которых организовано круговое движение: 1) перекрестка равнозначных дорог; 2) перекрестка неравнозначных дорог, когда въезд на перекресток осуществляется по второстепенной дороге.

Целесообразность одновременно иметь в виду вторую разновидность перекрестков, на наш взгляд, вызывает определенные сомнения с учетом того, что п. 13.11 ПДД РФ посвящен проезду перекрестков равнозначных дорог.

Одновременно нельзя не отметить отсутствие конкретных описаний, имевших место в абзаце третьем п. 13.9 ПДД РФ, которые касались применения соответствующих знаков приоритета.

Возможно, это объясняет появление материалов СМИ, в которых отмечалось, что водителей ожидают юридические споры по следующим вопросам: был ли перед перекрестком с круговым движением знак с указанием главной дороги; был ли такой знак на самом круге; как действовать при отсутствии соответствующих знаков.

Со ссылкой на юриста Е. Соловьеву было выказано мнение о том, что если на круговом перекрестке нет знаков приоритета, то у водителя отсутствует закрепленная правовая обязанность уступать тем, кто въезжает на этот перекресток, так как невозможно определить, происходит указанный въезд по главной или по неглавной дороге [6].

Согласие с позицией Е. Соловьевой выразил П. Шкуматов, одновременно заявивший, что вместо решения проблемы «возникли новые коллизии и потенциальный конфликт транспортных потоков» [7].

По нашему мнению, в рассматриваемом случае новых коллизий не возникло, поскольку основное правило определения преимущества при проезде равнозначных перекрестков, на которых организовано круговое движение, являющееся диаметрально противоположным по отношению к общему правилу проезда равнозначных перекрестков, не изменилось.

Несмотря на неудачную новую редакцию п. 13.11(1) ПДД РФ, которая, как было отмечено выше, способна осложнить понимание водителями транспортных средств соответствующих правил проезда, появилась возможность руководствоваться на практике предусмотренным исключением из основного правила, используя соответствующие знаки приоритета.

Следовательно, при наличии знака с указанием главной дороги перед перекрестком с круговым движением установка знака 2.4 (или знака 2.5) на самом перекрестке перед соответствующим въездом на него необходима.

Установка знаков с указанием главной дороги на самом перекрестке с круговым движением перед въездами на него по «не главным» дорогам не требуется, поскольку этот приоритет предусмотрен в п. 13.11(1) ПДД РФ.

Тем не менее нынешняя ситуация продолжает вызывать озабоченность по причине того, что по-прежнему существуют принципиальные отличия соответствующих положений ПДД РФ от норм Конвенции о дорожном движении, а также Приложения 1 к Конвенции о дорожных знаках и сигналах.

Напомним, что нормативные установления данных международных нормативных правовых актов служат основой для организации и осуществления дорожного движения во всех странах, являющихся ее Договаривающимися сторонами, включая Российскую Федерацию.

На основании изложенного представляется необходимым подтвердить неизменность своей позиции, заключающейся в том, что наилучшим разрешением возникшей проблемной ситуации было бы возвращение к прежней редакции п. 13.9 (включая абзац третий) и п. 13.11 ПДД РФ с одновременным признанием утратившим силу п. 13.11(1) ПДД РФ.

Применительно к такому возвращению нужно обратить внимание на одно обстоятельство, имеющее отношение к рассмотренной ранее норме, которая включена в описание предназначения знака D,3 в Приложении 1 к Конвенции о дорожных знаках и сигналах.

В ст. 10 «Знаки преимущественного права проезда» Конвенции о дорожных знаках и сигналах и в разделе В «Знаки преимущественного права про-

Безопасность до]

езда» Приложения 1 к данной Конвенции соответствующие знаки перечислены в следующей последовательности: В,1 «Пересечение с главной дорогой»; В,2 «Проезд без остановки запрещен»; В,3 «Главная дорога».

В соответствии с п. 7 ст. 10 Конвенции о дорожных знаках и сигналах знак В,3 «применяется для указания пользователям дороги, что на пересечениях этой главной дороги с другими дорогами водители транспортных средств, движущихся по этим другим дорогам или выезжающих с них, обязаны уступать дорогу транспортным средствам, движущимся по главной дороге».

Видимо, с учетом того, что знак В,3 всегда устанавливается на главной дороге перед ее пересечениями с другими дорогами, при описании предназначения знака D,3 в части, касающейся его сочетания со знаком В,1 (или со знаком В,2), не упоминается об одновременной установке знака В,3 на самом перекрестке с круговым движением.

В разделе 2 «Знаки приоритета» Приложения 1 к ПДД РФ соответствующие дорожные знаки расположены в иной последовательности: 2.1 «Главная дорога»; 2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой»; 2.3.2 - 2.3.7 «Примыкание второстепенной дороги»; 2.4 «Уступите дорогу»; 2.5 «Движение без остановки запрещено».

Следовательно, внимание акцентировано на дорожных знаках, указывающих на наличие у водителей транспортных средств, движущихся по главной дороге, преимущественного права проезда перекрестка по отношению к транспортным средствам, движущимся по второстепенной дороге.

Согласно ГОСТ Р 52289-2019 [8] знак 2.1, который устанавливают в начале участка дороги с преимущественным правом проезда нерегулируемых перекрестков, в населенных пунктах устанавливается перед каждым перекрестком на главной дороге (п. 5.3.2).

Что касается знаков 2.3.1 - 2.3.7, то они устанавливаются вне населенных пунктов перед всеми перекрестками на дорогах, обозначенными знаком 2.1 (п. 5.3.4).

Кроме того, данные знаки совместно со знаками 2.4 или 2.5 применяются для обозначения отдельных перекрестков вне населенных пунктов, на которых необходимо установить очередность проезда, отличную от очередности проезда перекрестка равнозначных дорог (п. 5.3.5).

Соответственно знаки 2.4 и 2.5 указывают на наличие обязанности водителей транспортных средств, движущихся по второстепенной дороге, обеспечить реализацию водителями транспортных средств, движущихся по главной дороге, своего преимущественного права проезда перекрестков.

Таким образом, перечисленные дорожные знаки гармонично сочетаются друг с другом в процессе организации дорожного движения на улично-дорожной сети в соответствии с положениями ПДД РФ [9].

В связи с этим следует отметить, что в случае признания утратившим силу п. 13.11(1) ПДД РФ и возвращения содержания утратившего силу абзаца третьего п. 13.9 ПДД РФ (имеется в виду сочетание знака 4.3 со знаком 2.4 или знаком 2.5, установленных перед перекрестком с круговым движением) целесообразно дополнить данный абзац положением, предусматривающим установку знака с указанием главной дороги на самом перекрестке с круговым движением перед въездом на него со второстепенной дороги.

В заключение укажем, что описанная в настоящей статье ситуация, когда в процессе правового ре-

>жного движения -

гулирования дорожного движения воспроизводятся нормы, содержащиеся в основополагающих международных нормативных правовых актах, а впоследствии по каким-либо причинам принимаются положения противоположного характера, к сожалению, не является чем-то уникальным.

В качестве примера можно привести правовое регулирование обгона, причем это касается как СССР, так и Российской Федерации, что вызывает обоснованное недоумение [10, 11].

По нашему убеждению, подобная практика правового регулирования объективно затрудняет понимание водителями транспортных средств (и другими участниками дорожного движения) правильности осуществляемых ими действий (применительно к проезду перекрестков с круговым движением об этом свидетельствуют приведенные материалы СМИ) и препятствует формированию адекватных поведенческих стереотипов в соответствующих дорожных ситуациях.

Список источников

1. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 29.05.2023).

2. Конвенция о дорожном движении 1968 г. (заключена в г. Вене 8 ноября 1968 г.) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 29.05.2023).

3. Конвенция о дорожных знаках и сигналах 1968 года (заключена в г. Вене 8 ноября 1968 г.) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 29.05.2023).

4. Якимов А.Ю. Некоторые недостатки нормативной правовой основы организации и осуществления дорожного движения и предложения по совершенствованию правового регулирования указанной деятельности // Административное право и процесс. 2018. № 6. С. 11-12.

5. Решение Верховного Суда РФ от 28 февраля 2018 г. № АКПИ17-1122 «Об отказе в признании недействующим пункта 13.11(1) Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 29.05.2023).

6. Баршев В. Пропащие знаки // Российская газета. № 42(8987). 28.02.2023.

7. Буранов И. Правила пошли по кругу // Коммерсантъ. № 35(7480). 01.03.2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств (утв. Приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 29.05.2023).

9. Митрошин Д.В., Якимов А.Ю. Правовое регулирование реализации приоритетов в дорожном движении // Административное право и процесс. 2022. № 11. С. 45-52.

10. Якимов А.Ю. Правовое регулирование обгона в СССР (определение, содержание и условия выполнения маневра) // Современная наука. 2021. № 3. С. 82-91.

11. Якимов А.Ю. Правовое регулирование обгона в Российской Федерации (определение, содержание и условия выполнения маневра) // Современная наука. 2021. № 4. С. 7-15.

References

1. Decree of the Council of Ministers - the Government of the Russian Federation dated 23.10.1993 № 1090 «On

the rules of the road» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 29.05.2023).

2. Convention on Road Traffic of 1968 (signed in Vienna on 08.11.1968) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 29.05.2023).

3. Convention on road signs and signals of 1968 (concluded in Vienna on 08.11.1968) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 29.05.2023).

4. Yakimov A.Yu. Some shortcomings of the regulatory legal framework for the organization and implementation of road traffic and proposals for improving the legal regulation of this activity // Administrative Law and Process. 2018. № 6. P. 11-12.

5. Decision of the Supreme Court of the Russian Federation dated 28.02.2018 № AKPI17-1122 «On the refusal to invalidate clause 13.11 (1) of the Rules of the Road of the Russian Federation, approved by the Resolution of the Council of Ministers - the Government of the Russian Federation of 23.10.1993 № 1090» // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 29.05.2023).

6. Barshev V. Lost Signs // Rossiyskaya gazeta. № 42(8987). 28.02.2023.

7. Buranov I. Rules went in a circle // Kommersant. № 35(7480). 01.03.2023.

8. GOST R 52289-2019. National standard of the Russian Federation. Technical means of organizing traffic. Rules for the use of road signs, markings, traffic lights, road barriers and guides (approved by Rosstandart's Order dated 20.12.2019 № 1425-st) // Legal reference system «Consultant Plus» (date of access: 29.05.2023).

9. Mitroshin D.V., Yakimov A.Yu. Legal regulation of the implementation of priorities in road traffic // Administrative law and process. 2022. № 11. P. 45-52.

10. Yakimov A.Yu. Legal regulation of overtaking in the USSR (definition, content and conditions for performing a maneuver) // Modern Science. 2021. № 3. P. 82-91.

11. Yakimov A.Yu. Legal regulation of overtaking in the Russian Federation (definition, content and conditions for performing a maneuver) // Modern Science. 2021. № 4. P. 7-15.

Информация об авторе

А.Ю. Якимов - Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, советник Президента Российского Союза Автостраховщиков по вопросам безопасности дорожного движения Контакты: ул. Люсиновская, д. 27, стр. 3, Москва, Россия, 115093

Information about the author

A.Yu. Yakimov - Honored Lawyer of the Russian Federation, Doctor of Sciences in Jurisprudence, Professor, Advisor to the President of the Russian Association of Motor Insurers on Road Safety issues Contacts: ul. Lyusinovskaya, d. 27, str. 3, Moscow, Russia, 115093

Статья поступила в редакцию 06.06.2023; одобрена после рецензирования 12.06.2023; принята к публикации 16.06.2023. The article was submitted 06.06.2023; approved after reviewing 12.06.2023; accepted for publication 16.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.