Научная статья на тему 'История национализации в области промышленного производства в России'

История национализации в области промышленного производства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1309
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аневич Ю.В., Ушанова И.С.

Рассматриваются российский опыт «национализации» отраслей промышленности. Представлен анализ законопроектов о национализации имущества в области промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История национализации в области промышленного производства в России»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

Библиографические ссылки

1. Азимова Л. В., Недобросовестная рыночная практика на финансовых рынках // Российская газета: Бизнес. 2008. Сентябрь.

2. Гетьман-Павлова И. В. Инсайдерская информация и инсайдерская торговля на рынке ценных бумаг //Бизнес и банки. 2008.

3. Зверев В. А Мошенничество с использованием инсайдерской информации и манипулированием цен // Справочник экономиста. 2009. № 4 (70).

4. Кодекс об административных правонарушениях (ст. 15.21).

5. Коваленко О. Инсайд: инструкция по безопасности //Акционерное общество. 2010. № 9.

6. О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком : федер. закон № 224-ФЗ. 2010.

© Амирханян Н., Бродецкая Н., 2012

УДК 372.8

Ю. В. Аневич Научный руководитель - И. С. Ушанова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИСТОРИЯ НАЦИОНАЛИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ

Рассматриваются российский опыт «национализации» отраслей промышленности. Представлен анализ законопроектов о национализации имущества в области промышленности.

Национализация является инструментом экономической политики, имеющим важное значение для государственного регулирования рыночной экономики, особенно в наиболее сложные, кризисные периоды ее развития. Характер национализации зависит от того, кем и в каких целях она проводится. Национализация в Советской России проходила в 3 этапа:

Первый этап (ноябрь 1917 - февраль 1918 гг.) характеризовался быстрыми темпами, инициативой местных органов в проведении национализации. Всего с ноября 1917 г. да марта 1918 г., национализировано 836 промышленных предприятий. На втором этапе национализации (март - июнь 1918 г.) центр тяжести экономической и политической работы партии перенесен с экспроприации буржуазии на закрепление завоеванных позиций, налаживание учета и контроля, организацию управления национализированной промышленностью. Всего в этот период было национализировано 1222 промышленного предприятия. Третий этап национализации (июнь 1918 г. (декрет от 28 июня) по июнь 1919 г.) характеризовался усилением организующей, руководящей роли Советского государства и его хозяйствующих органов в проведении социалистической национализации. К осени 1918 г. в руках государства было сосредоточено 9542 предприятия. К 1920 г. в руках госсектора было сосредоточено до 80 % промышленных объектов. Такое положение дел сохранилось в России вплоть до 90-х годов. Отметим, в Советской России главной целью государственного сектора являлось полное и безвозмездное «завоевание» и подчинение всех отраслей промышленности и понятие частный сектор не существовало. В начале 90-х годов государство сделало ошибочный выбор в пользу «рыночных реформ», следуя западной модели в устройстве общества. В результате на сегодняшний день в нашей стране большинство крупных предприятий, природных ресурсов, объектов

инфраструктуры и т. п. находится в руках частного сектора.

В Гражданском кодексе Российской Федерации говорится о национализации - об обращении в государственную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (статья 235 ГК РФ) в порядке, установленном федеральным законом. Вопреки логике законодательство о приватизации государственного и муниципального имущества формировалось без развития законодательства о национализации и, естественно, муниципализации -обращения в муниципальную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц. Соответственно поскольку закон в настоящее время не принят, национализация в России проводиться не может. Однако на практике это относится лишь к безвозмездной национализации. Полный или частичный выкуп государством вполне возможен на основании обычных договоров купли-продажи или давления со стороны госсектора [1].

Примерами таких сделок являются: - передача акций ОРТ Березовским Б. государству за $175 млн (2000-2001 гг.), приобретение ВТБ 85,8 % ЗАО КБ Гута-банка за символическую сумму, благодаря кризису ликвидности (2004 г.), распродажа активов НК «ЮКОС». «Роснефть» в основном через аффилированные структуры купила активов на $22 млрд, «Газпром» через итальянских партнеров - на $6 млрд. Всего госкомпании приобрели активов ЮКОСа (или установили за ними контроль) на $28 млрд. (2007 г.) и др.

Кризис 2008-2009 годов привел к установлению контроля над частными компаниями во время кризиса при кредитовании их ВЭБом за счет средств валютного резерва ЦБР (вплоть до назначения государством председателя совета директоров совершенно частного «Норникеля») (2008 г.), покупка ВТБ 51 % «Системы-Галс» у АФК «Система» за символические 60 рублей

Секция «Экономика и бизнес»

в ходе реструктуризации долга. Доля «Системы-Галс» в объектах и проектах на 1 января 2009 года оценена независимым оценщиком Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko в размере $2,05 млрд (из годового отчета СГ за 2008 год) (2009 г.), покупка Сбербанком «Тройки Диалога» примерно за $1 млрд. (2011 г.).

Процесс национализации в кризисные годы шел не в пользу бюджета непосредственно, а в пользу госсектора, госкомпаний. Соответственно, оплачивался он не бюджетом, а самими этими компаниями. При максимальной помощи государства и постоянном отказе им от получения дополнительных доходов в пользу госкомпаний.

Основными выделяемыми методами национализации в кризисный период являются: давление правоохранительных органов, предъявление налоговых претензий, использование кризисов и покупка по символической цене с последующей господдержкой либо установлением госконтроля, организация финансовых ловушек и покупка по символической цене, косвенная национализация, финансовое усиление госкомпаний, мутные схемы, покупка активов по очень высокой или откровенно завышенной цене.

Сделки по заниженной цене проходят в интересах покупателя (госкомпании), и это, основной способ национализации. Для обеспечения занижения цены применяется весь спектр средств госдавления -вплоть до уголовных дел и осуждения на долгие годы.

Во втором случае происходит завышение цены актива за счет покупателя (госкомпании, бюджета) в интересах продавца.

Стоит отметить, что национализация в России происходит как стихийный процесс, совершенно бессистемно. Она не объявлена как часть государственной политики, соответственно отсутствует законодательство и программы, цели и расчеты [2].

Гражданский кодекс предполагает национализацию исключительно по закону и на возмездной основе. Однако на сегодняшний день в России не принят ни один закон о национализации. Необходимо разработать и принять механизмы, которые бы регулировали процесс национализации в РФ, были бы четкими и понятными и соответствовали требованиям настоящего времени.

Библиографические ссылки

1. Национализация / Материалы Свободной энциклопедии Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org/ wiki/%CD%E0%F6%E8%EE%ED%E0%EB%E8%E7% E0%F6%E8%FF.

2. Михайлов А. Путинская национализация / Га-зета.ги от 18.01.2012. URL: http://uchitel-2009.live-journal.com/172825.html.

© Аневич Ю. В., 2012

УДК 669.713.7

Э. А. Батурина Научный руководитель - И. В. Полухин Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

КОРРЕКТИРОВКА ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ

Образование Таможенного союза и единой таможенной территории привело к значительным изменениям в таможенном законодательстве, которые коснулись и корректировки таможенной стоимости. Вопрос корректировки таможенной стоимости ввозимых товаров на протяжении многих лет являлся камнем преткновения во взаимоотношениях таможни и импортеров.

С началом функционирования Таможенного союза наступил новый этап в сфере регулирования таможенной стоимости ввозимых товаров. Нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы таможенной стоимости в целом и корректировки таможенной стоимости в частности, к настоящему моменту полностью обновлена. Вместо Закона РФ «О таможенном тарифе» основополагающим правовым актом по определению таможенной стоимости в Таможенном союзе стало Соглашение между Правительствами Российской Федерации, Республик Беларусь и Казахстан от 25.01.2008. В Таможенном кодексе Таможенного союза (ТК ТС) вопросам по корректировке таможенной стоимости посвящена отдельная статья. Ранее в российском Таможенном кодексе термин «корректировка таможенной стоимости» даже не упоминался. На смену трем Приказам ФТС России, регламентировавшим порядок контроля таможенной стоимости, оформления декларации таможенной

стоимости (ДТС) и корректировки таможенной стоимости (КТС), пришло Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376, вступившее в силу с 01.01.2011. Вместо Инструкции ФТС России по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости, утвержденной Приказом ФТС России от 22.11.2006 № 1206, появилась новая Инструкция аналогичного содержания, введенная в действие Приказом ФТС России от 14.02.2011 № 272.

Хотелось бы отметить, что каких-то существенных изменений, затрагивающих методологию определения таможенной стоимости, принципы ее контроля и корректировки, не произошло. Важным изменением является то, что таможенный контроль, а, следовательно, и корректировка таможенной стоимости теперь могут проводиться в течение трех лет после выпуска против одного года ранее. При этом количество раз корректировки таможенной стоимости не ограничено.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.