Научная статья на тему 'Правовое регулирование порядка определения таможенной стоимости товаров'

Правовое регулирование порядка определения таможенной стоимости товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1134
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ ТОВАРОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование порядка определения таможенной стоимости товаров»

5.11. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОРЯДКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ

Калинин М.В., аспирант кафедры финансового и административного права

Всероссийская государственная налоговая академия

Минфина России

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости. Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и предоставляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации (п. 2 ст. 323 Таможенного кодекса Российской Федерации). Данный принцип закреплен также в п. 3 ст. 12 ФЗ «О таможенном тарифе», в соответствии с которой декларант при заявлении таможенной стоимости обязан располагать

1) достоверной,

2) количественно определяемой,

3) документально подтвержденной информацией. Поскольку таможенная стоимость является налоговой базой для расчета таможенной пошлины, НДС, акциза и таможенных сборов за таможенное оформление товара, то ее величина должна быть установлена на основании количественно определяемой информации. Таким образом, информация для расчета таможенной стоимости должна подтверждаться соответствующими документами, которые предъявляются в таможенный орган: учредительные документы лица, перемещающего товары через таможенную границу; договор (контракт) и дополнительные соглашения к нему (если они имеются); счет-фактура (инвойс); банковские платежные документы (если счет оплачен) или счет-проформа (для условно-стоимостных сделок), а также другие платежные и бухгалтерские документы, подтверждающие стоимость товара; транспортные документы (в зависимости от условий поставки); страховые документы; таможенная декларация страны отправления (если имеется); упаковочные листы; сертификат о происхождении товара; сертификат соответствия товара, и другие документы.

Таможенная стоимость заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Существуют два способа заявления таможенной стоимости. Первый предполагает использование специальной формы декларации таможенной стоимости (Приказ ФТС России от 01.09.2006 г. № 829 «Об утверждении формы бланков декларации таможенной стоимости (ДТС-1 и ДТС-2) и Инструкции о по-

рядке заполнения декларации таможенной стоимости»), а второй допускает заявление таможенной стоимости в ГТД.

При ввозе товаров на таможенную территорию РФ формы деклараций таможенной стоимости ДТС-1 и ДТС-2 применяются в случае, когда ввозимые товары облагаются таможенными пошлинами и иными налогами (НДС, акцизы) в соответствии с заявленными таможенными режимами. Если декларируемые таможенные режимы предусматривают освобождение от налогообложения, таможенная стоимость может быть заявлена в ГТД. Однако таможенный орган сохраняет за собой право требовать от декларанта заполнения специальной декларации таможенной стоимости при возникновении обоснованных сомнений в отношении заявленной таможенной стоимости. При определении таможенной стоимости по методу 1 (по цене сделки с ввозимыми товарами) декларант использует форму ДТС-1, а при использовании остальных методов расчета таможенной стоимости применяется форма ДТС-2. ДТС является таможенным документом, приложением к ГТД и без нее недействительна. Таким образом:

1) декларант несет ответственность за все сведения, указанные в ДТС и в документах, представленных для подтверждения таможенной стоимости;

2) декларант самостоятельно заполняет все графы ДТС. Должностное лицо таможенного органа, осуществляющее проверку и оформление ДТС, не вправе по собственной инициативе, поручению или просьбе декларанта вписывать или исправлять какие-либо данные о заявляемой таможенной стоимости в графы, заполняемые декларантом;

3) ДТС должна отвечать всем техническим требованиям, предъявляемым к таможенным документам. Она заполняется на пишущей машинке. В ней не должно быть подчисток, либо поправок. Каждое исправление заявленных сведений производится только самим декларантом и должно быть заверено его подписью. Каждый лист ДТС обязательно подписывается декларантом. Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенными органами в порядке, определяемом Приказом ГТК «Об утверждении положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ» от 5.12.2003 г. №1399. Контроль таможенной стоимости при декларировании и выпуске товаров осуществляется путем проведения следующих операций:

- контроля правильности выбора метода определения таможенной стоимости, т.е. соответствует ли выбранный метод виду и условиям внешнеторгового договора и представленным документам;

- контроля правильности определения декларантом структуры заявленной таможенной стоимости (включение всех предусмотренных Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе" для данного метода оценки компонентов и, в случае заявления вычетов из выбранной основы для определения таможенной стоимости, - их обоснованность);

- контроля документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов;

- оценки достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости с использованием системы управления рисками.

По результатам проведенного контроля уполномоченные должностные лица таможенных органов принимают решение:

Калинин М.В.

ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ ТОВАРОВ

- о принятии заявленной декларантом таможенной стоимости;

- о запросе у декларанта дополнительных документов и сведений, необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости, и (или) о получении пояснений по условиям продажи товаров, которые могли повлиять на цену сделки, и пояснений о влияющих на цену физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров;

- о необходимости корректировки таможенной стоимости путем изменения величины таможенной стоимости в рамках выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости или путем применения другого метода определения таможенной стоимости.

Таможенная стоимость принимается, если уполномоченными должностными лицами таможенных органов не выявлено признаков, указывающих на то, что декларантом неправильно избран метод определения таможенной стоимости и неправильно определена заявленная таможенная стоимость. После принятия таможенной стоимости таможенные органы могут продолжить контроль таможенной стоимости после выпуска товаров в соответствии с установленным порядком. Уточнение заявленной декларантом таможенной стоимости требуется, если согласно результатам контроля представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров или обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными. В зависимости от условий конкретной сделки уполномоченные должностные лица таможенных органов проводят все или некоторые из ниже перечисленных мероприятий:

- запрашивают у декларанта дополнительные документы и сведения с установлением срока для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не более 45 дней после принятия таможенной декларации;

- запрашивают у декларанта пояснения по условиям продажи товаров, которые могли повлиять на цену сделки, с установлением срока для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не более 45 дней после принятия таможенной декларации;

- запрашивают у декларанта пояснения о влияющих на цену физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров с установлением срока для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не более 45 дней после принятия таможенной декларации;

- в целях выпуска товаров направляют декларанту оформленное по установленной форме требование с приложением расчета суммы обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проверки правильности определения таможенной стоимости (Приказ ГТК России от 02.10.2003 N 1096 "Об утверждении форм документов").

После получения и анализа дополнительных документов и сведений или получения письменного обоснования причин, по которым такие документы не могут быть представлены, уполномоченные должностные лица таможенных органов в течение трех рабочих дней со дня их получения принимают решение:

- о принятии заявленной декларантом таможенной стоимости;

- о необходимости корректировки таможенной стоимости путем изменения величины таможенной стоимости в рамках выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости или путем применения другого метода определения таможенной стоимости.

Если в установленные сроки декларантом не представлены запрошенные таможенным органом дополнительные документы и сведения и в письменной форме не дано объяснение причин, по которым такие документы и сведения не могут быть представлены, то в течение трех рабочих дней, начиная со дня, следующего за днем окончания срока, должностные лица принимают решение о таможенной стоимости исходя из имеющихся в их распоряжении документов и сведений. По результатам контроля таможенной стоимости уполномоченные должностные лица таможенных органов могут принять решение о необходимости корректировки таможенной стоимости путем изменения величины таможенной стоимости в рамках выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости или путем применения другого метода определения таможенной стоимости.

При принятии решения о корректировке таможенной стоимости до выпуска товара уполномоченные должностные лица таможенных органов:

- приводят обоснование принятого решения о неправомерном использовании избранного декларантом метода определения таможенной стоимости товаров и (или) неправомерном определении декларантом структуры заявленной таможенной стоимости;

- предлагают декларанту произвести пересчет таможенной стоимости или определить ее с использованием другого метода.

Уполномоченные должностные лица таможенных органов передают декларанту копию соответствующего листа ДТС или ГТД с решением о корректировке таможенной стоимости и расчет суммы обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проверки правильности определения таможенной стоимости.

При принятии решения о корректировке таможенной стоимости уполномоченные должностные лица таможенных органов после выпуска товара:

- направляют декларанту копию соответствующего листа ДТС или ГТД с изложением обстоятельств неправомерности использования избранного декларантом метода определения таможенной стоимости товаров и (или) неправомерного определения декларантом структуры заявленной таможенной стоимости (в т.ч. с направлением акта таможенной ревизии, если она проводилась) и предложением декларанту произвести пересчет таможенной стоимости и (или) определить ее с использованием другого метода;

- устанавливают декларанту срок для прибытия в таможенный орган с целью продолжения процедуры определения таможенной стоимости, а также дату проведения консультаций по выбору метода определения таможенной стоимости товаров (если декларанту предлагается опреде-

лить таможенную стоимость другим методом). Указанный срок должен составлять не более 45 дней (ст. 131 и 135 ТК).

После получения уведомления о принятом решении о необходимости корректировки таможенной стоимости декларант передает в таможенный орган ответное письменное решение:

- либо об уточнении структуры заявленной таможенной стоимости в рамках выбранного декларантом метода и (или) об определении ее с использованием другого метода;

- либо о своем несогласии уточнить заявленную таможенную стоимость в рамках выбранного метода и (или) определить ее с использованием другого метода определения таможенной стоимости товаров, с обязательным объяснением причин отказа.

При согласии определить таможенную стоимость с использованием другого метода декларант принимает решение о необходимости проведения консультаций по выбору метода определения таможенной стоимости товаров или отказывается от проведения консультаций. Если декларант принял решение о необходимости проведения консультаций по выбору метода определения таможенной стоимости товаров, то такая консультация проводится в срок не более трех рабочих дней со дня, следующего за днем получения таможенным органом соответствующего письменного заявления декларанта, за исключением случаев, когда этот срок продлевается по письменному заявлению декларанта. Подразделения таможенных органов, которые проводят консультации с декларантом по выбору метода определения таможенной стоимости. Если таможенный орган располагает информацией, отсутствующей у декларанта, в том числе данными о справочных ценах на товары, обращающиеся во внешней торговле, а также данными по идентичным или однородным товарам, таможенное оформление которых производилось ранее, то в ходе консультаций уполномоченные должностные лица таможенных органов представляют декларанту имеющуюся у них информацию. Информацию о стоимости товаров по отдельной сделке таможенные органы представляют только в обезличенном виде, обеспечивающем соблюдение конфиденциальности используемой информации (т.е. без указания продавца, покупателя, декларанта и прочих данных, позволяющих идентифицировать сделку). В случае согласия декларанта скорректировать заявленную таможенную стоимость в рамках выбранного метода и (или) определить ее с использованием другого метода декларант в течение 15 дней с даты принятия такого решения самостоятельно производит корректировку таможенной стоимости в соответствии с установленным порядком. При этом декларант заполняет декларацию таможенной стоимости (в том числе повторно) с определением таможенной стоимости по другому методу и (или) с изменением ее структуры. В случае принятия скорректированной декларантом таможенной стоимости на первом листе вновь поданной декларации таможенной стоимости в поле "Для отметок таможни" производится запись "ТС принята". Если требуется доплата таможенных пошлин, налогов, одновременно с принятием решения по таможенной стоимости в установленном порядке выставляется требование об уплате таможенных платежей. Если декларант отказался произвести корректировку таможенной стоимости (в том числе после выпуска товаров), не направил в таможенный орган решение по вопросу корректировки таможенной стоимости и/или не явился в установленный срок, а также, если уполномоченные должностные лица таможенных органов не согласились с вновь заявленной декларантом таможенной стоимостью, уполномоченные должностные лица

таможенных органов самостоятельно определяют таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы ее определения, в течение трех рабочих дней со дня:

- получения решения декларанта о несогласии с принятым таможенным органом решением о корректировке таможенной стоимости;

- истечения установленного декларанту срока для прибытия в таможенный орган с целью корректировки таможенной стоимости;

- заявления декларантом таможенной стоимости определенной с иным методом таможенной оценки.

При самостоятельном определении таможенной стоимости уполномоченные должностные лица таможенных органов в обязательном порядке заполняют декларацию таможенной стоимости и уведомляют декларанта о принятом решении в письменной форме не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения с направлением ему декларации таможенной стоимости. Если требуется доплата таможенных пошлин, налогов, одновременно с принятием решения по таможенной стоимости в соответствии с установленным порядком выставляется требование об уплате таможенных платежей.

Таким образом при контроле таможенной стоимости можно выделить три этапа. Первый этап - контроль при производстве таможенного оформления - включает в себя все действия таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление по контролю таможенной стоимости (в том числе процедуру ее корректировки, запрос дополнительной информации для подтверждения заявленных декларантом сведений), а также действия специализированных подразделений таможни и вышестоящих таможенных органов в части принятия решений в отношении заявленной декларантом таможенной стоимости. Второй этап - контроль, осуществляемый при последующих документальных проверках правильности и обоснованности решений, принятых таможенными органами в отношении таможенной стоимости при осуществлении таможенного оформления (последующий документальный контроль). Последующий документальный контроль осуществляется на основе документов, предъявленных декларантом к таможенному оформлению и дополнительно запрошенных таможенным органом при таможенном оформлении от банка, перевозчика, страховой компании и др. Если в результате последующего документального контроля выявлены ошибки в определении таможенной стоимости, то осуществляется ее корректировка. Третий этап - контроль, осуществляемый при проведении целевых и комплексных проверок финансовохозяйственной деятельности участников ВЭД. По результатам контроля таможенной стоимости таможенный орган на основании документов и сведений, предоставленных декларантом, а также на основании имеющейся в его распоряжении информации, используемой при определении таможенной стоимости товаров, принимает решение о согласии с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости товаров и о правильности определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров (323 ТК РФ).

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.