Марийский юридический вестник
Выпуск 10
УДК 342.9
Т. Ф. Тимофеева
СМЕРТНОСТЬ В РЕЗУЛЬТАТЕ ДТП И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
В статье рассматривается проблема обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации, изучаются виды дорожно-транспортных происшествий, смертность и ее причины в результате дорожно-транспортных происшествий, исследуются мероприятия, направленные на совершенствование норматив-ных-правовых основ управления деятельностью в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, дорожно-транспортные происшествия, смертность, профилактика дорожно-транспортных происшествий.
Проблема обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации в последние годы становится все более острой. Постоянное увеличение автомобильного парка, плохие дороги, плохие водительские умения, вождение автомобиля в состоянии алкогольного опьянения, невнимательность и плохая культура вождения наряду с другими причинами, привели к резкому росту количества дорожно-транспортных происшествий, тяжесть последствий которых вполне сравнима с национальным бедствием. Согласно данным Росстата, всего в 2011 году на территории РФ произошло 199 589 дорожнотранспортных происшествий, в которых погибло 27 849 человек (прирост составил 4,8 %). При этом дорожно-транспортные происшествия - относительно молодая причина смерти и главная причина смерти молодых людей в возрасте 15-29 лет. Гибель населения от дорожно-транспортных происшествий серьезно влияет на демографическую ситуацию.
Основными видами дорожно-транспортных происшествий в России являются наезд на пешехода, на стоящее транспортное средство, а также столкновение и опрокидывание его. Свыше трех четвертей всех дорожно-транспортных происшествий связаны с нарушениями правил дорожного движения Российской Федерации водителями транспортных средств1. Около трети всех происшествий связаны с неправильным выбором скорости движения. Вследствие выезда на полосу встречного движения регистрируется около 13 % дорожно-транспортных происшествий. Каждое восьмое дорожно-транспортное происшествие совершил водитель, находившийся в состоянии опьянения, каждое седьмое - не имевший права на управление транспортным средством. Определяющее влияние на аварийность оказывают водители транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Удельный вес этих происшествий превы-
1 Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 50. - Ст. 4873.
178
2013
2. Вопросы публичного права России и зарубежных стран
шает 80 % всех происшествий, связанных с несоблюдением водителями требований безопасности дорожного движения1.
Сложившаяся критическая ситуация в области обеспечения безопасности дорожного движения с учетом программно-целевого метода предусматривает использование научного потенциала при исследовании причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также формирование основ и приоритетных направлений профилактики дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения; реализацию комплекса мероприятий, в том числе профилактического характера, снижающих количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими и количество лиц, погибаюших в результате дорожно-транспортных происшествий.
Заслуживают внимание мероприятия, направленные на совершенствование нормативно-правовых основ системы управления деятельностью в области обеспечения безопасности дорожного движения в целях реализации предусмотренных Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» (с изм., внесенными Федеральным законом от 14.06.2012 № 78-ФЗ) задач.
В соответствии с поправками в Правила дорожного движения (ПДД), все дорожные знаки имеют приоритет перед дорожной разметкой, но до сих пор преимущество имеют лишь временные знаки. Как говорится в новой редакции ПДД, если значения дорожных знаков и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться знаками.
Правительство также подробно объяснило, что значит «уступать дорогу пешеходам». По новой версии «водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода». В ПДД также внесена поправка, запрещающая обгонять машины, если они останавливаются в соседних полосах либо снижают скорость перед «зебрами». Водителей обяжут в любом случае убедиться в отсутствии пешеходов перед автомобилями из соседних рядов.
В то же время статья 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» была дополнена пунктом 4 следующего содержания: «4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны: обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на
1 Постановление Правительства Российский Федерации от 20 февраля 2006 г. № 100 (ред. от 02.08.2011) «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах» // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 9. - Ст. 1020.
179
Марийский юридический вестник
Выпуск 10
право занимать соответствующую должность; обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не устанавливается федеральным законом; обеспечивать наличие помещений и оборудования, позволяющих осуществлять стоянку, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке, техническом обслуживании и ремонте транспортных средств; организовывать и проводить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей, предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств. Перечень мероприятий по подготовке работников к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, периодичность проведения соответствующих проверок определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.»
Пункт 1 статьи 20 этого же закона дополнен абзацем следующего содержания: «оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографы). Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.»
Правительство устраняет пробел и в том, что следует считать «препятствиями». К ним нельзя будет относить автомобили, стоящие в пробке, или автобус, остановившийся, чтобы высадить или принять на борт пассажиров. Обгоном теперь будет считаться только маневр, когда автомобиль выезжает на встречную полосу. Все остальное будет именоваться опережением. Вся глава ПДД, посвященная обгону, практически заново переписана. В частности, поправки разрешают обгон транспортного средства, двигающегося со скоростью менее 30 км/час, даже там, где этот маневр вообще запрещен. Еще одно изменение касается кругового движения. До сих пор именно тот водитель, который уже выехал на перекресток и движется по кругу, должен уступить дорогу тому, кто только въезжает на этот участок. Если знаками не обозначено другого порядка.
По-нашему мнению, увеличение размеров штрафов за нарушение правил дорожного движения должно оказать влияние на изменение количества смертности от дорожно-транспортных происшествий. В то же время необходимо увеличивать инвестиции в дорожную безопасность, в том числе путем целевого выделения средств, направляемых на дорожное строительство.
180
2013
2. Вопросы публичного права России и зарубежных стран
Т. F. Timofeeva
ROAD TRAFFIC FATALITIES
AND EFFECTIVENESS OF THE LEGISLATION ON ROAD SAFETY
The article considers the problem of ensuring safety of road traffic in the Russian Federation. The types of traffic accidents, mortality and causes of the traffic accident are studied. The actions directed to the perfection of normative-legal bases for management of traffic safety are examined.
Keywords: road safety, road accidents, mortality, prevention of road accidents.
ТИМОФЕЕВА Татьяна Федоровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры частного права России и зарубежных стран Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола.
E-mail: ilneza@mail.ru
TIMOFEEVA Tatiana Fedorovna - Candidate of Legal Sciences, PhD, Associate Professor of the Department of Private Law of Russia and Foreign Countries of Mari State University, Yoshkar-Ola.
E-mail: ilneza@mail.ru
181