Научная статья на тему 'К вопросу об особенностях правового регулирования имущественных прав в отношении бесхозяйных движимых вещей в новых субъектах Российской Федерации '

К вопросу об особенностях правового регулирования имущественных прав в отношении бесхозяйных движимых вещей в новых субъектах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
правовое регулирование / имущественные права / бесхозяйные движимые вещи / объекты недвижимого имущества / новые субъекты Российской Федерации / legal regulation / property rights / ownerless movable things / real estate objects / new subjects of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Владимир Михайлович Редкоус

В статье на примере законодательства Донецкой Народной Республики проанализированы особенности порядка выявления и учета бесхозяйных движимых вещей, находящихся на территории республики, признания права государственной собственности ДНР на данное имущество, а также порядка распоряжения указанным имуществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of the peculiarities of legal regulation of property rights in relation to ownerless movable things in new constituent entities of the Russian Federation

The article, using the example of the legislation of the Donetsk People's Republic, analyzes the features of the procedure for identifying and recording ownerless movable things located on the territory of the Republic, recognizing the right of state ownership of the DPR to this property, as well as the procedure for disposing of this property.

Текст научной работы на тему «К вопросу об особенностях правового регулирования имущественных прав в отношении бесхозяйных движимых вещей в новых субъектах Российской Федерации »

Закон и право. 2024. № 4. С. 119-122. Law and legislation. 2024;(4):119-122.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-4-119-122 EDN: https://elibrary.ru/FRLIFY

NIION: 1997-0063-4/24-201 MOSURED: 77/27-001-2024-3-401

К вопросу об особенностях правового регулирования имущественных прав в отношении бесхозяйных движимых вещей в новых субъектах Российской Федерации

Владимир Михайлович Редкоус

Институт государства и права РАН, Москва, Россия, rwmmos@rambler.ru

Аннотация. В статье на примере законодательства Донецкой Народной Республики проанализированы особенности порядка выявления и учета бесхозяйных движимых вещей, находящихся на территории республики, признания права государственной собственности ДНР на данное имущество, а также порядка распоряжения указанным имуществом.

Ключевые слова: правовое регулирование, имущественные права, бесхозяйные движимые вещи, объекты недвижимого имущества, новые субъекты Российской Федерации.

Для цитирования: Редкоус В.М. К вопросу об особенностях правового регулирования имущественных прав в отношении бесхозяйных движимых вещей в новых субъектах Российской Федерации // Закон и право. 2024. № 4. С. 119—122. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-4-119-122 ЕБЫ: https://elibrary.ru/FRLIFY

Original article

On the issue of the peculiarities of legal regulation of property rights in relation to ownerless movable things in new constituent entities of the Russian Federation

Vladimir M. Redkous

Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, Rwmmos@rambler.ru

Abstract. The article, using the example of the legislation of the Donetsk People's Republic, analyzes the features of the procedure for identifying and recording ownerless movable things located on the territory of the Republic, recognizing the right of state ownership of the DPR to this property, as well as the procedure for disposing of this property.

Keywords: legal regulation, property rights, ownerless movable things, real estate objects, new subjects of the Russian Federation.

For citation: Redkous V.M. On the issue of the peculiarities of legal regulation of property rights in relation to ownerless movable things in new constituent entities of the Russian Federation // Law and legislation. 2024;(4): 119—122. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-4-119-122 EDN: https://elibrary.ru/FRLIFY

Я новых субъектах Российской Федерации актуализировалась проблема правового .Яш^ регулирования имущественных прав в отношении бесхозяйного имущества. Этот вопрос является актуальным и для Российской Федера-

© Редкоус В.М. М., 2024.

ции в целом, чему посвящен целый ряд научных публикаций [1; 2].

Правовой режим бесхозяйных вещей регулирует часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, в ст. 225 которого говорится, что «бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или

LAW & LEGISLATION • 04-2024

собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался».

Анализ содержания ст. 225 показывает, что правовой режим бесхозяйных вещей имеет не только гражданско-правовую составляющую, но и публично-правовую, что связано с совершением установленных законодательством действий органа, осуществляющего государственную регистрацию права на недвижимое имущество, а также органа местного самоуправления (далее — ОМС), на территории которого, например, находятся бесхозяйные недвижимые вещи.

Эти положения всецело отразились на содержании принятого Закона Донецкой Народной Республики (далее — ДНР) «Об особенностях регулирования имущественных прав в отношении бесхозяйных движимых вещей, расположенных на объектах недвижимого имущества, находящихся на территории ДНР» от 13 февраля 2024 г. № 52-РЗ1. Данный Закон закрепляет определение бесхозяйных движимых вещей (бесхозяйного движимого имущества), а также уполномоченных в данной области органов. К последним отнесены:

1) орган местного самоуправления — орган и должностные лица ДНР, осуществляющие полномочия, отнесенные законодательством РФ к полномочиям ОМС, отраслевой (функциональный), территориальный ОМС муниципального образования в ДНР, уполномоченный на управление объектами недвижимого имущества, на которых выявлены бесхозяйные движимые вещи;

2) исполнительный орган ДНР, к сфере деятельности (подведомственности, подчиненности, отраслевой принадлежности) которого относится управление объектами недвижимого имущества, на которых выявлены бесхозяйные движимые вещи, а также осуществляющий реализацию мероприятий, предусмотренных настоящим Законом, на объектах недвижимого имущества, находящихся в собственности публично-правовой компании «Фонд развития территорий» (далее — отраслевой орган);

3) коллегиальный орган — коллегиальный орган ДНР по вопросам управления и распоряжения объектами имущества, необходимыми для обеспечения жизнедеятельности населения, образованный Указом ВРИО исполняющего обязанности главы ДНР от 18 сентября 2023 г. № 299 «Об образовании коллегиального органа по вопросам управления и распоряжения объектами имущества».

1 URL: https://dnrsovet.su/zakonodatelnaya-deyatelnost/ (Дата обращения: 01.04.2024)

Выявление бесхозяйных движимых вещей осуществляется посредством поступления в ОМС или отраслевой орган сведений об обнаружении движимых вещей, имеющих признаки бесхозяйных: от органов публичной власти и их структурных подразделений; на основании обращений физических и юридических лиц в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ; при проведении в рамках предоставленных полномочий органами государственной власти и ОМС обследования и инвентаризации объектов недвижимого имущества; при проведении ремонта объектов инфраструктуры, а также иными не запрещенными законодательством России способами.

Устанавливаются правомочия лиц, выявивших бесхозяйные движимые вещи. В этом случае данные лица информируют ОМС или отраслевой орган о наличии такого имущества. Также лица, выявившие бесхозяйное движимое имущество, могут составить перечень такого имущества, осуществить его фотофиксацию и направить такой перечень с приложением фотографий в ОМС или отраслевой орган.

В случае выявления бесхозяйных движимых вещей на объектах недвижимости в рамках реализации процедуры признания расположенного на территории ДНР недвижимого имущества бесхозяйным (за исключением жилых домов, жилых помещений, садовых домов, хозяйственных построек, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд) мероприятия по признанию движимых вещей бесхозяйными проводятся ОМС или отраслевыми органами, осуществляющими реализацию процедуры признания расположенного на территории ДНР недвижимого имущества бесхозяйным.

В том случае, если выявление соответствующих бесхозяйных движимых вещей не относится к компетенции ОМС или отраслевого органа, которому поступили предусмотренные ранее названные сведения, не позднее трех рабочих дней со дня поступления сведений об обнаружении движимых вещей, имеющих признаки бесхозяйных, осуществляется перенаправление поступивших сведений в ОМС или отраслевой орган, к компетенции которого относится выявление таких бесхозяйных движимых вещей в соответствии с рассматриваемым Законом.

В том случае, если поступившие сведения об обнаружении движимых вещей, имеющих признаки бесхозяйных, перенаправлены в ОМС, то дальнейшая процедура выявления бесхозяйного движимого имущества осуществляется ОМС,

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2024

а если в отраслевой орган — то дальнейшая процедура выявления бесхозяйного движимого имущества осуществляется отраслевым органом.

ОМС или отраслевой орган в порядке, установленном таким органом, назначает выездное комиссионное обследование с привлечением к проведению обследования (при необходимости) сторонней организации. Расходы такой организации подлежат возмещению за счет средств бюджета ДНР или бюджета соответствующего муниципального образования, которому предоставлены межбюджетные трансферты из бюджета ДНР на возмещение расходов по привлечению сторонней организации к участию в проведении обследования.

Выездное комиссионное обследование проводится в следующих целях:

1) установление фактического наличия имущества, имеющего признаки бесхозяйного, в отношении которого поступили сведения в ОМС или отраслевой орган;

2) сопоставление адресных ориентиров, указанных в поступивших в ОМС или отраслевой орган сведениях о выявлении имущества, имеющего признаки бесхозяйного, с действительным адресом местоположения такого имущества;

3) визуальное описание имущества, имеющего признаки бесхозяйного, и составление акта визуального осмотра с фотофиксацией такого имущества;

4) установление правообладателей имущества, имеющего признаки бесхозяйного.

В случае невозможности установления правообладателей имущества, имеющего признаки бесхозяйного, при проведении выездного комиссионного обследования осуществляется размещение на таком имуществе или на месте обнаружения такого имущества в доступном для прочтения месте информационного сообщения на бумажном носителе, содержащего сведения о проводимых ОМС или отраслевым органом мероприятиях, и необходимости представления в ОМС или отраслевой орган в течение 10 рабочих дней с момента размещения соответствующего уведомления оригиналов правоустанавливающих документов в отношении имущества, обладающего признаками бесхозяйного.

По результатам выездного комиссионного обследования составляется акт обследования имущества, имеющего признаки бесхозяйного. Установлено, что акт обследования имущества, имеющего признаки бесхозяйного, должен содержать следующие сведения:

во-первых, перечень имущества, имеющего признаки бесхозяйного;

во-вторых, реквизиты решения ОМС или отраслевого органа о проведении выездного комиссионного обследования;

в-третъих, дату, время и место проведения выездного комиссионного обследования;

в-четвертых, сведения о лицах, участвующих в выездном комиссионном обследовании (с указанием их фамилии, имени, отчества, должности, подписи, расшифровки подписи);

в-пятых, сведения о правообладателях имущества, имеющего признаки бесхозяйного (с указанием их фамилии, имени, отчества, подписи, расшифровки подписи).

В случае невозможности установления правообладателей имущества, обладающего признаками бесхозяйного, или уклонения указанных лиц от подписания акта обследования имущества, имеющего признаки бесхозяйного, указание в акте на соответствующее обстоятельство с приложением фото- или видеоподтверждения размещения информационного сообщения на бумажном носителе, содержащего сведения о проводимых ОМС или отраслевым органом мероприятиях и указание на необходимость представления в ОМС или отраслевой орган в течение 10 рабочих дней с момента размещения соответствующего уведомления оригиналов правоустанавливающих документов в отношении имущества, обладающего признаками бесхозяйного;

в-шестых, приложение к акту обследования имущества, имеющего признаки бесхозяйного, в виде материалов фото- или видеофиксации, оформленных в форме фототаблиц и (или) ме-диафайлов на электронном носителе.

В течение трех рабочих дней после составления акта обследования имущества, имеющего признаки бесхозяйного, ОМС или отраслевой орган осуществляет подготовку и направление перечня имущества, имеющего признаки бесхозяйного, в Министерство имущественных и земельных отношений ДНР для размещения указанного перечня на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в целях установления правообладателей имущества, имеющего признаки бесхозяйного. Одновременно указанный перечень имущества размещается на официальном сайте ОМС или отраслевого органа.

Если в течение 14 рабочих дней с даты размещения в официальных источниках информации правообладатель имущества, имеющего признаки бесхозяйного, не будет установлен, а также при получении от территориального органа внутренних дел или иного органа сведений об отсутствии сведений о государственной регист-

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 04-2024

рации транспортного средства, ОМС или отраслевой орган составляет об этом соответствующий акт. В случае установления правообладателя имущества, имеющего признаки бесхозяйного, ОМС или отраслевой орган прекращает мероприятия по признанию имущества бесхозяйным и сообщает данную информацию лицу, предоставившему сведения об обнаружении движимых вещей, имеющих признаки бесхозяйных, в соответствии с ч. 1 ст. 3 рассматриваемого Закона.

По результатам проведения вышеописанных мероприятий ОМС или отраслевым органом принимается одно из следующих решений:

1) о прекращении мероприятий по признанию имущества бесхозяйным в связи с установлением правообладателя имущества;

2) о продлении срока проведения мероприятий по признанию имущества бесхозяйным в связи с необходимостью сбора дополнительной информации;

3) о невозможности установления правообладателя имущества или об установлении правообладателя имущества, который отказался от принадлежащих ему прав в отношении имущества.

Важно четко установить полномочия ОМС и отраслевых органов в рассматриваемой области. Так, ОМС или отраслевые органы: проводят инвентаризацию бесхозяйных движимых вещей; с момента выявления объекта принимают необходимые меры по обеспечению сохранности бесхозяйных движимых вещей, в том числе их содержания, включая поддержание их эксплуатационных свойств, в случаях, если непринятие таких мер может привести к нарушению целостности, повреждению или утрате имущества; разрабатывают и утверждают финансовые планы (планы финансирования), включающие затраты, необходимые для обеспечения сохранности, поддержания первоначального состояния и возможности использования переданных бесхозяйных движимых вещей, для проведения независимой оценки бесхозяйных движимых вещей.

Помимо этого, осуществляют контроль за их выполнением; при выявлении случаев хищения, замены или преднамеренного повреждения имущества ОМС или отраслевой орган направляют соответствующие материалы в правоохранительные органы для принятия решения в рамках их компетенции; несут ответственность за недостачу, порчу, замену или утрату данного имущества; принимают документы от собственника имущества для рассмотрения и подготовки предложений с последующим направлением в коллегиальный орган для принятия решения о возврате имущества; ведут учет бесхозяйных движимых вещей, а также осуществляют иные предусмотренные законодательством полномочия.

Рассматриваемым Законом также определяются порядок и процедуры признания права собственности на бесхозяйные движимые вещи, возврата имущества, распоряжения имуществом после признания права государственной собственности ДНР на него, а также устанавливаются особенности признания права собственности на отдельные объекты имущества, имеющего признаки бесхозяйного, и реализации такого имущества после возникновения права государственной собственности ДНР.

Список источников

1. Смирнов В.И., Бублик И.Г. Правовой режим бесхозяйного имущества (публично-правовой аспект) // Вестник Санкт-Петербургского ун-та МВД России. 2005. № 2(26). С. 180-182.

2. Филиппова Е.В. Бесхозяйный объект недвижимого имущества как особая категория объектов муниципальной собственности в России // Заметки ученого. 2022. № 6. С. 373—376.

References

1. Smirnov V.I., Bublik I.G. Legal regime of ownerless property (public legal aspect) // Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2005. № 2(26). Pp. 180—182.

2. Filippova E.V. Ownerless real estate property as a special category of municipal property in Russia // Notes of a scientist. 2022. № 6. Pp. 373—376.

Информация об авторе

Редкоус В.М. — доктор юридических наук, профессор, ведущий научный сотрудник сектора административного права и административного процесса

Статья поступила в редакцию 08.02.2024; одобрена после рецензирования 08.03.2024; принята к публикации 14.03.2024.

Information about the author

Redkous V.M. — doctor of legal sciences, professor, leading researcher of the sector of administrative law and administrative process

The article was submitted 08.02.2024; approved after reviewing 08.03.2024; accepted for publication 14.03.2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.