Научная статья на тему 'Правовое регулирование общественного участия по законодательству Республики Азербайджан'

Правовое регулирование общественного участия по законодательству Республики Азербайджан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
государство / государственное управление / гражданское общество / правовое регулирование / административное право / общественные советы / общественное слушание / общественное обсуждение / письменная консультация / state / public administration / civil society / legal regulation / administrative law / public councils / public hearing / public discussion / written consultation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Владимир Михайлович Редкоус

В статье на основе анализа Закона Азербайджанской Республики «Об общественном участии» от 22 ноября 2013 года № 816-IVQ рассмотрены цели, принципы, формы участия граждан в осуществлении государственного управления, процессуальные основы деятельности общественных советов, а также проведения общественных слушаний, общественных обсуждений, письменных консультаций. Этот опыт может быть использован в целях совершенствования российского законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Владимир Михайлович Редкоус

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of public participation under the legislation of the Republic of Azerbaijan

The article, based on an analysis of the Law of the Azerbaijan Republic dated November 22, 2013 № 816-IVQ «On Public Participation», examines the goals, principles, forms and participation of citizens in the implementation of public administration, the procedural basis of the activities of public councils, as well as the conduct of public hearings, public discussions, written consultations. This experience can be used to improve Russian legislation.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование общественного участия по законодательству Республики Азербайджан»

Закон и право. 2024. № 5. С. 104-108. Law and legislation. 2024;(5):104-108.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-5-104-108 EDN: https://elibrary.ru/ISZOKE

NIION: 1997-0063-5/24-253 MOSURED: 77/27-001-2024-5-453

Правовое регулирование общественного участия по законодательству Республики Азербайджан

Владимир Михайлович Редкоус

Институт государства и права РАН, Москва,

Россия, rwmmos@rambler.ru

Аннотация. В статье на основе анализа Закона Азербайджанской Республики «Об общественном участии» от 22 ноября 2013 года № 816-1УО рассмотрены цели, принципы, формы участия граждан в осуществлении государственного управления, процессуальные основы деятельности общественных советов, а также проведения общественных слушаний, общественных обсуждений, письменных консультаций. Этот опыт может быть использован в целях совершенствования российского законодательства.

Ключевые слова: государство, государственное управление, гражданское общество, правовое регулирование, административное право, общественные советы, общественное слушание, общественное обсуждение, письменная консультация.

Для цитирования: Редкоус В.М. Правовое регулирование общественного участия по законодательству Республики Азербайджан // Закон и право. 2024. № 5. С. 104—108. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-5-104-108 ББЫ: https://elibrary.ru/ISZOKE

Original article

Legal regulation of public participation under the legislation of the Republic of Azerbaijan

Vladimir M. Redkous

Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences,

Moscow, Russia, Rwmmos@rambler.ru

Abstract. The article, based on an analysis of the Law of the Azerbaijan Republic dated November 22, 2013 № 816-IVQ «On Public Participation», examines the goals, principles, forms and participation of citizens in the implementation of public administration, the procedural basis of the activities of public councils, as well as the conduct of public hearings, public discussions, written consultations. This experience can be used to improve Russian legislation

Keywords: state, public administration, civil society, legal regulation, administrative law, public councils, public hearing, public discussion, written consultation.

For citation: Redkous V.M. Legal regulation of public participation under the legislation of the Republic of Azerbaijan // Law and legislation. 2024;(5):104—108. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-5-104-108 EDN: https://elibrary.ru/ISZOKE

Гтепень вовлеченности граждан в управление делами государства является важ-'^»«'•нейшим показателем развитости демократических институтов и гражданского общества, общественных начал в государственном управлении [1; 5]. Вопросы правового регулиро-

© Редкоус В.М. М., 2024.

вания участия граждан в управлении делами государства носят не только конституционно-правовой характер, но и отраслевой, и прежде всего административно-правовой характер, так как граждане являются важнейшими субъектами административного права [3; 4]. В целях его совершенствования необходимо знать и использовать положительный опыт правового регулирования

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2024

в рассматриваемой области государств — участников СНГ [6]. Рассмотрим опыт Азербайджанской Республики (далее — АзР), где был принят Закон АзР «Об общественном участии» от 22 ноября 2013 г. № 816-ГУО.

Общественное участие в Законе АзР определено как «участие граждан и институтов гражданского общества в установленных Законом АзР формах в подготовке и осуществлении государственной политики в различных сферах государственной и общественной жизни, принятии решений на общегосударственном и местном уровнях, организации общественного контроля над деятельностью определенных соответствующим органом исполнительной власти центральных органов исполнительной власти, местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления (далее соответственно — ЦОИВ, МОИВ и ОМС), консультация государственных органов и ОМС с общественностью и принятие во внимание общественного мнения».

К формам общественного участия Закон АзР относит: общественный совет; общественное обсуждение; общественное слушание; изучение общественного мнения; общественное обсуждение проектов правовых актов; письменную консультацию. Подчеркнуто, что Закон АзР не ограничивает осуществление общественного участия в иных формах. Общественное участие в АзР осуществляется на основании следующих принципов: законности; добровольности; прозрачности; плюрализма; равенства и недопущения дискриминации.

Для совершенствования российского законодательства интерес представляют определения таких форм, как «изучение общественного мнения» и «письменная консультация». Изучение общественного мнения определено как «проведение социологических опросов и иных подобных мероприятий с целью изучения мнений различных слоев общества относительно отдельных вопросов государственной и общественной жизни»; а письменная консультация — как «обращение центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и общественных вопросов и вопросов местного значения, обсуждаемых указанными органами к институтам гражданского общества с целью изучения их мнения в связи с проектами правовых актов и анализ, обобщение и оценка заключений, замечаний и предложений, представленных в письменной форме».

Рассмотрим ряд вопросов организации деятельности общественных советов. Регулирование порядка создания общественного совета основано на следующих положениях.

Общественный совет в составе из 5 — 15 членов избирается с учетом установленных Законом АзР требований институтами гражданского общества в соответствии с положением, определяемым соответствующим органом исполнительной власти АзР. Каждый гражданин АзР, достигший 16-летнего возраста, может быть членом общественного совета. Устанавливается двухлетний срок полномочий общественного совета.

ЦОИВ, МОИВ и ОМС посредством своей интернет-страницы и иными существующими средствами объявляют время выдвижения кандидатов в общественный совет, начала и завершения их регистрации. Срок, предусмотренный для выдвижения и регистрации кандидатов, не может быть менее 20 рабочих дней.

Каждый институт гражданского общества может выдвинуть лишь одного кандидата в качестве члена общественного совета. В течение одного месяца после завершения выдвижения кандидатов проводятся выборы в общественный совет. Институты гражданского общества, не выдвинувшие своего кандидата, также могут принимать участие в выборе членов общественного совета.

Члены общественного совета избираются путем тайного голосования из числа выдвинутых кандидатур на совместном собрании, в равном количестве, состоящем из представителей институтов гражданского общества (их территориальных организаций), а в отношении МОИВ и ОМС — институтов гражданского общества, осуществляющих деятельность на соответствующей территории. За деятельность в общественном совете его членам не выдаются зарплата, гонорар, компенсация и другие выплаты.

ЦОИВ, МОИВ и ОМС создают условия для свободной деятельности общественного совета.

Общественный совет обладает следующими правами: получать от ЦОИВ, МОИВ и ОМС необходимые для своей деятельности сведения по вопросам, требующим консультаций с общественностью, — проекты правовых актов; выдвигать ЦОИВ, МОИВ и ОМС предложения о проведении консультаций с общественностью; выступать с предложениями о формировании и осуществлении государственной политики в соответствующей области и сфере; выдвигать предложения в связи с подготовкой проектов правовых актов относительно подготовки и осуществ-

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 05-2024

ления государственной политики в соответствующей области; собирать, обобщать и представлять в ЦОИВ, МОИВ и ОМС предложения институтов гражданского общества относительно решения вопросов, составляющих общественную и местную значимость; организовывать открытые мероприятия (общественные обсуждения, слушания, семинары, конференции, «круглые столы» и другие мероприятия) для обсуждения отдельных вопросов государственной и общественной жизни; с целью изучения общественного мнения проводить опросы или выдвигать в соответствующие организации предложения о проведении опросов; проводить общественные обсуждения проектов правовых актов; привлекать представителей ЦОИВ, МОИВ и ОМС, институтов гражданского общества, экспертов и научных организаций, в том числе представителей международных организаций, отдельных специалистов к деятельности совета; создавать постоянные и временные рабочие органы (комитеты, комиссии, экспертные группы, рабочие группы и др.) для осуществления собственных целей; организовать общественные слушания в связи с оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС) и стратегической экологической оценкой (СЭО), а также осуществлять общественную экологическую экспертизу в соответствии с Законом АзР «Об оценке воздействия на окружающую среду» и представлять по компетенции информацию о ее результатах. Члены общественного совета имеют право доступа в здания, в которых размещены ЦОИВ, МОИВ и ОМС, в порядке, установленном соответствующим органом.

Общественный совет имеет следующие обязанности: соблюдать Конституцию АзР и ее законы, а также иные нормативно-правовые акты; информировать население о деятельности совета; составлять и опубликовывать годовой отчет о своей деятельности; беспристрастно относиться к обсуждаемым вопросам.

Собрания общественного совета проводятся открыто и не менее четырех раз в году. По инициативе председателя общественного совета или одной трети его членов могут быть созваны внеочередные собрания общественного совета. Проект повестки дня собрания общественного совета формируется на основе предложений председателя общественного совета и его членов и утверждается на собрании. Акты общественного совета принимаются простым большинством голосов лиц, участвующих в собрании, и подписываются председательствующим. При

равном количестве голосов решающим является голос председателя. Представители центральных и местных органов исполнительной власти и органы местного самоуправления могут принимать участие в собраниях общественного совета.

Рабочий порядок общественного совета определяется регламентом, принятым на его собрании. В регламенте общественного совета предусматривается следующее: время и порядок проведения собраний; порядок принятия актов; порядок избрания председателя и иных уполномоченных лиц; создание постоянных и временных рабочих органов (комитетов, комиссий, экспертных групп, рабочих групп и др.) общественного совета и их обязанности; основы и порядок аннулирования членства в общественном совете; вопросы организации взаимодействия общественного совета с иными органами и организациями; порядок привлечения представителей центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, экспертов и научных организаций, в том числе представителей международных организаций, отдельных специалистов к деятельности общественного совета; иные вопросы, связанные со структурой и организацией деятельности общественного совета.

Общественный совет по организационным вопросам принимает решения, а по другим вопросам — заключения и предложения. Заключения и предложения общественного совета должны быть рассмотрены центральными и местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, в которые направлены указанные документы, в соответствии с Законом Азербайджанской Республики «Об обращении граждан». Непринятие во внимание заключений и предложений общественного совета должно быть обосновано соответствующим органом или должностным лицом.

Рассмотрим общественное слушание и общественное обсуждение. Государственные органы и органы местного самоуправления, институты гражданского общества, юридические лица, общественные советы и отдельные граждане могут быть инициаторами общественного слушания и общественного обсуждения.

Необходимо четкое соблюдение основных требований к организации и проведению общественного слушания и общественного обсуждения. Так, при организации и проведении общественного слушания и общественного обсужде-

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2024

ния должно быть учтено следующее: точное определение цели и темы общественного слушания и общественного обсуждения; информирование заинтересованных сторон о теме слушания и обсуждения; привлечение экспертов и специалистов к слушаниям и обсуждениям; проведение независимого и обширного анализа проблемы; в требуемых случаях вынесение альтернативных проектов и предложений на обсуждение; обеспечение участия полномочных представителей государственных органов и органов местного самоуправления, соответствующих теме слушания и обсуждения; информирование заинтересованных лиц о результатах слушания и обсуждения.

Общественное слушание и общественное обсуждение проводятся открыто. Каждое лицо может принять участие в слушаниях и высказать свое заключение относительно обсуждаемого вопроса. Организатор общественного слушания и общественного обсуждения: уточняет и утверждает тему слушания и обсуждения; определяет тему основных докладов и докладчиков; подготавливает проект программы проведения слушания и обсуждения; определяет место, время и срок проведения слушания и обсуждения; определяет принципы отбора и формы приглашения участников, приглашает их; подготавливает сведения объявительного характера для субъектов медиа и общественности и размещает указанные сведения в доступном для всех месте; подготавливает первичный проект итогового документа (документов) слушания и обсуждения. Объявление о проведении общественного слушания и общественного обсуждения размещается на интернет-странице инициатора или в медиа минимум за семь рабочих дней до мероприятия с указанием точного времени и места.

Итоговый документ общественного слушания при его проведении институтами гражданского общества и юридическими лицами подготавливается в форме обзора основных мнений, заключений и предложений, высказанных во время слушания, подписывается председательствующим на слушании и не позднее трех рабочих дней после завершения слушания представляется в соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления и субъекты медиа. Итоговый документ общественного обсуждения при его проведении институтами гражданского общества и юридическими лицами принимается в форме заключений и предложений, подписывается председателем собрания и не позднее трех рабочих дней после заверше-

ния обсуждения представляется в соответствующие государственные органы, субъекты медиа и средства массовой информации. Итоговые документы общественного слушания и общественного обсуждения рассматриваются в порядке, установленном в ст. 11.2 Закона АзР.

Рассмотрим правовой режим письменной консультации. При организации письменной консультации необходимо учитывать, что центральные и местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления размещают сведения о начале письменных консультаций в связи с подготавливаемыми ими проектами правовых актов или обсуждаемых вопросов общественного или местного значения на своих интернет-сайтах или в медиа. В соответствии с Законом АзР «О приобретении информации» проекты правовых актов, предусматривающих информацию, приобретение которой ограничено, или их соответствующие структурные элементы не опубликовываются для письменной консультации.

Обращая внимание на сроки письменной консультации, отметим, что центральные и местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления предусматривают, как минимум, семь рабочих дней для того, чтобы институты гражданского общества могли предоставить свои заключения, замечания и предложения относительно подготавливаемых ими проектов правовых актов или обсуждаемых вопросов общественного или местного значения. В течение 14 дней после обсуждения и оценки поступивших заключений, замечаний и предложений со стороны центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления принимается и опубликовывается обоснованное решение относительно их принятия во внимание или отклонения.

Эти положения Закона «Об общественном участии» от 22 ноября 2013 г. № 816-ГУО целесообразно использовать в целях совершенствования российского законодательства и расширения методологических рамок научных исследований [2].

Список источников

1. Виноградова Е.В., Кобзарь-Фролова М.Н. Актуальные проблемы науки административного права и административного процесса: Меж-дунар. науч.-практ. конф. («Лазаревские чтения — 2022») // Административное право и процесс. 2022. № 5. С. 79—88.

ЬАМ & LEGISLATION • 05-2024

2. Галузо В.Н. Теория правоохраны в Российской Федерации: Историко-правовое исследование. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2022. 527 с.

3. Кирюхин В. В. Участие граждан в охране общественного порядка: в поисках разумного баланса / / Закон и правопорядок в Третьем тысячелетии: IX Балтийский юрид. форум. Матер. Междунар. науч.-практ. конф. Калининград, 12 декабря 2020. Калининград: Калининградский филиал СПбУ МВД России, 2021. С. 93-94.

4. Кобзарь-Фролова М.Н. О конституциализа-ции административных правоотношений // Гос-во и право. 2023. № 12. С. 66-71.

5. Кроткова Н.В., Пожарский Д.В. Российская государственность и вызовы XXI века // Гос-во и право. 2022. № 5. С. 165-180.

6. Редкоус В.М. Отдельные аспекты конституционного развития государств - участников СНГ в контексте обеспечения национальной безопасности / В.М. Редкоус, О. В. Гарина // Актуальные проблемы государственно-правового строительства: Сб. ст. к 30-летию принятия Конституции Российской Федерации. Орёл, 22 ноября 2023. Орёл: Орловский юрид. ин-т МВД России им. В.В. Лукьянова, 2023. С. 94—98.

References

1. Vinogradova E. V., Kobzar-Frolova M.N. Current problems of the science of administrative law and administrative process: International scientific

and practical conference («Lazarev readings — 2022») // Administrative law and process. 2022. № 5. Pp. 79—88.

2. Galuzo V.N. Theory of law enforcement in the Russian Federation: Historical and legal research. Moscow: UNITY-DANA, 2022. 527 p.

3. Kiryukhin V.V. Participation of citizens in the protection of public order: in search of a reasonable balance / / Law and order in the Third Millennium: IX Baltic Legal Forum: Materials of the International scientific and practical conference, Kaliningrad, December 12, 2020. Kaliningrad: Kaliningrad branch of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021. Pp. 93—94.

4. Kobzar-Frolova M.N. On the constitutionalization of administrative legal relations // State and Law. 2023. № 12. Pp. 66—71.

5. Krotkova N.V., Pozharsky D.V. Russian statehood and challenges of the 21st century // State and law. 2022. № 5. Pp. 165—180.

6. Redkous V.M. Selected aspects of the constitutional development of the CIS member states in the context of ensuring national security / V.M. Redkous, O.V. Garina // Current problems of state legal construction: Collection of articles, To the 30th anniversary of the adoption of the Constitution of the Russian Federation, Orel, November 22 2023. Orel: Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.V. Lukyanova, 2023. Pp. 94—98.

Информация об авторе

Редкоус В.М. — доктор юридических наук, профессор, ведущий научный сотрудник сектора административного права и административного процесса

Статья поступила в редакцию 09.03.2024; одобрена после рецензирования 08.04.2024; принята к публикации 14.04.2024.

Information about the author

Redkous V.M. — doctor of legal sciences, professor, leading researcher of the sector of administrative law and administrative process

The article was submitted 09.03.2024; approved after reviewing 08.04.2024; accepted for publication 14.04.2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.