Научная статья на тему 'Корректировка таможенной стоимости'

Корректировка таможенной стоимости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
999
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Батурина Э.А., Полухин И.В.

Образование Таможенного союза и единой таможенной территории привело к значительным изменениям в таможенном законодательстве, которые коснулись и корректировки таможенной стоимости. Вопрос корректировки таможенной стоимости ввозимых товаров на протяжении многих лет являлся камнем преткновения во взаимоотношениях таможни и импортеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Корректировка таможенной стоимости»

Секция «Экономика и бизнес»

в ходе реструктуризации долга. Доля «Системы-Галс» в объектах и проектах на 1 января 2009 года оценена независимым оценщиком Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko в размере $2,05 млрд (из годового отчета СГ за 2008 год) (2009 г.), покупка Сбербанком «Тройки Диалога» примерно за $1 млрд. (2011 г.).

Процесс национализации в кризисные годы шел не в пользу бюджета непосредственно, а в пользу госсектора, госкомпаний. Соответственно, оплачивался он не бюджетом, а самими этими компаниями. При максимальной помощи государства и постоянном отказе им от получения дополнительных доходов в пользу госкомпаний.

Основными выделяемыми методами национализации в кризисный период являются: давление правоохранительных органов, предъявление налоговых претензий, использование кризисов и покупка по символической цене с последующей господдержкой либо установлением госконтроля, организация финансовых ловушек и покупка по символической цене, косвенная национализация, финансовое усиление госкомпаний, мутные схемы, покупка активов по очень высокой или откровенно завышенной цене.

Сделки по заниженной цене проходят в интересах покупателя (госкомпании), и это, основной способ национализации. Для обеспечения занижения цены применяется весь спектр средств госдавления -вплоть до уголовных дел и осуждения на долгие годы.

Во втором случае происходит завышение цены актива за счет покупателя (госкомпании, бюджета) в интересах продавца.

Стоит отметить, что национализация в России происходит как стихийный процесс, совершенно бессистемно. Она не объявлена как часть государственной политики, соответственно отсутствует законодательство и программы, цели и расчеты [2].

Гражданский кодекс предполагает национализацию исключительно по закону и на возмездной основе. Однако на сегодняшний день в России не принят ни один закон о национализации. Необходимо разработать и принять механизмы, которые бы регулировали процесс национализации в РФ, были бы четкими и понятными и соответствовали требованиям настоящего времени.

Библиографические ссылки

1. Национализация / Материалы Свободной энциклопедии Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/ wiki/%CD%E0%F6%E8%EE%ED%E0%EB%E8%E7% E0%F6%E8%FF.

2. Михайлов А. Путинская национализация / Га-зета.ги от 18.01.2012. URL: http://uchitel-2009.live-journal.com/172825.html.

© Аневич Ю. В., 2012

УДК 669.713.7

Э. А. Батурина Научный руководитель - И. В. Полухин Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

КОРРЕКТИРОВКА ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ

Образование Таможенного союза и единой таможенной территории привело к значительным изменениям в таможенном законодательстве, которые коснулись и корректировки таможенной стоимости. Вопрос корректировки таможенной стоимости ввозимых товаров на протяжении многих лет являлся камнем преткновения во взаимоотношениях таможни и импортеров.

С началом функционирования Таможенного союза наступил новый этап в сфере регулирования таможенной стоимости ввозимых товаров. Нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы таможенной стоимости в целом и корректировки таможенной стоимости в частности, к настоящему моменту полностью обновлена. Вместо Закона РФ «О таможенном тарифе» основополагающим правовым актом по определению таможенной стоимости в Таможенном союзе стало Соглашение между Правительствами Российской Федерации, Республик Беларусь и Казахстан от 25.01.2008. В Таможенном кодексе Таможенного союза (ТК ТС) вопросам по корректировке таможенной стоимости посвящена отдельная статья. Ранее в российском Таможенном кодексе термин «корректировка таможенной стоимости» даже не упоминался. На смену трем Приказам ФТС России, регламентировавшим порядок контроля таможенной стоимости, оформления декларации таможенной

стоимости (ДТС) и корректировки таможенной стоимости (КТС), пришло Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376, вступившее в силу с 01.01.2011. Вместо Инструкции ФТС России по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости, утвержденной Приказом ФТС России от 22.11.2006 № 1206, появилась новая Инструкция аналогичного содержания, введенная в действие Приказом ФТС России от 14.02.2011 № 272.

Хотелось бы отметить, что каких-то существенных изменений, затрагивающих методологию определения таможенной стоимости, принципы ее контроля и корректировки, не произошло. Важным изменением является то, что таможенный контроль, а, следовательно, и корректировка таможенной стоимости теперь могут проводиться в течение трех лет после выпуска против одного года ранее. При этом количество раз корректировки таможенной стоимости не ограничено.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

Одной из новинок является то, что Закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» исчерпывающе устанавливает случаи принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости до выпуска товаров без проведения дополнительной проверки: выявления несоответствия сведений фактическим сведениям, установленным таможенным органом, несоответствие заявленной величины таможенной стоимости предъявленным в ее подтверждение документам либо технические ошибки, повлиявшие на величину таможенной стоимости [1]. Необходимо отметить, что такая регламентация на уровне закона имеет, положительный момент, так как направлена на предотвращение принятия субъективных и поспешных решений.

В настоящем законодательстве более четко определены процедуры корректировки таможенной стоимости после выпуска товаров по инициативе декларанта и самостоятельной корректировки стоимости таможенным органом, а также порядок проведения дополнительной проверки. Порядок дополнительной проверки претерпел существенные изменения. Во-первых, изменились сроки проведения проверки. Если раньше предельный срок представления декларантом затребованных дополнительных документов и сведений составлял 45 дней, то теперь этот срок увеличен до 60 дней. Таможенный орган, кроме того, что запрашивает дополнительные документы, так же сообщает декларанту сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которую необходимо предоставить таможенному органу для выпуска товаров. Сумма обеспечения рассчитывается на основании имеющейся у таможенного органа информации. При этом основа для расчета суммы обеспечения не является таможенной стоимостью. После предоставления декларантом запрошенных документов, у должностного лица есть еще 30 дней на принятие решения.

Ранее на это отводилось всего три рабочих дня. Если по результатам дополнительной проверки принято решение о корректировке таможенной стоимости, теперь отводится всего 10 дней на получение решения декларантом при отправке по почте и 5 рабочих дней на оформление необходимых документов и уплату доначисленных таможенных платежей. Ранее таможенный орган был обязан при принятии решения о корректировке пригласить декларанта для продолжения процедуры определения таможенной стоимости, в том числе для проведения консультаций, и срок прибытия мог составлять до 45 дней. Три дня могло отводиться на консультации, а при согласии декларанта на корректировку ему давалось 15 дней на оформление документов и уплату таможенных платежей. Таким образом, общий срок дополнительной проверки незначительно сократился. У таможенного

органа появилось преимущество во времени, отводимом на принятие решения, а декларант получил дополнительные 15 дней на этапе сбора документов. Никакие консультации по выбору метода определения таможенной стоимости после принятия решения о корректировке больше не предусмотрены. В течение дополнительной проверки таможенным органом могут проводиться самостоятельные проверочные мероприятия. При необходимости может быть назначена таможенная экспертиза товаров и (или) документов. Что касается списка документов, которые могут запрашиваться для проведения дополнительной проверки, то он остался весьма внушительным и при этом открытым. Должностное лицо по-прежнему имеет право запрашивать фактически любые документы, которые, по его мнению, могут подтвердить или опровергнуть возникшие сомнения.

Однако есть изменение, которое несколько облегчает жизнь декларанту, - это отмена многостраничной формы пояснений по условиям продажи, которые могли повлиять на цену сделки. Прежде пояснения носили общий характер и распространялись на все ситуации, а в действующем законодательстве упор делается на запрос дополнительных документов, сведений, а также пояснений исходя из конкретной ситуации. В Приказе ФТС России от 14.02.2011 № 272 указано, какие именно дополнительные документы могут быть затребованы при выявлении каждого из признаков недостоверности заявленной стоимости. Сами эти признаки приведены в Решении Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, несмотря на упорядочивание целого ряда процедур, на законодательном уровне порядок контроля и корректировки таможенной стоимости, ввозимых товаров в целом не стал проще и легче, а в какой-то степени, даже ужесточился по отношению к импортерам. Новые нормы более жестко регламентируют действия таможенного органа по корректировки таможенной стоимости. Тенденция, которая прослеживается в действующих правовых актах по таможенной стоимости, - это стремление обязать должностных лиц таможни более четко и грамотно обосновывать свои решения по проведению дополнительной проверки и корректировке таможенной стоимости, действовать не шаблонно и формально, а применительно к конкретной сделке и ее условиям.

Библиографическая ссылка

1. О таможенном регулировании в Российской Федерации : федер. закон от 27.11.2010 № 311-Ф3.

© Батурина Э. А., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.